Jump to content

Валтасар

Страница защищена ожидающими изменениями

Валтасар
Наследный Вавилона принц
Хроники Набонида — древний вавилонский текст, в котором рассказывается о правлении отца Валтасара, а также документируется период, в течение которого Валтасар был регентом в Вавилоне.
Умер 12 октября 539 г. до н. э. (?)
Вавилон (?)
аккадский Бел-шар-ушур
Династия Халдейская династия
(по материнской линии) (?)
Отец Набонид
Мать Нитокрис (?)
(дочь Навуходоносора II ) (?)

Валтасар ( вавилонская клинопись :   Бел-шар-ушур , [1] [2] что означает « Бел , защити короля»; [3] Иврит : בֵּלְשַׁאצַּר ‎ Bēlšaʾṣṣar ) был сыном и наследным принцем Набонида ( Нововавилонской годы правления 556–539 до н. э.), последнего царя империи . По линии своей матери он мог быть внуком Навуходоносора II ( годы правления 605–562 до н.э.), хотя это не точно, и утверждения о родстве с Навуходоносором могли возникнуть в результате царской пропаганды.

Валтасар сыграл решающую роль в государственном перевороте , свергшем царя Лабаши-Мардука ( годы правления 556 г. до н. э.) и приведшем к власти Набонида в 556 г. до н. э. Поскольку Валтасар был основным бенефициаром переворота, конфисковав и унаследовав поместья и богатство Лабаши-Мардука, вполне вероятно, что он был главным организатором переворота. Провозгласив своего отца новым царем, Валтасар также стал первым в очереди на престол. Поскольку Набонид в то время был относительно стар, Валтасар мог рассчитывать стать царем через несколько лет.

Набонид отсутствовал в Вавилоне с 553 по 543 или 542 годы до нашей эры, находясь в добровольном «изгнании» в Тайме в Аравии по неизвестным причинам. На время десятилетнего отсутствия своего отца Валтасар служил регентом в Вавилоне. Валтасару были доверены многие типично царские прерогативы, такие как предоставление привилегий, командование частями армии, а также получение подношений и клятв, хотя он продолжал называться наследным принцем ( мар шарри , буквально означает «сын царя»), никогда не принимая на себя титул короля ( шарру ). Валтасару также не хватало многих прерогатив царской власти, и самое главное, ему не разрешалось председательствовать и проводить праздник вавилонского Нового года , что было исключительным правом самого царя. Судьба Валтасара неизвестна, но часто предполагается, что он был убит во время персидского вторжения Кира Великого в Вавилонию в 539 г. до н.э., предположительно при падении столицы Вавилона 12 октября 539 г. до н.э.

Валтасар появляется как центральный персонаж в истории пира Валтасара в библейской Книге Даниила . [4] признан учеными как произведение исторической фантастики . [5] [6] [7] Валтасар у Даниила не злонамерен (он, например, награждает Даниила за его интерпретацию « надписей на стене »), но в более поздней еврейской традиции Валтасар представлялся тираном, угнетающим еврейский народ. [8]

Биография

[ редактировать ]
Стела с изображением Набонида , отца Валтасара.

Валтасар был сыном Набонида , [9] пожилой придворный, которому предстояло стать последним царем Нововавилонской империи . Существуют различные теории относительно происхождения Набонида и, в свою очередь, того, какие претензии он имел на трон, поскольку это не проясняется ни в каких современных источниках. Возможно, Набонид был женат на одной из дочерей Навуходоносора II. Такая связь не только объяснила бы восхождение Набонида на престол (поскольку он был членом царской семьи), но также объяснила бы более поздние исторические традиции, в которых Валтасар описывается как потомок Навуходоносора. В Книге Даниила в еврейской Библии Валтасар упоминается как (внук) сын Навуходоносора. [10] Альтернативно возможно, что более поздние традиции о том, что Валтасар был потомком Навуходоносора, произошли от царской пропаганды и что не было никакой связи с предыдущей правящей халдейской династией . [1]

