Ваал-Цефон
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Баал Цефон ( ивр .: Баал Сфон ; Аккадский : Бел Кази ( д ИМ Vol.SAG); Угаритский : балу испани ; Хуррит : Тешуб Халбаге ; [ 1 ] Египетский : bꜥr ḏꜣpwnꜣ. [ 2 ] ), также транслитерируемый как Ваал-Цефон , был эпитетом ханаанского бога бури Баала ( букв. «Господь») в его роли господина горы Цафон ; [ 1 ] [ н 1 ] в угаритских текстах он идентифицируется как Хадад . [ 7 ] [ 8 ] Из-за важности и местоположения горы она стала метонимично обозначать « север на иврите » ; [ 9 ] поэтому это имя иногда переводится как «Повелитель Севера» . [ н 2 ] Его приравнивали к греческому богу Зевсу в его эпитете Зевс Касиос , а позднее — к римскому Юпитеру Касиусу .
Поскольку Баал Цафон считался защитником морской торговли, приверженцами в его честь были построены святилища по всему Средиземному морю его ханаанскими и финикийскими . [ 1 ] Таким образом, «Ваал-Цефон» также стал географическим названием, в первую очередь места, упомянутого в « Еврейских Писаний » Книге Исхода как место, где израильтяне чудесным образом пересекли Красное море во время своего исхода из Египта .
Бог
[ редактировать ]Имя Баал Цафон никогда не появляется в мифологических текстах, обнаруженных в Угарите . Вместо этого оно встречается в руководствах по ритуалам и в письмах, где используется для отличия этой формы Баала от других, таких как Баал Угарит. [ 1 ] С ним связана иконография бога грозы, стоящего на двух горах. [ 11 ] Самое раннее обнаруженное изображение бога – где он стоит верхом на двух горах в поражающей позе (поза, связанная с Ваалом в целом) – датируется 18 веком до нашей эры. [ 1 ] На других изображениях он изображен коронованным и со скипетром. [ 1 ] В качестве защитника морской торговли его храмы также получили по обету каменные якоря . [ 12 ] По договору между Асархаддоном и царем Баалом из Тира Баал Цафон занимает третье место после Баал Шамема и Баала Малаге . [ 12 ] Помимо своего храма в Джебель-Акре и Угарите , Баалу Зафону, как известно, поклонялись в Тире и Карфагене , и он служил главным богом колонии в Тахпанесе . [ 12 ]
В письме XIV века царя Угарита египетскому фараону ( KTU 2 2.23) Баал Цафон считается эквивалентом Амона . [ 12 ] [ нужны разъяснения ] Храмы Зевса Касиоса засвидетельствованы в Египте, Афинах , Эпидавре , Делосе , Корфу , Сицилии и Испании , причем последнее упоминание произошло на границе Рима с Германией в III веке. [ 12 ]
Расположение
[ редактировать ]текстах I тысячелетия до нашей эры В ассирийских Баал-Цафон упоминается как название самой горы. [ 12 ] (На местном уровне горе поклонялись как таковой.) [ 9 ]
В книгах Исход и Числа в Еврейских Писаниях записано, что израильтянам приказал ЯХВЕ разбить лагерь напротив места под названием «Баал-Цафон», чтобы оказаться в ловушке и тем самым побудить фараона преследовать их: [ 13 ] [ 14 ] [ 1 ] [ 15 ] [ н 3 ]
Скажи сынам Израилевым , чтобы они повернули и расположились станом пред Пигахиротом , между Мигдолом и морем , против Ваалцефона; пред ним расположите стан у моря. Ибо фараон скажет о сынах Израилевых: они запутались в земле, пустыня заперла их. И Я ожесточу сердце фараона, и он пойдёт за ними; и прославлюсь Я у фараона и у всего воинства его; чтобы египтяне знали, что я — Господин . И они так и сделали. [ 17 ]
Гмиркин определил это как Арсиною в Суэцком заливе . В географическом тексте эпохи Птолемеев, хранящемся в Каирском музее, перечислены четыре пограничные крепости, третья из которых - «Мидгол и Баал-Зафон». В контексте кажется, что он находился на пути к побережью Красного моря, возможно, на канале, ведущем от Пифома к месту недалеко от Арсинои. [ 18 ] С другой стороны, Дэвид А. Фальк указал, что Ваал-Цефон упоминается в Папирусе Салье IV как древнеегипетское место, которое, вероятно, располагалось к северо-востоку от Вади Тумилат . [ 19 ]
Согласно Геродоту (который считал, что оно отмечает границу между Египтом и Сирией), в Рас Куруне , небольшой горе возле болотистого озера Бардавиль , « Сербонском болоте древний противник Зевса Тифон » Геродота, где, как говорят, «был спрятан ». ". [ 20 ] Здесь, как знали греки, поклонялись Баалу Сефону.
