себастьянство
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
Себастьянство ( португальский : Sebastianismo ) — португальский мессианский миф , основанный на вере в то, что король Португалии Себастьян , исчезнувший в битве при Алькасер-Кибире , вновь появится и вернется в Португалию в какой-то критический момент в будущем. Эта вера получила распространение после интерпретации священником Антониу Виейрой второй главы Книги Даниила ( Даниил 2 ) и Книги Откровения . В Бразилии наиболее важное проявление себастьянства произошло в контексте Провозглашения республики , когда возникли движения, защищающие возврат к монархии. Он классифицируется как пример спящего короля в горном народном мотиве, типичным примером которого являются люди, ожидающие героя. португальский писатель Фернанду Пессоа О таком герое писал в своем эпосе «Менсагем» ( «Послание» ).
Это самая долгоживущая и самая влиятельная милленаристская легенда в Западной Европе, имевшая глубокий политический и культурный резонанс со времени смерти Себастьяна до, по крайней мере, конца 19 века в Бразилии. [1]
Смерть короля Себастьяна
[ редактировать ]Король Португалии Себастьян (20 января 1554 — 4 августа 1578) был внуком Иоанна III и стал наследником престола в связи со смертью своего отца, наследного принца Жуана Мануэля , за две недели до его рождения. В этот период продолжалась португальская колониальная экспансия в Африке, Азии и Бразилии, пока драматическая и маловероятная череда чумы, неурожайные годы, экономическая депрессия и неожиданная смерть всех десяти детей Иоанна III внезапно не поставили под угрозу дальнейшее существование Португалии как независимая нация. Молодой король получил образование под руководством иезуитов . Луис де Камоэнс посвятил Лусиады королю Себастьяну.
Практически сразу после достижения совершеннолетия Себастьян начал планы завоевания Марокко. Португальцы высадились в Асиле в 1578 году, и у Ксар-эль-Кебира португальцы вместе с наемниками из разных частей христианского мира были разбиты вместе со своим союзником свергнутым марокканским султаном Абу Абдаллахом Мухаммедом II . После катастрофического поражения от Саади в Марокко Себастьян почти наверняка был убит в бою.
Однако многие португальцы сомневались в сообщениях о его смерти, а некоторые все еще ожидали, что король вернется, основываясь на разных версиях исхода битвы. Те, кто выступал против притязаний Филиппа II Испанского на трон Португалии, были склонны поддерживать такие версии событий и поддерживали правление короля Генриха или притязания Антониу, приора Крато во время кризиса португальского престолонаследия 1580 года .
После того, как Антониу потерпел поражение и Португалия попала под власть Габсбургов, Филипп приказал, чтобы тело, найденное на поле битвы, идентифицированное как Себастьян, было выкуплено у саадцев и выставлено напоказ по всей Португалии в похоронной процессии. Однако вскоре после обнаружения тело оказалось в слишком поздней стадии разложения, чтобы можно было окончательно и окончательно подтвердить, что оно принадлежит Себастьяну, и в основном португальское общество отвергло его как принадлежащее ему.
Внешний вид самозванцев
[ редактировать ]Поскольку после его смерти тело Себастьяна так и не было окончательно опознано, в это время различные самозванцы утверждали, что они были королем Себастьяном в 1584, 1585, 1595 и 1598 годах.
Первый появился в 1584 году; он был простолюдином из Алькобасы, его быстро задержали и избежали казни благодаря приговору к работе на галерах.
Вторым самозванцем был сын камнерезчика с Азорских островов, который удалился в отшельник. Из-за его частых лишений и покаяний, которые он сам себе причинял, жители близлежащих общин провозгласили его королем, искупив несчастья своих подданных. Несмотря на свои первоначальные отрицания, он в конце концов согласился на одобрение местных крестьян. По пути в Лиссабон его провезли по улицам на осле, выставили под насмешки населения и публично повесили.
Третий Себастьян возник в Испании: монах-августинец Мигель душ Сантос, который когда-то был капелланом Себастьяна и духовником дома Антонио , а в конечном итоге стал духовником женского монастыря Мадригал де лас Альтас Торрес в Кастилии. Он встретил там Габриэля де Эспинозу , булочника, внешний вид которого напоминал личность Себастьяна. Дос Сантос убедил его выдать себя за Себастьяна. Мария Ана де Австрия, монахиня, приходившаяся Себастьяну двоюродной сестрой по линии своего отца Иоанна Австрийского , поддержала это утверждение. Монах и Эспиноза были схвачены, вынуждены признаться и повешены.
