Входить
мосты | |
---|---|
Богиня земли | |
Генеалогия | |
Супруг | штукаджиг |
Дети | Амурру , Бау , Энки (иногда), Гештинанна (иногда), Ишкур , Иштаран , Лугальбанда (возможно), Нинисина , Нинкаррак , Нинсун (возможно) |
Ураш ( шумерский : 𒀭𒅁 , латинизированный: д Ураш ), или Ураш , была месопотамской богиней , считавшейся олицетворением земли. Ее не следует путать с одноименным мужским божеством, имевшим сельскохозяйственный характер и которому поклонялись в Дилбате . Она хорошо засвидетельствована в связи с Ану , чаще всего как его супруга, хотя также известны традиции, согласно которым она была одним из его предков или даже его альтернативным именем. Ее можно было приравнять к другим богиням, которых можно было считать его женами, а именно Ки и Анту , хотя они не всегда считались идентичными. Многочисленные божества считались детьми Ураша и Ану, например Нинисина и Ишкур . Однако в некоторых случаях существовало несколько генеалогий, например, Энки обычно считался сыном Намму и Гештинанны из Дуттура , хотя существуют тексты, описывающие их как детей Ураша. Доказательств поклонения Урашу не так много, хотя подношения ей упоминаются в документах периода Ура III , и вполне возможно, что у нее был храм в Ниппуре .
Имя и характер
[ редактировать ]Имя Ураша обычно представлялось клинописным знаком IB , которому обычно предшествовал так называемый «божественный определитель », ДИНГИР фонетические слоговые написания, такие как ur 5 -ra-aš или u 4 -ra-aš. , хотя в некоторых случаях встречаются и случаи, например, в списке богов An = Anum , как глоссы. [ 1 ] Точное происхождение названия является предметом споров, хотя принято считать, что независимо от того, произошло ли оно на шумерском или аккадском языке, под ним понималось «земля» или « пахва ». [ 2 ] Соответственно, Ураш считался обожествлением земли. [ 3 ] Ее характеризуют как первобытное божество, сравнимое в этом отношении с Ану или Намму . [ 4 ] В некоторых случаях Ураш мог быть вставлен в тексты, посвященные божествам Энки-Нинки , предкам Энлиля , из-за их общей связи с землей. [ 5 ]
Ураш также было именем мужского сельскохозяйственного божества, которому поклонялись в Дилбате , и в некоторых случаях неясно, имеется ли в виду он или богиня земли. [ 1 ] В An = Anum оба божества появляются в отдельных разделах. [ 6 ] Уилфред Дж. Ламберт дополнительно предположил, что возможный фонетический вариант термина ураш , снабженный префиксом нин , является вторым элементом теонима Нинурта . [ 7 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]штукаджиг
[ редактировать ]Ураш хорошо засвидетельствован как супруг Ану . [ 8 ] Франс Виггерманн прямо называет ее своей самой узнаваемой женой. [ 9 ] Она особенно часто появляется в связи с ним в текстах между аккадским и старовавилонским периодами. [ 10 ] В некоторых случаях невозможно определить, относится ли надпись AN IB только к Урашу ( д ураш ) или Ану и она в паре. [ 11 ] Как супругу Ану, к Урашу можно было обращаться как к белет-или , «царице богов», хотя в этом контексте это имя использовалось лишь как описательный эпитет, отражающий ее положение в месопотамском пантеоне , и не подразумевало приравнивание к богине. обычно обозначаемый им, Нинхурсаг . [ 12 ]
Известна также традиция, согласно которой Ураш был предком Ану: [ 13 ] например, из списка богов An = Anum . [ 14 ] В генеалогии Ану, которую Уилфред Г. Ламберт называет «Теогонией Ану», упоминается пара Ураш, здесь космогоническое земное божество мужского пола, и Нинураш, его женский аналог. [ 8 ] Ламберт предположил, что в этом контексте Ураша можно было рассматривать как потомка Намму или «вечного времени». [ 13 ] Он предполагает, что изначальные божества Дури и Дари, чьи имена, хотя и засвидетельствованы в шумерских текстах, были заимствованы из аккадской фразы «во веки веков», могли представлять последнюю концепцию. [ 15 ]
В ряде текстов Ураш рассматривается как имя самого Ану, что, как предполагается, связано с нечастым использованием слова ураш для обозначения неба, а не земли, что подтверждается, например, в Набниту , но детали этих событий неизвестны. [ 16 ]
Другие супруги Ану
