Книга Иезекииля
![]() | |||||
Еврейская Библия (иудаизм) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ветхий Завет (христианство) | |||||
Библейский портал | |||||
Книга Иезекииля — третья из последних пророков в Танахе (еврейской Библии) и одна из главных пророческих книг в христианской Библии, где она следует за Исайей и Иеремией . [1] Согласно самой книге, в ней записаны шесть видений пророка Иезекииля , изгнанного в Вавилон, в течение 22 лет с 593 по 571 год до нашей эры, хотя она является продуктом долгой и сложной истории и не обязательно сохраняет сами слова пророк. [2]
Видения и книга построены вокруг трех тем: (1) суд над Израилем (главы 1–24); (2) суд над народами (главы 25–32); и (3) будущие благословения для Израиля (главы 33–48). [3] Его темы включают концепции присутствия Бога , чистоты, Израиля как божественного сообщества и индивидуальной ответственности перед Богом. Его более позднее влияние включало развитие мистических и апокалиптических традиций в иудаизме Второго Храма , раввинистическом иудаизме и христианстве .
Структура
[ редактировать ]Иезекииль имеет широкую тройную структуру, которую можно найти в ряде пророческих книг: пророчества о горе собственному народу пророка, за которыми следуют пророчества против соседей Израиля, заканчивающиеся пророчествами надежды и спасения:
- Пророчества против Иуды и Иерусалима, главы 1–24 .
- Пророчества против чужих народов, главы 25–32 .
- Пророчества о надежде и спасении главы 33–48 , . [4]
Краткое содержание
[ редактировать ]

Книга открывается видением ЯХВЕ ( יהוה ). Далее книга предвосхищает разрушение Иерусалима и Храма, объясняет это как Божье наказание и завершается обещанием нового начала и нового Храма . [5]
- Первое видение Иезекииля 1:1–3 :27: Бог приближается к Иезекиилю как к божественному воину, едущему в Своей боевой колеснице . Колесницу везут четыре животных, каждое из которых имеет четыре лица (человека, льва, быка и орла) и четыре крыла. Рядом с каждым «живым существом» находится «колесо в колесе» с «высокими и устрашающими» ободами, полными глаз вокруг. Бог поручает Иезекиилю быть пророком и «сторожем» в Израиле: «Сын человеческий, Я посылаю тебя к израильтянам». (2:3)
- Суд над Израилем и Иудой [6] и о народах: [7] Бог предупреждает о неизбежном разрушении Иерусалима и опустошении народов, которые беспокоили Его народ: аммонитян , моавитян , идумеян и филистимлян , финикийских городов Тир и Сидон и Египта .
- Строительство нового города: [8] Еврейское изгнание закончится, будет построен новый город и новый Храм, а израильтяне будут собраны и благословлены, как никогда раньше.
Некоторые из основных моментов включают в себя: [9]
- «Видение престола», в котором Иезекииль видит Бога, восседающего на троне в Храме среди Небесного Воинства; [10]
- Первое «видение храма», в котором Иезекииль видит, как Бог покидает Храм из-за совершаемых там мерзостей (имеется в виду поклонение идолам, а не ЯХВЕ, официальному Богу Иуды); [11]
- Изображения Израиля, на которых Израиль, среди прочего, представлен как невеста-блудница; [12]
- « Долина сухих костей» , в которой пророк видит, как мертвые дома Израилева воскресают; [13]
- Уничтожение Гога и Магога , в котором Иезекииль видит уничтожение врагов Израиля и установление новой эпохи мира; [14]
- Божья Шекина ( Божественное Присутствие ). Последнее видение храма, в котором Иезекииль видит третье храмовое сообщество, сосредоточенное на новом храме в Иерусалиме, в который вернулась [15]
Состав
[ редактировать ]
Жизнь и времена Иезекииля
[ редактировать ]Книга Иезекииля описывает себя как слова Иезекииля бен-Бузи, священника, жившего в изгнании в городе Вавилоне между 593 и 571 годами до нашей эры. Большинство ученых сегодня признают подлинность книги, но видят в ней существенные дополнения, сделанные школой более поздних последователей первоначального пророка. Согласно еврейской традиции, Люди Великого Собрания написали Книгу Иезекииля, основанную на словах пророка. [16] Хотя книга демонстрирует значительное единство и, вероятно, отражает большую часть исторического Иезекииля, она является продуктом долгой и сложной истории и не обязательно сохраняет сами слова пророка. [2]
