Jump to content

Энхедуанна

Энхедуанна
Энхедуанна на алебастровом диске, обнаруженном Леонардом Вулли в Гипуре в Уре.
Энхедуанна, верховная жрица Нанны ( ок. 23 век до н.э. )
Занятие И жрица
Язык Старый шумерский
Национальность Аккадская империя
Жанр Гимн
Предмет Нанна , Инанна
Известные работы
  • Возвышение Инанны
  • Храмовые гимны
Родственники Саргон Аккадский (отец)

Литературный портал

Энхедуанна ( шумерский : 𒂗𒃶𒌌𒀭𒈾 [1] Энхедуанна , также транслитерируемая как Энхедуана , Эн-хе2-ду7-ан-на или варианты) была энту (высшей) жрицей бога луны Нанны (Син) в шумерском городе-государстве Ур во времена правления ее отца, Аккадский ( Саргон 2334 . гг . до 2279 н.э.) Вероятно, ее отец назначил ее лидером религиозной группы в Уре, чтобы укрепить связи между аккадской религией ее отца и местной шумерской религией.

Энхедуанна прославилась как самый ранний известный автор по имени в мировой истории, поскольку в ряде произведений шумерской литературы , таких как « Возвышение Инанны» , она изображена как рассказчик от первого лица, а в других произведениях, таких как « Шумерские храмовые гимны», можно идентифицировать она как их автор. ведутся серьезные споры Однако среди современных ассириологов на основе лингвистических и археологических оснований относительно того, действительно ли она написала или сочинила какие-либо из заново открытых произведений, которые ей приписывают. Кроме того, единственные рукописи приписываемых ей произведений были написаны писцами Первой Вавилонской империи через шесть столетий после ее жизни и написаны на более позднем диалекте шумерского языка , чем она могла бы говорить. Эти писцы, возможно, приписывали ей эти произведения как часть легендарных повествований о династии Саргона Аккадского в более поздних вавилонских традициях.

Культурная память об Энхедуанне и приписываемые ей произведения были утеряны спустя некоторое время после распада Первой Вавилонской империи. Ее существование было впервые заново открыто современной археологией в 1927 году, когда сэр Леонард Вули раскопал Гипару в древнем городе Ур и нашел алебастровый диск с ее именем, связью с Саргоном Аккадским и родом занятий, написанными на реверсе. Позже упоминания о ее имени были обнаружены в раскопанных произведениях шумерской литературы, что положило начало расследованию ее потенциального авторства этих произведений. Археологическое повторное открытие Энхедуанны привлекло в наше время значительное внимание и научные дебаты, связанные с ее потенциальным приписыванием ей статуса первого известного названного автора. Она также привлекла значительное внимание в феминизме, а приписываемые ей работы также изучались как ранний прародитель классической риторики . Английские переводы ее произведений вдохновили на создание ряда литературных адаптаций и представлений.

Отцом Энхедуанны был Саргон из Аккада . [2] основатель Аккадской империи. В сохранившейся надписи Саргон называет себя «Саргоном, царем Аккада, надзирателем ( машким ) Инанны , царем Киша , помазанником ( гуда ) Ану , царем земли [Месопотамии], правителем ( энси ) Энлиля ». [3] Надпись прославляет завоевание Урука и поражение Лугал-заге-си , которого Саргон привел «в ошейнике к воротам Энлиля»: [3] [4] Затем Саргон завоевал Ур и «опустошил» территорию от Лагаша до моря. [5] в конечном итоге завоевав в общей сложности как минимум 34 города.

Отец Энхедуанны, Саргон Аккадский , основал Аккадскую империю в 24 веке до нашей эры.

