Реза Аббаси
Реза Аббаси | |
---|---|
![]() Посмертный портрет Резы Аббаси работы его ученика Моэна Мосаввера . Создан в Исфахане 19 апреля 1676 г. | |
Рожденный | 1565 |
Умер | 1635 г. (69–70 лет) Тебриз , Сефевидский Иран |
Семья | Али Асгар (отец) |

Реза Persian: رضا عباسیАббаси [а] также известный как Ака Реза ( ок. 1565–1635 ), [б] был ведущим персидским миниатюристом Исфаханской школы в поздний период Сефевидов , проведя большую часть своей карьеры, работая на шаха Аббаса I. [1] Он считается последним великим мастером персидской миниатюры , наиболее известным своими одиночными миниатюрами для муракки или альбомов, особенно отдельными фигурками красивых юношей.
Жизнь и искусство
[ редактировать ]Риза, возможно, родился в Кашане , поскольку Ака Риза Кашани — одна из версий его имени; Также высказывалось предположение, что он родился в Мешаде , где записано, что его отец, художник-миниатюрист Али Асгар , работал в ателье губернатора принца Ибрагима Мирзы . [2] После убийства Ибрагима Али Асгар присоединился к мастерской шаха Исмаила II в столице Касвине . [3] Риза, вероятно, получил образование у своего отца и в молодом возрасте присоединился к мастерской шаха Аббаса I. К этому времени количество королевских заказов на иллюстрированные книги уменьшилось и было замененоальбом миниатюр в рамках занятости отдан художникам царской мастерской. [4]
В отличие от большинства более ранних персидских художников, он обычно подписывал свои работы, часто указывая даты и другие детали, хотя многие произведения с подписями сейчас отвергаются учеными. [5] Возможно, он работал над амбициозной, но неполной «Шахнаме» , которая сейчас находится в библиотеке Честера Битти в Дублине . [6] Гораздо более поздняя копия работы, датированная 1628 годом, в конце правления Аббаса и выполненная в совершенно другом стиле, также может принадлежать ему. Сейчас он находится в Британской библиотеке (MS Extra 27258). [7] Его первый датированный рисунок датирован 1601 годом и находится во дворце Топкапы . [8] книжную миниатюру 1601–1602 гг., хранящуюся в Российской национальной библиотеке Ему приписывают ; единственная миниатюра в книге, вероятно, принадлежит его отцу. [9] Ему обычно приписывают 19 миниатюр в Хосрове и Ширин 1631–1632 годов, хотя их качество подвергалось критике. [10]
Его специализацией, однако, были единичные миниатюры для альбомов или муракок частных коллекционеров, обычно изображающие одну или две фигуры на слегка нарисованном садовом фоне, иногда золотом, в стиле, ранее использовавшемся для росписей бордюров, с отдельными растениями, разбросанными по ним. простой фон. Они варьируются от чистых рисунков пером до полностью окрашенных предметов с несколькими промежуточными вариантами. Наиболее типичные имеют хоть какой-то цвет на рисунках, но не на заднем плане; более поздние работы, как правило, имеют меньше цвета. Любимыми предметами его или его покупателей были идеализированные фигуры стильно одетых и красивых молодых людей. По словам Барбары Бренд:
Линия рисунков тушью Ризы отличается абсолютным мастерством передачи фактуры, формы, движения и даже индивидуальности. Его цветные фигуры, которые часто представляют собой портреты, более сдержанны и больше подчеркивают моду того времени, богатый текстиль, небрежно драпированный тюрбан, европейскую шляпу. Изящные фигуры часто изображаются стоящими в изогнутой позе, подчеркивающей их упитанные талии. [11]
Стиль, который он разработал, оставался влиятельным для последующих поколений персидских художников ; несколько учеников были выдающимися художниками, в том числе Моен Мосаввер , написавший его портрет много десятилетий спустя (см. рисунок вверху), а также сын Ризы, Мухаммед Шафи Аббаси. [12]
Его ранние работы были подписаны Ака Риса (или Риза, Реза и т. д., в зависимости от используемой транслитерации ), что, как ни странно, также является именем современного персидского художника, работавшего на императора Великих Моголов Джахангира в Индии. В 1603 году, в возрасте около 38 лет, художник в Персии получил почетный титул Аббаси от своего покровителя шаха , связав его со своим именем. В начале 20-го века было много научных споров, в основном на немецком языке, о том, были ли более поздние Ака Риса и Риза Аббаси одними и теми же фигурами. Сейчас признано, что так оно и было, хотя в середине карьеры его стиль заметно изменился. [13] Художника Ризу Аббаси также не следует путать