Дэниел 2
Дэниел 2 | |
---|---|
← глава 1 глава 3 → | |
Книга | Книга Даниила |
Категория | Вот так |
Христианская часть Библии | Ветхий Завет |
Порядок в христианской части | 27 |
Даниил 2 (вторая глава Книги Даниила ) рассказывает, как Даниил рассказал и истолковал сон Навуходоносора II , царя Вавилона . В своем ночном сне король увидел гигантскую статую, сделанную из четырех металлов, от головы до ее ног, сделанных из золота и глины; на его глазах камень, «неотесанный руками человека», разрушил статую и стал горой, заполнившей весь мир. Даниил объяснил царю, что статуя символизирует четыре последовательных царства, начиная с Вавилона , а камень и гора обозначают царство, установленное Богом, которое никогда не будет разрушено или передано другому народу. Затем Навуходоносор признает верховенство Бога Даниила и возводит его на высокий пост в Вавилоне. [ 1 ]
Книга разделена на две части: сборник рассказов в главах 1–6 и серию видений в главах 7–12. [ 2 ] Сама книга утверждает, что была написана в шестом веке до нашей эры. По мнению академиков, эти сказки датируются не ранее эллинистического периода (323–30 гг. До н.э.), а видения относятся к эпохе Маккавеев (середина II века до н.э.). [ 3 ] Глава 2 в ее нынешнем виде датируется не ранее первых десятилетий существования Империи Селевкидов (312–63 гг. до н. э.), но ее корни могут уходить корнями в падение Вавилона (539 г. до н. э.) и возникновение Персидской империи Ахеменидов (ок. 550–330 гг. до н.э.). [ 4 ]
Общая тема Книги Даниила – верховная власть Бога над историей. [ 5 ] На человеческом уровне Даниил противостоит вавилонским волхвам, которые не могут истолковать сон царя, но космический конфликт происходит между Богом Израиля и ложными вавилонскими богами . [ 6 ] Значение имеют не человеческие дарования Даниила и не его образование в искусстве гадания , а « Божественная мудрость » и сила, принадлежащая одному только Богу, как указывает Даниил, когда он призывает своих товарищей искать милости у Бога для истолкования снов царя. . [ 7 ]
Библейское повествование
[ редактировать ]На втором году своего правления Навуходоносора , царя Вавилона , тревожит сон. Он вызывает своих магов и астрологов, чтобы истолковать его, но требует, чтобы они сначала рассказали ему, что это был за сон. Они протестуют, что ни один человек не может сделать такое, и Навуходоносор приказывает казнить их всех. Этот указ падает и на Даниила, но он через посредство своего Бога способен рассказать сон царю. Это была мечта о великой статуе с головой из золота, руками и грудью из серебра, животом и бедрами из бронзы, ногами из железа и ступнями из смеси железа и глины. Огромный камень, не обтесанный руками человека, упал на ноги статуи и разрушил ее, и скала превратилась в гору, заполнившую весь мир. Рассказав сон, Даниил затем истолковывает его: речь идет о четырех последовательных царствах, начиная с Навуходоносора, на смену которому придет вечное царство Бога Небесного. Услышав это, Навуходоносор утверждает, что бог Даниила — «Бог богов, Господь царей и открыватель тайн». Он расточает дары Даниилу и делает его главой всех мудрецов и правителем провинции Вавилон. [ 1 ]
Состав и структура
[ редактировать ]Главы Книги Даниила |
---|
Книга Даниила
[ редактировать ]Принято считать, что Книга Даниила возникла как сборник народных сказок еврейской общины Вавилона и Месопотамии в персидский и ранний эллинистический периоды (V-III вв. до н.э.), расширенный в эпоху Маккавеев (середина 2-го века) за счет видения в главах 7–12. [ 8 ] Современные ученые сходятся во мнении, что Даниил — легендарная личность; [ 3 ] возможно, это имя было выбрано для героя книги из-за его репутации мудрого провидца в еврейской традиции. [ 9 ] Сказки озвучены анонимным рассказчиком, за исключением главы 4 , которая представляет собой письмо царя Навуходоносора. [ 10 ] Первые три стиха главы 2 и часть стиха 4 написаны на иврите . Остальная часть главы 2 и главы 3–7 написаны на арамейском языке и имеют форму хиазма — поэтической структуры, в которой основная мысль или послание отрывка помещена в центр и обрамлена дальнейшими повторениями с обеих сторон: [ 11 ]
- А. (2:4б-49) – Мечта о четырех царствах, замененных пятым.