Древнегреческий , хотя это имя (как и любое другое имя историк Геродот называет «последнюю великую царицу» Вавилонской империи Нитокрисой ) не засвидетельствовано в современных вавилонских источниках. Описание Нитокрисы Геродотом содержит множество легендарных материалов, из-за которых трудно определить, использует ли он это имя для обозначения жены или матери Набонида, но Уильям Х. Ши в 1982 году предположил, что Нитокрис можно предварительно идентифицировать как имя жены Набонида и Мать Валтасара. [11]

Наиболее важными источниками для времени Валтасара являются « Хроника Набонида» , « Цилиндр Кира » и « Стихотворное повествование о Набониде» , которое, несмотря на свое название, было заказано персидским завоевателем Киром Великим . [12] Поскольку все эти древние вавилонские документы были написаны после того, как Вавилон был завоеван империей Ахеменидов , они предвзяты в пользу Кира и против Набонида и Валтасара. [13]

Заговор и воцарение Набонида

[ редактировать ]

Отец Валтасара был провозглашен царем в мае 556 г. до н.э. [14] а к концу июня таблички с изображением Набонида стали известны по всей Вавилонии. [15] Отец Валтасара взошел на престол в результате заговора, в ходе которого был свергнут и убит предыдущий царь Лабаши-Мардука . [16] Источники предполагают, что, хотя Набонид участвовал в заговоре, он не намеревался и не ожидал, что сам станет царем, и не решался принять эту кандидатуру. [17] После прихода на престол своего отца Валтасар фигурирует в источниках как выдающийся бизнесмен и глава богатого дома - роль, которую обычно не исполняли члены царской семьи в нововавилонский период. Единственный другой подобный случай - Нериглиссар, хотя Нериглиссар не имел королевской крови и не был предполагаемым преемником престола, а после того, как стал королем, отказался от своих поместий, по-видимому, доверив их Лабаши-Мардуку, своему наследному принцу, и фигуре с неясными связями. называется Набу-Сабит-Кате. В то время как карьеру Нериглиссара как бизнесмена до того, как он стал царем, можно проследить по сохранившимся деловым документам, Валтасар, похоже, в одночасье стал видным членом вавилонской олигархии. [18] (Валтасар, в отличие от своих сообщников, заметно не принадлежал к старой вавилонской аристократии), [19] не упоминался ни в каких деловых документах или частных сделках до того, как Набонид стал царем. [20]

Изучая сохранившиеся документы времен, когда Валтасар был наследным принцем, выясняется, что поместья семьи Нериглиссара были конфискованы после смерти Лабаши-Мардука и что они были захвачены и захвачены Валтасаром. [20] Это подтверждается документами, описывающими деловые операции Валтасара, в которых упоминаются те же места и даже те же самые домашние хозяйства и слуги, что и в аналогичных более ранних документах Нериглиссара. Поскольку в видных членах бывшего дома Нериглиссара и Лабаши-Мардука при Валтасаре мало что изменилось, вполне вероятно, что Валтасар, ставший хозяином дома, встретил относительно небольшое сопротивление. Благодаря свержению Лабаши-Мардука Валтасар позиционировал себя как наследник одной из самых богатых семей Вавилонии. [21] Записано, что Валтасар владел землями по всей Вавилонии, например, владел сельскохозяйственным поселением недалеко от Урука. [22]

Поскольку он явно был главным бенефициаром переворота, Валтасар, вероятно, был главным организатором заговора, завершившегося свержением и смертью Лабаши-Мардука. Поскольку он едва мог провозгласить себя царем, пока его отец был еще жив, Валтасар провозгласил царем Набонида. Поскольку Набонид в то время был относительно стар, можно было ожидать, что его правление будет кратким и переходным, а это означает, что Валтасар мог рассчитывать унаследовать трон в течение нескольких лет. [23]

Регент в Вавилоне

[ редактировать ]
На этом глиняном цилиндре записано восстановление Набонидом зиккурата Сина в Уре, а также содержится просьба к нему защитить Набонида и его сына Валтасара. Из Ура, Ирак
Этот административный документ датирован «24-м днем ​​Кислиму в 11-м году Набонида, царя Вавилона». В нем упоминается раб Бел-шарра-усура (Валтасара), сына царя. Хотя Валтасар действует как регент, официальная дата показывает, что Набонид по-прежнему является правящим царем. Из Борсиппы, Ирак.
Карта Нововавилонской империи при Набониде

