мосты
мосты | |
---|---|
Сельскохозяйственный бог | |
Главный культовый центр | Дилбат |
Генеалогия | |
Родители | возможно, Ану |
Супруга | Нинегал |
Дети | Наная, Лагамаль |
Эквиваленты | |
Хеттский эквивалент | Шувалият |
Ураш ( Ураш ) был месопотамским богом , который был божеством-покровителем Дилбата . Он был богом земледелия и в этом качестве часто ассоциировался с Нинуртой . Его женой была богиня Нинегал , а его детьми — божество подземного мира Лагамаль , которое, как и он, было связано с Дилбатом, и богиня любви Наная .
Ураш иногда появляется в мифах, но они сохранились лишь в небольших, поздних фрагментах.
Функции
[ редактировать ]Ураш был богом-покровителем Дилбата, современного Телль-эль-Дейлама в иракской провинции Бабиль . [ 1 ] Его характер считался подобным Нинурте, с упором на роль земледельческого божества, о чем свидетельствуют пояснительные тексты, в которых он упоминался как «Нинурта мотыги», «календаря» или «фермера-арендатора». [ 2 ] В позднем комментарии (KAR 142) он является членом группы, названной «семью Нинуртами». [ 3 ] Другой поздний текст описывает его как « Мардука насаждения». [ 4 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Бог Ураш, которому поклонялись в Дилбате, не был тем же самым, что и Ураш , супруга Ану . [ 5 ] Свидетельства поклонения последнему редки. [ 6 ] и в отличие от богини Дилбата она была главным образом космогоническим божеством. [ 7 ] Тем не менее связь между Ану и мужчиной-Урашем существовала, о чем свидетельствует упоминание первого в названии главного храма последнего, Э-ибби-Анум, и Уилфред Г. Ламберт предполагает, что их, вероятно, рассматривали как отца и сына. [ 8 ]
Женой Ураша была Нинегал, [ 3 ] в Дилбате связан с Нунгалем . [ 9 ] Однако в списке богов Ан = Анум (но не в других источниках [ 10 ] ) его супругой вместо этого является Нин-уру, «госпожа города», возможно, отождествляемая с Белет-али, чье имя имеет то же значение на аккадском языке, [ 11 ] хотя последнее имя также интерпретировалось как эпитет радужной богини Манзат , которая была связана с благополучием городов. [ 12 ]
К божествам, считающимся его детьми, относятся Наная, [ 13 ] иногда называла его первенцем, [ 14 ] и Лагамаль. [ 15 ] В Дилбате находился храм, посвященный Лагамалю. [ 16 ] и проявления личной преданности, такие как использование формулы «слуга Лагамаля», распространены в документах из этого места. [ 17 ] В нововавилонском списке богов из храма Набу в Вавилоне он появляется сразу после Ураша и Нинегала. [ 18 ]
Суккалом Ураша был Ипте-бит(ам), имя которого означает «он открыл дом». [ 3 ] Божество, носящее имя Ипте-бита, также встречается в позднем тексте как одна из двух «дочерей Э-ибби-Анума», наряду с Белет-Эанни. [ 19 ] Основываясь на том факте, что аналогичные пары «Дочерей Эсагила» и «Дочерей Эзиды» идентифицируются как члены дворов Сарпанита и предположил Наная соответственно, в частности, как их парикмахеры, Эндрю Р. Джордж , что эти пары богинь представляли как служанок в доме главного божества или божеств данного храма. [ 20 ]
В списках богов Вейднера и Ниппура Ураш встречается рядом с такими божествами, как Нинурта, Забаба , Нинегал и Лагамал. [ 13 ]
В хеттских источниках логограмма д УРАШ обозначает бога растительности Шувалията , хотя его имя также можно перевести как д НИН.УРТА. [ 21 ] В более широком смысле оно могло также обозначать приравненного к нему хурритского Ташмишу. [ 22 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самые старые свидетельства об Ураше относятся к периоду Ура III . [ 13 ] Его главным храмом был Э-ибби-Анум, «Ану вызвал его к жизни». [ 2 ] Названия храмов, обозначающие одно божество как создателя храма другого, необычны, и только один пример засвидетельствован в клинописных текстах, Е- д эа-ба-ни («дом, Эа — его строитель»), местонахождение которого, а также божество, которому он был посвящен, остаются неизвестными. [ 2 ] Он и его храм в Дилбате упоминаются в год имени древневавилонского царя Сабиума . [ 23 ] упоминается в прологе к Кодексу Хаммурапи . Он также [ 24 ]
Один из касситских правителей, носивший имя Куригалзу, оставил после себя надпись, согласно которой он построил Э-ибби-Анум, в которой обращается к Урашу как к «первейшему господину» и «советнику неба и земли». [ 25 ] В настоящее время трудно определить, почему царь заявил, что он построил новый храм, а не отремонтировал уже существовавший, поскольку есть свидетельства того, что в Дилбате уже в старовавилонский период был храм Ураша, носивший такое же имя. [ 26 ] Хайдер Орайби Альмамори и Алекса Бартлемус предполагают, что Куригалзу I, упомянутым правителем скорее является чем Куригалзу II , основываясь на сходстве с его надписями из Ниппура , где он построил новый храм Энлиля , Экуригибару. [ 27 ]