- Б. (3:1–30) – Трое друзей Даниила в печи огненной.
- В. (4:1–37) – Даниил истолковывает сон Навуходоносору.
- С'. (5:1–31) – Даниил истолковывает Валтасару почерк на стене.
- Б'. (6:1–28) – Даниил во рву со львами
- Б. (3:1–30) – Трое друзей Даниила в печи огненной.
- А'. (7:1–28) – Видение четырех мировых царств, замененных пятым.
Дэниел 2
[ редактировать ]2-я глава Даниила образует хиазм внутри более крупной структуры Даниила 2–7: [ 12 ]
- А. Введение ( т . 1)
- Б. Царь и его неразумные придворные ( ст.2–12 )
- В. Даниил и Ариох ( ст . 13–16)
- Г. Даниил и его друзья молятся Богу ( ст . 17–23).
- С'. Даниил и Ариох ( ст . 24–25)
- В. Даниил и Ариох ( ст . 13–16)
- Б'. Царь и Даниил, мудрый придворный ( ст.26–47 )
- Б. Царь и его неразумные придворные ( ст.2–12 )
- А'. Результат ( vv .48–49)
Глава 1 и первые несколько строк главы 2 написаны на иврите, но в стихе 4 текст говорит на иврите: «Тогда Халдеи говорили с царем на арамейском языке », и затем книга продолжается на арамейском языке до конца главы 7. , где он снова переключается на иврит. Никакого убедительного объяснения этому не было предложено. [ 13 ]
Глава 2 в ее нынешнем виде датируется не ранее первых десятилетий существования империи Селевкидов (конец IV – начало III веков до н.э.), но ее корни могут уходить корнями в падение Вавилона и возникновение персидской империи Ахеменидов , а некоторые ученые предполагают, что мечта о четырех царствах изначально была мечтой четырех царей, Навуходоносора и четырех его преемников. [ 4 ] Отсутствие лингвистической преемственности (переход с иврита на арамейский в стихе 4), а также преемственности с другими частями Даниила (например, царю необходимо представить Даниила, несмотря на то, что он взял у него интервью по завершении его обучения в Даниила 1:18). ), а также различные случаи повторяемости (см. стихи 28–30) иногда приводятся как свидетельство того, что историю редактировали более поздние люди, или как признак того, что автор работал на основе нескольких источников. [ 14 ]
Жанр и темы
[ редактировать ]Жанр
[ редактировать ]Книга Даниила — апокалипсис , литературный жанр, в котором человеку-реципиенту открывается небесная реальность; таким произведениям свойственны видения, символизм, потусторонний посредник, акцент на космических событиях, ангелах и демонах, а также псевдонимность (ложное авторство). [ 15 ] Апокалипсисы были распространены с 300 г. до н. э. по 100 г. н. э. не только среди евреев и христиан, но и среди греков, римлян , персов и египтян . [ 16 ] Даниил, герой книги, — представитель апокалиптического провидца, получатель божественного откровения: познал мудрость вавилонских волхвов и превзошел их, потому что его Бог — истинный источник знания; он один из маскилов , мудрецов, чья задача — учить праведности. [ 16 ] Книга также является эсхатологией , то есть божественным откровением о конце нынешнего века, моменте, когда Бог вмешается в историю, чтобы возвестить последнее Царство. [ 17 ]
Вторая глава Книги Даниила демонстрирует оба этих жанра, но также состоит из множества поджанров : придворная сказка , рассказ о сне, легенда, ареталогия , славословие и мидраш . [ 14 ] В фольклорном плане ее можно охарактеризовать как «придворную легенду», историю, действие которой происходит при царском дворе, связанную с чудесными событиями и содержащую поучительное послание. [ 18 ] Сюжет таких сказок (другой пример — история Иосифа и фараона в 41-й главе Бытия) таков: человека низкого статуса вызывают к человеку высокого статуса, чтобы ответить на трудный вопрос или разгадать загадку; человек с высоким статусом ставит проблему, но никто из присутствующих не может ее решить; человек с низким статусом решает ее и получает вознаграждение. [ 19 ]
Темы
