История Шумера
История Шумера охватывает 5-3 тысячелетия до нашей эры в южной Месопотамии и включает доисторические периоды Убайд и Урук . Шумер был самой ранней известной цивилизацией региона, которая закончилась падением Третьей династии Ура примерно в 2004 году до нашей эры. За ним последовал переходный период аморейских государств перед возвышением Вавилонии в 18 веке до нашей эры.
Самое старое известное поселение на юге Месопотамии — Телль-эль-Уэйли . Шумеры утверждали, что их цивилизация, полностью сформировавшаяся, была принесена в город Эриду их богом Энки или его советником (или Абгаллу от ab = вода, гал = большой, lu = человек), Адапа У-ан ( оанны Бероса ) . Первые люди в Эриду принесли с собой самаррскую культуру из северной Месопотамии и отождествляются с периодом Убайда , однако неизвестно, были ли это шумеры (связанные позже с периодом Урука ).
Хронология
[ редактировать ]
- Даты приблизительные, подробности см. в конкретной статье.
- Урук III = период Джемдета Насра
Самые ранние города-государства
[ редактировать ]
Постоянное круглогодичное городское заселение могло быть вызвано интенсивными методами ведения сельского хозяйства. Работа, необходимая для содержания ирригационных каналов, требовала, а возникший в результате избыток продовольствия позволил обеспечить относительно высокую концентрацию населения. В центрах Эриду и Урука , двух самых ранних городов, последовательно создавались большие храмовые комплексы, построенные из сырцового кирпича. Развиваясь как небольшие святыни с самыми ранними поселениями, к периоду ранней династии I они превратились в самые впечатляющие сооружения в своих городах, каждое из которых было посвящено своему богу. С юга на север основные города-храмы, их главный храмовый комплекс и боги, которым они служили, [1] были
- Эриду , Э-Абзу , Энки
- Ур , Е-кишнугаль , Нанна (луна)
- Ларса , Э-баббар , Уту (солнце)
- Урук , Э-анна , Инана и Ан
- Бад-тибира , Э-муш , Думузи и Инана
- Гирсу , Э-нинну , Нингирсу
- Умма , Э-мах , Шара (сын Инаны из Забалама )
- Ниппур , Э-кур , Энлиль
- Шуруппак , Э-димгаланна , Суд (вариант Нинлиль , жены Энлиля)
- Марад , Э-игикаламма , Лугал-Марада (вариант Нинурты )
- Киш , ?, Нинхурсаг
- Сиппар , Э-баббар , Уту (солнце)
- Кутха , Э-меслам , Нергал
До 3000 г. до н.э. политическую жизнь города возглавлял царь-жрец ( энси ), которому помогал совет старейшин. [2] и основано на этих храмах, но неизвестно, как в городах светские правители приобрели известность с древнейших времен. [3] Развитие и система приема привели к созданию архаичных таблеток. [4] около 3500 г. до н.э. [5] –3200 г. до н.э. [6] а идеографическое письмо (около 3100 г. до н.э.) превратилось в логографическое письмо около 2500 г. до н.э. (и смешанную форму примерно к 2350 г. до н.э.). [7] Как шумеролог Кристофер Вудс [8] отмечается В «Самых ранних месопотамских письменах» : «Точная дата самых ранних клинописных текстов оказалась неуловимой, поскольку практически все таблички были обнаружены во вторичных археологических контекстах, в частности, в кучах мусора, которые не поддаются точному стратиграфическому анализу. очевидно изжившие себя, использовались вместе с другими отходами, такими как глиняные черепки, глиняные печати и битые сырцовые кирпичи, для засыпки фундаментов нового строительства, - следовательно, невозможно установить, когда таблички были написаны и использованы. " [9] Несмотря на это, предполагается, что идеи письма развивались по всему региону, по словам Тео Дж. Х. Криспина: [10] [11] в следующие сроки: [12]
Относительная стратиграфическая хронология

- А : в. 3400 г. до н.э.: цифровая табличка ; Б : в. 3300 г. до н. э.: цифровая табличка с логотипами ;
С : с. 3240 г. до н.э.: сценарий ( фонограммы ); Д : в. 3000 г. до н.э.: лексическое письмо.
