Jump to content

мосты

мосты
Сельскохозяйственный бог
Главный культовый центр Дилбат
Генеалогия
Родители возможно, Ану
Супруга Нинегал
Дети Наная, Лагамаль
Эквиваленты
Хеттский эквивалент Шувалият

Ураш ( Ураш ) был месопотамским богом , который был божеством-покровителем Дилбата . Он был богом земледелия и в этом качестве часто ассоциировался с Нинуртой . Его женой была богиня Нинегал , а его детьми — божество подземного мира Лагамаль , которое, как и он, было связано с Дилбатом, и богиня любви Наная .

Ураш иногда появляется в мифах, но они сохранились лишь в небольших, поздних фрагментах.

Ураш был богом-покровителем Дилбата, современного Телль-эль-Дейлама в иракской провинции Бабиль . [ 1 ] Его характер считался подобным Нинурте, с упором на роль земледельческого божества, о чем свидетельствуют пояснительные тексты, в которых он упоминался как «Нинурта мотыги», «календаря» или «фермера-арендатора». [ 2 ] В позднем комментарии (KAR 142) он является членом группы, названной «семью Нинуртами». [ 3 ] Другой поздний текст описывает его как « Мардука насаждения». [ 4 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Бог Ураш, которому поклонялись в Дилбате, не был тем же самым, что и Ураш , супруга Ану . [ 5 ] Свидетельства поклонения последнему редки. [ 6 ] и в отличие от богини Дилбата она была главным образом космогоническим божеством. [ 7 ] Тем не менее связь между Ану и мужчиной-Урашем существовала, о чем свидетельствует упоминание первого в названии главного храма последнего, Э-ибби-Анум, и Уилфред Г. Ламберт предполагает, что их, вероятно, рассматривали как отца и сына. [ 8 ]

Женой Ураша была Нинегал, [ 3 ] в Дилбате связан с Нунгалем . [ 9 ] Однако в списке богов Ан = Анум (но не в других источниках [ 10 ] ) его супругой вместо этого является Нин-уру, «госпожа города», возможно, отождествляемая с Белет-али, чье имя имеет то же значение на аккадском языке, [ 11 ] хотя последнее имя также интерпретировалось как эпитет радужной богини Манзат , которая была связана с благополучием городов. [ 12 ]

К божествам, считающимся его детьми, относятся Наная, [ 13 ] иногда называла его первенцем, [ 14 ] и Лагамаль. [ 15 ] В Дилбате находился храм, посвященный Лагамалю. [ 16 ] и проявления личной преданности, такие как использование формулы «слуга Лагамаля», распространены в документах из этого места. [ 17 ] В нововавилонском списке богов из храма Набу в Вавилоне он появляется сразу после Ураша и Нинегала. [ 18 ]

Суккалом Ураша был Ипте-бит(ам), имя которого означает «он открыл дом». [ 3 ] Божество, носящее имя Ипте-бита, также встречается в позднем тексте как одна из двух «дочерей Э-ибби-Анума», наряду с Белет-Эанни. [ 19 ] Основываясь на том факте, что аналогичные пары «Дочерей Эсагила» и «Дочерей Эзиды» идентифицируются как члены дворов Сарпанита и предположил Наная соответственно, в частности, как их парикмахеры, Эндрю Р. Джордж , что эти пары богинь представляли как служанок в доме главного божества или божеств данного храма. [ 20 ]

В списках богов Вейднера и Ниппура Ураш встречается рядом с такими божествами, как Нинурта, Забаба , Нинегал и Лагамал. [ 13 ]

В хеттских источниках логограмма д УРАШ обозначает бога растительности Шувалията , хотя его имя также можно перевести как д НИН.УРТА. [ 21 ] В более широком смысле оно могло также обозначать приравненного к нему хурритского Ташмишу. [ 22 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Самые старые свидетельства об Ураше относятся к периоду Ура III . [ 13 ] Его главным храмом был Э-ибби-Анум, «Ану вызвал его к жизни». [ 2 ] Названия храмов, обозначающие одно божество как создателя храма другого, необычны, и только один пример засвидетельствован в клинописных текстах, Е- д эа-ба-ни («дом, Эа — его строитель»), местонахождение которого, а также божество, которому он был посвящен, остаются неизвестными. [ 2 ] Он и его храм в Дилбате упоминаются в год имени древневавилонского царя Сабиума . [ 23 ] упоминается в прологе к Кодексу Хаммурапи . Он также [ 24 ]

Один из касситских правителей, носивший имя Куригалзу, оставил после себя надпись, согласно которой он построил Э-ибби-Анум, в которой обращается к Урашу как к «первейшему господину» и «советнику неба и земли». [ 25 ] В настоящее время трудно определить, почему царь заявил, что он построил новый храм, а не отремонтировал уже существовавший, поскольку есть свидетельства того, что в Дилбате уже в старовавилонский период был храм Ураша, носивший такое же имя. [ 26 ] Хайдер Орайби Альмамори и Алекса Бартлемус предполагают, что Куригалзу I, упомянутым правителем скорее является чем Куригалзу II , основываясь на сходстве с его надписями из Ниппура , где он построил новый храм Энлиля , Экуригибару. [ 27 ]

