Ибрагим Мирза
Принц Ибрагим Мирза , Солтан Эбрахим Мирза , полное имя Абуль Фатх Султан Ибрагим Мирза ( персидский : ابوالفتح سلطان ابراهیم میرزا ; апрель 1540 — 23 февраля 1577) был персидским принцем Сефевидов . противный , который был любимцем своего дяди и тесть Шах Тахмасп I , но который был казнен преемником Тахмаспа, шахом Исмаилом II . Ибрагима сейчас в основном помнят как покровителя искусств, особенно персидской миниатюры . Хотя большая часть его библиотеки и коллекции произведений искусства, очевидно, была уничтожена его женой после его убийства, сохранившиеся работы, заказанные им, включают рукопись « Хафт Ауранг» поэта Джами , которая сейчас находится в Художественной галерее Фрира в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Ибрагим Мирза был внуком основателя династии Сефевидов Исмаила I (1487–1524) от четвертого сына Исмаила, принца Бахрама Мирзы Сефеви (1518–1550), который был губернатором Хорасана (1529–32), Гилана (1536–1536). 37) и Хамадан (1546–49), а также комиссар по рукописям. Двое его дядей и двое его братьев должны были восстать против Тахмаспа. Однако Ибрагим Мирза, выросший при дворе, был давним фаворитом Тахмаспа, оставался ему верным и был назначен губернатором Мешхеда в возрасте 16 лет, прибыв туда в марте 1556 года. [ 2 ] Это назначение носило номинальный характер — сам Тахмасп получил свой первый губернаторский пост в возрасте четырех лет, — но также было политическим, связанным с матерью Ибрагима Мирзы, которая происходила из династии Ширваншахов . [ 3 ]
В 1560 году он женился на старшей дочери Тахмаспа от наложницы, Гавхар Султан Бегум (умерла в 1577 году); [ 4 ] у них была одна дочь, Гавхар Шад Бегум (умерла в 1587 г.). [ 4 ] Примерно в конце 1562 года он ехал в Ардебиль , чтобы занять там пост губернатора, когда шаху доложили о его реакции на шутку, разгневавшую шаха, и назначение было перенесено на гораздо менее важную должность губернатора Каена. , в Хорасане. [ 5 ] В 1564 и 1565 годах ему пришлось подавлять крупное восстание племен Таккалу , которые использовали армию рабов численностью 10 000 человек. [ 6 ]
Через несколько лет гнев шаха Тахмаспа утих, и Ибрагим Мирза был повторно назначен губернатором Мешхеда в 1566 году. Он был снова отстранен от должности «через год или два, очевидно, за то, что он не смог помочь в спасении осажденного сына шаха, Солтана Мухаммада». Мирза». [ 7 ] Его послали управлять Сабзаваром до 1574 года, когда ему уже было 34 года, и он был отозван в столицу Казвин , чтобы служить великим церемониймейстером ( ишик-акаси-баши ). Когда Тахмасп умер в 1576 году, Ибрагим Мирза участвовал в борьбе при дворе за престолонаследие, в конце концов поддержав успешного Исмаила II , который назначил его хранителем королевской печати (мордар). 23 февраля 1577 года Ибрагим Мирза был убит в Казвине вместе с несколькими другими принцами по приказу Исмаила II во время генеральной зачистки потенциальных соперников. [ 8 ] Будучи новым шахом, Исмаил II, который, возможно, был психически неуравновешен после 20 лет тюремного заключения, вскоре оттолкнул кызылбашей , имевших власть при дворе, и особенно свою влиятельную сестру Пари Хан Ханум . Кызылбаши начали рассматривать Ибрагима Мирзу как возможную замену Исмаила, который умер 24 ноября, предположительно, после употребления отравленного опиума . [ 9 ]
Покровитель искусств
[ редактировать ]Как и другие князья Сефевидов, Ибрагим-Мирза практиковал как поэт, художник и каллиграф и был покровителем поэтов, музыкантов и других художников, но он был особенно важен для своего ателье по производству иллюминированных рукописей . Когда в 1540-х годах Шах Тахмасп, бывший в то время ведущим покровителем персидской живописи, перестал заказывать рукописи, мастерская Ибрагима Мирзы какое-то время была самой важной в Персии. [ 10 ] Как поэт он написал несколько тысяч строк на персидском и турецком языках . [ 8 ]
В « Свободном Джами» содержатся заявления двух каллиграфов, скопировавших текст, о том, что он был скопирован в Мешхеде. Другой источник сообщает, что один из них, Малик ад-Дайлами, отправился с Ибрагимом Мирзой в Мешхед в 1556 году и оставался там 18 месяцев, прежде чем шах отозвал его. Он также обучал Ибрагима каллиграфии. Несмотря на просьбы принца, Малику не разрешили вернуться в Мешхед до его смерти в 1561 или 1562 году. Второй каллиграф, Шах Махмуд Нишапури, написавший последнее крупное поручение Тахмаспа, « Хамсу Низами» , Британская библиотека Ор. 2265 г., умер в Мешаде в 1564 или 1565 г. [ 11 ]
