Дэниел 4
Дэниел 4 | |
---|---|
← глава 3 глава 5 → | |
![]() | |
Книга | Книга Даниила |
Категория | Вот так |
Христианская часть Библии | Ветхий Завет |
Порядок в христианской части | 27 |
Даниил 4 , четвертая глава библейской Книги Даниила , представлена в виде письма царя Навуходоносора II. [ 1 ] в котором он усваивает урок суверенитета Бога, «который способен унизить тех, кто ходит в гордости». Навуходоносор мечтает о большом дереве, которое укрывает весь мир, но появляется ангельский «сторож» и постановляет, что дерево должно быть срублено и что на семь лет у него отнимут человеческий разум, и он будет есть траву, как вол. Это происходит, и в конце своего наказания Навуходоносор восхваляет Бога. Роль Даниила – истолковать сон царю. [ 2 ]
Смысл рассказа в том, что вся земная власть, в том числе и власть царей, подчинена власти Божией. [ 3 ] Эта глава образует контрастирующую пару с главой 5 , где Навуходоносор узнает, что только Бог управляет миром, и он возвращается в свое царство, в то время как Валтасар не может извлечь уроки из примера Навуходоносора, и его царство отбирается у него и передается Мидянам и Персам. [ 4 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]- (Краткое содержание главы 4 книги Даниила частично основано на переводе К.Л. Соу в его комментарии к книге Даниила.) [ 2 ]
Навуходоносор II , царь Вавилона , обращается с письмом «ко всем народам, нациям и языкам, живущим по всей земле», сообщая им, что он расскажет о «знамениях и чудесах», которые Всевышний Бог сотворил для меня.
Навуходоносор жил в своем дворце в мире и благополучии, когда ему приснился странный сон, который его обеспокоил. Никто из его прорицателей и волхвов не смог объяснить ему этого, и он позвал Даниила, главного из всех своих мудрецов. Вот сон: Царь увидел большое дерево в центре земли, его вершина касалась неба, была видна до краев земли и давала пищу и кров всем созданиям мира. Пока король наблюдал, он увидел, как « святой страж » сошел с небес и призвал срубить дерево, и его человеческий разум изменился на разум зверя семь «раз». Этот приговор «вынесен по указу наблюдателей… для того, чтобы все живущие могли знать, что Всевышний владычествует над царством смертных…»
Даниэль поначалу обеспокоен, и король его успокаивает. Затем Даниил выражает надежду, что сон относится к кому-то другому — к тем, кто ненавидит царя, — но продолжает объяснять: сам царь — это дерево, и по указу Бога он потеряет свой человеческий разум ради разума животное, и жить с дикими животными, и есть траву, как вол. Так и происходило, пока по прошествии семи лет Навуходоносор не обрел человеческий разум и его царство не было восстановлено. Письмо завершается восхвалением Бога Навуходоносором, ибо «все дела его — истина, и пути его — справедливость, и он способен унизить тех, кто ходит в гордости».
