Аббас II Персии
Аббас II Персии | |
---|---|
Шах Аббас II в 1663 году. | |
Шах Ирана | |
Царствование | 15 мая 1642 г. - 26 октября 1666 г. |
Коронация | 15 мая 1642 г. в Кашане. |
Предшественник | Сафи I |
Преемник | Сулейман I |
Рожденный | Солтан Мохаммад Мирза 30 августа 1632 г. Казвин , Иран |
Умер | 26 октября 1666 г. (34 года) Бехшахр , Иран |
Похороны | Храм Фатимы Масуме , Кум , Иран |
Супруг |
|
Проблема |
|
Дом | Династия Сефевидов |
Отец | Сафи I |
Мать | Анна Ханум |
Религия | Двенадцатилетний шиитский ислам |
Тугра | ![]() |
Аббас II ( персидский : عباس دوم , латинизированный : ʿАббас II ; урожденный Солтан Мохаммад Мирза ; 30 августа 1632 — 26 октября 1666) был седьмым шахом Сефевидского Ирана , правившим с 1642 по 1666 год. Как старший сын Сафи и его черкесской жены , Анна Ханум он унаследовал трон, когда ему было девять лет, и ему пришлось полагаться на регентство во главе с Сару Таки , бывшим великим визирем его отца, чтобы править вместо него. Во время регентства Аббас получил формальное королевское образование, в котором до этого ему было отказано. В 1645 году, в возрасте пятнадцати лет, он смог отстранить Сару Таки от власти и после чистки в рядах бюрократии утвердил свою власть над своим двором и начал свое абсолютное правление .
Правление Аббаса II было отмечено миром и прогрессом. Он намеренно избегал войны с Османской империей и его отношения с узбеками на востоке были дружескими. Он укрепил свою репутацию военачальника, возглавив свою армию во время войны с Империей Великих Моголов и успешно вернув город Кандагар . По его повелению Ростом-хан , царь Картли и вассал Сефевидов , вторгся в Кахетинское царство в 1648 году и отправил мятежного монарха Теймураза I в ссылку. В 1651 году Теймураз попытался вернуть себе утраченную корону при поддержке Русского царства , но русские потерпели поражение от армии Аббаса в коротком конфликте, который велся между 1651 и 1653 годами . Главным событием войны стало разрушение русской крепости на иранской стороне реки Терек . Аббас также подавил восстание, возглавляемое грузинами между 1659 и 1660 годами, в ходе которого он признал Вахтанга V царем Картли , но казнил лидеров повстанцев.
Начиная со средних лет своего правления, Аббас переживал финансовый упадок, который преследовал государство до конца династии Сефевидов. Чтобы увеличить доходы, в 1654 году Аббас назначил Мухаммад-бека , выдающегося экономиста. Однако он не смог преодолеть экономический спад. Усилия Мохаммад-бека часто наносили ущерб казне. Он брал взятки от Голландской Ост-Индской компании и назначал членов своей семьи на различные должности. В 1661 году Мохаммад-бека сменил Мирза Мохаммад Караки , слабый и неэффективный администратор. Его исключили из личных дел шаха во внутреннем дворце до такой степени, что он не знал о существовании Сэма Мирзы, будущего Сулеймана и следующего сефевидского шаха Ирана.
Аббас II умер 25 сентября 1666 года в возрасте тридцати четырех лет. Описанный современными историками как последний сильный царь династии Сефевидов, он отличался от своего отца и его преемников тем, что постоянно заботился о государственных делах. Западные историки и обозреватели часто изображали короля, известного своим чувством справедливости, как великодушного и терпимого монарха, правившего королевством, свободным от восстаний и относительно безопасным для передвижения по нему. Некоторые историки критиковали его за жестокость, подобную действиям его отца, и за принуждение иранских евреев к обращению , но большинство отметило его терпимость к христианам. После падения династии Сефевидов в 1722 году его помнят как могущественного правителя, который временно обратил вспять упадок государства Сефевидов и создал период процветания, стабильности и мира, который с его смертью закончился раз и навсегда.
Фон
[ редактировать ]Династия Сефевидов пришла к власти в 1501 году, когда Исмаил I отобрал город Тебриз у Ак-Коюнлу туркмен и провозгласил себя шахом Ирана. [1] Ему наследовал его сын Тахмасп I , во время правления которого разразилась долгая османско-сефевидская война 1532–1555 годов . Он смог защитить империю своего отца от краха, даже несмотря на то, что он уступил земли в Месопотамии османам . [2] Тахмасп установил новое государственное устройство в государстве Сефевидов; он уменьшил влияние Кызылбаша на иранскую бюрократию. [3] [а] Он создал «третью силу», состоящую из грузинских и армянских рабов, которых он привез с Кавказа, чтобы уменьшить туркменское и иранское влияние при дворе. [5]
Тахмасп умер в 1576 году после долгого правления. К моменту смерти он не выбрал ни одного из своих тринадцати сыновей своим наследником, тем самым подготовив почву для гражданской войны. [6] В конце концов, его второй сын, Исмаил II , стал королем при поддержке большинства племен кызылбашей после того, как его брат Хайдар Мирза был устранен. [7] Правление Исмаила II ознаменовалось двумя важными событиями — его политикой превращения суннизма в официальную религию Ирана и его паранойей, которая привела его к убийству большей части королевской семьи. [8] Он умер после недолгого правления в 1577 году после употребления отравленного опиума, что было предполагаемым заговором его сестры Пари Хан Ханум и лидеров Кызылбаша. [6]
Исмаила II сменил его слепой брат Мохаммад Ходабанда , правление которого было периодом постоянной нестабильности. [9] В 1578 году османы объявили войну ослабленному Сефевидскому государству, завоевали сефевидские земли на Кавказе и даже сумели захватить большую часть Азербайджана . [10] Мохаммад Ходабанда был свергнут своим младшим сыном Аббасом I в 1587 году. [11] Аббас I продемонстрировал огромную военную мощь, вернул себе большую часть земель, утраченных его предшественниками, и принял ряд дальновидных политик, направленных на оптимизацию военной мощи, централизацию государственного контроля и расширение внутренних и международных коммерческих возможностей Ирана. Он сочетал безжалостность со справедливостью и жестко боролся с угрозами своей власти, сохраняя при этом связь со своим народом. [12] Все эти качества в конечном итоге дали ему право называться Аббасом Великим. [13]


Аббасу Великому наследовал его внук Сафи . [14] Будучи затворническим и пассивным персонажем, Сафи не смог заполнить вакуум власти , который оставил после себя его дед. Его чиновники подорвали его авторитет, и по всему королевству постоянно вспыхивали восстания. Продолжающаяся война с Османской империей началась с первоначального успеха во время правления Аббаса Великого, но закончилась унизительным поражением Ирана и Зухабским договором большую часть завоеваний Ирана в Месопотамии . , который вернул османам [15]