Согласно книге, носящей его имя, Иезекииль бен-Бузи родился в семье священников в Иерусалиме около 623 г. до н. э., во время правления царя-реформатора Иосии . До этого времени Иуда был вассалом Ассирийской империи , но быстрый упадок Ассирии после ок. 630 год побудил Иосию отстоять свою независимость и провести религиозную реформу, подчеркивающую верность Яхве , национальному Богу Израиля. Иосия был убит в 609 году, и Иуда стал вассалом новой региональной державы, Нововавилонской империи . В 597 году, после восстания против Вавилона, Иезекииль был среди большой группы иудеев, взятых в плен вавилонянами . Похоже, он провел остаток своей жизни в Месопотамии . Дальнейшая депортация евреев из Иерусалима в Вавилон произошла в 586 году, когда второе безуспешное восстание привело к разрушению города и его Храма и изгнанию оставшихся членов царского двора, включая последних книжников и священников. Различные даты, приведенные в книге, позволяют предположить, что Иезекиилю было 25 лет, когда он отправился в изгнание, 30 лет, когда он получил пророческое призвание, и 52 года во время последнего видения. в. 571 . [17]
Текстовая история
[ редактировать ]Еврейские писания были переведены на греческий язык за два столетия до нашей эры . Греческая версия этих книг называется Септуагинта . Еврейская Библия на иврите называется Масоретским текстом (что означает передачу от еврейского слова Масора ; еврейские ученые и раввины курировали и комментировали текст). Греческая версия (Септуагинта). [18] Иезекииля немного отличается от еврейской (масоретской) версии. [19] – он примерно на 8 стихов короче (из 1272) [20] и, возможно, представляет собой более раннюю передачу имеющейся у нас сегодня книги (согласно масоретской традиции), тогда как другие фрагменты древних рукописей отличаются от обоих. [21]
Критическая история
[ редактировать ]В первой половине 20-го века было несколько попыток отрицать авторство и подлинность книги: такие ученые, как К.С. Торри (1863–1956) и Мортон Смит, по-разному относили ее к III веку до нашей эры и к VIII/VII векам. Маятник качнулся назад в послевоенный период , когда все большее признание имело существенное единство книги и ее историческое место в Изгнании. Самый влиятельный современный научный труд об Иезекииле, Вальтера Циммерли двухтомный комментарий , появился на немецком языке в 1969 году и на английском языке в 1979 и 1983 годах. Циммерли прослеживает процесс, посредством которого пророчества Иезекииля были произнесены устно и преобразованы в письменный текст пророка и его последователей в процессе постоянного переписывания и переинтерпретации. Он выделяет пророчества и речи, стоящие за настоящим текстом, и прослеживает взаимодействие Иезекииля с массой мифологического, легендарного и литературного материала по мере того, как он развивал свое понимание целей Яхве в период разрушения и изгнания. [22]
Темы
[ редактировать ]
Как священник, Иезекииль в первую очередь озабочен Кавод ЯХВЕ , технической фразой, означающей присутствие (шехина) ЯХВЕ (т. е. одного из Имен Бога ) среди людей, в Скинии и в Храме, и обычно переводится как как «слава Божия». [23] У Иезекииля эта фраза описывает Бога, восседающего на Своем престоле-колеснице, когда Он покидает Храм в главах 1–11 и возвращается к тому, что Марвин Суини описывает как изображение «основания нового храма в Сионе, когда ЯХВЕ возвращается в храм, который затем служит центром нового творения, вокруг которого выстроились колена Израиля» в главах 40–48. [24] Видение в главах 1:4–28 отражает общие мифологические/библейские темы и образ Храма: Бог появляется в облаке с севера – север является обычным домом Бога/богов в древней мифологии и библейской литературе – с четыре живых существа, соответствующие двум херувимам над Престолом Милосердия Ковчега Завета и двум в Святом Святых, самой внутренней комнате Храма; горящие угли между существами, возможно, представляют собой огонь на жертвеннике, а знаменитое «колесо в колесе» может представлять собой кольца, с помощью которых левиты несли Ковчег, или колеса телеги. [24]
Иезекииль изображает разрушение Иерусалима как очистительную жертву на жертвеннике, необходимую из-за «мерзостей» в Храме (наличие идолов и поклонение богу Таммузу ), описанных в главе 8. [25] Начинается процесс очищения, Бог готовится уйти, и священник зажигает жертвенный огонь в городе. [26] Тем не менее пророк объявляет, что небольшой остаток останется верным Яхве в изгнании и вернется в очищенный город. [26] Образ долины сухих костей, возвращающихся к жизни в главе 37, означает восстановление очищенного Израиля. [26]
