Бад-Тибира
Альтернативное название | Скажи Медине |
---|---|
Расположение | Мухафаза Ди-Кар , Ирак |
Координаты | 31 ° 22'47 "N 45 ° 59'59" E / 31,37972 ° N 45,99972 ° E |
Тип | урегулирование |
История | |
Периоды | Ранний династический период, Ур III, древневавилонский период |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1927 |
Археологи | Раймонд П. Догерти |
Состояние | Разрушенный |
Право собственности | Общественный |
Публичный доступ | Да |
Бад-тибира ( шумерский : 𒂦𒁾𒉄𒆠 , плохой 3 -тибира к ), «Стена медника(ов)», [1] или «Крепость кузнецов», [2] идентифицирован как современный Телль-эль-Мадине (также Телль-Мадине), между Аш-Шатрой и Телль-ас-Сенкерехом (древняя Ларса ) и в 33 километрах к северо-востоку от древнего Гирсу на юге Ирака , [3] был древним шумерским городом на канале Итурунгал (построенным правителем Ура III Ур-Намму ), который фигурирует среди допотопных городов в Списке шумерских царей . Его аккадское название было Дур-гургурри . [4] , также называли его Παντιβίβλος ( Пантибиблос Греческие авторы, такие как Берос ), переданное Абиденом и Аполлодором . Это может отражать другую версию названия города, Патибира , «Канал Кузнецов». [5]
Известно, что в Бад-Тибире есть храм божества Киттума . [6] Было высказано предположение, что Ниншешегарре, аспекту богини Гештинанны, сестры Думузида , поклонялись в храме Эшешегарры в Бад-Тибире. [7] [8]
Бад-тибира в шумерской литературе
[ редактировать ]Согласно « Списку шумерских царей» , Бад-Тибира был вторым городом, «осуществлявшим царствование» в Шумере до потопа, после Эриду . Говорят, что этими царями были Эн-мен-лу-ана , Эн-мен-гал-ана и Думузид-Пастырь .
В раннем шумерском тексте « в Сошествие Инанны преисподнюю» упоминается городской храм Э -муш-каламма (храм Лулала ). В этой сказке Инанна отговаривает демонов из преисподней захватить Лулала , покровителя Бад-тибиры, жившего в нищете. В конце концов они захватывают Думузида, который роскошно жил в Уруке . Этого Думузида зовут «Пастырь», [9] который в Списке царей проживает в Бад-Тибире, в отличие от послепотопного Думузида, Рыбака , который правит в Уруке.
История
[ редактировать ]Конус, найденный на этом месте, ознаменовал строительство Ур-Намму (ок. 2100 г. до н.э.), правителем империи Ура III, канала Итурунгал.
«Для богини Инанны, [ле]ди Эанны, его госпожа Ур-Намму, могучий человек, царь Ура, царь земель Шумера и Аккада, вырыла для нее канал Итурунгал, ее любимый канал» [10]
«Братский текст» клинописными надписями на конусе, экземпляров которого немало, с сайта фиксирует договор о дружбе Энтемены , правителя Лагаша , и Лугал-кинишедуду , правителя Урука. В нем Энтемена идентифицируется как строитель храма Э-муш. [11] Инанне и Думузиду, под его местным эпитетом Лугал -Э-муш. [12]
«Богине Инанне и богу Лугал-эмушу, Эн-метене, правителю Лагаша,Построили Е-муш («Дом — Сияние [Земли]»), свой любимый храм, и заказали для них (эти) глиняные гвозди(?). Эн-метена, построивший храм Э-муш, — личный бог — бог Сул-МУС×ПА. В то время Эн-метена, правитель Лагаша, и Лугал-кинише-дуду, правитель Урука, заключили братство (договор) (между собой)». [13]
На фундаментной табличке Эн-метены с этого городища, с многочисленными экземплярами, также упоминается здание Э-Муша «...В то время Эн-метена строила для Лугалемуша Е-муш («Дом — Сияние [из Земля]») Патибиры, своего любимого храма, восстанавливая его…». Па-тибира, по-видимому, является альтернативным написанием Бад-тибира. [13]