Набонид покинул Вавилон в мае 553 г. до н.э., чтобы провести кампанию на западе. В конце концов он повел свои войска в Аравию, завоевав несколько городов, в том числе город Тайма . [24] Набонид сделал Тайму своим временным местом, и он оставался там около десяти лет, не возвращаясь в Вавилон до сентября или октября 543 или 542 года до нашей эры. [25] Октябрь 543 г. до н.э. — дата возвращения, наиболее подтвержденная сохранившимися вавилонскими документами. [26] Цель этого длительного пребывания, фактически изгнания, в Тайме неясна и спорна. [27] [28] Во время отсутствия Набонида Валтасар был назначен ответственным за управление в Вавилонии. [12] [29] Хотя этот период часто называют «совместным регентством», Валтасар так и не принял официального титула. [29] [1] Стихотворение Набонида , предвзятое [13] В документе, вероятно, написанном после того, как Набонид был свергнут Киром Великим, говорится, что Набонид доверил Валтасару царствование, но нет никаких записей о том, что Валтасар принял царский титул. [30] Хотя очевидно, что Валтасар во время отсутствия своего отца взял на себя множество обязанностей, которые обычно возлагались только на царя. [22] некоторые прерогативы также принадлежали исключительно Набониду. [31] К ним относятся:

  • Валтасар никогда не принимал на себя и ему не разрешалось использовать титул царя ( шарру ), который был закреплен за Набонидом. [31] На протяжении всего периода отсутствия его отца, хотя он был фактическим правителем Вавилонии, в современных документах Валтасар продолжает называться наследным принцем ( мар шарри , что буквально означает «сын царя»). [32] Единственными источниками, которые называют Валтасара царем, а не наследным принцем, являются более поздние греческие и еврейские источники, которые делают это ошибочно. [31] Хотя он никогда не назывался царем, в некоторых современных вавилонских документах Набонид и Валтасар упоминаются как «мой господин» - обозначение, обычно предназначенное только для царя. [33]
  • Валтасару не разрешили датировать документы после его собственных «год царствования». Никакие документы не датированы «правлением Валтасара», и ни в одном документе не упоминаются Валтасар и Набонид, как если бы существовало формальное совместное регентство. Вместо этого документы периода, когда Валтасар был регентом, по-прежнему датировались годами правления Набонида. [31]
  • Валтасару не разрешили возглавить и наблюдать за празднованием вавилонского Нового года , что было обязанностью царя. Фестиваль не отмечался во время отсутствия Набонида, поскольку Валтасару не разрешили взять на себя роль царя в церемониях, и он возобновился только после того, как Набонид вернулся в Вавилон. [34]
  • Валтасар не упоминается в надписях зданий, в которых обычно упоминается ответственный за это царь. Даже в период отсутствия Набонида он упоминается в строительных надписях в Вавилонии как строитель и землекоп, как если бы он активно правил в то время, без каких-либо известных упоминаний о Валтасаре. В некоторых случаях, например, в ритуале, совершаемом в храме Бунене в Сиппаре, надписи приписывают его Набониду, а сохранившиеся письма доказывают, что виноват Валтасар. [34]

Хотя власть Валтасара была таким образом ограничена, ему также были разрешены и он взял на себя определенные царские обязанности. [35] К ним относятся:

  • В современных документах зафиксировано, что rēḫātu (буквально «остатки», остатки от подношений еды, подаренных статуям божеств) отправляли как Валтасару, так и Набониду во время регентства. В противном случае Редату был послан царям. записано, что [36] получение остатков культовой пищи было исключительным правом королей. [35]
  • В Вавилонии храмы обычно приносили царю подношения, например, приносили в жертву определенное количество овец. До и после регентства Валтасара сохранившиеся тексты содержат только упоминания о подношениях царю (т. е. Набониду), но в период регентства есть упоминания как о «приношениях царю», так и о «приношениях сыну царя». . [37]
  • В Нововавилонской империи клятвы обычно приносили царь и несколько богов люди, собиравшиеся нести различные службы. Хотя клятвы на протяжении большей части регентства относятся только к Набониду, некоторые клятвы в конце регентства были принесены «величием Набонида, царя Вавилона, и Валтасара, его сына» или даже «величием Набонида и Валтасара». . Поскольку это явление началось только в конце периода регентства, неясно, было ли это прерогативой, предоставленной Валтасару, или он включил свое имя в клятвы в нарушение соглашения со своим отцом. [38]
  • Возможно, здесь произошло разделение вавилонской армии. В стихах Набонида говорится, что Набонид вел кампанию в Аравии с «армией Аккада» (возможно, имеется в виду войска вавилонского происхождения), тогда как Валтасару дома была поручена «армия всех земель» (возможно, имеется в виду войска иностранного происхождения). ). В вавилонских хрониках упоминается, что наследный принц находился дома в Вавилонии со «своей армией». [39]
  • Валтасар мог предоставлять царские привилегии, идентичные тем, которые предоставлялись царям. Один сохранившийся документ, касающийся предоставления привилегии обрабатывать участок земли, принадлежащей храму Эанны в Уруке, практически идентичен аналогичным привилегиям, выданным Набонидом, хотя указано, что он был выдан Валтасаром. Поскольку он мог сдавать в аренду храмовую землю, это предполагает, что Валтасар в административных вопросах мог действовать с полной царской властью. Он явно был высшим юридическим авторитетом в Вавилонии во время отсутствия Набонида. Тем не менее приказы Набонида заменили приказы Валтасара. В одном случае священные одежды, которые Валтасар приказал передать храму в Уруке, были задержаны, поскольку Набонид перед отъездом в Тайму отдал противоположный приказ. Набонид также иногда отправлял Валтасару приказы, которые Валтасар был вынужден уважать и выполнять. [40]

События, произошедшие в Вавилонии во время регентства Валтасара, малоизвестны из-за отсутствия сохранившихся источников. Понятно, что новогодний праздник не отмечался и существовала обеспокоенность по поводу растущей мощи империи Ахеменидов при Кире Великом . Вавилонские хроники подробно описывают действия и завоевания Кира на протяжении всего регентства Валтасара. [41] По мере того как пребывание Набонида в Тайме продолжалось, Валтасар остро осознавал угрозу, исходящую от Ахеменидов, поскольку записано, что он тратил ресурсы на проекты в Сиппаре и близлежащих оборонительных сооружениях. [25] В 546 г. до н.э. Кир Великий переправился через Тигр, чтобы вторгнуться в Лидию , якобы союзника Вавилона, и хотя Валтасар со своей армией занял оборонительную позицию, возможно, ожидая внезапного нападения персов на саму Вавилонию, лидийцам не было послано никакой помощи, которая были быстро завоеваны Киром. Вполне возможно, что Валтасар выступил против персов от имени Лидии годом ранее, в 547 году до нашей эры. Падение Лидии в 546 г. до н.э. означало, что Нововавилонская империя теперь была фактически окружена более сильным царством, имевшим в своем распоряжении почти неограниченные ресурсы. Кажется вероятным, что стычки вдоль границы с тех пор и до падения Вавилона происходили часто. [42]

примечательное возвращение к ортодоксальной вавилонской религии после первых попыток Набонида возвысить бога луны Сина Вполне возможно, что именно Валтасару можно приписать над традиционным вавилонским верховным божеством Мардуком. Возможно, именно Валтасар вообще убедил своего отца держаться подальше от Вавилонии, опасаясь конфронтации с вавилонской олигархией и духовенством из-за религиозных убеждений своего отца. [29] Вполне вероятно, что Набонид, реформатор, и Валтасар, очевидно, более религиозно консервативный, не сходились во взглядах в религиозных вопросах. [43] Валтасар, похоже, работал над восстановлением статуса Мардука в отсутствие его отца. [44] По возвращении Набонида в Вавилон Валтасар был отстранен от своих административных обязанностей, а назначенные им должностные лица были уволены. Набонид также отредактировал некоторые надписи, сделанные в период регентства, чтобы добавить молитвы, призывающие Валтасара и народ Вавилонии принять и получить благословение Сина. [43]