К более поздним правителям, оставившим после себя надписи, относящиеся к Э-ибби-Анум Ураша, относятся Ашур-этил-илани и Навуходоносор II . [ 28 ]
Урашу еще поклонялись в Дилбате в ранние времена Ахеменидов . [ 23 ] хотя жители города потеряли любые религиозно мотивированные привилегии (например, освобождение от налогов), которыми они могли пользоваться раньше, а в одном административном документе даже упоминается, что некоторые из них были доставлены на бывшую эламскую территорию, находящуюся под персидским контролем, в качестве подневольных рабочих. [ 29 ]
Помимо Дилбата, Урашу поклонялись также в Вавилоне, Кише , Сиппаре , Ларсе , Ассуре , Ниппуре и Телль-Эгрейне. [ 30 ]
Мифология
[ редактировать ]Миф, известный только по одной плохо сохранившейся табличке из Ура, Ураша и Мардука , по-видимому, описывает, как Мардук создал растительную жизнь для Ураша. [ 24 ] Вполне возможно, что он был составлен раньше, в старовавилонский или касситский период, и возник в Дилбате. [ 31 ]
В другом позднем фрагментарном мифе, озаглавленном , Уилфредом Г. Ламбертом «Поражение Энмешарры» Ураш упоминается как один из десяти богов, получивших определенные города в качестве своих владений после восхождения Мардука на трон Ану. [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альмамори и Бартельмус 2021 , с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б с Альмамори и Бартельмус 2021 , с. 184.
- ^ Перейти обратно: а б с Креберник 2014 , с. 405.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 264–265.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 101.
- ^ Креберник 2014 , с. 403.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 311–312.
- ^ Ламберт 2013 , с. 312.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 618.
- ^ Ламберт 2013 , с. 346.
- ^ Креберник 2014 , стр. 404–405.
- ^ Ламберт 2013 , с. 345.
- ^ Перейти обратно: а б с Креберник 2014 , с. 404.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 127–128.
- ^ Ламберт 1983 , с. 419.
- ^ Marchesi & Marchetti 2019 , стр. 5–6.
- ^ Маркези и Маркетти 2019 , стр. 6.
- ^ Беренс и Кляйн 1998 , с. 346.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 113.
- ^ Джордж 2000 , с. 295.
- ^ Тарача 2009 , стр. 55.
- ^ Тарача 2009 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Альмамори и Бартельмус 2021 , с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 311.
- ^ Альмамори и Бартельмус 2021 , с. 182.
- ^ Альмамори и Бартельмус 2021 , с. 186.
- ^ Альмамори и Бартельмус 2021 , с. 183.
- ^ Альмамори и Бартельмус 2021 , с. 176.
- ^ Альмамори и Бартельмус 2021 , стр. 174–175.
- ^ Креберник 2014 , стр. 405–406.
- ^ Ламберт 2013 , с. 313.
- ^ Ламберт 2013 , с. 295.
Библиография
[ редактировать ]- Альмамори, Хайдер Орайби; Бартельмус, Алекса (2021). «Новый свет на Дилбат». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 111 (2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 174–190. дои : 10.1515/za-2021-2002 . ISSN 0084-5299 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нунгал» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 9 марта 2022 г.
- Беренс, Герман; Кляйн, Джейкоб (1998), «Нинегалла» , Reallexikon der Assyriologie , получено 9 марта 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Джордж, Эндрю Р. (2000). «Четыре храмовых ритуала из Вавилона». Мудрость, боги и литература: исследования ассириологии в честь В. Г. Ламберта . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-004-0 . Проверено 7 марта 2022 г.
- Креберник, Манфред (2014), «Ураш А» , Reallexikon der Assyriologie , получено 9 марта 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1983), «Lāgamāl» , Reallexikon der Assyriologie , получено 9 марта 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1987), "Manziat/Mazzi'at/Mazzât/Mazzêt" , Reallexikon der Assyriologie , получено 9 марта 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Маркези, Джанни; Маркетти, Николо (2019). «Вавилонский чиновник в Тильмен-Хойюке во времена вавилонского царя Суму-ла-эля» . Ориенталия . 88 (1): 1–36. ISSN 0030-5367 . Проверено 9 марта 2022 г.
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрассовиц. ISBN 978-3447058858 .