[ редактировать ]Было отмечено, что тот факт, что помимо Ураша Ану мог быть в паре с другим земным божеством Ки , иногда мог привести к путанице. [ 11 ] хотя в конечном итоге это были отдельные фигуры. [ 12 ] Было высказано предположение, что Ану в паре с Ки представляли небо и землю как единство до их космологического разделения, а Ану и Ураш вместо этого отражали их более позднее разделенное состояние. [ 6 ] Другое предположение состоит в том, что Ураш представлял собой только пахотную поверхность земли, а не ее целостность. [ 17 ]
В списке богов, известном по поздним ассирийским копиям и ряду других источников, встречается двойное имя Ки-Ураш ( д ki-uraš , 𒀭𒆠𒅁 ), что указывает на то, что эти два слова можно объединить в одно обозначение земли как первобытного существа. [ 18 ] Двойное имя изначально было неправильно истолковано как д ki-ib неверно истолковано как ссылка на египетского бога Геба и поэтому Дэниелом Дэвидом Лакенбиллом , но это предложение было опровергнуто и от него отказались. [ 15 ] Во фрагментарном списке богов (КАВ 52 // 54 // 71) Ку-Ураш находится в паре с Алалой , фигурой, засвидетельствованной среди предков Ану в Ан = Анум . [ 19 ]
Лексический список древневавилонского периода приравнивает Ураша к Анту , еще одной богине, которую можно было бы поставить в пару с Ану. [ 19 ] Формула АН УРАШ, присутствующая на ряде печатей касситского периода, также может относиться к Ану и Анту. [ 20 ] Однако последний обычно не понимался как божественное представление земли. [ 21 ]
Дети
[ редактировать ]Как уже засвидетельствовано в гимнах, традиционно приписываемых Энхедуанне , многочисленные божества можно рассматривать как детей или внуков Ураша и Ану. [ 10 ] Примеры включают богинь медицины Нинисину и Нинкаррак . [ 22 ] а также Амурру , Бау и Иштаран . [ 10 ] Единственный источник, прямо упоминающий божество как мать Ишкура , также отводит эту роль Урашу, что можно считать продолжением его хорошо засвидетельствованного положения как сына Ану. [ 23 ] к Энки обращаются как к сыну Ураша и Ану В гимне «Ишме-Даган Е» (все названия гимнов соответствуют системе именования ETCSL ), но хотя в других местах Ану указывается как его отец, за этим единственным исключением считалось, что его мать была Намму . [ 9 ] Гештинанна описывается как дочь Ураша и Ану в гимне «Шульги П» , и, соответственно, царь, к которому обращаются как к ее брату, также неявно разделяет эту родословную. [ 24 ] Однако в другом месте мать этой богини идентифицируется как Дуттур . [ 25 ] В гимне, обозначенном как Нисаба А, одноименная богиня упоминается как ее дочь. [ 26 ] но у нее не было фиксированного происхождения. [ 27 ] Ураша также можно было считать матерью героя Лугальбанды , хотя свидетельства косвенные и ограничиваются одним отрывком из древневавилонской поэмы « Лугальбанда в горной пещере» , а в других произведениях акцент делается на отсутствие его имени. родители. [ 28 ] Кроме того, существуют доказательства того, что Нинсун считают дочерью Ураша. [ 29 ] хотя Ян Лисман утверждает, что, основываясь на раннединастическом мифе, ее родителей следует считать неизвестными, поскольку во время ее брака группа из нескольких богов выполняет роль, которая обычно принадлежит родителям. [ 28 ]
Возможно также, что тот факт, что мужчина -Ураш, которому поклонялись в Дилбате, считался сыном Ану, находился под влиянием отношений между последним и тезкой первого. [ 7 ]
Хотя Наная упоминалась и как дочь Ану, и как «первенец дочери Ураша», в данном случае имелось в виду мужское божество, и этот эпитет отражал существование двух отдельных традиций о ее происхождении, а не о происхождении от пары. Ураш и Ану. [ 6 ]
Поклонение
[ редактировать ]Хотя парные подношения Урашу и Ану встречаются редко, они засвидетельствованы в документах периода Ура III . [ 19 ] Ураш также упоминается в ряде древневавилонских писем, хотя она не часто появляется в этом контексте. [ 30 ] По мнению Джоан Гудник Вестенхольц , божество Ураш-Нибру, «Ураш города Ниппур», имевшее в этом месте храм , следует считать формой женского Ураша. [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Креберник 2014 , с. 401.
