Школа Исфахана
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2017 г. ) |
город Исфахан |
---|
Исфаханская школа ( персидский : مكتب اصفهان ) — школа исламской философии . Оно было основано Миром Дамадом и достигло своего полного развития в творчестве Муллы Садры . [1] [2] Название было придумано Сейедом Хоссейном Насром и Генри Корбином . [1]
Благодаря вниманию шаха Аббаса во времена династии Сефевидов в Иране к интеллектуальной традиции ислама , Исфахан стал известным академическим городом и интеллектуальным центром Ирана. [ нужна ссылка ] в то время вместе с городами Рей и Шираз .
Исторический контекст [ соответствующий? ]
[ редактировать ]Эта школа мысли начала развиваться, когда Иран стал экономически и политически стабильным. Суд Сефевидов также предоставил финансирование искусству, что также способствовало развитию. [3] В то время было много споров между шиитскими учеными, такими как Ахамад Алави , и христианскими и еврейскими учеными. [4] В этот период интеллектуальная жизнь Сухраварди была возрождена Миром Дамадом и Муллой Садрой. [5] По словам Сейеда Хосейна Насра, эта школа мысли играет важную роль как с точки зрения связи между философией и пророчеством, так и в обучении муллы Садры. Школа Исфахана является филиалом Ширазской философской школы. Несколько философов, не принадлежащих к ширазской школе мысли, сыграли очень важную роль в подготовке исфаханской школы, например, Ибн Турках, Кади Майбуди и Ибн Аби Джомхур Ахсаи. Затем группа основателей объявила шиитов официальной религией в Персии, пытаясь объединить всю страну со столицей в Исфахане.
Основатель
[ редактировать ]Мир Дамад основал Исфаханскую философскую школу. Он был племянником Мухакика Караки, важного шиитского ученого, имевшего влияние на шиитскую юриспруденцию. Некоторый [ ВОЗ? ] считают, что он знаком с философскими пророчествами в результате проблемы Времени. Корбин описывает Мир Дамада как обладателя аналитического ума и осведомленного о религиозной основе знаний. Возможно, самая важная характеристика философии Миры Дамада — это синтез авиценнизма и аверроизма , или его синтез — между интеллектуальным и духовным. [1] Теория Мир Дамада о времени столь же популярна, как и теория Худута Дахри, хотя философское мнение Дамада подвергается критике со стороны ученика Худута, муллы Садры. Исторически сложилось так, что между Муллой Садрой и Мир Дамадом существовал большой раздор из-за различий в их философских теориях по таким предметам, как время. [6]
Другие преподаватели
[ редактировать ]Я Фендерески
[ редактировать ]Мир Абул Касим Фендерески был странствующим философом и последователем Фараби и Авиценны . Он был перипатетиком, в отличие от просветителей. [7] Будучи учёным, он преподавал в исфаханской школе несколько научных предметов, таких как математика и медицина. [8] Спорный вопрос, учился ли у него Мулла Садра, хотя они много работали вместе. [ нужна ссылка ] Мир Фендерески также изучал другие религии, такие как зороастризм и индуизм . Он также написал несколько работ по индийской философии, серию трактатов об изобразительном искусстве и один о своем мистическом опыте. [9] По словам Насра, он хорошо разбирался в различных философиях, поэзии, алхимии и философии йоги. Мир Фендерески сотрудничал с Миром Дамадом при написании «Трактата Санайи», пытаясь связать философию и пророчество. [6] Мир Фендерески также пытался перевести на персидский язык несколько индийских философских работ. [10]
Shaykh-i Baha’i
[ редактировать ]Шейх-и Бахаи был одним из трех мастеров Муллы Садры, работал в школе Исфахана и занимал должность главного юриста в суде Сефевидов. [11] Как и многие исламские ученые той эпохи, он был одновременно ученым и мудрым человеком; подобно Миру Дамаду и Миру Фендерески, он владел несколькими науками. В то время он пытался гармонизировать отношения между шариатом и тарикатом. [12] Он ввел термин Хикмате Ямани (мудрость веры). Он считал, что люди - единственное существо, способное к разуму в философии, называемой «Место просветления для существования». [13]
Философы школы Мир Дамада
[ редактировать ]- Сайед Ахмад Алави
- Шамс Аддин Мухаммад Гилани
- Абд ар-Раззак Лахиджи
- Кутб Аддин Мухаммад Эшкевари
Философы школы Шейха Бахаи
[ редактировать ]- у меня есть Садра
- Мохсен Фаиз Кашани
- Мирза Рафиаа Наеини
Философы школы Мира Фендереского
[ редактировать ]- Ага Хосейн Хансари
- Мухаммад Бакир Сабзевари
Философы школы Раджаба Али Тебризи
[ редактировать ]- Кази Саид Коми
- Мир Кавам Аддин Рази
- Мухаммад Садик Ардестани
Другие философы исфаханской школы
[ редактировать ]- У меня есть Мухаммад Садик Ардестан.