Предыдущие пророки использовали слово «Израиль» для обозначения северного царства и его племен; когда Иезекииль говорит об Израиле, он обращается к изгнанному остатку Иуды; в то же время, однако, он может использовать этот термин для обозначения славной будущей судьбы поистине всеобъемлющего «Израиля». [27] Вкратце, в книге описывается Божье обещание, что народ Израиля сохранит свой завет с Богом, когда он очистится и получит «новое сердце» (еще один из образов книги), которое позволит ему соблюдать Божьи заповеди и жить на земле. в правильных отношениях с Яхве. [28]
Богословие Иезекииля примечательно своим вкладом в появление идеи индивидуальной ответственности перед Богом – каждый человек будет нести ответственность только за свои собственные грехи. Это резко контрастирует с мнением авторов- девтерономистов , которые считали, что грехи нации будут взысканы против всех, без учета личной вины отдельного человека. Тем не менее, Иезекииль разделял многие идеи, общие с девтерономистами, в частности представление о том, что Бог действует в соответствии с принципом карающего правосудия , и двойственное отношение к царской власти (хотя девтерономисты презирали отдельных царей, а не саму должность). Будучи священником, Иезекииль превозносит садокитов над левитами (храмовыми функционерами низшего уровня), которых он в основном обвиняет в разрушениях и изгнании. Он явно связан с Кодексом святости и его видением будущего, зависящего от соблюдения Законов Божьих и поддержания ритуальной чистоты. Примечательно, что Иезекииль винит в вавилонском изгнаннике не неспособность людей соблюдать Закон, а их поклонение иным богам, кроме Яхве, и их несправедливость: именно в этом, говорит Иезекииль в главах 8–11, и заключаются причины Божьего Шехина покинул свой город и свой народ. [29]
Более поздняя интерпретация и влияние
[ редактировать ]Второй Храм и раввинистический иудаизм (ок. 515 г. до н.э. - 500 г. н.э.)
[ редактировать ]Образы Иезекииля во многом легли в основу мистической традиции Второго Храма , в которой провидец вознесся через Семь Небес , чтобы ощутить присутствие Бога и понять Его действия и намерения. [1] Литературное влияние книги можно увидеть в более поздних апокалиптических произведениях Даниила и Захарии. Он особо упоминается Бен-Сирой (писателем эллинистического периода, перечислившим «великих мудрецов» Израиля) и 4 Маккавеями (I век). В I веке историк Иосиф Флавий сказал, что пророк написал две книги: возможно, он имел в виду Апокриф Иезекииля , текст I века, который развивает учение о воскресении. Иезекииль лишь ненадолго появляется в Свитках Мертвого моря , но его влияние там было глубоким, особенно в Храмовом свитке с планами храмов, а также в защите садокитского священства в Дамасском документе . [30] Очевидно, существовал некоторый вопрос относительно включения Иезекииля в канон Священных Писаний, поскольку оно часто противоречит Торе ( пяти «Книгам Моисея», лежащим в основе иудаизма). [1]
христианство
[ редактировать ]Иезекииль упоминается в Книге Откровения чаще , чем в любом другом тексте Нового Завета. [31] Если взять всего лишь два хорошо известных отрывка, то знаменитое пророчество о Гоге и Магоге в Откровении 20:8 относится к Иезекииля 38–39: [32] и в Откровении 21–22, как и в заключительных видениях Иезекииля, пророк переносится на высокую гору, где небесный посланник измеряет симметричный новый Иерусалим с высокими стенами и двенадцатью воротами, жилище Бога, где Его народ будет наслаждаться состоянием идеального благополучия. [33] Однако, помимо Откровения, где Иезекииль является основным источником, в Новом Завете очень мало упоминаний о пророке; причины этого неясны, но нельзя предполагать, что каждая христианская или эллинистическая еврейская община в I веке имела полный набор (ивритских) свитков Священных Писаний, и в любом случае Иезекииль находился под подозрением в поощрении опасных мистических спекуляций. а также иногда неясные, бессвязные и порнографические. [34]
- План храма Иезекииля, составленный французским архитектором XIX века и исследователем Библии Шарлем Чипье.
