Jump to content

Иранская архитектура

(Перенаправлено из стиля Исфахани )

Башня Азади в Тегеране (1971 г.), архитектор Хоссейн Аманат . Его идеи были основаны на классической и постклассической иранской архитектуре. [1]
Руины Персеполя , строительство которых началось в VI веке до нашей эры во времена империи Ахеменидов.
Пример украшения айвана и мукарнаса у входа в Шахскую мечеть в Исфахане (17 век)

архитектура или персидская архитектура ( персидский : معمارى ایرانی , Me'māri e Irāni ) — архитектура Ирана Иранская и некоторых частей остальной части Западной Азии , Кавказа и Центральной Азии . Его история восходит как минимум к 5000 г. до н. э., с характерными примерами, распространенными на обширной территории от Турции и Ирака до Узбекистана и Таджикистана и от Кавказа до Занзибара . Персидские здания сильно различаются по масштабу и функциям: от народной архитектуры до монументальных комплексов. [2] Помимо исторических ворот, дворцов и мечетей, быстрый рост таких городов, как столица Тегеран, вызвал волну сносов и нового строительства.

По мнению американского историка и археолога Артура Поупа , высшим иранским искусством в собственном смысле слова всегда была его архитектура. Господство архитектуры относится как к до-, так и к постисламскому периодам. [3] Иранская архитектура демонстрирует большое разнообразие, как структурное, так и эстетическое, основанное на различных традициях и опыте. Без внезапных нововведений и несмотря на повторяющиеся травмы вторжений и культурных потрясений, он разработал узнаваемый стиль, отличающийся от других регионов мусульманского мира. [4] Его достоинствами являются «выраженное чувство формы и масштаба; структурная изобретательность, особенно в строительстве сводов и куполов ; гений декора со свободой и успехом, не имеющим себе равных ни в одной другой архитектуре». [5]

Общие характеристики

[ редактировать ]

Основополагающие принципы

[ редактировать ]
Си-о-се Пол , один из мостов Исфахана.

Традиционная персидская архитектура сохранила преемственность, которая, хотя и была временно нарушена внутренними политическими конфликтами или иностранным вторжением, тем не менее приобрела безошибочный стиль. [4]

Артур Поуп , исследователь персидской архитектуры XX века, описывал ее так: «Здесь нет тривиальных построек; даже садовые павильоны обладают благородством и достоинством, а самые скромные караван-сараи вообще обладают очарованием. По выразительности и коммуникативности большинство персидских зданий отличаются ясное, даже красноречивое. Сочетание интенсивности и простоты формы обеспечивает непосредственность, а орнамент и зачастую тонкие пропорции вознаграждают за внимательное наблюдение». [6]

По мнению ученых Надера Ардалана и Лале Бахтияра , руководящим формирующим мотивом иранской архитектуры был ее космический символизм , «с помощью которого человек вступает в общение и участие с небесными силами». [7] [ нужна страница ] Эта тема не только придала единство и непрерывность архитектуре Персии, но также стала основным источником ее эмоционального характера. [ нужны разъяснения ]

Материалы

[ редактировать ]
Сельские дома на плато центрального Ирана, построенные из местной глины и камня, Абиане , Кашан. деревня

Доступные строительные материалы диктуют основные формы традиционной иранской архитектуры. Тяжелые глины , легко доступные в различных местах плато, способствовали развитию самой примитивной из всех строительных технологий: формованной грязи , спрессованной настолько плотно, насколько это возможно, и оставленной для высыхания. От этой техники, используемой в Иране с древних времен, никогда полностью не отказывались. Обилие тяжелой пластичной земли в сочетании с вязким известковым раствором также способствовало развитию и использованию кирпича . [8]

Колонна в персидском стиле в Персеполе

Определенные элементы дизайна персидской архитектуры сохранились на протяжении всей истории Ирана . Наиболее поразительны ярко выраженное чувство масштаба и умелое использование простых и массивных форм. согласованность декоративных предпочтений, высокий арочный портал, помещенный в нишу , колонны Можно отметить также с консольными капителями, повторяющиеся типы плана и фасада. На протяжении веков эти элементы повторялись в совершенно разных типах зданий, построенных по различным программам и под патронажем длинной смены правителей .

Сад Эрам (19 век) в Ширазе , с примером талара . [9]

с колоннами Крыльцо , или талар , которое можно увидеть в высеченных в скалах гробницах близ Персеполя , вновь появляется в сасанидских храмах, а в позднеисламские времена оно использовалось как портик дворца или мечети и адаптировалось даже к архитектуре придорожных чайных домиков. . Точно так же купол на четырех арках, столь характерный для времен Сасанидов, до сих пор можно найти на многих кладбищах и в Имамзаде по всему Ирану . Представление о земных башнях, устремляющихся к небу и смешивающихся с божественными небесными башнями, сохранялось до 19 века, тогда как внутренний двор и бассейн, наклонный вход и обширное убранство являются древними, но все еще распространенными чертами иранской архитектуры. [6]

Городское планирование

[ редактировать ]

Круглый план города был характерен для нескольких крупных парфянских и сасанидских городов, таких как Хатра и Гор (Фирузабад). Другой городской дизайн был основан на квадратной геометрии, найденной в восточноиранских городах, таких как Бам и Зарандж . [10]

Категоризация стилей

[ редактировать ]
Худжра ( комната ) в Атабаки Сане в храме Фатимы Масуме , Кум

В целом Мохаммад Карим Пирния делит традиционную архитектуру иранских земель на протяжении веков на шесть следующих классов или стилей («сабк») : [11]

Доисламская архитектура

[ редактировать ]

Доисламские стили основаны на 3000-4000 годах архитектурного развития различных цивилизаций Иранского нагорья. Постисламская , архитектура Ирана в свою очередь, черпает идеи из своего доисламского предшественника и имеет геометрические и повторяющиеся формы, а также поверхности, богато украшенные глазурованной плиткой, резной лепниной , узорчатой ​​кирпичной кладкой, цветочными мотивами и каллиграфией .

Иран признан ЮНЕСКО одной из колыбелей цивилизации . [14]

Каждый из периодов Эламитов , Ахеменидов , Парфян и Сасанидов был создателем великой архитектуры, которая с течением времени широко распространилась на другие культуры. Хотя Иран понес свою долю разрушений, включая решение Александра Македонского сжечь Персеполь , осталось достаточно остатков, чтобы составить представление о его классической архитектуре.

Ахемениды строили с размахом. Художники и материалы, которые они использовали, были привезены практически со всех территорий тогдашнего крупнейшего государства мира. Пасаргады установили стандарт: его город располагался в обширном парке с мостами, садами, с колоннадами дворцами и открытыми павильонами с колоннами. Пасаргады наряду с Сузами и Персеполем выражали власть «Царя царей», лестницы последнего фиксируют в рельефной скульптуре обширную протяженность имперской границы.

С появлением парфян и Сасанидов появились новые формы. Парфянские нововведения полностью расцвели в период Сасанидов с массивными камерами с цилиндрическими сводами , каменными куполами и высокими колоннами. Это влияние должно было сохраниться на долгие годы.

Например, округлая форма города Багдада в эпоху Аббасидов указывает на его персидские прецеденты, такие как Фирузабад в Фарсе . [15] Аль-Мансур нанял двух дизайнеров для планирования дизайна города: Наубахта , бывшего персидского зороастрийца , который также определил, что дата основания города должна быть астрологически значимой, и Машаллаха ибн Атари , бывшего еврея из Хорасана . [16]

Руины Персеполя , Ктесифона , Сиалка , Пасаргад , Фирузабада и Арг-э-Бама дают нам отдаленное представление о том, какой вклад персы внесли в строительное искусство. Внушительный замок Сасанидов, построенный в Дербенте , Дагестан (ныне часть России), является одним из наиболее сохранившихся и живых примеров великолепной сасанидской иранской архитектуры. С 2003 года замок Сасанидов внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Панорамный вид на Накш-э Рустам . На этом месте находятся гробницы четырех царей Ахеменидов, в том числе Дария I и Ксеркса .