[ редактировать ]Общая тема Книги Даниила – верховная власть Бога над историей. [ 5 ] а тема рассказов в главах 1–6 заключается в том, что Бог суверенен над всеми земными царями. [ 20 ] Во 2-й главе Книги Даниила эти двое сливаются, и утверждение Божьего суверенитета выходит за рамки непосредственной истории и охватывает всю историю. [ 20 ] На человеческом уровне Даниил противостоит вавилонским волхвам, которые не могут истолковать сон царя, но космический конфликт происходит между Богом Израиля и ложными вавилонскими богами . [ 6 ] Значение имеют не человеческие дарования Даниила и не его образование в искусстве гадания, а «Божественная мудрость» и сила, принадлежащая одному только Богу, как указывает Даниил, когда он призывает своих товарищей искать милости у Бога для истолкования снов царя. . [ 7 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Обзор: сны в древнем мире
[ редактировать ]В древнем мире сны, особенно царей, считались предзнаменованиями . [ 21 ] Надпись исторического вавилонского царя Набонида , например, рассказывает о сне, который он видел о своем великом предшественнике Навуходоносоре, и упоминает молодого человека, который появился во сне, чтобы заверить его, что это не злое предзнаменование. [ 22 ] Гигантские фигуры часто встречались в древних записях сновидений, и можно провести параллели с греческим ( Гесиода » «Труды и дни ), латынью ( Овидия » «Метаморфозы ) и персидским Бахман Яшт . [ 23 ]
Поведение царя подразумевает недоверие к придворным толкователям снов и создает основу для его последующего прославления Бога Даниила. [ 21 ] Тайна сна Навуходоносора называется «тайной» — термин, встречающийся в свитках из Кумрана, обозначающий тайну, которую можно познать посредством божественной мудрости; соответственно, Даниил получает божественную мудрость как «ночное видение», сон. [ 24 ] Даниил 2:20–23 подчеркивает Божественное как хранилище мудрости и вершителя судеб царей; такие гимны и молитвы типичны для постэксильских библейских повествований. [ 25 ] Наконец, Навуходоносор падает ниц перед Даниилом и приказывает принести ему жертвы и благовония, предполагая, что он считает Даниила божеством; тем не менее, хотя он признает и уважает бога Даниила, он не обращенный. [ 26 ]
Четыре мировых королевства и скала
[ редактировать ]Большинство современных ученых сходятся во мнении, что четыре мировые империи, символизируемые статуей, — это Вавилон (голова), Мидяне (руки и плечи), Персия (бедра и ноги), а также Селевкидская Сирия и Птолемеевский Египет (ступни). [ 27 ] Еврейские ученые интерпретируют смешанные материалы, образующие ступни, как Римское королевство наряду с королевствами, находящимися под властью ислама. [ 28 ] Концепция четырех последовательных мировых империй заимствована из греческих теорий мифологической истории, а символика четырех металлов — из персидских писаний. [ 29 ] Ученые сходятся во мнении, что четыре зверя из главы 7 символизируют одни и те же четыре мировые империи. [ 30 ] В стихах 41б-43 даны три разные интерпретации значения смеси железа и глины в ногах статуи: как «разделенного царства», затем как «крепкого и хрупкого» и, наконец, как династического брака. [ 18 ] Брак может быть отсылкой к одному из двух браков между Селевкидами и Птолемеями: первый около 250 г. до н.э., а второй - 193 г. [ 31 ]
Символическое значение камня, который разрушает статую и становится горой, вызывает в памяти библейские образы Бога как «скалы» Израиля, Сиона как горы, возвышающейся над всеми остальными, и Божьей славы, наполняющей весь мир. Изображения из Книги Исайи кажутся особенно предпочтительными. Сознавал это автор или нет, образ разбитой статуи, унесенной ветром, как солома с гумна, напоминает Исаию 41:14–15, где Израиль — это молотильные сани, превращающие горы в солому, а Сама скала отражает обращение к иудейским изгнанникам в Исаии 51:1: «Посмотрите на скалу, из которой вы высечены». [ 32 ]
Христианские эсхатологические чтения
[ редактировать ]Традиционная интерпретация сна определяет четыре империи как Вавилонскую (голова), Мидо-Персидскую (руки и плечи), Греческую (бедра и ноги) и Римскую (ступни). [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Сеоу 2003 , с. 31-33.
