Jump to content

Айя (богиня)

(Перенаправлено с Аю-Икалти )
Есть
Другие имена Аю-Икалти, [ 1 ] Ман-Ая, [ 2 ] Шерида, Нинкар, Судаг, Судган [ 3 ]
Главный культовый центр Сиппер , Ларса
Генеалогия
Супруг
Дети Mamu , Kittum , Ishum

Айя была месопотамской богиней, связанной с рассветом . В списках богов ей приписывалось несколько вариантов имен. Ее считали женой Шамаша , бога Солнца. Ей поклонялись вместе с мужем в Сиппаре . О ней упоминают многочисленные королевские надписи, относящиеся к этому городу. Она также была связана с населявшей его общиной Надиту . Менее хорошо она засвидетельствована в другом культовом центре Шамаша, Ларсе , хотя и там ее почитали. Дополнительные подтверждения можно получить из Урука , Мари и Ассура . Ая также была включена в хурритскую религию, и в этом контексте она появляется как жена коллеги Шамаша Шимиге .

Имя Аи было написано клинописью как д аа ( 𒀭𒀀𒀀 ). [ 3 ] [ 4 ] Вместо этого иногда его латинизируют как Aia. [ 5 ] Имеет аккадское происхождение. [ 6 ] и означает « рассвет ». [ 7 ] Время от времени перед ним мог стоять знак НИН . [ 2 ] с вариантом формы Нин-Ая, засвидетельствованным в дарственной надписи Маништушу [ 8 ] и в списке пожертвований от Мари . [ 9 ] НИН был грамматически нейтральным титулом, хорошо зарекомендовавшим себя как часть теонимов, и в этом контексте его можно перевести как «королева» или «госпожа». [ 10 ] Было высказано предположение, что в случае Аи оно использовалось как сумерограмма, обозначающая термин «Леди». [ 9 ] В хурритских источниках Айя упоминалась как «Аю-Икалти». [ 1 ] Эта форма имени произошла от словосочетания Ая каллату , [ 11 ] «Ая невеста». [ 12 ]

В списках богов засвидетельствовано множество дополнительных имен Аи. [ 3 ]

Шерида ( 𒀭𒂠𒉪𒁕 ; д ШЭ.НИР- да , также д ШЭ.НИР, Шерида или Шерда [ 13 ] ) могло служить шумерским эквивалентом основного имени Аи. [ 6 ] Было высказано предположение, что это заимствованное слово, происходящее от аккадского šērtum , «утро». [ 14 ] Однако это предложение не является общепринятым. [ 13 ]

Имя Шерида уже засвидетельствовано в списках раннединастических богов Фары и Абу Салабиха . [ 13 ] Кроме того, теофорное имя Ур-Шерида. известно из Лагаша [ 14 ] и Ур . [ 13 ] Гебхард Дж. Зельц [ де ] отмечает, что если принять предположение о том, что это было аккадское заимствование, она станет одним из первых божеств, носящих имена аккадского происхождения, которые будут интегрированы в пантеоны шумероязычных территорий. [ 14 ] [ а ] Имя Шерида в последний раз появляется в культовом контексте в источниках из Сиппара и Ларсы древневавилонского периода . [ 17 ]

[ редактировать ]

Судаль ( д суд-ĝ или д су-да-а [ 18 ] ), « золотисто-желтый блеск» или «золотисто-желтый блестящий камень/металл», [ 19 ] засвидетельствовано как имя Айя в нескольких списках богов, включая Ан = Анум (табличка III, строка 131) и его древневавилонского предшественника. [ 20 ] Еще одно имя, присутствующее в том же источнике, — Судган (таблица III, строка 130), возможно, имеет сходное значение («свет», «свечение»). [ 21 ] Нинсудах ( д nin-BU-áĝ , интерпретируется как д nin-sud4-áĝ ), засвидетельствованный в раннединастическом списке богов из Фары и, возможно, в списке древневавилонских богов из Мари, может быть дальнейшим вариантом имени, хотя прочтение в этом случае в конечном итоге неопределенно. [ 18 ]

