Энхедуанна
Энхедуанна | |
---|---|
![]() Энхедуанна, верховная жрица Нанны ( ок. 23 век до н.э. ) | |
Занятие | И жрица |
Язык | Старый шумерский |
Национальность | Аккадская империя |
Жанр | Гимн |
Предмет | Нанна , Инанна |
Известные работы |
|
Родственники | Саргон Аккадский (отец) |
![]() |
Известные шумеры |
---|
Додинастические короли |
Первая династия Киша |
Первая династия Урука |
Первая династия Ура |
|
2-я династия Урука |
Первая династия Лагаша |
Династия Адаба |
Третья династия Киша |
Третья династия Урука |
Династия Аккада |
2-я династия Лагаша |
5-я династия Урука |
династия Ура 3- я |
Энхедуанна ( шумерский : 𒂗𒃶𒌌𒀭𒈾 [1] Энхедуанна , также транслитерируемая как Энхедуана , Эн-хе2-ду7-ан-на или варианты) была энту (высшей) жрицей бога луны Нанны (Син) в шумерском городе-государстве Ур во времена правления ее отца, Аккадский ( Саргон 2334 . – гг . до 2279 н.э.) Вероятно, ее отец назначил ее лидером религиозной группы в Уре, чтобы укрепить связи между аккадской религией ее отца и местной шумерской религией.
Энхедуанна прославилась как самый ранний известный автор по имени в мировой истории, поскольку в ряде произведений шумерской литературы , таких как « Возвышение Инанны» , она изображена как рассказчик от первого лица, а в других произведениях, таких как « Шумерские храмовые гимны», можно идентифицировать она как их автор. ведутся серьезные споры Однако среди современных ассириологов на основе лингвистических и археологических оснований относительно того, действительно ли она написала или сочинила какие-либо из заново открытых произведений, которые ей приписывают. Кроме того, единственные рукописи приписываемых ей произведений были написаны писцами Первой Вавилонской империи через шесть столетий после ее жизни и написаны на более позднем диалекте шумерского языка , чем она могла бы говорить. Эти писцы, возможно, приписывали ей эти произведения как часть легендарных повествований о династии Саргона Аккадского в более поздних вавилонских традициях.
Культурная память об Энхедуанне и приписываемые ей произведения были утеряны спустя некоторое время после распада Первой Вавилонской империи. Ее существование было впервые заново открыто современной археологией в 1927 году, когда сэр Леонард Вули раскопал Гипару в древнем городе Ур и нашел алебастровый диск с ее именем, связью с Саргоном Аккадским и родом занятий, написанными на реверсе. Позже упоминания о ее имени были обнаружены в раскопанных произведениях шумерской литературы, что положило начало расследованию ее потенциального авторства этих произведений. Археологическое повторное открытие Энхедуанны привлекло в наше время значительное внимание и научные дебаты, связанные с ее потенциальным приписыванием ей статуса первого известного названного автора. Она также привлекла значительное внимание в феминизме, а приписываемые ей работы также изучались как ранний прародитель классической риторики . Английские переводы ее произведений вдохновили на создание ряда литературных адаптаций и представлений.
Фон
[ редактировать ]Отцом Энхедуанны был Саргон из Аккада . [2] основатель Аккадской империи. В сохранившейся надписи Саргон называет себя «Саргоном, царем Аккада, надзирателем ( машким ) Инанны , царем Киша , помазанником ( гуда ) Ану , царем земли [Месопотамии], правителем ( энси ) Энлиля ». [3] Надпись прославляет завоевание Урука и поражение Лугал-заге-си , которого Саргон привел «в ошейнике к воротам Энлиля»: [3] [4] Затем Саргон завоевал Ур и «опустошил» территорию от Лагаша до моря. [5] в конечном итоге завоевав в общей сложности как минимум 34 города.