- А : в. 3400 г. до н.э.: цифровая табличка ; Б : в. 3300 г. до н. э.: цифровая табличка с логотипами ;
История
[ редактировать ]Пред- и протоистория
[ редактировать ]Пред- . и протоистория южной Месопотамии разделена на периоды Убайд (ок. 6500–3800 до н.э.), Урук (ок. 4000–3100 до н.э.) и Джемдет Наср (ок. 3100–2900 до н.э.) Существуют научные разногласия относительно того, когда началось шумерское присутствие в регионе, хотя обычно предполагается, что шумерский язык использовался в южной Месопотамии к концу периода Урука. Некоторые ученые полагают, что шумеры мигрировали в этот район еще ок. 3600 г. до н.э., тогда как другие полагают, что шумерское присутствие восходит к раннему периоду Убайда или даже раньше. [13]
Ранний династический период
[ редактировать ]Раннединастический период начался после культурного разрыва с предшествующим периодом Джемдет Наср, который был датирован радиоуглеродом примерно 2900 г. до н.э., в начале раннего династического периода I. Пока не обнаружено никаких надписей, подтверждающих какие-либо имена царей, которые можно было бы отнести к периоду ранней династии I. Период ED I отличается от периода ED II узкими цилиндрическими печатями периода ED I и более широкими печатями ED II, на которых выгравированы сцены банкета или сцены состязаний животных. [14] Считается , что период Ранней династии II — это время Гильгамеша , знаменитого короля Урука. правления [15] Тексты периода ED II еще не поняты. Более поздние надписи были найдены с некоторыми именами ранней династии II из Шумерского списка царей . Раннединастический период IIIa, также известный как период Фара, — это время, когда зародилось слоговое письмо. Бухгалтерские записи и нерасшифрованное логографическое письмо существовали до периода Фара, но полный поток человеческой речи был впервые записан около 2600 г. до н. э., в начале периода Фара. Раннединастический период IIIb также известен как досаргонический период.
Гегемония , которая стала дароваться ниппурским жречеством, попеременно чередовалась между рядом конкурирующих династий, происходящих из шумерских городов-государств, традиционно включая Киш, Урук, Ур, Адаб и Акшак , а также некоторых из за пределами южной Месопотамии, таких как Аван , Хамази и Мари , пока аккадцы под предводительством Саргона Аккадского не захватили эту территорию.
Первая династия Киша
[ редактировать ]
Самое раннее династическое имя в списке, известное из других легендарных источников, - Этана , которого он называет «пастухом, который вознесся на небеса и объединил все зарубежные страны». Его оценил Ру [16] жил примерно в 3000 г. до н.э. Среди 11 последующих царей записано несколько семитских аккадских имен, что позволяет предположить, что эти люди составляли значительную часть населения этого северного города. Самым ранним монархом в списке, чье историческое существование было независимо подтверждено археологическими надписями, является Эн-ме-бараге-си из Киша (ок. 2600 г. до н. э.), который, как говорят, победил Элама и построил храм Энлиля в Ниппуре. Говорят, что преемник Энмебарагеси, Ага , сражался с Гильгамешем из Урука, пятым царем этого города. С этого времени какое-то время Урук, по-видимому, обладал своего рода гегемонией в Шумере. Это иллюстрирует слабость списка шумерских царей, поскольку современники часто относят к сменяющим друг друга династиям, что затрудняет реконструкцию.
Первая династия Урука
[ редактировать ]Меш-ки-анг-гашер указан как первый король Урука. За ним последовал Энмеркар . [19] Эпический «Энмеркар и владыка Аратты» [20] рассказывает о своем путешествии по реке в Аратту , гористую, богатую минералами страну, расположенную вверх по реке от Шумера. За ним последовал Лугальбанда , также известный по отрывочным легендам, а затем Думузид-Рыбак . Самым известным монархом этой династии был преемник Думузида Гильгамеш, герой «Эпоса о Гильгамеше» , где он назван сыном Лугальбанды. Древние фрагментарные копии этого текста были обнаружены в таких далеких друг от друга местах, как Хаттусас в Анатолии, Мегиддо в Израиле и Телль-эль-Амарна в Египте.
