Мужчина и Хаззи
Мужчина и Хаззи | |
---|---|
Горные боги | |
![]() Возможное изображение Мана и Хаззи на Имамкуллу. рельефе [ 1 ] | |
Принадлежность | суд Тешшуба |
Главный культовый центр | возможно, Алеппо [ 2 ] |
Намни и Хаззи были двумя горными богами , принадлежавшими хурритскому пантеону . В известных текстах они обычно упоминаются вместе. Хаззи соответствует Джебель аль-Акре , а идентификация изображенной горы Намни оспаривается. Оба они принадлежали ко двору хурритского погоды бога Тешшуба , и возможно, им поклонялись вместе с ним в Алеппо . Они также засвидетельствованы в различных хурритских и хеттских религиозных текстах. Они не играют активной роли в известных мифах хурритского происхождения, хотя намеки на конфликт с их участием были обнаружены в текстах, посвященных другим божествам.
Имена и характер
[ редактировать ]
Оба спят [ 3 ] и Хаззи были обожествленными горами, и их названия могли быть написаны с определителями дингир или ХУР.САГ . [ 4 ] Они действовали как диада [ 5 ] и обычно появляются вместе в известных источниках. [ 6 ] В текстах из Архива Богазкой они почти всегда упоминаются как пара. [ 7 ] Хаззи был божественным представителем Джебель аль-Акры (также исторически известного как Сафон и Кассий). [ 8 ] Намни мог представлять Анти-Кассия, [ 9 ] [ 2 ] хотя это название также интерпретируется как одна из вершин самой Джебель-аль-Акры. [ 10 ] Бреве под первой согласной прежнего имени иногда опускается в современных транскрипциях, что приводит к использованию написания Хацци. [ 2 ] Человека также можно было назвать Нанни. [ 11 ] Однако в списке подношений из Мари теоним Нанни может быть вариантом Наная , [ 12 ] хотя отождествление с горным богом поддерживается Жан-Мари Дюраном . [ 13 ]
В западной хурритской традиции Намни и Хаззи ассоциировались с богом погоды Тешшубом . [ 9 ] [ 2 ] Дэниел Швемер неофициально назвал их своими « помощниками ». [ 14 ] Обычно предполагается , что печати и рельефы, изображающие вооруженного бога погоды, сидящего на двух горах (множественные примеры которых известны из Сирии и Анатолии ), изображают Намни и Хаззи. [ 15 ]
Поклонение
[ редактировать ]В ритуальных текстах Намни и Хаззи фигурируют как члены круга божеств, связанных с Тешшубом и его женой Чепат . [ 16 ] В списках подношений они обычно следуют за Шери и Хурри , двумя быками, которые также входят в число членов свиты бога погоды. [ 14 ] Возможно, им поклонялись вместе с Тешшубом в Алеппо , хотя прямых доказательств пока не обнаружено. [ 2 ] Утверждалось, что связь между этими двумя божествами и формой бога погоды, которому поклоняются в Алеппо, подтверждается хурритской молитвой последнему, в которой используется фраза «ты с Намни, ты с Хаззи» ( Namni=ram= ma, Ḫazzi=ram=ma ) и древневавилонским документом из Тигунана в северной Месопотамии , в котором говорится, что бог Алеппо, обозначенный здесь как Адад , «будет поддерживать короля, как Нанни и Хаззи» ( кима шади Нанни Хаззи ). [ 15 ] В ритуале КУБ 27.38 Намни и Хаззи упоминаются после раздела, посвященного обожествленным царям ( шаррена ). [ 17 ] Они также появляются в ритуале рождения KBo 27.117. [ 16 ] Во время фестиваля Кишува они получали подношения, называемые келди и амбашши, в храме бога погоды Мануцци . [ 18 ] Текст CTH 785 был идентифицирован как фестиваль, посвященный горе Хаззи. [ 19 ] По словам Альфонсо Арчи, он возник в Мукише , а позже был перенесен в Киццуватну . из этой области [ 20 ]
Намни и Хаззи также были включены в пантеон Хеттской империи вместе с Тешшубом и другими членами его круга. [ 21 ] Они появляются в калути (списках предложений), посвященных этой группе божеств, вместе почитаемых в Шапинуве . [ 11 ] В Эмаре они засвидетельствованы в так называемом «Анатолийском ритуале» вместе с Мушиту. [ 6 ] По словам Дэниела Э. Флеминга , божества, засвидетельствованные в нем, следует считать отдельными от местного пантеона и прославлялись только из-за их роли в религии Хеттской империи, которая контролировала город в то время. [ 22 ]
Лица, носящие теофорные имена, призывающие Хаззи, были идентифицированы в текстах из Алалаха (Арип-Хаззи) и Угарита (Эври-Хаззи). [ 23 ]
Мифология