Подпериоды

[ редактировать ]

По мнению Мохаммада Карима Пирнии, древнюю архитектуру Ирана можно разделить на следующие периоды.

Допарсийский стиль

[ редактировать ]

Допарсийский стиль ( новый персидский : شیوه معماری پیش از پارسی) — это подстиль архитектуры (или « зир-сабк ») при классификации истории персидского/иранского архитектурного развития. Этот архитектурный стиль процветал на Иранском нагорье до восьмого века до нашей эры, в эпоху Мидийской империи . Его часто классифицируют как подкатегорию парсийской архитектуры. [17] Самыми старыми остатками архитектурных памятников этого стиля являются Теппе Заге , недалеко от Казвина . Другими дошедшими до нас примерами этого стиля являются Чога Занбил , Сиалк , Шахр-и Сохта и Экбатана . Эламские и протоэламские постройки, среди прочего, также относятся к этой стилистической подкатегории.

Персидский стиль

[ редактировать ]

«Персидский стиль» (новоперсидский: شیوه معماری پارسی) — это стиль архитектуры (« сабк »), определенный Мохаммадом Каримом Пирнией при классификации истории персидского/иранского архитектурного развития. Хотя мидийская и ахеменидская архитектура подпадают под эту классификацию, доахеменидская архитектура также изучается как подкласс этой категории. [17] Этот стиль архитектуры процветал с восьмого века до нашей эры, со времен Мидийской империи, через империю Ахеменидов, до прибытия Александра Македонского в третьем веке до нашей эры. [18]

парфянский стиль

[ редактировать ]

Этот архитектурный стиль включает в себя проекты эпох Селевкидов (310–140 гг. До н.э.), Парфянской (247 г. до н.э. – 224 г. н.э.) и Сасанидов (224–651 гг. н.э.), достигнув своего апогея развития в период Сасанидов. Примерами этого стиля являются Галех Дохтар , королевские комплексы в Нисе , храм Анахиты , Хорхе , Хатра , Ктесифонский свод Касры , Бишапура и дворец Ардашира в Ардешир-Хварре (Фирузабад). [19]

Исламская архитектура

[ редактировать ]

Ранний исламский период (7–9 вв.)

[ редактировать ]

Исламская эра началась с формированием ислама под руководством Мухаммеда в начале VII века в Аравии . Арабо -мусульманское завоевание Персии началось вскоре после этого и закончилось переходом региона под контроль халифов Рашидун , а затем халифов Омейядов после 661 года. Ранняя исламская архитектура находилась под сильным влиянием византийской архитектуры и сасанидской архитектуры . Архитектура Омейядов (661–750 гг.) опиралась на элементы этих традиций, смешивая их вместе и адаптируя к требованиям новых мусульманских покровителей. [20] [21]

После свержения Омейядов в 750 году и их замены Аббасидским халифатом политический центр халифата переместился дальше на восток, в новую столицу Багдад , на территории современного Ирака. Частично в результате этого архитектура Аббасидов находилась под еще большим влиянием сасанидской архитектуры и ее корней в древней Месопотамии . [22] [23] В течение 8-го и 9-го веков мощь и единство Аббасидского халифата позволили архитектурным особенностям и инновациям из его центра быстро распространиться на другие регионы исламского мира, находящиеся под его влиянием, включая Иран. [24]

Особенности периода Омейядов, такие как своды , резная лепнина и расписная отделка стен, были продолжены и развиты в период Аббасидов. [23] Четырехцентровая арка , более сложная форма остроконечной арки , впервые засвидетельствована в 9 веке в памятниках Аббасидов в Самарре в Ираке, таких как дворец Каср аль-Ашик . [25] [23] Он стал широко использоваться в более поздней иранской архитектуре. [26] В Самарре также появились новые декоративные стили, которые преобразовали более ранние растительные мотивы сасанидских и византийских традиций в более абстрактные и стилизованные формы, примером чего является так называемый «скошенный» стиль. Впоследствии этот стиль распространился на другие регионы, включая Иран. [27]

Остатки мечети Джаме в Сирафе (9 век)

Лишь немногие из крупных мечетей, построенных в этот ранний исламский период в Иране, сохранились в чем-то близком к своему первоначальному виду. Остатки мечети в Сузах , вероятно, периода Аббасидов, показывают, что она имела гипостильный молитвенный зал (т.е. зал со множеством колонн, поддерживающих крышу) и внутренний двор. [23] Другая мечеть, раскопанная в Сирафе, датируется 9 веком. [28] К мечети был пристроен минарет (башня, предназначенная для муэдзина призыва к молитве ), основание которого сохранилось и представляет собой старейшие остатки минарета в восточном исламском мире. [29] Мечеть Джаме в Исфахане , один из главных исламских памятников в Иране, была первоначально основана около 771 года, но была перестроена и расширена в 840–841 годах. Здесь тоже был двор, окруженный гипостильными залами. В последующие века он продолжал подвергаться дальнейшим модификациям и дополнениям. [30]

Мечеть Тарихане , одна из старейших сохранившихся мечетей Ирана. [28]

Единственная крупная мечеть этого раннего периода, сохранившая часть своей первоначальной формы, - это мечеть Тарихане в Дамгане . Хотя хронология его строительства недостаточно документирована, его общая форма и стиль могут относиться к 9 веку. [28] или, возможно, раньше, учитывая его близкое сходство с архитектурой Сасанидов. [23] [31] Он имеет внутренний двор, окруженный портиком , и гипостильный молитвенный зал, где центральный проход, ведущий к михрабу (ниша в стене, символизирующая киблу ), немного шире остальных проходов. Первоначально у него не было минарета, но в 1026 году к нему была пристроена высокая цилиндрическая башня. [28] Этот минарет сейчас является самым старым из сохранившихся в Иране. [32]

В светской архитектуре также изучались остатки различных дворцов и резиденций этого периода, например, в окрестностях Мерва (современный Туркменистан ). Они имели много общих черт с более ранней сасанидской и согдийской архитектурой. [23] Среди повторяющихся элементов — айваны и купольные палаты. Некоторые из более ранних примеров до 8-го века, похоже, имели залы с деревянными колоннами и крышами, в то время как те, которые, вероятно, относятся к 9-му веку, похоже, предпочитали купола и сводчатые потолки. Имели они и лепной декор, выполненный в стилях Самарры. [23] Резиденции, построенные в сельской местности, были окружены внешними стенами с полукруглыми башнями, а внутри имели центральные дворы или центральный купольный зал, окруженный сводчатыми залами. У некоторых было четыре айвана по бокам центрального двора. [23] Сасанидская традиция строительства караван-сараев вдоль торговых путей также продолжалась: остатки одного такого сооружения на юге Туркменистана свидетельствуют о наличии центрального двора, окруженного аркадными галереями с куполообразными крышами. [23]

Возникновение регионального стиля (10–11 вв.)