Из-за сходства имен Судаг и Суд , богини-покровительницы Шуруппака , приравниваемой к Нинлиль , последняя появляется в роли матери Ишума в одном мифе. [ 22 ] Однако, по словам Манфреда Креберника [ де ] Суд и Судаг были только перепутаны друг с другом, а не объединены или синкретизированы . [ 20 ]

Складывать

[ редактировать ]

Нинкара или Нинкара (от kár , «загораться») было одним из имен Аи согласно Ан = Анум (таблица III, строка 126). [ 23 ] Однако изначально этот теоним относился к отдельному божеству, [ 24 ] предположительно считается богиней дневного света . [ 25 ] В древнейших доступных источниках ее имя записывалось как д нин-кар , в то время как д нин-кар(-ра), впервые засвидетельствованный в период Ура III, считается более поздним вариантом. [ 26 ] Она упоминается в одном из раннединастических гимнов Заме Абу Салабиха. [ 25 ] Известно также, что храм . в Лагаше существовал посвященный ей [ 26 ] Она дополнительно засвидетельствована в теофорном имени Ур-Нинкар, одним из носителей которого мог быть обожествленный царь Уммы . [ 24 ]

Манфред Креберник [ де ] предполагает, что в текстах из Эблы имя Нинкар также относится к супруге солнечного божества, которого, как он предполагал, в этом городе считали мужчиной. [ 27 ] Вместо этого Альфонсо Арчи приходит к выводу, что эблаитское солнечное божество было в основном женщиной, основываясь на доступных лексических свидетельствах. [ 28 ] Джоан Гудник Вестенхольц предложила интерпретировать Нинкара в эблаитских текстах как Нинкаррак, а не как фонетически схожий, но менее хорошо засвидетельствованный месопотамский Нинкар. [ 29 ] Она указывает на то, что время от времени сокращение имени Нинкаррака до «Нинкар» известно из месопотамских источников. [ 30 ] Отождествление Эблайта Нинкара с Нинкарраком также принимается Арчи. [ 28 ]

Другие имена

[ редактировать ]

Другие имена Аи, засвидетельствованные в Ан = Анум, включают Нин-мул-гуна («цветная звезда леди»; табличка III, строка 132). [ 31 ] и Нин-уль-шутаг ( 𒀭𒎏𒋗𒋳 ; «дама, восхищенная очарованием»; табличка III, строка 134, конец раздела Ая). [ 32 ] Поль-Ален Болье дополнительно предполагает, что Белет Ларса («Леди Ларса»), известная из ряда нововавилонских писем, может быть идентична Айе. [ 33 ]

Персонаж и иконография

[ редактировать ]

Ая считалась олицетворением рассвета. [ 7 ] Она ассоциировалась с утренним светом и восходящим солнцем . [ 6 ] Ее называли «создательницей утра». [ 12 ] Другой ее основной функцией была роль божественной невесты, о чем свидетельствует ее эпитет каллатум («невеста», «невестка»), и в этом качестве она считалась воплощением красоты и очарования. [ 12 ] Ее также часто призывали ходатайствовать перед своим мужем Шамашем от имени верующих. [ 7 ] Эта функция также хорошо засвидетельствована для других супруг популярных божеств, таких как Нинмуг и Шала , жен Ишума и Адада , а также для суккал Ниншубур Инанны . [ 34 ]

В астрономическом сборнике MUL.APIN говорится, что Айя была связана с созвездием Овцы, [ 35 ] обычно представляется сумерограммой у меня есть U 8 , хотя источник ссылается на него с фонетическим аккадским переводом, у меня есть Иммерту тоже известен. [ 36 ] Возможно, это соответствовало северо-восточной части созвездия Ботеса . [ 37 ] Однако в конечном итоге его идентификация остается неопределенной. [ 38 ]