Чтобы утвердить свою власть, Сафи подверг чистке всех потенциальных претендентов на свой трон, включая сыновей принцесс Сефевидов и сыновей Аббаса Великого, которые были ослеплены и, следовательно, не имели права править. В ходе чистки также погибли ведущие деятели королевства. [16] Пример жестокости Сафи произошел в ночь на 20 февраля 1632 года, также известную как кровавый Ма'бас , когда он сорок женщин из гарема казнил . Последним актом его кровопролития было убийство его великого визиря Мирзы Талеб Хана, которого заменил гулам ( военный раб) по имени Мирза Мохаммад Таки Хан, более известный как Сару Таки . [17]
Будучи евнухом , Сару Таки имел доступ к королевскому гарему и использовал эту способность для налаживания отношений с наложницами шаха. Он оказал влияние на Сафи, убедив его увеличить королевские владения , передав провинцию Фарс коронным владениям . [18] Он ввел высокие налоги по всему королевству, особенно на население Исфахана армянское , и расследовал потоки доходов предыдущего губернатора Гилана . [19] Западные наблюдатели описывали его как жадного и обвиняли в получении взяток. [18] В 1634 году Сару Таки назначил своего брата Мохаммеда Салех-бека губернатором Мазандарана для противодействия линии Мараши Сайида . Семья Сару Таки занимала пост губернатора провинции до конца правления Сафи. [20]
Сафи умер от чрезмерного пьянства 12 мая 1642 года, оставив после себя страну меньше, чем она была, когда он унаследовал ее. Слабоумный человек, лишенный харизмы, Сафи выявил множество проблем, которые позже преследовали империю Сефевидов во время ее упадка, одна из которых заключалась в неподготовке наследного принца к правлению. Он исключил влияние Кызылбаша на сефевидскую бюрократию, [21] и вместо этого позволил коалиции наложниц , евнухов и гуламов удерживать власть в течение последнего десятилетия его правления. [22]
Вознесение и регентство
[ редактировать ]Согласно отчету Голландской Ост-Индской компании (VOC), Солтан Мохаммад Мирза родился 30 августа 1632 года в Казвине . [23] [б] Старший сын Сафи Персидского и Анны Ханум , он вырос в царском гареме, в окружении женщин и евнухов , и был наставником Раджаба Али Тебризи . [25] Его мать, черкесская наложница, приобрела политическое положение в гареме и тем самым отличалась от других безымянных наложниц только потому, что она произвела на свет наследника шаха мужского пола. [25] Сару Таки имел близкие отношения с Анной Ханум, как заметили такие путешественники, как Жан Шарден . Он был ее агентом и доверенным лицом, и королева-мать управляла королевством через него после вознесения Мухаммеда Мирзы на престол. [25]
Сафи хотел ослепить Мохаммеда Мирзу и его братьев, но благодаря сочувствию евнуха, чья работа заключалась в ослеплении принцев, Мохаммад Мирза сохранил зрение, симулируя слепоту. Он делал это до конца правления своего отца. Этот обман отчасти объясняет, почему в десятилетнем возрасте он все еще был неграмотным. [24]
15 мая 1642 года, в возрасте девяти с половиной лет, молодой принц взошел на престол, через четыре дня после смерти Сафи и после заседания государственного совета, организованного Сару Таки. [23] На церемонии коронации Мохаммад Мирза принял царственное имя Аббас и предоставил налоговые льготы в размере 500 000 томанов в дополнение к запрету на употребление алкогольных напитков. [23] Великий визирь сохранил свою позицию в результате плавной передачи власти, позже устранив таких соперников, как Рустам Бек, влиятельную грузинскую фигуру во время правления Сафи, чтобы укрепить свою власть. [25] Аббас, до сих пор изолированный от внешнего мира (как и его отец), был отправлен в Казвин, чтобы получить царское образование; быстрый прогресс, которого он достиг, позволил ему познакомиться с религиозными текстами. Аббас всю жизнь интересовался теологией ; возможно, это было результатом чтения им нового персидского перевода Аль-Кафи . [26] Помимо занятий (по самым разным предметам), шах также обучался верховой езде, стрельбе из лука, поло и другим конным играм. [27]
В первые годы его правления коалиция Сару Таки, Джани Бека Хана Шамлу, курчи-баши [с] и Мохаммад-бек , государственный деятель и будущий великий визирь, эффективно правил Ираном. [29] Кроме того, Сару Таки и Джани Хан заключили семейный союз благодаря браку Мирзы Касема, племянника первого, с дочерью Джани Хана. [30] Однако этот союз не спас великого визиря от убийства. 11 октября 1645 года Джани Хан и пять других заговорщиков напали на него и убили его в его доме. [31] Джани Хан со временем внедрил в сознание Аббаса идею о том, что Сару Таки разрушает королевство и представляет угрозу для самого шаха. Он убил Сару Таки по приказу шаха. [29] Его смерть дала шаху уверенность в утверждении своей власти над двором; в том же году он очистил ряды бюрократии, как это сделал его отец. По мнению голландских наблюдателей, чистка Аббаса была не менее кровавой, чем чистка Сафи: после убийства Сару Таки было убито от 8000 до 10 000 человек. Одной из жертв стал Джани Хан, которого отравил королевский сомелье Сафи Кули Бег. [32] Смерть Джани Хана была поддержана Анной Ханум, которая, опечаленная смертью Сару Таки, также приказала очистить племя Джани Хана, Шамлу . [33]

Нуждаясь в регенте, Аббас призвал Халифе Солтана служить ему в качестве великого визиря. [33] Халифе Солтан был великим визирем Аббаса Великого и Сафи с 1623 по 1632 год . закон. Даже тогда он так и не смог искоренить широко распространенную привычку пить вино, лишь частично контролируя эту привычку, налагая суровые наказания. [31] Одной из его наиболее успешных политик был запрет проституции. По его настоянию Аббас издал фирман , в котором запрещал публичную проституцию, хотя проституткам по-прежнему разрешалось работать в домах своих клиентов. [34]
Смерть Сару Таки и назначение Халифе Солтана часто считали моментом, когда Аббас начал свое абсолютное правление и закончил свое регентство. В возрасте пятнадцати лет шах стал более активно участвовать в управлении государством, чем когда-либо его отец. Одним из его методов консолидации своей власти была централизация. Он конфисковал семейные земли Сару Таки в качестве своих личных владений и на протяжении всего своего правления также включил другие города, такие как Хамадан , Ардебиль и Керман . в королевские владения [35]
Царствование
[ редактировать ]Война за Кандагар
[ редактировать ]