- Видение долины сухих костей , Гюстав Доре , 1866 г.
- Видение Иезекиилем долины сухих костей , Мартен де Вос , ок. 1600
- Видение Иезекиилем долины сухих костей , Квентин Метсис Младший , ок. 1589 г.
В популярной культуре
[ редактировать ]• Ангельские существа и сопровождающие их колеса, увиденные Иезекиилем в главе 1, упоминаются в духовной песне «Иезекииль увидел колесо» .В серии видеоигр Command & Conquer танк-невидимка Nod иногда называют «Колесом Иезекииля», имея в виду тот же отрывок.
• Образ Долины Сухих Костей в Иезекииля 37:1–14, о воскрешении которой предсказывает Иезекииль, упоминается в духовной песне 1928 года « Dem Dry Bones », народной песне Dry Bones и песне Черные ковбои» Брюса « . Спрингстин на своем альбоме Devils & Dust 2005 года .
• В фильме «Криминальное чтиво » персонаж Жюль декламирует вымышленный отрывок из Библии непосредственно перед тем, как кого-то казнить. Хотя он утверждает, что это Иезекииль 25:17, текст состоит из ссылок как из оригинального отрывка, так и из других источников. [1] .
«Путь праведника со всех сторон окружен несправедливостью эгоистов и тиранией злых людей. Блажен тот, кто во имя милосердия и доброй воли ведет слабых через долину тьмы, ибо он поистине его хранитель брата и искатель потерянных детей. И Я накажу тебя с великой местью и яростным гневом на тех, кто пытается отравить и уничтожить Моих братьев. И ты узнаешь, что Имя Мое — Господь, когда Я возложу Мою месть на тебя».
См. также
[ редактировать ]


- Амилленаризм
- Библейская нумерология
- Иерусалим в христианстве
- Земля Израиля
- Милленаризм
- Новый Иерусалим
- Изнасилование в еврейской Библии § Иезекииль 16 и 23
- Храм в Иерусалиме
- Третий Храм
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Суини 1998 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б Джойс 2009 , с. 16.
- ^ Петерсен 2002 , с. 140.
- ^ Маккитинг 1993 , с. 15.
- ^ Реддитт 2008, с. 148
- ^ Иезекииль 4: 1–24: 27.
- ^ Иезекииль 25: 1–32:32.
- ^ Иезекииль 33: 1–48: 35.
- ^ Бленкинсопп (1990)
- ^ Иезекииль 1: 4–28.
- ^ Иезекииль 8: 1–16.
- ^ Иезекииль 15–19.
- ^ Иезекииль 37: 1–14.
- ^ Иезекииль 38–39.
- ^ Иезекииль 40–48.
- ^ Вавилонский Талмуд , Баба Батра 15а.
- ^ Дринкард 1996 , стр. 160–61.
- ^ Семьдесят, 1935, стр. 770-803.
- ^ Biblia Hebraica Stuttgartensia, 1937. стр. 811-894.
- ^ «Сколько стихов в книге Иезекииля?» . Ответы.com .