Состоит из 28 полностраничных миниатюр, ни одна из которых не подписана и не датирована. [ 12 ] но современные приписывания (не всегда находящие консенсус среди ученых) были сделаны художникам, включая Шейха Мухаммада , важного художника, который, как записано, присоединился к Ибрагиму Мирзе в Сабзаваре и после смерти Ибрагима вернулся к работе на шахов. [ 13 ] Шейх Мухаммад, возможно, был ответственен за индивидуализированные лица на некоторых картинах, нетипичные для персидской живописи, и с нетерпением ждал миниатюры Великих Моголов - традиции, которая зародилась как раз в эти годы. Другие художники из ателье Тахмаспа поступили на службу к императору Великих Моголов Хумаюну . и другие утверждают, что один художник, Мирза Али, Действительно, Стюарт Кэри Уэлч внес свой вклад в создание «Свободного Джами», в то время как теория Барбары Бренд о том, что он был тем же человеком, что и Абд аль-Самад, предполагает, что он работал на Хумаюна и его сына. Акбара как раз в эти годы сначала в Кабуле , а затем в Индии. [ 14 ] Другим художником, работавшим на принца, был Али Асгар , отец Резы Аббаси , ведущего художника следующего поколения, родившегося около 1565 года, возможно, в Мешхеде. [ 15 ]
Уэлч предполагает, что некоторые картины были написаны в Казвине художниками старшего возраста, такими как Ага Мирак и Музаффар Али, которые остались там и были отправлены в Мешхед. [ 16 ] но отчет другого каллиграфа принца, Кази Ахмада , хотя он, по общему признанию, и полон экстравагантных похвал, ясно дает понять, что Ибрагим Мирза взял с собой на свои посты значительную группу художников и ремесленников и проводил среди них много времени. [ 17 ] Другим художникам, работавшим над рукописью, были присвоены титулы художников A и D за их работу над более ранними рукописями для Тахмаспа. [ 16 ] Ибрагим Мирза, возможно, также заказал рукописи в Казвине в 1570-х годах, в лучший период производства там. [ 18 ] Миниатюры в книге переполнены фигурками, а в противоположном примере текстиля, по мнению многих критиков, слишком много. Судя по всему, Ибрагим Мирза отождествлял себя с Юсуфом ( Иосифом ) и его изображения, вероятно, задуманы как портреты. [ 19 ] Рукопись была описана как «последняя по-настоящему великая рукопись, созданная при династии Сефевидов». [ 20 ]
Для Барбары Бренд:
Внешне иллюстрации к рассказам Джами очень похожи на иллюстрации к произведениям Тахмаспа; это сложные композиции высокого уровня отделки, но в них больше фигур слегка гротескных, больше юношей со слегка распущенной кошачьей улыбкой и палитра, допускающая больше коричневых и фиолетовых третичных цветов. Взгляд беспокойно скользит по странице от детали к детали. Создается впечатление, что художники потеряли уверенность в силе мнимого повествовательного сюжета, способного заинтересовать зрителя, и искали другие способы удержать внимание. Невинность была потеряна; классические произведения продолжат иллюстрироваться, но только как средство проявления мастерства художников; кажется, они больше не имеют мифической власти над воображением. Будущее живописи должно было быть за более реалистичными сюжетами, хотя их обработка часто скрывает от нас этот реализм. [ 21 ]
Записано, что после убийства Ибрагима Мирзы его жена, которая пережила его всего на три месяца, уничтожала его библиотеку и личные вещи, мыла рукописи в воде, разбивала то, что, вероятно, было китайским фарфором , и сжигала другие вещи. Она также вымыла муракку или альбом, содержащий, среди прочего, миниатюры Бехзада , которые ее муж собрал и подарил ей на свадьбу. [ 22 ] Возможно, она не хотела, чтобы что-нибудь попало в руки ее брата, отдавшего приказ о его смерти и завладевшего мастерской принца. [ 23 ] Сохранились только две рукописи, заказанные Ибрагимом Мирзой, «Фрир Джами» и гораздо более «скромная» рукопись 1574 года, находящаяся ныне во дворце Топкапы в Стамбуле , всего с двумя иллюстрациями. [ 8 ] В 1582 году его дочь составила книгу, содержащую его стихи с некоторыми миниатюрами, которая сохранилась в двух экземплярах: один в Музее Ага-Хана , а другой - в библиотеке дворца Голестан в Тегеране . [ 24 ]
-
Фрир Джами, приписываемый Музаффару Али
-
Фрир Джами, приписываемый Мирзе Али
-
Деталь от Фрира Джами
Примечания
[ редактировать ]- ^ Титли, 105.