Правление Аббаса было преимущественно мирным; шах предпочитал сохранять мир с Османской империей и в целом не начинал конфликта с соседними странами, за исключением войны с Империей Великих Моголов в 1649 году за возвращение города Кандагар . [36] Кандагар был сдан императору Великих Моголов Шах-Джахану в 1638 году губернатором города Али Мардан-ханом . В последние годы жизни Сафи намеревался собрать армию и вернуть город. Однако его смерть остановила потенциальную войну. [37] Когда в начале 1647 года Шах Джахан попытался продвинуться в Трансоксиану , он отправил посланника ко двору Сефевидов, и после переговоров Аббас согласился не вторгаться в Кандагар, пока Шах Джахан продолжал свою военную кампанию. [38]
В 1648 году Шах Джахан катастрофически не смог завоевать Самарканд , исконную столицу Тимуридов . Видя благоприятный поворот событий, влиятельные фракции двора призвали Аббаса начать кампанию по отвоеванию Кандагара. [39] Аббас немедленно принял под свое командование 50 000 человек и двинулся в сторону Кандагара через Афганистан . [40] Армия шаха достигла окраин города в январе 1649 года и после двух месяцев боев овладела опорными пунктами города и территориями вокруг него. [24] Во время осады иранская армия была деморализована репрессивными командирами, отсутствием заработной платы и некачественными жилыми помещениями и, таким образом, понесла большие потери. [38] Армия Сефевидов под командованием Аббаса была плохо оснащена и недоедала. Многие из его солдат дезертировали во время марша из Афганистана, и тот факт, что армия Сефевидов, тем не менее, смогла отвоевать город, был больше обязан слабому политическому положению Моголов, а не силе Сефевидов. [40]
Моголы, не колеблясь, отправили помощь; первой из них была контратака под предводительством принца Аурангзеба , оказавшаяся безрезультатной. [41] Два года спустя сам Шах Джахан отправился вернуть Кандагар с армией, полностью оснащенной боевыми слонами и пушками. Однако его усилия оказались тщетными, и после четырех месяцев осады города ему пришлось отступить из-за приближающегося холодного сезона. [38] Последняя попытка Великих Моголов захватить Кандагар была в 1653 году, когда принц Дара Шико возглавил армию, что побудило Аббаса мобилизовать своих людей. Однако растущий финансовый кризис помешал усилиям Аббаса. Даже тогда армия Великих Моголов изо всех сил пыталась выдержать осаду, поскольку их орудий среднего размера было недостаточно для эффективной осады. Организационные проблемы, а также отсутствие военной решимости привели к провалу их экспедиции. [42] Таким образом, Кандагар оставался в руках Ирана до афганского восстания 1709 года. [23]
Северные границы
[ редактировать ]
Главный конфликт в Грузии во время правления Аббаса разгорелся между Теймуразом I и Ростомом Картлийским . Теймураз I был царем Кахетии и Картли . Он проводил антисефевидскую политику и стремился сломить иранское господство над своим царством. В 1633 году при поддержке Сафи Ростом-хан провозгласил себя королем Картели и вторгся в земли Теймураза. [43] Теймураз оставался королем Кахетии и организовывал восстания за пределами Ростома до 1648 года, когда по приказу Аббаса Ростом вторгся в Кахетию и отправил Теймураза в изгнание. [44] В 1659 году Ростом умер, и Картлийская корона стала вакантной. Аббас стремился расселить племена кызылбашей в грузинском регионе, что спровоцировало крупное восстание, известное как восстание Бахтриони . [5] Повстанцы во главе с Заалом Арагви организовали союз грузинских войск против общего врага и атаковали иранские крепости Бахтриони и Алаверди , успешно изгнав племена кызылбашей. Пытаясь достичь компромисса, Аббас решил не заселять кызылбашские племена в Грузии. Он признал Вахтанга V , приемного сына Ростома, царем Картли, но также приказал казнить лидеров повстанцев. [45] Чтобы добиться примирения с грузинами, Аббас позже женился на дочери Вахтанга Ануке. [46]
Во время правления Аббаса сфера влияния Ирана на Кавказе столкнулась со сферой влияния России . С 1646 года Российское царство начало подрывать права иностранных купцов, поставлявших шелк через Иран в Швецию , а в 1649 году российское правительство издало новую политику экономического регулирования, известную как «Соборное уложение» , которая еще больше ограничила права иностранцев. [47] В ранние годы Аббас стремился сократить взаимодействие с русскими и увольнял российских чиновников за их возобновившийся антиосманизм. Между 1647 и 1653 годами напряженность возросла из-за серии грабежей караванов и задержания русских купцов из Ирана. [47]
Эта напряженность привела к небольшому конфликту между 1651 и 1653 годами , во время которого русские пытались расширить свои территории на юг до реки Терек , которую Сефевиды считали частью своего царства. [48] Русские попытались построить крепость для Теймураза, свергнутого царя Кахетии , обратившегося к ним за помощью. Когда Аббас узнал об этом, он решил действовать против них, одновременно занимаясь своей кампанией в Кандагаре. Войска Ардебиля, Карабаха и Астары сосредоточились под предводительством Хосрова Солтана , гулама армянского происхождения , и атаковали крепость. Они успешно вытеснили русских и уничтожили их базу. [49] После этого переговоры по нерешенным вопросам будут продолжаться в течение десяти лет, при этом между Москвой и Исфаханом будут курсировать курьеры. [47]
Финансовый упадок
[ редактировать ]
Халифе Солтан нашел противника в лице мастера охоты Аллахверди-хана , армянского гулама и друга детства Аббаса, который быстро поднялся по служебной лестнице, став сначала хозяином охоты, а затем и курчи-ханом . баши шаха в 1649 году. К началу 1650-х годов Аллахверди был фаворитом , и он использовал свое влияние на шаха, чтобы поддержать великого визиря после смерти Халифе Солтана в 1654 году. [51] По рекомендации Аллахверди Аббас назначил генеральным интендантом суда Мухаммад-бека, армянина по происхождению. [52] Во время правления Мохаммад-бека произошел экономический спад, главным образом вызванный дорогостоящей кампанией Аббаса в Кандагар и нехваткой сырья для торговли шелком. Несмотря на свой многолетний экономический опыт, Мохаммад-бек не смог найти решение проблемы чрезмерных расходов суда и дорогостоящих инвестиций в армию. Он привел к дальнейшему снижению доходов государства за счет усиления централизации - процесса, который не могла быть поддержана Новой Джульфы . торговой сетью [53] Что касается армии, Мохаммад Бег уволил должность сипахсалара, чтобы избежать расходов на зарплату, которые он считал ненужными, и ликвидировал артиллерийское управление. [50] Мохаммад-бек также пытался продать особняки, конфискованные Аббасом. По словам Жана Шардена, только в Исфахане у шаха было более 137 таких особняков. Однако их никто не купил, и затея Мохаммад-бека провалилась. [54] Он также запретил использование золотых монет до такой степени, что штат был наводнен серебряными монетами. [50]
