Таргунна
Таргунна | |
---|---|
Хеттский бог грозы | |
Член хеттского пантеона | |
![]() Статуя Тархунны в музее Аданы | |
Другие имена | Тархун, Тархунда, Тархунза, Тару, Тархунз |
Генеалогия | |
Братья и сестры | Шувалият , Аранзах |
Супруга | Эта богиня Аринны |
Потомство | Телипину , Каммамма , Мезулла , Инара , бог погоды Зиппаланды , бог погоды Нерика . |
Эквиваленты | |
Хурритский эквивалент | Тешшуп |
Ханаанский эквивалент | Ваал [ 1 ] |
Таргунна или Таргуна/и [ 2 ] был хеттским богом погоды . Его также называли «Небесным богом погоды» или «Повелителем земли Хатти ».
Имя
[ редактировать ]Таргунна родственник хеттского глагола тарху- — день , «преобладать, побеждать, быть могущественным, уметь, побеждать»; от протоанатолийского бога погоды *Tḫu-ent-, «побеждающий»; в конечном итоге от PIE *terh₂- , «перейти, пройти, преодолеть». [ 3 ] [ 4 ] Одно и то же имя использовалось почти во всех анатолийских языках : лувийский Tarḫunz- ; Карийский Trquδ- ; Милийский Trqqñt- и ликийский : Trqqas (A), Trqqiz (B). [ 5 ] [ 6 ] [ 3 ]
Норберт Эттингер утверждал, что функции анатолийского бога погоды в конечном итоге происходят от протоиндоевропейского бога Перка . В unos , но что они не сохранили старое имя, чтобы чеканить вместо него новый эпитет Tṛḫu-ent- («побеждающий»), звучавший близко к имени хаттского бога бури Тару . [ 7 ]
Роль
[ редактировать ]Как бог погоды, Таркунна отвечал за различные проявления погоды, особенно за гром, молнию, дождь, облака и бурю. Он правил небом и горами. Таким образом, именно Тархунна решал, будут ли плодородные поля и хорошие урожаи или засуха и голод, и хетты относились к нему как к правителю богов. [ 8 ]
Тархунна узаконил положение хеттского царя, который правил землей Хатти во имя богов. [ 9 ] Он следил за королевством и другими институтами государства, а также за границами и дорогами. [ 10 ]
Генеалогия
[ редактировать ]Тархунна - партнер богини Солнца Аринны. Это боги Телипину и Каммамма , [ 11 ] богини Мезулла [ 12 ] и Инара , [ 11 ] бог погоды Зиппаланды и бог погоды Нерика . [ 13 ]
В результате своего отождествления с хурритским богом Тешшупом Таркунна также является партнером Чепата (который синкретизирован с богиней Солнца Аринны) и отцом бога Шаррумы и богинь Алланзу и Кунзишалли. [ 14 ]
Его братья и сестры - Шувалият (отождествляемый с хурритским Ташмишу ). [ 15 ] и Аранзах , богиня реки Тигр .

Изображения
[ редактировать ]Тархунна был главным богом хеттов и изображался впереди длинной череды богов-мужчин на наскальных рельефах в святилище Язылыкая . Там он изображен в виде бородатого мужчины в остроконечной шапке и со скипетром, стоящего на спинах горных богов Намни и Хаззи и держащего в руке трехконечную молнию. На более поздних изображениях он изображен с боевым топором в форме тесла. [ 16 ]
Эквиваленты
[ редактировать ]У бога были родственники в большинстве других древних анатолийских языков. На хаттском (неиндоевропейском языке) его звали Тару ; на лувийском языке Таркунц ( клинопись: Tarḫu(wa)nt(a)- , иероглиф: DEUS TONITRUS); [ 17 ] в Палаике , Запарва ; по- ликийски — Trqqas/Trqqiz; [ 17 ] и на карийском языке Trquδe (дат.). [ 18 ]
В более широкой месопотамской сфере он был связан с Хададом и Тешшупом .
Лувийский , бог Таркунц, которому поклонялись государства железного века неохеттские был тесно связан с Таркунной. [ 19 ] Личные имена, относящиеся к Таркунцу, например «Трокондас», засвидетельствованы еще во времена Римской империи. [ 20 ]
Тархунну также отождествляли с более поздним армянским и римским богом Юпитером Долихеном . [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Надпись Чинекёй
- ^ Петр Тарача: Религии Анатолии второго тысячелетия. Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., с. 93 ( Тархунна , стр. 93, в Google Книгах ).
- ^ Перейти обратно: а б Клоекхорст, Элвин (2008). Этимологический словарь хеттской наследственной лексики . Брилл. п. 835. ИСБН 9789004160927 .
- ^ Мелчерт, Крейг (1 апреля 2003 г.). Лувийцы . Брилл. стр. 221. ISBN 9789047402145 .
- ^ Мутон, Алиса; Резерфорд, Ян; Якубович, Илья (07.06.2013). Лувийская идентичность: культура, язык и религия между Анатолией и Эгейским морем . Брилл. ISBN 9789004253414 .
- ^ Арбайтман, Юл (2000). Связь с Малой Азией: исследования догреческих языков памяти Чарльза Картера . Издательство Питерс. ISBN 9789042907980 .