[ редактировать ]Намни и Хаззи, понимаемые как божества, не играют никакой роли ни в одном из мифов, считающихся частью так называемого Кумарби цикла . [ 14 ] Однако гора Хаззи является резиденцией Тешшуба в « Песне о Кедамму». [ 24 ] а в « Песне об Улликумми» он наблюдает за одноименным чудовищем с его вершины. [ 25 ]
В мифе о горе Пишайша Намни и Хаззи появляются в последнем разделе сохранившегося текста. [ 26 ] В настоящее время невозможно оценить, изображаются ли они в данном случае врагами бога погоды или упоминаются только как члены его окружения. [ 1 ] Альфонсо Арчи предположил, что, хотя они хорошо засвидетельствованы как члены его окружения, миф может описывать их порабощение. [ 27 ] На основании их присутствия было высказано предположение, что эта композиция возникла во внутренней Сирии. [ 15 ] Рельеф Имамкуллу может быть изображением божеств, фигурирующих в этом мифе, включая Намни и Хаззи. [ 1 ] Намеки на конфликт между Тешшубом и горными богами были также выявлены в мифе о божестве Эльтаре, предположительно родственном угаритскому богу Элу . [ 28 ]
В угаритских текстах
[ редактировать ]Хотя угаритские писцы, очевидно, знали о паре Намни и Хаззи, в угаритской литературе это упоминается только один раз, а именно в отрывке из эпоса о Кирте , в котором дети одноименного царя оплакивают его судьбу, что может указывать на традицию связывание гор друг с другом возникло дальше вглубь страны, а не на побережье Средиземного моря , где хорошо засвидетельствовано только почитание Сафона (Хаззи). [ 29 ] Тексты из Угарита используют форму Хаззи только в том случае, если они написаны на аккадском , а не на угаритском языке . [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Аяли-Даршан 2020 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б с д и Архи 2013 , с. 12.
- ^ Бекман 2002 , с. 46.
- ^ Бекман 2002 , с. 43.
- ^ Хаас 2015 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б Вильгельм 1998 , с. 140.
- ^ Рёллиг 1972 , с. 241.
- ^ Швемер 2008 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 120.
- ^ Хаас 2015 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 97.
- ^ Хаас 2015 , с. 565.
- ^ Швемер 2001 , с. 228.
- ^ Jump up to: а б с Швемер 2008 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с Аяли-Даршан 2020 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Хаас 2015 , с. 460.
- ^ Резерфорд 2001 , с. 604.
- ^ Хаас 2015 , с. 871.
- ^ Архи 2013 , с. 6.
- ^ Архи 2009 , с. 219.
- ^ Швемер 2008 , с. 22.
- ^ Флеминг 1992 , с. 271.
- ^ Jump up to: а б Рёллиг 1972 , с. 242.
- ^ Архи 2009 , с. 215.
- ^ Рёллиг 1972 , стр. 241–242.
- ^ Аяли-Даршан 2020 , с. 48.
- ^ Архи 2009 , с. 220.
- ^ Бачварова 2016 , с. 26.
- ^ Аяли-Даршан 2020 , стр. 49–50.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2009). «Устность, прямая речь и цикл Кумарби» . Altorientalische Forschungen . 36 (2). Де Грютер. дои : 10.1524/aofo.2009.0012 . ISSN 0232-8461 .
- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Аяли-Даршан, Нога (2020). Бог бури и море: происхождение, версии и распространение мифа на древнем Ближнем Востоке . Orientalische Religionen in der Antike. JCB Мор Верлаг. ISBN 978-3-16-155954-9 . Проверено 23 января 2023 г.
- Бачварова, Мэри Р. (2016). От хетта до Гомера. Анатолийская подоплека древнегреческого эпоса . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781139048736 . ISBN 978-1-139-04873-6 .
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Флеминг, Дэниел Э. (1992). Возведение верховной жрицы Ваала в Эмаре: взгляд на древнюю сирийскую религию . Атланта: Scholars Press. ISBN 978-90-04-36965-8 . OCLC 645829438 . Проверено 23 января 2023 г.
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 23 января 2023 г.
- Рёллиг, Вольфганг (1972), "Ḫazzi" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 23 января 2023 г.
- Резерфорд, Ян (2001). «Песнь моря (ША А-АБ-БА СИР 3 ). Мысли о КУБ 45.63» . Материалы IV Международного конгресса хеттитологов: Вюрцбург, 4-8. Октябрь 1999 года . Висбаден: Харрасовиц. ISBN 3-447-04485-3 . ОСЛК 49721937 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2008). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, последние исследования: Часть II» (PDF) . Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (1). Брилл: 1–44. дои : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .
- Вильгельм, Гернот (1998), «Намни, Нанни» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 23 января 2023 г.