Дилбат
Расположение | Мухафаза Бабиль , Ирак |
---|---|
Координаты | 32 ° 17'44 "N 44 ° 27'58" E / 32,29556 ° N 44,46611 ° E |
Тип | урегулирование |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1879, 1989, 2017-2023 |
Археологи | Хормузд Рассам, Дж. А. Армстронг, Марьям Омран, Хайдер Альмамор |
Состояние | Разрушенный |
Право собственности | Общественный |
Публичный доступ | Да |
Дилбат (современный Телль-эд-Дулейм или Телль-эль-Дейлам ) — древний ближневосточный город, расположенный в 25 километрах к югу от Вавилона на восточном берегу Западного Евфрата в современной мухафазе Бабиль в Ираке . Он расположен в 15 км к юго-востоку от древнего города Борсиппа . Ранее предполагалось, что место Телль-Мухаттат (также Телль-Мухаттат), расположенное в 5 километрах от него, было Дилбатом. Зиккурат » Э -ибе-Ану, посвященный Урашу — второстепенному местному божеству, отличному от богини земли Ураш , располагался в центре города и упоминался в « Эпосе о Гильгамеше . [1]
История
[ редактировать ]Дилбат был основан в период III ранней династии (середина III тысячелетия до н.э.). Известно, что он был оккупирован, по крайней мере, в течение аккадского , старовавилонского, после оккупационного перерыва или нескольких столетий, позднекасситского , сасанидского и раннеисламского периодов. Также известно, что он участвовал в различных битвах середины I века до нашей эры, в которых участвовали интересы нововавилонцев, неоассирийцев и Ахеменидов. Это был ранний сельскохозяйственный центр, выращивавший однозерновую пшеницу и производивший продукцию из тростника. [2] Он находился на канале Арахтум. [3]
Алумбиуму был правителем древневавилонского периода города Марада , примерно в то же время, что и вавилонский правитель Суму-ла-Эль . [3] Одним из названий его года было «Год Алумбиуму, захватившего Дилбат». [4]
Археология
[ редактировать ]
Участок Телль-эль-Дейлам занимает площадь около 15 гектаров и достигает высоты около 6,5 метров. Место отмечено грабительскими ямами, главным образом в северной части восточного кургана. На западной окраине участка находится мусульманская святыня. [5] Он состоит из двух курганов: небольшого треугольного западного кургана с остатками 1-го тысячелетия до нашей эры и раннеисламских останков, а также более крупного восточного кургана неправильной формы, примерно 500 метров в окружности, с остатками 1-3 тысячелетий до нашей эры. В 1850-х годах французская группа под руководством Жюля Опперта посетила этот район и исследовала близлежащий участок Телль-Мухаттат, сообщив, что он состоит из остатков одного большого сооружения парфянского или сасанидского периодов. [6] Дилбат был ненадолго раскопан в 1879 году Хормуздом Рассамом (как Тель-Дайллам), который обнаружил на этом месте три небольшие клинописные таблички, в основном нововавилонского периода. [7]
Это место было разработано в 1989 году Дж. А. Армстронгом из Восточного института Чикаго, начиная с обследования поверхности. [8] [9] [10] [11] Были открыты три зондирования (А, Б и С). При зондировании A и B были обнаружены дома древневавилонского периода, вырытые с поздней касситской династии гончарными печами периода . Зондирование C показало дома и захоронения раннего династического периода III и аккадского периода. Были найдены две фрагментарные клинописные таблички и, в контексте Исина-Ларсы, кирпич с надписью правителя Ура III Амар-Сина . [12]
Раскопки факультета археологии Вавилонского университета начались в 2017 году и продлились как минимум до 2023 года. Первый сезон проводила Марьям Омран, а второй - Хайдер Альмамор. Начались работы на восточном кургане рядом с более ранним Звучанием C, и был обнаружен храм городского бога касситского периода. Храм имел внутренние и внешние стены и множество ворот. [13] В 2023 году магнитно-градиометрическая съемка была проведена на северо-западной части Телль-эль-Дейлама. [14] Десять кирпичей с надписями, найденные на месте, принадлежали одному из двух касситской династии царей по имени Куригалзу ( Куригальзу I , Куригалзу II ).
