Шулинкатте
Шулинкатте | |
---|---|
Бог войны | |
Главный культовый центр | Тамармара |
Оружие | меч |
Устанавливать | лев |
Потомство | Бог погоды Нерика |
Шулинкатте был хеттским богом хаттского происхождения. Его считали божеством войны . Дополнительно он мог выполнять роль защитника дворцов и домов. В местной традиции Нерика он считался отцом бога погоды Нерика . Впервые он появляется в текстах, датированных пятнадцатым или четырнадцатым веком до нашей эры. Его главным культовым центром был редко засвидетельствованный город Тамармара, но ему также поклонялись и в других местах древней Анатолии , например, в Хаттусе и Нерике . фрагменты прославляющей его хаттской Известны также песни.
Имя и характер
[ редактировать ]Теоним Шулинкатте имеет хаттское происхождение. [ 1 ] Оно состоит из слов катте , «король», и шули , неизвестного значения и предположительно может быть переведено как «король шули ». [ 2 ] Это может быть представлено логограммой д У.ГУР . [ 3 ] На этом основании было высказано предположение, что первую часть его имени можно интерпретировать как «меч», но эта точка зрения не нашла широкой поддержки. [ 2 ] Написание д ZA.BA 4 .BA 4 также сертифицирован. [ 4 ]
Шулинкатте был богом войны. [ 1 ] Он разделил эту роль со многими другими божествами в хеттском пантеоне , в том числе с другим хаттским богом Вурункатте , хеттским Заппаной и Иярри , хурритским Аштаби , Кешуи , Нупатиком и Ташмишу , месопотамским Нергалом и Угуром и другими. [ 5 ] Он также считался богом-защитником королевского дворца, отвечающим за отпугивание демонов. [ 6 ] Различные хеттские тексты указывают на то, что он мог играть более широкую роль защитника дворцов, домов и ворот. [ 2 ]
Согласно сохранившемуся описанию статуи Шулинкатте, он мог быть изображен стоящим на льве, с мечом в одной руке и отрубленной головой человека в другой. [ 7 ] Эта иконография отражает его характер воинственного бога. [ 2 ] Он изображался юношей по тексту КУБ 57.105. [ 1 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]В местной традиции Нерика Шулинкатте и богиня Солнца Земли считались родителями бога погоды Нерика . [ 8 ] Также известно божество по имени Шулинкаттаину, чье имя представляет собой комбинацию теонима Шулинкатте и уменьшительного хаттского суффикса , и вполне вероятно, что оно может быть его ребенком. [ 9 ] Фолькерт Хаас предложил отождествить его с Тару , который, по его мнению, был идентичен богу из Нерика. [ 10 ] Эту точку зрения поддерживают другие хеттитологи . и [ 2 ]
В заклинаниях Шулинкатте могла появляться в сочетании с Катазипури , хаттской богиней магии. [ 11 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самые старые известные свидетельства Шулинкатте, такие как текст CTH 516.B, относятся к пятнадцатому или четырнадцатому веку до нашей эры. [ 2 ] Его главным культовым центром был малоизвестный город Тамармара, расположенный в центральной Анатолии . [ 2 ] Табличка CTH 516 представляет собой ритуал, посвященный ему, происходящий из этого города и приписываемый священнику Таркини. [ 6 ] В этом городе у него также было два фестиваля: один в начале года, другой осенью. [ 2 ]
Культ Шулинкатте имел надрегиональный характер. [ 12 ] Ему поклонялись в Хаттусе . [ 13 ] Во время фестиваля АН.ТАХ.ШУМ в храме ДИНГИР.МАХ состоялось посвященное ему празднование. [ 14 ] В тексте KUB 44.23 он занимает место Зилипури , другого хаттского бога, имя которого можно было бы написать с помощью логограммы. д У. ГУР. [ 3 ] По словам Манфреда Хаттера , определенное совпадение между этими двумя богами начинается только в тринадцатом веке до нашей эры. [ 2 ] Ему также поклонялись в Карахне , городе, расположенном недалеко от среднего течения Зулии, известного как современная река Чекерек . [ 15 ] В Ханхане и Кашхе Шулинкатте была одним из двенадцати божеств, которые были представлены в виде стелы Хуваши во время фестиваля, посвященного Телипину . [ 16 ] Он также фигурирует в аналогичном списке, связанном с церемонией из Залпы . [ 17 ]
Известна также строка из хвалебной песни, приписываемой «Женщинам Нерика», посвященной Шулинкатте, написанной на хаттском языке, хотя с уверенностью можно перевести только несколько слов, в том числе катте («король»), иззи («благоприятный»). и карам («вино»). [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Хаас 2015 , с. 300.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хаттер 2013 , с. 282.
- ^ Jump up to: а б Архи 2013 , с. 3.
- ^ Хаас 2015 , с. 311.
- ^ Хаас 2015 , с. 363.
- ^ Jump up to: а б Хаас 2015 , с. 599.
- ^ Хаас 2015 , с. 503.
- ^ Тарача 2009 , с. 105.
- ^ Хаттер 2013 , с. 283.
- ^ Хаас 2015 , с. 597.
- ^ Хаас 2015 , с. 438.
- ^ Хаас 2015 , с. 609.
- ^ Тарача 2009 , с. 132.
- ^ Тарача 2009 , с. 139.
- ^ Тарача 2009 , стр. 100–101.
- ^ Тарача 2009 , стр. 102.
- ^ Тарача 2009 , с. 106.
- ^ Хаас 2006 , с. 285.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Анатолийские богини-судьбы и их различные традиции» . Разнообразие и стандартизация . Де Грютер. стр. 1–26. дои : 10.1524/9783050057576.1 . ISBN 978-3-05-005756-9 .
- Хаас, Волкерт (2006). Хеттская литература . Вальтер де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110193794 . ISBN 978-3-11-018877-6 .
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 10 декабря 2022 г.
- Хаттер, Манфред (2013), «Šulinkatte» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 10 декабря 2022 г.
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .