Jump to content

Ибрагим Мирза

Персидская миниатюра из Хафт Ауранг в Художественной галерее Фрир , 1556–1565, сделанная по заказу Ибрагима Мирзы и сделанная в Мешхеде .

Принц Ибрагим Мирза , Солтан Эбрахим Мирза , полное имя Абуль Фатх Султан Ибрагим Мирза ( персидский : ابوالفتح سلطان ابراهیم میرزا ; апрель 1540 — 23 февраля 1577) был персидским принцем Сефевидов . противный , который был любимцем своего дяди и тесть Шах Тахмасп I , но который был казнен преемником Тахмаспа, шахом Исмаилом II . Ибрагима сейчас в основном помнят как покровителя искусств, особенно персидской миниатюры . Хотя большая часть его библиотеки и коллекции произведений искусства, очевидно, была уничтожена его женой после его убийства, сохранившиеся работы, заказанные им, включают рукопись « Хафт Ауранг» поэта Джами , которая сейчас находится в Художественной галерее Фрира в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

Ибрагим Мирза был внуком основателя династии Сефевидов Исмаила I (1487–1524) от четвертого сына Исмаила, принца Бахрама Мирзы Сефеви (1518–1550), который был губернатором Хорасана (1529–32), Гилана (1536–1536). 37) и Хамадан (1546–49), а также комиссар по рукописям. Двое его дядей и двое его братьев должны были восстать против Тахмаспа. Однако Ибрагим Мирза, выросший при дворе, был давним фаворитом Тахмаспа, оставался ему верным и был назначен губернатором Мешхеда в возрасте 16 лет, прибыв туда в марте 1556 года. [ 2 ] Это назначение носило номинальный характер — сам Тахмасп получил свой первый губернаторский пост в возрасте четырех лет, — но также было политическим, связанным с матерью Ибрагима Мирзы, которая происходила из династии Ширваншахов . [ 3 ]

В 1560 году он женился на старшей дочери Тахмаспа от наложницы, Гавхар Султан Бегум (умерла в 1577 году); [ 4 ] у них была одна дочь, Гавхар Шад Бегум (умерла в 1587 г.). [ 4 ] Примерно в конце 1562 года он ехал в Ардебиль , чтобы занять там пост губернатора, когда шаху доложили о его реакции на шутку, разгневавшую шаха, и назначение было перенесено на гораздо менее важную должность губернатора Каена. , в Хорасане. [ 5 ] В 1564 и 1565 годах ему пришлось подавлять крупное восстание племен Таккалу , которые использовали армию рабов численностью 10 000 человек. [ 6 ]

Через несколько лет гнев шаха Тахмаспа утих, и Ибрагим Мирза был повторно назначен губернатором Мешхеда в 1566 году. Он был снова отстранен от должности «через год или два, очевидно, за то, что он не смог помочь в спасении осажденного сына шаха, Солтана Мухаммада». Мирза». [ 7 ] Его послали управлять Сабзаваром до 1574 года, когда ему уже было 34 года, и он был отозван в столицу Казвин , чтобы служить великим церемониймейстером ( ишик-акаси-баши ). Когда Тахмасп умер в 1576 году, Ибрагим Мирза участвовал в борьбе при дворе за престолонаследие, в конце концов поддержав успешного Исмаила II , который назначил его хранителем королевской печати (мордар). 23 февраля 1577 года Ибрагим Мирза был убит в Казвине вместе с несколькими другими принцами по приказу Исмаила II во время генеральной зачистки потенциальных соперников. [ 8 ] Будучи новым шахом, Исмаил II, который, возможно, был психически неуравновешен после 20 лет тюремного заключения, вскоре оттолкнул кызылбашей , имевших власть при дворе, и особенно свою влиятельную сестру Пари Хан Ханум . Кызылбаши начали рассматривать Ибрагима Мирзу как возможную замену Исмаила, который умер 24 ноября, предположительно, после употребления отравленного опиума . [ 9 ]

Покровитель искусств

[ редактировать ]
Меджнун в лагере Лейлы из Свободного Джами, приписываемый Шейху Мухаммаду.

