мессианство
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2015 г. ) |
Мессианизм – это вера в пришествие мессии , который станет спасителем группы людей. [1] [2] Мессианство зародилось как зороастрийская религиозная вера и последовало за авраамическими религиями . [3] но в других религиях также есть концепции, связанные с мессианством. Религии с концепцией мессии включают индуизм ( Калки ), иудаизм ( Машиах ), христианство ( Христос ), ислам ( Махди и Иса Масих ), веру друзов ( Хамза ибн Али ), [4] [5] зороастризм ( Саошьянт ), буддизм ( Майтрейя ), Даосизм ( Ли Хун ) и бабизм ( Тот, кого Бог явит ).
В иудаизме мессией будет будущий еврейский царь из рода Давида и искупитель еврейского народа и человечества. [1] [6] В христианстве , Иисус — мессия [примечание 1] Спаситель , Искупитель и Бог . [1] [3] В исламе Иисус был пророком и мессией еврейского народа, который вернется в последние времена. [3]
Авраамические религии [ править ]
Иудаизм [ править ]
Мессия ( иврит : משיח ; машиах , мошиах , машиах или мошиах («помазанник [один]») — термин, используемый в еврейской Библии для описания священников и царей, которые традиционно были помазанными . Например, Кир Великий , Царь Персии упоминается в Библии как «помазанник Божий» (Мессия).
В еврейской мессианской традиции и эсхатологии этот термин стал обозначать будущего еврейского царя из линии Давида , который будет «помазан» святым маслом помазания и будет править еврейским народом в течение Мессианского века . На стандартном иврите мессия часто упоминается как Мелех ха-Машиах ( Царь Мессия , буквально «Помазанный Царь».
Раввинистический иудаизм и нынешний ортодоксальный иудаизм считают, что мессией будет помазанник, происходящий от своего отца по линии Давида царя Давида , который соберет евреев обратно в Землю Израиля и возвестит наступление эры мира.
После изгнания евреев из Испании в 1492 году многие испанские раввины, такие как Авраам бен Элиэзер Халеви , считали, что 1524 год станет началом мессианской эпохи и что сам Мессия появится в 1530–1531 годах. [9]
Ортодоксальные еврейские мессианские движения время от времени возникали на протяжении веков среди еврейских общин по всему миру. Они окружают различных претендентов на мессию. Однако, с точки зрения евреев, заявители не смогли выполнить обещания об искуплении и, как правило, остались лишь с горсткой последователей. За исключением Иисуса , наиболее популярными претендентами на мессия были Симон бар-Кохба в Иудее 2-го века , Неемия бен Хушиэль 7-го века в Сасанидской империи , Саббатай Цви в Османской империи 17-го века (предшественник саббатианцев ), Якоб Франк в Европе 18-го века, Шукр Кухайл Я и Иуда бен Шалом в Османском Йемене XIX века. Есть те, кто в настоящее время идентифицирует Менахема Менделя Шнеерсона 20-го века (Любавичского Ребе) как Машиаха .
Другие конфессии, такие как реформистский иудаизм , верят в мессианскую эпоху, когда во всем мире будет мир, но не согласны с тем, что в качестве лидера этой эпохи будет мессия.
Христианство [ править ]
В христианстве Мессию называют Христом ( / k r aɪ s t / ; греческий : Χριστός , латинизированный : Христос , букв. «Помазанник»; иврит : מָשִׁיחַ , латинизированный : Машиах , букв. «Машиах»), спаситель. и искупитель , который принесет спасение еврейскому народу и человечеству. «Христос» — это греческий перевод слова «Мессия», что означает «Помазанник». Роль Христа, Мессии в христианстве, возникла из концепции мессии в иудаизме . Хотя представления о мессии в каждой религии схожи, по большей части они отличаются друг от друга из-за раскола раннего христианства и иудаизма в I веке . Христиане верят, Иисус что — еврейский Мессия (Христос) еврейской Библии и христианского Ветхого Завета .
Христиане верят, что мессианские пророчества исполнились в его миссии , смерти , воскресении и вознесении на его Сессию на небесный престол, где «он сел одесную Бога, где и ждет теперь, пока враги его не будут подставлены под ноги». для ног его» (Евр. 10:12–13 NET, цитируя царский Псалом Давида 110:1). Христиане верят, что остальные мессианские пророчества исполнятся во время Второго пришествия Христа . Одно пророчество, характерное как для еврейской, так и для христианской концепции мессии, заключается в том, что еврейский царь по линии Давида , который будет «помазан» святым маслом помазания , станет царем Царства Божьего на земле и будет править еврейским народом. и человечество в Мессианскую эпоху и грядущий мир .