В месопотамском искусстве Айя обычно изображался фронтально. [ 6 ] Многие изображения подчеркивали ее красоту и сексуальное обаяние. [ 39 ] На печатях из Сиппара ее часто изображали в одежде, обнажающей правую грудь, что должно было подчеркнуть ее качества очаровательной и привлекательной невесты. [ 39 ] Иштар и Аннунитум (которые в Сиппаре действовали как отдельная богиня, а не как эпитет) изображались аналогичным образом. [ 39 ] Существование эмблемы, изображающей Айю, упоминается в текстах из Сиппара, но ее описания неизвестны. [ 40 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Как жена Шамаша, Ая считалась невесткой его родителей Суэна и Нингаль и невесткой его сестры Иштар . [ 12 ] Их дочерьми была Маму (или Мамуд), богиня снов. [ 41 ] и Киттум , олицетворение истины. [ 3 ] По словам Джоан Гудник Вестенхольц, еще одним божеством, считавшимся их ребенком, был Ишум . [ 22 ]

В хурритских источниках Айя также рассматривалась как супруга бога солнца Шимиге . [ 1 ] Трехъязычное шумеро-хурро- угаритское издание списка богов Вейднера из Угарита свидетельствует об эквивалентности Шамаша (Уту), Шимиге и местной богини солнца Шапаш (Шапшу). [ 42 ] Видимо, чтобы избежать предположения о том, что у Шапаша была жена, писцы интерпретировали имя Айя, присутствующее в месопотамском оригинале, как нетрадиционное написание Эа , с соответствующим ему хурритским именем Эйан в хурритской колонке и местным богом-ремесленником Котар- ва-Хасис в угаритском языке. [ 43 ]

Единственный список богов, датированный периодом Среднего Вавилона или более поздним периодом, приравнивает Лахара к Айе и объясняет, что первую следует понимать как «Айю как богиню заботы о вещах» ( д aa šá ku-né-e ), хотя Уилфред Г. Ламберт отметил, что это уравнение необычно, поскольку в противном случае Лахара постоянно считали мужчиной, а также были доказательства связей между богинями и смертными женщинами с выпасом овец, сферой жизни, которой он занимался. связанный с, ограничен. [ 4 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Ае поклонялись уже в раннединастический период . [ 12 ] Хотя в текстовых записях она в целом менее хорошо засвидетельствована, чем главные богини, такие как Иштар , Наная , Нинлиль или Нинисина , тем не менее предполагается, что она была популярной целью личного поклонения. [ 44 ] поскольку она обычно появляется в личных именах и на печатях, особенно в старовавилонский период . [ 12 ] В личных письмах она упоминается реже, чем Иштар. [ 45 ]

Потягивая

[ редактировать ]

Ае поклонялись в Сиппаре в храме Шамаша, известном под церемониальным названием Эбаббар [ пл ] . [ 46 ] [ б ] Это божественная пара, которая чаще всего упоминается вместе в надписях на печатях этого города, за ней следуют Адад , Шала , Энки и Дамкина . [ 48 ] Шамаша В юридических текстах Ая часто появляется как божественный свидетель вместе со своим мужем, их дочерью Маму и суккалом Бунене . [ 48 ] [ с ]

В период саргонический Маништушу посвятил Аю в этом городе голову булавы. [ 8 ] Хаммурапи Вавилонский в надписи называл себя «возлюбленным Аи». [ 50 ] в честь строительства новых стен Сиппара на двадцать пятом году его правления. [ 5 ] Он также упомянул Айю в надписи, посвященной строительству канала, названного в ее честь, Ая-Кегал, «Ая — это изобилие». [ 5 ] Самсу-илуна называл себя «возлюбленным Шамаша и Айи», и оба отремонтировали Эбаббар и построили стены вокруг Сиппара. [ 51 ] Отмечается также, что община Надиту из этого города была особенно тесно связана с Аей, о чем свидетельствует тот факт, что они обращались к ней как к своей госпоже, обычно брали теофорные имена, призывающие ее, и приносили исключительно ею клятвы. [ 52 ] Это был класс женщин, тесно связанных с Шамашем. [ 53 ] Их существование особенно хорошо засвидетельствовано в древневавилонский период. [ 54 ] и утверждалось, что это учреждение впервые возникло примерно в 1880 году до нашей эры, во время правления Суму-ла-Эля в Вавилоне. [ 55 ] Надиту жил в здании, называемом гагум , что условно переводится как « монастырь ». [ 54 ] и Тоня Шарлах отмечает, что их можно сравнить со средневековыми христианскими монахинями . [ 56 ] В современной литературе их иногда называют «жрицами», но, хотя хорошо известно, что они считались посвященными определенному божеству, существует мало свидетельств их участия в религиозной деятельности, кроме личной молитвы, и это не невозможно. их понимали как совершенно отдельный социальный класс. [ 57 ]