Первая династия Ура
[ редактировать ]
Эта династия датируется 26 веком до нашей эры. [21] Мескаламдуг — первый археологически зафиксированный царь ( Лугал от lu = человек, гал = большой) города Ура. Ему наследовал его сын Акаламдуг , а Акаламдуг - его сын Меш-Ане-пада. Меш-Ане-пада — первый царь Ура, указанный в списке царей, и в нем говорится, что он победил Лугалкильду из Урука. Он также, кажется, подчинил Киш, после чего присвоил себе титул «Царь Киша». Некоторое время спустя этот титул будут использовать многие короли выдающихся династий. Царь Киша Месилим известен по надписям из Лагаша и Адаба, в которых говорится, что он строил храмы в этих городах, где, по-видимому, имел некоторое влияние. Он также упоминается в некоторых из самых ранних памятников Лагаша как арбитр пограничного спора между Лугал-ша-енгуром , энси (верховным жрецом или губернатором) Лагаша, и энси их главного соперника, соседнего города Уммы . Местоположение Месилима до, во время или после правления Месаннепады в Уре неизвестно из-за отсутствия других синхронных имен в надписях и его отсутствия в списке царей.
Династия Авана
[ редактировать ]
Эта династия датируется 26 веком до нашей эры, примерно в то же время, когда ясно упоминается и Элам. [22] Согласно списку шумерских царей, Элам, восточный сосед Шумера, в течение короткого периода правил царством в Шумере, базируясь в городе Аван.
Вторая династия Урука
[ редактировать ]Эншакушана был царем Урука в конце 3-го тысячелетия до нашей эры, имя которого включено в список шумерских царей, в котором говорится, что его правление длилось 60 лет. В Уруке его сменил Лугал-кинише-дуду, но гегемония, похоже, ненадолго перешла к Эаннатуму из Лагаша.
Империя права и мир литературы
[ редактировать ]После этого периода регион Месопотамии, по-видимому, попал под власть шумерского завоевателя из Адаба Лугал-Ане-мунду , правившего Уруком, Уром и Лагашем. Согласно надписям, он правил от Персидского залива до Средиземного моря и до гор Загрос , включая Элам. [23] Однако с его смертью его империя распалась; список царей указывает на то, что Мари в Верхней Месопотамии был следующим городом, удержавшим гегемонию.
Куг-Бау и третья династия Киша
[ редактировать ]Третья династия Киша, представленная исключительно Куг-Бау или Кубабой, уникальна тем, что она была единственной женщиной, указанной в списке царей, которая правила как «король». В нем добавляется, что она была хранительницей таверны, прежде чем свергнуть гегемонию Мари и стать монархом. В последующие века ей поклонялись как второстепенной богине, особенно в Каркемише , и она достигла определенного статуса в хурритский и хеттский периоды. В постхеттский фригийский период ее называли Кубеле (лат. Cybele ), Великой Матерью Богов. [ нужна ссылка ]
Династия Акшака
[ редактировать ]Акшак тоже добился независимости благодаря линии правителей, простирающейся от Пузур-Нира , Ишу-Ила и Шу-Суэна, сына Ишу-Иля, прежде чем потерпел поражение от правителей Четвертой династии Киша.