Ислам [ править ]
В исламе (шиитах и суннитах) Махди считается обещанным [6], но есть разница в том, кто такой Махди: шииты Двенадцати Имамов считают, что Махди — это Мухаммад, сын Хасана Аскари, двенадцатый Имам и Имам своего времени, который родился раньше и сейчас. Он скрыт от большинства людей по воле Аллаха/бога более тысячи лет и появляется в назначенное время. Но, по мнению некоторых сторонников Сунны, Махди — это человек из поколения Пророка (вероятно, из династии Садата), который еще не родился. Он родится в будущем и станет спасителем человечества. Также большинство последователей Сунны считают Махди обычным и очень чистым человеком, что находится в противоречии с другими пророчествами авраамических религий. Большинство авраамических религий подчеркивают, что Спаситель конца времен является божественным посланником человечества. По мнению шиитов, Махди — божественный избранник, доказательство Бога и непогрешимый. Также они упомянули множество примет о появлении Махди. Шииты считают Махди имамом, и в отличие от суннитов, по их утверждению, опираясь на хадисы, предания и аяты Корана, особенно на скорбь Авраама в суре «Бакара», они считают Имамат божественным положением и высшим положением. положение в системе предыдущего творения. Они знают статус Мухаммеда как высшего из творений. Шииты подчеркивают формирующий авторитет имамов, считают их проявлением Бога и неоднократно упоминали в своих произведениях сверхчеловеческие силы, данные имамам Богом. На самом деле шииты не первые, кто выдвигает спасителя апокалипсиса как проявление Бога. В индуистской религии спасителя конца времен зовут Аватар, что означает проявление. Аватар происходит от слова Аватараи, что означает проявление высшей силы. Некоторые группы мусульман, особенно ваххабиты, считают это утверждение шиитов совершенно политеистическим и суеверным. В то время как в Торе, книге Бытия, упоминаются 12 царей из поколения Исмаила, и шииты считают этих 12 царей своими 12 имамами. В суннитских сборниках хадисов после Пророка ислама упоминаются 12 халифов, последним из которых является обещанный Махди. Все мусульмане согласны с возвращением Иисуса Христа, а некоторые сунниты и все шииты двенадцати имамов верят в возвращение Христа в момент появления Махди и считают его одним из особых помощников обещанного Махди. [10]
В исламе Иса ибн Марьям — это аль-Масих («Иисус, сын Марии, Мессия»), который, как полагают, был помазан Аллахом с рождения с конкретной задачей быть пророком и царем. В исламе считается, что Махди выполняет задачу установления истины и борьбы с разделениями ислама, объединяя все секты перед возвращением Иисуса, который убьет ложного мессии Аль-Масих ад-Даджала (похожего на Антихриста в христианстве). , который вскоре появится перед ним в человеческом облике в конце времен, заявив, что он мессия. [11] [12] Затем Иисус помолится о смерти Гога и Магога (Яджудж Маджудж), древнего племени, изолированного от человечества, которое поднимется, чтобы вызвать разрушение. После того как он уничтожит аль-Даджала, последней задачей Махди будет стать справедливым королем и восстановить справедливость. После смерти Махди правление мессианского Царя Иисуса начнет приносить длительный мир во всем мире вплоть до Судного Дня.
Сахих аль-Бухари , 3:43:656 : Передал Абу Хурайра :
Посланник Аллаха сказал: «Час не наступит до тех пор, пока сын Марии (Мариам) (т. е. Иисус) не снизойдет среди вас как справедливый правитель, он сломает крест, убьет свиней и отменит налог джизья. Деньги будут в изобилии, чтобы никто не принял его (в качестве благотворительных даров)».