В период Исина-Ларсы владение городом переходило между Ларсой и Исином . Правитель Ларсы Син-Иддинам (ок. 1785–1778 до н.э.) утверждал, что на конусе, предположительно принадлежащем этому месту, он построил великую стену Бад-Тибиры, «посредством своего триумфа он построил великую стену Бад-Тибира». [14] Исина Правитель Липит-Иштар , «пастух Ниппура », утверждал, что построил там «Дом праведности». [15] Город находился под контролем Ларсы во время долгого правления Рим-Сина I. [16] Записано, что во время правления Рим-Анума, правителя Урука в старовавилонский период, шагина-чиновник Бад-Тибиры была принята военными писцами в Уруке. [17]
Археология
[ редактировать ]В 1927 году это место на один день посетил Раймонд П. Догерти. Он сообщает, что это место занимало площадь около квадратной мили, причем западный курган был самым большим, а низкие пристройки простирались на милю к северу. Были замечены номера обожженных кирпичей, дверные розетки, кремневые пилы и бронзовая игла. [18] На некоторых плохо стертых полукирпичах на поверхности кургана была надпись Амар-Сина , представителя Третьей династии Ура . Кусочки остеклованного кирпича, разбросанные по поверхности большого кургана, свидетельствовали о разрушении города огнем. [19]
В 1965 году это место посетил Вон Э. Кроуфорд из Метрополитен-музея, отметив, что поверхностная керамика указывает на то, что здесь жили примерно до 1500 года до нашей эры. [20]
Телль Джидр (Высокий Идр)
[ редактировать ]Это место на реке Тигр в современной провинции Аль-Кадисия в Ираке находилось на древнем канале Итурунгал, который также соединял Адаб, Умму и Забалам. [21] В частности, он находится между Адабом и Заваламом . [22] В максимальной степени он занимал площадь 130 гектаров. [23] В 1967 году в этом регионе было проведено исследование (широко известное как Исследование Варки), в результате которого Телль-Джидр был отмечен как участок WS-004. Древний город Адаб находился к северо-западу. два кирпича с надписью Гудеа , правителя Лагаша . На этом месте были найдены [24] На поверхности двух основных курганов преобладают останки парфянского и сасанидского периодов . Северо-восточный курган имеет размеры 1300 на 1000 метров, а несколько более низкий юго-восточный курган - 1400 на 700 метров. В различных местах вокруг этого места сохранились остатки Убайда, Урука, раннего династического периода I, кассита и периода Сасанидов (без следов нововавилонского или ахеменидского периода на поверхности). Рядом расположены руины раннеисламского городища Имама Дахира. [25] В разное время для этого места предлагалось несколько названий городов, включая Каркар, Ирисариг , КИ.АН, Кеш и Дабрум. к . [26] [27] [28] [29] Основным свидетельством Каркара является маршрут правителя Урука Уту-хенгала в его походе против кутианского правителя Тиригана и тот факт, что во времена империи Ура III Каркар входил в состав провинции Умма (город Умма лежит в 17 км к северо-западу от Скажи Джидру). [30] С 2016 по 2018 год в рамках региональной съемки QADIS проводились спутниковые, беспилотные, наземные исследования, зондирования и геоархеологическое бурение в Телль-Джидре (QD013). Выяснилось, что расширенный участок занимает 430 гектаров. [31] Были найдены два кирпича с надписью правителя Ура III Ур-Намму , на которых содержалось посвящение Ишкуру, что подтверждает идентификацию этого места как Каркара. На данный момент трудно подтвердить, не использовались ли кирпичи повторно из другого места, особенно в случае с кирпичами Гудеа. [32] На сайте полно грабителей, ищущих монеты, стекло и драгоценности. [33] в марте 2023 года на объекте работал Институт востоковедения РАН. [34]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ У. Ф. Олбрайт и Т. О. Ламбдин, «Свидетельства языка», в «Кембриджской древней истории I», часть 1 (Cambridge University Press), 1971, ISBN 0-521-07051-1 , стр. 150.