Первая династия Лагаша
[ редактировать ]

Эта династия датируется 25 веком до нашей эры. [ нужна ссылка ] Эн-Хегал упоминается как первый известный правитель Лагаша, который был данником Урука. Его преемник Лугал-ша-энгур также был данником Месилима . После гегемонии Месаннепады Ура Ур -Нанше сменил Лугал-ша-енгура на посту нового первосвященника Лагаша и добился независимости, став королем. Он победил Ура и захватил в плен царя Уммы Пабилгалтука. В развалинах здания, пристроенного им к храму Нингирсу , были найдены терракотовые барельефы царя и его сыновей, а также ониксовые пластины и львиные головы из оникса, напоминающие египетскую работу. [24] В одной надписи говорится, что корабли Дильмуна (Бахрейн) привозили ему в качестве дани древесину из чужих земель. Ему наследовал его сын Акургал .
Эаннатум , внук Ур-Нанше, стал хозяином всей области Шумера вместе с городами Урук (под управлением Эншакушаны), Ур, Ниппур, Акшак и Ларса. [24] Он также присоединил царство Киш; однако после его смерти он восстановил свою независимость. [24] Умма стала данницей: с каждого человека в ней взималось определенное количество зерна, которое нужно было внести в сокровищницу богини Нины и бога Нингирсу . [24] Походы Эаннатума простирались за пределы Шумера, он захватил часть Элама, взял город Аз в Персидском заливе и взимал дань до Мари ; однако многие из завоеванных им королевств часто восставали. Во время его правления храмы и дворцы ремонтировались или возводились в Лагаше и других местах; город Нина [ нужна ссылка ] – который, вероятно, дал название более поздней Ниневии – был перестроен, а каналы и водоемы были раскопаны. Эаннатуму наследовал его брат Эн-анна-тум I. Во время его правления Умма еще раз отстояла независимость под властью Ур-Луммы , который безуспешно напал на Лагаш. Ур-Лумму сменил царь-жрец Илли , который также напал на Лагаш.
Его сын и преемник Энтемена восстановил престиж Лагаша. [24] Илли из Уммы был покорен с помощью его союзника Лугал-кинише-дуду или Лугал-уре из Урука, преемника Эншакушаны и также включенного в список царей. Лугал-кинише-дуду, по-видимому, был видной фигурой того времени, поскольку он также утверждал, что правил Кишем и Уром. Серебряная ваза, посвященная Энтеменой своему богу, сейчас находится в Лувре. [24] Вокруг шеи проходит фриз с изображением львов, пожирающих козлов и оленей, вырезанных с большим художественным мастерством, а шаровидную часть украшает герб Лагаша в виде орла. Ваза является доказательством высокого совершенства, которого уже достигло ювелирное искусство. [24] ваза из кальцита , также посвященная Энтемене. В Ниппуре была найдена [24] После Энтемены в Лагаше засвидетельствован ряд слабых, коррумпированных королей-жрецов. Последний из них, Урукагина , был известен своими судебными, социальными и экономическими реформами, и его вполне возможно, что это был первый известный правовой кодекс.
Империя Урука
[ редактировать ]Урукагина (ок. 2359–2335 до н.э. краткая хронология ) был свергнут, а его город Лагаш захвачен Лугал-заге-си , первосвященником Уммы. Лугал-заге-си также взял Урук и Ур и сделал Урук своей столицей. В длинной надписи, которую он сделал выгравированной на сотнях каменных ваз, посвященной Энлилю Ниппурскому, он хвалится, что его царство простиралось «от Нижнего моря ( Персидского залива ), вдоль Тигра и Евфрата до Верхнего моря» или Средиземного моря. [24] Его империя была свергнута Саргоном Аккадским .
Аккадская империя
[ редактировать ]
Аккадский период длился ок. 2334–2147 гг. до н. э. ( среднее летоисчисление ). Ниже приводится список известных королей этого периода:
Саргон | в. 2334–2279 гг. до н.э. | |
Римуш | в. 2278–2270 гг. до н.э. | младший сын Саргона |
Ман-иштишу | в. 2269–2255 гг. до н.э. | старший сын Саргона |
Нарам-Син | в. 2254–2218 гг. до н.э. | сын Ман-иштишу |
Плохо-плохо-плохо | в. 2217–2193 гг. до н.э. | сын Нарам-Суэна |
Также | ||
я | ||
Нанум | ||
Ад | ||
Черный | в. 2189–2168 гг. до н.э. | |
Шу-Дурул | в. 2168–2147 гг. до н.э. | Аккад побежден кутианами |
Кутийский период
[ редактировать ]После падения Империи Саргона под властью кутианцев наступили краткие «Темные века». Этот период длился ок. 2141–2050 гг. до н. э. (краткая хронология).