считает Мусульманская община Ахмадия , что пророчества о пришествии Мессии и Махди исполнились в личности Мирзы Гулама Ахмада из Кадиана . Он утверждал, что является Обетованным Мессией и Махди, метафорическим вторым пришествием Иисуса из Назарета и божественным наставником, чье пришествие было предсказано Пророком ислама Мухаммедом . [13]
Друзская вера [ править ]
В вере друзов Иисус считается Мессией и одним из важных пророков Бога. [14] [15] находясь в числе семи пророков, появившихся в разные периоды истории. [14] [15] Согласно рукописям друзов, Иисус — Величайший Имам и воплощение Высшего Разума (Акл) на земле и первого космического принципа (Хадд), [4] и считает Иисуса и Хамзу ибн Али воплощениями одной из пяти великих небесных сил, которые составляют часть их системы. [16] Доктрины друзов включают убеждения, что Иисус родился от девы по имени Мария , совершил чудеса и умер через распятие . [4]
В друзской традиции Иисус известен под тремя титулами: Истинный Мессия ( аль-Масих аль-Хак ), Мессия всех народов ( Масих аль-Умам ) и Мессия грешников. Это связано, соответственно, с верой в то, что Иисус передал истинное евангельское послание, с верой в то, что он был Спасителем всех народов, и с верой в то, что он предлагает прощение. [17]
Друзы считают, что Хамза ибн Али был реинкарнацией Иисуса. [18] и что Хамза ибн Али является истинным Мессией, руководившим делами мессии Иисуса «сына Иосифа и Марии », но когда мессия Иисус «сын Иосифа и Марии » отклонился от пути истинного Мессии, Хамза наполнил сердца евреев питали к нему ненависть – и по этой причине они его распяли , согласно друзским рукописям. [4] [5] Несмотря на это, Хамза ибн Али снял его с креста и позволил вернуться к семье, чтобы подготовить людей к проповеди своей религии. [4]
и бахаи вера Бабизм
Тот, кого Бог явит ( араб . من يظهر الله , персидский : مظهر کلّیه الهی ), является мессианским деятелем в религии бабизма . Мессианская фигура неоднократно упоминалась Бабом , основателем бабизма, в Своей книге « Байан» . Баб описал мессианскую фигуру как источник всех божественных качеств и заявил, что его повеление эквивалентно повелению Бога . Баб заявил, что как только прибудет мессианская фигура, количество прочтений одного из его стихов будет больше, чем тысяча прочтений Байана . [19] Широко признано, что это предсказание исполнилось Бахауллой , основателем Веры Бахаи . [20]
Другие религии [ править ]
Буддизм [ править ]
Майтрейя — бодхисаттва , которому в буддийской традиции предстоит появиться на Земле, достичь полного просветления и научить чистой дхарме . Согласно писаниям, Майтрейя станет преемником исторического Будды Шакьямуни , основателя буддизма. Пророчество о приходе Майтрейи встречается в канонической литературе всех буддийских сект. [ нужна ссылка ] ( Тхеравада , Махаяна , Ваджраяна ) и принимается большинством буддистов как утверждение о реальном событии, которое произойдет в отдаленном будущем.
Хотя Будда Майтрейя появляется в канонической литературе, разделяемой многими сектами буддизма, буддисты в разных исторических контекстах воспринимали Будду Майтрейю по-разному. Например, в раннесредневековом китайском буддизме даосские и буддийские идеи объединились, чтобы создать особый акцент на мессианской роли бодхисаттвы по имени «Принц Лунный Свет». [21] Более того, китайские традиции Майтреи сами по себе отличались значительным разнообразием. Эрик Цюрхер утверждал, что некий «канонический» культ Майтрейя с четвертого по шестой века верил, что Майтрейя населяет рай Тушита , где буддисты могут возродиться в очень отдаленном будущем. Однако другая конкурирующая традиция считала, что Майтрейя появится в этом мире в ближайшем будущем, чтобы обеспечить спасение во времена страданий и упадка. [22] Эта последняя форма веры Майтреи обычно подвергалась цензуре и осуждалась как ересь до такой степени, что сохранилось лишь несколько рукописей, написанных буддистами, симпатизирующими этой традиции. [23]
Майтрейя Будда продолжал оставаться важной фигурой в милленаристских восстаниях на протяжении всей истории Китая, например, в восстаниях, связанных с так называемым Обществом Белого Лотоса .
Карго-культы [ править ]
Джон Фрум — фигура, связанная с карго-культами на острове Танна в Вануату . Его часто изображают как американского военнослужащего времен Второй мировой войны , который принесет людям богатство и процветание, если они последуют за ним. Иногда его изображают черным, иногда белым. Цитируя отчет Дэвида Аттенборо о встрече: «Он похож на тебя. У него белое лицо. Он высокий мужчина. Он долго живет в Южной Америке». [24]
Нацистский мессианизм [ править ]
Существует значительная литература о потенциальных религиозных аспектах нацизма . Вильфрид Дайм предполагает, что Гитлер и нацистское руководство планировали заменить христианство в Германии новой религией, в которой Гитлер будет считаться мессией . В своей книге о связи Ланца фон Либенфельса с Гитлером Дайм опубликовал перепечатку предполагаемого документа сессии о «безоговорочной отмене всех религиозных обязательств ( Religionsbekenntnisse ) после окончательной победы ( Endsieg )… с одновременным провозглашением Адольфа Гитлера как нового мессию». [25]
В мистической религии Вотансволка Нео-Вёлкиша Дэвид Иден Лейн считается «Человеком 666» и «Человеком Давидом» пророчества, антихристианским «Мессией», воплотившимся, чтобы «предупредить и спасти Белую арийскую расу от почти полного исчезновения». .
Русский и славянский мессианизм [ править ]
Романтический славянский мессианизм считал, что славяне, особенно русские , страдают, чтобы другие европейские народы и, в конечном итоге, все человечество могли быть искуплены. [26] Эта тема оказала глубокое влияние на развитие панславизма , русского и советского империализма ; он также появляется в произведениях польских романтиков поэтов- Зигмунта Красинского и Адама Мицкевича , включая известное выражение последнего « Polska Chrystusem narodów » (« Польша — Христос народов »). [27] Мессианские идеи появляются в « Книгах Бытия украинского народа » ( Манифесте Братства святых Кирилла и Мефодия ), [28] в котором всеобщее равенство и демократия в Запорожской Сечи признавались как изначально запланированное Богом возрождение человеческого общества и вера в его будущее возрождение, связанное с верой в смерть и воскресение Христа. Возрожденная Украина расширит всеобщую свободу и веру во всех славянских странах и, таким образом, задуманное Богом, будет восстановлено идеальное общество. [29]
Себастьянство [ править ]
Себастьянство ( португальский : Sebastianismo ) — португальский мессианский миф, основанный на вере в то, что король Португалии Себастьян , исчезнувший в битве при Алькасер-Кибире , вернется в Португалию и создаст Пятую империю . истолковал Эта вера получила распространение после того, как священник Антониу Виейра 2- ю главу Даниила и Книгу Откровения . В Бразилии наиболее важное проявление себастьянства произошло в контексте Провозглашения республики , когда возникли движения, защищавшие возврат к монархии. Он классифицируется как пример спящего короля в горном народном мотиве, типичным примером которого являются люди, ожидающие героя. португальский писатель Фернанду Пессоа О таком герое писал в своем эпосе «Менсагем» ( «Послание» ).
Это самая долгоживущая и самая влиятельная тысячелетняя легенда в Западной Европе, имевшая глубокий политический и культурный резонанс со времени смерти Себастьяна до, по крайней мере, конца 19 века в Бразилии. [30]
Даосизм [ править ]
Примерно в III веке нашей эры религиозный даосизм развил эсхатологические идеи. Ряд Священных Писаний [ который? ] предсказать конец мирового цикла, потоп, эпидемии и приход спасителя Ли Хун 李弘 (не путать с танскими личностями ).
Викка, Стрегерия, неоязычество и колдовство [ править ]
Арадия является одной из главных фигур в произведении американского фольклориста Чарльза Годфри Леланда 1899 года «Арадия, или Евангелие ведьм» , которое, по его мнению, является подлинным религиозным текстом, используемым группой языческих ведьм в Тоскане . впоследствии оспаривалось другими фольклористами и историками. [31] Лиланда В Евангелии Арадия изображается как Мессия , посланный на Землю, чтобы научить угнетенных крестьян колдовству, чтобы использовать его против Римско-католической церкви и высших классов.
Леланда Со времени публикации Евангелия Арадия стала «возможно, одной из центральных фигур современного возрождения языческого колдовства» и как таковая фигурировала в различных формах неоязычества , включая Викку и Стрегерию , как настоящее божество. [32] Рэйвен Гримасси , основатель вдохновленной викканами традиции Стрегерии, утверждает, что Арадия была исторической личностью по имени Арадия ди Тоскано , которая возглавляла группу «ведьм, поклоняющихся Диане» в Тоскане 14-го века. [33]
Зороастризм [ править ]
Согласно зороастрийской философии, отредактированной в « Занди Вохуман Яшт» ,
в конце твоей десятой-сотой зимы [...] солнце становится более невидимым и более пятнистым; год, месяц и день короче; и земля становится более бесплодной; и урожай не даст семени; а люди [...] становятся более лживыми и более склонными к гнусным поступкам. У них нет благодарности.Все почетное богатство перейдет к тем, кто придерживается извращенной веры [...] и темная туча сделает все небо ночным [...] и прольется дождь более ядовитых существ, чем зима.