Стела Нечто Зефона
[ редактировать ]Единственный случай, когда ханаанский бог изображен и в образе, и на языке, — это полностью египетское произведение с изображением Баала Цефона. Эйтан Леви отмечает параллель между Баалом Зефоном и «азиатским Ситом». Атрибутами Сифа являются рога, анк в одной руке, скипетр в другой и борода. Он носит коническую шляпу, напоминающую белую египетскую корону, с длинной веревкой, заканчивающейся кисточкой, похожей на цветок лотоса. Баал здесь, кажется, изображен во многом таким же. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Это место обычно связывают с современной Джебель-Акрой на сирийско - турецкой границе . [ 3 ] но эта идентификация была оспорена Ливерани [ 4 ] основано на буквы утверждении Олбрайта о том, что Амарны « Сапуна » относятся не к горе возле Угарита , а к городу под названием Шапума или Сабума в устье Яббока . [ 5 ] В 1967 году Росс [ ВОЗ? ] поместил его в « области Шефелы , недалеко от царства Гезера ». [ нужна ссылка ] Вита отвергла отождествление Сабума с библейским Цафоном , предложив вместо этого отнести его к Зебоиму . [ 6 ]
- ^ Как, например, в Международной стандартной библейской энциклопедии . [ 10 ]
- ^ Эйссфельдт утверждал, что библейское упоминание о Баал-Цафоне на самом деле относится к богу, который изначально получил признание за спасение израильтян. [ 16 ] но обычно его принимают как топоним. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ниер (1999) , с. 152.
- ^ Корнелиус, Исаак (1994). Иконография ханаанских богов Решефа и Баала: периоды поздней бронзы и железного века (ок. 1500–1000 гг. до н. э.) . Orbis biblicus и orientalis. Ванденхук и Рупрехт. стр. 100-1 151–152. дои : 10.5167/уж-142977 . Получено 1 ноября 2023 г.
- ^ Фокс (2009) , стр. 243–258.
- ^ Ливерани (1998) .
- ^ Олбрайт (1943) .
- ^ Жизнь (2005) .
- ^ Спенсер Л. Аллен (2015). Расколотое божество: исследование божественных имен Истара, Ваала и Яхве и божественной множественности на древнем Ближнем Востоке . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 216. ИСБН 9781614512363 .
- ^ Чунг, Юн Хо (2010). Грех тельца: рост негативного отношения Библии к золотому тельцу . Издательство Блумсбери США. п. 168. ИСБН 9780567212313 .
- ^ Jump up to: а б ДДД , «Зафон» .
- ^ ISBE (1996) , с. 381 .
- ^ Дейкстра, Мейндерт (1993). «Бог-погодка на двух горах». Угарит-Форшунген (23): 127–137.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ниер (1999) , с. 153.
- ^ Исход. 14:2–4 .
- ^ Числа 33:7 .
- ^ ЕАБР (2000) , с. 137 .
- ^ Эйссфельдт (1932) .
- ^ Исход. 14:2–4 ( KJV ).
- ^ Гмиркин (2006) , с. 233 .
- ^ Фальк, Д.А. (2018). «Что мы знаем о египетских местах, упомянутых в Исходе» . TheTorah.com .
- ^ Лейн Фокс 2009: 253-56.
- ^ Леви, Эйтан (01 января 2018 г.). «Свежий взгляд на стелу Мекаль (Египет и Левант, 28, 2018 г.)» . Египет и Левант . Проверено 18 февраля 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- «Зафон» , Словарь божеств и демонов в Библии, 2-е изд. , Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс, 1999, стр. 927–928 .
- Библейский словарь Эрдмана , Гранд-Рапидс: Wm B. Eerdmans Publishing, 2000, ISBN 978-0-8028-2400-4 .
- Бромили, Джеффри В., изд. (1996), Международная стандартная библейская энциклопедия , Гранд-Рапидс: Wm. Издательство B Eerdmans, ISBN 978-0-8028-3781-3 .
- Олбрайт, Уильям Ф. (1943), «Два малопонятных письма Амарны из средней долины реки Иордан», Бюллетень американских школ восточных исследований, № 89 .
- Эйссфельдт, О. (1932), Баал Цафон, Зевс Касиос и переход израильтян через море , Галле
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Фокс, Робин Лейн (2009), Путешествующие герои в эпическую эпоху Гомера , Нью-Йорк: Кнопф .
- Гмиркин, Рассел Э. (2006), Беросс и Бытие, Манефон и Исход , T. & T. Clark, ISBN 978-0-567-02592-0 .
- Ливерани, Марио (1998), Письма Эль-Амарны 1. Письма «Маленьких королей» , Брешия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . (на итальянском языке) - Ниер, Х. (1999), «Ваал-Зафон» , Словарь божеств и демонов в Библии, 2-е изд. , Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс, стр. 152–154 .
- Вита, Хуан-Пабло (2005), «Библейский топоним Сафон и буквы Амарны EA 273-274» , Ugarit Research, No. 37 , стр. 673–677 . (на немецком языке)