Тару (бог)
Собираться | |
---|---|
Хаттский бог погоды | |
Главный культовый центр | Нерик , Зиппаланда |
Оружие | женщина |
Животные | бык |
Символ | молния |
Эквиваленты | |
Хеттский эквивалент | Таргунна |
Лувийский эквивалент | Тардунз |
Палайский эквивалент | Зипарва |
Тару был богом погоды, которому в древней Анатолии поклонялись хатты . Он ассоциировался с быком и мог изображаться в виде этого животного. Предполагается, что имена хеттских и лувийских богов погоды, Таркунны и Таркунца , хотя этимологически были индоевропейскими , должны были напоминать имена Тару в результате хаттского культурного влияния на другие культуры региона.
Имя и характер
[ редактировать ]Тару был хаттским богом погоды . [ 1 ] Термин «хатты» относится к коренным жителям северной части древней Анатолии. [ 2 ] Считалось, что как бог погоды он управляет такими явлениями, как гром и молния ; кроме того, он отвечал за благополучие людей и животных, а также за рост растений. [ 3 ] Гимн, посвящённый ему, аван кайтгахиллу. д Тару элли липхайппин , скорее всего, ориентирован на обеспечение процветания зерна ( кайт ). [ 4 ]
Клинописью имя Тару записывалось как д Та-а-ру , д Да-а-ру или спорадически д Ша-а-ру . [ 5 ] Это также можно было бы представить с помощью шумерограмм. д ИСКУР и д 10, то же, что и имена других богов погоды. [ 6 ] Было высказано предположение, что имя Тару может означать «бык» на хаттском языке . [ 3 ] Связь между ним и греческим словом «телец» , [ 7 ] и в более широком смысле с терминами, относящимися к быкам в различных индоевропейских и семитских языках, также было предложено, но вопрос остается нерешенным. [ 6 ] Тем не менее предполагается, что Тару можно охарактеризовать как бога-быка. [ 4 ] Его можно было изобразить в териоморфном виде как это животное. [ 6 ] не сопровождаемые никакими другими фигурами на печатях Канеша Его могли представлять быки , . [ 8 ] Помимо символического животного, его атрибутами были булава и молния . [ 3 ]
Отношения с другими анатолийскими богами погоды
[ редактировать ]По словам Петра Тарачи, можно предположить, что теоним Тару относился к множеству отдельных божеств погоды, которым поклонялись в разных местах. [ 9 ] Фолькерт Хаас идентифицировал бога погоды Нерика , главу местного пантеона Нерика в хеттские времена, как Тару. [ 10 ] Также было высказано предположение, что имена Васеззили (вероятно, отождествляемый с богом погоды Зиппаланды ) и Зипарва относились к местным формам Тару. [ 11 ] Более того, божество Тахаштару, имя которого, согласно Карло Корти, можно интерпретировать как комбинацию Тару и суффикса, также засвидетельствованного в ряде других северных анатолийских теонимов (Тахашаил, Тахаттенуит, Тахавашеззу, Тахпиллану), было богом погоды Дахаттаруны. [ 12 ] Теофорные имена, призывающие Тару, также были идентифицированы в текстах Канеша . [ 1 ] но в известных источниках нет никаких указаний на то, что хаттская культура оказала влияние на местный пантеон. [ 13 ] Есть свидетельства того, что ему действительно принадлежал бог погоды. [ 14 ] хотя Гвидо Крышат предполагает, что он мог быть Таркунной или, что менее правдоподобно, Нипасом . [ 15 ]
Тару, Таркунна и Таркунц
[ редактировать ]Предполагается, что ранние хетты «были впечатлены хаттской религиозной культурой и попытались подражать тому сложному обществу, с которым они столкнулись в центральной Анатолии». [ 16 ] Дэниел Швемер утверждает, что масштабы этого процесса делают невозможным самостоятельное изучение хаттского или хеттского бога погоды, не принимая во внимание другого. [ 17 ] Хотя имена как хеттских ( Тархунна ), так и лувийских ( Тархунц ) богов погоды произошли от индоевропейского корня , они не родственны именам других богов погоды в пантеонах носителей языков этой группы и могли быть сформировано специально, чтобы напоминать имя Тару. [ 18 ] [ 19 ] Дэниел Швемер заходит так далеко, что предполагает, что оба бога были фактически адаптацией Тару. [ 20 ] Гэри Бекман более осторожно называет их «слиянием индоевропейского бога неба с хаттским богом погоды Тару». [ 21 ] Дальнейшие производные хеттских и лувийских имен включают более поздние божества, такие как ликийский Трккас , которые продолжали появляться как элемент в теофорических именах из Анатолии даже в эллинистический период . [ 22 ]
Миф об Иллуянке , в хеттской версии которого ( CTH 321) Тарунна является главным героем, скорее всего, восходит к более раннему хаттийскому сказанию, в котором, по-видимому, вместо этого Тару противостоял монстру. [ 23 ] Швемер предполагает, что эпитет «бог небесной грозы», который обозначал основное проявление Тархунны в хеттских источниках, начиная с древнехеттского периода, мог быть аналогичным образом применен и к Тару. [ 24 ]
В конечном итоге использование одних и тех же логограмм для обозначения большого количества богов погоды (анатолийских Тару, Тарунны и Тархунца, хурритского Тешуба , а также сиро-месопотамского Адада / Хадада ) в хеттских текстах привело к обмену чертами между ними, что привело к создание того, что Майкл Б. Хандли описал как «созвездие божеств с общими чертами, которые, тем не менее, часто сохраняют свою индивидуальную идентичность». [ 25 ]
Семья
[ редактировать ]Подобно хеттскому Таркунне в более поздней традиции, Тару предположительно был в паре с богиней Солнца Аринной. [ 26 ] и считался отцом Телипину , [ 27 ] Фактически [ 23 ] и Мезулла . [ 28 ] Богиня Зинтухи , имя которой, по-видимому, происходит от хаттского слова zintu , «внучка», вероятно, уже в хаттской культуре считалась внучкой бога погоды. [ 29 ]
Предполагается, что ссылки на анонимного дедушку и отца бога погоды в мифе о пропаже этого божества могут отражать генеалогическое положение Тару в хаттском пантеоне. [ 30 ] Однако невозможно отождествить его предков с какими-либо конкретными богами, известными по имени. [ 31 ] В Нерике местный бог погоды, которого, возможно, можно было идентифицировать как Тару, считался сыном Шулинкатте . [ 10 ] Хотя ссылка на бога погоды является сыном бога луны ( д В РАЗУМЕ д 30) известен из текста KUB 33.89, по мнению Йорга Клингера, он, скорее всего, принадлежит к хурритской среде и отражает вариант генеалогии Тешуба , с Кушухом в качестве его отца вместо Кумарби , и его не следует рассматривать как свидетельство того, что подобный существовала связь между Тару и хаттским богом луны Кашку . [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 27.