Саошьянт , Человек Мира, сражается с силами зла. [ нужна ссылка ] События окончательного обновления описаны в « Бундахишне» (30.1 и далее): «В последней битве со злом язаты Айрьяман как и Атар расплавят металл на холмах и горах, и он будет на земле, река» ( Бундахишн 34.18), но праведники ( ашаван ) не пострадают».
В конце концов Ахура Мазда восторжествует, а его агент Саошьянт воскресит мертвых, чьи тела будут восстановлены до вечного совершенства, а души очистятся и воссоединятся с Богом. Тогда время закончится, и истина/праведность ( аша ) и бессмертие после этого будут вечными.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Произносится / k r aɪ s t / От латинского : Christus , через греческий : χριστός , латинизированный : khristós , букв. 'помазанник [Божий]'; калькировано с иврита : מָשִׁיחַ , латинизировано : машîах , букв. « мессия или мессии ». [7] [8] Альтернативно ( Мессия или Мессия ): латинское : Messias , от греческого : μεσσίας , латинизированное : Messias , букв. « мессия или мессия » (альтернатива χριστός ), через имперский арамейский : משיחא , латинизированный: məšīḥā , в конечном итоге от того же иврита.
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ангел, Джозеф Л. (2018). «Мессианизм/мессианские движения». В Хантере, Дэвид Г.; ван Геест, Пол Джей-Джей; Лиетарт Пеерболте, Берт Ян (ред.). Интернет-энциклопедия раннего христианства Брилла . Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/2589-7993_EECO_SIM_041888 . ISSN 2589-7993 .
- ^ «Определите мессианство на Dictionary.com» . Проверено 27 сентября 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Грейзигер, Лутц (2015). «Апокалиптика, милленаризм и мессианство» . В Блидштейне, Моше; Сильверстайн, Адам Дж.; Струмса, Гай Г. (ред.). Оксфордский справочник авраамических религий . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 272–294. дои : 10.1093/oxfordhb/9780199697762.013.14 . ISBN 978-0-19-969776-2 . LCCN 2014960132 . S2CID 170614787 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Дана, Ниссим (2008). Друзы на Ближнем Востоке: их вера, лидерство, идентичность и статус . Издательство Мичиганского университета. п. 47. ИСБН 978-1-903900-36-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Массиньон, Луи (2019). Страсти Аль-Халладжа, мистика и мученика ислама, Том 1: Жизнь Аль-Халладжа . Издательство Принстонского университета. п. 594. ИСБН 978-0691610832 .
- ^ Гинзбург, раввин Ицхак (2001). Пробуждение внутренней искры – пять динамик лидерства, которые могут изменить мир . Гал Эйнай. стр. 18–19.
- ^ Занциг, Томас (2000). Иисус истории, Христос веры . Пресса Сент-Мэри. п. 314 . ISBN 0-88489-530-0 .
- ^ «Этимология онлайн: мессия » . Этимонлайн.com . Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ «Авраам бен Элиэзер Ха-Леви | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ Спасибо, Мохаммад Реза. Махди . ставка.
- ^ Сахих Муслим , 41:7023.
- ^ Али, Мохаммед Али ибн Зубайр. «Кто такой злой Даджаль («Антихрист»)?» . Ислам.тс . Архивировано из оригинала 19 апреля 2012 г. Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ «Обетованный Мессия» . alislam.org . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хитти, Филип К. (1928). Происхождение друзов и религии: с выдержками из их священных писаний . Александрийская библиотека. п. 37. ИСБН 978-1-4655-4662-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дана, Ниссим (2008). Друзы на Ближнем Востоке: их вера, лидерство, идентичность и статус . Издательство Мичиганского университета. п. 17. ISBN 978-1-903900-36-9 .
- ^ Кроун, Патрисия (2013). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. п. 139. ИСБН 978-0691134840 .
- ^ Суэйд, Сами (2019). Друзы от А до Я. Роуман и Литтлфилд. п. 88. ИСБН 9780810870024 .
В друзской традиции Иисус известен как «Истинный Мессия» (аль-Масих аль-Хак), поскольку он передал то, что друзы считают истинным посланием. Его также называют «Мессией народов» (Масих аль-Умам), потому что он был послан в мир как «Масих грехов», потому что он тот, кто прощает.
