Jump to content

Тару (бог)

Собираться
Хаттский бог погоды
Главный культовый центр Нерик , Зиппаланда
Оружие женщина
Животные бык
Символ молния
Эквиваленты
Хеттский эквивалент Таргунна
Лувийский эквивалент Тардунз
Палайский эквивалент Зипарва

Тару был богом погоды, которому в древней Анатолии поклонялись хатты . Он ассоциировался с быком и мог изображаться в виде этого животного. Предполагается, что имена хеттских и лувийских богов погоды, Таркунны и Таркунца , хотя этимологически были индоевропейскими , должны были напоминать имена Тару в результате хаттского культурного влияния на другие культуры региона.

Имя и характер

[ редактировать ]

Тару был хаттским богом погоды . [ 1 ] Термин «хатты» относится к коренным жителям северной части древней Анатолии. [ 2 ] Считалось, что как бог погоды он управляет такими явлениями, как гром и молния ; кроме того, он отвечал за благополучие людей и животных, а также за рост растений. [ 3 ] Гимн, посвящённый ему, аван кайтгахиллу. д Тару элли липхайппин , скорее всего, ориентирован на обеспечение процветания зерна ( кайт ). [ 4 ]

Клинописью имя Тару записывалось как д Та-а-ру , д Да-а-ру или спорадически д Ша-а-ру . [ 5 ] Это также можно было бы представить с помощью шумерограмм. д ИСКУР и д 10, то же, что и имена других богов погоды. [ 6 ] Было высказано предположение, что имя Тару может означать «бык» на хаттском языке . [ 3 ] Связь между ним и греческим словом «телец» , [ 7 ] и в более широком смысле с терминами, относящимися к быкам в различных индоевропейских и семитских языках, также было предложено, но вопрос остается нерешенным. [ 6 ] Тем не менее предполагается, что Тару можно охарактеризовать как бога-быка. [ 4 ] Его можно было изобразить в териоморфном виде как это животное. [ 6 ] не сопровождаемые никакими другими фигурами на печатях Канеша Его могли представлять быки , . [ 8 ] Помимо символического животного, его атрибутами были булава и молния . [ 3 ]

Отношения с другими анатолийскими богами погоды

[ редактировать ]

По словам Петра Тарачи, можно предположить, что теоним Тару относился к множеству отдельных божеств погоды, которым поклонялись в разных местах. [ 9 ] Фолькерт Хаас идентифицировал бога погоды Нерика , главу местного пантеона Нерика в хеттские времена, как Тару. [ 10 ] Также было высказано предположение, что имена Васеззили (вероятно, отождествляемый с богом погоды Зиппаланды ) и Зипарва относились к местным формам Тару. [ 11 ] Более того, божество Тахаштару, имя которого, согласно Карло Корти, можно интерпретировать как комбинацию Тару и суффикса, также засвидетельствованного в ряде других северных анатолийских теонимов (Тахашаил, Тахаттенуит, Тахавашеззу, Тахпиллану), было богом погоды Дахаттаруны. [ 12 ] Теофорные имена, призывающие Тару, также были идентифицированы в текстах Канеша . [ 1 ] но в известных источниках нет никаких указаний на то, что хаттская культура оказала влияние на местный пантеон. [ 13 ] Есть свидетельства того, что ему действительно принадлежал бог погоды. [ 14 ] хотя Гвидо Крышат предполагает, что он мог быть Таркунной или, что менее правдоподобно, Нипасом . [ 15 ]

Тару, Таркунна и Таркунц

[ редактировать ]

Предполагается, что ранние хетты «были впечатлены хаттской религиозной культурой и попытались подражать тому сложному обществу, с которым они столкнулись в центральной Анатолии». [ 16 ] Дэниел Швемер утверждает, что масштабы этого процесса делают невозможным самостоятельное изучение хаттского или хеттского бога погоды, не принимая во внимание другого. [ 17 ] Хотя имена как хеттских ( Тархунна ), так и лувийских ( Тархунц ) богов погоды произошли от индоевропейского корня , они не родственны именам других богов погоды в пантеонах носителей языков этой группы и могли быть сформировано специально, чтобы напоминать имя Тару. [ 18 ] [ 19 ] Дэниел Швемер заходит так далеко, что предполагает, что оба бога были фактически адаптацией Тару. [ 20 ] Гэри Бекман более осторожно называет их «слиянием индоевропейского бога неба с хаттским богом погоды Тару». [ 21 ] Дальнейшие производные хеттских и лувийских имен включают более поздние божества, такие как ликийский Трккас , которые продолжали появляться как элемент в теофорических именах из Анатолии даже в эллинистический период . [ 22 ]

Миф об Иллуянке , в хеттской версии которого ( CTH 321) Тарунна является главным героем, скорее всего, восходит к более раннему хаттийскому сказанию, в котором, по-видимому, вместо этого Тару противостоял монстру. [ 23 ] Швемер предполагает, что эпитет «бог небесной грозы», который обозначал основное проявление Тархунны в хеттских источниках, начиная с древнехеттского периода, мог быть аналогичным образом применен и к Тару. [ 24 ]

В конечном итоге использование одних и тех же логограмм для обозначения большого количества богов погоды (анатолийских Тару, Тарунны и Тархунца, хурритского Тешуба , а также сиро-месопотамского Адада / Хадада ) в хеттских текстах привело к обмену чертами между ними, что привело к создание того, что Майкл Б. Хандли описал как «созвездие божеств с общими чертами, которые, тем не менее, часто сохраняют свою индивидуальную идентичность». [ 25 ]

Подобно хеттскому Таркунне в более поздней традиции, Тару предположительно был в паре с богиней Солнца Аринной. [ 26 ] и считался отцом Телипину , [ 27 ] Фактически [ 23 ] и Мезулла . [ 28 ] Богиня Зинтухи , имя которой, по-видимому, происходит от хаттского слова zintu , «внучка», вероятно, уже в хаттской культуре считалась внучкой бога погоды. [ 29 ]

Предполагается, что ссылки на анонимного дедушку и отца бога погоды в мифе о пропаже этого божества могут отражать генеалогическое положение Тару в хаттском пантеоне. [ 30 ] Однако невозможно отождествить его предков с какими-либо конкретными богами, известными по имени. [ 31 ] В Нерике местный бог погоды, которого, возможно, можно было идентифицировать как Тару, считался сыном Шулинкатте . [ 10 ] Хотя ссылка на бога погоды является сыном бога луны ( д В РАЗУМЕ д 30) известен из текста KUB 33.89, по мнению Йорга Клингера, он, скорее всего, принадлежит к хурритской среде и отражает вариант генеалогии Тешуба , с Кушухом в качестве его отца вместо Кумарби , и его не следует рассматривать как свидетельство того, что подобный существовала связь между Тару и хаттским богом луны Кашку . [ 32 ]

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 01e51bba011baa6a0e18c7462e87aea7__1700642280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/a7/01e51bba011baa6a0e18c7462e87aea7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Taru (god) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)