Возможно, самой изобретательной и катастрофической мерой Мохаммад-бека был его план по высвобождению и освоению некоторых природных ресурсов королевства. Он предпринял попытку добыть месторождения драгоценных металлов в окрестностях Исфахана и нанял самопровозглашенного французского эксперта по имени Шапель де Хан, который оказался мошенничеством. Он также пытался расширить добычу угля, но это была очередная бесплодная попытка. [54] Все эти неудачи, а также его кумовство по отношению к своей семье сделали Мохаммад-бека ненавистной фигурой среди придворных. Тем не менее, несмотря на своих многочисленных противников, он выжил и дошел до того, что получил от шаха монополию на государственные дела, включая доступ к гарему. Аббас проводил большую часть своего времени либо во внутреннем дворце, либо на охоте или пьянках, в то время как Мохаммад-бек скрывал от него неприятные новости. [55] В конечном итоге Мохаммад-бек лишился благосклонности шаха благодаря усилиям его первоначального сторонника Аллахверди-хана, который сообщил Аббасу о лжи и обмане Мухаммад-бека. Шах сослал Мохаммеда Бека в Кум 19 января 1661 года. Увольнение Мохаммеда Бека было широко воспринято как потеря со стороны Голландской Ост-Индской компании, которая наслаждалась тайным экспортом золота через торговые пути Ирана, подкупая Мохаммеда Бека, чтобы тот сохранял молчание об этой деятельности. [56]
Смерть
[ редактировать ]
В 1661 году Аббас назначил Мирзу Мохаммада Караки своим четвертым и последним великим визирем. [52] Ранее Караки удовлетворительно действовал в качестве садри-мамалика (министра религии) и был членом престижной семьи Караки, которая ведет свою родословную от шейха Али аль-Караки, заместителя Скрытого имама Тахмаспа I. [57] Его описывали как человека бездействующего, медлительного и непрактичного, марионетку фракции в суде. [58] Его пребывание в должности способствовало развитию торговли по сухопутному пути в Левант . Он предпринял попытку исследовать продолжающуюся проблему с видами, оставленную Мохаммедом Бегом. [59] Однако его застал внутренний кризис. В 1663 году он приказал обезглавить курчи-баши Муртазу Кули-хана Каджара и соблазнил шаха казнить и его преемника. В целом Караки имел меньшее влияние на шаха, чем его предшественник. Во время своего пребывания в должности Аббас проводил больше времени во внутреннем дворце и держал великого визиря в неведении о своих личных делах. Караки даже не знал, что у шаха есть сын по имени Сэм Мирза . [60]
В последнее десятилетие своего правления Аббас отошел от государственных дел, чтобы заняться сексом и попойками. [23] Поначалу казалось, что его постоянное пьянство не повлияло на его управление, но постепенно оно взяло над ним верх. Он устраивал роскошные вечеринки и после этих вечеринок две-три недели скрывался от публики. [61] В конце концов, 26 октября 1666 года, находясь в своем зимнем городе Бехшахре , Аббас II умер от различных недугов и болезней, включая сифилис и рак горла , в результате чрезмерного употребления алкоголя. [62] Он был похоронен в Куме. [23] и ему наследовал его старший сын Сам Мирза, матерью которого была грузинская наложница по имени Накихат Ханум . [63] У Аббаса было два сына. Сообщается, что он отдавал предпочтение своему младшему сыну Хамзе Мирзе, мать которого была черкесской наложницей. [64]
Политика
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]
Правление Аббаса II демонстрирует большой парадокс в отношении обращения с нешиитами. Он поручил перевести на персидский язык труды по шиитской юриспруденции и проконсультировался с улемами по поводу этих налогов. [65] Он поддерживал дружеские отношения с известными шиитскими учёными своего времени, такими как Мохсен Файз Кашани , Мохаммад Багер Сабзевари и Мохаммад Таки Маджлеси (отец Мохаммада-Бакера Маджлеси ). [66] Однако он не был ревностным шиитом. Шах выразил свое почтение своему родовому суфийскому ордену Сафавийя , построил ложи в самом святом городе ордена, Ардебиле , и участвовал в дискуссиях с суфиями. [67] Однако во время его правления преследования суфиев значительно усилились, и число антисуфийских сочинений шиитских ученых, таких как Мир Лаухи и Мухаммад Тахир Кумми, возросло. [68] Абу Муслим часто считало мессианской , которого население фигурой, во время правления Халифе Солтана стал мишенью шиитских эссеистов, одним из которых был Ахмад ибн Мухаммад Ардабили , написавший «Хадикат аль-Шиа» . [69] Аббаса не пощадили шиитские ученые, которые утверждали, что ему следует отречься от престола, чтобы освободить место для более преданного короля из-за нечестивого образа жизни Аббаса. [70] Аббас много пил на пьянках со своими придворными, но увольнял своих сотрудников за пьянство. В 1653 году шаха убедил бросить пить шиитский ученый, возможно, Сабзевари, который утверждал, что воздержанные монархи были сильнее, счастливее и с большей вероятностью жили дольше, примером может служить Тахмасп I. [71] После этого на короткое время между 1653 и 1654 годами продажа алкоголя была запрещена. [23]
Независимо от своих личных убеждений, Аббас по-прежнему продолжал религиозные преобразования даже более яростно, чем его предшественники. [23] В разное время между 1645 и 1654 годами власти Сефевидов вынуждали иранских евреев принять христианство, а армянских христиан переселяться в Новую Джульфу. [72] По данным «Аббас-наме» Мохаммада Тахера Вахида Казвини , 20 000 еврейских семей приняли ислам. Однако армянский историк Аракел Тебризский предполагает, что их было всего 350. [73] Во время правления Мохаммад-бека некоторые христианские церкви были закрыты, а христианам было запрещено строить новые церкви. [74] Сам Аббас был толерантен к христианам. Он часто посещал армянские церковные службы и церемонии и дал разрешение иезуитам основать миссию в Исфахане в 1653 году. Он уволил как старшего шиитского священнослужителя, шейха аль-Ислама Исфахана, так и королевского молитвенного руководителя за проповедь. против христиан и, как говорят, даже угрожал первым посадить на кол . [75] Через три года после увольнения Мухаммад-бека в 1664 году было завершено строительство Ванкского собора и пяти других церквей. [76]
Военный