Состав и структура
[ редактировать ]Главы Книги Даниила |
---|
![]() |
Принято считать, что Книга Даниила возникла как сборник сказок еврейской общины Вавилона и Месопотамии в персидский и ранний эллинистический периоды (5-3 века до н.э.), расширенный в эпоху Маккавеев (середина 2 века до н.э.). видениями в главах 7–12. [ 5 ] Сказки озвучены анонимным рассказчиком, за исключением главы 4, которая представляет собой письмо царя Навуходоносора. [ 1 ]
Современные ученые согласны с тем, что Даниил — легендарная личность; [ 6 ] возможно, это имя было выбрано для героя книги из-за его репутации мудрого провидца в еврейской традиции. [ 7 ]
Структура
[ редактировать ]Глава открывается вступлением, типичным для арамейских писем периода после плена («Царь Навуходоносор всем народам, нациям и языкам... Да будет вам обильный мир!»). [ 8 ] еврейские библии, [ 9 ] а некоторые христиане прикрепляют это к концу 3-й главы , чтобы письмо Навуходоносора касалось событий 3-й главы (Печь Огненная ), а не его безумия. Сью предполагает, что это не более чем случайный результат того факта, что разделение на главы было введено только в 13 веке, и, учитывая, что глава 4 написана голосом Навуходоносора, приложение к этой главе кажется наиболее подходящим выбором. [ 10 ] За этим следует сон, толкование Даниила, приговор, выздоровление царя и заключительное славословие, в котором царь повторяет свою хвалу Богу. [ 11 ]
Даниил 4 и молитва Набонида
[ редактировать ]«Молитва Набонида» — это фрагментарный рассказ из свитков Мертвого моря (свиток 4QPrNab), имеющий близкие параллели с 4-й главой Даниила. Рассказанный от первого лица вавилонским царем Набонидом (годы правления 556–539 гг. до н. э.), он рассказывает о том, как он был поражен воспаление в течение семи лет, находясь в городе-оазисе Тайма , на северо-западе Аравии, и как еврейский провидец объясняет ему, что это потому, что он идолопоклонник. Другой отрывок, чрезвычайно фрагментированный, по-видимому, представляет собой повествование о сновидении. Параллели с историей Набонида чрезвычайно близки, и хотя 4-я глава Даниила не основана на Молитве, вполне вероятно, что это вариант оригинальной еврейской истории, в которой царем был Набонид, а не Навуходоносор. [ 12 ]
Жанр и темы
[ редактировать ]Глава 4 книги Даниила — это легенда, действие которой происходит при царском дворе , как и другие истории глав 1–6. [ 13 ] Тема - соотношение небесной и земной власти: власть царя на земле не отрицается, но она подчинена власти Божией. [ 3 ] Главы 4 и 5 противопоставляют Навуходоносора, который усвоил свой урок, будучи смиренным Богом, и Валтасара , который ничему не учится на примере Навуходоносора и богохульствует против Бога, который затем отдает свое царство Мидянам и Персам. [ 4 ]
Интерпретация
[ редактировать ]«Святой страж» и небесный совет
[ редактировать ]Во сне Навуходоносора «святой страж» спускается с небес, чтобы вынести приговор дереву и царю. Это единственный случай использования этой фразы в еврейской Библии , хотя она перекликается с частыми описаниями бдительности Бога, и это слово несколько раз появляется в Книге Еноха , где оно обычно применяется к падшим ангелам , но иногда относится и к святые ангелы. [ 14 ] Команды наблюдателя срубить дерево (т. е. Навуходоносора) и обчистить его отдаются, предположительно, божественным существам, исполняющим волю Божию. [ 15 ]
Символические образы: дерево и зверь.
[ редактировать ]Дерево из Даниила 4 соответствует аналогичному образу в Иезекииля 31 , где фараон Египта сравнивается с могучим деревом, возвышающимся над всеми остальными, вершина которого находится в облаках, символом человеческого высокомерия, который вот-вот будет срублен. Затем метафора переключается на изображение Навуходоносора как зверя, выживание которого зависит от благодати, пока он не научится смирению перед Богом. Возможно, что важно, царь восстанавливается, когда он «поднимает» глаза к небу. [ 16 ]
Стих 19
