Хиазм
В риторике s используется хиазм ( / k aɪ ˈ æ z m ə хиазм / ky- AZ -məs ) или, реже, ( латинский термин от греческого χίασμα , «пересечение», от греческого χιάζω , chiázō , «придавать форму, подобную буква Χ »), представляет собой «перестановку грамматических структур в последовательных фразах или предложениях – но без повторения слов». [1]
Подобный прием, антиметабол , также предполагает перестановку грамматических структур в последовательных фразах или предложениях в конфигурации ABBA, но в отличие от хиазма представляет собой повторение слов. [2]
Примеры
[ редактировать ]Хиазм уравновешивает слова или фразы со схожим, хотя и не идентичным значением:
Но ох, какие чертовы минуты говорят ему об этом?
Кто любит, но сомневается; подозревает, но сильно любит.
«Обожает» и «сильно любит» имеют одно и то же значение и скобку, как и «сомнения» и «подозреваемые».
Дополнительные примеры хиазма:
Днем веселье, а ночью танцы.
Презираемый, хотя и уродливый; если она честна, ее предали.
- Мэри Липор , «Очерк о женщине» (1751). [4]
Для сравнения, антиметаболом считается следующее, в котором изменение структуры включает в себя те же слова:
Удовольствие – это грех, а иногда грех – это удовольствие.
И хиазм, и антиметабол могут использоваться для усиления антитезы . [6] В хиазме предложения демонстрируют перевернутый параллелизм . Хиазм был особенно популярен в литературе древнего мира, включая еврейскую , греческую , латинскую и киче-майя . [7] где он использовался для формулирования баланса порядка в тексте. У Шекспира обнаружено множество длинных и сложных хиазм. [8] и греческие и еврейские тексты Библии . [9] Это также встречается во всем Коране. [10] и Книга Мормона . [11]
Концептуальный хиазм
[ редактировать ]Хиазм может использоваться в структуре целых отрывков с параллельными понятиями или идеями. Этот процесс, получивший название «концептуальный хиазм», использует перекрещивающуюся риторическую структуру, чтобы вызвать перекрытие «интеллектуального пространства». [12] Концептуальный хиазм использует определенные лингвистические варианты, часто метафоры , для создания связи между двумя разными дисциплинами. [12] Применяя хиастическую структуру к одной представленной концепции, риторы побуждают одну область мысли учитывать точку зрения противоположной области.
Эффективность
[ редактировать ]Хиазм получает свою эффективность благодаря своей симметричной структуре. Структурная симметрия хиазмы создает у читателя или слушателя впечатление, что весь аргумент был учтен. [13] Другими словами, хиазм создает только две стороны аргумента или идеи для рассмотрения слушателем, а затем заставляет слушателя отдать предпочтение одной стороне аргумента.
Тематический хиазм
[ редактировать ]Вильгельм . , национальный гимн Нидерландов , имеет структуру, состоящую из тематического хиазма: 15 строф текста симметричны, в том смысле, что первый и пятнадцатый стихи похожи друг на друга по смыслу, как и второй и 14-й, третий и 13-й стихи и т. д., пока они не сойдутся в восьмом куплете, сердце песни. Написанный в 16 веке, « Вильгельм» зародился в борьбе нации за достижение независимости. В нем рассказывается об отце нации Вильгельме Оранском , который был штатгальтером в Нидерландах при короле Испании . От первого лица, как бы цитируя самого себя, Вильгельм обращается к голландскому народу и рассказывает как о внешнем конфликте – голландском восстании , так и о своей собственной, внутренней борьбе: с одной стороны, он пытается быть верным королю Испания, [14] с другой стороны, он прежде всего верен своей совести: служить Богу и голландскому народу. Это становится очевидным в центральной 8-й строфе : «О Давид , ты искал убежища от царя Саула тирании . Несмотря на это, я бежал из этой суматохи». Здесь проводится сравнение библейского Давида и Вильгельма Оранского как милосердных и справедливых лидеров, которые оба служат тираническим королям. Как милостивый Давид сменяет неправедного Саула и удостаивается от Бога царства Израиля, так и Вильям с помощью Божией удостоится царства; будучи одним или обоими Нидерландами и Царством Божьим . [15]
См. также
[ редактировать ]- Антанаклазис
- Антиметабол
- Форма арки
- Хиастическая структура
- Контрастный
- Фигура речи
- Золотая линия (латинская поэтическая строка, основанная на структуре abAB )
- Палиндром
- Риторика
- Русский разворот
- Серебряная линия (латинская поэтическая строка, основанная на структуре abBA )
- Спунеризм
- Синхизис (обратная сторона хиазма)
- Трон Стих
- Транспозиционный каламбур
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Корбетт и Коннорс, 1999. с. 58–59, 74
- ^ Болдик, 2008. п. 17
- ^ Корбетт и Коннорс, 1999. с. 63
- ^ Болдик, 2008. стр.52–53
- ^ Болдик, 2008. стр.52
- ^ Корбетт и Коннорс, 1999. с. 59
- ^ Кристенсен, Аллан (2012). Использование хиазма древними майя-киче в параллельных мирах: жанр, дискурс и поэтика в современной, колониальной и классической литературе майя . Боулдер, Колорадо: Университетское издательство Колорадо. стр. 311–338. ISBN 978-1607321798 . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ Рамирес, Мэтью Эрик (январь 2011 г.). «Дескантирование деформации: неровности в больших хиазмах Шекспира». Ежеквартальный текст и производительность . 31 (1): 37–49. дои : 10.1080/10462937.2010.526240 . S2CID 170466856 .