Ирен Дж. Винтер утверждает, что Саргон, завоевав Ур, вероятно, стремился «укрепить связи аккадской династии с традиционным шумерским прошлым в важном культовом и политическом центре Ура». [6] назначив Энхедуанну на важную должность в местном шумерском культе бога луны. Уинтер утверждает, что, вероятно, должность, на которую она была назначена, уже существовала заранее, и что ее назначение на эту роль и приписывание Нанне помогли бы ей создать синкретизм между шумерской религией и семитской религией . После Энхедуанны роль верховной жрицы продолжали выполнять члены королевской семьи. Джоан Гудник Вестенхольц предполагает, что роль верховной жрицы, похоже, имела такой же уровень чести, как и роль короля; будучи верховной жрицей Нанны, Энхедуанна служила бы воплощением Нингаль , супруги Нанны, что придавало бы ее действиям божественную власть. [7] Однако, хотя гипару в Уре , где поклонялись жрице Нанне, были тщательно изучены археологами, у нас нет точной информации о том, каковы были их обязанности. [8]
Восстание Лугаль-Ане
[ редактировать ]К концу правления внука Саргона Нарам-Сина многочисленные бывшие города-государства восстали против центральной власти Аккада. По намекам в песне Нин ме шара («Возвышение Инаны») события можно реконструировать с точки зрения Энхедуанны: к власти в городе Уре пришел некий Лугал-Ане, который в качестве нового правителя призывал легитимность городского бога Нанны. Лугал-Ане, вероятно, идентичен Лугал-Ан-на или Лугал-Ан-не, который упоминается в древних вавилонских литературных текстах о войне как царь Ура. Судя по всему, Лугал-Ане потребовал, чтобы верховная жрица и супруга лунного бога Энхедуанны подтвердила его принятие власти. Эн-Хеду-анна, как представительница династии Саргонидов, отказалась, после чего была отстранена от должности и изгнана из города. Упоминание о храме Э-эшдам-ку указывает на то, что она тогда нашла убежище в городе Гирсу. В этом изгнании она сочинила песню Nin me šara , исполнение которой было призвано убедить богиню Инанну (как Иштар, богиню-покровительницу ее династии) вмешаться от имени Аккадской империи. [9]
Царю Нарам-Сину удалось подавить восстание Лугал-Ане и других царей и восстановить центральную власть Аккада на оставшиеся годы своего правления. Вероятно, Энхедуанна затем вернулась в свой офис в городе Ур. [ нужна ссылка ]
Археологический артефакт
[ редактировать ]
В 1927 году в ходе раскопок в Уре британский археолог сэр Леонард Вулли обнаружил разбитый на несколько частей алебастровый диск, который с тех пор был реконструирован. На обратной стороне диска Энхедуанна идентифицируется как жена Нанны и дочь Саргона Аккадского . На лицевой стороне изображена верховная жрица, стоящая в поклонении, в то время как то, что было интерпретировано как обнаженная мужская фигура, совершает возлияние. [10] Ирен Винтер заявляет, что «учитывая расположение и внимание к деталям» центральной фигуры, «ее идентифицировали как Энхедуанну». [11] Две печати с ее именем, принадлежавшие ее слугам и относящиеся к саргоническому периоду, были раскопаны в Гипару в Уре. [12]
Две работы, приписываемые Энхедуанне, «Возвышение Инанны» и «Инанна и Эбих», сохранились в многочисленных рукописях благодаря их присутствию в «Декаде », продвинутой учебной программе для писцов в Первой Вавилонской империи XVIII и XVII веков до нашей эры. [13] Блэк и др. предполагают, что «возможно, Энхедуанна сохранилась в писцовой литературе» благодаря «продолжающемуся увлечению династией ее отца Саргона Аккадского ». [14]
Приписанные работы
[ редактировать ]Первым человеком, связавшим диск и печати с литературными произведениями, раскопанными в Ниппуре, был Адам Фалькенштейн , который заметил, что Храмовые гимны и два гимна Инанне: «Возвышение Инанны» и еще один «Гимн Инанне» (в то время еще не реконструированный) содержал ссылки на Энхедуанну. Валькенштейн предположил, что это может быть свидетельством авторства Энхедуанны, но признал, что гимны известны только с позднего старовавилонского периода и что потребуется проделать дополнительную работу по построению и анализу полученных текстов, прежде чем можно будет сделать какие-либо выводы. [15] В 1989 году Вестенхольц предположил, что Инанна и Эбих, а также два других гимна, посвященные Нанне в Уре , также могли быть написаны ею. [16]
Храмовые гимны
[ редактировать ]
Гимны были реконструированы на основе 37 табличек из Ура и Ниппура , большинство из которых датируются периодами Ура III и Старого Вавилона . Каждый гимн посвящен определенному божеству из шумерского пантеона и городу, с которым божество было связано, и, возможно, способствовал созданию синкретизма между родной шумерской религией и семитской религией Аккадской империи . [17] Однако некоторые из этих стихотворений, такие как гимн 9, обращенный к храму обожествленного царя Сулги из поздней Третьей династии Ура , не могли быть написаны Энхедуанной или кем-либо в Аккадской империи , что показывает, что сборник мог получить дополнительные стихи со временем. [18]
Первый перевод сборника на английский язык был выполнен Оке В. Сьёбергом , который также утверждал, что упоминание «индекса» или колофона из двух строк в конце композиции, по-видимому, приписывает ей составление предыдущего текста. [19] Однако Блэк показывает, что в большинстве рукописей строка, следующая за этим колофоном, содержащая количество строк 42-го и последнего гимна, демонстрирует, что предыдущие две строки являются частью 42-го гимна. Блэк заключает, что: «В лучшем случае... было бы разумно принять заявление об авторстве или редакторстве (Энхедуанны)» [20] только для Гимна 42, последнего гимна в сборнике.