Четвертый самозванец появился в Неаполе, но был переведен в тюрьму в Испании. Его заявления были опровергнуты его неспособностью говорить по-португальски. [2]
Себастьянство в Португалии
[ редактировать ]Первым и величайшим сторонником себастьянства был сторонник короля Антониу в изгнании по имени Дом Жуан де Кастро (внук одноименного вице-короля Индии ). [3] После смерти короля Антониу Дом Жуан опубликовал серию работ, в которых разъяснял идею о том, что король Себастьян был «Скрытым», которому было предсказано, что он возглавит Португалию и все христианские нации в объединении Земли и создании одной, последней, Пятой Империя, которая должна была прийти на смену четырем предыдущим великим земным империям, основанным на Книге Даниила , Книге Откровения и, что наиболее важно, на мессианских стихах Антониу Гонсалвеша де Бандарры , написанных за несколько десятилетий до этого. Он опубликовал три книги и написал более двадцати томов рукописей во время своей ссылки в Париже, с конца 16 века по 1623 год. [4] Самым важным из них был «Перефраз и согласование некоторых пророчеств Бандарры» , опубликованный в 1603 году. Они оказались особенно популярными среди португальцев, которые возмущались иностранным правлением, и цитировались более поздними себастьянистами и сторонниками Пятой монархии, такими как Себастьян де Пайва в «Тратадо да». Кинта Монаркия и Феликс да Коста в изложении XI, XII и XII глав IV книги пророка Ездры . [4]
Идея о том, что Себастьян ждал подходящего момента, чтобы проявить себя на неизвестном острове, распространилась спонтанно. Некоторые называли его Илья Энкоберта («Окутанный остров»), а другие — Антилия , напоминающее неопознанные мифические острова, существование которых географы, моряки и картографы предполагали или утверждали, что видели и даже посещали. [5]
Когда Португалия восстала против правления Габсбургов в 1640 году, королю Португалии Иоанну IV пришлось поклясться, что он уступит свой трон Себастьяну, которому к тому моменту было бы 86 лет.
Стихи Бандарры оказали влияние на священника-иезуита Антониу Виейру , одного из величайших литературных деятелей в истории португалоязычного мира и ярого сторонника короля Иоанна IV. В своей книге «История будущего» он предвосхитил появление правителя, который откроет эпоху беспрецедентного процветания, которая должна была объединить мир под духовным руководством Папы и временным руководством португальского короля, и продлится тысячелетия до прихода Антихрист. Vieiras História вместе с Bandarras Trovas являются двумя наиболее важными текстами себастьянства. [6] Обвиненный в ереси, он был арестован инквизицией с октября 1665 по декабрь 1667 года и, наконец, вынес приговор, запрещавший ему преподавать, писать или проповедовать.
Инквизиция осудила себастьянство и активно стремилась конфисковать любые связанные с ним сочинения, особенно стихи Бандарры, в попытке искоренить эту веру, хотя и без особого успеха. [7] В 1727 году эпитафия с могилы Бандарры была удалена по приказу главного инквизитора Вериссимо де Ленкастра. [7]
Скрытая популярность себастьянства сохранялась на протяжении всего XVIII века. В 1752 году себастьянист предсказал, что в День всех святых Лиссабон разрушит ужасное землетрясение . После того, как три года спустя (1 ноября 1755 г.) в День всех святых произошло землетрясение в Лиссабоне , произошел всплеск обращений в себастьянство. [8] Самый сильный удар себастьианству был нанесен жестокими гонениями во время премьерства маркиза Помбала , в рамках его кампании против иезуитов , которых он изгнал из страны по обвинению, среди прочего, в фабрикации себастьианства и стихов Бандарры благодаря их связи с Антониу Виейрой. [9] В 1761 году двое мужчин были арестованы и доставлены инквизиции за пропаганду себастьянистских идей. [10]
Несмотря на продолжающееся официальное осуждение, стихи Бандарры оставались под вопросом как популярная форма народной литературы. В 1803 году маркиз Ниса спонсировал новое издание стихов Бандарры в Нанте, Франция.