- ^ С. Соренсон, Дэвид (2008). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Рутледж. п. 239. ИСБН 978-0429975042 .
Они также полагают, что Хамза ибн Али был реинкарнацией многих пророков, включая Христа, Платона, Аристотеля.
- ^ Смит, Питер (2000). «Тот, кого Бог явит» . Краткая энциклопедия Веры Бахаи . Оксфорд: Публикации Oneworld. стр. 180–1. ISBN 1-85168-184-1 .
- ^ Хаттер, Манфред (2005). «Бахаи» . В Линдси Джонс (ред.). Энциклопедия религии . Том. 2 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan, США. стр. 737–740. ISBN 0-02-865733-0 .
- ^ Цюрхер, Э. (1982). « Принц Лунный свет»: мессианизм и эсхатология в раннесредневековом китайском буддизме». Тунг Пао . 68 : 2. дои : 10.1163/156853282X00073 .
- ^ Цюрхер, Э. (1982). « Принц Лунный свет»: мессианизм и эсхатология в раннесредневековом китайском буддизме». Тунг Пао . 68 : 13. дои : 10.1163/156853282X00073 .
- ^ Цюрхер, Э. (1982). « Принц Лунный свет»: мессианизм и эсхатология в раннесредневековом китайском буддизме». Тунг Пао . 68 : 16. дои : 10.1163/156853282X00073 .
- ^ Аттенборо, Дэвид (1960). Люди Рая . Нью-Йорк: Харпер и братья.
- ^ Вильфрид Дайм: Человек, который дал Гитлеру идеи , Вена, 1994, с. 222; цитируется по: Х.Т. Хакл: Национал-социализм и оккультизм . (на немецком языке) В: Николас Гудрик-Кларк: Оккультные корни национал-социализма , 1997, Грац, Австрия: Stocker (немецкое издание « Оккультных корней нацизма »), стр. 196
- ^ Русский мессианизм: Третий Рим, революция, коммунизм и после , Питер Дж. С. Дункан, Лондон, 2000 г. [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
- ^ Страдания, избранность и миссия польской нации, Вальдемар Хростовский , Религия в Восточной Европе, Университет Джорджа Фокса.
- ^ Костомаров, Николай в Энциклопедии Украины.
- ^ «Между философией истории и мессианством (Книги Бытия украинского народа) С.Козак» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 ноября 2016 г. Проверено 12 ноября 2016 г.
- ^ Брайан Гивенс: « Теория и практика в Португалии раннего Нового времени » в журнале Braudel Revisited University of Toronto Press, 2010, стр. 127
- ^ Хаттон 1999 . п. 148.
- ^ Мальокко, Сабина (2009). «Арадия на Сардинии: археология народного характера» в книге « Десять лет триумфа Луны» . Скрытая публикация. п. 42.
- ^ Гримасси 1996 .
Библиография [ править ]
- Милленаризм и мессианизм в культуре раннего Нового времени , (4 тома), Дордрехт: Kluwer.
- Том. 1: Голдиш, Мэтт и Попкин, Ричард Х. (ред.). Еврейский мессианизм в раннем современном мире , 2001.
- Том. 2: Котман, Карл (ред.). Католическое милленаризм: от Савонаролы до аббата Грегуара , 2001.
- Том. 3: Форс, Джеймс Э. и Попкин, Ричард Х. (ред.). Милленарский поворот: милленарский контекст науки, политики и повседневной англо-американской жизни в семнадцатом и восемнадцатом веках , 2001.
- Том. 4: Лаурсен, Джон Кристиан и Попкин, Ричард Х. (ред.). Континентальные милленаристы: протестанты, католики, еретики , 2001.
- Бокмюэль, Маркус и Пэджет, Джеймс Карлтон Пэджет (ред.), Искупление и сопротивление. Мессианские надежды евреев и христиан в древности Лондон, Нью-Йорк: T&T Clark, 2009.
- Дерош, Анри, Боги людей. Словарь мессианизмов и милленаризмов христианской эпохи , Гаага: Мутон, 1969.
- Идель, Моше, Мессианские мистики , Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1998.
- Кавка, Мартин, Еврейский мессианизм и история философии , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2004.
- Саперштейн, Марк (редактор), Основные статьи о мессианских движениях и личностях в еврейской истории , Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1992.