[ редактировать ]
Лепной декор внутри мечети Джаме в Наине (10 век) [33]

После первоначального апогея могущества Аббасидский халифат в IX и X веках распался на региональные государства, которые формально подчинялись халифам Багдада, но де-факто были независимыми. [34] В Иране и Средней Азии к X веку к власти пришел ряд местных и региональных династий: Ирак и центральный Иран находились под контролем династии Буидов , северный Иран находился под властью Бавандидов и Зияридов , а северо-восточные районы Хорасана и Трансоксианы правили Саманиды , а вскоре после этого в Средней Азии возникли другие династии. [35]

Ранний пример мукарнаса в мавзолее Дувазда Имама в Йезде (1037–1038 гг.) [36]

Примерно в этот период впервые проявились многие отличительные черты последующей иранской и среднеазиатской архитектуры , в том числе использование обожженного кирпича как для строительства, так и для отделки, использование глазурованной плитки для отделки поверхностей, а также развитие мукарнаса (трех- объемные геометрические своды) от скринчей . Гипостильные мечети продолжали строиться, а также есть свидетельства существования многокупольных мечетей, хотя большинство мечетей были модифицированы или перестроены в более поздние эпохи. [35] Мечеть Джаме в Наине , одна из старейших сохранившихся общинных мечетей в Иране, содержит некоторые из наиболее хорошо сохранившихся элементов этого периода, в том числе декоративную кирпичную кладку, куфические надписи и богатую лепнину с завитками виноградной лозы и листьями аканта, взятыми из более ранние стили Самарры. [35] [33]

Мавзолей Саманидов в Бухаре (10 век), одна из старейших монументальных гробниц в исламском мире. [37]

Другой важной архитектурной тенденцией, возникшей в X-XI веках, является развитие мавзолеев , впервые принявших монументальные формы. Одним типом мавзолея была башня-гробница, например Гунбад-и-Кабус (около 1006–1007 гг.), а другим основным типом была куполообразная площадь, например Гробница Саманидов в Бухаре (до 943 г.). [38] [35]

Сельджукская эпоха (11–13 вв.)

[ редактировать ]

Тюркские народы начали двигаться на запад через Центральную Азию и на Ближний Восток начиная с 8-го века, в конечном итоге приняв ислам и став основной силой в регионе. Наиболее значительными из них были турки-сельджуки, образовавшие в XI веке Великую империю Сельджуков , завоевавшие весь Иран и другие обширные территории в Средней Азии и на Ближнем Востоке. [39]

Северная купольная камера мечети Джаме в Исфахане , построенная в 1088–1089 годах под патронажем Тадж аль-Мулька. [40]

Хотя апогей Великих Сельджуков был недолгим, он представляет собой важную веху в истории исламского искусства и архитектуры в Иране и Центральной Азии, открывая расширение покровительства и художественных форм. [41] [42] Большая часть архитектурного наследия Сельджуков была уничтожена во время монгольского нашествия в 13 веке. [43] Тем не менее, по сравнению с досельджукским Ираном, больший объем сохранившихся памятников и артефактов сельджукского периода позволил ученым более глубоко изучить искусство этой эпохи. [41] [42] Несколько соседних династий и империй, современников Сельджуков, в том числе Караханиды , Газневиды и Гуриды , строили памятники в очень похожем стиле. Таким образом, общая традиция архитектуры была распространена в большей части восточного исламского мира (Иран, Центральная Азия и некоторые части северного Индийского субконтинента ) на протяжении всего периода Сельджуков и его упадка, с 11 по 13 века. [41] [42] Этот период также считается «классической» эпохой среднеазиатской архитектуры. [44]

Двор мечети Джаме в Ардестане , одной из мечетей, построенных в четыре айвана в период сельджуков (1158–1160 гг.). [35]

Самым важным религиозным памятником периода Великих сельджуков является мечеть Джаме в Исфахане, которая была расширена и изменена различными покровителями-сельджуками в конце 11 - начале 12 веков. В конце 11 века к нему были добавлены две крупные и новаторские купольные камеры. Примерно в начале XII века вокруг внутреннего двора были возведены четыре больших айвана, что положило начало плану с четырьмя айванами в архитектуре мечети. [40] [45] [46] План четырех айванов быстро стал популярным и примерно в это же время был применен к другим крупным мечетям, в том числе к мечетям Ардестана и Заваре , а также к светской архитектуре. [35] Вероятно, он также использовался для медресе , нового типа зданий, появившихся примерно в это время, хотя ни одно из сельджукских медресе не сохранилось хорошо. [35]

Большие караван-сараи были построены как способ развития торговли и утверждения власти сельджуков в сельской местности. Обычно они представляли собой здание с укрепленным внешним видом, монументальным входным порталом и внутренним двором, окруженным различными залами, в том числе айванами. Некоторые примечательные примеры, сохранившиеся лишь частично, - это караван-сараи Рибат-и Малик (ок. 1068–1080) и Рибат-и Шараф (12 век) в Трансоксиане и Хорасане соответственно. [47] [35] [48]

Башни -близнецы или мавзолеи Харракан , построенные в 1068 и 1093 годах недалеко от Казвина.

Сельджуки также продолжали строить «башенные гробницы», иранский тип постройки более ранних периодов, например, башню Тогрул, построенную в Рае (к югу от современного Тегерана ) в 1139 году. Однако более новаторским было введение мавзолеев с квадратный или многоугольный план этажа, ставший впоследствии распространенной формой монументальных гробниц. Ранними примерами этого являются два мавзолея Харракана (1068 и 1093 гг.) возле Казвина (северный Иран), имеющие восьмиугольную форму, и большой мавзолей Санджара (ок. 1152 г.) в Мерве (современный Туркменистан), имеющий квадратную форму. база. [49]

Примерно в то же время, между концом 10 и началом 13 веков, тюркские Караханиды правили в Трансоксиане и выполнили множество впечатляющих построек в Бухаре и Самарканде (современный Узбекистан ). Среди известных караханидских памятников - большая соборная мечеть в Бухаре, из которой сохранился только минарет Калян (ок. 1127 г.), близлежащий минарет Вабкента ( 1141 г.) и несколько караханидских мавзолеев с монументальными фасадами, например, в Узгене (нынешний -день Киргизии ) со второй половины XII века. [44]

Минарет Джам (конец XII века), современный Афганистан.

Дальше на восток первой крупной тюркской династией были Газневиды , которые стали независимыми в конце 10-го века и правили из Газны , на территории современного Афганистана. Во второй половине XII века Гуриды сменили их в качестве главной державы в регионе от северной Индии до края Каспийского моря . [50] [51] Среди наиболее замечательных памятников этих двух династий — ряд богато украшенных кирпичных башен и минаретов, сохранившихся как отдельные сооружения. Их точные функции неясны. К ним относятся Башня Масуда III возле Газны (начало XII века) и минарет Джам, построенный Гуридами (конец XII века), также на территории современного Афганистана. [52] [53]

По мере того как великие сельджуки пришли в упадок в XII веке, различные другие династии (часто также тюркского происхождения) сформировали более мелкие государства и империи. В Иране и Средней Азии Хорезм-Шахи , бывшие вассалами Сельджуков и Кара-Китаев , воспользовались этим, чтобы расширить свою власть и образовать Хорезмийскую империю, заняв большую часть региона и завоевав Гуридов в начале 13 века, лишь вскоре после этого пал под натиском монголов. [51] На месте бывшей столицы Хорезмии Куня-Ургенча (на территории современного Туркменистана) сохранилось несколько памятников периода Хорезмийской империи (конец 12 - начало 13 века), в том числе так называемый Мавзолей Фахр ад-Дина Рази (конец 12 - начало 13 века) . возможно, могила Иль-Арслана ) и мавзолей султана Текеша . [54] [55]

Ильханиды (13–14 вв.)