Независимо от какой-либо потенциальной враждебности между Набонидом и Валтасаром, Валтасар сохранил статус наследного принца и предполагаемого преемника, поскольку в нескольких документах до сих пор упоминается «сын царя». [45] В противном случае его статус и положение после возвращения Набонида никогда не разъясняются. [46] [47] Источники также не уточняют местонахождение Валтасара, но похоже, что он находился на некотором расстоянии от Вавилона, но его также больше не было в Сиппаре, где он разместился в 546 г. до н.э. из страха перед Киром. Одна из возможностей, предложенная Полем-Аленом Болье , заключается в том, что Валтасар был назначен ответственным за оборону Вавилонии и двигался с армией вдоль северной и восточной границы. [45]

Валтасар принял участие в защите Вавилона от вторжения Кира Великого в 539 г. до н. э. После решающей победы в битве при Описе персидская армия 12 октября [48] под предводительством Угбару без боя вошли в Вавилон. [49] Последняя табличка, датированная правлением Набонида, находится в Уруке и датирована 13 октября, что считается датой окончания его правления. [48] Набонид был схвачен и, возможно, сослан в Карманию . Судьба Валтасара неизвестна, поскольку ни один из источников не сообщает об этом. [50] Часто предполагается, что Валтасар был убит персами в Вавилоне, когда город пал 12 октября. [49] [51] [52] Альтернативно он мог быть убит уже в битве при Описе . [1] взят в плен и казнен или сослан вместе со своим отцом. [50]

Наследие

[ редактировать ]

Изображение в книге Даниила

[ редактировать ]
библейского Изображение Рембрандта надпись рассказа о том, как Валтасар увидел « на стене ».

книге В Даниила Валтасар [1] играет значительную роль в рассказе о пире Валтасара , вариации истории о безумии Навуходоносора, показывающей, что происходит, когда царь не раскаивается. [53] Во время пира вавилоняне едят и пьют из святых сосудов , храма Яхве и « царь слова мене, мене, текел, упарсин . » Валтасар видит руку, пишущую на стене [54] Даниил интерпретирует это письмо как приговор Яхве , бога Израиля, предсказывающий падение Вавилона . [55] Даниил говорит Валтасару, что, поскольку он не воздал честь Богу, его царство будет отдано Мидянам и Персам. [54] В ту ночь Валтасар убит, и Дарий Мидянин . царство захватывает [56]

Изображение Валтасара, видящего «надпись на стене» Адольфа Хульта (1919).

Среди ученых существует общее мнение, что Книга Даниила была составлена ​​вскоре после восстания Маккавеев в 160-х годах до нашей эры. [7] История пира Валтасара является историческим вымыслом , и некоторые детали не соответствуют историческим фактам. [5] [6] Валтасар изображается царем Вавилона и «сыном» Навуходоносора, хотя на самом деле он был сыном Набонида — одного из преемников Навуходоносора — и он никогда не становился самостоятельным царем и не руководил религиозными праздниками, как царь. требуется сделать. [6] В этой истории завоевателем, унаследовавшим Вавилон, является Дарий Мидянин , но история не знает такого человека, а захватчики на самом деле были персами. [6] Это типично для «рассказа о судебном состязании», в котором историческая точность не является существенным элементом. [57]

Изображение в более поздней еврейской традиции

[ редактировать ]

В Книге Даниила Валтасар не злонамерен (он награждает Даниила и возводит его на высокий пост). [8] Более поздние авторы Талмуда и Мидраша подчеркивают тираническое притеснение его еврейских подданных, при этом некоторые отрывки из Пророков интерпретируются как относящиеся к нему и его предшественникам. Например, в отрывке «Как будто человек убежал от льва, и навстречу ему медведь» ( Амос 5:19 ) говорится, что лев представляет Навуходоносора, а медведь, столь же свирепый, хотя и не одинаково храбрый, — это Валтасар. Вавилонские цари часто упоминаются вместе как череда нечестивых и деспотических монархов, которые угнетали Израиль и поэтому были обречены на позор и разрушение. Исайя 14:22 : «И восстану против них, говорит Господь Саваоф, и истреблю из Вавилона имя и остаток, и сына, и внука, говорит Господь», применяется к троице: «Имя» Навуходоносору, «остаток» Амел-Мардука , «сын» Валтасара и «внук» Астинь (там же). Повеление, данное Аврааму разрубить на куски трех телиц ( Бытие 15:9 ) как часть завета, установленного между ним и его Богом, таким образом, было истолковано как символ Вавилонии, давшей начало трем царям: Навуходоносору, Амель-Мардуку и Валтасар, чья гибель является прообразом этого акта «разрезания на куски» (Мидраш Бытие Раба, xliv.). [58]

