Лула
Лулал , надпись д lú.lál клинописью (𒀭𒇽𒋭), [ 1 ] был месопотамским богом , связанным с Инанной , обычно как божество-слуга или телохранитель, но в одном тексте как сын. Его имя имеет шумерское происхождение и может быть переведено как «человек-сироп».
Во втором и первом тысячелетиях до нашей эры Лулал превратился в антропоморфного бога/демона, используемого на защитных амулетах, статуэтках и атрибутах экзорцистов, используемых в апотропных ритуалах, таких как Шурпу и Маклу , обычно изображаемых рядом с Угаллу , «Большим Погодным Зверем», львом. -головый демон, [ 2 ] или со своим аккадским альтер-эго Латараком. [ 3 ]
Функционировать как Бог
[ редактировать ]Как бог, Лулал выступал в роли шумерского аналога аккадского Латарака. [ 4 ] Его имя, вероятно, означает «человек-сироп» или «человек, сладкий, как сироп». [ 4 ] Его точная функция до конца не изучена. Предполагается, что он был богом животноводства, о чем свидетельствует один эпитет его лугал-эден-на «Царь Степи», а также его связь с культовым местом Бад-тибира и богом Шакканом , служившим такому функция. [ 4 ] Возможная связь между ним и Шарой , богом-покровителем Уммы, была предложена в современной науке, но еще не окончательно доказана. [ 4 ]
Согласно исследованию, проведенному Джереми Петерсоном и Анной Глен, о нем была обнаружена только одна шумерская культовая песня. [ 5 ] Табличка была обнаружена в городе Ниппур , и тринадцать строк хорошо сохранились. [ 5 ]
Поклонение
[ редактировать ]Согласно мифу «Сошествие Инанны в преисподнюю», Бад-Тибира был культовым центром Лулала. [ 6 ] Его храмом в этом городе был Эмуш (каламма), «Дом, Основание (Земли)», в котором также поклонялись Инанне и Думузи. [ 7 ]
Э-шенумун, «Дом ячменного зерна», был храмом, посвященным ему (по словам Эндрю Р. Джорджа в роли «божественного пастуха»). [ 8 ] ) в Апаке, [ 9 ] согласно нововавилонскому списку храмов из Сиппара . [ 10 ]
Ур-дукуга , царь Первой династии Исина, построил ему храм в Дул-эдене, который, вероятно, также был его культовым городом. [ 11 ]
Выполнять роль демона-защитника
[ редактировать ]
Защитные объекты и рельефы
[ редактировать ]Лулал был в паре с демонами Угаллу на предметах, предназначенных для изгнания зла, таких как амулеты, [ 12 ] штампованные печати, колокольчики, статуи или статуэтки, а также мемориальные доски. [ 13 ] Им также будет поручено охранять ворота дома. [ 14 ] Появляясь рядом с богами. [ 14 ] Его статуи также обычно хоронили под домом. [ 12 ] В одном тексте он похоронен во дворе рядом с Латараком . [ 15 ]
Пара Угаллу-Лулал также часто рельефно появляется рядом. Ярким примером их служения в качестве божеств-защитников являются каменные рельефы на стенах неоассирийского юго-западного дворца в Ниневии . Эти рельефы были найдены в дверных проемах, соединяющих более крупные общие помещения с внутренними помещениями, особенно с тронным залом. [ 13 ] Считается, что эти рельефы защищают доступ к более приватным частям дворца, гарантируя, что зло будет держаться подальше. [ 16 ] Подобные дверные проемы были обнаружены во дворце Ашшурбанипала . [ 17 ]
Ритуальные тексты
[ редактировать ]Во многих текстах описываются защитные ритуалы, проводимые вокруг дома с использованием статуй и амулетов Лулала. Один ритуал требует использования двух пар глиняных статуй Лулала и Латарака: Лулал окрашен в синий цвет, а Латарак - в черный. [ 18 ] (Примечательно, что синей, черной или красной краской рисовали только богов. [ 19 ] но также и то, что богов обычно делают из тамариска. [ 20 ] в то время как Лулал был вылеплен из глины.) Эти статуи, как и многие другие, прошли через несколько церемоний, в том числе были установлены у реки, обращенной на восток, окроплены водой и присутствовали при жертвоприношениях животных и заклинаниях. [ 21 ] Статуи Лулала описываются как захороненные «в дальних углах двора». [ 22 ] вероятно, с Латараком в противоположных углах. [ 22 ]
В других текстах статуи пары ставились у ворот (или внутри них), «чтобы предотвратить приближение любого зла». [ 23 ] Угаллу тоже будет там присутствовать. [ 24 ]
Иконография
[ редактировать ]На рельефах Ниневии Лулал изображен как мужчина в килте, иногда поднимающий руку в знак приветствия или при подготовке к удару. [ 16 ] и носить рогатую корону, символизирующую божественность. [ 16 ] Он выглядит почти таким же на бронзово-медном колоколе, безоружный, с поднятой рукой. [ 12 ]
На ритуальных статуях он изображал поднятый кулак, а на некоторых была повязка под макушкой, где Франц Вигерманн описывает свою прическу как «старомодную». [ 25 ] Вполне возможно, что либо он, либо Латарак могли бы выглядеть более чудовищными или гибридом животного и человека в статуях. [ 22 ] Однако более вероятно, что именно Латарак имеет такую внешность. [ 22 ]
Отношения с другими демонами и божествами
[ редактировать ]Латарак