Гимны, посвященные Инанне
[ редактировать ]Возвышение Инанны
[ редактировать ]Нин ме шара («Хозяйка бесчисленного меня»; современные переводы включают также «Воздвижение Инаны / Инана Б» ) — гимн богине Инанне из 154 строк. По мнению Клауса Вильке, этот текст «принадлежит к самому сложному, что существует в шумерской литературной традиции». [21] Первое полное издание « Нин ме шара» было выпущено Халло Ван Дейком в 1968 году. [22] Принципиально новое издание, основанное на более широкой текстовой основе, а также недавних лингвистических исследованиях и текстовой критике, было опубликовано Аннетт Зголл в 1997 году. [23] с дальнейшими улучшениями в Zgoll 2014 [24] и 2021 год. [25]
В произведении говорится о восстании Лугаль-Ане и изгнании Энхедуанны. Вероятно, написанная в изгнании в Джирсу , песня призвана убедить богиню Инанну вмешаться в конфликт в пользу Энхедуанны и династии Саргониан. Чтобы достичь этого, в тексте создается миф: Ан, царь богов, наделяет богиню Инанну божественными силами и заставляет ее исполнять свой приговор над всеми городами Шумера, делая ее самой правительницей страны и самой могущественной из всех. все боги. Когда теперь город Ур восстает против ее правления, Инанна выносит над ним свой приговор и приказывает казнить его Нанне, городскому богу Ура и ее отцу. Таким образом, Инанна стала владычицей неба и земли и, таким образом, получила возможность навязывать свою волю даже первоначальным высшим богам (Ану и Нанне), что привело к разрушению Ура и Лугал-Ане. [26]
Гимн Инанне
[ редактировать ], также называемый «Великосердной госпожой» или «Отважной госпожой» ( incipit in-nin ša-gur-ra ), Гимн Инанне который лишь частично сохранился во фрагментарной форме, изложен Блэком и др. как состоящий из трех частей: вводный раздел (строки 1–90), подчеркивающий «боевые способности» Инанны; длинный средний раздел (строки 91–218), который служит прямым обращением к Инанне, перечисляя ее многочисленные положительные и отрицательные силы и утверждая ее превосходство над другими божествами, и заключительный раздел (219–274), рассказанный Энхедуанной, который существует. в весьма фрагментарном виде. [27]
Блэк и др. предполагают, что из-за фрагментарного характера заключительной части неясно, сочинила ли гимн Энхедуанна, заключительная часть была добавлена позже, или ее имя было добавлено к стихотворению позже, в древневавилонский период, из «желания приписать его ее ". [27] Они также отмечают, что в заключительном разделе также упоминаются «некоторые исторические события, которые невозможно объяснить». [27] Это стихотворение также содержит потенциальную отсылку к событиям, описанным в «Инанне и Эбихе» , что побудило Вестенхольца предположить, что это стихотворение также могло быть написано Энхедуанной. [16]
Первый английский перевод этой работы был сделан Сьёбергом в 1975 году. [28]
Инанна и Эбих
[ редактировать ]Гимн Инанна и Эбих ( incipit in-nin me-huš-a ) характеризуется Блэком и др. как «Инанна в образе воина». Стихотворение начинается с гимна Инанне как «госпоже битвы» (строки 1–24), затем переходит к повествованию самой Инанны от первого лица (строки 25–52), где она описывает месть, которую хочет отомстить горы Эбиха за отказ поклониться ей. [29]
Затем Инанна посещает бога неба Ана и просит его помощи (строки 53–111), но Ан сомневается в способности Инанны отомстить (строки 112–130). Это заставляет Инанну прийти в ярость и напасть на Эбиха (строки 131–159). Затем Инанна рассказывает, как она свергла Эбиха (строки 160–181), и стихотворение заканчивается восхвалением Инанны (строки 182–184). [29] «Мятежные земли» Эбиха, свергнутые в поэме, отождествляются с горным хребтом Джебель-Хамрин в современном Ираке . [29] Блэк и др. описывают эти земли как «дом кочевых варварских племен, которые в шумерской литературе фигурируют как силы разрушения и хаоса», которые иногда необходимо «взять под божественный контроль». [29]
