Jump to content

Надит

(Перенаправлено с Надиту )

Nadītu ( старовавилонский аккадский : 𒊩𒈨 ; иногда латинизируется как naditu , с долгой гласной) опущенной [1] ) были социальным классом в древней Месопотамии , засвидетельствованным только в старовавилонский период . Они были связаны с богами-покровителями определенных городов, и современные авторы часто считают их жрицами, хотя этот вывод не является общепринятым, и иногда утверждается, что их следует рассматривать как совершенно отдельный класс. Лучше всего задокументированная община надиту проживала в Сиппаре , где они были связаны с богом Шамашем . Им не разрешалось вступать в брак или иметь биологических детей, хотя усыновление было разрешено. Женщины не стали надиту по своему выбору, и предполагается, что этот институт был призван ограничить их свободу воли. Однако в некоторых случаях они извлекли выгоду из этого статуса, поскольку им было разрешено управлять своими собственными делами, что привело к расширению экономических возможностей . Группы надиту также засвидетельствованы в других городах, но они не обязательно подчинялись тем же правилам, что и в Сиппаре, например, тем, кто служил Мардуку , известному из Вавилона и других мест, разрешалось вступать в брак.

Терминология и предыстория

[ редактировать ]

Термин nadītu существительное женского рода, происходящее от аккадского nadû , «сбрасывать», «выбрасывать» или в сельскохозяйственном контексте «оставлять поле под паром », и на этом основании было предложено перевести его как «пар». ", здесь метафорически понимается как " бесплодная женщина ". [1] Его могла представлять шумерограмма ЛУКУР, которая первоначально обозначала тип жрицы, возможно, считавшейся «младшей женой» бога, которому она служила. [2] Надиту также часто описываются как жрицы в современной ассириологической литературе, но это обозначение не является общепринятым, поскольку, хотя они, скорее всего, действительно проводили часть своего дня в молитве, нет других указаний на то, что у них были религиозные обязанности, и они не выполняли свои религиозные обязанности. готовить религиозные праздники или поддерживать храмы , что приводит к предложениям о том, что относить их к отдельному социальному классу может быть предпочтительнее, чем классифицировать их как подгруппу духовенства. [3] Они были посвящены богу конкретного города и должны были проживать в нем. [4] Как утверждает Тоня Шарлах, их статус можно сравнить со статусом средневековых христианских монахинь. [3] а Мартен Стол прямо называет их «монахинями». [5] Однако этот подход подвергся критике со стороны Катрин Де Греф, которая утверждает, что он может привести к неправильному пониманию древних институтов, и утверждает, что использование оригинального аккадского надиту предпочтительнее. [6]

Ссылки на надиту присутствуют исключительно в текстах древневавилонского периода . [1] Нет никаких доказательств того, что они уже существовали в период Ура III , и, несмотря на использование термина лукур для обозначения древневавилонского надиту, нет никаких указаний на то, что женщины, обозначенные прежним ярлыком, в третьем тысячелетии до нашей эры играли сопоставимую роль в обществе. . [2] Скорее всего, этот класс сложился только в старовавилонский период в связи с социальными и экономическими изменениями. [7]

В Сиппаре

[ редактировать ]

Лучше всего документированная община надиту жила в Сиппаре . [3] [8] Впервые он упоминается примерно в 1880 году до нашей эры, во время правления Суму-ла-Эля . [9] Он проживал в так называемом гагу , « монастыре », который представлял собой квартал города, расположенный недалеко от храма Шамаша . [10] Они были тесно связаны с этим богом и Аей , богиней, которую считали его женой. [11] Их преданность этим божествам хорошо засвидетельствована в формулах приветствий в письмах. [12] Возможно также, что некоторые из печатей с изображениями Шамаша и Айи, обнаруженных при раскопках в Сиппаре, первоначально принадлежали Надиту . [13]

Предполагается, что около 200 надиту проживали в домах в районе гагу , в дополнение к различным чиновникам, надзиравшим за ними, и ткачихам, нанятым общиной. [14] В ряде источников также упоминаются служанки и повара. [15] Засвидетельствованы и слуги-мужчины, хотя их было немного. [3] Некоторые из них были сутянами . [15] Стены, окружающие гагу , скорее всего, были монументально высокими, и их ремонт считался достижением, подходящим для упоминания в названиях лет вавилонскими правителями . [3] Один пример засвидетельствован четырнадцатым годом Аммидитаны . [16]