Как и другие князья Сефевидов, Ибрагим-Мирза практиковал как поэт, художник и каллиграф и был покровителем поэтов, музыкантов и других художников, но он был особенно важен для своего ателье по производству иллюминированных рукописей . Когда в 1540-х годах Шах Тахмасп, бывший в то время ведущим покровителем персидской живописи, перестал заказывать рукописи, мастерская Ибрагима Мирзы какое-то время была самой важной в Персии. [ 10 ] Как поэт он написал несколько тысяч строк на персидском и турецком языках . [ 8 ]

В « Свободном Джами» содержатся заявления двух каллиграфов, скопировавших текст, о том, что он был скопирован в Мешхеде. Другой источник сообщает, что один из них, Малик ад-Дайлами, отправился с Ибрагимом Мирзой в Мешхед в 1556 году и оставался там 18 месяцев, прежде чем шах отозвал его. Он также обучал Ибрагима каллиграфии. Несмотря на просьбы принца, Малику не разрешили вернуться в Мешхед до его смерти в 1561 или 1562 году. Второй каллиграф, Шах Махмуд Нишапури, написавший последнее крупное поручение Тахмаспа, « Хамсу Низами» , Британская библиотека Ор. 2265 г., умер в Мешаде в 1564 или 1565 г. [ 11 ]

Состоит из 28 полностраничных миниатюр, ни одна из которых не подписана и не датирована. [ 12 ] но современные приписывания (не всегда находящие консенсус среди ученых) были сделаны художникам, включая Шейха Мухаммада , важного художника, который, как записано, присоединился к Ибрагиму Мирзе в Сабзаваре и после смерти Ибрагима вернулся к работе на шахов. [ 13 ] Шейх Мухаммад, возможно, был ответственен за индивидуализированные лица на некоторых картинах, нетипичные для персидской живописи, и с нетерпением ждал миниатюры Великих Моголов - традиции, которая зародилась как раз в эти годы. Другие художники из ателье Тахмаспа поступили на службу к императору Великих Моголов Хумаюну . и другие утверждают, что один художник, Мирза Али, Действительно, Стюарт Кэри Уэлч внес свой вклад в создание «Свободного Джами», в то время как теория Барбары Бренд о том, что он был тем же человеком, что и Абд аль-Самад, предполагает, что он работал на Хумаюна и его сына. Акбара как раз в эти годы сначала в Кабуле , а затем в Индии. [ 14 ] Другим художником, работавшим на принца, был Али Асгар , отец Резы Аббаси , ведущего художника следующего поколения, родившегося около 1565 года, возможно, в Мешхеде. [ 15 ]

Уэлч предполагает, что некоторые картины были написаны в Казвине художниками старшего возраста, такими как Ага Мирак и Музаффар Али, которые остались там и были отправлены в Мешхед. [ 16 ] но отчет другого каллиграфа принца, Кази Ахмада , хотя он, по общему признанию, и полон экстравагантных похвал, ясно дает понять, что Ибрагим Мирза взял с собой на свои посты значительную группу художников и ремесленников и проводил среди них много времени. [ 17 ] Другим художникам, работавшим над рукописью, были присвоены титулы художников A и D за их работу над более ранними рукописями для Тахмаспа. [ 16 ] Ибрагим Мирза, возможно, также заказал рукописи в Казвине в 1570-х годах, в лучший период производства там. [ 18 ] Миниатюры в книге переполнены фигурками, а в противоположном примере текстиля, по мнению многих критиков, слишком много. Судя по всему, Ибрагим Мирза отождествлял себя с Юсуфом ( Иосифом ) и его изображения, вероятно, задуманы как портреты. [ 19 ] Рукопись была описана как «последняя по-настоящему великая рукопись, созданная при династии Сефевидов». [ 20 ]

Для Барбары Бренд:

Внешне иллюстрации к рассказам Джами очень похожи на иллюстрации к произведениям Тахмаспа; это сложные композиции высокого уровня отделки, но в них больше фигур слегка гротескных, больше юношей со слегка распущенной кошачьей улыбкой и палитра, допускающая больше коричневых и фиолетовых третичных цветов. Взгляд беспокойно скользит по странице от детали к детали. Создается впечатление, что художники потеряли уверенность в силе мнимого повествовательного сюжета, способного заинтересовать зрителя, и искали другие способы удержать внимание. Невинность была потеряна; классические произведения продолжат иллюстрироваться, но только как средство проявления мастерства художников; кажется, они больше не имеют мифической власти над воображением. Будущее живописи должно было быть за более реалистичными сюжетами, хотя их обработка часто скрывает от нас этот реализм. [ 21 ]