[ редактировать ]Лулал был тесно связан с Латараком. [ 1 ] Хотя имя Лулала шумерское, имя Латарака, как утверждается, имеет аккадское происхождение. [ 1 ] Уилфред Г. Ламберт предположил, что его следует интерпретировать как отрицаемую бесконечность (неизвестного значения), подобную Лагамалю . [ 1 ] В словаре Эмесала и в списке богов Вейднера они рассматриваются как два имени одного божества, но остается неизвестным, задумывались ли их отношения такими с самого начала. [ 26 ] Есть также источники, в которых они рассматриваются как два отдельных божества, функционирующих как пара. [ 27 ]
Инанна
[ редактировать ]Связь Лулала с богиней Инанной хорошо засвидетельствована. [ 4 ] Он появляется как ее телохранитель в «Сошествии Инанны в преисподнюю», а в другом тексте упоминается как служащий ей в битве. [ 4 ] Эта связь между ними была охарактеризована как «тесная, но неопределенная». [ 1 ] В одной композиции он описан как плод во чреве Инанны, рожденный ею как демон бури. [ 4 ] Этот текст явно идентифицируется как представляющий традицию, отличную от той, которая известна из «Сошествия Инанны» Анны Гленн и Иеремии Петерсона. [ 4 ]
Без божественного определителя имя Лулал могло функционировать как эпитет возлюбленного Инанны, о чем свидетельствует текст « Песни о салате» . [ 28 ] В этом случае его, скорее всего, следует понимать в литературном смысле как «человек-сироп», а не как ссылку на бога. [ 28 ] Термины, связанные с сиропом или медом, появляются в эвфемистических намеках на прелюдию в шумерской эротической поэзии. [ 29 ] Неизвестно, можно ли самого Лулала считать божественным возлюбленным, хотя предполагалось, что в некоторых случаях его можно было бы отождествить с Думузи , хорошо зарекомендовавшим себя в такой роли. [ 28 ]
Угаллу
[ редактировать ]Как отмечено в разделе его функций, эти две пары часто используются в рельефах и защитных амулетах.
сумасшедший
[ редактировать ]Лулал появляется с Угаллу на спинах голов Пазузу и на табличках с изображением демона, помогая ему в его функции отражения зла или, возможно, как способ сдержать его дикие порывы. [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Ламберт 1987 , с. 163.
- ^ Stol 2000 , p. 247.
- ^ Джордж 1993 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Гленн и Петерсон 2018 , с. 169.
- ^ Перейти обратно: а б Гленн и Петерсон 2018 , с. 168.
- ^ Джордж 1993 , стр. 55–56.
- ^ Джордж 1993 , с. 129.
- ^ Джордж 1993 , с. 55.
- ^ Джордж 1993 , с. 145.
- ^ Джордж 1993 , с. 53.
- ^ Фрейн 1990 , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б с Панайотов 2013 .
- ^ Перейти обратно: а б Нейман 2015 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1992 , с. 86.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б с Нейман 2015 , с. 86.
- ^ Нейман 2015 , с. 90.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 15.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 55.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 60.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д Виггерманн 1992 , с. 52.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 111.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 116.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 58.
- ^ Ламберт 1987 , стр. 163–164.
- ^ Ламберт 1987 , с. 164.
- ^ Перейти обратно: а б с Гленн и Петерсон 2018 , с. 170.
- ^ Петерсон 2010 , с. 256.
- ^ Heeßel 2011 , с. 366.
Библиография
[ редактировать ]- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003–1595 гг. До н.э.): Ранние периоды, Том 4 (RIM: Царские надписи Месопотамии) . Университет Торонто Пресс.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Гленн, Анна; Петерсон, Иеремия (5 декабря 2018 г.). «Лулал ширгида Композиция CBS 12590 (HAV 5, табл. 7, VIII) » Восточные исследования . 45 (2): 168–181. дои : 10.1515/aofo-2018-0022 . ISSN 2196-6761 . S2CID 165610602 . Получено 1 апреля 2022 г.
- Хессель, Нильс П (01 января 2011 г.). «Зло против зла: Демон Пазузу» . Исследования и материалы по истории религий . 77 (2): 357–368 . Проверено 1 апреля 2022 г.
- Кертай, Дэвид (01 января 2015 г.). «Стражи у дверей: вход в юго-западный дворец в Ниневии» . Журнал ближневосточных исследований . 74 (2): 325–349. дои : 10.1086/682152 . ISSN 0022-2968 . S2CID 163115601 . Проверено 11 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1987), «Lulal/Lātarāk» , Reallexikon der Assyriologie , получено 11 апреля 2022 г.
- Нойманн, Кирстен (01 января 2015 г.). «Глазами другого: мифологические настенные рельефы Юго-Западного дворца в Ниневии» . Археологический обзор из Кембриджа . 30 (1) . Проверено 11 апреля 2022 г.
- Панайотов, Страхил (2013). «Медный колокол для изгнания демонов в Берлине» . Краткие и полезные ассириологические новости . 2013/3: 80–87 . Получено 11 апреля 2022 г. - через Academia.edu.
- Петерсон, Иеремия (2010). «Фрагментарный эротический шумерский контекст с участием Инаны» . Aula orientalis: Журнал древних исследований Ближнего Востока . 28 (2): 253–258. ISSN 0212-5730 .
- Стол, Мартин (2000). Рождение в Вавилонии и Библия: Средиземноморская обстановка . Академическое издательство «Брилл». ISBN 9789072371898 .
- Виггерманн, Франс AM (1992). Месопотамские духи-покровители: ритуальные тексты . БРИЛЛ. ISBN 9789072371522 . Проверено 11 апреля 2022 г.