Ирен Дж. Винтер утверждает, что Саргон, завоевав Ур, вероятно, стремился «укрепить связи аккадской династии с традиционным шумерским прошлым в важном культовом и политическом центре Ура». [6] назначив Энхедуанну на важную должность в местном шумерском культе бога луны. Уинтер утверждает, что, вероятно, должность, на которую она была назначена, уже существовала заранее, и что ее назначение на эту роль и приписывание Нанне помогли бы ей создать синкретизм между шумерской религией и семитской религией . После Энхедуанны роль верховной жрицы продолжали выполнять члены королевской семьи. Джоан Гудник Вестенхольц предполагает, что роль верховной жрицы, похоже, имела такой же уровень чести, как и роль короля; будучи верховной жрицей Нанны, Энхедуанна служила бы воплощением Нингаль , супруги Нанны, что придавало бы ее действиям божественную власть. [7] Однако, хотя гипару в Уре , где поклонялись жрице Нанне, были тщательно изучены археологами, у нас нет точной информации о том, каковы были их обязанности. [8]

Восстание Лугаль-Ане

[ редактировать ]

К концу правления внука Саргона Нарам-Сина многочисленные бывшие города-государства восстали против центральной власти Аккада. По намекам в песне Нин ме шара («Возвышение Инаны») события можно реконструировать с точки зрения Энхедуанны: к власти в городе Уре пришел некий Лугал-Ане, который в качестве нового правителя призывал легитимность городского бога Нанны. Лугал-Ане, вероятно, идентичен Лугал-Ан-на или Лугал-Ан-не, который упоминается в древних вавилонских литературных текстах о войне как царь Ура. Судя по всему, Лугал-Ане потребовал, чтобы верховная жрица и супруга лунного бога Энхедуанны подтвердила его принятие власти. Эн-Хеду-анна, как представительница династии Саргонидов, отказалась, после чего была отстранена от должности и изгнана из города. Упоминание о храме Э-эшдам-ку указывает на то, что она тогда нашла убежище в городе Гирсу. В этом изгнании она сочинила песню Nin me šara , исполнение которой было призвано убедить богиню Инанну (как Иштар, богиню-покровительницу ее династии) вмешаться от имени Аккадской империи. [9]

Царю Нарам-Сину удалось подавить восстание Лугал-Ане и других царей и восстановить центральную власть Аккада на оставшиеся годы своего правления. Вероятно, Энхедуанна затем вернулась в свой офис в городе Ур. [ нужна ссылка ]

Археологический артефакт

[ редактировать ]
На Диске Энхедуанны, обнаруженном Леонардом Вулли, изображена верховная жрица, стоящая в поклонении, в то время как то, что было интерпретировано как обнаженная мужская фигура, совершает возлияние. [10]

В 1927 году в ходе раскопок в Уре британский археолог сэр Леонард Вулли обнаружил разбитый на несколько частей алебастровый диск, который с тех пор был реконструирован. На обратной стороне диска Энхедуанна идентифицируется как жена Нанны и дочь Саргона Аккадского . На лицевой стороне изображена верховная жрица, стоящая в поклонении, в то время как то, что было интерпретировано как обнаженная мужская фигура, совершает возлияние. [10] Ирен Винтер заявляет, что «учитывая расположение и внимание к деталям» центральной фигуры, «ее идентифицировали как Энхедуанну». [11] Две печати с ее именем, принадлежавшие ее слугам и относящиеся к саргоническому периоду, были раскопаны в Гипару в Уре. [12]

Две работы, приписываемые Энхедуанне, «Возвышение Инанны» и «Инанна и Эбих», сохранились в многочисленных рукописях благодаря их присутствию в «Декаде », продвинутой учебной программе для писцов в Первой Вавилонской империи XVIII и XVII веков до нашей эры. [13] Блэк и др. предполагают, что «возможно, Энхедуанна сохранилась в писцовой литературе» благодаря «продолжающемуся увлечению династией ее отца Саргона Аккадского ». [14]

Приписанные работы

[ редактировать ]

Первым человеком, связавшим диск и печати с литературными произведениями, раскопанными в Ниппуре, был Адам Фалькенштейн , который заметил, что Храмовые гимны и два гимна Инанне: «Возвышение Инанны» и еще один «Гимн Инанне» (в то время еще не реконструированный) содержал ссылки на Энхедуанну. Валькенштейн предположил, что это может быть свидетельством авторства Энхедуанны, но признал, что гимны известны только с позднего старовавилонского периода и что потребуется проделать дополнительную работу по построению и анализу полученных текстов, прежде чем можно будет сделать какие-либо выводы. [15] В 1989 году Вестенхольц предположил, что Инанна и Эбих, а также два других гимна, посвященные Нанне в Уре , также могли быть написаны ею. [16]

Храмовые гимны

[ редактировать ]
Руины Гипару (спереди), храмового комплекса, где Энхедуанна служила жрицей EN.