Вторая династия Лагаша
[ редактировать ]
Этот период длился ок. 2260–2110 гг. до н.э. [ нужна ссылка ]
Ки-Ку-Ид | ||
Английский | ||
Ур-А | ||
Лугалушумгал | ||
Puzer-Mama | в. 2200 г. до н.э. | современник Шар-кали-шарри из Аккада |
Ур-Уту | ||
Ур-Мама | ||
Лу-Отец | ||
Лугула | ||
Каку или Какуг | ||
Ур-Бау или Ур-баба | в. 2093–2080 до н.э. (короткометражный) | |
Гудеа | в. 2080–2060 гг. до н.э. | зять Ур-бабы |
Ур-Нингирсу | в. 2060–2055 гг. до н.э. | сын Гудеа |
Пиригме или Угме | в. 2055–2053 гг. до н.э. | |
Ур-гар | в. 2053–2049 гг. до н.э. | |
Наммамани | в. 2049–2046 гг. до н.э. | внук Каку, побежденный Ур-Намму |
Пятая династия Урука
[ редактировать ]Эта династия просуществовала между ок. 2055–2048 гг. до н.э. Краткая хронология . В конечном итоге гутианы были изгнаны шумерами под предводительством Уту-Хегала , единственного царя этой династии, который, в свою очередь, потерпел поражение от Ур-Намму из Ура.
Третья династия Ура
[ редактировать ]
Третья династия Ура датируется ок. 2047–1940 гг. до н.э. Краткая хронология . Ур-Намму из Ура победил Уту-Хегала из Урука и основал Третью династию Ура. Хотя шумерский язык (« Эмегир ») снова стал официальным, шумерская идентичность уже пришла в упадок, поскольку население постоянно поглощалось аккадским (ассиро-вавилонским) населением. [26] [27]
После того, как династия Ура III была уничтожена эламитами в 2004 году до н.э., развернулось ожесточенное соперничество между городами-государствами Ларсой, находившейся больше под эламским, чем шумерским влиянием, и Исином , который был скорее аморейским (так называли западно-семитских кочевников). Археологически падение династии Ура III соответствует началу среднего бронзового века . в Месопотамии преобладали семиты Ко времени Хаммурапи Вавилонского империю , , основавшего Вавилонскую , а язык и название Шумера постепенно перешли в сферу изучения ученых-антиков. Тем не менее шумерское влияние на Вавилонию и все последующие культуры региона было, несомненно, велико.
В третьем тысячелетии до нашей эры между шумерами и аккадцами сложился очень тесный культурный симбиоз, который включал широкое распространение двуязычия . [26] Влияние шумерского языка на аккадский (и наоборот) очевидно во всех областях: от массовых лексических заимствований до синтаксической, морфологической и фонологической конвергенции. [26] Это побудило ученых называть шумерский и аккадский языки третьего тысячелетия sprachbund . [26]
Аккадский постепенно заменил шумерский язык в качестве разговорного языка в Месопотамии где-то на рубеже третьего и второго тысячелетий до нашей эры (точная датировка является предметом споров). [27] но шумерский продолжал использоваться в качестве священного, церемониального, литературного и научного языка в Месопотамии до первого века нашей эры.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джордж, Эндрю (1993), Самая высокая палата. Храмы Древней Месопотамии , озеро Вайнона: Айзенбраунс.
- ^ Якобсен, Торкильд (Эд) (1939), «Список шумерских царей» (Восточный институт Чикагского университета; ассириологические исследования, № 11.)
- ^ Гарриет Кроуфорд . Шумер и шумеры . 2004. Страница 28.
- ^ Клинопись. CBF Уокер.
