Jump to content

Хиазм

В риторике s используется хиазм ( / k ˈ æ z m ə хиазм / ky- AZ -məs ) или, реже, ( латинский термин от греческого χίασμα , «пересечение», от греческого χιάζω , chiázō , «придавать форму, подобную буква Χ »), представляет собой «перестановку грамматических структур в последовательных фразах или предложениях – но без повторения слов». [1]

Подобный прием, антиметабол , также предполагает перестановку грамматических структур в последовательных фразах или предложениях в конфигурации ABBA, но в отличие от хиазма представляет собой повторение слов. [2]

Хиазм уравновешивает слова или фразы со схожим, хотя и не идентичным значением:

Но ох, какие чертовы минуты говорят ему об этом?
Кто любит, но сомневается; подозревает, но сильно любит.

«Обожает» и «сильно любит» имеют одно и то же значение и скобку, как и «сомнения» и «подозреваемые».

Дополнительные примеры хиазма:

Днем веселье, а ночью танцы.

Презираемый, хотя и уродливый; если она честна, ее предали.

- Мэри Липор , «Очерк о женщине» (1751). [4]

Для сравнения, антиметаболом считается следующее, в котором изменение структуры включает в себя те же слова:

Удовольствие – это грех, а иногда грех – это удовольствие.

И хиазм, и антиметабол могут использоваться для усиления антитезы . [6] В хиазме предложения демонстрируют перевернутый параллелизм . Хиазм был особенно популярен в литературе древнего мира, включая еврейскую , греческую , латинскую и киче-майя . [7] где он использовался для формулирования баланса порядка в тексте. У Шекспира обнаружено множество длинных и сложных хиазм. [8] и греческие и еврейские тексты Библии . [9] Это также встречается во всем Коране. [10] и Книга Мормона . [11]

Концептуальный хиазм

[ редактировать ]

Хиазм может использоваться в структуре целых отрывков с параллельными понятиями или идеями. Этот процесс, получивший название «концептуальный хиазм», использует перекрещивающуюся риторическую структуру, чтобы вызвать перекрытие «интеллектуального пространства». [12] Концептуальный хиазм использует определенные лингвистические варианты, часто метафоры , для создания связи между двумя разными дисциплинами. [12] Применяя хиастическую структуру к одной представленной концепции, риторы побуждают одну область мысли учитывать точку зрения противоположной области.

Эффективность

[ редактировать ]
Хиазм представлен в виде структуры «Х». При чтении слева направо, сверху вниз первая тема (А) повторяется как последняя, ​​а средняя концепция (Б) появляется дважды подряд.

Хиазм получает свою эффективность благодаря своей симметричной структуре. Структурная симметрия хиазмы создает у читателя или слушателя впечатление, что весь аргумент был учтен. [13] Другими словами, хиазм создает только две стороны аргумента или идеи для рассмотрения слушателем, а затем заставляет слушателя отдать предпочтение одной стороне аргумента.

Тематический хиазм

[ редактировать ]

Вильгельм . , национальный гимн Нидерландов , имеет структуру, состоящую из тематического хиазма: 15 строф текста симметричны, в том смысле, что первый и пятнадцатый стихи похожи друг на друга по смыслу, как и второй и 14-й, третий и 13-й стихи и т. д., пока они не сойдутся в восьмом куплете, сердце песни. Написанный в 16 веке, « Вильгельм» зародился в борьбе нации за достижение независимости. В нем рассказывается об отце нации Вильгельме Оранском , который был штатгальтером в Нидерландах при короле Испании . От первого лица, как бы цитируя самого себя, Вильгельм обращается к голландскому народу и рассказывает как о внешнем конфликте – голландском восстании , так и о своей собственной, внутренней борьбе: с одной стороны, он пытается быть верным королю Испания, [14] с другой стороны, он прежде всего верен своей совести: служить Богу и голландскому народу. Это становится очевидным в центральной 8-й строфе : «О Давид , ты искал убежища от царя Саула тирании . Несмотря на это, я бежал из этой суматохи». Здесь проводится сравнение библейского Давида и Вильгельма Оранского как милосердных и справедливых лидеров, которые оба служат тираническим королям. Как милостивый Давид сменяет неправедного Саула и удостаивается от Бога царства Израиля, так и Вильям с помощью Божией удостоится царства; будучи одним или обоими Нидерландами и Царством Божьим . [15]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Корбетт и Коннорс, 1999. с. 58–59, 74
  2. ^ Болдик, 2008. п. 17
  3. ^ Корбетт и Коннорс, 1999. с. 63
  4. ^ Болдик, 2008. стр.52–53
  5. ^ Болдик, 2008. стр.52
  6. ^ Корбетт и Коннорс, 1999. с. 59
  7. ^ Кристенсен, Аллан (2012). Использование хиазма древними майя-киче в параллельных мирах: жанр, дискурс и поэтика в современной, колониальной и классической литературе майя . Боулдер, Колорадо: Университетское издательство Колорадо. стр. 311–338. ISBN  978-1607321798 . Проверено 7 сентября 2019 г.
  8. ^ Рамирес, Мэтью Эрик (январь 2011 г.). «Дескантирование деформации: неровности в больших хиазмах Шекспира». Ежеквартальный текст и производительность . 31 (1): 37–49. дои : 10.1080/10462937.2010.526240 . S2CID   170466856 .
  9. ^ Брек, Джон (1994). Форма библейского языка: хиазм в Священном Писании и за его пределами . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN  978-0-8814-1139-3 . OCLC   30893460 .
  10. ^ Ахмади, Мохамаднаби. «Семантические и риторические аспекты хиазма в Священном Коране» . Проверено 27 ноября 2015 г.
  11. ^ Гивенс, Терил (2002). Рукой Мормона: Американское Писание, положившее начало новой мировой религии . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 133–134. ISBN  978-0195168884 .
  12. ^ Jump up to: а б Чекарелли, Лия (2001). Формирование науки с помощью риторики: случаи Добжанского, Шредингера и Вильсона . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. п. 5. ISBN  0226099067 . OCLC   45276826 .
  13. ^ Лисснер, Патрисия (2007). Ци-мышление: хиазм и познание (PDF) . Университет Мэриленда. п. 217. Архивировано (PDF) из оригинала 26 декабря 2010 г. . Проверено 5 ноября 2014 г.
  14. ^ CF.hum.uva.nl
  15. ^ ДеЛапп, Невада Леви (28 августа 2014 г.). Реформированные Давиды и вопрос сопротивления тирании: чтение Библии в 16 и 17 веках . Издательство Блумсбери. стр. 87–89. ISBN  9780567655493 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • Хиазм , Риторические фигуры, автор Гидеон О. Бертон (профессор риторики и композиции, BYU), на сайте humanities.byu.edu/rhetoric
  • Объяснение хиазма на LiteraryDevices
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 27cb5b258e89613568c953c85d8bd18c__1715720880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/8c/27cb5b258e89613568c953c85d8bd18c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chiasmus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)