Во время наполеоновских войн оккупация Португалии французскими войсками под командованием маршала Жюно вызвала возрождение себастьянства. Некоторые из пророчеств Бандарры считались подтвержденными, в частности, тем фактом, что маршал Жюно приказал взимать всеобщие налоги в равной степени с каждого португальца, что вызвало социальные волнения. Вторжения Наполеона в Португалию послужили причиной новых изданий стихов Бандарры в 1809 году, которым предисловием выступил монах Хосе Леонардо да Силва, в 1815 и 1822 годах. [11]
Один из самых важных португальских авторов 20-го века, поэт Фернандо Пессоа, опирался на себастьянские мотивы. Во второй части Mensagem , названной Mar Português («Португальское море»), Пессоа отсылает к эпохе исследований Португалии и ее морской империи до смерти короля Себастьяна в 1578 году. Пессоа переносит читателя в настоящее, как если бы он проснулся от мечтать о прошлом, падать во сне о будущем: он видит возвращение короля Себастьяна и все еще полон решимости создать Вселенскую Империю.
Третий цикл, О Энкоберто («Скрытый»), относится к видению Пессоа будущего мира во всем мире и Пятой Империи, которая, по мнению Пессоа, является духовной, а не материальной. После Эпохи Силы (Вис) и Таедиума (Отиум) придет Наука (понимание) через пробуждение «Скрытого» или «Короля Себастьяна». Скрытый представляет собой исполнение судьбы человечества, задуманной Богом еще до начала времен, и свершение Португалии. Себастьян очень важен для этой работы, поскольку на него действительно ссылаются во всех трех частях «Менсагема» . Его изображали олицетворяющим способность мечтать и веру в возможность достижения мечты.
Во многих португальских народных сказках, особенно на Азорских островах, король Себастьян обычно едет на белом коне, а иногда его сопровождают спутники. Часто называемые «зачарованным королем», они обычно включают в себя появление монарха перед одним или несколькими жителями в ночи полнолуния или святые дни, такие как праздник Святого Иоанна, и задающее простой вопрос (например, «кто идет»). ; правильный ответ рассеет очарование короля, а неправильный ответ просто приведет к исчезновению короля, чтобы появиться в другом случае. [12] [13] [14]
Себастьянство в Бразилии
[ редактировать ]С провозглашением Бразилии республикой в 1889 году Бразилия стала светским государством , в отличие от бывшей Бразильской империи , где католицизм был официальной религией. В имперской администрации церковь играла очень важную роль: выполняла функции регистратора рождений, смертей, свадеб и даже записи имущества.
Государственный переворот против режима императора Педро II и республиканские реформы мало что изменили в образе жизни большинства людей — например, не было введено всеобщее избирательное право — величайшим изменением для бразильцев действительно стало «безбожное» правительство . Католицизм и монархия были тесно связаны и сильно повлияли на бразильский народ. Большинство оппозиционных республике движений в 1890-х, 1900-х и начале 1910-х годов имели религиозную мотивацию. Персонаж короля Себастьяна вернулся в воображение людей: он вернется, чтобы защитить божественное право Бразильской монархии , которая происходила напрямую от португальских монархов , править в Бразилии и защитить католицизм, который был отстранен от правительства Республика.
Принудительная отмена католического брака и введение обязательного гражданского брака были предметом особых разногласий среди бедных, но глубоко религиозных жителей северной Баии. Странствующий проповедник по имени Антониу Консельейру вместе со своими последователями основал город Канудос . Деревня была очень маленькой, но обеспечивала защиту Консельейристам , поскольку доступ к ней был затруднен. В течение двух лет, когда религиозная община процветала, Консельейру убедил несколько тысяч последователей присоединиться к нему, что в конечном итоге сделало его вторым по величине городским центром в Баии того времени. [15] [16] Поселение поддерживалось выращиванием сельскохозяйственных культур и экспортом кожи, при этом жителям было разрешено сохранять частную собственность и бизнес. «Бедные содержались за счет пожертвований обществу». [17]
Консельейру утверждал, что он пророк , и предсказал возвращение короля Себастьяна . Популярная мелодия, которую исполняли менестрели среди общины, гласила: «Дом Себастьян прибыл / И он приносит много указаний / Отменяет гражданский союз / И проводит брак. / Наш король Себастьян / Посетит нас / Сожаление будет о бедняке / Кто [женат] по закону о собаках». [18] Он считал, что «это было данное монарху Богом право на управление», из-за чего все больше заклеймила его как монархическую фигуру. нестабильная республика того времени [16] Ультраконсервативная доктрина, которую он проповедовал, неявно критикуя «своенравное поведение» многих священников, была «привлекательна» для многих сертанехо и заставила церковную иерархию рассматривать его как «угрозу авторитету и популярности Церкви». [19] В 1893 году община вступила в конфликт с магистратом соседнего города, который перерос в крайне жестокую конфронтацию с государством, которая стала самой смертоносной гражданской войной в истории Бразилии, известной как Война Канудоса . Консельейру погиб в ходе боевых действий, а община была жестоко разрушена в конце четвертой военной экспедиции, направленной против нее, в результате чего, по оценкам, было убито более 25 000 человек.
