Надит
Nadītu ( старовавилонский аккадский : 𒊩𒈨 ; иногда латинизируется как naditu , с долгой гласной) опущенной [1] ) были социальным классом в древней Месопотамии , засвидетельствованным только в старовавилонский период . Они были связаны с богами-покровителями определенных городов, и современные авторы часто считают их жрицами, хотя этот вывод не является общепринятым, и иногда утверждается, что их следует рассматривать как совершенно отдельный класс. Лучше всего задокументированная община надиту проживала в Сиппаре , где они были связаны с богом Шамашем . Им не разрешалось вступать в брак или иметь биологических детей, хотя усыновление было разрешено. Женщины не стали надиту по своему выбору, и предполагается, что этот институт был призван ограничить их свободу воли. Однако в некоторых случаях они извлекли выгоду из этого статуса, поскольку им было разрешено управлять своими собственными делами, что привело к расширению экономических возможностей . Группы надиту также засвидетельствованы в других городах, но они не обязательно подчинялись тем же правилам, что и в Сиппаре, например, тем, кто служил Мардуку , известному из Вавилона и других мест, разрешалось вступать в брак.
Терминология и предыстория
[ редактировать ]Термин nadītu — существительное женского рода, происходящее от аккадского nadû , «сбрасывать», «выбрасывать» или в сельскохозяйственном контексте «оставлять поле под паром », и на этом основании было предложено перевести его как «пар». ", здесь метафорически понимается как " бесплодная женщина ". [1] Его могла представлять шумерограмма ЛУКУР, которая первоначально обозначала тип жрицы, возможно, считавшейся «младшей женой» бога, которому она служила. [2] Надиту также часто описываются как жрицы в современной ассириологической литературе, но это обозначение не является общепринятым, поскольку, хотя они, скорее всего, действительно проводили часть своего дня в молитве, нет других указаний на то, что у них были религиозные обязанности, и они не выполняли свои религиозные обязанности. готовить религиозные праздники или поддерживать храмы , что приводит к предложениям о том, что относить их к отдельному социальному классу может быть предпочтительнее, чем классифицировать их как подгруппу духовенства. [3] Они были посвящены богу конкретного города и должны были проживать в нем. [4] Как утверждает Тоня Шарлах, их статус можно сравнить со статусом средневековых христианских монахинь. [3] а Мартен Стол прямо называет их «монахинями». [5] Однако этот подход подвергся критике со стороны Катрин Де Греф, которая утверждает, что он может привести к неправильному пониманию древних институтов, и утверждает, что использование оригинального аккадского надиту предпочтительнее. [6]
Ссылки на надиту присутствуют исключительно в текстах древневавилонского периода . [1] Нет никаких доказательств того, что они уже существовали в период Ура III , и, несмотря на использование термина лукур для обозначения древневавилонского надиту, нет никаких указаний на то, что женщины, обозначенные прежним ярлыком, в третьем тысячелетии до нашей эры играли сопоставимую роль в обществе. . [2] Скорее всего, этот класс сложился только в старовавилонский период в связи с социальными и экономическими изменениями. [7]
В Сиппаре
[ редактировать ]Лучше всего документированная община надиту жила в Сиппаре . [3] [8] Впервые он упоминается примерно в 1880 году до нашей эры, во время правления Суму-ла-Эля . [9] Он проживал в так называемом гагу , « монастыре », который представлял собой квартал города, расположенный недалеко от храма Шамаша . [10] Они были тесно связаны с этим богом и Аей , богиней, которую считали его женой. [11] Их преданность этим божествам хорошо засвидетельствована в формулах приветствий в письмах. [12] Возможно также, что некоторые из печатей с изображениями Шамаша и Айи, обнаруженных при раскопках в Сиппаре, первоначально принадлежали Надиту . [13]
Предполагается, что около 200 надиту проживали в домах в районе гагу , в дополнение к различным чиновникам, надзиравшим за ними, и ткачихам, нанятым общиной. [14] В ряде источников также упоминаются служанки и повара. [15] Засвидетельствованы и слуги-мужчины, хотя их было немного. [3] Некоторые из них были сутянами . [15] Стены, окружающие гагу , скорее всего, были монументально высокими, и их ремонт считался достижением, подходящим для упоминания в названиях лет вавилонскими правителями . [3] Один пример засвидетельствован четырнадцатым годом Аммидитаны . [16]