В Сиппаре женщины обычно становились надиту примерно в пятнадцатилетнем возрасте. [3] Для инициации девочки необходима была письменная гарантия того, что она будет обеспечена семьей. [17] Посвящение произошло во время церемонии в честь Шамаша, известной как себут шаттим , и включало надевание веревки, связанной с этим богом, на руку женщины, входящей в монастырь. [12] Ожидалось, что новый надиту получит подходящее имя. [3] Амат-Шамаш, «слуга Шамаша», был самым популярным, хотя Эришти-Шамаш, «просимый Шамашом», также хорошо засвидетельствован. [12] Известны также имена, вызывающие Аю, [13] например Эришти-Ая, «по просьбе Аи». [12] Некоторые из надиту были выходцами из других городов, например Вавилона , Мари. [9] или Дилбат , а не сам Сиппар. [18] Они также происходили из разных социальных классов, и их засвидетельствованные родственники включали кузнецов, писцов, врачей, священнослужителей, военных и судебных чиновников, а в некоторых случаях и правителей. [3] Дочери королей Сумулаэля, [11] Син-Мубаллит [19] и Зимри-Лим были надиту , как и сестра Хаммурапи . [3] Однако нет никаких свидетельств того, что женщины из королевских семей считались более высокопоставленными членами общества. [9] До трех дочерей в одной семье могли стать надиту . [20]

Нет никаких свидетельств того, что кто-либо из надиту, служивших Шамашу, был женат. [21] Как утверждает Тоня Шарлах, они фактически считались женатыми на семье божества, которому они служили, и при инициации приносили с собой приданое , хотя после смерти надиту оно должно было вернуться ее семье, как и все приобретенное. ею на протяжении всей своей жизни. [3] Таким образом, возможно, что отправка дочери стать надиту часто была способом обеспечить большую финансовую безопасность ее братьев, что было общей проблемой из-за экономических трудностей, широко распространенных в древневавилонский период. [7] Неизвестно, ожидалось ли , что надиту будет хранить целомудрие , поскольку неизвестны явные ссылки на какие-либо обеты, призванные гарантировать это. [21] Они не могли иметь биологических детей, хотя причины этого табу остаются неизвестными. [22] По словам Катрин Де Граеф, в то же время нельзя исключать, что им разрешили вступить в половой акт, который не привел к беременности, а также два случая, когда Надиту, по всей видимости, забеременела и впоследствии отдала ребенка на усыновление. выявлены . [23] Усыновление детей надиту также было разрешено, причем во многих случаях такая процедура касалась либо младшего надиту (племянницы, либо посторонней женщины), либо раба. [24] Например, в юридическом тексте надиту по имени Эришти-Ая записано, что она одновременно освободила некую Сурратум и усыновила ее. [25] Другой аналогичный документ, датированный четырнадцатым годом Аммисадуки , повествует об освобождении Нарамтума, приемной дочери другого надиту , Ина-либби-ершета. [26] Приемное материнство среди надиту, по-видимому, было в первую очередь экономическим институтом, и обычно ожидалось, что приемные дочери будут обеспечивать своих матерей средствами к существованию в обмен на то, чтобы стать их наследницами, а в некоторых случаях их можно было выдать замуж, чтобы получить выкуп за невесту ( terḫatum ). [27] Усыновление дочери также могло служить способом защиты имущества надиту от конфискации, например, кредиторами имущества ее отца, о чем прямо свидетельствует один случай. [17]

Многие надиту , по-видимому, достигли пожилого возраста, возможно, потому, что их частично уединенный образ жизни облегчил им предотвращение эпидемий, распространенных в период Старого Вавилона, в дополнение к предполагаемым религиозным правилам, наложенным на них, защищающим их от возможных осложнений со здоровьем, вызванных родами. [24] Из-за того, что в некоторых из их домов были обнаружены школьные учебники, было высказано предположение, что они могли быть грамотными. [28]