- ^ Брек, Джон (1994). Форма библейского языка: хиазм в Священном Писании и за его пределами . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 978-0-8814-1139-3 . OCLC 30893460 .
- ^ Ахмади, Мохамаднаби. «Семантические и риторические аспекты хиазма в Священном Коране» . Проверено 27 ноября 2015 г.
- ^ Гивенс, Терил (2002). Рукой Мормона: Американское Писание, положившее начало новой мировой религии . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 133–134. ISBN 978-0195168884 .
- ^ Jump up to: а б Чекарелли, Лия (2001). Формирование науки с помощью риторики: случаи Добжанского, Шредингера и Вильсона . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. п. 5. ISBN 0226099067 . OCLC 45276826 .
- ^ Лисснер, Патрисия (2007). Ци-мышление: хиазм и познание (PDF) . Университет Мэриленда. п. 217. Архивировано (PDF) из оригинала 26 декабря 2010 г. . Проверено 5 ноября 2014 г.
- ^ CF.hum.uva.nl
- ^ ДеЛапп, Невада Леви (28 августа 2014 г.). Реформированные Давиды и вопрос сопротивления тирании: чтение Библии в 16 и 17 веках . Издательство Блумсбери. стр. 87–89. ISBN 9780567655493 .
Источники
[ редактировать ]- Болдрик, Крис . 2008. Оксфордский словарь литературных терминов . Издательство Оксфордского университета. Нью-Йорк. ISBN 978-0-19-920827-2
- Корбетт, Эдвард П.Дж. и Коннорс, Роберт Дж. 1999. Стиль и заявление . Издательство Оксфордского университета. Нью-Йорк, Оксфорд. ISBN 0-19-511543-0
- Форсайт, Марк . 2014. Элементы красноречия . Издательская группа Беркли/Пингвин Паблишинг. Нью-Йорк. ISBN 978-0-425-27618-1
- Лунд, Нильс Вильгельм (1942). Хиазм в Новом Завете, исследование в formgeschichte . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ОСЛК 2516087 .
- Маккой, Брэд (осень 2003 г.). «Хиазм: важный структурный механизм, часто встречающийся в библейской литературе» (PDF) . Журнал ЦТС . 9 (2). Альбукерке, Нью-Мексико: Духовная семинария Чафера: 18–34. Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2012 года . Проверено 18 июня 2014 г.
- Парри, Дональд В. (2007). Поэтические параллелизмы в Книге Мормона (PDF) . Прово, Юта: Институт религиозных исследований Нила А. Максвелла . ISBN 978-0-934893-36-7 . Архивировано из оригинала (PDF) 14 июля 2014 года . Проверено 18 июня 2014 г.
- Смит, Герберт Вейр (1920). Греческая грамматика для колледжей . Нью-Йорк: Американская книжная компания. п. 677 . ОСЛК 402001 .
- Уэлч, Джон В. (1995). «Критерии выявления и оценки наличия хиазма» . Журнал исследований Книги Мормона . 4 (2). Университет Бригама Янга . Архивировано из оригинала 13 октября 2015 года . Проверено 18 июня 2014 г.
- Уэлч, Джон В. (1999) [1981]. Хиазм в древности: структуры, анализ, экзегеза . Прово, Юта: Research Press. ISBN 0934893330 . OCLC 40126818 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хиазм , Риторические фигуры, автор Гидеон О. Бертон (профессор риторики и композиции, BYU), на сайте humanities.byu.edu/rhetoric
- Объяснение хиазма на LiteraryDevices