Jump to content

Таргунна

Таргунна
Хеттский бог грозы
Член хеттского пантеона
Статуя Тархунны в музее Аданы
Другие имена Тархун, Тархунда, Тархунза, Тару, Тархунз
Генеалогия
Братья и сестры Шувалият , Аранзах
Супруга Эта богиня Аринны
Потомство Телипину , Каммамма , Мезулла , Инара , бог погоды Зиппаланды , бог погоды Нерика .
Эквиваленты
Хурритский эквивалент Тешшуп
Ханаанский эквивалент Ваал [ 1 ]

Таргунна или Таргуна/и [ 2 ] был хеттским богом погоды . Его также называли «Небесным богом погоды» или «Повелителем земли Хатти ».

Таргунна родственник хеттского глагола тарху- день , «преобладать, побеждать, быть могущественным, уметь, побеждать»; от протоанатолийского бога погоды *Tḫu-ent-, «побеждающий»; в конечном итоге от PIE *terh₂- , «перейти, пройти, преодолеть». [ 3 ] [ 4 ] Одно и то же имя использовалось почти во всех анатолийских языках : лувийский Tarḫunz- ; Карийский Trquδ- ; Милийский Trqqñt- и ликийский : Trqqas (A), Trqqiz (B). [ 5 ] [ 6 ] [ 3 ]

Норберт Эттингер утверждал, что функции анатолийского бога погоды в конечном итоге происходят от протоиндоевропейского бога Перка . В unos , но что они не сохранили старое имя, чтобы чеканить вместо него новый эпитет Tṛḫu-ent- («побеждающий»), звучавший близко к имени хаттского бога бури Тару . [ 7 ]

Как бог погоды, Таркунна отвечал за различные проявления погоды, особенно за гром, молнию, дождь, облака и бурю. Он правил небом и горами. Таким образом, именно Тархунна решал, будут ли плодородные поля и хорошие урожаи или засуха и голод, и хетты относились к нему как к правителю богов. [ 8 ]

Тархунна узаконил положение хеттского царя, который правил землей Хатти во имя богов. [ 9 ] Он следил за королевством и другими институтами государства, а также за границами и дорогами. [ 10 ]

Генеалогия

[ редактировать ]

Тархунна - партнер богини Солнца Аринны. Это боги Телипину и Каммамма , [ 11 ] богини Мезулла [ 12 ] и Инара , [ 11 ] бог погоды Зиппаланды и бог погоды Нерика . [ 13 ]

В результате своего отождествления с хурритским богом Тешшупом Таркунна также является партнером Чепата (который синкретизирован с богиней Солнца Аринны) и отцом бога Шаррумы и богинь Алланзу и Кунзишалли. [ 14 ]

Его братья и сестры - Шувалият (отождествляемый с хурритским Ташмишу ). [ 15 ] и Аранзах , богиня реки Тигр .

Хаттушили и Пудухепа приносят подношения Тархунне и Чепату на рельефе Фирактин .

Изображения

[ редактировать ]
Тархунна слева, на вершине Намни и Хуззи, с Хебат справа, Язылыкая.

Тархунна был главным богом хеттов и изображался впереди длинной череды богов-мужчин на наскальных рельефах в святилище Язылыкая . Там он изображен в виде бородатого мужчины в остроконечной шапке и со скипетром, стоящего на спинах горных богов Намни и Хаззи и держащего в руке трехконечную молнию. На более поздних изображениях он изображен с боевым топором в форме тесла. [ 16 ]

Эквиваленты

[ редактировать ]

У бога были родственники в большинстве других древних анатолийских языков. На хаттском (неиндоевропейском языке) его звали Тару ; на лувийском языке Таркунц ( клинопись: Tarḫu(wa)nt(a)- , иероглиф: DEUS TONITRUS); [ 17 ] в Палаике , Запарва ; по- ликийски — Trqqas/Trqqiz; [ 17 ] и на карийском языке Trquδe (дат.). [ 18 ]

В более широкой месопотамской сфере он был связан с Хададом и Тешшупом .

Лувийский , бог Таркунц, которому поклонялись государства железного века неохеттские был тесно связан с Таркунной. [ 19 ] Личные имена, относящиеся к Таркунцу, например «Трокондас», засвидетельствованы еще во времена Римской империи. [ 20 ]

Тархунну также отождествляли с более поздним армянским и римским богом Юпитером Долихеном . [ 21 ]