Гимны, посвященные Нанне
[ редактировать ]Два гимна, посвященные Нанне, названы Вестенхольцем как «Гимн хвалы Экишнугалу и Нанне в честь [] Успения Нанны» ( incipit e ugim ea ) и «Гимн хвалы Энхедуанне» ( incipit потерянный). Второй гимн очень фрагментарен. [16]
Спор об авторстве
[ редактировать ]Вопрос об авторстве стихов Энхедуанны стал предметом серьезных дискуссий. [30] Пока привет [31] и Оке Сьоберг [19] были первыми, кто окончательно подтвердил авторство Энхедуанны приписываемых ей произведений, другие ассириологи, включая Мигеля Сивила и Джереми Блэка, выдвинули аргументы, отвергающие или сомневающиеся в авторстве Энхедуанны. Сивил высказал предположение, что «Энхедуанна» относится не к имени, а к статусу ЭН -жрицы, которую занимала дочь Саргона Аккадского. [32]

Что касается стихов Инанны и Нанны, Блэк и др. утверждают, что в лучшем случае все рукописные источники датируются по меньшей мере шестью веками позже того времени, когда она могла бы жить, и что они были найдены в обстановке писцов , а не в ритуальных помещениях, и что «сохранившиеся источники не обнаруживают никаких следов древнешумерского ... невозможно предположить, как мог выглядеть этот предполагаемый оригинал». [14]
Несмотря на эти опасения, Халло говорит, что до сих пор нет оснований сомневаться в авторстве этих работ Энхедуанны. Алло, отвечая Мигелю Сивилу , не только продолжает поддерживать [33] Энхедуанна является автором всех приписываемых ей работ, но отвергает «чрезмерный скептицизм» в ассириологии в целом и отмечает, что «вместо того, чтобы ограничивать выводы, которые они делают из нее», другим ученым следует учитывать «обильные текстовые документы из Месопотамии. ... предоставляет ценный ресурс для отслеживания истоков и эволюции бесчисленных аспектов цивилизации». [34]
Подводя итог дискуссии, Пол А. Дельнеро, профессор ассириологии в Университете Джонса Хопкинса , отмечает, что «атрибуция является исключительной и противоречит практике анонимного авторства в тот период; она почти наверняка послужила приданию этим сочинениям еще большего авторитета и значение, чем они имели бы в противном случае, а не документировать историческую реальность». [35]
Влияние и наследие
[ редактировать ]Энхедуанна привлекла значительное внимание феминизма . В интервью BBC Radio 4 ассириолог Элеонора Робсон приписывает это феминистскому движению 1970-х годов , когда через два года после посещения лекции Сайруса Х. Гордона в 1976 году американский антрополог Марта Вейгл представила Энхедуанну аудитории ученых-феминисток как « первый известный автор в мировой литературе» со вступительным эссе «Женщины как словесные артисты: возвращение сестер Энхедуанны». [36] Робсон говорит, что после этой публикации «феминистский образ Энхедуанны... как фигуры исполнения желаний» стал популярным. [37] Вместо того, чтобы быть «поэтессой-пионеркой» феминизма, [37] Робсон заявляет, что изображение Энхедуанны из сохранившихся произведений XVIII века до нашей эры вместо этого изображает ее как «политический и религиозный инструмент ее отца». [38] Робсон также подчеркивает, что не существует «доступа к тому, что думала или делала Энхедуанна». [37] или «доказательство того, что (Энхедуанна) умел писать», [39] но как верховная жрица и дочь Саргона Аккадского Энхедуанна была «вероятно, самой привилегированной женщиной своего времени». [39]
Энхедуанна также рассматривалась как один из первых теоретиков риторики. Роберта Бинкли находит в «Возвышении Инанны» и свидетельства изобретательности классических способов убеждения . [40] Халло, опираясь на работу Бинкли, сравнивает последовательность Гимна Инанне , Инанне и Эбиху , а также Возвышение Инанны с библейской Книгой Амоса , и считает оба эти свидетельства «зарождения риторики в Месопотамии ». [41]
См. также
[ редактировать ]- Адад-гуппи – ассирийская жрица бога луны Сина.