Гимны были реконструированы на основе 37 табличек из Ура и Ниппура , большинство из которых датируются периодами Ура III и Старого Вавилона . Каждый гимн посвящен определенному божеству из шумерского пантеона и городу, с которым божество было связано, и, возможно, способствовал созданию синкретизма между родной шумерской религией и семитской религией Аккадской империи . [17] Однако некоторые из этих стихотворений, такие как гимн 9, обращенный к храму обожествленного царя Сулги из поздней Третьей династии Ура , не могли быть написаны Энхедуанной или кем-либо в Аккадской империи , что показывает, что сборник мог получить дополнительные стихи со временем. [18]

Первый перевод сборника на английский язык был выполнен Оке В. Сьёбергом , который также утверждал, что упоминание «индекса» или колофона из двух строк в конце композиции, по-видимому, приписывает ей составление предыдущего текста. [19] Однако Блэк показывает, что в большинстве рукописей строка, следующая за этим колофоном, содержащая количество строк 42-го и последнего гимна, демонстрирует, что предыдущие две строки являются частью 42-го гимна. Блэк заключает, что: «В лучшем случае... было бы разумно принять заявление об авторстве или редакторстве (Энхедуанны)» [20] только для Гимна 42, последнего гимна в сборнике.

Древняя аккадская цилиндрическая печать с изображением Инанны , героини трех гимнов, приписываемых Энхедуанне, стоящей ногой на спине льва, ок. 2334–2154 гг. до н.э.

Гимны, посвященные Инанне

[ редактировать ]

Возвышение Инанны

[ редактировать ]

Нин ме шара («Хозяйка бесчисленного меня»; современные переводы включают также «Воздвижение Инаны / Инана Б» ) — гимн богине Инанне из 154 строк. По мнению Клауса Вильке, этот текст «принадлежит к самому сложному, что существует в шумерской литературной традиции». [21] Первое полное издание « Нин ме шара» было выпущено Халло Ван Дейком в 1968 году. [22] Принципиально новое издание, основанное на более широкой текстовой основе, а также недавних лингвистических исследованиях и текстовой критике, было опубликовано Аннетт Зголл в 1997 году. [23] с дальнейшими улучшениями в Zgoll 2014 [24] и 2021 год. [25]

В произведении говорится о восстании Лугаль-Ане и изгнании Энхедуанны. Вероятно, написанная в изгнании в Джирсу , песня призвана убедить богиню Инанну вмешаться в конфликт в пользу Энхедуанны и династии Саргониан. Чтобы достичь этого, в тексте создается миф: Ан, царь богов, наделяет богиню Инанну божественными силами и заставляет ее исполнять свой приговор над всеми городами Шумера, делая ее самой правительницей страны и самой могущественной из всех. все боги. Когда теперь город Ур восстает против ее правления, Инанна выносит над ним свой приговор и приказывает казнить его Нанне, городскому богу Ура и ее отцу. Таким образом, Инанна стала владычицей неба и земли и, таким образом, получила возможность навязывать свою волю даже первоначальным высшим богам (Ану и Нанне), что привело к разрушению Ура и Лугал-Ане. [26]

Гимн Инанне

[ редактировать ]