[ редактировать ]

Входной портал со сводом мукарнас , двумя минаретами и изразцовым декором в мечети Джаме в Йезде , период Ильханидов (14 век)

С 13 по начало 16 века Иран и Средняя Азия находились под контролем двух крупных династий, произошедших от монгольского завоевателя Чингисхана , Ильханидов (1256–1353) и Тимуридов (1370–1506). В этот период были построены некоторые из крупнейших и самых амбициозных иранских памятников исламского мира. [56] Ильханиды изначально были традиционными кочевыми монголами, но в конце 13 века Газан-хан ( годы правления 1295–1304 ) принял ислам и способствовал культурному и экономическому возрождению, в котором городская иранская культура имела первостепенное значение. Вассалы Ильханидов, такие как Музаффариды и Джалаириды , также спонсировали новое строительство. [56]

Купол Мукарнаса внутри мавзолея шейха Абд ас-Самада в Натанзе (1307–1308 гг.)

Архитектура Ильханидов развивала более ранние иранские традиции. В частности, больше внимания было уделено внутренним пространствам и способам их организации. Комнаты сделали выше, использовали поперечные своды, а стены открыли арками, что позволило проникнуть внутрь больше света и воздуха. [56] Мукарнас , который раньше ограничивался покрытием ограниченных переходных элементов, таких как скосы, теперь использовался для покрытия целых куполов и сводов с чисто декоративным эффектом. Например, гробница Абд ас-Самада в Натанзе (1307–1308 гг.) покрыта изнутри сложным куполом мукарнас , сделанным из лепнины, подвешенным под пирамидальным сводом, покрывающим здание. [56]

Кирпич оставался основным строительным материалом, но больше цвета было добавлено за счет использования мозаики, которая заключалась в разрезании монохромных плиток разных цветов на части, которые затем соединялись вместе, образуя более крупные узоры, особенно геометрические мотивы и цветочные мотивы. [56] Продолжалось также резное лепное украшение. Некоторые исключительные примеры в Иране относятся к этому периоду, в том числе стена с резной лепниной в мавзолее Пир-и Бакрана в Линджане (недалеко от Исфахана), [30] и михраб, добавленный в 1310 году к мечети Джаме в Исфахане. Последний является одним из шедевров исламского скульптурного искусства той эпохи и представляет собой несколько слоев глубоко вырезанных растительных мотивов, а также резную надпись. [57]

Детали резного лепного михраба, добавленного Ильханидами в 1310 году к мечети Джаме в Исфахане.

В этот период были построены или расширены различные мечети, обычно следуя плану общинных мечетей с четырьмя айванами (например, в Варамине и Кирмане ), за исключением северо-запада, где холодные зимы препятствовали наличию открытого двора, как в мечети Джаме в Ардебиль (ныне разрушенный). Еще одной отличительной чертой периода Ильханидов является появление монументальных порталов мечети, увенчанных двойными минаретами, как это видно в мечети Джаме в Йезде . [56] Караван-сараи были построены снова, хотя Хан аль-Мирджан в Багдаде является единственным сохранившимся примером. [56]

Мавзолей Ульджайту в Солтании (начало 14 века)

Самым впечатляющим сохранившимся памятником этого периода является мавзолей Солтание, построенный для султана Ульджайту ( годы правления 1304–1317 ), массивный купол, поддерживаемый многоуровневой восьмиугольной конструкцией с внутренними и внешними галереями. Сегодня осталось только куполообразное здание, лишенное большей части своего первоначального украшения из бирюзовой плитки, но когда-то оно было центральным элементом более крупного религиозного комплекса, включающего мечеть, больницу и жилые помещения. [58] Покровителями Ильханидов также были построены или отремонтированы меньшие гробницы и святыни в честь местных суфиев, такие как храм Баязида Бастами в городе Бастам , вышеупомянутый мавзолей Пир-и Бакран и вышеупомянутая гробница Абд-ас-Самада. . [59] Также в Бастаме Ильханиды построили традиционную башню-гробницу для хранения останков маленького сына Улджайту. Необычно то, что гробница была воздвигнута за стеной киблы главной мечети города, а не как независимая структура – ​​такая конфигурация также встречается в некоторых современных мамлюкских архитектурах . [59]

Тимуриды (14–15 вв.)

[ редактировать ]
Мечеть Биби-Ханум в Самарканде (1399–1405 гг.)

Империя Тимуридов , созданная Тимуром ( годы правления 1370–1405 ), стала свидетелем очередного культурного возрождения. Архитектура Тимуридов продолжила традицию архитектуры Ильханидов, снова возведя памятники в большом масштабе и с щедрым декором, производящим впечатление, но они также усовершенствовали предыдущие проекты и методы. [58] Правители Тимуридов набирали лучших мастеров со своих завоеванных территорий или даже вынуждали их переселиться в столицу Тимуридов. [60]

Кирпич продолжал использоваться в качестве строительного материала. Для покрытия больших кирпичных поверхностей красочным декором использовалась техника баннаи для создания геометрических узоров и куфических надписей при относительно небольших затратах, в то время как для цветочных узоров продолжали использовать более дорогую плиточную мозаику. [56] Снаружи отдавалось предпочтение плитке, а внутренние стены могли быть покрыты резной или расписной штукатуркой. [56]

Свод внутри мавзолея Гаухар Шад в Герате (начало 15 века)

Среди наиболее важных нововведений Тимуридов было более сложное и плавное расположение геометрических сводов. [58] [56] Большие своды были разделены пересекающимися ребрами на более мелкие своды, которые затем можно было подразделить или заполнить мукарнами и другими видами декора. Сам Мукарнас также стал еще более сложным за счет использования отдельных ячеек меньшего размера для создания более крупного трехмерного геометрического плана. Визуального баланса можно было достичь, чередуя один тип или рисунок украшения с другим в разных частях свода. Объединив эти сводчатые методы с крестообразным планом и разбив сплошную массу несущих стен открытыми арками и окнами, было устранено строгое разделение между куполом, скребком и стеной, и можно было создать бесконечное разнообразие сложных внутренних пространств. [56]

Наиболее значительные сохранившиеся памятники Тимуридов находятся в городах Хорасан и Трансоксиана и вокруг них, включая Самарканд, Бухару, Герат и Мешхед . [56] Собственные памятники Тимура отличаются своими размерами; в частности, мечеть Биби-Ханум и мавзолей Гур-и Амира в Самарканде, а также его внушительный, но ныне разрушенный дворец Ак-Сарай в Шахри-Сабзе . [56] Мавзолей Гур-и-Амира и мечеть Биби-Ханум отличаются богатым внутренним и внешним убранством, внушительными порталами и выдающимся куполом. Купола опираются на высокие цилиндрические барабаны и имеют заостренный выпуклый профиль, иногда рифленый или ребристый. [61]

Фасад медресе Улугбека на Регистане в Самарканде (1417–1420 гг.).

Преемники Тимура строили в несколько меньших масштабах, но под покровительством Гавхар Шад , жены его сына Шахрукха ( годы правления 1405–1447 ), архитектура Тимуридов достигла вершины сложности в первой половине 15 века. [56] Ее памятники в основном были найдены в Мешхеде и Герате. [56] хотя некоторые из них были разрушены или серьезно повреждены с 19 века, в том числе ее мавзолей и комплекс мечетей (1417–1438 гг.). Тем не менее некоторые сохранившиеся своды и украшения внутри ее мавзолея свидетельствуют о его первоначальном качестве. [62]

При Улугбеке ( годы правления 1447–1449 ) площадь Регистан в Самарканде впервые была преобразована в монументальный комплекс, подобный тому, каким она является сегодня. Он построил вокруг площади три сооружения, из которых сегодня сохранилось только медресе Улугбека (1417–1420) (два других монументальных сооружения вокруг площади были возведены в более поздние периоды) с большим фасадом, покрытым богатым разнообразием декора. [61]

Покровительство Тимуридов имело большое значение в истории искусства и архитектуры во многих частях исламского мира. Международный стиль Тимуридов в конечном итоге был интегрирован в визуальную культуру растущей Османской империи на западе. [63] в то время как на восток он был передан на Индийский субконтинент Моголами , которые произошли от Тимура. [64]

Интерьер Голубой мечети в Тебризе (1465 г.)