Литература по мидрашам подробно описывает смерть Валтасара. Таким образом, более поздняя традиция гласит, что Кир и Дарий работали привратниками в царском дворце. Валтасар, сильно встревоженный загадочным почерком на стене, и опасаясь, что кто-то в маскировке может войти во дворец с убийственным намерением, приказал своим привратникам обезглавить любого, кто попытается проникнуть в ту ночь, даже если такой человек будет утверждать, что он сам король. Валтасар, охваченный болезнью, ночью незамеченным покинул дворец через задний выход. По возвращении привратники отказались его принять. Напрасно он заявлял, что он король. Они сказали: «Разве король не приказал нам казнить любого, кто попытается войти во дворец, хотя он и утверждает, что является королем?» Соответствуя действию слову, Кир и Дарий схватили тяжелое украшение, составляющее часть канделябра, и разбили им череп своего царского господина ( Шир ха-Ширим Рабба). 3:4). [58]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Чавалас 2000 , с. 164.
  2. ^ Гласснер 2004 , с. 232.
  3. ^ Ши 1988 , с. 75.
  4. ^ Коллинз 1984 , с. 41.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лафлин 1990 , с. 95.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сеоу 2003 , стр. 4–6.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коллинз 2002 , с. 2.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сеоу 2003 , с. 7.
  9. ^ Брайант 2002 , с. 32.
  10. ^ Уайзман 1991 , с. 244.
  11. ^ Ши 1982 , стр. 137–138.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уотерс 2014 , с. 43.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 172.
  14. ^ Болье 1989 , стр. 87–88.
  15. ^ Уайзман 1991 , с. 243.
  16. ^ Болье 2006 , с. 139.
  17. ^ Болье 1989 , с. 89.
  18. ^ Болье 1989 , с. 91.
  19. ^ Альбертц 2003 , с. 63.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 92.
  21. ^ Болье 1989 , с. 95.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 155.
  23. ^ Болье 1989 , с. 98.
  24. ^ Болье 1989 , стр. 168–169.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уайзман 1991 , с. 248.
  26. ^ Болье 1989 , с. 165.
  27. ^ Уайзман 1991 , с. 247.
  28. ^ Болье 1989 , с. 171.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Болье 1989 , с. 63.
  30. ^ Болье 1989 , стр. 63, 154.
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Болье 1989 , с. 186.
  32. ^ Болье 1989 , с. 160.
  33. ^ Болье 1989 , с. 192.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 187.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 188.
  36. ^ Болье 1989 , с. 158.
  37. ^ Болье 1989 , стр. 188–190.
  38. ^ Болье 1989 , с. 190.
  39. ^ Болье 1989 , стр. 190–191.
  40. ^ Болье 1989 , стр. 193–196.
  41. ^ Болье 1989 , стр. 197–198.
  42. ^ Болье 1989 , стр. 198–201.
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 64.
  44. ^ Хенце 1999 , с. 61.
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болье 1989 , стр. 204–205.
  46. ^ Брайант 2002 , с. 41–42.
  47. ^ Newsom & Breed 2014 , с. 164.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болье 1989 , с. 230.
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уайзман 1991 , с. 249.
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 13.
  51. ^ Болье 1989 , с. 231.
  52. ^ Альбертц 2003 , с. 69–70.
  53. ^ Коллинз 1984 , с. 70.
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сеоу 2003 , стр. 75.
  55. ^ Коллинз 1984 , с. 67.
  56. ^ Альбертц 2003 , стр. 18–19.
  57. ^ Коллинз 1984 , с. 41,67.
  58. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б  Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Валтасар». Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.

Библиография

[ редактировать ]

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Валтасар» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c84e1b26ebe5e927ff60d11e2bbfec75__1721871660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/75/c84e1b26ebe5e927ff60d11e2bbfec75.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Belshazzar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)