[ редактировать ]При Аббасе II армия Сефевидов начала приходить в упадок либо из-за мира с Османской империей, либо из-за одновременного экономического кризиса. [24] Впервые это проявилось среди провинциальных отрядов, а не среди основных сил королевской армии, которая в 1654 г. была увеличена небольшим корпусом курчиской пехоты, состоявшим из 600 человек, а позднее увеличилась до 2000 человек. [26] Однако государство больше не могло платить армии, одновременно поддерживая экстравагантную и роскошную жизнь двора. Поэтому служилые солдаты обеднели. [24] Численность частей упала, и говорили, что армия Сефевидов полезна для военных парадов, но бесполезна для войны. [26]
Дипломатия
[ редактировать ]
Внешняя политика Аббаса II была осторожной и расчетливой. [23] Во время его правления европейские морские компании, такие как VOC и Ост-Индская компания , которые ранее основали свои базы в Ширазе и Исфахане, получали поддержку Аббаса посредством предоставленных им привилегий. [77] Голландцы и англичане покупали различные виды шелка, такие как парча , тафта , бархат и атлас , а взамен импортировали в Иран специи, сахар и ткани через Персидский залив . Присутствие компаний иногда оказывалось проблематичным, его пик пришелся на 1645 год, когда VOC была вынуждена установить военно-морскую блокаду вокруг Бандар-Аббаса из-за того, что они считали невыгодными условия для покупки шелка. Блокада была недолгой, поскольку голландцы, опасаясь собственных коммерческих потерь и связанных с этим расходов, уступили требованиям Ирана, после чего в 1652 году заключили новый шелковый договор. [78] Французская Ост-Индская компания также пыталась установить торговые отношения с Ираном. Аббас санкционировал эти торговые отношения в фирмане, изданном незадолго до своей смерти, но пока из них ничего не вышло. [79]
Мирные отношения с Османской империей продолжались и во время правления Аббаса. У него не было соблазна расширить свою территорию, например, в Закавказье , где риск войны был настолько велик, что губернатор турецких приграничных провинций даже эвакуировал гражданское население в ожидании нападения Ирана, или в Басре , где шахский была запрошена помощь для урегулирования борьбы за престолонаследие. [80] Никакой опасности со стороны османов не возникало ни потому, что султан османский Мехмед IV уже был занят Критской войной , ни из-за внутренних кризисов, которые произошли во время его правления, таких как пожар Стамбула 1660 года , уничтоживший две трети город. [79] В знак прочного мира в 1657 году между двумя империями было подписано новое торговое соглашение, которое еще больше подтвердило важность анатолийских торговых путей и роль армян в сухопутной торговле шелком. [81]
Отношения с узбеками также были мирными. Новый хивинский хан . Абу аль-Гази Бахадур , много лет проведший при дворе Сафи в изгнании, был возведён на престол в том же году, что и Аббас Он не угрожал иранским границам в Большом Хорасане . [39] Однако отношения с Бухарским ханством были враждебными, хотя в основе этой вражды лежали не набеги узебков, а конфликты внутри правящей династии Бухары и беглые ханы, укрывавшиеся в Иране. [39] В 1646 году Надер Мохаммад-хан, тогдашний бухарский хан, укрылся при дворе молодого Аббаса после того, как был свергнут своим сыном Абд аль-Азиз-ханом и уступил Балх Моголам. Аббас относился к нему с величайшим вниманием и честью, посылая своего врача лечить его, когда он заболел, а в ответ Мохаммад-хан выказал огромную радость и учтивость, когда шах пришел навестить его. [82] Первоначально шах хотел оказать Мохаммад-хану военную помощь, чтобы вернуть себе трон, но Сару Таки помешал ему. В конце концов, благодаря сотрудничеству Ирана, Мохаммед Хан и Абд аль-Азиз заключили перемирие. Однако перемирие привело к дальнейшим раздорам только в начале 1650-х годов, и Мохаммад-хан снова бежал в Исфахан. Он умер в пути в 1653 году. [83] Позже Аббас заключил соглашения с узбеками Бухары и до своей смерти удерживал их от набегов на иранскую территорию. [23]
Искусство
[ редактировать ]Во время правления Аббаса в Исфахане продолжалось строительство, включая строительство моста Хаджу , завершение строительства Чехель-Сотуна и расширение Али-Капу . [84] города Его строительство в Исфахане привело к расширению общественной сферы , породив оживленную культуру кофеен , сочетающую королевское покровительство и популярные развлечения в форме Накали (рассказ о Шахнаме ). [85] Спонсорство искусства продолжалось во время его правления, что привело к расцвету искусства в середине-конце 17 века. Персидская миниатюра достигла новых высот разнообразия благодаря ее ведущей фигуре Моэну Мосавверу , ученику Резы Аббаси , который внес свой вклад как минимум в пять рукописей «Шахнаме» и был известен своими одностраничными иллюстрациями. [86]
Популярный спрос на традиционные миниатюры в ту эпоху также был высоким; такие художники, как Афзал аль-Хусайни и Малик Хусейн Исфахани, создали работы для Шахнаме, а также изображения молодых людей, сидящих с бутылками вина и фруктами. [86] Аббас нанимал голландских художников и учился у них рисованию, но он также поддерживал иранских художников, которые писали в стиле фаранги-сази или европеизированном стиле живописи. [87] Двое придворных художников Аббаса, Мохаммад Заман и Аликули Джаббадар , находились под влиянием европейского стиля живописи и пытались либо скопировать его, либо продемонстрировать традиционные иранские темы в западном стиле. [88] Сам Аббас был очарован европейской живописью. Он отправил группу иранских художников в Европу для дальнейшего обучения. Среди них был Мохаммад Заман, который провел два или три года в Риме. [89] Шедевром правления Аббаса II являются настенные росписи Чехель Сотун. Настенные росписи Чехель Сотуна, предназначенного для празднования Новруза , составляют важнейшую часть декоративной программы дворца. На них часто изображаются исторические сцены: битва при Марве между Исмаилом I и Мухаммадом Шайбани ; Встреча Тахмаспа I с Хумаюном , императором Великих Моголов; Аббас I и Вали Мухаммад-хан , бухарский хан; и картина Аббаса II вместе с Надером Мохаммад-ханом. [90]
Производство иранской керамики также продолжалось быстрыми темпами во время правления Аббаса, несмотря на экономический спад. В результате китайского влияния керамика между 1640-ми и 1650-ми годами приобрела сине-белую тематику в соответствии с фарфором, пришедшим в то время из Китая . [91]
Эта керамика, изготовленная в основном в мастерских Кермана, имела достаточное качество, чтобы привлечь внимание голландских и английских торговцев в Бандар-Аббасе , которые искали альтернативу китайскому фарфору, который после Мин династии падения в 1643–1645 годах перестал экспортироваться до тех пор, пока 1683. [92] Помимо керамики, Керман, наряду с Исфаханом и Кашаном , продолжал оставаться центрами персидской ковровой промышленности; производство ковров из шелка с золотой и серебряной парчой как для иранского двора, так и для внедворцового рынка. [92]