- ^ Коллинз 2002 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Коллинз 1984 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Ньюсом и Брид, 2014 , с. 63-64.
- ^ Перейти обратно: а б Левин 2010 , с. 1234.
- ^ Перейти обратно: а б Хилл 2009 , стр. 57–58.
- ^ Перейти обратно: а б Сеоу 2003 , с. 37.
- ^ Коллинз 1984 , с. 29,34–35.
- ^ Redditt 2009 , стр. 176–177, 180.
- ^ Весселиус 2002 , с. 295.
- ^ Реддитт 2009 , стр. 177.
- ^ Мангано 2001 , с. 179.
- ^ Таунер 1993 , с. 150.
- ^ Перейти обратно: а б Хилл 2009 , с. 57.
- ^ Кроуфорд 2000 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвис 2006 , с. 397-406.
- ^ Кэрролл 2000 , с. 420-421.
- ^ Перейти обратно: а б Коллинз 1984 , с. 49.
- ^ Коллинз 1984 , с. 49-50.
- ^ Перейти обратно: а б Ньюсом и Брид, 2014 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б Левин 2010 , с. 1235–1236, сноска 2.1–13.
- ^ Ньюсом и Брид, 2014 , с. 66-67.
- ^ Левин 2010 , с. 1237–1238, сноска 2.31–35.
- ^ Левин 2010 , с. 1236, сноска 2.14–19.
- ^ Левин 2010 , с. 1237, сноска 2.20–23.
- ^ Левин 2010 , с. 1238–1239, сноска 2.36–47.
- ^ Таунер 1984 , с. 36.
- ^ Малахи Хаим Хакоэн, 2019 https://doi.org/10.1017/9781108226813.004
- ^ Нисканен 2004 , стр. 27,31.
- ^ Мэтьюз и Мойер 2012 , с. 260 269.
- ^ Коллинз 1984 , с. 51.
- ^ Ньюсом и Брид, 2014 , с. 77.
- ^ Миллер 1994 , с. 96.
Библиография
[ редактировать ]- Бандстра, Барри Л. (2008). Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию . Издательская компания Уодсворт. ISBN 978-0495391050 .
- Беквит, Карл Л. (2012). Иезекииль, Дэниел . ИВП Академик. ISBN 9780830829620 .
- Бойер, Пол С. (1992). Когда времени больше не будет: вера в пророчества в современной американской культуре . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-95129-8 .
- Бреттлер, Марк Цви (2005). Как читать Библию . Еврейское издательское общество. ISBN 9780827610019 .
- Кэрролл, Джон Т. (2000). «Эсхатология» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Кон, Шэй, Джей Ди (2006). От Маккавеев до Мишны . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664227432 .
- Коллинз, Джон Дж. (1984). Дэниел: С введением в апокалиптическую литературу . Эрдманс. ISBN 9780802800206 .
- Коллинз, Джон Дж. (1998). Апокалиптическое воображение: введение в еврейскую апокалиптическую литературу . Эрдманс. п. 103 . ISBN 9780802843715 .
Сын Человеческий: Толкование и влияние 7-й главы Даниила.