- ^ Привет, Уильям В. и Уильям Келли Симпсон, Древний Ближний Восток: История , Harcourt Brace Jovanovich, Inc., Нью-Йорк, 1971, стр. 32
- ^ Вон Э. Кроуфорд, «Местоположение Бад-Тибиры», Ирак 22 «Ур в ретроспективе. Памяти сэра К. Леонарда Вулли» (весна-осень 1960: 197-199); надежная идентификация основана на обнаружении на разграбленном месте фрагментов известной надписи Энтемены , которые появились на черном рынке без происхождения . Более ранние раскопки кургана Медайн недалеко от Лагаша , последовавшие за сообщением продавца одной из надписей, оказались бесплодными: см. H. de Genouillac, Fouilles de Telloh , ii:139 (отмечено Crawford 1960:197, примечание). 7).
- ^ Сбор налогов с использованием элементов Дур-гургурри в переписке Хаммурапи (первая половина XVIII века до н.э.), отмеченный в LW King и HR Hall, Egypt and Western Asia in the Light of Recent Discoveries (Нью-Йорк, 2005), с. 306ф; он оставался городом мастеров по металлу и основным поселением гильдии гугурре , «рабочих по металлу» (LW King, The Letters And Inscriptions Of Hammurapi, King Of Babylon About 2200 до н.э. , т. III, стр. 21, прим. 2). .
- ↑ Привет, Уильям В. и Уильям Келли Симпсон, Древний Ближний Восток: История , Harcourt Brace Jovanovich, Inc., Нью-Йорк, 1971.
- ^ Фрейн, Дуглас Р. и Стаки, Джоанна Х., «К», Справочник богов и богинь Древнего Ближнего Востока: три тысячи божеств Анатолии, Сирии, Израиля, Шумера, Вавилонии, Ассирии и Элама, Университетский парк , США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 158–174, 2021 г.
- ^ Джордж, Арканзас, «Наиболее высокий Дом. Храмы древней Месопотамии», озеро Вайнона, 1993 г. ISBN 978-0931464805
- ^ Меткалф, Кристофер, «Поэма о Чештинане («Думузи-Инана J»)», Шумерские литературные тексты в коллекции Шойена: Том 1: Литературные источники по старой вавилонской религии, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 76-78, 2019 г.
- ^ Сошествие Инанны в преисподнюю - ETCSL
- ^ Фрейн, Дуглас, "Ур-Намму E3/2.1.1", Период Ура III (2112-2004 гг. до н.э.), Торонто: University of Toronto Press, стр. 5-90, 1997
- ↑ По словам Кроуфорда, предположительно тот же храм, что и Э-муш-каламма.
- ^ Кроуфорд 1960:197.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрейн, Дуглас, «ЛАГАШ», Пресаргонический период: ранние периоды, том 1 (2700–2350 до н. э.), Торонто: University of Toronto Press, 2008, стр. 77–292, 2008 г.
- ^ Фрейн, Дуглас, «Ларса», Старый Вавилонский период (2003–1595 до н. э.): Ранние периоды, Том 4, Торонто: University of Toronto Press, стр. 107–322, 1990
- ^ Феррис Дж. Стивенс, «Недавно обнаруженная надпись Либит-Иштар», Журнал Американского восточного общества, 52 .2 (июнь 1932 г.): 182-185) с. 183.
- ^ Ван Де Миеруп, Марк, «Царствование Рим-Сина», Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale, vol. 87, нет. 1, стр. 47–69, 1993 г.
- ^ Сери, Андреа, «Военные, посланники и иностранные чиновники». Дом узников: рабство и государство в Уруке во время восстания против Самсу-илуна, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 2013, стр. 214–236, 2013 г.