Надиту часто полагались на финансовую поддержку своих семей, хотя есть свидетельства того, что некоторые из них вместо этого сами принимали участие в деловых операциях. [3] Некоторые из них, принадлежащие к первой категории, иногда не были обеспечены достаточным количеством припасов, и были обнаружены записи об обращениях к королям с просьбой спасти их от голодной смерти. [7] Источники из Сиппара указывают, что надиту было разрешено управлять своими собственными экономическими делами. [14] В результате состоятельные женщины, чье приданое включало недвижимость и рабов, часто могли стать богаче в течение своей жизни в монастыре. [18] На этом основании утверждалось, что, хотя социальные структуры, типичные для периода Старого Вавилона, были призваны ограничивать их свободу действий , а их статус не был результатом свободного выбора, в некоторых случаях, по крайней мере временно, они непреднамеренно подвергались экономическому расширению прав и возможностей , которое поставили их экономически на один уровень с мужчинами. [29] Однако к семнадцатому веку до нашей эры экономическое положение всего класса ухудшилось. [30] Их число, скорее всего, осталось таким же, как и в прежние времена, но в отличие от ранних источников, которые обычно касались дел относительно небольшого числа богатых членов их общины, каждый из которых задокументирован в большом количестве текстов, большинство ссылок относится к менее обеспеченным женщинам, каждая из которых обычно упоминается лишь в нескольких документах. [31] Первоначально предполагалось, что гагу в Сиппаре был заброшен во время правления Самсуилуны , около 1686 г. до н.э., хотя последующие исследования показали, что он продолжал функционировать и во времена Самсудитаны . [32] Скорее всего, он начал постепенно приходить в упадок после экономических проблем, произошедших во время правления Аби-Эшуха . [33] Однако в более поздних экономических текстах все еще фиксируются многие действия, предпринимаемые надиту , например, сдача в аренду полей, наем рабочих, покупка рабов, предоставление кредитов и, реже, заимствование или аренда. [34] Сет Ричардсон предполагает, что это может быть признаком того, что административная практика их сообщества со временем стала менее централизованной из-за отсутствия сильного централизованного государства, контролирующего соответствующие институты. [35] В нескольких текстах упоминается то, что он характеризует как « корпоративную деятельность гагу » , которая является единственным свидетельством коллективной социальной или экономической деятельности женщин конца древневавилонского периода. [30] Снижение экономического статуса надиту , скорее всего, является частью более широкого явления, которое также затронуло другие классы женщин и вызвано долгосрочным воздействием многочисленных войн, которые велись между 1914 и 1727 годами до нашей эры, что привело к повсеместному обнищанию и милитаризации общества. в следующем столетии. [29]

В других городах

[ редактировать ]

Помимо Сиппара, группы надиту также проживали в других городах, включая Вавилон , Киш , Ниппур и Телль-Ищали , хотя они не обязательно подчинялись тем же правилам. [3]

Свидетельства о надиту, посвященном богу Мардуку , постоянно обозначаемому как лукур. д амар-уту ка-дингир-ра к , « надиту Мардука Вавилонского», [36] известны со времен Апил-Сина и Самсу-Дитаны . [37] В отличие от тех, кто служил большинству богов, имевших таких преданных, они проживали в различных местах, включая не только его культовый центр, Вавилон, но и Дамрум, Дилбат , Исин , ​​Киш , Лагабу , Ларсу , Ниппур, Сиппар, Сиппар-Амнанум. , Суху и Шупур-Шубула . [38] Широкий спектр свидетельств, по-видимому, отражает рост значения Мардука в старовавилонский период и утверждение его культа в различных городах. [39] В отличие от своих сверстников, преданных Шамашу , надиту, служившие ему, не жили в уединении, и им разрешалось вступать в брак, хотя им также не разрешалось иметь детей. [3] Однако они могли усыновить детей второй жены или слуги мужа. [40] Их статус регулировался Кодексом Хаммурапи , в котором несколько параграфов посвящены правилам, касающимся их браков, предположительно из-за отсутствия применимых обычных законов в областях, в которых они засвидетельствованы, из-за расширения Вавилонского государства. [36] Люсиль Барберон предполагает, что женитьба на надите Мардука могла быть воспринята как проявление готовности интегрироваться в вавилонскую культуру, пропагандируемую Первой Вавилонской династией . [41] Нет никаких указаний на то, что несколько сестер из одной семьи могли стать надиту Мардука, в отличие от свидетельств, касающихся тех, кто был связан с Шамашем, и за пределами Сиппара не было случаев, когда одна семья делала одну дочь надиту городского бога, а другую — надиту городского бога. Мардук был идентифицирован. [20] Еще одно различие между надиту Шамаша и Мардука заключается в том, что, по-видимому, ни один из последних не носил теофорных имен, обращающихся к их богу, хотя некоторые случаи имен, отсылающих к его храму, Эсагилу , или тесно связанному с ним богу Асаллухи . были отмечены [36]

В Ниппуре местные надиту ассоциировались с богом Нинуртой . [42] В единственном тексте, датированном правлением Дамик-илишу , вместо этого может упоминаться надиту, посвященный божеству Исар-паде. [43] Об их социальном положении известно относительно мало. [44] Как и в Сиппаре, они должны были оставаться холостыми и также могли участвовать в экономической деятельности. [42] Они не меняли своих имен после посвящения, и большинство из них носили обычные, типичные для того периода имена, такие как Ламасум, Кунутум или Иштар-ламаси. [43] Они жили в отдельной части города, но она не обязательно была организована так же, как ее аналог в Сиппаре, и описывается только как КИ.ЛУКУР.РА, «место надиту » . [44]