В Сиппаре женщины обычно становились надиту примерно в пятнадцатилетнем возрасте. [3] Для инициации девочки необходима была письменная гарантия того, что она будет обеспечена семьей. [17] Посвящение произошло во время церемонии в честь Шамаша, известной как себут шаттим , и включало надевание веревки, связанной с этим богом, на руку женщины, входящей в монастырь. [12] Ожидалось, что новый надиту получит подходящее имя. [3] Амат-Шамаш, «слуга Шамаша», был самым популярным, хотя Эришти-Шамаш, «просимый Шамашом», также хорошо засвидетельствован. [12] Известны также имена, вызывающие Аю, [13] например Эришти-Ая, «по просьбе Аи». [12] Некоторые из надиту были выходцами из других городов, например Вавилона , Мари. [9] или Дилбат , а не сам Сиппар. [18] Они также происходили из разных социальных классов, и их засвидетельствованные родственники включали кузнецов, писцов, врачей, священнослужителей, военных и судебных чиновников, а в некоторых случаях и правителей. [3] Дочери королей Сумулаэля, [11] Син-Мубаллит [19] и Зимри-Лим были надиту , как и сестра Хаммурапи . [3] Однако нет никаких свидетельств того, что женщины из королевских семей считались более высокопоставленными членами общества. [9] До трех дочерей в одной семье могли стать надиту . [20]
Нет никаких свидетельств того, что кто-либо из надиту, служивших Шамашу, был женат. [21] Как утверждает Тоня Шарлах, они фактически считались женатыми на семье божества, которому они служили, и при инициации приносили с собой приданое , хотя после смерти надиту оно должно было вернуться ее семье, как и все приобретенное. ею на протяжении всей своей жизни. [3] Таким образом, возможно, что отправка дочери стать надиту часто была способом обеспечить большую финансовую безопасность ее братьев, что было общей проблемой из-за экономических трудностей, широко распространенных в древневавилонский период. [7] Неизвестно, ожидалось ли , что надиту будет хранить целомудрие , поскольку неизвестны явные ссылки на какие-либо обеты, призванные гарантировать это. [21] Они не могли иметь биологических детей, хотя причины этого табу остаются неизвестными. [22] По словам Катрин Де Граеф, в то же время нельзя исключать, что им разрешили вступить в половой акт, который не привел к беременности, а также два случая, когда Надиту, по всей видимости, забеременела и впоследствии отдала ребенка на усыновление. выявлены . [23] Усыновление детей надиту также было разрешено, причем во многих случаях такая процедура касалась либо младшего надиту (племянницы, либо посторонней женщины), либо раба. [24] Например, в юридическом тексте надиту по имени Эришти-Ая записано, что она одновременно освободила некую Сурратум и усыновила ее. [25] Другой аналогичный документ, датированный четырнадцатым годом Аммисадуки , повествует об освобождении Нарамтума, приемной дочери другого надиту , Ина-либби-ершета. [26] Приемное материнство среди надиту, по-видимому, было в первую очередь экономическим институтом, и обычно ожидалось, что приемные дочери будут обеспечивать своих матерей средствами к существованию в обмен на то, чтобы стать их наследницами, а в некоторых случаях их можно было выдать замуж, чтобы получить выкуп за невесту ( terḫatum ). [27] Усыновление дочери также могло служить способом защиты имущества надиту от конфискации, например, кредиторами имущества ее отца, о чем прямо свидетельствует один случай. [17]
Многие надиту , по-видимому, достигли пожилого возраста, возможно, потому, что их частично уединенный образ жизни облегчил им предотвращение эпидемий, распространенных в период Старого Вавилона, в дополнение к предполагаемым религиозным правилам, наложенным на них, защищающим их от возможных осложнений со здоровьем, вызванных родами. [24] Из-за того, что в некоторых из их домов были обнаружены школьные учебники, было высказано предположение, что они могли быть грамотными. [28]