, также называемый «Великосердной госпожой» или «Отважной госпожой» ( incipit in-nin ša-gur-ra ), Гимн Инанне который лишь частично сохранился во фрагментарной форме, изложен Блэком и др. как состоящий из трех частей: вводный раздел (строки 1–90), подчеркивающий «боевые способности» Инанны; длинный средний раздел (строки 91–218), который служит прямым обращением к Инанне, перечисляя ее многочисленные положительные и отрицательные силы и утверждая ее превосходство над другими божествами, и заключительный раздел (219–274), рассказанный Энхедуанной, который существует. в весьма фрагментарном виде. [27]

Блэк и др. предполагают, что из-за фрагментарного характера заключительной части неясно, сочинила ли гимн Энхедуанна, заключительная часть была добавлена ​​позже, или ее имя было добавлено к стихотворению позже, в древневавилонский период, из «желания приписать его ее ". [27] Они также отмечают, что в заключительном разделе также упоминаются «некоторые исторические события, которые невозможно объяснить». [27] Это стихотворение также содержит потенциальную отсылку к событиям, описанным в «Инанне и Эбихе» , что побудило Вестенхольца предположить, что это стихотворение также могло быть написано Энхедуанной. [16]

Первый английский перевод этой работы был сделан Сьёбергом в 1975 году. [28]

Шумерская глиняная табличка с текстом поэмы «Инанна и Эбих» .

Инанна и Эбих

[ редактировать ]

Гимн Инанна и Эбих ( incipit in-nin me-huš-a ) характеризуется Блэком и др. как «Инанна в образе воина». Стихотворение начинается с гимна Инанне как «госпоже битвы» (строки 1–24), затем переходит к повествованию самой Инанны от первого лица (строки 25–52), где она описывает месть, которую хочет отомстить горы Эбиха за отказ поклониться ей. [29]

Затем Инанна посещает бога неба Ана и просит его помощи (строки 53–111), но Ан сомневается в способности Инанны отомстить (строки 112–130). Это заставляет Инанну прийти в ярость и напасть на Эбиха (строки 131–159). Затем Инанна рассказывает, как она свергла Эбиха (строки 160–181), и стихотворение заканчивается восхвалением Инанны (строки 182–184). [29] «Мятежные земли» Эбиха, свергнутые в поэме, отождествляются с горным хребтом Джебель-Хамрин в современном Ираке . [29] Блэк и др. описывают эти земли как «дом кочевых варварских племен, которые в шумерской литературе фигурируют как силы разрушения и хаоса», которые иногда необходимо «взять под божественный контроль». [29]

Гимны, посвященные Нанне

[ редактировать ]

Два гимна, посвященные Нанне, названы Вестенхольцем как «Гимн хвалы Экишнугалу и Нанне в честь [] Успения Нанны» ( incipit e ugim ea ) и «Гимн хвалы Энхедуанне» ( incipit потерянный). Второй гимн очень фрагментарен. [16]

Спор об авторстве

[ редактировать ]

Вопрос об авторстве стихов Энхедуанны стал предметом серьезных дискуссий. [30] Пока привет [31] и Оке Сьоберг [19] были первыми, кто окончательно подтвердил авторство Энхедуанны приписываемых ей произведений, другие ассириологи, включая Мигеля Сивила и Джереми Блэка, выдвинули аргументы, отвергающие или сомневающиеся в авторстве Энхедуанны. Сивил высказал предположение, что «Энхедуанна» относится не к имени, а к статусу ЭН -жрицы, которую занимала дочь Саргона Аккадского. [32]

Писцы Первой Вавилонской империи копировали шумерские литературные произведения, такие как «Возвышение Инанны», в рамках своего писцовского образования .

