Jump to content

Лула

Лулал , надпись д lú.lál клинописью (𒀭𒇽𒋭), [ 1 ] был месопотамским богом , связанным с Инанной , обычно как божество-слуга или телохранитель, но в одном тексте как сын. Его имя имеет шумерское происхождение и может быть переведено как «человек-сироп».

Во втором и первом тысячелетиях до нашей эры Лулал превратился в антропоморфного бога/демона, используемого на защитных амулетах, статуэтках и атрибутах экзорцистов, используемых в апотропных ритуалах, таких как Шурпу и Маклу , обычно изображаемых рядом с Угаллу , «Большим Погодным Зверем», львом. -головый демон, [ 2 ] или со своим аккадским альтер-эго Латараком. [ 3 ]

Функционировать как Бог

[ редактировать ]

Как бог, Лулал выступал в роли шумерского аналога аккадского Латарака. [ 4 ] Его имя, вероятно, означает «человек-сироп» или «человек, сладкий, как сироп». [ 4 ] Его точная функция до конца не изучена. Предполагается, что он был богом животноводства, о чем свидетельствует один эпитет его лугал-эден-на «Царь Степи», а также его связь с культовым местом Бад-тибира и богом Шакканом , служившим такому функция. [ 4 ] Возможная связь между ним и Шарой , богом-покровителем Уммы, была предложена в современной науке, но еще не окончательно доказана. [ 4 ]

Согласно исследованию, проведенному Джереми Петерсоном и Анной Глен, о нем была обнаружена только одна шумерская культовая песня. [ 5 ] Табличка была обнаружена в городе Ниппур , и тринадцать строк хорошо сохранились. [ 5 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Согласно мифу «Сошествие Инанны в преисподнюю», Бад-Тибира был культовым центром Лулала. [ 6 ] Его храмом в этом городе был Эмуш (каламма), «Дом, Основание (Земли)», в котором также поклонялись Инанне и Думузи. [ 7 ]

Э-шенумун, «Дом ячменного зерна», был храмом, посвященным ему (по словам Эндрю Р. Джорджа в роли «божественного пастуха»). [ 8 ] ) в Апаке, [ 9 ] согласно нововавилонскому списку храмов из Сиппара . [ 10 ]

Ур-дукуга , царь Первой династии Исина, построил ему храм в Дул-эдене, который, вероятно, также был его культовым городом. [ 11 ]

Выполнять роль демона-защитника

[ редактировать ]
Угаллу (слева) и Лулал (справа) на рельефе на стене Юго-западного дворца Ниневии .

Защитные объекты и рельефы

[ редактировать ]

Лулал был в паре с демонами Угаллу на предметах, предназначенных для изгнания зла, таких как амулеты, [ 12 ] штампованные печати, колокольчики, статуи или статуэтки, а также мемориальные доски. [ 13 ] Им также будет поручено охранять ворота дома. [ 14 ] Появляясь рядом с богами. [ 14 ] Его статуи также обычно хоронили под домом. [ 12 ] В одном тексте он похоронен во дворе рядом с Латараком . [ 15 ]

Пара Угаллу-Лулал также часто рельефно появляется рядом. Ярким примером их служения в качестве божеств-защитников являются каменные рельефы на стенах неоассирийского юго-западного дворца в Ниневии . Эти рельефы были найдены в дверных проемах, соединяющих более крупные общие помещения с внутренними помещениями, особенно с тронным залом. [ 13 ] Считается, что эти рельефы защищают доступ к более приватным частям дворца, гарантируя, что зло будет держаться подальше. [ 16 ] Подобные дверные проемы были обнаружены во дворце Ашшурбанипала . [ 17 ]

Ритуальные тексты

[ редактировать ]

Во многих текстах описываются защитные ритуалы, проводимые вокруг дома с использованием статуй и амулетов Лулала. Один ритуал требует использования двух пар глиняных статуй Лулала и Латарака: Лулал окрашен в синий цвет, а Латарак - в черный. [ 18 ] (Примечательно, что синей, черной или красной краской рисовали только богов. [ 19 ] но также и то, что богов обычно делают из тамариска. [ 20 ] в то время как Лулал был вылеплен из глины.) Эти статуи, как и многие другие, прошли через несколько церемоний, в том числе были установлены у реки, обращенной на восток, окроплены водой и присутствовали при жертвоприношениях животных и заклинаниях. [ 21 ] Статуи Лулала описываются как захороненные «в дальних углах двора». [ 22 ] вероятно, с Латараком в противоположных углах. [ 22 ]

В других текстах статуи пары ставились у ворот (или внутри них), «чтобы предотвратить приближение любого зла». [ 23 ] Угаллу тоже будет там присутствовать. [ 24 ]

Иконография

[ редактировать ]

На рельефах Ниневии Лулал изображен как мужчина в килте, иногда поднимающий руку в знак приветствия или при подготовке к удару. [ 16 ] и носить рогатую корону, символизирующую божественность. [ 16 ] Он выглядит почти таким же на бронзово-медном колоколе, безоружный, с поднятой рукой. [ 12 ]

