Забаба
Забаба / ˈ z ɑː b ɑː b ɑː / (шумерский: 𒀭𒍝𒂷𒂷 д за-ба 4 —ба 4 ) — божество-покровитель города Киш в древней Месопотамии . Он был богом войны . [ 1 ] Хотя его считали похожим на Нинурту и Нергала , его никогда полностью не отождествляли с ними. Поклонение ему засвидетельствовано в период от раннединастического периода до периода Ахеменидов , причем особенно преданными ему были древневавилонские цари. Начиная со старовавилонского периода, его считали женатым на богине Бау .
Характер
[ редактировать ]Имя Забабы не имеет правдоподобной шумерской или семитской этимологии, подобной этимологии таких божеств, как Алала , Бунене и Бау. [ 2 ] Его две основные роли были богом войны и божеством-покровителем Киша. Ему поклонялись там уже в раннединастический период , и упоминания о нем как о «царе» этого города можно найти в текстах из Эблы третьего тысячелетия до нашей эры. [ 3 ] Его статус был особенно высок в период правления Хаммурапи , когда по мнению Вальтера именно Забабу, а не Нинурту , следует понимать как главного бога-воина в государственном пантеоне. [ 4 ]
Символом Забабы был орел, и он изображался в символической форме в виде штандарта с этой птицей наверху. [ 5 ]
Поклонение
[ редактировать ]Главный храм Забабы находился в Кише. [ 3 ] Эмеурсаг, часто упоминаемый в текстах, представлял собой посвященную ему целлу, а не отдельный храм. [ 6 ] В тексте времен правления Артаксеркса I существование храма, предназначенного для проведения фестиваля акиту, связанного с Забабой в Кише. упоминается также [ 7 ]
За пределами Киша храмы Забабы засвидетельствованы в Уре (построенном Варад-Сином из Ларсы ), в Табире, городе недалеко от Вавилона , и в Ассуре . [ 5 ] Он также был среди богов, которые, как говорят, «прибыли» в Вавилон во время городского акиту, наряду с такими божествами, как Набу , Бау , Нергал , Маммитум и Лас. [ 8 ]
В ряде текстов, восхваляющих Хаммурапи, упоминается Забаба. В гимне он является одним из божеств, перечисленных как ответственные за его успех, после Ану , Энлиля , Шамаша , Адада и Мардука и предшествующего Инанне . В другом гимне Забаба упоминается как помощник короля. В тексте времен правления его преемника Самсу-Илуны говорится, что королю удалось восстановить стены Киша с помощью Забабы и Иштар, и говорится, что эти два божества помогли ему победить своих врагов. Уилфред Г. Ламберт отмечает, что эти источники важны как свидетельства, доказывающие, что «нет никаких намеков на какое-либо превосходство Мардука внутри пантеона» в старовавилонский период . [ 9 ]
Пограничный камень ( кудурру ) Навуходоносора I упоминает Забабу в последовательности богов, наряду с Ану, Энлилем, Мардуком, Набу, Иштар, Нинуртой, Гулой , Нергалем, Папсуккалом , Ишарой и «Ану Рабу» ( Иштаран ). [ 10 ]
В число месопотамских царей, названных в честь Забабы, входит Ур-Забаба («человек Забабы») из Киша, известный благодаря своей роли в так называемой «шумерской легенде о Саргоне ». [ 11 ] и Забаба-шума-иддин царь Вавилона, живший в двенадцатом веке до нашей эры , касситский , свергнутый после одного года пребывания на троне эламским царем Шутрук-Наххунте . [ 12 ]
В Кише Забаба был популярным божеством с теофорными именами еще во времена Ахеменидов . [ 13 ] Утверждалось, что подобные имена из других городов могут указывать на эмиграцию жителей Киша в другие части Месопотамии, подобно лагамальским именам, указывающим на происхождение семей лиц, носивших их в Дилбате . [ 14 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Отцом Забабы был Энлиль, [ 3 ] хотя неоассирийский правитель Санхериб вместо этого называл Забабу сыном Ашура . [ 5 ] Первоначально его женой была Иштар из Киша, считавшаяся отдельной богиней от Иштар из Урука, согласно Джулии М. Ашер-Грив и Джоан Гудник Вестенхольц . После периода Старого Вавилона ее полностью заменила в этой роли Бау, хотя ей продолжали поклоняться и независимо от Забабы. [ 15 ] Раннее упоминание о Бау как о супруге Забабы уже можно найти в «Плаче по поводу разрушения Шумера и Ура» . [ 15 ] Божественные пары, состоящие из богинь-целителей и молодых богов-воинов, были обычным явлением в месопотамской религии, причем наиболее часто упоминаемым примером является Нинисина и ее муж Пабилсаг . [ 16 ]