Что касается стихов Инанны и Нанны, Блэк и др. утверждают, что в лучшем случае все рукописные источники датируются по меньшей мере шестью веками позже того времени, когда она могла бы жить, и что они были найдены в обстановке писцов , а не в ритуальных помещениях, и что «сохранившиеся источники не обнаруживают никаких следов древнешумерского ... невозможно предположить, как мог выглядеть этот предполагаемый оригинал». [14]

Несмотря на эти опасения, Халло говорит, что до сих пор нет оснований сомневаться в авторстве этих работ Энхедуанны. Алло, отвечая Мигелю Сивилу , не только продолжает поддерживать [33] Энхедуанна является автором всех приписываемых ей работ, но отвергает «чрезмерный скептицизм» в ассириологии в целом и отмечает, что «вместо того, чтобы ограничивать выводы, которые они делают из нее», другим ученым следует учитывать «обильные текстовые документы из Месопотамии. ... предоставляет ценный ресурс для отслеживания истоков и эволюции бесчисленных аспектов цивилизации». [34]

Подводя итог дискуссии, Пол А. Дельнеро, профессор ассириологии в Университете Джонса Хопкинса , отмечает, что «атрибуция является исключительной и противоречит практике анонимного авторства в тот период; она почти наверняка послужила приданию этим сочинениям еще большего авторитета и значение, чем они имели бы в противном случае, а не документировать историческую реальность». [35]

Влияние и наследие

[ редактировать ]

Энхедуанна привлекла значительное внимание феминизма . В интервью BBC Radio 4 ассириолог Элеонора Робсон приписывает это феминистскому движению 1970-х годов , когда через два года после посещения лекции Сайруса Х. Гордона в 1976 году американский антрополог Марта Вейгл представила Энхедуанну аудитории ученых-феминисток как « первый известный автор в мировой литературе» со вступительным эссе «Женщины как словесные артисты: возвращение сестер Энхедуанны». [36] Робсон говорит, что после этой публикации «феминистский образ Энхедуанны... как фигуры исполнения желаний» стал популярным. [37] Вместо того, чтобы быть «поэтессой-пионеркой» феминизма, [37] Робсон заявляет, что изображение Энхедуанны из сохранившихся произведений XVIII века до нашей эры вместо этого изображает ее как «политический и религиозный инструмент ее отца». [38] Робсон также подчеркивает, что не существует «доступа к тому, что думала или делала Энхедуанна». [37] или «доказательство того, что (Энхедуанна) умел писать», [39] но как верховная жрица и дочь Саргона Аккадского Энхедуанна была «вероятно, самой привилегированной женщиной своего времени». [39]