Личность и внешний вид
[ редактировать ]
Западные наблюдатели часто изображали личность Аббаса II в благоприятных тонах. Он был щедр как к друзьям, так и к незнакомцам, особенно на кутежах. [23] Аббас начал пить в 1649 году, когда ему было всего семнадцать. Его загулы — наиболее хорошо документированная часть его жизни, подробно описанная в « Аббас-наме» . [93] Шах обычно приглашал небольшое количество своих любимых придворных и выпивал с ними. Во время праздников Навруз и королевских охотничьих вечеринок [д] он позволял вину течь свободно и часто просил западных жителей Исфахана присоединиться к нему. [94] Он позволял западным мужчинам пить из своей золотой чаши, подаренной ему Россией, которая была «полностью инкрустирована драгоценными камнями, в основном необработанными рубинами». [95]
Аббаса хвалили за его чувство справедливости. По словам Шардена, он считал себя возведенным на трон Богом для правления королем, ответственным за благополучие всех своих подданных, а не тираном, стремящимся ограничить свободу, в том числе свободу совести. [23] В глазах Запада это чувство справедливости делает его жестокость (которая иногда рассматривается как недостаток) похожей на суровые наказания Аббаса Великого, а не на жестокость Сафи. [23] По словам Шардена, иранцы оценили справедливость Аббаса, заявив, что он благосклонно относился к своему народу, в то же время вызывая страх за рубежом, и что он любил справедливость и не злоупотреблял своей властью, угнетая свой народ. [96]
Посланник ЛОС Джоан Кунеос, встретившийся с Аббасом в 1652 году, описал его как «человека среднего роста, довольно худощавого, подвижного и безбородого». [23] Однако на сохранившихся портретах он изображен с вытянутым лицом, резко очерченными чертами и широкими широкими усами. [97] На некоторых картинах, например на картине Чехеля Сотуна, Аббас изображен с очень темной бородой и усами, тогда как на других волосы на его лице светлые, почти светлые. [98]
Чеканка монет
[ редактировать ]
В ранние годы Аббас II использовал те же двустишия, начатые его прадедом, « Аббас банда-йе шах-э велаят » (Аббас, слуга величия королевства), но в 1644 году он заменил их другим двустишием». beh-giti sekka-ye sāhebqerāni / zad az towfiq-e haqq 'Abbas-e Sāni » (Во вселенной создан кубик сахебкерани / Помогайте истиной, 'Аббас второй). [99] В этом панегирическом двустише Аббас назвал себя Сахеб Керан, «Господин благоприятного соединения», и соответственно назвал свои монеты сахебкерани. Постепенно это название стало широко использоваться для обозначения любой государственной монеты. [99]
Финансовый кризис во время его правления побудил Аббаса уменьшить вес своих монет и уменьшить количество монетных дворов Сефевидов, которые когда-то насчитывали от 16 до 19. [100] В течение последнего десятилетия его правления только десять из этих монетных дворов все еще работали. [101] Новая механическая европейская технология чеканки была внедрена в Иране во время правления Аббаса. Говорят, что он восхитился этой новой технологией и проявил желание приобрести эту новую технологию. [102]
Наследие
[ редактировать ]Доминирующей чертой, приписываемой Аббасу II и отличавшей его от отца и преемников, была его постоянная забота о государственных делах. Эта особенность не ослабевала даже на пике его пьянства и во времена болезни. [97] Описанный такими историками, как Руди Матти , как последний сильный король династии Сефевидов, [103] Аббас II часто упоминается наряду с Исмаилом I и Аббасом I как один из трех выдающихся правящих деятелей Сефевидов. Он мог бы стать царем, предотвратившим падение царства Сефевидов, если бы не многочисленные проблемы, препятствовавшие его усилиям. [104] Европейские наблюдатели хвалят Аббаса II за то, что он правил процветающим королевством, дороги которого были намного безопаснее, чем в Европе. Однако они не заметили коррумпированность внутренней сефевидской бюрократии Аббаса или то, что его кампания в Кандагаре положила начало экономическому спаду, который будет преследовать Иран до конца династии Сефевидов. [105]
Аббас предпринял попытку побороть коррупцию внутри своей бюрократии. Он быстро вмешивался в случаи деспотизма, нарушений или злоупотреблений, независимо от того, шел ли речь о нормальном отправлении правосудия или о наблюдении за политическими и административными органами, как гражданскими, так и военными. [106] Чтобы обеспечить справедливость, он несколько дней в неделю посвящал отправлению общественного правосудия; и во время его правления простолюдины все еще могли подавать ему прошения в его дворце. [23] Аббас II мудро выбирал своих великих визирей. Он набирал их из самых разных слоев общества, которые представляли интересы племен, духовенства или гуламов , но в первую очередь на основе их финансовой и административной компетентности, и дал им достаточно влияния, чтобы гарантировать возможность реализации их собственной политики. [12] Его усилия означали, что его 24-летнее правление было относительно мирным и свободным от восстаний. Иранские хроники описывают ряд лет его правления, например 1660 и 1669 годы, как «без происшествий», и западные наблюдатели часто удивлялись благополучию сельского населения в Иране в отличие от худшего положения крестьян в Иране. Запад. [107] Те же западные путешественники с ностальгией отзываются о правлении Аббаса, когда они посетили Иран поколением позже, во время правления его преемника Сулеймана I. После падения династии Сефевидов в 1722 году комментаторы говорили о нем как о сильном правителе, который временно обратил вспять упадок государства Сефевидов. Современные историки, такие как Ганс Роберт Ремер, называют его справедливым, великодушным и даже либеральным королем, смерть которого ознаменовала конец длительного периода процветания и мира Сефевидов. [108]
Родословная
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Кызылбаши — шиитские туркменские племена, которые поклонялись Исмаилу I как Мессии и стойко следовали за ним во время его войн. [4]
- ^ Еще одно предположение о дате рождения - 5 января 1633 года, которое было обнаружено с помощью хронограммы по формуле «калб-и астан-и амир аль-муминин» (собака (слуга) амира аль-муминина ( Али )) . [24]
- ^ Глава курчи ( верных телохранителей шаха). [28]
- ↑ С юных лет Аббас увлекался охотой на леопардов и соколиной охотой . [23]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ремер 2008 , с. 212.