[ редактировать ]Тогда Даниил, которого звали Валтасар, на время был изумлен, и мысли его смутили его. И царь заговорил и сказал: «Валтасар, пусть не смущает тебя ни сон, ни его толкование». Валтасар ответил и сказал: «Господин мой, пусть сон коснется тех, кто ненавидит тебя, а его толкование коснется твоих врагов!» [ 17 ]
выражено как «час» «Время», в течение которого Даниил был обеспокоен, в « Версии короля Иакова» , но английский комментатор Сэмюэл Драйвер отмечает сомнения многих относительно того, «подразумевается ли здесь, что шаат обозначает именно то, что мы называем час» и рекомендует «момент» как лучший перевод. [ 14 ] Вместо надежды на то, что сон «может быть» о врагах Навуходоносора, современная Версия Евангелического Наследия (2013–2019) записывает сожаление Даниила, зная, что это не так: «Господи мой, если бы только сон был о твоих врагах и это означает, что это касается твоих врагов!» [ 18 ]
Стих 34
[ редактировать ]Когда этот период закончился, я, Навуходоносор, поднял очи свои к небу, и разум мой вернулся ко мне. Я благословил Всевышнего, восхвалил и почтил Того, Кто живет вечно. Ибо его владычество – это вечное владычество, и его царство сохраняется из поколения в поколение. [ 19 ]
Библеист Филип Р. Дэвис отмечает, что восстановление Навуходоносора произойдет, «когда царь «поднимет глаза» и его разум вернется; а также точно «когда период закончится»! Совпадение свободного действия человека и божественного указа — основная трудность любая теория предопределения замалчивается». Дэвис задается вопросом: «Сознается ли Навуходоносор в своем высокомерии потому, что его разум восстановлен, или наоборот?» [ 20 ]
Стих 37
[ редактировать ]Ныне я, Навуходоносор, восхваляю, превозношу и чту Царя Небесного, все дела которого — истина, а пути Его — справедливость. И тех, кто ходит гордо, Он способен сломить. [ 21 ]
Это единственный случай во всей еврейской Библии, где Бог упоминается как Царь Небесный. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Весселиус 2002 , с. 295.
- ^ Jump up to: а б Сеоу 2003 , стр. 61–63.
- ^ Jump up to: а б Сеоу 2003 , стр. 64–65.
- ^ Jump up to: а б Альбертц 2001 , с. 178.
- ^ Коллинз 1984 , стр. 29, 34–35.
- ^ Коллинз 1984 , с. 28.
- ^ Redditt 2009 , стр. 176–177, 180.
- ^ Сеоу 2003 , с. 65.
- ^ Даниил 3:31-32: JPS Танах 1917 г.
- ^ Сеоу 2003 , стр. 63–64.
- ^ Коллинз 1984 , стр. 59–60.
- ^ Коллинз 1984 , стр. 62–63.
- ^ Коллинз 1984 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Драйвер, SR (1900 г.), Кембриджская Библия для школ и колледжей о книге Даниила 4, по состоянию на 3 октября 2020 г.
- ^ Сеоу 2003 , стр. 67–68.
- ^ Сеоу 2003 , стр. 70–72.
- ^ Даниил 4:19 : Новая версия короля Иакова
- ^ Даниил 4:19 : Версия евангелического наследия
- ^ Даниил 4:34 : Новая исправленная стандартная версия
- ^ Jump up to: а б Дэвис, П.Р., Дэниэл ин Бартон, Дж. и Маддиман, Дж. (2001), Оксфордский библейский комментарий, стр. 566
- ^ Даниил 4:37 : Новая версия короля Иакова
Библиография
[ редактировать ]- Альбертц, Райнер (2001). «Социальная обстановка Дэниела» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Том. И. Брилл. ISBN 978-9004116757 .
- Бандстра, Барри Л. (2008). Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию . Издательская компания Уодсворт. ISBN 978-0495391050 .
- Беквит, Карл Л. (2012). Иезекииль, Дэниел . ИВП Академик. ISBN 9780830829620 .
- Бойер, Пол С. (1992). Когда времени больше не будет: вера в пророчества в современной американской культуре . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-95129-8 .
- Бреттлер, Марк Цви (2005). Как читать Библию . Еврейское издательское общество. ISBN 9780827610019 .
- Кэрролл, Джон Т. (2000). «Эсхатология» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Кон, Шэй, Джей Ди (2006). От Маккавеев до Мишны . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664227432 .
- Коллинз, Джон Дж. (1984). Дэниел: С введением в апокалиптическую литературу . Эрдманс. ISBN 9780802800206 .
- Коллинз, Джон Дж. (1998). Апокалиптическое воображение: введение в еврейскую апокалиптическую литературу . Эрдманс. п. 103 . ISBN 9780802843715 .