Энхедуанна также рассматривалась как один из первых теоретиков риторики. Роберта Бинкли находит в «Возвышении Инанны» и свидетельства изобретательности классических способов убеждения . [40] Халло, опираясь на работу Бинкли, сравнивает последовательность Гимна Инанне , Инанне и Эбиху , а также Возвышение Инанны с библейской Книгой Амоса , и считает оба эти свидетельства «зарождения риторики в Месопотамии ». [41]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эбелинг 1938 , с. 373.
  2. ^ Блэк и др. 2006 , стр. 315–316.
  3. ^ Jump up to: а б Крамер 2010 , с. 324.
  4. ^ Курт 1995 , стр. 49.
  5. ^ Фрейн 1993 , стр. 10–12.
  6. ^ Зима, Ирен (2010). Об искусстве Древнего Ближнего Востока: с третьего тысячелетия до нашей эры БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-17499-3 .
  7. ^ Вестенхольц 1989 , с. 549.
  8. ^ Годотти 2016 , с. 137 .
  9. ^ Зголл 1997 , стр. 38–42.
  10. ^ Jump up to: а б Зима 2009 года , с. 69.
  11. ^ Зима 2009 г. , с. 68.
  12. ^ Уидок 1975 .
  13. ^ Блэк и др. 2006 , с. 299.
  14. ^ Jump up to: а б Блэк и др. 2006 , стр. 334–335.
  15. ^ Фалькенштейн 1958 .
  16. ^ Jump up to: а б с Вестенхольц 1989 .
  17. ^ Робертс 1972 , стр. 145–147.
  18. ^ Черный 2002 .
  19. ^ Jump up to: а б Сьёберг и Бергманн, 1969 .
  20. ^ Блэк 2002 , с. 3.
  21. ^ Зголль 1997 , с. 30.
  22. ^ Привет и ван Дейк 1968 .
  23. ^ Зголл 1997 .
  24. ^ Зголль 2014 .
  25. ^ Зголль 2021 .
  26. ^ Зголл 1997 , стр. 45–46.
  27. ^ Jump up to: а б с Блэк и др. 2006 , стр. 98–99.
  28. ^ Сьёберг 1975 .
  29. ^ Jump up to: а б с д Блэк и др. 2006 , с. 334.
  30. ^ Гласснер 2009 .
  31. ^ Hallo & van Dijk 1968 , стр. 1–11.
  32. ^ Гражданский 1980 .
  33. ^ Привет 2010 , с. 673.
  34. ^ Привет 1990 , с. 187.
  35. ^ Дельнеро 2016 .
  36. ^ Вейгл 1978 .
  37. ^ Jump up to: а б с Робсон и Минамор, 2017 г. , 10:11–10:39.
  38. ^ Робсон и Минамор, 2017 , 9:35–9:40.
  39. ^ Jump up to: а б Робсон и Минамор, 2017 г. , 9:40–9:54.
  40. ^ Бинкли 2004 , стр. 47–49.
  41. ^ Привет 2010 , стр. 127–128.
  • Бинкли, Роберта А. (2004). «Риторика происхождения и другое: чтение древней фигуры Энхедуанны». В Липсоне, Кэрол; Бинкли, Роберта А. (ред.). Риторика до и за пределами греков . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 47–59. ISBN  978-0-7914-6100-6 .
  • Блэк, Джереми (2002). «Эн-хеду-ана не является автором храмовых гимнов» (PDF) . Краткие и полезные ассириологические новости . 1 :2–4 . Проверено 10 декабря 2021 г.
  • Блэк, Джереми; Каннингем, Грэм; Робсон, Элеонора; Золёми, Габор (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-929633-0 .
  • Гражданский, Мигель (1980). «Границы текстовой информации». Национальный центр научных исследований .
  • Эбелинг, Эрих, изд. «Том 2 Бер - Эзур и дополнения». Эзур и дополнения . Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии (на немецком языке). Том 2. Берлин: Де Грюйтер. ISBN  978-3-11-004450-8 . Проверено 11 декабря 2021 г.
  • Дельнеро, Пол (1 июля 2016 г.). «Ученость и исследования в ранней Месопотамии». Журнал древней истории Ближнего Востока . 2 (2): 109–143. дои : 10.1515/janeh-2016-0008 . S2CID   133572636 .
  • Фалькенштейн, Адам (1958). «Эхедуанна, дочь Саргона Аккадского». Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 52 (2): 129–131. ISSN   0373-6032 . JSTOR   23295714 .
  • Фрейн, Дуглас (1993). Саргонский и Кутийский периоды, 2334-2113 гг. до н. э . Университет Торонто Пресс. стр. 10–12. ISBN  978-0-8020-0593-9 .
  • Годотти, Альена (12 августа 2016 г.). «Культовые роли месопотамских женщин в конце III — начале II тысячелетий до нашей эры». В Будине, Стефани Линн; Турфа, Джин Макинтош (ред.). Женщины в древности: настоящие женщины древнего мира . Рутледж. ISBN  978-1-317-21990-3 .