В конце 14-го и 15-го веков в западном Иране доминировали две могущественные туркменские конфедерации: Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу . Хотя сохранилось немного памятников, спонсируемых той или иной фракцией, то, что осталось, показывает, что стиль Тимуридов уже в этот период распространялся на запад. [63] Одним из наиболее значительных памятников Кара-Коюнлу является Голубая мечеть или мечеть Музаффария (1465 г.) в Тебризе , ныне частично разрушенная. Она имеет необычную Т-образную планировку вокруг центрального купола, мало чем отличающуюся от Османской Зеленой мечети в Бурсе , и украшена облицовкой из высококачественной плитки шести цветов, включая темно-синий. [65]

Сефевиды и узбеки (16–18 вв.)

[ редактировать ]

Сефевиды шиитскую , создавшие в XVI веке крупную империю , охватывающую весь Иран и некоторые соседние регионы, изначально унаследовали традиции тимуридской архитектуры. Чтобы адаптировать эту традицию к новому имперскому стилю, архитекторы Сефевидов расширили ее масштабы. [66] Архитектура Сефевидов в некоторой степени упрощала архитектуру Тимуридов, создавая большие архитектурные ансамбли, которые организованы вокруг более статичных, фиксированных перспектив, которые кажутся более церемониальными, с более однородным экстерьером зданий и более обтекаемым дизайном сводов. [66] [58] В то же время здания тщательно планировались и часто имели открытую планировку, что делало их удобными для использования. [66] Наиболее характерным украшением была изразцовая мозаика, нанесенная с большим размахом. Декоративная программа часто служила для того, чтобы скрыть, а не подчеркнуть структурный дизайн зданий. [58] [66] Этот стиль Сефевидов сформировался в Исфахане и впоследствии распространился на другие части империи. [66]

Внешний вид Джаннат Сарай (16 век), ранней постройки Сефевидов, добавленной Тахмаспом I к храмовому комплексу шейха Сафи ад-Дина в Ардебиле.

Относительно мало памятников Сефевидов сохранилось до периода до правления шаха Аббаса I ( годы правления 1588–1629 ). [58] [66] Самым важным исключением является гробница и религиозный комплекс шейха Сафи ад-Дина в Ардебиле . Этот комплекс находился в разработке со времен Сафи ад-Дина (ум. 1334), основавшего суфийский орден, к которому Исмаил I ( годы правления 1501–1524 присоединился ), первый правитель Сефевидов. Сефевидские дополнения к этому месту начались в начале 16 века, когда здесь была построена небольшая куполообразная гробница Исмаила. Его преемник Тахмасп I ( годы правления 1524–1576 ) осуществил первое крупное сефевидское расширение комплекса. Самым важным добавленным сооружением был Джаннат Сарай, большое восьмиугольное сооружение в той же традиции, что и старый мавзолей Ильханидов в Солтании, возможно, первоначально предназначенное для использования в качестве куполообразной гробницы Тахмаспа I. Аббас I также провел дальнейшие реконструкции и дополнения к этому месту после этот. [67]

Медресе Мир-и Араб в Бухаре, построенное при Шейбанидах в начале 16 века.

Современниками Сефевидов в Иране были и другие династии и правящие группы в Центральной Азии, такие как Шайбаниды и другие узбекских вожди племен. Здесь продолжали строить монументальные здания в традиционном стиле Тимуридов. [66] В Бухаре Шейбаниды создали нынешний комплекс Пои-Калян , объединив минарет Калан эпохи Караханидов, отремонтировав старую мечеть в 1514 году и добавив большое медресе Мир-и Араб (1535–156 гг.). [68] Позже, в Самарканде, местный правитель Ялангтуш би Алчин придал Регистану нынешний вид, построив два новых медресе напротив медресе Улугбека. Медресе Шер-Дор (1616–1636) имитирует форму медресе Улугбека, а медресе Тилля Кар (1646–1660) является одновременно мечетью и медресе. [61] После 17 века архитектурная деятельность в регионе стала менее значимой, за исключением Хивы . Пятничная мечеть Хивы с характерным гипостильным залом с деревянными колоннами была перестроена в этом виде в 1788–1789 годах. [66]

Сефевиды Исфахан

[ редактировать ]

Аббас I сделал Исфахан своей столицей и приступил к реализации самой амбициозной программы строительства периода Сефевидов. В результате в этом городе сосредоточена очень большая часть сохранившихся памятников Сефевидов. Аббас I перенес политический и экономический центр города из его традиционного места возле старой мечети Джаме в новый район у реки Заянде на юге, где был создан новый запланированный город. Он включает в себя обширный Большой базар , окруженный караван-сараями, который открывается через монументальный портал на огромную прямоугольную общественную площадь Майдан-и-Шах или Накш-э-Джахан , заложенную между 1590 и 1602 годами. [66] [30] Вся площадь окружена двухуровневой аркадой и символизирует стремление Аббаса I стать одним из величайших правителей на мировой арене. Помимо портала базара, в центре каждой стороны площади стоят еще три здания: мечеть шейха Лютфаллаха (1603–1619), мечеть Шаха ( 1611–1630 Али ) и Капу , дворцовые ворота. и павильон начался ок. 1597 г. и закончен при Аббасе II , ок. 1660. [66] [30]

Площадь Накше Джахан в Исфахане является воплощением архитектуры эпохи Сефевидов.
Интерьер купола мечети шейха Лутфаллы в Исфахане (1603–1619 гг.)

Вход в обе мечети на площади осуществляется через монументальные порталы, но из-за разницы между направлением киблы и ориентацией площади обе мечети построены под углом к ​​ней, и их вестибюли изгибаются на пути внутрь. Молитвенные залы покрыты одним большим двустворчатым куполом, хотя молитвенный зал Шахской мечети также окружен двумя гипостильными залами. [30] В отличие от памятников Тимуридов, внутренняя часть купола не разделена геометрически, а имеет однородную поверхность. [58] Вместо этого эффект легкости достигается за счет переходной зоны из арок, проемов и окон, а стены молитвенного зала в мечети Шаха также пронизаны открытыми арками. Снаружи купола имеют форму «луковицы» (т.е. выпуклые по бокам и заостренные сверху). [30] В то время как мечеть Шаха имеет минареты и традиционный центральный двор, окруженный четырьмя айванами, мечеть Лутфаллах не имеет минаретов и отличается от всех других мечетей Сефевидов тем, что состоит только из одной купольной камеры. [30] Интерьеры обеих мечетей сплошь покрыты глазурованными изразцами преимущественно синего цвета, восстановленными в 1930-х годах на основе немногих сохранившихся оригинальных изразцов. [30]

