Хамса Низами
Часть серии о |
Низами Гянджеви |
---|
Хамса Пандж или Гандж |
Связанные темы |
Памятники |
Мавзолей Низами • Музей азербайджанской литературы имени Низами • Низами Гынцəви (Бакинский метрополитен) • в каннабисе • в Баку • в Пекине • в Кишиневе • в Риме • в Санкт-Петербурге • в Ташкенте |
( «Хамса» персидский : خمسه , «Квинтет» или «Квинарий», от арабского ) или Пандж Гандж ( персидский : پنج گنج , «Пять сокровищ») — главное и самое известное произведение Низами Гянджеви .
Описание
[ редактировать ]Хамса : состоит из пяти длинных повествовательных стихотворений
- Махзан-ол-Асрар ( مخزنالاسرار , «Сокровищница или хранилище тайн»). [1] ), 1163 г. (некоторые датируют 1176 г.)
- о Ширин , 1177-1180 гг. Хосров
- Лейла и Меджнун ( Лили 1192 г. и Меджнун ),
- Эскандар-Наме ( 1196–1202 гг. «Книга Александра»), 1194 или
- Пейкар ( Хафт «Семь красавиц»), 1197 г.
Первое из этих стихотворений, «Махзан-ол-Асрар» , создано под влиянием Санаи (ум. 1131) монументального «Сада истины» . Четыре других стихотворения представляют собой средневековые романы. Хосров и Ширин, Бахрам-и Гур и Александр Великий , которым всем посвящены эпизоды в « Фирдоуси » Шахнаме . [1] снова появляются здесь, в центре трех из четырех повествовательных стихотворений Незами. Приключение парных влюбленных, Лейлы и Меджнуна, является предметом второго из четырех его романов , заимствованных из арабских источников. [1] Во всех этих случаях Незами существенно переработал материал своих источников. [1]
Хамса Великих была популярной темой для роскошных рукописей, иллюстрированных расписными миниатюрами при дворах Персии и Моголов в последующие века. Примеры включают Хамсу Низами (Британская библиотека, № 12208) , созданную для императора Великих Моголов Акбара в 1590-х годах. Рукопись Хамсы , созданная для принца Аурангзеба , шестого императора Великих Моголов, сейчас находится в Коллекции исламского искусства Халили . На иллюстрациях Бахрама Гура этот персонаж изображен как Аурангзеб. [2]
Галерея
[ редактировать ]- Страница из иллюстрированной рукописи «Хамсы» Низами. Бруклинский музей .
- Сасанидский царь Бахрам Гур — великий фаворит персидской традиции и поэзии. Изображение картины Незами «Бахрам и индийская принцесса в черном шатре», Хамса , середина XVI века, Сефевидов . эпоха
- Сцена из романса « Лейла и Меджнун ». Разочарованные влюбленные встречаются в последний раз перед смертью. Оба потеряли сознание, и пожилой посланник Меджнуна пытается оживить Лейлу, в то время как дикие животные защищают пару от непрошеных злоумышленников. Иллюстрация конца XVI века.
- Встреча Хосрова и Ширин , иллюстрация из «Хамсы» принца Аурангзеба, 1640-е годы.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д ШАРЛЬ-АНРИ ДЕ ФУШЕКУР, «ИРАН: Классическая персидская литература» в Энциклопедии Ираника
- ^ «Исламское искусство | Хамса Низами для принца Авранзеба» . Коллекции Халили . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ Боукер. Мировые религии . п. 165.