- ^ Креберник 2014 , стр. 401–402.
- ^ Ламберт 2013 , с. 407.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 17.
- ^ Ламберт 2013 , с. 415.
- ^ Перейти обратно: а б с Креберник 2014 , с. 404.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 312.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 311.
- ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1998 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б с Креберник 2014 , с. 402.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 408.
- ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1992 , с. 291.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 420.
- ^ Ламберт 2013 , с. 418.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 424.
- ^ Горовиц 1998 , с. 231.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 284.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 423–424.
- ^ Перейти обратно: а б с Креберник 2014 , с. 403.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 96.
- ^ Ламберт 2013 , с. 421.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 382–383.
- ^ Швемер 2001 , с. 168.
- ^ Креберник 2014 , стр. 402–403.
- ^ Эдзард 1971 , с. 300.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 68.
- ^ Ламберт 1999 , с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б Лисман 2019 , с. 75.
- ^ Кляйн 1981 , стр. 37.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 251.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 101.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Эдзард, Дитц-Отто (1971), «Geštinanna» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 6 апреля 2023 г.
- Горовиц, Уэйн (1998). Месопотамская космическая география . Айзенбрауны. ISBN 978-0-931464-99-7 . Проверено 06 апреля 2023 г.
- Кляйн, Джейкоб (1981), Три гимна Шульги: шумерские королевские гимны, прославляющие царя Ура Шульги , издательство Bar-Ilan University Press, ISBN 9652260185 , OCLC 1333355368
- Креберник, Манфред (2014), «Ураш А» , Reallexikon der Assyriologie , получено 6 апреля 2023 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1999). «Литературные тексты из Нимруда» . Архив востоковедения . 46/47. Архив восточных исследований (AfO) / Институт востоковедения: 149–155. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41668445 . Проверено 8 апреля 2023 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Лисман, Ян (2019). «(Начавшийся) брак Лугальбанды и Нинсумуна» . Журнал Древнего Ближневосточного общества «Ex Oriente Lux» (JEOL) . 47 . Лейден: Голландское древнее ближневосточное общество «Ex Oriente Lux». ISSN 0075-2118 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Вестенхольц, Джоан Г. (2010). «Нинкаррак – аккадская богиня в шумерском обличье». О богах и людях . Блестящий. стр. 377–405. дои : 10.1163/9789004187474_020 . ISBN 9789004187481 .
- Виггерманн, Франс AM (1992). «Мифологические основы природы» . Явления природы: их значение, изображение и описание на древнем Ближнем Востоке . Амстердам, Северная Голландия: Королевская академия искусств и наук Нидерландов. ISBN 0-444-85759-1 . OCLC 32242903 .
- Виггерманн, Франс AM (1998), "Nammu" , Reallexikon der Assyriologie , получено 6 апреля 2023 г.