Сын Человеческий: Толкование и влияние 7-й главы Даниила.
- Коллинз, Джон Дж. (2001). «Актуальные проблемы изучения Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Том. Я. БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Коллинз, Джон Дж. (2003). «От пророчества к апокалиптике: ожидание конца» . В Макгинне, Бернард; Коллинз, Джон Дж.; Штейн, Стивен Дж. (ред.). Континуум истории апокалиптики . Континуум. ISBN 9780826415202 .
- Куган, Майкл (2009). Краткое введение в Ветхий Завет . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 400.
- Кроуфорд, Сидни Уайт (2000). «Апокалиптика» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Дэвидсон, Роберт (1993). «Иеремия, Книга». В Мецгере Брюс М.; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199743919 .
Книга Иеремии.
- Дэвис, Филип Р. (2001). «Школа писцов Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Том. Я. БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Дэвис, Филип (2006). «Апокалиптика». В Роджерсоне, JW; Лью, Джудит М. (ред.). Оксфордский справочник по библейским исследованиям . Оксфордские справочники в Интернете. ISBN 9780199254255 .
- ДеЧант, Делл (2009). «Апокалиптические сообщества» . В Нойснер, Джейкоб (ред.). Мировые религии в Америке: Введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9781611640472 .
- Духан, Жак (2000). Тайны Даниила: мудрость и мечты еврейского принца в изгнании . Review and Herald Pub Assoc. ISBN 9780828014243 .
- Данн, Джеймс Д.Г. (2002). «Данилик Сын Человеческий в Новом Завете» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Галлахер, Юджин В. (2011). «Милленаризм, Священное Писание и традиция» . В Вессингере, Кэтрин (ред.). Оксфордский справочник милленаризма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195301052 .
- Голдингей, Джон Дж. (2002). «Даниил в контексте ветхозаветного богословия» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Том. II. БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Граббе, Лестер Л. (2010). Введение в иудаизм Второго Храма: история и религия евреев во времена Неемии, Маккавеев, Гиллеля и Иисуса . Континуум. ISBN 9780567552488 .
- Граббе, Лестер Л. (2002). Иудейская религия в период Второго Храма: вера и практика от изгнания в Явне . Рутледж. ISBN 9780203461013 .
- Граббе, Лестер Л. (2002). «Дан(иэль) на все времена» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Хаммер, Раймонд (1976). Книга Даниила . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521097659 .
- Харрингтон, Дэниел Дж. (1999). Приглашение в апокрифы . Эрдманс. ISBN 9780802846334 .
- Хилл, Эндрю Э. (2009). «Даниил-Малачи» . В Лонгмане, Тремпер; Гарланд, Дэвид Э. (ред.). Библейский комментарий толкователя . Том. 8. Безветренно . ISBN 9780310590545 .
- Хилл, Чарльз Э. (2000). «Антихрист» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Холбрук, Фрэнк Б. (1986). Семьдесят седмин, Левит и природа пророчества (Том 3 изданий Даниила и Комитета Откровения). Институт библейских исследований, Генеральная конференция адвентистов седьмого дня. ISBN 0925675024 .
- Хорсли, Ричард А. (2007). Книжники, провидцы и политика Второго Храма в Иудее . пресвитерианской издательской корпорации ISBN 9780664229917 .
- Книбб, Майкл (2009). Очерки Книги Еноха и других ранних еврейских текстов и традиций . БРИЛЛ. ISBN 978-9004167254 .
- Книбб, Майкл (2002). «Книга Даниила в ее контексте» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Кох, Клаус (2002). «Этапы канонизации Книги Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Крац, Рейнхард (2002). «Видения Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Левин, Эми-Джилл (2010). «Дэниел» . В Кугане, Майкл Д.; Бреттлер, Марк З.; Ньюсом, Кэрол А. (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199370504 .
- Лукас, Эрнест К. (2005). «Даниил, Книга». В Ванхузере Кевин Дж.; Варфоломей, Крейг Г.; Трейер, Дэниел Дж. (ред.). Словарь богословского толкования Библии . Бейкер Академик. ISBN 9780801026942 .