- Коллинз, Джон Дж. (2002). «Актуальные проблемы изучения Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Том. Я. БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Коллинз, Джон Дж. (2003). «От пророчества к апокалиптике: ожидание конца» . В Макгинне, Бернард; Коллинз, Джон Дж.; Штейн, Стивен Дж. (ред.). Континуум истории апокалиптики . Континуум. ISBN 9780826415202 .
- Куган, Майкл (2009). Краткое введение в Ветхий Завет . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 400.
- Кроуфорд, Сидни Уайт (2000). «Апокалиптика» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Дэвидсон, Роберт (1993). «Иеремия, Книга». В Мецгере Брюс М.; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199743919 .
Книга Иеремии
- Дэвис, Филип (2006). «Апокалиптика». В Роджерсоне, JW; Лью, Джудит М. (ред.). Оксфордский справочник по библейским исследованиям . Оксфордские справочники в Интернете. ISBN 9780199254255 .
- ДеЧант, Делл (2009). «Апокалиптические сообщества» . В Нойснер, Джейкоб (ред.). Мировые религии в Америке: Введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9781611640472 .
- Духан, Жак (2000). Тайны Даниила: мудрость и мечты еврейского принца в изгнании . Review and Herald Pub Assoc. ISBN 9780828014243 .
- Данн, Джеймс Д.Г. (2002). «Данилик Сын Человеческий в Новом Завете» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Галлахер, Юджин В. (2011). «Милленаризм, Священное Писание и традиция» . В Вессингере, Кэтрин (ред.). Оксфордский справочник милленаризма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195301052 .
- Голдингей, Джон Дж. (2002). «Даниил в контексте ветхозаветного богословия» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Том. II. БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Граббе, Лестер Л. (2010). Введение в иудаизм Второго Храма: история и религия евреев во времена Неемии, Маккавеев, Гиллеля и Иисуса . Континуум. ISBN 9780567552488 .
- Граббе, Лестер Л. (2002). Иудейская религия в период Второго Храма: вера и практика от изгнания в Явне . Рутледж. ISBN 9780203461013 .
- Граббе, Лестер Л. (2002). «Дан(иэль) на все времена» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Хаммер, Раймонд (1976). Книга Даниила . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521097659 .
- Харрингтон, Дэниел Дж. (1999). Приглашение в апокрифы . Эрдманс. ISBN 9780802846334 .
- Хилл, Эндрю Э. (2009). «Даниил-Малачи» . В Лонгмане, Тремпер; Гарланд, Дэвид Э. (ред.). Библейский комментарий толкователя . Том. 8. Безветренно . ISBN 9780310590545 .
- Хилл, Чарльз Э. (2000). «Антихрист» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Холбрук, Фрэнк Б. (1986). Семьдесят седмин, Левит и природа пророчества (Том 3 изданий Даниила и Комитета Откровения). Институт библейских исследований, Генеральная конференция адвентистов седьмого дня. ISBN 0925675024 .
- Хорсли, Ричард А. (2007). Книжники, провидцы и политика Второго Храма в Иудее . пресвитерианской издательской корпорации ISBN 9780664229917 .
- Книбб, Майкл (2009). Очерки Книги Еноха и других ранних еврейских текстов и традиций . БРИЛЛ. ISBN 978-9004167254 .
- Книбб, Майкл (2002). «Книга Даниила в ее контексте» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Кох, Клаус (2002). «Этапы канонизации Книги Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Крац, Рейнхард (2002). «Видения Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Левин, Эми-Джилл (2010). «Дэниел» . В Кугане, Майкл Д.; Бреттлер, Марк З.; Ньюсом, Кэрол А. (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199370504 .
- Лукас, Эрнест К. (2005). «Даниил, Книга». В Ванхузере Кевин Дж.; Варфоломей, Крейг Г.; Трейер, Дэниел Дж. (ред.). Словарь богословского толкования Библии . Бейкер Академик. ISBN 9780801026942 .
- Мангано, Марк (2001). Эстер и Дэниел . Колледж Пресс. ISBN 9780899008851 .
- Мэтьюз, Виктор Х.; Мойер, Джеймс К. (2012). Ветхий Завет: текст и контекст . Книги Бейкера. ISBN 9780801048357 .