- Анна Комнен – византийский историк (1083–1153).
- Диотима Мантинейская - древнегреческая женщина или вымышленная фигура в «Пире» Платона.
- Гипатия – александрийский астроном и математик (умерла в 415 г.)
- Кушим – шумерский человек, ок. 3400–3000 до н.э.
- Пуаби – царица Ура
- Список женщин-поэтов
- Список археологически подтвержденных женщин из древнего Средиземноморья
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эбелинг 1938 , с. 373.
- ^ Блэк и др. 2006 , стр. 315–316.
- ^ Jump up to: а б Крамер 2010 , с. 324.
- ^ Курт 1995 , стр. 49.
- ^ Фрейн 1993 , стр. 10–12.
- ^ Зима, Ирен (2010). Об искусстве Древнего Ближнего Востока: с третьего тысячелетия до нашей эры БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-17499-3 .
- ^ Вестенхольц 1989 , с. 549.
- ^ Годотти 2016 , с. 137 .
- ^ Зголл 1997 , стр. 38–42.
- ^ Jump up to: а б Зима 2009 года , с. 69.
- ^ Зима 2009 г. , с. 68.
- ^ Уидок 1975 .
- ^ Блэк и др. 2006 , с. 299.
- ^ Jump up to: а б Блэк и др. 2006 , стр. 334–335.
- ^ Фалькенштейн 1958 .
- ^ Jump up to: а б с Вестенхольц 1989 .
- ^ Робертс 1972 , стр. 145–147.
- ^ Черный 2002 .
- ^ Jump up to: а б Сьёберг и Бергманн, 1969 .
- ^ Блэк 2002 , с. 3.
- ^ Зголль 1997 , с. 30.
- ^ Привет и ван Дейк 1968 .
- ^ Зголл 1997 .
- ^ Зголль 2014 .
- ^ Зголль 2021 .
- ^ Зголл 1997 , стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б с Блэк и др. 2006 , стр. 98–99.
- ^ Сьёберг 1975 .
- ^ Jump up to: а б с д Блэк и др. 2006 , с. 334.
- ^ Гласснер 2009 .
- ^ Hallo & van Dijk 1968 , стр. 1–11.
- ^ Гражданский 1980 .
- ^ Привет 2010 , с. 673.
- ^ Привет 1990 , с. 187.
- ^ Дельнеро 2016 .
- ^ Вейгл 1978 .
- ^ Jump up to: а б с Робсон и Минамор, 2017 г. , 10:11–10:39.
- ^ Робсон и Минамор, 2017 , 9:35–9:40.
- ^ Jump up to: а б Робсон и Минамор, 2017 г. , 9:40–9:54.
- ^ Бинкли 2004 , стр. 47–49.
- ^ Привет 2010 , стр. 127–128.
Ссылки
[ редактировать ]- Бинкли, Роберта А. (2004). «Риторика происхождения и другое: чтение древней фигуры Энхедуанны». В Липсоне, Кэрол; Бинкли, Роберта А. (ред.). Риторика до и за пределами греков . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 47–59. ISBN 978-0-7914-6100-6 .
- Блэк, Джереми (2002). «Эн-хеду-ана не является автором храмовых гимнов» (PDF) . Краткие и полезные ассириологические новости . 1 :2–4 . Проверено 10 декабря 2021 г.