- ^ Хаттер, Манфред (2003). «Аспекты лувийской религии». В Мелчерте, Крейг (ред.). Лувийцы. Справочник востоковедения. Раздел 1. Ближний и Средний Восток . Том. 68. Лейден: Брилл. п. 221. ИСБН 90-474-0214-6 . OCLC 995012566 .
- ^ Фолькерт Хаас, Хайдемари Кох: Религии древнего Востока: хетты и Иран . Геттинген 2011, с. 228.
- ^ Петр Тарача: Религии Анатолии второго тысячелетия. Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., стр. 46 ф. ( Тархунна , стр. 46, в Google Книгах ).
- ^ Фолькерт Хаас, Хайдемари Кох: Религии древнего Востока: хетты и Иран . Геттинген 2011, с. 211 ф.
- ^ Перейти обратно: а б Петр Тарача: Религии Анатолии второго тысячелетия. Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., с. 46 ( Тархунна , стр. 46, в Google Книгах ).
- ^ Петр Тарача: Религии Анатолии второго тысячелетия. Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., с. 52 ( Тархунна , стр. 52, в Google Книгах ).
- ^ Петр Тарача: Религии Анатолии второго тысячелетия. Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., с. 91 ( Тархунна , стр. 91, в Google Книгах ).
- ^ Петр Тарача: Религии Анатолии второго тысячелетия. Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., с. 119 ( Тархунна , стр. 119, в Google Книгах ).
- ^ Петр Тарача: Религии Анатолии второго тысячелетия. Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., с. 45 ( Тархунна , стр. 45, в Google Книгах ).
- ^ Калверт Уоткинс: Как убить дракона. Аспекты индоевропейской поэтики. Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк, 1995 г., ISBN 0-19-508595-7 , с. 430 ( онлайн на archive.org).
- ^ Перейти обратно: а б Петр Тарача: Религии Анатолии второго тысячелетия. Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., с. 107 ( Тархунна , стр. 107, в Google Книгах ).
- ^ Мацей Попко: Народы и языки Старой Анатолии . Висбаден 2008, с. 107.
- ^ Калверт Уоткинс: «Золотая чаша: мысли о новом Сафо и его азиатском происхождении». Классическая античность. 26, 2007, С. 321 ф.
- ^ Тайлер Джо Смит: «Вотивные рельефы из Бальбуры и ее окрестностей». Анатолийские исследования. 47, 1997 г., ISSN 0066-1546 , с. 3–49, на с. 36; Филон Х. Хаувинк Лувийские группы населения Ликии и Киликии Аспера в эллинистический период (= Documenta et Monumenta Orientis Antiqui. Том 10). Брилл, Лейден, 1961 г., ISSN 0169-7943 , стр. 125 и далее. (Докторская диссертация 1961 г., Амстердамский университет).
- ^ «Почему римский бог носит армянскую тиару!» . ЛюдиОФАр . 26 августа 2015 г. Проверено 02 сентября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Герхард Дж. Беллинджер : Мифологический лексикон Кнаура. 3100 ключевых слов по мифам всех народов от истоков и до наших дней. Дремер Кнаур, Мюнхен, 1989 г., ISBN 3-426-26376-9 .
- Фолькерт Хаас : Хеттская литература. Тексты, стилистика, мотивы. де Грюйтер, Берлин. 2006, ISBN 3-11-018877-5 .
- Фолькерт Хаас, Хайдемари Кох : Религии древнего Востока: хетты и Иран . Ванденхук и Рупрехт, Геттинген, 2011 г., ISBN 978-3-525-51695-9 .
- Джон Дэвид Хокинс : «Что держит хеттский Бог Бури?» В: Дидерик Дж. В. Мейер (ред.): Природные явления. Их значение, изображение и описание на Древнем Ближнем Востоке (= Королевская Нидерландская академия искусств и наук, факультет литературы. Трактаты. Том 152). Северная Голландия, Амстердам. 1992, ISBN 0-444-85759-1 , стр. 53–82.
- Эйнар фон Шулер : «Малая Азия: Мифология хеттов и хурритов – Главный бог погоды». В: Ганс Вильгельм Хауссиг (ред.): Боги и мифы на Ближнем Востоке (= Мифологический словарь. Часть 1: Древние цивилизованные народы. Том 1). Клетт-Котта, Штутгарт, 1965, стр. 208–212, стр. 209-210.
- Петр Тарача : Религии Анатолии второго тысячелетия (= вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27). Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., ISBN 978-3-447-05885-8 Таркунна в Google Книгах .
- Мацей Попко : Народы и языки Старой Анатолии . Harrassowitz Verlag, Висбаден, 2008 г., ISBN 978-3-447-05708-0 .
- Калверт Уоткинс : «Золотая чаша: мысли о новом Сафо и его азиатском происхождении». Классическая античность. Том 26, 2007 г., стр. 305–324.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Якубович Илья . «Могучее оружие Тарханта». В: За горами и далеко: Исследования по истории и археологии Ближнего Востока, представленные Мирьо Сальвини по случаю его 80-летия . Под редакцией Павла Аветисяна, Дэна Роберто и Грекяна Ерванда Х. Саммертаун: Archaeopress, 2019. стр. 544-559. doi:10.2307/j.ctvndv9f0.65.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Даниэль Швемер: Тару/Тархун(т) . Микаэла Баукс, Клаус Кенен, Стефан Алкиер (ред.): Das wissenschaftliche Bibellexikon im Internet (WiBiLex), Штутгарт, 2006 г. и далее. Июнь 2006 года.