- ^ Митчелл 2009a .
- ^ Ремер 2008 , с. 249; Хафипур 2021 , с. 121
- ^ Савори и Карамустафа 1998 ; Бахаш 1983 ; Митчелл 2009а , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Хитчинс 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б Гереглу 2016 .
- ^ Пикантный 2007 , с. 69.
- ^ Митчелл 2009b , с. 145.
- ^ Ньюман 2008 , с. 41.
- ^ Ремер 2008 , с. 266.
- ^ Ремер 2008 , с. 261.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтью 2019 , с. 247.
- ^ Пикантный 2007 , с. 101.
- ^ Мэтью 2021 , с. 144.
- ^ Ремер 2008 , с. 285.
- ^ Ремер 2008 , с. 280.
- ^ Мэтью 2021 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтью 1999 , с. 130.
- ^ Ньюман 2008 , с. 76.
- ^ Мэтью 2019 , с. 41.
- ^ Ремер 2008 , с. 287–288.
- ^ Бабаи и др. 2004 , стр. 42.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Мэтью 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рахимлу 2015 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бабайе и др. 2004 , стр. 44.
- ^ Перейти обратно: а б с Ремер 2008 , с. 291.
- ^ Ремер 2008 , с. 292.
- ^ Этаж 2001 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтью 2019 , с. 43.
- ^ Ньюман 2008 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Ремер 2008 , с. 293.
- ^ Мэтью 2021 , с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтью 2019 , с. 44.
- ^ Этаж 2008 , с. 227.
- ^ Ремер 2008 , с. 295.
- ^ Морган 2014 , с. 146.
- ^ Соруш 2000 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мэтью 2019 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б с Ремер 2008 , с. 299.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтью 2021 , с. 152.
- ^ Ремер 2008 , с. 300.
- ^ Мэтью 2019 , с. 125.
- ^ Саникидзе 2021 , с. 392.
- ^ Суни 1994 , с. 53.
- ^ Микаберидзе 2007 , с. 175.
- ^ Мэтью 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мэтью 1999 , с. 169.
- ^ Борнутиан 2021 , стр. 4.
- ^ Мэтью 2019 , с. 122.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэтью 2019 , с. 47.
- ^ Мэтью 2019 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Ремер 2008 , с. 294.
- ^ Бабаи и др. 2004 , стр. 71.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтью 1991 , с. 25.
- ^ Мэтью 2019 , с. 50.
- ^ Мэтью 2019 , с. 51.
- ^ Мэтью 2019 , с. 52.
- ^ Мэтью 2019 , с. 52–53.
- ^ Ньюман 2008 , с. 86.
- ^ Мэтью 2019 , с. 53.
- ^ Мэтью 2011 , с. 52.
- ^ Рахимлу 2015 ; Мэтью 2012 .
- ^ Мэтью 2015 .
- ^ Мэтью 2019 , с. 56.
- ^ Мэтью 2019 , с. 183.
- ^ Мансурбахт 2010 , с. 137.
- ^ Мэтью 2011 , с. 86.
- ^ Мэтью 2019 , с. 184.
- ^ Ньюман 2008 , с. 84.
- ^ Мэтью 2019 , с. 191.
- ^ Мэтью 2011 , с. 87.
- ^ Мэтью 2019 , с. 185.
- ^ Моррен 1981 , с. 283
- ^ Мэтью 2019 , с. 187.
- ^ Блоу 2009 , с. 233–234.
- ^ Ньюман 2008 , с. 89.
- ^ Ремер 2008 , с. 297.
- ^ Мэтью 2012 ; Ремер 2008 , с. 297
- ^ Перейти обратно: а б Ремер 2008 , с. 298.
- ^ Мэтью 2012 ; Ремер 2008 , с. 298
- ^ Ньюман 2008 , с. 85.
- ^ Бертон 1988 , с. 32.
- ^ Ремер 2008 , с. 299; Бертон 1988 , с. 32
- ^ Голомбек и Рейли 2013 , с. 16.
- ^ Мэтью 2021 , с. 150.
- ^ Перейти обратно: а б Ньюман 2008 , с. 90.
- ^ Тейлор 1995 , с. 25–26.
- ^ Babaie 1994 , стр. 126–127.
- ^ Голомбек и Рейли 2013 , с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б Ньюман 2008 , с. 91.
- ^ Мэтью 2011 , с. 55.
- ^ Мэтью 2011 , с. 55–56.
- ^ Мэтью 2011 , с. 56.
- ^ Мохбери 2019 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Ремер 2008 , с. 301.
- ^ Кэнби 1998 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Акопян 2021 , с. 302.
- ^ Мэти, Флор и Клоусон, 2013 , с. 110, 116.
- ^ Мэти, Флор и Клоусон, 2013 , с. 116.
- ^ Мэти, Флор и Клоусон, 2013 , с. 19.
- ^ Мэтью 2019 , с. Введение; XXV.
- ^ Ремер 2008 , с. 301; Ньюман 2008 , с. 91
- ^ Мэтью 1991 , с. 18.
- ^ Ремер 2008 , с. 303.
- ^ Ремер 2008 , с. 295; Мэтью 2012 г.
- ^ Ремер 2008 , с. 304; Мэтью 1991 , с. 17
- ^ Бабаи и др. 2004 , стр. 104.
- ^ Бабаи и др. 2004 , с. Примечание 60; стр. 157.
- ^ Ньюман 2008 , с. 42.
Библиография
[ редактировать ]- Акопян, Александр В. (2021). «Чеканка и денежная система». В Матти, Руди (ред.). Сефевидский мир . Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. стр. 285–309. ISBN 9781000392876 . OCLC 1274244049 .
- Бабаи, Сьюзен; Бабаян, Кэтрин; Маккейб, Ина Багдиантц; Фархад, Массуме (2004). Рабы шаха: новые элиты Сефевидского Ирана . Лондон, Великобритания: IB Tauris. стр. 1–218. ISBN 1-86064-721-9 . LCCN 2005272298 .
- Бабайе, Сьюзен (1994). «Шах Аббас II, завоевание Кандагара, Чихил Сутун и его настенные росписи» . Мукарнас . 11 . Брилл: 125–142. дои : 10.2307/1523214 . JSTOR 1523214 . OCLC 55529825 . Архивировано из оригинала 9 ноября 2021 года . Проверено 8 июля 2022 г.