На ритуальных статуях он изображал поднятый кулак, а на некоторых была повязка под макушкой, где Франц Вигерманн описывает свою прическу как «старомодную». [ 25 ] Вполне возможно, что либо он, либо Латарак могли бы выглядеть более чудовищными или гибридом животного и человека в статуях. [ 22 ] Однако более вероятно, что именно Латарак имеет такую ​​внешность. [ 22 ]

Отношения с другими демонами и божествами

[ редактировать ]

Лулал был тесно связан с Латараком. [ 1 ] Хотя имя Лулала шумерское, имя Латарака, как утверждается, имеет аккадское происхождение. [ 1 ] Уилфред Г. Ламберт предположил, что его следует интерпретировать как отрицаемую бесконечность (неизвестного значения), подобную Лагамалю . [ 1 ] В словаре Эмесала и в списке богов Вейднера они рассматриваются как два имени одного божества, но остается неизвестным, задумывались ли их отношения такими с самого начала. [ 26 ] Есть также источники, в которых они рассматриваются как два отдельных божества, функционирующих как пара. [ 27 ]

Связь Лулала с богиней Инанной хорошо засвидетельствована. [ 4 ] Он появляется как ее телохранитель в «Сошествии Инанны в преисподнюю», а в другом тексте упоминается как служащий ей в битве. [ 4 ] Эта связь между ними была охарактеризована как «тесная, но неопределенная». [ 1 ] В одной композиции он описан как плод во чреве Инанны, рожденный ею как демон бури. [ 4 ] Этот текст явно идентифицируется как представляющий традицию, отличную от той, которая известна из «Сошествия Инанны» Анны Гленн и Иеремии Петерсона. [ 4 ]

Без божественного определителя имя Лулал могло функционировать как эпитет возлюбленного Инанны, о чем свидетельствует текст « Песни о салате» . [ 28 ] В этом случае его, скорее всего, следует понимать в литературном смысле как «человек-сироп», а не как ссылку на бога. [ 28 ] Термины, связанные с сиропом или медом, появляются в эвфемистических намеках на прелюдию в шумерской эротической поэзии. [ 29 ] Неизвестно, можно ли самого Лулала считать божественным возлюбленным, хотя предполагалось, что в некоторых случаях его можно было бы отождествить с Думузи , хорошо зарекомендовавшим себя в такой роли. [ 28 ]

Как отмечено в разделе его функций, эти две пары часто используются в рельефах и защитных амулетах.

сумасшедший

[ редактировать ]

Лулал появляется с Угаллу на спинах голов Пазузу и на табличках с изображением демона, помогая ему в его функции отражения зла или, возможно, как способ сдержать его дикие порывы. [ 30 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003–1595 гг. До н.э.): Ранние периоды, Том 4 (RIM: Царские надписи Месопотамии) . Университет Торонто Пресс.
  • Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN  0-931464-80-3 . ОСЛК   27813103 .
  • Гленн, Анна; Петерсон, Иеремия (5 декабря 2018 г.). «Лулал ширгида Композиция CBS 12590 (HAV 5, табл. 7, VIII) » Восточные исследования . 45 (2): 168–181. дои : 10.1515/aofo-2018-0022 . ISSN   2196-6761 . S2CID   165610602 . Получено 1 апреля 2022 г.
  • Хессель, Нильс П (01 января 2011 г.). «Зло против зла: Демон Пазузу» . Исследования и материалы по истории религий . 77 (2): 357–368 . Проверено 1 апреля 2022 г.
  • Кертай, Дэвид (01 января 2015 г.). «Стражи у дверей: вход в юго-западный дворец в Ниневии» . Журнал ближневосточных исследований . 74 (2): 325–349. дои : 10.1086/682152 . ISSN   0022-2968 . S2CID   163115601 . Проверено 11 апреля 2022 г.
  • Ламберт, Уилфред Г. (1987), «Lulal/Lātarāk» , Reallexikon der Assyriologie , получено 11 апреля 2022 г.
  • Нойманн, Кирстен (01 января 2015 г.). «Глазами другого: мифологические настенные рельефы Юго-Западного дворца в Ниневии» . Археологический обзор из Кембриджа . 30 (1) . Проверено 11 апреля 2022 г.
  • Панайотов, Страхил (2013). «Медный колокол для изгнания демонов в Берлине» . Краткие и полезные ассириологические новости . 2013/3: 80–87 . Получено 11 апреля 2022 г. - через Academia.edu.
  • Петерсон, Иеремия (2010). «Фрагментарный эротический шумерский контекст с участием Инаны» . Aula orientalis: Журнал древних исследований Ближнего Востока . 28 (2): 253–258. ISSN   0212-5730 .
  • Стол, Мартин (2000). Рождение в Вавилонии и Библия: Средиземноморская обстановка . Академическое издательство «Брилл». ISBN  9789072371898 .
  • Виггерманн, Франс AM (1992). Месопотамские духи-покровители: ритуальные тексты . БРИЛЛ. ISBN  9789072371522 . Проверено 11 апреля 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 620bfc170118843e60cf742dd5836866__1714156080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/66/620bfc170118843e60cf742dd5836866.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lulal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)