Масса и Мерива
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Масса ( иврит : מַסָּה ) и Мерива ( иврит : מְרִיבָה , также пишется « Мирабах ») — географические названия, встречающиеся в еврейской Библии . путешествовали Говорят, что израильтяне через Массу и Мериву во время Исхода , хотя в непрерывном списке посещенных станций в Числах 33 об этом не упоминается. В Исходе 17:7 Мерива упоминается одновременно с Массой . [ 1 ] в контексте, который предполагает, что Масса находится в том же месте, что и Мерива , но другие библейские упоминания о Массе и Мериве , например, в « Благословении Моисея» [ 2 ] кажется, подразумевают, что они различны. [ 3 ] [ 4 ] Масса и Мерива также упоминаются в нескольких других местах Библии. [ 5 ]
События
[ редактировать ]В библейском тексте упоминаются два очень похожих эпизода, которые происходят в месте под названием Мерива . В эпизоде, рассказанном в 17-й главе Исхода, израильтяне ссорятся с Моисеем из-за нехватки воды, а Моисей упрекает израильтян в испытании Яхве ; [ 6 ] В стихе 7 говорится, что именно по этой причине это место получило название Масса , что означает испытание , и имя Мерива, что означает ссора . [ 7 ] В этом повествовании говорится, что израильтяне из-за своей жажды роптали на Моисея, поэтому Моисей, опасаясь за свою жизнь, обращается к Яхве; [ 8 ] повествование продолжается тем, что Яхве велит Моисею идти впереди остальных и ударить жезлом по скале Хорива , [ 9 ] и когда Моисей делает это, из камня вытекает вода. [ 10 ]
В эпизоде, описанном в Книге Чисел, израильтяне ссорятся с Моисеем и Аароном из-за нехватки воды и продовольственных культур ; [ 11 ] в тексте говорится, что Моисей и Аарон в ответ посоветовались с Яхве у дверей скинии , падая ниц , и что Яхве велел им взять жезл и поговорить с определенным камнем, пока люди собираются вместе, глядя на него. [ 12 ] Повествование продолжается тем, что Моисей следует указанию взять посох Аарона и собрать израильтян. [ 13 ] но вместо того, чтобы говорить со скалой, о которой, по словам Яхве, из нее потечет вода, [ 14 ] Моисей обращается к толпе и дважды ударяет по камню, в результате чего образуется сильный поток воды. [ 15 ]
Некоторые исследователи текстов считают эти два рассказа разными версиями одних и тех же событий в Мериве: версия в Книге Исхода взята из источника JE , а версия в Книге Чисел взята из священнического источника ; [ 16 ] [ 3 ] [ 17 ] последний рассказ, как и «Жреческий источник» в целом, считается попыткой вытеснить версию повествования JE, которая не рассматривает Аарона как столь важного человека, как Ааронида . хотелось бы автору «Жреческого источника» [ 16 ]
По мнению этих исследователей текста, рассказ JE в Исходе о событиях в Массе и Мериве склеен из двух более ранних исходных текстов, а именно текстов яхвистов и элохистов . Исследователи текстов считают, что и текст яхвистов , и текст элохистов содержат описание названия Массы, и оба имеют описание обеспечения водой, но при этом эти описания соединены вместе непрямым образом; где объединенный текст сообщает о событиях в Массе и Мериве , ученые-текстологи полагают, что упоминание о ссоре, испытании Яхве и наименовании Массы являются частью яхвистского текста, в то время как извлечение воды из камня и имена Меривы являются частью текста Элохистов. [ 3 ] Элохистский рассказ о предоставлении воды в Мериве (מריבה) рассматривается светскими учеными-библеистами как параллель с рассказом яхвистов о предоставлении воды в Маре (מרה); [ 3 ] в повествовании Мары есть упоминание о том, что Яхве испытывал израильтян, что исследователи текстов приписывают рассказу Элохистов, [ 18 ] и рассматривать как параллель рассказ Яхвиста о названии Массы после испытания Яхве израильтянами.