- ^ Бленкинсопп 1996 , с. 130.
- ^ Суини 1998 , стр. 165–66.
- ^ Суини 1998 , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Суини 1998 , с. 92.
- ^ Суини 1998 , стр. 92–93.
- ^ Перейти обратно: а б с Суини 1998 , с. 93.
- ^ Голдингей 2003 , с. 624.
- ^ Суини 1998 , стр. 93–94.
- ^ Куглер и Хартин 2009 , стр. 261.
- ^ Блок 1997 , с. 43.
- ^ Буитенверф 2007 , с. 165.
- ^ Буитенверф 2007 , стр. 165 и далее.
- ^ Блок 1998 , с. 502.
- ^ Маддиман 2007 , с. 137.
Библиография
[ редактировать ]- Бандстра, Барри Л. (2004). Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию . Уодсворт. ISBN 9780495391050 .
- Бленкинсопп, Джозеф (1996). История пророчеств в Израиле . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256395 .
- Бленкинсопп, Джозеф (1990). Иезекииль . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 9780664237554 .
- Блок, Дэниел И. (1997). Книга Иезекииля: главы 1–24, том 1 . Эрдманс. ISBN 9780802825353 .
- Блок, Дэниел И. (1998). Книга Иезекииля: главы 25–48, том 2 . Эрдманс. ISBN 9780802825360 .
- Брюггеманн, Вальтер (2002). Отголоски веры: богословский справочник по темам Ветхого Завета . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 9780664222314 .
- Буйтенверф, Риуверд (2007). «Традиция Гога и Магога в Иезекииля 20:8» . Ин Де Йонге, HJ; Тромп, Йоханнес (ред.). Книга Иезекииля и ее влияние . Издательство Эшгейт. ISBN 9780754655831 .
- Буллок, К. Хассел (1986). Введение в пророческие книги Ветхого Завета . Муди Пресс. ISBN 9781575674360 .
- Клементс, Рональд Э. (1996). Иезекииль . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664252724 .
- Дринкард, Джоэл Ф. младший (1996). «Иезекииль». Пророки . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865545090 .
- Эйхродт, Вальтер Э (1996). Иезекииль . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664227661 .
- Голдингей, Джон А. (2003). «Иезекииль» . В Джеймсе Д.Г. Данне, Джоне Уильяме Роджерсоне (ред.). Библейский комментарий Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Гальперин, Дэвид Дж. (январь 1976 г.). «Эксегетический характер Иезекииля. X 9-17». Ветус Заветум . 26 (2). Лейден : Издательство Brill от имени Международной организации по изучению Ветхого Завета : 129–141. дои : 10.1163/156853376X00286 . eISSN 1568-5330 . ISSN 0042-4935 . JSTOR 1517382 . S2CID 170312460 .
- Хеннинг III, Эмиль Хеллер (2012). Храм Иезекииля: библейская основа, иллюстрирующая завет благодати. . Ксулон. ISBN 9781626975132 .
- Джойс, Пол М. (2009). Иезекииль: комментарий . Континуум. ISBN 9780567483614 .
- Куглер, Роберт; Хартин, Патрик (2009). Ветхий Завет между богословием и историей: критический обзор . Эрдманс. ISBN 9780802846365 .
- Левин, Кристоф Л. (2005). Ветхий Завет: краткое введение . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691113944 .
- Маккитинг, Генри (1993). Иезекииль . Континуум. ISBN 9781850754282 .
- Маддиман, Джон (2007). «Так называемая свадебная баня…» . Ин Де Йонге, HJ; Тромп, Йоханнес (ред.). Книга Иезекииля и ее влияние . Издательство Эшгейт. ISBN 9780754655831 .
- Петерсен, Дэвид Л. (2002). Пророческая литература: введение . Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664254537 .
- Реддит, Пол Л. (2008). Знакомство с Пророками . Эрдманс. ISBN 9780802828965 .
- Суини, Марвин А. (1998). «Последние пророки» . Стивен Л. Маккензи, Мэтт Патрик Грэм (ред.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256524 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Онлайн-переводы