Надиту часто полагались на финансовую поддержку своих семей, хотя есть свидетельства того, что некоторые из них вместо этого сами принимали участие в деловых операциях. [3] Некоторые из них, принадлежащие к первой категории, иногда не были обеспечены достаточным количеством припасов, и были обнаружены записи об обращениях к королям с просьбой спасти их от голодной смерти. [7] Источники из Сиппара указывают, что надиту было разрешено управлять своими собственными экономическими делами. [14] В результате состоятельные женщины, чье приданое включало недвижимость и рабов, часто могли стать богаче в течение своей жизни в монастыре. [18] На этом основании утверждалось, что, хотя социальные структуры, типичные для периода Старого Вавилона, были призваны ограничивать их свободу действий , а их статус не был результатом свободного выбора, в некоторых случаях, по крайней мере временно, они непреднамеренно подвергались экономическому расширению прав и возможностей , которое поставили их экономически на один уровень с мужчинами. [29] Однако к семнадцатому веку до нашей эры экономическое положение всего класса ухудшилось. [30] Их число, скорее всего, осталось таким же, как и в прежние времена, но в отличие от ранних источников, которые обычно касались дел относительно небольшого числа богатых членов их общины, каждый из которых задокументирован в большом количестве текстов, большинство ссылок относится к менее обеспеченным женщинам, каждая из которых обычно упоминается лишь в нескольких документах. [31] Первоначально предполагалось, что гагу в Сиппаре был заброшен во время правления Самсуилуны , около 1686 г. до н.э., хотя последующие исследования показали, что он продолжал функционировать и во времена Самсудитаны . [32] Скорее всего, он начал постепенно приходить в упадок после экономических проблем, произошедших во время правления Аби-Эшуха . [33] Однако в более поздних экономических текстах все еще фиксируются многие действия, предпринимаемые надиту , например, сдача в аренду полей, наем рабочих, покупка рабов, предоставление кредитов и, реже, заимствование или аренда. [34] Сет Ричардсон предполагает, что это может быть признаком того, что административная практика их сообщества со временем стала менее централизованной из-за отсутствия сильного централизованного государства, контролирующего соответствующие институты. [35] В нескольких текстах упоминается то, что он характеризует как « корпоративную деятельность гагу » , которая является единственным свидетельством коллективной социальной или экономической деятельности женщин конца древневавилонского периода. [30] Снижение экономического статуса надиту , скорее всего, является частью более широкого явления, которое также затронуло другие классы женщин и вызвано долгосрочным воздействием многочисленных войн, которые велись между 1914 и 1727 годами до нашей эры, что привело к повсеместному обнищанию и милитаризации общества. в следующем столетии. [29]
В других городах
[ редактировать ]Помимо Сиппара, группы надиту также проживали в других городах, включая Вавилон , Киш , Ниппур и Телль-Ищали , хотя они не обязательно подчинялись тем же правилам. [3]
Свидетельства о надиту, посвященном богу Мардуку , постоянно обозначаемому как лукур. д амар-уту ка-дингир-ра к , « надиту Мардука Вавилонского», [36] известны со времен Апил-Сина и Самсу-Дитаны . [37] В отличие от тех, кто служил большинству богов, имевших таких преданных, они проживали в различных местах, включая не только его культовый центр, Вавилон, но и Дамрум, Дилбат , Исин , Киш , Лагабу , Ларсу , Ниппур, Сиппар, Сиппар-Амнанум. , Суху и Шупур-Шубула . [38] Широкий спектр свидетельств, по-видимому, отражает рост значения Мардука в старовавилонский период и утверждение его культа в различных городах. [39] В отличие от своих сверстников, преданных Шамашу , надиту, служившие ему, не жили в уединении, и им разрешалось вступать в брак, хотя им также не разрешалось иметь детей. [3] Однако они могли усыновить детей второй жены или слуги мужа. [40] Их статус регулировался Кодексом Хаммурапи , в котором несколько параграфов посвящены правилам, касающимся их браков, предположительно из-за отсутствия применимых обычных законов в областях, в которых они засвидетельствованы, из-за расширения Вавилонского государства. [36] Люсиль Барберон предполагает, что женитьба на надите Мардука могла быть воспринята как проявление готовности интегрироваться