«Для Ураша, главного господина, советника(?) неба и земли, его господин Куригалзу, призванный богом Аном, который слушает Энлиля, построил «Э-Ибби-Анум» (вар. «Э-иби -Ана»), его любимый храм, в Дилбате». [15]
Хотя сам Дилбат пока раскопан археологами лишь незначительно, многочисленные таблички оттуда попали на рынок антиквариата за прошедшие годы в результате несанкционированных раскопок. [16] [17]
Бог-покровитель
[ редактировать ]
В Дилбате, как и во многих других месопотамских поселениях, было свое божество-покровитель Ураш, мужское божество, отличное от более известной богини Ураш, связанной с Ану . [18] Его считали богом земледелия и воином. [19] похож на Нинурту .
Ураш считался отцом Наная , богини любви из окружения Инанны . [20] а также второстепенное божество подземного мира Лагамаль , [21] почитался в Сузах как служитель Иншушинака больше, чем в Месопотамии. [22] Ураш также был мужем Нинегал («госпожа дворца»), и у них был совместный храм. [23] о чем свидетельствует ассирийский отчет о его реконструкции, предпринятой по приказу Ашур-этил-илани . [24]
Одни из ворот Вавилона , те, что вели в Дилбат, были названы в честь бога Ураша . [5] Девятый год имени древневавилонского правителя Сабиума сообщает о перестройке храма Ураша «Год (Сабий) восстановил дом/храм Ибби-Анума» (му е2 и-би2-а-ну-ум му-ун-гибил). [25] Нововавилонский правитель Навуходоносор II (605–562 до н. э.) утверждает в тексте: «Я отремонтировал Эибби Анум в Дилбате для моего господина Ураша». [26]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ [1] Стивен Лэнгдон, «Эпос о Гильгамеше. Фрагмент легенды о Гильгамеше в старовавилонской клинописи», 1919 г.
- ^ А. Годдерис, «Экономика и общество в Северной Вавилонии», Петерс, 2002, ISBN 90-429-1123-9
- ^ Jump up to: а б Йоффи, Норман, «Аспекты продажи земли в Месопотамии», американский антрополог, том. 90, нет. 1, стр. 119–30, 1988 г.
- ^ Лиманс, В.Ф., «Король Алумбиуму», Журнал клинописных исследований, том. 20, нет. 1, стр. 48–49, 1966 г.
- ^ Jump up to: а б [2] Абед, Гадир Ахмед, Джвад Кадхим Мании и Джаффар Хусейн Али, «Некоторые инженерные свойства древних огнеупорных кирпичей, обнаруженных на археологическом участке Дилбат, к югу от города Хилла», Иракский геологический журнал, стр. 121-130, 2022 год
- ^ Опперт, Дж., «Научная экспедиция в Месопотамию, выполненная по приказу правительства с 1851 по 1854 год», Париж, 1857–1863 гг.
- ^ [3] Хормузд Рассам и Роберт Уильям Роджерс, «Ассур и земля Нимрода», Куртс и Дженнингс, 1897 г.
- ^ [4] Армстронг, Дж. А., «Обследование поверхности в Телль-эль-Дейламе», Sumer 47, стр. 28–29, 1995 г.
- ^ Дж. А. Армстронг, «Возвращение к Дилбату: проект Телль аль-Дейлам», Мар Сипри, том. 3, нет. 1, стр, 1-4, 1990 г.
- ^ Джеймс А. Армстронг, «К западу от Эдина: Телль аль-Дейлам и вавилонский город Дилбат», Библейский археолог, том. 55, нет. 4, стр. 219-226, 1992 г.
- ^ Армстронг, Джеймс А., «Поздняя старовавилонская керамика из области B в Телль-эд-Дейламе (Дилбат)», в C. Breniquet/C. Кепински (Hg.), Études mesopotamiennes. Recueil de textes Offert à Jean-Louis Huot, Париж, стр. 1–20, 2001 г.
- ^ «Раскопки в Ираке 1989-1990», Ирак, том. 53, стр. 169–82, 1991 г.
- ^ Омран, М., Х.А. Орайби [Алмамори] / К.Дж. Салман (2019): natā'iϧ tanqībāt Талл ад-Дайлам (Дилбат). аль-маусим аль-авваль 2017 [= Результаты раскопок в Телль-ат-Дейламе (Дилбат). Первый сезон 2017], Шумер 65, 3–34 (арабская часть)
- ^ [5] Хаваджа, Ахмед Муслим и др. «Использование градиентометрической техники для поиска археологических объектов в Телль-эль-Дейламе, к югу от города Вавилон, в центре Ирака», Серия конференций IOP: Наука о Земле и окружающей среде. Том. 1300. № 1, Издательство ИОП, 2024.