- Миллер, Стивен Р. (1994). Дэниел . Издательская группа B&H. ISBN 9781433675591 .
- Нельсон, Уильям (2013). Дэниел . Книги Бейкера. ISBN 9781441240064 .
- Ньюсом, Кэрол А.; Брид, Бреннан В. (2014). Дэниел: Комментарий . пресвитерианской издательской корпорации ISBN 9780664220808 .
- Никол, Ф., изд. (1954). «хронологическая таблица». Библейский комментарий АСД . стр. 326–327.
- Нисканен, Пол (2004). Человек и божество в истории: Геродот и Книга Даниила . Континуум. ISBN 9780567082138 .
- Пасачофф, Наоми Э.; Литтман, Роберт Дж. (2005). Краткая история еврейского народа . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780742543669 .
- Портье-Янг, Анатея Э. (2013). Апокалипсис против империи: теологии сопротивления в раннем иудаизме . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Прован, Иэн (2003). «Дэниел» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Реддит, Пол Л. (2009). Знакомство с Пророками . Эрдманс. ISBN 9780802828965 .
- Рид, Стивен Брек (2000). «Даниил, Книга». Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Роуленд, Кристофер (2007). «Апокалиптическая литература» . В Хассе, Эндрю; Джаспер, Дэвид; Джей, Элизабет (ред.). Оксфордский справочник по английской литературе и теологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199271979 .
- Райкен, Леланд; Уилхойт, Джим; Лонгман, Тремпер (1998). Словарь библейских образов . Межвузовская пресса. ISBN 9780830867332 .
- Сакки, Паоло (2004). История периода Второго Храма . Континуум. ISBN 9780567044501 .
- Шварц, Дэниел Р. (1992). Исследования еврейской подоплеки христианства . Мор Зибек. ISBN 9783161457982 .
- Сью, CL (2003). Дэниел . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256753 .
- Шиффман, Лоуренс Х. (1991). От текста к традиции: история Второго Храма и раввинистического иудаизма . Издательство КТАВ. ISBN 9780881253726 .
- Смит, У. (1944). Даниил и Откровение . Нэшвилл, Теннесси: Южная издательская ассоциация.
- Спенсер, Ричард А. (2002). «Дополнения к Даниилу» . В Миллсе, Уотсон Э.; Уилсон, Ричард Ф. (ред.). Второканонические тексты/апокрифы . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865545106 .
- Таунер, В. Сибли (1984). Дэниел . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664237561 .
- Таунер, В. Сибли (1993). «Дэниел» . В Кугане, Майкл Д.; Мецгер, Брюс М. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199743919 .
- Ульрих, Евгений, изд. (2010). Библейские кумранские свитки: транскрипции и текстовые варианты . Брилл.
- ВандерКам, Джеймс К. (2010). Свитки Мертвого моря сегодня . Эрдманс. ISBN 9780802864352 .
- ВандерКам, Джеймс С.; Флинт, Питер (2013). Значение свитков Мертвого моря: их значение для понимания Библии, иудаизма, Иисуса и христианства . ХарперКоллинз. ISBN 9780062243300 .
- Вебер, Тимоти П. (2007). «Милленаризм». В Стенах, Джерри Л. (ред.). Оксфордский справочник по эсхатологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199742486 .
- Весселиус, Ян-Вим (2002). «Написание Даниила». В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Хонер, Гарольд В. (1978). Хронологические аспекты жизни Христа ([5-е издание] изд.). Гранд-Рапидс: Зондерван. п. 115. Бибкод : 1977calj.book.....H . ISBN 9780310262114 .
- Монтгомери, Джеймс А. (1927). Критический и экзегетический комментарий к книге Даниила (BiblioBazaar, переиздание 2010 г.). Эдинбург: Т&Т Кларк . стр. 372–404. ISBN 9781176278707 .
- Уолворд, комментарий Джона Ф. (1989). Дэниел: ключ к пророческому откровению (изд. Муди в мягкой обложке). Чикаго: Муди Пресс. ISBN 9780802417534 .