- ^ Тарача 2009 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с Клингер 1996 , стр. 147.
- ^ Jump up to: а б Хаас 2015 , с. 319.
- ^ Швемер 2016 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б с Швемер 2008 , с. 18.
- ^ Хаас 2015 , с. 322.
- ^ Швемер 2008 , с. 34.
- ^ Тарача 2009 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б Хаас 2015 , с. 597.
- ^ Швемер 2022 , с. 372.
- ^ Корти 2018 , с. 43.
- ^ Тарача 2009 , с. 28.
- ^ Крышат 2006 , стр. 106–107.
- ^ Крысат 2006 , стр. 113.
- ^ Якобович 2022 , с. 7.
- ^ Швемер 2008 , с. 17.
- ^ Хаттер 2003 , стр. 220–221.
- ^ Швемер 2008 , стр. 18–19.
- ^ Швемер 2008 , с. 19.
- ^ Бекман 2005 , с. 311.
- ^ Хаттер 2003 , с. 221.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , с. 234.
- ^ Швемер 2008 , с. 15.
- ^ Хандли 2014 , стр. 188–189.
- ^ Швемер 2008 , с. 20.
- ^ Швемер 2008 , с. 31.
- ^ Клингер 1996 , стр. 148–149.
- ^ Клингер 1996 , стр. 151–152.
- ^ Клингер 1996 , стр. 148.
- ^ Клингер 1996 , стр. 149.
- ^ Клингер 1996 , стр. 154.
Библиография
[ редактировать ]- Бекман, Гэри (2005), «Пантеон A. II. Bei den Hethitern · Пантеон A. II. В хеттской традиции» , Reallexikon der Assyriologie , получено 5 декабря 2022 г.
- Корти, Карло (2018). «По дороге в Нерик: Местная Пантея хеттской Северной Анатолии» . Мир Востока . 48 (1). Ванденхук и Рупрехт (GmbH & Co. KG): 24–71. дои : 10.13109/wdor.2018.48.1.24 . ISSN 0043-2547 . JSTOR 26551707 . S2CID 134880821 . Проверено 5 декабря 2022 г.
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 4 декабря 2022 г.
- Хандли, Майкл Б. (2014). «Коллекционеры богов: хеттские представления о божественном» . Altorientalische Forschungen . 41 (2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1515/aofo-2014-0014 . ISSN 2196-6761 . S2CID 163421536 .
- Хаттер, Манфред (2003). «Аспекты лувийской религии». В Мелчерте, Крейг (ред.). Лувийцы . Справочник востоковедения. Раздел 1 Ближний и Средний Восток. Том. 68. Лейден: Брилл. ISBN 90-474-0214-6 . OCLC 995012566 .
- Клингер, Йорг (1996). Исследования по реконструкции хаттского культового слоя (на немецком языке). Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 3-447-03667-2 . OCLC 36552189 .
- Крышат, Гвидо (2006). «Правители, правление и культовая традиция в Анатолии по источникам из древнеассирийских торговых колоний - Часть 2: Боги, жрецы и праздники Старой Анатолии» . Древние ближневосточные исследования (на немецком языке). 33 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1524/aofo.2006.33.1.102 . ISSN 2196-6761 . S2CID 164077437 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2008). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования: Часть II» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (1). Брилл: 1–44. дои : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .
- Швемер, Дэниел (2016), «Бог(и) погоды А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 5 декабря 2022 г.
- Швемер, Дэниел (2022). «Религия и власть». Справочник Хеттской империи . Грютер. стр. 355–418. дои : 10.1515/9783110661781-009 . ISBN 9783110661781 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .
- Якубович, Илья (2022). «Народы и языки». Справочник Хеттской империи . Де Грютер. стр. 3–44. дои : 10.1515/9783110661781-002 . ISBN 9783110661781 .