Забабы Папсуккал был суккалом (помощником божества), хотя он достиг определенной степени известности только в 1-м тысячелетии до нашей эры и из-за слияния с Ниншубуром (и, как следствие, Илабратом ). [ 17 ] Франс Виггерманн отмечает, что Папсуккал мог бы быть сыном Забабы, но также и то, что в различных текстах он упоминается как сын Ану или Сина и потомок Энмешарры . [ 18 ]
Двумя второстепенными богинями, связанными с храмом Забабы Эдубба, известными под общим названием «Дочери Эдуббы», были Икби-Дамик , чье имя означает «она сказала: «Все в порядке!», И Хусинни: «Помни меня!» [ 19 ] Пары этих так называемых «божественных дочерей» известны и из других храмов северной Месопотамии, таких как Эмеслам в Куте (Тадмуштум и Белет-или), Эйбби-Анум в Дилбате (Ипте-бита и Белет-анни), дом Эзиды Борсиппа ( Канисурра и Газбаба ) и Эсагиль в Вавилоне (Катунна и Силлуш-таб). [ 20 ] [ 21 ] предположил Эндрю Р. Джордж , что их представляли как служанок в доме главного божества или божеств данного храма. [ 20 ]
Забаба и Нинурта имели много общих эпитетов, и упоминания о том, что первый использовал оружие, обычно связанное со вторым, или сражался со своими мифическими врагами, можно найти в различных текстах. [ 6 ] иногда применяются названия Шульшага и Игалим . В поздних лексических текстах к оружию Забабы [ 22 ] В источниках раннединастического периода эти имена вместо этого принадлежали сыновьям Нингирсу (Нинурты) и Бау, которые в то время считались его женой. [ 23 ] Известно также упоминание Забабы как «Нергала из Киша». [ 6 ] хотя этот титул также мог обозначать другое божество, которому поклонялись в том же городе, Лухушу («гневный человек»). [ 24 ] Несмотря на ассоциации между ними, полного приравнивания Нинурты, Нергала и Забабы не произошло, и одни и те же тексты, например гимны и плачи, могли относиться ко всем троим как к отличным друг от друга. [ 6 ]
В списке богов первого тысячелетия до нашей эры Забаба назван «Мардуком войны». [ 25 ]
За пределами Месопотамии
[ редактировать ]По словам Гвендолин Лейк , хетты использовали имя Забабы для логографического представления имен различных богов войны, таких как Хаттиан Вурункатте ; хеттский и лувийский языки , иярри и саппана; и хурриты Аштаби , Хешуй и Нубадиг [ 1 ] Однако, по словам Гернота Вильгельма Нубадига, он не был связан с Забабой. [ 26 ] в то время как, по мнению Альфонсо Арчи, логографическое написание имени Аштаби было НИН.УРТА, а не ЗА.БА.БА. [ 27 ] Тем не менее Забаба приравнивается к «Аштабину», предположительно соответствующему Аштаби, в вавилонском списке богов. [ 28 ] Другим богом войны, чье имя в хеттских источниках можно было записать логографически как ЗА.БА.БА, был Шулинкатте , [ 29 ] чье происхождение было Хаттиан и который был описан как имеющий внешность молодого человека. [ 30 ] Однако вместо этого он также мог быть представлен логотипом U.GUR . [ 31 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лейк 1991 , с. 167.
- ^ Рубио 2010 , стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б с Саллабергер 2017 , с. 164.
- ^ Саллабергер 2017 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б с Саллабергер 2017 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б с д Саллабергер 2017 , с. 167.
- ^ Макьюэн 1983 , с. 121.
- ^ Ламберт 2013 , с. 282.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 257–258.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 271–272.
- ^ Рудик 2014 , стр. 501–502.
- ^ Бринкман 2017 , с. 169.
- ^ Саллабергер 2017 , стр. 166–167.
- ^ Харрис 1976 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 78.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 38.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 94.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 493.
- ^ Джордж 2000 , с. 298.
- ^ Jump up to: а б Джордж 2000 , с. 295.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 113.
- ^ Креберник 2019 , стр. 286–287.
- ^ Кобаяши 1992 , стр. 77–78.
- ^ Джордж 2000 , с. 299.
- ^ Понгратц-Лейстен 2012 , с. 102.
- ^ Вильгельм 1987 , с. 173.
- ^ Архи 2013 , с. 10.
- ^ Аяли-Даршан 2014 , с. 98.
- ^ Хаас 2015 , с. 311.
- ^ Хаас 2015 , с. 300.
- ^ Хаас 2015 , с. 367.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Аяли-Даршан, Нога (2014). «Роль Аштаби в Песне об Улликумми и историях Восточного Средиземноморья о «неудачном Боге»» . Журнал ближневосточных исследований . 73 (1): 95–103. дои : 10.1086/674665 . ISSN 0022-2968 .
- Бринкман, Джон Энтони (2017). «Забаба-шума-иддина» . В Эбелинге, Эрих; Вайднер, Эрнст Ф. (ред.). Реальный лексикон ассириологии . Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии. Берлин: Баварская академия наук.
- Джордж, Эндрю Р. (2000). «Четыре храмовых ритуала из Вавилона». Мудрость, боги и литература: исследования ассириологии в честь В. Г. Ламберта . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-004-0 .
- Хаас, Волкерт (2015). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 .
- Харрис, Ривка (1976). «Об иноземцах в старовавилонском Сиппаре» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 70 (2): 145–152. JSTOR 23282311 .
- Кобаяши, Тошико (1992). «О Ниназу, как это видно из экономических текстов раннединастического Лагаша» . Ориент . 28 : 75–105. дои : 10.5356/orient1960.28.75 . ISSN 1884-1392 .
- Креберник, Манфред (2019). «Шульшага(на/и)» . В Эбелинге, Эрих; Вайднер, Эрнст Ф. (ред.). Реальный лексикон ассириологии . Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии. Берлин: Баварская академия наук.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Лейк, Гвендолин (1991). Словарь древней ближневосточной мифологии . Рутледж. ISBN 978-0-415-00762-7 .
- Макьюэн, GJP (1983). «Поздневавилонский Киш» . Ирак . 45 (1): 117–123. дои : 10.2307/4200186 . ISSN 0021-0889 . JSTOR 4200186 .
- Понгратц-Лейстен, Беате (2012). «Комментарии о переводимости божественности: культовые и теологические ответы на присутствие Другого на Древнем Ближнем Востоке» . В Бонне, Корин (ред.). Les représentation des dieux des autres . Кальтаниссетта: Шаша. ISBN 978-88-8241-388-0 . OCLC 850438175 .
- Рубио, Гонсало (2010). «Читая шумерские имена, я: Энсухкешданна и Баба» . Журнал клинописных исследований . 62 : 29–43. дои : 10.1086/JCS41103869 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 41103869 .
- Рудик, Надежда (2014). «Ур-Забаба» . В Эбелинге, Эрих; Вайднер, Эрнст Ф. (ред.). Реальный лексикон ассириологии . Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии (на немецком языке). Берлин: Баварская академия наук.
- Саллабергер, Вальтер (2017). «Забаба А.» . В Эбелинге, Эрих; Вайднер, Эрнст Ф. (ред.). Реальный лексикон ассириологии . Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии (на немецком языке). Берлин: Баварская академия наук.
- Виггерманн, Франс AM (1998). «Нин-шубур» . В Эбелинге, Эрих; Вайднер, Эрнст Ф. (ред.). Реальный лексикон ассириологии . Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии. Берлин: Баварская академия наук.
- Вильгельм, Гернот (1987). «Лупатик, Нупатик» . В Эбелинге, Эрих; Вайднер, Эрнст Ф. (ред.). Реальный лексикон ассириологии . Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии (на немецком языке). Берлин: Баварская академия наук.