Мост Ходжу (1650 г.) в Исфахане

К западу от площади Майдан-и Шаха располагался большой дворцовый комплекс садов и павильонов. Самый важный сохранившийся павильон, Чехель Сотун («Сорок колонн»), по надписи датирован 1647 годом, но, возможно, был установлен раньше. В 1706–7 к нему было пристроено глубокое, широкое крыльцо с колоннами, придавшее ему нынешний вид. Другой известный сохранившийся павильон, Хашт Бехешт , в основном датируется концом 17 века. [66] [30] К западу от территории дворца находится длинный и широкий проспект под названием Чахарбаг («Четыре сада»), который заканчивается на юге у моста Си-о-се-пол («Мост тридцати трех арок»), построенного в 1602 г. Мост обрамлен аркадами, имеет широкую центральную полосу для караванов и вьючных животных, а также боковые проходы для пешеходов. [66] Ниже по течению находится мост Ходжу (1650 г.) — один из лучших памятников правления Аббаса II. Как и Си-о-се-пол, он сочетает в себе эстетический эффект с практической функцией, но он более сложен и представляет собой вершину конструкции моста Сефевидов. Он имеет два уровня, каждый из которых имеет широкий центральный проход для караванов и боковые проходы для пешеходов вдоль боковых арок. В середине моста находится более широкий смотровой павильон восьмиугольной формы. [66] [69]

Интерьер Ванкского собора в Исфахане (18 век)

Эти мосты соединяют центр города с южным берегом реки Заянде, где когда-то располагались королевские охотничьи угодья Сефевидов. После 1604 года здесь также был создан христианский армянский квартал Новая Джульфа . В этом районе было построено около 30 церквей, из которых 13 сохранились до наших дней и датируются 17-м и началом 18-го веков. [30] Церкви импортировали армянские черты и сочетали их с современным стилем Сефевидов. [30] примером может служить Ванкский собор (или Спасо-Спасский собор), датируемый в его нынешнем виде примерно 1656 годом. [70]

Занды и Каджары (18 – начало 20 веков)

[ редактировать ]

Когда в 18 веке Сефевиды пришли в упадок, династия Занд сделала Шираз своей столицей. Мухаммад Карим Хан Занд , основатель династии, создал большую площадь и построил новый набор памятников, аналогично строительным проектам Сефевидов в Исфахане, хотя и в меньшем масштабе. [66] Среди сохранившихся памятников этого проекта — мечеть Вакиль , начатая в 1766 году и восстановленная в 1827 году, а также базар и хаммам (баня). [66]

Расписная плитка с изображениями цветов в мечети Насир аль-Мульк (1876–1888 гг.) в Ширазе.

На севере Ирана Каджары сделали своей столицей Тегеран . По всей стране продолжали строить мечети с традиционной планировкой двора с четырьмя айванами, но с определенными вариациями и введением новых особенностей, таких как башни с часами. Каджары также расширили крупные святыни, такие как храм Имама Резы в Мешхеде и храм Фатимы Масуме в Куме . [66] В Ширазе (перешедшем под власть Каджара в 1794 г.) мечеть Насир аль-Мулька (1876–1888 гг.) имеет традиционную планировку, но представляет собой образец нового стиля декоративных изразцов, расписанных надглазурной росписью с изображениями цветочных букетов преимущественно синего и розового цвета. , желтого, фиолетового и зеленого цветов, иногда на белом фоне. Этот тип украшения изразцов можно также увидеть в мечети Сепахсалар в Тегеране (1881–1890 гг.). [66]

Шамс ол-Эмаре во дворце Голестан в Тегеране , добавленный Насер ад-Дин Шахом ( годы правления 1848–1896 ).

Из дворцов Каджаров, построенных в Тегеране и его окрестностях, самым известным является дворец Голестан , который был одновременно административным центром и зимней резиденцией шаха. Дворец, использовавшийся сменявшими друг друга правителями Каджара, претерпел множество модификаций, которые иллюстрируют прогрессивные изменения, произошедшие за этот период. [66] Традиционные формы все еще преобладали при Фатх Али Шахе ( годы правления 1797–1834 ), который заказал Мраморный трон и установил его в традиционном зале для аудиенций с колоннами. [66] [71] В XIX веке также наблюдался рост тенденций возрождения . Монархи Каджара, в том числе Фатх Али Шах, заказывали работы, в которых намеренно ссылались на Сефевидскую и древнюю сасанидскую архитектуру, надеясь присвоить себе их символику королевской власти и империи. [72]

Сад Афиф-Абад (1863–1867) в Ширазе является примером ахеменидского и сасанидского возрождения. [73]

При Насер ад-Дин Шахе ( годы правления 1848–1896 ) начали внедряться новые элементы и стили европейского вдохновения, такие как высокие окна, пилястры и парадные лестницы. Во дворце Голестан он добавил Шамс ол-Эмаре, высокое многоуровневое строение с двумя башнями. [66] [71] Он также реконструировал Тегеран, разрушив плотную городскую структуру в некоторых частях старого города, а также его исторические стены и заменив их бульварами и открытыми площадями, вдохновленными тем, что он видел во время своих визитов в Европу. [74] [71]

В начале 20-го века, в течение последних десятилетий правления Каджара и первых лет правления Пехлеви , тенденции возрождения продолжали быть популярными и использовались при проектировании как общественных, так и частных зданий, в том числе построенных по заказу растущей буржуазии. В результате по всей стране появилось множество примеров зданий с эклектичным сочетанием стилистических особенностей как исламской, так и древней зороастрийской эпох. [72]

Персидские купола

[ редактировать ]
Древний дворец Ардашир , построенный в 224 году во времена династии Сасанидов . Здание имеет три больших купола, одни из старейших примеров таких масштабных куполов в мире.

Империя Сасанидов инициировала строительство первых масштабных куполов в Иране, с такими царскими постройками, как дворец Ардашир и Деж Дохтар . После мусульманского завоевания империи Сасанидов персидский архитектурный стиль оказал большое влияние на исламские общества, а купол также стал особенностью мусульманской архитектуры .

Могила сельджукского султана Ахмада Санджара в Мерве , Туркменистан . Средневековое строение с типичным персидским куполом является прекрасным примером персидской архитектуры сельджукского периода.

Период Иль-ханства привнес несколько нововведений в строительство куполов, которые в конечном итоге позволили персам строить гораздо более высокие сооружения. Эти изменения позже проложили путь к архитектуре Сефевидов. Вершина архитектуры Иль-ханства была достигнута со строительством купола Солтания (1302–1312 гг.) в Занджане , Иран, высота которого составляет 50 м, а диаметр - 25 м, что делает его третьим по величине и самым высоким каменным куполом, когда-либо возведенным. . [75] Тонкий двустворчатый купол был усилен арками между слоями. [76]

Возрождение персидских мечетей и купольного строительства произошло во времена династии Сефевидов , когда Шах Аббас в 1598 году начал реконструкцию Исфахана с площадью Накш-э-Джахан в качестве центрального элемента его новой столицы. [77] В архитектурном плане они во многом заимствовали проекты Иль-ханства, но в художественном отношении подняли проекты на новый уровень.

Отличительной особенностью персидских куполов, которая отличает их от куполов, созданных в христианском мире или в империях Османской империи и Великих Моголов, было использование разноцветных плиток, которыми купола покрыты снаружи так же, как и внутри. Эти купола вскоре насчитывали десятки в Исфахане, и отчетливая синяя форма стала доминировать над горизонтом города. Отражая свет солнца, эти купола выглядели как сверкающие бирюзовые драгоценные камни, и их можно было увидеть за многие мили путешественникам, следовавшим по Шелковому пути через Персию.