с его современником Али Ризой Аббаси, любимым каллиграфом шаха Аббаса, который в 1598 году был назначен на важную должность королевского библиотекаря и, следовательно, руководил королевской мастерской художников и художников. каллиграфы. Оба Ризаса сопровождали шаха в его походе на Хорасан в 1598 году и последовали за ним в новую столицу, которую он основал в Исфахане с 1597 по 1598 год. [14] Вскоре после этого Риза Аббаси покинула пост шаха из-за «кризиса среднего возраста». [15] очевидно, стремясь к большей независимости и свободе общения с «низким» миром Исфахана, включая спортсменов, борцов и других неуважаемых типов. [16] В 1610 году он вернулся ко двору, вероятно, из-за нехватки денег, и продолжал работать у шаха до его смерти. [17] Серия рисунков, копирующих миниатюры, приписываемые великому художнику XV века Бехзаду , находившиеся в библиотеке святилища в Ардебиле , убедительно свидетельствуют о том, что Риза посещал город, вероятно, в составе шахской партии и, возможно, во время своих визитов в Ардебиль. 1618 или 1625 год. [18]
Ко времени его возвращения на судебную службу в его стиле произошли значительные изменения. «Основные цвета и виртуозная техника его ранних портретов уступают место в 1620-х годах более темным, землистым цветам и более грубой и тяжелой линии. Новые сюжеты лишь частично компенсируют это разочаровывающее стилистическое развитие». [19] Он рисовал многих пожилых людей, возможно, ученых, суфийских богословов или пастухов, а также птиц и европейцев, а в последние годы жизни иногда высмеивал своих героев. [20]
Шейлы Кэнби 1996 года В монографии принимаются 128 миниатюр и рисунков, принадлежащих Ризе (или, возможно, так), и перечислены как «Отвергнутые» или «Неопределенные авторства» еще 109, которые в какой-то момент были ему приписаны. [21] Сегодня его работы можно найти в Тегеране в музее Резы Аббаси и в библиотеке дворца Топкапы в Стамбуле . Их также можно найти в нескольких западных музеях, таких как Смитсоновский институт , где в художественной галерее Фрира есть альбом работ его и его учеников. [22] Британский музей , Лувр и Метрополитен-музей .
Галерея
[ редактировать ]- Лежащая женщина , 1595 год.
- Два влюбленных , 1630 г.
- Молодежь стоит на коленях и протягивает чашу с вином
- Принц Грузии Мухаммад-Бейк , автор Реза Аббаси, 1620 г.
- Виночерпий . Миниатюра
- Молодой португалец
- Музыкант в костюме европейца со скрипкой
- Молодой человек с мечом
- Дама с веером
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брэнд, 165
- ^ Роща
- ^ Титли, 108
- ^ Бренд, 165-166: Роща
- ^ Кэнби (1996), Приложение III и passim
- ↑ Кэнби (1996), 181, позволяет ему использовать четыре миниатюры.
- ^ Титли, 108-109, 114.
- ^ Роща
- ^ Кэнби (2009), 176
- ^ Кэнби (1996), 193, пункты 75-93.
- ^ Брэнд, 165-166.
- ^ Роща
- ^ Титли, 114; Роща; Серый, 80–81, представляет более старую точку зрения.
- ^ Кэнби (2009), 36; см. также биографию каллиграфа в Энциклопедии Ираника.
- ^ Роща
- ^ Роща; Бренд, 165 лет; Титли, 114. И современные источники, и женщины-ученые, которые доминируют в изучении персидской миниатюры, не проявляют большого терпения к периоду среднего возраста Ризы.
- ^ Титли, 114; Бренд 165; Кэнби (2009), 36, 50
- ^ Кэнби (2009), 123, 179
- ^ Роща
- ^ Роща
- ^ Кэнби (1996), Приложения I и III.
- ^ Титли, 114
Библиография
[ редактировать ]- Бренд, Барбара. Исламское искусство , издательство Гарвардского университета, 1991, ISBN 0-674-46866-X , 9780674468665
- «Кэнби (2009)», Кэнби, Шейла Р. (редактор). Шах Аббас; Переделка Ирана , 2009, British Museum Press, ISBN 978-0-7141-2452-0
- «Кэнби (1996)», Кэнби, Шейла Р., Мятежный реформатор: рисунки и картины Ризы Йи-Аббаси из Исфахана , 1996, Таурис IB.
- Грей, Бэзил, персидская живопись , Эрнест Бенн, Лондон, 1930 г.
- «Роща» — Кэнби, Шейла Р., Риза [Рижа; Реза; Ака Рижа; Ака Рижа Кашани; Рижа-йи ‛Аббаси] , в Oxford Art Online (требуется подписка), по состоянию на 5 марта 2011 г.
- Титли, Нора М., Персидская миниатюрная живопись и ее влияние на искусство Турции и Индии , 1983, University of Texas Press, 0292764847
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Кэнби, Шейла Р. (1995). «Рида Аббаси» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- Художественная галерея Фрира, Смитсоновский институт
- Персидские рисунки в Метрополитен-музее , каталоге выставки из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы об Аббаси.