  1. ^ Надпись Чинекёй
  2. ^ Петр Тарача: Религии Анатолии второго тысячелетия. Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., с. 93 ( Тархунна , стр. 93, в Google Книгах ).
  3. ^ Перейти обратно: а б Клоекхорст, Элвин (2008). Этимологический словарь хеттской наследственной лексики . Брилл. п. 835. ИСБН  9789004160927 .
  4. ^ Мелчерт, Крейг (1 апреля 2003 г.). Лувийцы . Брилл. стр. 221. ISBN  9789047402145 .
  5. ^ Мутон, Алиса; Резерфорд, Ян; Якубович, Илья (07.06.2013). Лувийская идентичность: культура, язык и религия между Анатолией и Эгейским морем . Брилл. ISBN  9789004253414 .
  6. ^ Арбайтман, Юл (2000). Связь с Малой Азией: исследования догреческих языков памяти Чарльза Картера . Издательство Питерс. ISBN  9789042907980 .
  7. ^ Хаттер, Манфред (2003). «Аспекты лувийской религии». В Мелчерте, Крейг (ред.). Лувийцы. Справочник востоковедения. Раздел 1. Ближний и Средний Восток . Том. 68. Лейден: Брилл. п. 221. ИСБН  90-474-0214-6 . OCLC   995012566 .
  8. ^ Фолькерт Хаас, Хайдемари Кох: Религии древнего Востока: хетты и Иран . Геттинген 2011, с. 228.
  9. ^ Петр Тарача: Религии Анатолии второго тысячелетия. Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., стр. 46 ф. ( Тархунна , стр. 46, в Google Книгах ).
  10. ^ Фолькерт Хаас, Хайдемари Кох: Религии древнего Востока: хетты и Иран . Геттинген 2011, с. 211 ф.
  11. ^ Перейти обратно: а б Петр Тарача: Религии Анатолии второго тысячелетия. Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., с. 46 ( Тархунна , стр. 46, в Google Книгах ).
  12. ^ Петр Тарача: Религии Анатолии второго тысячелетия. Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., с. 52 ( Тархунна , стр. 52, в Google Книгах ).
  13. ^ Петр Тарача: Религии Анатолии второго тысячелетия. Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., с. 91 ( Тархунна , стр. 91, в Google Книгах ).
  14. ^ Петр Тарача: Религии Анатолии второго тысячелетия. Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., с. 119 ( Тархунна , стр. 119, в Google Книгах ).
  15. ^ Петр Тарача: Религии Анатолии второго тысячелетия. Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., с. 45 ( Тархунна , стр. 45, в Google Книгах ).
  16. ^ Калверт Уоткинс: Как убить дракона. Аспекты индоевропейской поэтики. Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк, 1995 г., ISBN   0-19-508595-7 , с. 430 ( онлайн на archive.org).
  17. ^ Перейти обратно: а б Петр Тарача: Религии Анатолии второго тысячелетия. Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., с. 107 ( Тархунна , стр. 107, в Google Книгах ).
  18. ^ Мацей Попко: Народы и языки Старой Анатолии . Висбаден 2008, с. 107.
  19. ^ Калверт Уоткинс: «Золотая чаша: мысли о новом Сафо и его азиатском происхождении». Классическая античность. 26, 2007, С. 321 ф.
  20. ^ Тайлер Джо Смит: «Вотивные рельефы из Бальбуры и ее окрестностей». Анатолийские исследования. 47, 1997 г., ISSN   0066-1546 , с. 3–49, на с. 36; Филон Х. Хаувинк Лувийские группы населения Ликии и Киликии Аспера в эллинистический период (= Documenta et Monumenta Orientis Antiqui. Том 10). Брилл, Лейден, 1961 г., ISSN   0169-7943 , стр. 125 и далее. (Докторская диссертация 1961 г., Амстердамский университет).
  21. ^ «Почему римский бог носит армянскую тиару!» . ЛюдиОФАр . 26 августа 2015 г. Проверено 02 сентября 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Герхард Дж. Беллинджер : Мифологический лексикон Кнаура. 3100 ключевых слов по мифам всех народов от истоков и до наших дней. Дремер Кнаур, Мюнхен, 1989 г., ISBN   3-426-26376-9 .
  • Фолькерт Хаас : Хеттская литература. Тексты, стилистика, мотивы. де Грюйтер, Берлин. 2006, ISBN   3-11-018877-5 .
  • Фолькерт Хаас, Хайдемари Кох : Религии древнего Востока: хетты и Иран . Ванденхук и Рупрехт, Геттинген, 2011 г., ISBN   978-3-525-51695-9 .
  • Джон Дэвид Хокинс : «Что держит хеттский Бог Бури?» В: Дидерик Дж. В. Мейер (ред.): Природные явления. Их значение, изображение и описание на Древнем Ближнем Востоке (= Королевская Нидерландская академия искусств и наук, факультет литературы. Трактаты. Том 152). Северная Голландия, Амстердам. 1992, ISBN   0-444-85759-1 , стр. 53–82.
  • Эйнар фон Шулер : «Малая Азия: Мифология хеттов и хурритов – Главный бог погоды». В: Ганс Вильгельм Хауссиг (ред.): Боги и мифы на Ближнем Востоке (= Мифологический словарь. Часть 1: Древние цивилизованные народы. Том 1). Клетт-Котта, Штутгарт, 1965, стр. 208–212, стр. 209-210.
  • Петр Тарача : Религии Анатолии второго тысячелетия (= вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27). Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., ISBN   978-3-447-05885-8 Таркунна в Google Книгах .
  • Мацей Попко : Народы и языки Старой Анатолии . Harrassowitz Verlag, Висбаден, 2008 г., ISBN   978-3-447-05708-0 .
  • Калверт Уоткинс : «Золотая чаша: мысли о новом Сафо и его азиатском происхождении». Классическая античность. Том 26, 2007 г., стр. 305–324.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Якубович Илья . «Могучее оружие Тарханта». В: За горами и далеко: Исследования по истории и археологии Ближнего Востока, представленные Мирьо Сальвини по случаю его 80-летия . Под редакцией Павла Аветисяна, Дэна Роберто и Грекяна Ерванда Х. Саммертаун: Archaeopress, 2019. стр. 544-559. doi:10.2307/j.ctvndv9f0.65.
[ редактировать ]
  • Даниэль Швемер: Тару/Тархун(т) . Микаэла Баукс, Клаус Кенен, Стефан Алкиер (ред.): Das wissenschaftliche Bibellexikon im Internet (WiBiLex), Штутгарт, 2006 г. и далее. Июнь 2006 года.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c32e133be851dada24365e81a32c0498__1716420540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/98/c32e133be851dada24365e81a32c0498.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tarḫunna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)