Записано, что после убийства Ибрагима Мирзы его жена, которая пережила его всего на три месяца, уничтожала его библиотеку и личные вещи, мыла рукописи в воде, разбивала то, что, вероятно, было китайским фарфором , и сжигала другие вещи. Она также вымыла муракку или альбом, содержащий, среди прочего, миниатюры Бехзада , которые ее муж собрал и подарил ей на свадьбу. [ 22 ] Возможно, она не хотела, чтобы что-нибудь попало в руки ее брата, отдавшего приказ о его смерти и завладевшего мастерской принца. [ 23 ] Сохранились только две рукописи, заказанные Ибрагимом Мирзой, «Фрир Джами» и гораздо более «скромная» рукопись 1574 года, находящаяся ныне во дворце Топкапы в Стамбуле , всего с двумя иллюстрациями. [ 8 ] В 1582 году его дочь составила книгу, содержащую его стихи с некоторыми миниатюрами, которая сохранилась в двух экземплярах: один в Музее Ага-Хана , а другой - в библиотеке дворца Голестан в Тегеране . [ 24 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Титли, 105.
  2. ^ Симпсон; Уэлч 24.
  3. ^ Папа, 26.
  4. ^ Jump up to: а б Ньюман, Эй Джей (2012). Сефевидский Иран: возрождение Персидской империи . Издательство Блумсбери. стр. 35, 48, 165 с. 18. ISBN  978-0-85773-366-5 .
  5. ^ Симпсон. Даты в источниках о жизни князя порой противоречивы. Датой его рождения можно назвать 1544 год (см. Музей Ага Хана ниже).
  6. ^ Бабайе, 27–8.
  7. ^ Симпсоны.
  8. ^ Jump up to: а б с Симпсоны
  9. ^ Абисаб, 49.
  10. ^ Уэлч, 23–24; Судавар, 1
  11. ^ Титли, 106
  12. ^ Уэлч, 31 год, который их всех перечисляет.
  13. ^ Титли, 106; Уэлч, 24, 118, 123
  14. ^ Бренд. Дополнительную информацию см. в статье Абд аль-Самада.
  15. ^ Симпсон; Титли, 108
  16. ^ Jump up to: а б Уэлч, 24 года
  17. ^ Симпсон; Титли, 105–106; Уэлч, 23–27 лет.
  18. ^ Титли, 103
  19. ^ Уэлч, 98-127; Титли, 106
  20. ^ Уэлч, 127
  21. ^ Исламский, 164
  22. ^ Титли, 105
  23. ^ «Музей Ага Хана» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 26 февраля 2011 г.
  24. ^ Симпсон; Альбом 1582. Архивировано 24 июля 2011 г. в Wayback Machine. Музее Ага Хана
  • Абисааб, Рула Джурдим, Преобразование Персии: религия и власть в империи Сефевидов , IBTauris, 2004, ISBN   1-86064-970-X , 9781860649707
  • Бабайе, Суссан, Рабы шаха: новые элиты Сефевидского Ирана , IBTauris, 2004, ISBN   1-86064-721-9 , ISBN   978-1-86064-721-5
  • Бренд, Барбара. «Еще одна карьера Мирзы Али?» в Ньюмане, Эндрю Дж. (редактор), Общество и культура на Ближнем Востоке раннего Нового времени: исследования Ирана в период Сефевидов, Том 1998 г. , Том 46 исламской истории и цивилизации , BRILL, 2003 г., ISBN   90-04-12774-7 , ISBN   978-90-04-12774-6
  • «Исламский» — Бренд, Барбара. Исламское искусство , издательство Гарвардского университета, 1991, ISBN   0-674-46866-X , 9780674468665
  • Симпсон, Марианна С., Эбрахим Мирза в Энциклопедии Ираника , 1997, онлайн-текст , по состоянию на 25 февраля 2011 г.
  • Судавар, Аболала, Эпоха Мухаммади , Мукарнас , 2000, PDF
  • Титли, Нора М., Персидская миниатюрная живопись и ее влияние на искусство Турции и Индии , 1983, University of Texas Press, 0292764847
  • Уэлч, Стюарт Кэри. Королевские персидские рукописи , Темза и Гудзон, 1976 г., ISBN   0-500-27074-0

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Симпсон, JRR Марианна Шрив (1997). Хафт Ауранг султана Ибрагима Мирзы: княжеская рукопись из Ирана шестнадцатого века . Издательство Йельского университета. твердый переплет: ISBN   978-0-300-06802-3
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 35e5a58b5e678140afec57fb11b1b641__1714154340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/41/35e5a58b5e678140afec57fb11b1b641.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ibrahim Mirza - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)