  • Гласснер, Жан-Жак (2009). «Эн-хеду-Ана, женщина-писательница в стране Шумер в 3-м тысячелетии?» . Топои. Восток-Запад . 10 (1): 219–231 . Проверено 12 декабря 2021 г.
  • Привет, Уильям В.; ван Дейк, JJA (1968). Возвышение Инанны . Издательство Йельского университета.
  • Привет, Уильям В. (1990). «Границы скептицизма». Журнал Американского восточного общества . 110 (2): 187–199. дои : 10.2307/604525 . JSTOR   604525 .
  • Привет, Уильям В. (2010). Древнейшая в мире литература: исследования шумерской беллетристики . Лейден: Брилл. ISBN  978-90-04-17381-1 .
  • Хелле, Софус, «Энхедуана: Полное собрание стихотворений первого в мире автора», Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2023 г. ISBN   978-0300264173
  • Крамер, Сэмюэл Ной (17 сентября 2010 г.). Шумеры: их история, культура и характер . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-45232-6 .
  • Курт, Амели (1995). Древний Ближний Восток, 3000-330 гг . до н.э. Психология Пресс. ISBN  978-0-415-16763-5 .
  • Ливерани, Марио (4 декабря 2013 г.). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . Рутледж. ISBN  978-1-134-75084-9 .
  • Робертс, Джимми Джек Макби (1972). Самый ранний семитский пантеон . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN  0-8018-1388-3 .
  • Робсон, Элеонора ; Минамор, Бриджит (15 октября 2017 г.). Линии сопротивления . Радио Би-би-си 4 . Проверено 9 декабря 2021 г.
  • Сьёберг, Оке В.; Бергманн, Ойген (1969). Сборник шумерских храмовых гимнов . Джей Джей Огюстен.
  • Сьёберг, Оке В. (1 января 1975 г.). «ин-нин ша-гур4-ра. Гимн богине Инанне эн-жрицы Энкедуанны». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии (на немецком языке). 65 (2): 161–253. дои : 10.1515/зава.1975.65.2.161 . ISSN   1613-1150 . S2CID   161560381 .
  • Уидок, Пенелопа Н. (1975). «Гипару в Уре». Ирак . 37 (2): 101–128. дои : 10.2307/4200011 . ISSN   0021-0889 . JSTOR   4200011 . S2CID   163852175 .
  • Вейгле, Марта (осень 1978 г.). «Женщины как словесные артисты: возвращение сестер Энхедуанны». Frontiers: Журнал женских исследований . 3 (3): 1–9. дои : 10.2307/3346320 . JSTOR   3346320 .
  • Вестенхольц, Джоан Гудник (1989). «Энкедуанна, Эн-Жрица, Курица Нанны, Супруга Нанны». У Беренса, Германа; Лодинг, Дарлин; Рот, Марта Т. (ред.). ДУМУ-Э-ДУБ-БА-А: Исследования в честь Оке В. Сьёберга . Филадельфия, Пенсильвания: Университетский музей. стр. 539–556. ISBN  0-934718-98-9 .
  • Зима, Ирен (2009). «Женщины на публике: диск Энхедуанны, начало служения Эн-Жрицы и вес визуальных свидетельств». Зимой, Ирен (ред.). Об искусстве Древнего Ближнего Востока, том II: с третьего тысячелетия до нашей эры . БРИЛЛ. стр. 65–84. ISBN  978-90-474-2845-9 .
  • Зголл, Аннет (1997). Судебное дело Эн-Хеду-Ана в песне Нин-ме-шара . Мюнстер: Угарит-Верлаг. стр. 38–42. ISBN  3-927120-50-2 . ОСЛК   37629393 .
  • Зголль, Аннет (2014). «Нин-ме-шара - Мифы как аргументационное оружие в ритуальной песне верховной жрицы Эн-Кеду-Ана». В Яновский, Бернд; Швемер, Дэниел (ред.). Тексты мудрости, мифы и эпосы . Тексты из среды Ветхого Завета. Новый эпизод 8. Гютерсло: Издательство Gütersloher. стр. 5–67. дои : 10.14315/9783641219949-003 . ISBN  978-3-641-21994-9 . S2CID   198766340 .
  • Зголль, Аннет (2021). «Иннана и Эн-Кеду-ана: взаимное расширение возможностей и миф ИННАНА ЗАВОЕВЫВАЕТ УР». В Дросс-Крюпе, Керстин; Финк, Себастьян (ред.). Восприятие и (само)презентация влиятельных женщин в древнем мире, Материалы 8-го семинара Меламму, Кассель, 31 января - 1 февраля 2019 г. Семинары и монографии Меламму. Том. 4. Мюнстер: Зафон. стр. 13–56. ISBN  978-3-96327-138-0 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6e654f7fc22b086f0c96f2404b5cb8e0__1721632740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/e0/6e654f7fc22b086f0c96f2404b5cb8e0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Enheduanna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)