- Мангано, Марк (2001). Эстер и Дэниел . Колледж Пресс. ISBN 9780899008851 .
- Мэтьюз, Виктор Х.; Мойер, Джеймс К. (2012). Ветхий Завет: текст и контекст . Книги Бейкера. ISBN 9780801048357 .
- Нельсон, Уильям (2013). Дэниел . Книги Бейкера. ISBN 9781441240064 .
- Ньюсом, Кэрол А.; Брид, Бреннан В. (2014). Дэниел: Комментарий . пресвитерианской издательской корпорации ISBN 9780664220808 .
- Никол, Ф., изд. (1954). «хронологическая таблица». Библейский комментарий АСД . стр. 326–327.
- Нисканен, Пол (2004). Человек и божество в истории: Геродот и Книга Даниила . Континуум. ISBN 9780567082138 .
- Пасачофф, Наоми Э.; Литтман, Роберт Дж. (2005). Краткая история еврейского народа . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780742543669 .
- Портье-Янг, Анатея Э. (2013). Апокалипсис против империи: теологии сопротивления в раннем иудаизме . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Прован, Иэн (2003). «Дэниел» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Реддит, Пол Л. (2009). Знакомство с Пророками . Эрдманс. ISBN 9780802828965 .
- Рид, Стивен Брек (2000). «Даниил, Книга». Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Роуленд, Кристофер (2007). «Апокалиптическая литература» . В Хассе, Эндрю; Джаспер, Дэвид; Джей, Элизабет (ред.). Оксфордский справочник по английской литературе и теологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199271979 .
- Райкен, Леланд; Уилхойт, Джим; Лонгман, Тремпер (1998). Словарь библейских образов . Межвузовская пресса. ISBN 9780830867332 .
- Сакки, Паоло (2004). История периода Второго Храма . Континуум. ISBN 9780567044501 .
- Шварц, Дэниел Р. (1992). Исследования еврейской подоплеки христианства . Мор Зибек. ISBN 9783161457982 .
- Сью, CL (2003). Дэниел . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256753 .
- Шиффман, Лоуренс Х. (1991). От текста к традиции: история Второго Храма и раввинистического иудаизма . Издательство КТАВ. ISBN 9780881253726 .
- Спенсер, Ричард А. (2002). «Дополнения к Даниилу» . В Миллсе, Уотсон Э.; Уилсон, Ричард Ф. (ред.). Второканонические тексты/апокрифы . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865545106 .
- Таунер, В. Сибли (1993). «Дэниел» . В Кугане, Майкл Д.; Мецгер, Брюс М. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199743919 .
- Таунер, В. Сибли (1984). Дэниел . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664237561 .
- ВандерКам, Джеймс К. (2010). Свитки Мертвого моря сегодня . Эрдманс. ISBN 9780802864352 .
- ВандерКам, Джеймс С.; Флинт, Питер (2013). Значение свитков Мертвого моря: их значение для понимания Библии, иудаизма, Иисуса и христианства . ХарперКоллинз. ISBN 9780062243300 .
- Вебер, Тимоти П. (2007). «Милленаризм». В Стенах, Джерри Л. (ред.). Оксфордский справочник по эсхатологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199742486 .
- Весселиус, Ян-Вим (2002). «Написание Даниила». В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Хонер, Гарольд В. (1978). Хронологические аспекты жизни Христа ([5-е издание] изд.). Гранд-Рапидс: Зондерван. п. 115. ИСБН 9780310262114 .
- Монтгомери, Джеймс А. (1927). Критический и экзегетический комментарий к книге Даниила (BiblioBazaar, переиздание 2010 г.). Эдинбург: Т&Т Кларк . стр. 372–404. ISBN 9781176278707 .
- Уолворд, комментарий Джона Ф. (1989). Дэниел: ключ к пророческому откровению (изд. Муди в мягкой обложке). Чикаго: Муди Пресс. ISBN 9780802417534 .