- Бахаш, С. (1983). «Администрация в Иране VI периодов Сефевидов, Занда и Каджара» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 17 мая 2022 года . Проверено 13 августа 2022 г.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бурнутян, Джордж (2021). От Куры до Аракса: Военная история продвижения России на Южный Кавказ и первая русско-иранская война, 1801–1813 гг . Брилл . ISBN 978-9004445154 .
- Бертон, Дж. Одри (1988). «Надир Мухаммад-хан, правитель Бухары (1641–1645) и Балха (1645–1651)» . Центральноазиатский журнал . 32 (1/2): 19–33. ISSN 0008-9192 . JSTOR 41927597 . ОСЛК 1553665 . Архивировано из оригинала 7 июля 2022 года . Проверено 8 июля 2022 г.
- Блоу, Дэвид (2009). Шах Аббас: безжалостный король, ставший иранской легендой . Лондон, Великобритания: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-989-8 . LCCN 2009464064 .
- Кэнби, Шейла Р. (1998). Принцы, поэты и паладины: исламские и индийские картины из коллекции принца и принцессы Садруддина Ага Хана . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 9780714114835 . OCLC 730448896 .
- Флор, Виллем (2008). Социальная история сексуальных отношений в Иране . Нью-Йорк: Издательство Mage. ISBN 9781933823331 . OCLC 234257199 .
- Флор, Виллем (2001). Государственные учреждения Сефевидов . Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. стр. 1–311. ISBN 978-1568591353 .
- Хитчинс, Кейт (2001). «Грузия ii. История ирано-грузинских отношений» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Голомбек, Лиза; Рейли, Эйлин (2013). «Общество Сефевидов и керамическая промышленность». В Голомбеке, Лиза (ред.). Персидская керамика в первую глобальную эпоху: шестнадцатый и семнадцатый века . Брилл. стр. 13–57. ISBN 9789004260924 .
- Гереглу, Киумарс (2016). «Исмаил II» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 18 мая 2022 года . Проверено 13 августа 2022 г.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Хафипур, Хани (2021). «За пределами харизматической власти: создание имиджа суверена в общественной сфере». В Матти, Руди (ред.). Сефевидский мир . Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. стр. 111–121. ISBN 9781000392876 . OCLC 1274244049 .
- Мансурбахт, Габад (2010). «Положение улемов в сефевидской бюрократии во время правления шаха Аббаса I, шаха Сафи и шаха Аббаса II» . Журнал истории Ирана (на персидском языке). 3 : 123–144. ISSN 2588-6916 . Архивировано из оригинала 19 сентября 2022 года . Проверено 8 июля 2022 г.
- Мэтти, Руди; Флор, Виллем; Клоусон, Патрик (2013). Денежная история Ирана: от Сефевидов до Каджаров . Лондон, Великобритания: IB Tauris. ISBN 9781780760797 . OCLC 863092297 .
- Мэтти, Руди (2012). «Аббас II » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника.
- Матти, Руди (2015). «Сулейман I» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Мэтти, Руди (2001). «Грузия vii. Грузины в администрации Сефевидов » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника.
- Мэти, Руди (2021). Сефевидский мир . Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000392876 . OCLC 1274244049 .
- Матти, Руди (2011). В погоне за удовольствиями: наркотики и стимуляторы в истории Ирана, 1500–1900 гг . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691118550 . OCLC 918275314 .
- Матти, Руди (1991), «Карьера Мохаммада Бека, великого визиря шаха Аббаса II (годы правления 1642–1666)», Иранские исследования , 24 (1/4), Кембридж: Routledge : 17–36, doi : 10.1080/00210869108701755 , ISBN 978-0-521-20093-6 , JSTOR 4310753
- Мэтти, Руди (2019). Персия в кризисе: упадок Сефевидов и падение Исфахана . Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000392876 . OCLC 1274244049 .
- Матти, Руди (1999). Политика торговли в Сефевидском Иране: шелк за серебро, 1600-1730 гг . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 9781838607074 . OCLC 875467518 .
- Морган, Дэвид (2014). Средневековая Персия 1040-1797 гг . Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781317871408 .
- Мохбери, Сьюзен (2019). Персидское зеркало: размышления о империи Сефевидов во Франции раннего Нового времени . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190884826 . OCLC 1110484021 .
- Моррен, Вера Б. (1981). «Преследование иранских евреев во время правления шаха Аббаса II (1642–1666)» . Ежегодник Еврейского союзного колледжа . 52 : 275–309. JSTOR 23507735 . OCLC 781537659 . Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 8 июля 2022 г.
- Микаберидзе, Александр (2007). Исторический словарь Грузии . Лэнхэм: Scarecrow Press. ISBN 9780810855809 . OCLC 70836728 .
- Митчелл, Колин П. (2009a). «Тахмасп I» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 17 мая 2018 года . Проверено 13 августа 2022 г.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Митчелл, Колин П. (2009b). Политическая практика в Сефевидском Иране: власть, религия и риторика . ИБТаурис. стр. 1–304. ISBN 978-0857715883 . Архивировано из оригинала 25 апреля 2022 года . Проверено 13 августа 2022 г.
- Ньюман, Эндрю Дж. (2008). Сефевидский Иран: возрождение Персидской империи . ИБТаурис. стр. 1–281. ISBN 9780857716613 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 8 июля 2022 г.
- Ремер, HR (2008). «ПЕРИОД СЕФАВИДОВ». Кембриджская история Ирана, том 6: Периоды Тимуридов и Сефевидов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 189–350. ISBN 9781139054980 . Архивировано из оригинала 3 мая 2022 года . Проверено 8 июля 2022 г.
- Рахимлу, Юсоф (2015). «Аббас II» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- Суни, Рональд Григор (1994). Становление грузинской нации . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253209153 .
- Сэвори, Роджер М.; Карамустафа, Ахмет Т. (1998). «Исмаил и Сафави» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 25 июля 2019 года . Проверено 13 августа 2022 г.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Сэвори, Роджер М. (2007). Иран под властью Сефевидов . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521042512 .
- Саникидзе, Георгий (2021). «Эволюция политики Сефевидов в отношении Восточной Грузии». В Мелвилле, Чарльз (ред.). Сефевидская Персия в эпоху империй, идея Ирана Том. 10 . Издательство Блумсбери. ISBN 9780755633784 .
- Соруш, Мехрнуш (2000). «Али Мардан Хан» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Тейлор, Алиса (1995). Книжное искусство Исфахана: разнообразие и идентичность в Персии семнадцатого века . Малибу: Музей Дж. Пола Гетти. ISBN 0892363622 . OCLC 32312791 .
- Танаволи, Парвиз (2016). Европейские женщины в персидских домах: западные образы в Сефевидском и Каджарском Иране . Издательство Блумсбери. ISBN 9781838608491 .