надиту , посвященный местному богу войны Забабе . В Кише существовал гагу, которым руководил чиновник, называемый вакил надиатим, в котором проживал [45] Как и в надиту Шамаша, его жители не вступали в брак. [6]

Тексты из Телля Ишали, предположительно древнего Неребтума, города в царстве Эшнунна , [46] не содержат много информации о религиозных деятелях, но упоминают пять женщин, обозначенных как надиту , трое из которых, Курритум, Амат-Шамаш и Аджа-белет-матим, явно идентифицированы как находящиеся на службе Шамаша. [47]

Предполагаемая ссылка на надиту Нинсианны Андреа на печати Урука времен правления Рим-Анума, скорее всего, является неверным толкованием, поскольку этот человек носит мужское имя Бел-Анум, что, наряду с повторным исследованием оставшихся следов титула, приводит Сери пришел к выводу, что имелся в виду офис Гуду 4 , [48] Аккадский пашишум , «помазанник», известный как класс религиозного персонала. [49]

Положение надиту дополнительно сравнивалось с положением других подобных групп женщин, известных из древневавилонских источников, таких как кадишту , кулмашиту и угбабту . [50] [6] Мартен Стол утверждает, что полностью разделить эти группы сложно. [51]

  1. ^ Jump up to: а б с Шарлах 2007 , с. 67.
  2. ^ Jump up to: а б Шарлах 2007 , с. 69.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Шарлах 2007 , с. 68.
  4. ^ Барберон 2014 , с. 268.
  5. ^ Stol 2016 , p. 586.
  6. ^ Jump up to: а б с Де Граф 2023 , с. 10.
  7. ^ Jump up to: а б с Шарлах 2007 , с. 71.
  8. ^ Stol 2016 , p. 587.
  9. ^ Jump up to: а б с Шарлах 2007 , с. 70.
  10. ^ Барберон 2014 , стр. 267–268.
  11. ^ Jump up to: а б Харрис 1975 , с. 5.
  12. ^ Jump up to: а б с д Харрис 1975 , с. 308.
  13. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 261.
  14. ^ Jump up to: а б Харрис 1975 , с. 303.
  15. ^ Jump up to: а б Харрис 1975 , с. 305.
  16. ^ Ричардсон 2010 , с. 331.
  17. ^ Jump up to: а б Ричардсон 2010 , с. 333.
  18. ^ Jump up to: а б Харрис 1975 , с. 306.
  19. ^ Харрис 1975 , с. 7.
  20. ^ Jump up to: а б Барберон 2014 , с. 270.
  21. ^ Jump up to: а б Stol 2016 , p. 585.
  22. ^ Де Граф 2023 , с. 11.
  23. ^ Де Граф 2023 , стр. 15–16.
  24. ^ Jump up to: а б Харрис 1975 , с. 309.
  25. ^ Джордж 2003 , с. 816.
  26. ^ Ричардсон 2010 , с. 343.
  27. ^ Де Граф 2023 , с. 24.
  28. ^ Май 2018 , с. 150.
  29. ^ Jump up to: а б Ричардсон 2022 , с. 333.
  30. ^ Jump up to: а б Ричардсон 2022 , с. 320.
  31. ^ Ричардсон 2022 , стр. 326–327.
  32. ^ Ричардсон 2010 , с. 329.
  33. ^ Ричардсон 2010 , стр. 329–330.
  34. ^ Ричардсон 2010 , с. 334.
  35. ^ Ричардсон 2010 , с. 335.
  36. ^ Jump up to: а б с Барберон 2014 , с. 273.
  37. ^ Барберон 2014 , с. 269.
  38. ^ Барберон 2014 , стр. 268–269.
  39. ^ Барберон 2014 , с. 272.
  40. ^ Де Граф 2023 , стр. 23–24.
  41. ^ Барберон 2014 , с. 274.
  42. ^ Jump up to: а б Стоун 1982 , с. 55.
  43. ^ Jump up to: а б Стоун 1982 , с. 57.
  44. ^ Jump up to: а б Стоун 1982 , с. 56.
  45. ^ Саллабергер 2016 , с. 165.
  46. ^ Древновская 2019 , стр. 221–222.
  47. ^ Древновская 2019 , стр. 224.
  48. ^ Серия 2013 , с. 199.
  49. ^ Серия 2013 , с. 198.
  50. ^ Барберон 2014 , с. 267.
  51. ^ Stol 2016 , p. 590.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bcd61ce4bdac1e0a5dc4bbb3c7f850f8__1722791640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/f8/bcd61ce4bdac1e0a5dc4bbb3c7f850f8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nadītu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)