- Блэк, Джереми; Каннингем, Грэм; Робсон, Элеонора; Золёми, Габор (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 .
- Гражданский, Мигель (1980). «Границы текстовой информации». Национальный центр научных исследований .
- Эбелинг, Эрих, изд. «Том 2 Бер - Эзур и дополнения». Эзур и дополнения . Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии (на немецком языке). Том 2. Берлин: Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-004450-8 . Проверено 11 декабря 2021 г.
- Дельнеро, Пол (1 июля 2016 г.). «Ученость и исследования в ранней Месопотамии». Журнал древней истории Ближнего Востока . 2 (2): 109–143. дои : 10.1515/janeh-2016-0008 . S2CID 133572636 .
- Фалькенштейн, Адам (1958). «Эхедуанна, дочь Саргона Аккадского». Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 52 (2): 129–131. ISSN 0373-6032 . JSTOR 23295714 .
- Фрейн, Дуглас (1993). Саргонский и Кутийский периоды, 2334-2113 гг. до н. э . Университет Торонто Пресс. стр. 10–12. ISBN 978-0-8020-0593-9 .
- Годотти, Альена (12 августа 2016 г.). «Культовые роли месопотамских женщин в конце III — начале II тысячелетий до нашей эры». В Будине, Стефани Линн; Турфа, Джин Макинтош (ред.). Женщины в древности: настоящие женщины древнего мира . Рутледж. ISBN 978-1-317-21990-3 .
- Гласснер, Жан-Жак (2009). «Эн-хеду-Ана, женщина-писательница в стране Шумер в 3-м тысячелетии?» . Топои. Восток-Запад . 10 (1): 219–231 . Проверено 12 декабря 2021 г.
- Привет, Уильям В.; ван Дейк, JJA (1968). Возвышение Инанны . Издательство Йельского университета.
- Привет, Уильям В. (1990). «Границы скептицизма». Журнал Американского восточного общества . 110 (2): 187–199. дои : 10.2307/604525 . JSTOR 604525 .
- Привет, Уильям В. (2010). Древнейшая в мире литература: исследования шумерской беллетристики . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-17381-1 .
- Хелле, Софус, «Энхедуана: Полное собрание стихотворений первого в мире автора», Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2023 г. ISBN 978-0300264173
- Крамер, Сэмюэл Ной (17 сентября 2010 г.). Шумеры: их история, культура и характер . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-45232-6 .
- Курт, Амели (1995). Древний Ближний Восток, 3000-330 гг . до н.э. Психология Пресс. ISBN 978-0-415-16763-5 .
- Ливерани, Марио (4 декабря 2013 г.). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . Рутледж. ISBN 978-1-134-75084-9 .
- Робертс, Джимми Джек Макби (1972). Самый ранний семитский пантеон . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0-8018-1388-3 .
- Робсон, Элеонора ; Минамор, Бриджит (15 октября 2017 г.). Линии сопротивления . Радио Би-би-си 4 . Проверено 9 декабря 2021 г.
- Сьёберг, Оке В.; Бергманн, Ойген (1969). Сборник шумерских храмовых гимнов . Джей Джей Огюстен.
- Сьёберг, Оке В. (1 января 1975 г.). «ин-нин ша-гур4-ра. Гимн богине Инанне эн-жрицы Энкедуанны». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии (на немецком языке). 65 (2): 161–253. дои : 10.1515/зава.1975.65.2.161 . ISSN 1613-1150 . S2CID 161560381 .
- Уидок, Пенелопа Н. (1975). «Гипару в Уре». Ирак . 37 (2): 101–128. дои : 10.2307/4200011 . ISSN 0021-0889 . JSTOR 4200011 . S2CID 163852175 .
- Вейгле, Марта (осень 1978 г.). «Женщины как словесные артисты: возвращение сестер Энхедуанны». Frontiers: Журнал женских исследований . 3 (3): 1–9. дои : 10.2307/3346320 . JSTOR 3346320 .
- Вестенхольц, Джоан Гудник (1989). «Энкедуанна, Эн-Жрица, Курица Нанны, Супруга Нанны». У Беренса, Германа; Лодинг, Дарлин; Рот, Марта Т. (ред.). ДУМУ-Э-ДУБ-БА-А: Исследования в честь Оке В. Сьёберга . Филадельфия, Пенсильвания: Университетский музей. стр. 539–556. ISBN 0-934718-98-9 .