- ^ Догерти, Раймонд П., «Археологические исследования в Южной Вавилонии (продолжение)», Бюллетень американских школ восточных исследований, вып. 25, стр. 5–13, 1927 г.
- ^ Кроуфорд 1960:198.
- ^ Харпер, Пруденс О. «Завтра мы копаем! Выдержки из писем и информационных бюллетеней Вона Э. Кроуфорда от аль-Хибы», «Не оставляя камня на камне: очерки древнего Ближнего Востока и Египта в честь Дональда П. Хансена», под редакцией Эрики Эренберг, Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 89–102, 2002 г.
- ^ [1] Маркетти, Н., Галлерани, В., Луглио, Г., Валери, М., «Скажите Джидру: позднеантичный мегаполис в Центральной Месопотамии», плакат, представленный на 11-м Международном конгрессе по археологии древних Ближний Восток, Мюнхен, 2018 г.
- ^ Якобсен, Торкильд, «Воды Ура», Ирак, том. 22, стр. 174–85, 1960 г.
- ^ ван Дрил, Г., «Размер институциональной уммы», Архив востоковедения, том. 46/47, стр. 80-91, 1999 г.
- ^ «РИМЭ 3/1.01.07.003, Исх. 18. Вход в артефакт». (2003) 2023. Инициатива цифровой библиотеки клинописи (CDLI). 14 июня 2023 г. https://cdli.ucla.edu/P232331.
- ^ [2] Р. МакК. Адамс и Х. Ниссен, «Сельская местность Урука: естественная среда городского общества», Чикаго: University of Chicago Press, 1972. ISBN 0-226-00500-3
- ^ Фалькенштейн, А., «Шумерские религиозные тексты», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 55, № годового тома, стр. 11–67, 1962 г.
- ^ [3] Х. Дж. Ниссен, «Шумерологические исследования в честь Торкильда Якобсена в день его семидесятилетия», 7 июня 1974 г., Assyriological Studies 20, Чикаго, 1976 г., ISBN 978-0-22-662282-8
- ^ Пауэлл, Марвин А., «Каркар, Дабрум и Талл-Эйдр: нерешенная географическая проблема», Журнал ближневосточных исследований, том. 39, нет. 1, стр. 47–52, 1980 г.
- ^ Зомер, Элиз, «Восстание в Каркаре: новый историко-литературный текст», Журнал клинописных исследований 71.1, стр. 111-120, 2019
- ^ Стейнкеллер, П., «Новый взгляд на гидрологию и топографию Южной Вавилонии в третьем тысячелетии», ZA 91, вып. 1, стр. 22–84, 2001 г.
- ^ Маркетти, Николо, Аль-Хуссейни, Аббас, Бенати, Джакомо, Лульо, Джампаоло, Скаццози, Джулия, Валери, Марко и Зайна, Федерико, «Рост урбанизированных ландшафтов в Месопотамии: результаты комплексного исследования QADIS и интерпретация мульти -Слоистые исторические ландшафты», Zeitschrift für Assyriologie und vorderasiatische Archäologie, vol. 109, нет. 2, с. 214-237, 2019 г.
- ^ [4] Маркетти, Николо и Федерико Заина, «Заново открывая сердце городов», Near Eastern Archeology 83, стр. 146-157, 2020 г.
- ^ Хамдани, Абдуламир и др., «Защита и запись нашего археологического наследия в Южном Ираке», Ближневосточная археология, том. 71, нет. 4, стр. 221–30, 2008 г.
- ^ Balakhvantsev, Archil S., Katherine Berzon, and Taisiya Dvurechenskaya, "Archaeological Exploration at the Site of Tell Jidr (Karkar) in Iraq: Results and Prospects", Vostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost 2, pp. 6-17, 2024
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- В.Ф. Лиманс, «Таблетки из Бад-Тибиры и завоевание юга Самсуилуной», JEOL, vol. 15, стр. 214–218, 1957/58.