в вавилонскую культуру, пропагандируемую Первой Вавилонской династией . [41] Нет никаких указаний на то, что несколько сестер из одной семьи могли стать надиту Мардука, в отличие от свидетельств, касающихся тех, кто был связан с Шамашем, и за пределами Сиппара не было случаев, когда одна семья делала одну дочь надиту городского бога, а другую — надиту городского бога. Мардук был идентифицирован. [20] Еще одно различие между надиту Шамаша и Мардука заключается в том, что, по-видимому, ни один из последних не носил теофорных имен, обращающихся к их богу, хотя некоторые случаи имен, отсылающих к его храму, Эсагилу , или тесно связанному с ним богу Асаллухи . были отмечены [36]
В Ниппуре местные надиту ассоциировались с богом Нинуртой . [42] В единственном тексте, датированном правлением Дамик-илишу , вместо этого может упоминаться надиту, посвященный божеству Исар-паде. [43] Об их социальном положении известно относительно мало. [44] Как и в Сиппаре, они должны были оставаться холостыми и также могли участвовать в экономической деятельности. [42] Они не меняли своих имен после посвящения, и большинство из них носили обычные, типичные для того периода имена, такие как Ламасум, Кунутум или Иштар-ламаси. [43] Они жили в отдельной части города, но она не обязательно была организована так же, как ее аналог в Сиппаре, и описывается только как КИ.ЛУКУР.РА, «место надиту » . [44]
надиту , посвященный местному богу войны Забабе . В Кише существовал гагу, которым руководил чиновник, называемый вакил надиатим, в котором проживал [45] Как и в надиту Шамаша, его жители не вступали в брак. [6]
Тексты из Телля Ишали, предположительно древнего Неребтума, города в царстве Эшнунна , [46] не содержат много информации о религиозных деятелях, но упоминают пять женщин, обозначенных как надиту , трое из которых, Курритум, Амат-Шамаш и Аджа-белет-матим, явно идентифицированы как находящиеся на службе Шамаша. [47]
Предполагаемая ссылка на надиту Нинсианны Андреа на печати Урука времен правления Рим-Анума, скорее всего, является неверным толкованием, поскольку этот человек носит мужское имя Бел-Анум, что, наряду с повторным исследованием оставшихся следов титула, приводит Сери пришел к выводу, что имелся в виду офис Гуду 4 , [48] Аккадский пашишум , «помазанник», известный как класс религиозного персонала. [49]
Положение надиту дополнительно сравнивалось с положением других подобных групп женщин, известных из древневавилонских источников, таких как кадишту , кулмашиту и угбабту . [50] [6] Мартен Стол утверждает, что полностью разделить эти группы сложно. [51]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Шарлах 2007 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Шарлах 2007 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Шарлах 2007 , с. 68.
- ^ Барберон 2014 , с. 268.
- ^ Stol 2016 , p. 586.
- ^ Jump up to: а б с Де Граф 2023 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с Шарлах 2007 , с. 71.
- ^ Stol 2016 , p. 587.
- ^ Jump up to: а б с Шарлах 2007 , с. 70.
- ^ Барберон 2014 , стр. 267–268.
- ^ Jump up to: а б Харрис 1975 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д Харрис 1975 , с. 308.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 261.
- ^ Jump up to: а б Харрис 1975 , с. 303.
- ^ Jump up to: а б Харрис 1975 , с. 305.
- ^ Ричардсон 2010 , с. 331.
- ^ Jump up to: а б Ричардсон 2010 , с. 333.
- ^ Jump up to: а б Харрис 1975 , с. 306.
- ^ Харрис 1975 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Барберон 2014 , с. 270.
- ^ Jump up to: а б Stol 2016 , p. 585.
- ^ Де Граф 2023 , с. 11.
- ^ Де Граф 2023 , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б Харрис 1975 , с. 309.
- ^ Джордж 2003 , с. 816.
- ^ Ричардсон 2010 , с. 343.
- ^ Де Граф 2023 , с. 24.
- ^ Май 2018 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б Ричардсон 2022 , с. 333.
- ^ Jump up to: а б Ричардсон 2022 , с. 320.
- ^ Ричардсон 2022 , стр. 326–327.
- ^ Ричардсон 2010 , с. 329.
- ^ Ричардсон 2010 , стр. 329–330.
- ^ Ричардсон 2010 , с. 334.
- ^ Ричардсон 2010 , с. 335.
- ^ Jump up to: а б с Барберон 2014 , с. 273.
- ^ Барберон 2014 , с. 269.
- ^ Барберон 2014 , стр. 268–269.
- ^ Барберон 2014 , с. 272.
- ^ Де Граф 2023 , стр. 23–24.
- ^ Барберон 2014 , с. 274.