- Зима, Ирен (2009). «Женщины на публике: диск Энхедуанны, начало служения Эн-Жрицы и вес визуальных свидетельств». Зимой, Ирен (ред.). Об искусстве Древнего Ближнего Востока, том II: с третьего тысячелетия до нашей эры . БРИЛЛ. стр. 65–84. ISBN 978-90-474-2845-9 .
- Зголл, Аннет (1997). Судебное дело Эн-Хеду-Ана в песне Нин-ме-шара . Мюнстер: Угарит-Верлаг. стр. 38–42. ISBN 3-927120-50-2 . ОСЛК 37629393 .
- Зголль, Аннет (2014). «Нин-ме-шара - Мифы как аргументационное оружие в ритуальной песне верховной жрицы Эн-Кеду-Ана». В Яновский, Бернд; Швемер, Дэниел (ред.). Тексты мудрости, мифы и эпосы . Тексты из среды Ветхого Завета. Новый эпизод 8. Гютерсло: Издательство Gütersloher. стр. 5–67. дои : 10.14315/9783641219949-003 . ISBN 978-3-641-21994-9 . S2CID 198766340 .
- Зголль, Аннет (2021). «Иннана и Эн-Кеду-ана: взаимное расширение возможностей и миф ИННАНА ЗАВОЕВЫВАЕТ УР». В Дросс-Крюпе, Керстин; Финк, Себастьян (ред.). Восприятие и (само)презентация влиятельных женщин в древнем мире, Материалы 8-го семинара Меламму, Кассель, 31 января - 1 февраля 2019 г. Семинары и монографии Меламму. Том. 4. Мюнстер: Зафон. стр. 13–56. ISBN 978-3-96327-138-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Прайк, Луиза М. (2017). «Энхедуанна и древняя литература». Иштар: Боги и герои. Лондон и Нью-Йорк, Рутледж, стр. 16–18. ISBN 978-1-138-86073-5
- Прайк, Луиза (12 февраля 2019 г.). «Скрытые женщины истории: Энхедуанна, принцесса, жрица и первая известная в мире писательница» . Разговор . Проверено 6 марта 2023 г.
- Вагенсоннер, Клаус (2020). «Между историей и художественной литературой — Энхедуана, первый поэт в мировой литературе» . В Висти-Лассене, Агнете; Вагенсоннер, Клаус (ред.). Женщины на заре истории . Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельская вавилонская коллекция. стр. 39–45. ISBN 978-1-7343420-0-0 . Проверено 13 декабря 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Вилке, Клаус (1972). «Текущий справочник сборника шумерских храмовых гимнов и фрагмент плача». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 62 (1). дои : 10.1515/зава.1972.62.1.35 . S2CID 163266334 .
- Винклер, Элизабет (19 ноября 2022 г.). «Борьба за то, чтобы найти первого в мире автора» . Житель Нью-Йорка . Проверено 20 ноября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Энхедуанна: первый в мире названный автор» . BBC Культура . 25 октября 2022 г. Проверено 28 октября 2022 г.
- Английские переводы произведений, приписываемых Энхедуанне, в Электронном текстовом корпусе шумерской литературы
- Артефакты, изображающие Энхедуанну
- Диск Энхедуанны в базе данных коллекций Пенсильванского музея
- В центре внимания диск Энхедуанны. Архивировано 9 декабря 2023 года в Wayback Machine (блог Пенсильванского музея).
- Диск Энхедуанны
- Печать Энхедуанны
- Рождение в 23 веке до нашей эры
- Смерти в 23 веке до нашей эры
- Писатели XXI века до нашей эры
- Женщины-писатели XXI века до нашей эры
- Духовенство 23 века до нашей эры
- Археологические открытия 1927 года.
- Аккадская империя
- Аккадский народ
- Древние азиатские женщины-писательницы
- Древние ближневосточные писцы
- Древние месопотамские женщины
- Древние поэты
- Древние жрицы
- Древние женщины-поэты
- Авторы гимнов
- Инанна
- шумерский народ
- Ур
- Женщины-писатели гимнов
- Женщины религиозные писатели
- Обожествленные женщины
- Дети Саргона Аккадского