- Мухаммад Исмаил Хаджуэй
- Молла Наима Талегани
- Абду Аль Рахим Дамаванди
- Ага Мухаммад Бид Абади
- Мулла Махди Нараки
- У меня есть Али Нури
- У меня есть Назар Али Гилани.
- Мулла Исмаил Исфахани
- Мулла Абдолла Зонузи
- Мулла приезжай на Сабзевари
- Молла Мухаммад Исмаил Дарб Кушки
- Молла Мухаммад Кашани
- Джахангир хан Кашкай
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «ИСФАХАНСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ - Иранская энциклопедия» . Ираникаонлайн.орг . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ Аминразави, Мехди (2016). «Мистика в арабской и исламской философии» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2016 г.).
- ^ ( Эндрю Ньюман 2006 , стр. 90)
- ^ ( Rula Jurdi Absaab 2004 , стр. 79)
- ^ ( Роджер Сэвори 2007 , стр. 217)
- ^ Jump up to: а б Наср, Сейед Хосейн (январь 2006 г.). Исламская философия от ее истоков до наших дней: Философия в стране… — Google Books . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791481554 . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ Дэни, Ахмад Хасан; Массон Вадим Михайлович; ЮНЕСКО (январь 2003 г.). История цивилизаций Центральной Азии: Развитие в контрасте: от... - Google Книги . ЮНЕСКО. ISBN 9789231038761 . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ Камаль, Мухаммед (2010). От сущности к бытию: Философия Муллы Садры и Мартина Хайдеггера — Мухаммад Камаль — Google Книги . ИКАС Пресс. ISBN 9781904063377 . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ Камаль, Мухаммед (28 мая 2013 г.). Трансцендентная философия Муллы Садры - Мухаммад Камаль - Google Книги . Издательство Эшгейт. ISBN 9781409477020 . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ Наср, Сейед Хосейн (январь 1989 г.). Знания и священное: пересмотр академической ответственности — Сейед Хоссейн Наср — Google Книги . СУНИ Пресс. ISBN 9780791401767 . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ Бабаян, Кэтрин (2002). Мистики, монархи и мессии: культурные ландшафты Ирана раннего Нового времени — Кэтрин Бабаян — Google Книги . Гарвардский CMES. ISBN 9780932885289 . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ Морис, Зайлан (5 ноября 2013 г.). Откровение, интеллектуальная интуиция и разум в философии Муллы ... - Зайлан Морис - Google Books . Рутледж. ISBN 9781136858598 . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ ( Modarresi Motlaq & 1389 Solar , стр. 42–47)
Источники
[ редактировать ]- Эндрю Дж. Ньюман, Сефевидский Иран: возрождение Персидской империи, выпуск 5 Библиотеки истории Ближнего Востока, издательство IBTauris, 2006 г., ISBN 1860646670 , 9781860646676
- Рула Джурди Абисааб, Преобразование Персии: религия и власть в империи Сефевидов, Том 1 Международной библиотеки иранских исследований, IBTauris, 2004, 186064970X, 9781860649707
- Роджер Сэвори, Иран при Сефевидах, Cambridge University Press, 2007, 0521042518, 9780521042512
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эсоц, Янис (2021). Образцы мудрости в Сефевидском Иране: философская школа Исфахана и гностики Шираза . ИБ Таурис. стр. 1–280. ISBN 978-0755644919 .
- Энциклопедия Ираника : Исфаханская школа философии .