Смерть Моисея и Аарона
[ редактировать ]В отчете в Книге Чисел, но не в отчете в Книге Исход, после того, как была произведена вода, Яхве говорит Моисею и Аарону, что они недостаточно доверяли ему, чтобы почтить его, и, как следствие, и Моисей, и Аарон умереть перед входом в Ханаан . [ 19 ] Неясно, чем именно они заслужили наказание. [ 20 ] хотя текст ясно дает понять, что только Моисей говорил с народом и ударил по скале; библеисты рассматривают это как пример обычного тонкого очернения в «Жреческом источнике» Моисея, героя священства Силома (соперничавшего с Ааронидами). Одной из возможных причин наказания является то, что Моисей дважды ударил по скале, вместо того, чтобы просто поговорить с ней, как ему было сказано; Другая возможность заключается в том, что он опрометчиво обратился к израильтянам с фразой « вы, бунтовщики» . [ 17 ] Еще одна причина может заключаться в том, что Моисей приписывает чудо своей собственной силе и не упоминает Господа. [ 21 ] Согласно Второзаконию , которое исследователи текстов приписывают писателю, который был сторонником Моисея и противником Аарона, [ 22 ] наказание произошло из-за отсутствия доверия к Яхве, проявленного израильтянами, а не Моисеем. [ 23 ]
Историчность
[ редактировать ]Некоторые исследователи Библии считают, что повествование о Массе и Мериве возникло как этиологические мифы, пытающиеся оправдать свои названия. [ 17 ]
Расположение
[ редактировать ]Согласно Книге Исхода, Мерива была местом в Рефидиме . [ 24 ] тогда как, согласно Книге Чисел, Мерива находилась в Кадесе в пустыне Цин . [ 25 ] Исследователи текстов объясняют разницу разными источниками, из которых взяты эти отрывки, и считают, что оба упоминания о Мериве относятся к одному и тому же месту. [ 3 ] [ 26 ] Септуагинта Мериву , Таргумы и Вульгата решают эту проблему, рассматривая в Книге Чисел просто как нарицательное существительное , а не как географическое название, переводя Ме Мерибат-Кадеш как воды раздора в Кадеше, а не как воды Меривы в Кадесе . [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исход 17:7
- ^ Второзаконие 33:8
- ^ Jump up to: а б с д и Блэк, М.; Роули, Х.Х., ред. (1962). Комментарий Пика к Библии . Томас Нельсон и сыновья. п. 225. ИСБН 0-17-711001-5 .
- ^ Чейн, ТК; Блэк, Дж. С., ред. (1902). «Масса и Мерива» . Библейская энциклопедия . Том. 3. Торонто: Джордж Н. Моранг. стр. 2972–3.
- ^ Числа 20:13 ; Второзаконие 32 ; Иезекииль 47 ; Псалмы 81 ; 95 ; 106
- ^ Исход 17:2
- ^ Исход 17:7
- ^ Исход 17:4
- ^ Исход 17: 5–6.
- ^ Исход 17:6
- ^ Числа 20: 2–5.
- ^ Числа 20: 6–8.
- ^ Числа 20: 9–10.
- ^ Числа 20:8
- ^ Числа 20:11
- ^ Jump up to: а б Фридман, Ричард Э. (1987). Кто написал Библию? . Книги Саммита. стр. 197–201. ISBN 0-671-63161-6 .
- ^ Jump up to: а б с Блэк и Роули, 1962 , с. 264
- ^ Блэк и Роули 1962 , с. 223
- ^ Числа 20:12
- ^ Макинтайр, Марк (2008). Борьба с Богом: Введение в Пятикнижие . Издательство Университета Мерсера. п. 102. ИСБН 978-0-88146-101-5 .
- ^ Милгром, Джейкоб. Комментарий Торы JPS: Числа . стр. 351-2. См. Экскурс 50 для подробного обсуждения этого вопроса.
- ^ Фридман 1987 , с. 128
- ^ Второзаконие 1: 32–37.
- ^ Исход 17:1
- ^ Числа 27:14
- ^ Jump up to: а б Сингер, И.; Селигсон, М. (1906). «Мериба» . Еврейская энциклопедия.com.