Другие вавилонские города

[ редактировать ]

Утверждалось, что в отличие от своего положения в Сиппаре, Айя была менее заметной в другом городе, связанном с Шамашем, Ларсе , где она не фигурирует в официальных списках подношений. [ 12 ] Предполагается, что его храм в этом городе, носивший также имя Эбаббар, тем не менее, тоже был посвящен ей. [ 58 ] Некоторые упоминания о ней также присутствуют в текстах нововавилонского периода на ремонт драгоценности Айи и «божественной дочери Эбаббара» : в одном тексте упоминается, что жрецы из Ларсы отправили в Урук . [ 59 ] Известны и упоминания о «сокровищнице Шамаша и Айи». [ 60 ]

Хотя Ае не поклонялись в нововавилонском Уруке , она появляется в ритуальных текстах этого города периода Селевкидов . [ 61 ] Юлия Крул предполагает, что ее введение в местный пантеон отражало более широкое явление включения в него супругов, детей и слуг божеств, которым уже поклонялись на местном уровне (в данном случае Шамаша). [ 62 ] Ее праздновали во время новогоднего праздника . [ 63 ] В этом контексте она появляется рядом с Шамашем и Бунене . [ 64 ]

Молитвенный дом, посвященный Ае, Эдимгаланна («дом, великая связь небес») упоминается в Каноническом списке храмов , но его местонахождение неизвестно. [ 65 ]

За пределами Вавилонии

[ редактировать ]

Ае поклонялись в Мари в старовавилонский период. [ 66 ] Она появляется в теофорных именах женщин из этого города с частотой, сравнимой с Шамашем и Даганом , главным богом региона, хотя и реже, чем Анну , Иштар , Ишхара , Какка (считающаяся в этом городе богиней), Мамма и Адму . [ 67 ] Примеры включают Ая-ламасси, Ая-умми и Ятара-Ая. [ 68 ]

существовало святилище, посвящённое Аю, Эйдубба («дом закромов») В Ассуре в Ассирии . [ 69 ]

Хурритский прием

[ редактировать ]

Айя был среди месопотамских божеств, включенных в хурритскую религию . [ 1 ] Она засвидетельствована в калути [ де ] (списках подношений), посвященных Чепат и ее кругу. [ 70 ] Она — одно из хурритских божеств, изображенных в святилище Язылыкая , где ее рельеф можно увидеть в процессии богинь между Никкалом и фигурой, которая может представлять Шаушку . [ 71 ] Она также засвидетельствована в ритуалах иткальзи . [ 72 ]

Мифология

[ редактировать ]

Будухудуг, мифическая гора, где, как считалось, заходит солнце, считалась «входом Шамаша в Аю» ( нереб д Шамаш <ана> д Aya ) — место, где они смогли воссоединиться каждый день после того, как Шамаш завершил свое путешествие по небу. [ 73 ] [ 74 ]