- ^ Симпсон; Уэлч 24.
- ^ Папа, 26.
- ^ Jump up to: а б Ньюман, Эй Джей (2012). Сефевидский Иран: возрождение Персидской империи . Издательство Блумсбери. стр. 35, 48, 165 с. 18. ISBN 978-0-85773-366-5 .
- ^ Симпсон. Даты в источниках о жизни князя порой противоречивы. Датой его рождения можно назвать 1544 год (см. Музей Ага Хана ниже).
- ^ Бабайе, 27–8.
- ^ Симпсоны.
- ^ Jump up to: а б с Симпсоны
- ^ Абисаб, 49.
- ^ Уэлч, 23–24; Судавар, 1
- ^ Титли, 106
- ^ Уэлч, 31 год, который их всех перечисляет.
- ^ Титли, 106; Уэлч, 24, 118, 123
- ^ Бренд. Дополнительную информацию см. в статье Абд аль-Самада.
- ^ Симпсон; Титли, 108
- ^ Jump up to: а б Уэлч, 24 года
- ^ Симпсон; Титли, 105–106; Уэлч, 23–27 лет.
- ^ Титли, 103
- ^ Уэлч, 98-127; Титли, 106
- ^ Уэлч, 127
- ^ Исламский, 164
- ^ Титли, 105
- ^ «Музей Ага Хана» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 26 февраля 2011 г.
- ^ Симпсон; Альбом 1582. Архивировано 24 июля 2011 г. в Wayback Machine. Музее Ага Хана
Ссылки
[ редактировать ]- Абисааб, Рула Джурдим, Преобразование Персии: религия и власть в империи Сефевидов , IBTauris, 2004, ISBN 1-86064-970-X , 9781860649707
- Бабайе, Суссан, Рабы шаха: новые элиты Сефевидского Ирана , IBTauris, 2004, ISBN 1-86064-721-9 , ISBN 978-1-86064-721-5
- Бренд, Барбара. «Еще одна карьера Мирзы Али?» в Ньюмане, Эндрю Дж. (редактор), Общество и культура на Ближнем Востоке раннего Нового времени: исследования Ирана в период Сефевидов, Том 1998 г. , Том 46 исламской истории и цивилизации , BRILL, 2003 г., ISBN 90-04-12774-7 , ISBN 978-90-04-12774-6
- «Исламский» — Бренд, Барбара. Исламское искусство , издательство Гарвардского университета, 1991, ISBN 0-674-46866-X , 9780674468665
- Симпсон, Марианна С., Эбрахим Мирза в Энциклопедии Ираника , 1997, онлайн-текст , по состоянию на 25 февраля 2011 г.
- Судавар, Аболала, Эпоха Мухаммади , Мукарнас , 2000, PDF
- Титли, Нора М., Персидская миниатюрная живопись и ее влияние на искусство Турции и Индии , 1983, University of Texas Press, 0292764847
- Уэлч, Стюарт Кэри. Королевские персидские рукописи , Темза и Гудзон, 1976 г., ISBN 0-500-27074-0
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Симпсон, JRR Марианна Шрив (1997). Хафт Ауранг султана Ибрагима Мирзы: княжеская рукопись из Ирана шестнадцатого века . Издательство Йельского университета. твердый переплет: ISBN 978-0-300-06802-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Freer Gallery Онлайн-выставка Freer Jami