Этот весьма своеобразный архитектурный стиль был унаследован от династии Сельджуков , которые на протяжении веков использовали его при строительстве своих мечетей, но он был усовершенствован во времена Сефевидов, когда они изобрели хафтранги , или семицветный стиль обжига плитки, процесс, который позволило им применить больше цветов к каждой плитке, создавая более богатые узоры, приятнее для глаз. [78] Персы предпочитали золотые, белые и бирюзовые узоры на темно-синем фоне. [79] Обширные полосы надписей с каллиграфией и арабесками на большинстве крупных зданий были тщательно спланированы и выполнены Али Резой Аббаси , который был назначен главой королевской библиотеки и мастером каллиграфии при шахском дворе в 1598 году. [80] в то время как Шейх Бахаи курировал строительные проекты. Достигая высоты 53 метра, купол Масджед-е Шаха (Мечеть Шаха) стал самым высоким в городе, когда он был завершен в 1629 году. на восьмиугольной купольной камере. [81]

Современная иранская архитектура

[ редактировать ]

Современная архитектура в Иране начинается с появлением первого периода Пехлеви в начале 1920-х годов. Некоторые дизайнеры, такие как Андре Годар , создали такие произведения, как Национальный музей Ирана , которые напоминали историческое архитектурное наследие Ирана. Другие попытались объединить в своих работах традиционные элементы с современным дизайном. Главный кампус Тегеранского университета является одним из таких примеров. Другие, такие как Гейдар Гиай и Хоушанг Сейхун , пытались создать совершенно оригинальные произведения, независимые от предшествующих влияний. [83] Дариуша Борбора удачно сочетаются современная архитектура с местным народным языком. В архитектуре [84] [85] Башня Азади , первоначально называвшаяся Башней Шадьяд, была построена в 1971 году и с тех пор стала одной из главных достопримечательностей Тегерана. Разработанный Хоссейном Аманатом, он включает в себя формы и идеи исторической иранской архитектуры. [86] [87] Бордже-Милад (или Башня Милад), построенный в 2007 году. [88] Это самая высокая башня в Иране и шестая по высоте башня в мире.

Иранские архитекторы

[ редактировать ]
Нажмите здесь, чтобы просмотреть анимацию иранской архитектуры.

Первое профессиональное объединение иранских архитекторов — Общество иранских архитекторов-дипломатов — было основано 30 января 1945 года. Его основателями были иранские архитекторы, в том числе Вардан Аванесян, Мохсен Форуги и Кейгобад Зафар . Иностранные архитекторы были очень заметны в Иране в начале 20-го века, и одним из направлений деятельности новой ассоциации была публикация журнала Architecte , который продвигал иранских архитекторов. [89] В 1966 году была основана новая профессиональная ассоциация — Ассоциация иранских архитекторов . В число ее основателей входили Вардан Аванесян, Абас Аждари, Насер Бади, Абдельхамид Эшрак, Манучехр Хорсанди, Ирадж Мошири, Али Садек и Кейгобад Зафар. [89]

Нескольким иранским архитекторам удалось выиграть престижную премию A' Design Award 2018 в беспрецедентном количестве разделов. [90] Ряд иранских архитекторов также получили Премию Ага Хана в области архитектуры , в том числе:

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО

[ редактировать ]
Зиккураты, такие как ЮНЕСКО , внесенный в список наследия Всемирного Чога Занбил , которые разбавляли плоскую монотонность южного Хузестана , были всего лишь «ритуальными имитациями знакомых священных гор, окружающих Иранское плато ». [94]