В «стандартной вавилонской» версии « Эпоса о Гильгамеше » Нинсун во время своей молитвы Шамашу трижды просит Аю заступиться за ее сына Гильгамеша , чтобы гарантировать его безопасность как днем, так и ночью. [ 75 ] Нинсун утверждает, что оптимальное время для Аи, чтобы обратиться к мужу, — сразу после захода солнца, когда он возвращается домой из своего ежедневного путешествия. [ 76 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Другие подобные примеры, также идентифицированные в раннединастических текстах из Лагаша, — это Суен , [ 14 ] имя бога луны, [ 15 ] и Иштаран , божественный судья. [ 16 ]
  2. ^ Шумерский : «сияющий белый дом». [ 47 ]
  3. Как и Ая и Шамаш, Маму и Бунене также считались парой. [ 49 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Тарача 2009 , с. 127.
  2. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 7.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Креберник 2011а , с.602.
  4. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 523.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Фрейн 1990 , с. 333.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 258.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 119.
  8. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 64.
  9. ^ Перейти обратно: а б Кавинье и Креберник 1998 , с. 326.
  10. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 6.
  11. ^ Архи 2013 , с. 10.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 259.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Креберник 2011 , с. 394.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Зельц 1995 , с. 276.
  15. ^ Зельц 1995 , с. 275.
  16. ^ Зельц 1995 , с. 155.
  17. ^ Креберник 2011 , с. 395.
  18. ^ Перейти обратно: а б Кавинье и Креберник 1998c , с. 500.
  19. ^ Креберник 2013 , с. 241.
  20. ^ Перейти обратно: а б Креберник 2013 , с. 242.
  21. ^ Креберник 2013а , с. 242.
  22. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 77.
  23. ^ Cavigneaux & Krebernik 1998a , с. 441.
  24. ^ Перейти обратно: а б Кавинье и Креберник 1998a , стр. 440–441.
  25. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 55.
  26. ^ Перейти обратно: а б Кавинье и Креберник 1998а , с. 440.
  27. ^ Креберник 2011а , стр. 606.
  28. ^ Перейти обратно: а б Архи 2019 , с. 43.
  29. ^ Вестенхольц 2010 , с. 397.
  30. ^ Вестенхольц 2010 , с. 380.
  31. ^ Кавинье и Креберник 1998b , с. 473.
  32. ^ Волк 1998 , с. 510.
  33. ^ Болье 1991 , с. 58.
  34. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 273.
  35. ^ Hunger & Pingree 1999 , с. 59.
  36. ^ Болье и др. 2017 , стр. 55–56.
  37. ^ Hunger & Pingree 1999 , с. 272.
  38. ^ Болье и др. 2017 , с. 56.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 269.
  40. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 264.
  41. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 262.
  42. ^ Тугендхафт 2016 , с. 176.
  43. ^ Тугендхафт 2016 , с. 180.
  44. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 267.
  45. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 251.
  46. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 110.
  47. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 255.
  48. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 257.
  49. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 260.
  50. ^ Фрейн 1990 , с. 335.
  51. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 256.
  52. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 261.
  53. ^ Харрис 1975 , с. 307.
  54. ^ Перейти обратно: а б Шарлах 2007 , с. 67.
  55. ^ Шарлах 2007 , с. 70.
  56. ^ Шарлах 2007 , с. 68.
  57. ^ Шарлах 2007 , стр. 67–68.
  58. ^ Джордж 1993 , с. 70.
  59. ^ Болье 1991 , с. 59.
  60. ^ Болье 1991 , с. 60.
  61. ^ Крул 2018 , с. 72.
  62. ^ Крул 2018 , с. 75.
  63. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 126.
  64. ^ Крул 2018 , с. 67.
  65. ^ Джордж 1993 , с. 75.
  66. ^ Наката 1995 , с. 236.
  67. ^ Наката 1995 , стр. 235–236.
  68. ^ Наката 1995 , с. 246.
  69. ^ Джордж 1993 , с. 103.
  70. ^ Тарача 2009 , с. 119.
  71. ^ Тарача 2009 , с. 95.
  72. ^ Тарача 2009 , с. 89.
  73. ^ Джордж 2003 , с. 863.
  74. ^ Вудс 2009 , с. 187.
  75. ^ Джордж 2003 , стр. 459–460.
  76. ^ Джордж 2003 , с. 461.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 403b5a261921e59a383cfe49375d1e0c__1718790360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/0c/403b5a261921e59a383cfe49375d1e0c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aya (goddess) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)