К более поздним правителям, оставившим после себя надписи, относящиеся к Э-ибби-Анум Ураша, относятся Ашур-этил-илани и Навуходоносор II . [ 28 ]

Урашу еще поклонялись в Дилбате в ранние времена Ахеменидов . [ 23 ] хотя жители города потеряли любые религиозно мотивированные привилегии (например, освобождение от налогов), которыми они могли пользоваться раньше, а в одном административном документе даже упоминается, что некоторые из них были доставлены на бывшую эламскую территорию, находящуюся под персидским контролем, в качестве подневольных рабочих. [ 29 ]

Помимо Дилбата, Урашу поклонялись также в Вавилоне, Кише , Сиппаре , Ларсе , Ассуре , Ниппуре и Телль-Эгрейне. [ 30 ]

Мифология

[ редактировать ]

Миф, известный только по одной плохо сохранившейся табличке из Ура, Ураша и Мардука , по-видимому, описывает, как Мардук создал растительную жизнь для Ураша. [ 24 ] Вполне возможно, что он был составлен раньше, в старовавилонский или касситский период, и возник в Дилбате. [ 31 ]

В другом позднем фрагментарном мифе, озаглавленном , Уилфредом Г. Ламбертом «Поражение Энмешарры» Ураш упоминается как один из десяти богов, получивших определенные города в качестве своих владений после восхождения Мардука на трон Ану. [ 32 ]

  1. ^ Альмамори и Бартельмус 2021 , с. 174.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Альмамори и Бартельмус 2021 , с. 184.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Креберник 2014 , с. 405.
  4. ^ Ламберт 2013 , стр. 264–265.
  5. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 101.
  6. ^ Креберник 2014 , с. 403.
  7. ^ Ламберт 2013 , стр. 311–312.
  8. ^ Ламберт 2013 , с. 312.
  9. ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 618.
  10. ^ Ламберт 2013 , с. 346.
  11. ^ Креберник 2014 , стр. 404–405.
  12. ^ Ламберт 2013 , с. 345.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Креберник 2014 , с. 404.
  14. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 127–128.
  15. ^ Ламберт 1983 , с. 419.
  16. ^ Marchesi & Marchetti 2019 , стр. 5–6.
  17. ^ Маркези и Маркетти 2019 , стр. 6.
  18. ^ Беренс и Кляйн 1998 , с. 346.
  19. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 113.
  20. ^ Джордж 2000 , с. 295.
  21. ^ Тарача 2009 , стр. 55.
  22. ^ Тарача 2009 , с. 102.
  23. ^ Перейти обратно: а б Альмамори и Бартельмус 2021 , с. 175.
  24. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 311.
  25. ^ Альмамори и Бартельмус 2021 , с. 182.
  26. ^ Альмамори и Бартельмус 2021 , с. 186.
  27. ^ Альмамори и Бартельмус 2021 , с. 183.
  28. ^ Альмамори и Бартельмус 2021 , с. 176.
  29. ^ Альмамори и Бартельмус 2021 , стр. 174–175.
  30. ^ Креберник 2014 , стр. 405–406.
  31. ^ Ламберт 2013 , с. 313.
  32. ^ Ламберт 2013 , с. 295.

Библиография

[ редактировать ]
  • Альмамори, Хайдер Орайби; Бартельмус, Алекса (2021). «Новый свет на Дилбат». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 111 (2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 174–190. дои : 10.1515/za-2021-2002 . ISSN   0084-5299 .
  • Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN  978-3-7278-1738-0 .
  • Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нунгал» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 9 марта 2022 г.
  • Беренс, Герман; Кляйн, Джейкоб (1998), «Нинегалла» , Reallexikon der Assyriologie , получено 9 марта 2022 г.
  • Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN  0-931464-80-3 . ОСЛК   27813103 .
  • Джордж, Эндрю Р. (2000). «Четыре храмовых ритуала из Вавилона». Мудрость, боги и литература: исследования ассириологии в честь В. Г. Ламберта . Айзенбрауны. ISBN  978-1-57506-004-0 . Проверено 7 марта 2022 г.
  • Креберник, Манфред (2014), «Ураш А» , Reallexikon der Assyriologie , получено 9 марта 2022 г.
  • Ламберт, Уилфред Г. (1983), «Lāgamāl» , Reallexikon der Assyriologie , получено 9 марта 2022 г.
  • Ламберт, Уилфред Г. (1987), "Manziat/Mazzi'at/Mazzât/Mazzêt" , Reallexikon der Assyriologie , получено 9 марта 2022 г.
  • Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN  978-1-57506-861-9 . OCLC   861537250 .
  • Маркези, Джанни; Маркетти, Николо (2019). «Вавилонский чиновник в Тильмен-Хойюке во времена вавилонского царя Суму-ла-эля» . Ориенталия . 88 (1): 1–36. ISSN   0030-5367 . Проверено 9 марта 2022 г.
  • Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрассовиц. ISBN  978-3447058858 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c0453c21c3c5f9551a3d30b27b390f8__1671702360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/f8/7c0453c21c3c5f9551a3d30b27b390f8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Urash (god) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)