- ^ Записи прошлого, том 5, выпуск 11. Под редакцией Генри Мэйсона Баума, Фредерика Беннета Райта, Джорджа Фредерика Райта. Отчеты Общества прошлых исследований ., 1906. Стр. 352.
- ^ Адаптация клинописи к аккадскому языку. Архивировано 23 августа 2013 г. в Wayback Machine Мичиганский университет Петра Михаловского, Анн-Арбор.
- ^ Западная цивилизация: за пределами границ . Cengage Learning, 1 января 2008 г., страницы 12–13.
- ^ Кристофер Вудс. Доцент шумерского языка. http://nelc.uchicago.edu/faculty/woods. Архивировано 10 апреля 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Вудс, Кристофер (2010), «Самая ранняя месопотамская письменность» (PDF) , в Вудс, Кристофер (ред.), Видимый язык. Изобретения письменности на Древнем Ближнем Востоке и за его пределами , Публикации музея Восточного института, том. 32, Чикаго: Чикагский университет, стр. 33–50, ISBN. 978-1-885923-76-9 , заархивировано из оригинала (PDF) 26 августа 2021 г. , получено 19 июля 2013 г.
- ^ Идея письма: письмо через границы. Под редакцией Алекса де Фогта , Иоахима Фридриха Квака . BRILL, 9 декабря 2011 г. Страница 181. Архивировано 29 ноября 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Доктора. TJH (Тео) Криспейн - Ассириология - Факультет гуманитарных наук http://www.hum.leiden.edu/lias/organisation/assyriology/krispijntjh.html. Архивировано 19 мая 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ через Дитриха Зюренхагена (1999)
- ^ Штибинг, Уильям Х. младший (2016). Древняя история и культура Ближнего Востока . Рутледж. стр. 39–40. ISBN 978-1-315-51116-0 . Архивировано из оригинала 27 июля 2023 г. Проверено 27 июля 2023 г.
- ^ Жорж Ру, Древний Ирак , стр. 129.
- ^ Жорж Ру, Древний Ирак , с. 502
- ^ Ру, Жорж 1971, «Древний Ирак», Пингвин, Хармондсворт.
- ^ Искусство первых городов: Третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. с. 481 . ISBN 978-1-58839043-1 .
- ^ «Вордеразиатский музей Берлина» . Репозиторий . Издание Топои. Архивировано из оригинала 02 апреля 2019 г. Проверено 02 марта 2020 г.
- ↑ Отождествляется Дэвидом Ролом с Нимродом Охотником, упомянутым в Библии как основатель Эреха.
- ^ «Электронный текстовый корпус шумерской литературы» . ЭТССЛ . Великобритания: Оксфорд. Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 года . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ Кембриджская древняя история . Издательство Кембриджского университета. 1970. с. 228 . ISBN 9780521070515 .
- ^ Д.Т. Поттс, Археология Элама: формирование и трансформация древнего иранского государства. Архивировано 23 ноября 2022 г. в Wayback Machine Cambridge World Archaeology. Издательство Кембриджского университета, 2015 г. ISBN 1107094690 стр. 79
- ^ Сэмюэл Крамер, Шумеры , 51-52.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я свободном доступе : Сэйс, Арчибальд Генри ; Кинг, Леонард Уильям ; Ястроу, Моррис (1911). « Вавилония и Ассирия ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 99–112. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ «Цилиндровая печать Хаш-Хамер Ур-Намму» . Британский музей . Архивировано из оригинала 28 марта 2019 г. Проверено 31 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дойчер, Гай (2007). Синтаксические изменения в аккадском языке: эволюция дополнения предложений . Издательство Оксфордского университета, США . стр. 20–21. ISBN 978-0-19-953222-3 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 г. Проверено 6 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вудс К. 2006 «Двуязычие, обучение писцов и смерть шумерского языка». В книге С.Л. Сандерса (редактор) « Границы письма, истоки культуры : 91–120, Чикаго» [1]. Архивировано 29 апреля 2013 г. в Wayback Machine.