- ^ [6] Хайдер Орайби Альмамори и Алекса Бартельмус, «Новый свет на Дилбат: Касситская строительная деятельность в храме Ураша «Э-Ибби-Анум» в Телль-эль-Дейламе», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 111, ешь. 2, 2021 г.
- ^ SG Koshurnikov, "A Family Archive from Old Babylonian Dilbat", Vestnik Drevnii Istorii, vol. 168, pp. 123-133, 1984
- ^ С.Г. Кошурников и Н. Йоффи, «Старые вавилонские таблички из Дилбата в Ашмоловском музее», Ирак, том. 48, стр. 117–130, 1986 г.
- ^ М. Креберник, Ураш А. [в:] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie vol. 14, 2014, с. 404; Обратите внимание, что в электронном издании случайно поменяны местами авторы записи о двух божествах по имени Ураш и географическом местоположении в Малой Азии.
- ^ Ч. Лиликвист, Клад Дилбата , Журнал Метрополитен-музея 29, 1994, стр. 6; обратите внимание, в статье опечатка, вместо "Нинегал" упоминается "Нингал"
- ^ О. Древновска-Рымарц, Месопотамская богиня Наная , 2008, стр. 139.
- ^ К. ван дер Торн, Миграция и распространение местных культов [в:] А. Шурс, К. Ван Лерберг (ред.), Иммиграция и эмиграция на древнем Ближнем Востоке: Festschrift E. Lipinski , 1995, стр. 368
- ^ WG Ламберт, Лагамал [в] Настоящий лексикон ассириологии и ближневосточной археологии, том 6, 1983, с. 418-419
- ^ Г. Де Клерк, Богиня Нинегал/Белет-екаллим по древневосточным источникам 3-го и 2-го тысячелетий до нашей эры. до н.э. со сводкой хеттских упоминаний и упоминаний I тысячелетия. в. ( диссертация ), 2004, с. 17, сноска 80: «Нинегал и Ураш, городской бог Дилбата, образуют здесь пару. См. Unger, RLA 2 («Дилбат») 222 о храме Нинегал в Дилбате и ее поклонении как жене Ураша. О двойная фигура божества Ураша также пишет Киенаст в: Fs van Dijk (1985) 112f.: Он известен как бог-мужчина, как городской бог Дилбата и вообще в северной Вавилонии, с другой стороны, божество может быть; женщина («земля») и связана с Ан стать».
- ^ SW Холлоуэй, Ашшур - король! Ашшур — король!: Религия в осуществлении власти в Неоассирийской империи , 2002, с. 254
- ^ «Названия годов Сабиума [CDLI Wiki]» . cdli.ox.ac.uk.
- ^ Да Рива, Росио, «Призма Навуходоносора II (EŞ 7834): новое издание», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 103, № 2, стр. 196-229, 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шарпен, Доминик, «Хурритская ономастика в Дильбате и ее исторические последствия», М.-Т. Барреле (Hg.), Методология и критика I: проблемы, касающиеся хурритов. Центр археологических исследований, Публикации УРА 8, стр. 51-70, 1977 г.
- МИФАО 26 Готье, Жозеф - Архивы семьи из Дилбата во времена первой вавилонской династии (1908 г.) Жозеф Этьен Готье, «Архивы семьи из Дильбата во времена первой вавилонской династии», Каир, 1908 г.
- Кленгель, Хорст, «Исследования социальных условий в старовавилонском Дилбате», Altorientalische Forschungsen 4.JG, стр. 63–110, 1976.
- Кобаяши, Ёситака, «Сравнительное исследование древневавилонских теофорных имен из Дилбата, Хармала и Эд-Дера», Acta Sumerologica Hiroshima 2, стр. 67–80, 1980 г.
- Кошурников С., "Городские руководители, губернаторы и бургомистры: Правовой акт, царское управление и община в древнем вавилонском городе Дилбат", Вестник древней истории, т. 1, с. 194, с. 76-93, 1990 г.
- Лиманс, Вильгельмус Франсуа, «Старовавилонские тексты из Дилбата, Сиппара и других мест», Нидерландский институт Ближнего Востока, 2023 г.
- Мэтью В. Столпер, «Поздние ахеменидские тексты из Дилбата», Ирак, том. 54, стр. 119–139, 1992 г.
- Унгер, Экхард, «Топография города Дилбат (с двумя пластинами)», Archive Orientální 3.1, стр. 21–48, 1931 г.
- Унгер, Экхард, «Дилбат», в Э. Эбелинге и Б. Мейснере (ред.), Reallexikon der Assyriologie 2, Берлин/Лейпциг, стр. 218–225, 1938 г.