Ниже приводится список объектов всемирного наследия, спроектированных или построенных иранцами или спроектированных и построенных в стиле иранской архитектуры:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ « Башня Свободы будет смыта через 20 лет » . BBC News на фарси (на персидском языке). 18 июля 2009 года . Проверено 13 мая 2020 г.
  2. ^ Артур Апэм Поуп . Знакомство с персидской архитектурой . Издательство Оксфордского университета . Лондон. 1971. стр.1
  3. ^ Артур Поуп , Знакомство с персидской архитектурой . Издательство Оксфордского университета . Лондон. 1971.
  4. ^ Перейти обратно: а б Артур Апэм Поуп . Персидская архитектура . Джордж Бразиллер , Нью-Йорк , 1965. с.266.
  5. ^ Артур Апэм Поуп . Персидская архитектура . Джордж Бразиллер, Нью-Йорк, 1965. с.266.
  6. ^ Перейти обратно: а б Артур Апэм Поуп . Персидская архитектура . Джордж Бразиллер, Нью-Йорк, 1965. стр.10.
  7. ^ Надер Ардалан и Лале Бахтияр . Чувство Единства; Суфийская традиция в персидской архитектуре . 2000. ISBN   1-871031-78-8
  8. ^ Артур Апэм Поуп . Персидская архитектура . Джордж Бразиллер, Нью-Йорк, 1965. стр.9.
  9. ^ Grigor 2021 , pp. 175–176.
  10. ^ Джайюси, Сальма К.; Холод, Рената; Петруччиоли, Аттилио; Раймонд, Андре (2008). Город в исламском мире, том 94/1 и 94/2 . БРИЛЛ. стр. 173–176. ISBN  9789004162402 .
  11. ^ Сабк Шенаси Мимари Ирани (Исследование стилей в иранской архитектуре ), М. Карим Пирния . 2005. ISBN   964-96113-2-0 стр.24. Страница 39, однако, рассматривает «допарсийский» стиль как отдельный стиль.
  12. ^ «Хатра | Ирак, история и факты» . Британника . Проверено 20 июня 2022 г.
  13. ^ «Хатра» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 20 июня 2022 г.
  14. ^ «Керманшах, колыбель цивилизации» (PDF) . Иранская газета . 9 августа 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2007 г.
  15. ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 96.
  16. ^ Хилл, Дональд Р. (1994). Исламская наука и инженерия . п. 10. ISBN  0-7486-0457-Х .
  17. ^ Перейти обратно: а б Сабк Шенаси Мимари Ирани (Исследование стилей в иранской архитектуре), М. Карим Пирния. 2005. ISBN   964-96113-2-0 стр.40-51
  18. ^ Фаллахфар, Саид. Словарь иранских традиционных архитектурных терминов (Фарханг-и важахха-йи мимари-и суннати-и Иран ) Kamyab Publications (успешные публикации). Кавушпардаз. 2000, 2010. Тегеран. ISBN   978-964-2665-60-0 Библиотека Конгресса США LCCN Постоянная ссылка: http://lccn.loc.gov/2010342544 стр. 44
  19. ^ В Пирни, Муамма Карим (2005). Сабк Шинаси-и мимари-и Ирани (Изучение стилей в иранской архитектуре) . Тегеран: Суруш-и Датский. ISBN  964-96113-2-0 . стр.92-93 и стр.94-129
  20. ^ Петерсен 1996 , с. 295.
  21. ^ Bloom & Blair 2009 , Архитектура (III. 661–ок. 750)
  22. ^ Петерсен 1996 , с. 1.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Блум и Блэр 2009 , Архитектура (IV, 750–900 гг.)
  24. ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , стр. 94–95.
  25. ^ Петерсен 1996 , стр. 24–25, 251.
  26. ^ Блум и Блер 2009 , Архитектура
  27. ^ Bloom & Blair 2009 , Лепнина и штукатурка.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 110.
  29. ^ Блум 2013 , стр. 72–73.
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Блум и Блэр 2009 , Исфахан
  31. ^ Кубань, Доган (1974). Мечеть и ее раннее развитие . Брилл. п. 22. ISBN  978-90-04-03813-4 .
  32. ^ Херциг, Эдмунд; Стюарт, Сара (2011). Ранний исламский Иран . Издательство Блумсбери. п. 115. ИСБН  978-1-78673-446-4 .
  33. ^ Перейти обратно: а б Блум и Блэр 2009 , Накин
  34. ^ Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с шестого по одиннадцатый век (2-е изд.). Рутледж. ISBN  9780582405257 .
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Блум и Блэр 2009 , Архитектура (900–1250 гг. В.К.)
  36. ^ Блум и Блэр 2009 , Мукарнас
  37. Блум и Блэр 2009 , Бухара.
  38. ^ Хилленбранд 1999b , с. 100.
  39. ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 348.
  40. ^ Перейти обратно: а б Хаттштейн и Делиус 2011 , стр. 368–369.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Босворт, CE; Хилленбранд, Р.; Роджерс, Дж. М.; Блуа, ФК де; Дарли-Доран, Р.Э. (1960–2007). «Сальдджудиды; VI. Искусство и архитектура; 1. В Персии». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN  9789004161214 .
  42. ^ Перейти обратно: а б с Блум и Блэр 2009 , Сельджук
  43. ^ Боннер, Джей (2017). Исламские геометрические узоры: их историческое развитие и традиционные методы построения . Спрингер. п. 69. ИСБН  978-1-4419-0217-7 .
  44. ^ Перейти обратно: а б Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 354-359.
  45. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 140-144.
  46. ^ О'Кейн, Бернард (1995). Купола. Архивировано 11 мая 2022 г. в Wayback Machine . Энциклопедия Ираника , онлайн-издание. Проверено 28 ноября 2010 г.
  47. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 153-154.
  48. ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 363-364.
  49. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 146.
  50. ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 330-332.
  51. ^ Перейти обратно: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 134.
  52. ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 336-337.
  53. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 150-152.
  54. ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 360-366.
  55. ^ Блум и Блэр 2009 , Позор-Ургенч
  56. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Блум и Блэр 2009 , Архитектура (VI. C. 1250 – C. 1500)
  57. ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 10–11.
  58. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Табба, Ясир (2007). "Архитектура" Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN  9789004161658 .
  59. ^ Перейти обратно: а б Блэр и Блум 1995 , стр. 8–10.
  60. ^ Блэр и Блум 1995 , с. 37.
  61. ^ Перейти обратно: а б с Bloom & Blair 2009 , Самарканд
  62. ^ Блум и Блер 2009 , Герат
  63. ^ Перейти обратно: а б Блэр и Блум 1995 , с. 50.
  64. ^ Ашер, Кэтрин Б. (2020). «Архитектура Великих Моголов» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISSN   1873-9830 .
  65. ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 50–52.
  66. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Блум и Блэр 2009 , Архитектура (VII ок. 1500–1900 гг.)
  67. ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , стр. 507–509.
  68. ^ Блэр и Блум 1995 , стр. 199–201.
  69. ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , стр. 517–518.
  70. ^ Хаттштейн и Делиус 2011 , с. 518.
  71. ^ Перейти обратно: а б с Блум и Блэр 2009 , Каджар
  72. ^ Перейти обратно: а б Григор, Талинн (2017). «Короли и традиции в различиях: новый взгляд на древность в постсефевидском Иране». В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Уайли Блэквелл. стр. 1089–1097. ISBN  9781119068662 .
  73. ^ Grigor 2021 , pp. 172–174.
  74. ^ Хагиги, Фарзане (2018). Тегеранский базар мертв? Фуко, Политика и архитектура . Издательство Кембриджских ученых. п. 80. ИСБН  978-1-5275-1779-0 .
  75. ^ [1] [ мертвая ссылка ]
  76. ^ «Иранская энциклопедия | Статьи» . Ираникаонлайн.орг. 15 декабря 1995 г. Проверено 27 марта 2011 г.
  77. ^ Сэвори, Роджер (1980). Иран под властью Сефевидов . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 155. ИСБН  0-521-22483-7 .
  78. ^ Блейк, Стивен П. (1999). Полмира, Социальная архитектура Сефевидского Исфахана, 1590–1722 гг . Коста Меса: Мазда. стр. 143–144. ISBN  1-56859-087-3 .
  79. ^ Кэнби, Шейла Р. (2009). Шах Аббас, Переустройство Ирана . Лондон: Издательство Британского музея. п. 30. ISBN  978-0-7141-2456-8 .
  80. ^ Кэнби, Шейла Р. (2009). Шах Аббас, Переустройство Ирана . п. 36.
  81. ^ Хаттштейн, М.; Делиус, П. (2000). Ислам, искусство и архитектура . Кельн: Кенеман. стр. 513–514. ISBN  3-8290-2558-0 .
  82. ^ Иллюстрированный словарь мусульманского мира . Маршалл Кавендиш. 2011. с. 154. ИСБН  978-0-7614-7929-1 .
  83. ^ Диба, Дараб; Дехбаши, Мозаян (2004). «Тенденции современной иранской архитектуры» (PDF) . В Джодидио, Филип (ред.). Иран: архитектура для изменения общества . Умберто Аллеманди и К.
  84. ^ Архитектура: формы + функции . 10 ноября 2010 г. Проверено 17 июня 2017 г.
  85. ^ Мишель Рагон, Всемирная история современной архитектуры и городского планирования , том. 2, Кастерман, Париж, 1972, с. 356.
  86. ^ Аманат, Аббас (2017). Иран: современная история . Издательство Йельского университета. п. 667. ИСБН  978-0-300-23146-5 .
  87. ^ « Башня Свободы будет смыта через 20 лет » . BBC News на фарси (на персидском языке). 18 июля 2009 г. Проверено 4 августа 2023 г.
  88. ^ Ширази, М. Реза (2018). Современная архитектура и урбанизм в Иране: традиции, современность и создание «пространства между ними» . Спрингер. п. 65. ИСБН  978-3-319-72185-9 .
  89. ^ Перейти обратно: а б Рудбари, Шохин (2015). «Создание архитектуры: история транснационализма в архитектурной профессии Ирана, 1945–1995». В Гарипуре, Мохаммед (ред.). Историография персидской архитектуры . Рутледж. стр. 173–183. ISBN  978-1-317-42721-6 .
  90. ^ «Иранские архитекторы среди победителей престижной премии A' Design Award 2018» . ifpnews.com . 17 апреля 2018 г. Проверено 4 августа 2023 г.
  91. ^ Перейти обратно: а б Премия Ага Хана в области архитектуры – Отчет главного жюри – Восьмой цикл награждений, 1999–2001 гг. Архивировано 7 июня 2007 г. в Wayback Machine.
  92. Премия Ага Хана в области архитектуры: третий цикл награждений, 1984–1986 гг. Архивировано 12 мая 2007 г. в Wayback Machine.
  93. ^ (AKTC). Архивировано 4 июня 2007 г. в Wayback Machine.
  94. ^ Артур Апэм Поуп , Персидская архитектура , 1965, Нью-Йорк, стр.16
  95. ^ Кресвелл, KAC (1913). «Происхождение персидского двойного купола» . Журнал Burlington для ценителей . 24:94 .
  96. ^ Офис ЮНЕСКО в Ташкенте и Джорджина Херрманн. «Археологический парк «Древний Мерв» Туркменистан», ЮНЕСКО , 1998, с. 51–52 https://whc.unesco.org/uploads/nominations/886.pdf
  97. ^ Кюн, С. 2007. «Плитка на погребальных памятниках XII-XIV веков в Ургенче (Гургандже)», в журнале Arts of Asia , том 37, номер 2, страницы 112-129.
  98. ^ «Куня-Ургенч» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . ЮНЕСКО . Проверено 19 февраля 2011 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a0a9e83af302ff281cd3fdc38fe2a52__1721451420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/52/4a0a9e83af302ff281cd3fdc38fe2a52.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iranian architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)