В штате Мараньян существует поверье, особенно на острове Ленсойс, на побережье штата, что на этом острове будет жить король Себастьян, вокруг его фигуры ходит множество легенд, как стать заколдованным черным быком со звездой на лбу. Кожа быка Бумба-меу-Бой , особенно сотаков забумбы и бубен, на которых играют тыльной стороной руки, из регионов Курурупу и Гимарайнш , обычно имеет кончики рогов из золотого металла и вышита. на лбу из золота и драгоценных камней, как в легенде. Афро-бразильские религии в штате, такие как Тамбор де Мина и тереко, также имеют особую связь с королем Себастьяном, который считается «энкантадо» (субъектом с особыми способностями). [20]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брайан Гивенс: теория и практика в Португалии раннего Нового времени в книге Броделя, вновь посещенной University of Toronto Press, 2010, стр. 127
- ^ Мировая история историков: Испания и Португалия , под редакцией Генри Смита Уильямса, издателей Хупера и Джексона (1908); страницы 503-504.
- ^ Ана Паула Торрес, Луис Филипе Сильверио Лима: Видения, пророчества и гадания: ранний современный мессианизм и милленаризм в иберийской Америке, Испании и Португалии , Brill, 2016, стр. 16
- ^ Jump up to: а б Ана Паула Торрес, Луис Филипе Сильверио Лима: Видения, пророчества и гадания: ранний современный мессианизм и милленаризм в иберийской Америке, Испании и Португалии , Brill, 2016, стр. 17
- ^ Жоао Лусио де Азеведо: Эволюция себастьянизма , 1918, стр.
- ^ Оливейра, Витор Амараль де. Себастика: общая библиография Д. Себастьяна . Общая библиотека Университета Коимбры, 2002 г., с. ххх
- ^ Jump up to: а б Азеведо, 1918, с.134.
- ^ деБоер, Джелле и Сандерс, Дональд, Землетрясения в истории человечества , Princeton University Press, 2005, стр. 100
- ^ Азеведо, 1918, стр.140.
- ^ Азеведо, 1918, стр.144.
- ^ «Вертикальный проект» . alfarrabio.di.uminho.pt . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ «Король Д. Себастьян и заколдованный остров» . www.lendarium.org . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ «Д. Себастьян в Майе» . www.lendarium.org . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ «Д. Себастьян, Очарованный с острова Вила-Франка» . www.lendarium.org . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Мэдден, Лори (1993). «Война Канудоса в истории». Лузо-бразильский обзор . 30 (2): 21. JSTOR 3513950 .
- ^ Jump up to: а б Левин, Роберт М. (1992). Долина слез: возвращение к резне в Канудосе на северо-востоке Бразилии, 1893–1897 гг. (Первое изд.). Издательство Калифорнийского университета . стр. 171–177, 184–183, 196, 207.
- ^ Мэдден, Лори (1993). «Война Канудоса в истории». Лузо-бразильский обзор . 30 (2): 7. JSTOR 3513950 .
- ^ Азеведо, 1918, стр.160.
- ^ Мэдден, Лори (1993). «Война Канудоса в истории». Лузо-бразильский обзор . 30 (2): 10. JSTOR 3513950 .
- ^ «На острове Ленсойс король Себастьян является отцом туземцев, которые его видят» . redeglobo.globo.com (на бразильском португальском языке) . Проверено 2 декабря 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с себастьянством, на Викискладе?