- ^ Jump up to: а б Стоун 1982 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Стоун 1982 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Стоун 1982 , с. 56.
- ^ Саллабергер 2016 , с. 165.
- ^ Древновская 2019 , стр. 221–222.
- ^ Древновская 2019 , стр. 224.
- ^ Серия 2013 , с. 199.
- ^ Серия 2013 , с. 198.
- ^ Барберон 2014 , с. 267.
- ^ Stol 2016 , p. 590.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 . Проверено 10 апреля 2023 г.
- Барберон, Люсиль (2014). «Посвятить женщину-надиту Мардука или жениться на ней в древневавилонском обществе». Семья на древнем Ближнем Востоке: реалии, символика и образы . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 267–274. дои : 10.1515/9781575068886-019 . ISBN 9781575068886 .
- Де Граф, Катриен (2023). «Кроме матери: о бездетности как части социальной идентичности женщин Надиту» . Авар: междисциплинарный журнал о жизни и обществе на древнем Ближнем Востоке . 2 (1). Транснациональная пресса, Лондон: 9–30. дои : 10.33182/aijls.v2i1.2094 . hdl : 1854/LU-01GRDTXR4QC0XR0B4N0Z68PFWF . ISSN 2752-3535 . S2CID 256480562 .
- Древновская, Ольга (2019). «Старовавилонский Неребтум и его главное божество» . Истории, рассказанные вокруг фонтана. Бумаги, подаренные Петру Белиньскому по случаю его 70-летия . Издательство Варшавского университета. дои : 10.31338/uw.9788323541714.pp.221-234 . ISBN 9788323541714 . S2CID 211666473 .
- Джордж, Эндрю Р. (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше: введение, критическое издание и клинописные тексты . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814922-0 . OCLC 51668477 .
- Харрис, Ривка (1975). Древний Сиппар: демографическое исследование древневавилонского города, 1894–1595 гг. До н.э. Издано Голландским историко-археологическим институтом в Стамбуле. Нидерландский историко-археологический институт . Проверено 11 апреля 2023 г.
- Мэй, Натали Наоми (2018). «Женщины-ученые в Месопотамии?» . В Будине, Стефани Линн; Чифарелли, Меган; Гарсиа-Вентура, Аньес; Милле Альба, Аделина (ред.). Гендер и методология на древнем Ближнем Востоке: подходы ассириологии и не только . Барселона. ISBN 978-84-9168-073-4 . OCLC 1099891782 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ричардсон, Сет (2010). «Свет в окне гагум: монастырь Сиппар в период позднего старого Вавилона» . В Мелвилле, Сара; Слотски, Алиса (ред.). Открытие коробки с планшетом. Ближневосточные исследования в честь Бенджамина Р. Фостера . Культура и история Древнего Ближнего Востока. Том. 42. Брилл. стр. 329–346. дои : 10.1163/9789004186569_021 . ISBN 978-90-04-18656-9 .
- Ричардсон, Сет (2022). «Тяжелые времена для сиппарских женщин: три случая позднего старого вавилона». Журнал древней истории Ближнего Востока . 9 (2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 319–350. дои : 10.1515/janeh-2021-0009 . ISSN 2328-9554 . S2CID 250360182 .
- Саллабергер, Вальтер (2016), «Забаба А» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке), том. 15 , получено 12 апреля 2023 г.
- Сери, Андреа (2013). Дом заключенных. Рабство и государство в Уруке во время восстания против Самсу-илуна . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614510970 . ISBN 978-1-61451-109-0 .
- Шарлах, Тоня (2007). «Социальные изменения и переход от Третьей династии Ура к старовавилонскому периоду» . В Кроуфорде, Харриет Э.В. (ред.). Смена режима на древнем Ближнем Востоке и в Египте: от Саргона Агаде до Саддама Хусейна . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-726390-7 . OCLC 71163766 .
- Столл, Мартин (2016). Женщины Древнего Ближнего Востока . Грютер. дои : 10.1515/9781614512639 . ISBN 978-1-61451-263-9 .
- Стоун, Элизабет К. (1982). «Социальная роль женщин Надиту в древневавилонском Ниппуре» . Журнал экономической и социальной истории Востока . 25 (1). Брилл: 50–70. дои : 10.1163/156852082X00076 . ISSN 0022-4995 . JSTOR 3632034 . Проверено 11 апреля 2023 г.