в Кеш
в Кеш | |
---|---|
Хурритский бог войны | |
Эквиваленты | |
Месопотамский эквивалент | Забаба |
Кешуи , также известный как Кишуэ , [ 1 ] был хурритским богом войны. Он также был включен в хеттский пантеон . Он редко упоминается в известных источниках, а его происхождение и значение имени остаются неизвестными.
Источник
[ редактировать ]Этимология имени Чешуи неизвестна. [ 1 ] Альфонсо Арчи утверждает, что, хотя можно с уверенностью сказать, что такие божества, как Тешшуб и Шимиге, были изначально хурритскими, а другие, такие как Аштаби или Чепат, были включены в хурритскую религию из ранее существовавших сирийских пантеонов (например, из числа божеств, которым поклонялись в религии Эблаитов). ), точное происхождение Кешуи в настоящее время не может быть установлено. [ 2 ] Вместо этого Майкл К. Астур предложил альтернативную форму. д Хи-шу-уэ указывает, что его имя произошло от хурритского корня хиш- , значение которого остается неизвестным. [ 3 ] Это также засвидетельствовано в личном имени из Алалаха , Ḫi-iš-sha , и, возможно, в другом имени, Ḫi-sha - RI, возможно, читаемом как Ḫi-sha-tal , упомянутом в месопотамском документе периода Ура III. . [ 3 ]
Положение в пантеоне
[ редактировать ]Кешуй был богом войны . [ 4 ] [ 5 ] Аннелис Камменхаубер предположила, что первоначально он занимал позицию главного бога в ранней истории хурритского пантеона, в период до включения в него Чепата . [ 6 ] Однако в известных списках подношений ( калути ) он появляется лишь спорадически. [ 1 ] и совершенно отсутствует среди жителей Угарита . [ 6 ]
Он принадлежал к кругу божеств, связанных с Тешшубом , и обычно появляется в калути . посвященных ему [ 7 ] В одном из них он следует за Аштаби и Нупатиком. [ 2 ] и предшествует диаде горных богов Хатни-Пишайшапхи . [ 4 ] В другом он появляется между Пиникиром и Иршаппой, хурритской формой Решефа , считающейся в этом контексте торговым божеством. [ 8 ] Кешуй также может быть среди богов, изображенных на рельефах святилища Язылыкая , которые во многом следуют порядку калути . [ 9 ] Петр Тарача идентифицирует фигуру номер 30, которая следует за Пиникиром и предшествует двум людям-быкам, сопровождаемым символами земли и неба в процессии мужских божеств, как его изображение, хотя и без уверенности. [ 9 ] Было отмечено, что она напоминает фигуру номер 33, обычно идентифицированную как Аштаби. [ 5 ] Оба несут на плечах серповидные мечи. [ 5 ]
Кешуй также был включен в хеттский пантеон. [ 5 ] хотя утверждалось, что его участие в этом было минимальным. [ 1 ] Ему поклонялись в Хаттусе , куда он, скорее всего, прибыл из Киццуватны . [ 6 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Логографически имя Чешуя можно было записать как д А.БА 4 .БА 4 . [ 5 ] Эквивалентность между ним и этим месопотамским богом войны также подтверждается хурро-аккадским списком богов из Эмара , что побудило Фолькерта Хааса предположить, что эта ассоциация имела свои корни в северной Сирии. [ 10 ] Было высказано предположение, что другой хурритский бог, Нупатик , также мог соответствовать Забабе, но, по мнению Гернота Вильгельма, среди хурритских богов эта связь была исключительно с Кешуи. [ 11 ] Логотипограмма д ZA.BA 4 .BA 4 также могло использоваться для написания его имени в хеттских текстах, хотя в этом случае его использование не было исключительным для Кешуи, и в некоторых случаях трудно сказать, какой бог имеется в виду в текстах, использующих это письмо. [ 5 ]
Единственный текст свидетельствует, что у Чешуя был свой суккал (божество-помощник). [ 6 ] Хупустукар. [ 12 ] Его имя происходит от хурритского глагола Хуб- , «ломать». [ 10 ] В том же источнике он указан рядом с другими суккалами: Иззумми ( у Эа ), Ундуруммой ( у Шаушки ), Тену ( у Тешуба ), Липпарумой ( у Шимиге ) и Мукишану ( у Кумарби ). [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Камменхубер 1972 , с. 369.
- ^ Jump up to: а б Архи 2004 , с. 330.
- ^ Jump up to: а б Астур 1987 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Хаас 2015 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Швемер 2022 , стр. 379.
- ^ Jump up to: а б с д и Камменхубер 1972 , с. 370.
- ^ Хаас 2015 , с. 333.
- ^ Хаас 2015 , с. 459.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Хаас 2015 , с. 364.
- ^ Вильгельм 1987 , с. 173.
- ^ Хаас 1972 , с. 501.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2004). «Перевод богов: Кумарпи, Энлиль, Даган/Нисаба, Халки » Ориенталия . 73 (4). GBPress - Григорианская библейская пресса: 319–336. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43078173 . Получено 2 июня 2022 г.
- Астур, Майкл К. (1987). «Семиты и хурриты в Северном Заречье» . Общие исследования и раскопки на Нузи 9/1 . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-37-4 . ОСЛК 23115188 . Проверено 25 июня 2022 г.
- Хаас, Волкерт (1972), «Ḫupustukar» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 25 июня 2022 г.
- Хаас, Волкерт (2015). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 25 июня 2022 г.
- Камменхубер, Аннелис (1972), «Ḫešui, Ḫišue» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 25 июня 2022 г.
- Швемер, Дэниел (2022). «Религия и власть». Справочник Хеттской империи . Грютер. стр. 355–418. дои : 10.1515/9783110661781-009 . ISBN 9783110661781 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Вильгельм, Гернот (1987), «Лупатик, Нупатик» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 25 июня 2022 г.