Jump to content

Пазузу

Эта ассирийская бронзовая статуэтка Пазузу высотой 15 см, датированная началом I тысячелетия до нашей эры, хранится в Лувре . [1]

В древней месопотамской религии Пазузу ( аккадский : 𒀭 𒅆𒊒𒍪𒍪 , латинизированный : pà.zu.zu ) [2] является олицетворением юго-западного ветра и царствовал над демонами ветра лилу .

Как апотропная сущность, он считается одновременно разрушительным и опасным ветром, но также и отпугивающим средством для других демонов, тем, кто защищает дом от их влияния. В частности, он защищает беременных женщин и матерей, которых мог бы защитить от козней демоницы Ламашту , своей соперницы. Его вызывают в ритуалах, а его изображения используют в качестве защитных чар.

Ханпу - его отец. У него есть связи с другими божествами ветра, такими как Ламашту и демонами Лилу , другими демонами-защитниками и иностранным египетским карликовым божеством Бесом .

Пазузу имеет два основных аспекта. Сначала как демон дома, как домашний дух, [3] а во-вторых, как странствующий демон ветра, [3] путешествуя по горам, где он демонстрирует более дикий характер.

Пазузу как домашнее божество-защитник

[ редактировать ]

Существует хорошо документированное использование Пазузу в месопотамской белой магии . [3] Можно предположить, что его нечеловеческая и гротескная форма использовалась, чтобы отпугнуть нежелательных гостей, а также не дать его подданным-демонам ветра проникнуть в дом и сеять хаос. [3] Его роль в ритуалах и магии задокументирована в надписях на спинах его статуй или в ритуальных текстах. [4] Заклинания, заклинания и специальные артефакты использовались, чтобы завоевать расположение и защиту демона. [5] такие артефакты размещаются внутри дома и вокруг него или носятся на человеке для достижения желаемого эффекта.

Защитные объекты

[ редактировать ]

Было обнаружено большое количество голов Пазузу, сделанных из различных материалов, в основном из терракоты , но также из бронзы, железа, золота, стекла и кости. [6] Эти головки часто имеют отверстия или петли наверху, что позволяет беременным женщинам носить их на ожерельях, чтобы защитить ребенка от злых сил. [7] Иногда головки прикреплялись к печатям цилиндров или носились как броши. [8] Некоторые из этих голов были найдены в могилах. [9]

Резные амулеты распространены. В ритуальных текстах Урука говорится, что женщине можно было подарить бронзовое ожерелье или амулет Пазузу, чтобы защитить ее от выкидыша из-за вмешательства Ламашту. [10] Некоторые из них имеют прямоугольную форму и изображают Пазузу либо в стоячей, либо в присевшей позе. [8] Амулеты большего размера из камня можно было повесить на стену, чтобы защитить комнату или вход. [11] Один из амулетов этого типа, найденный в доме в неоассирийском городе Дур-Катлимму, лежал на полу главной приемной. [11] и, как предполагалось, висел на стене, обращенной к входу. [11]

Учитывая количество обнаруженных артефактов, можно сделать вывод, что Пазузу пользовался большой популярностью. [9] а на основании единообразия голов, амулетов и статуй даже предполагалось, что такие изображения бога-демона производились массово. [8]

Ритуальные тексты

[ редактировать ]

Что касается изображений Пазузу, текстовые надписи на обратной стороне изображений или на табличках будут вызывать или иным образом упоминать Пазузу.

Ритуальный текст из Ассирии предписывает голову Пазузу как способ изгнать болезнь. [14] Точно так же ритуальное заклинание против Ламасту поздневавилонского периода предписывает читателю сделать ожерелье Пазузу и повесить его на шею больного человека. [14]

В двуязычной ( шумерской и аккадской ) версии Компендии Пазузу идентифицирует себя:

«Я Пазузу, сын Ханбу, король злых лилу-демонов. Я разгневался (в резком движении) на сильные горы и поднялся на них». [15]

Другой текст, также рассказанный им, описывает, как Пазузу встречал в своих путешествиях других демонов лилу и ломал им крылья, тем самым не давая им причинить вред. «Я поднялся на могучую гору, которая дрожала, и (злые) ветры, с которыми я столкнулся там, направлялись на запад; один за другим я сломал им крылья». [10] В другом тексте он воспринимается как более злобный, поскольку рассказчик обращается к нему как к «Агонии Человечества». [16] «Страдания человечества», [16] «Болезнь человечества», [16] и поет, призывая демона не входить в дом. [16]

Иконография

[ редактировать ]

Согласно исследованию Эккарта Фрама, внешний вид Пазузу оставался довольно однообразным на протяжении всей его истории. [17] Пазузу изображается как сочетание различных частей животного и человека. Его тело собачьей формы, хотя и покрыто чешуей, но не покрыто шерстью. [18] с птичьими когтями вместо ног, двумя парами крыльев, хвостом скорпиона и змеиным пенисом. [17] Он держит правую руку вверх, а левую вниз. Его лицо поразительно, с рогами газели, [19] человеческие уши, собачья морда, глаза навыкате, морщины на щеках. [19]

Демонические отношения

[ редактировать ]

Родители и братья и сестры

[ редактировать ]

Его отец - Ханпу, «Потрясающий» или «Извращенный». [4]

Демоны ветра

[ редактировать ]

Демоны Лилу (ветра) — это класс, к которому принадлежат Пазузу и его подданные. [3]

Существует связь с более ранними вавилонскими персонификациями Четырех Ветров . [12] У этих существ, изображенных на нескольких цилиндрических печатях, есть крылья, и каждое из них представляет разное направление ветра; Юг, Восток, Запад и Север. [12] Франц Виггерманн обращает внимание на кривое расположение мужского Западного Ветра. [12] в печатях, что похоже на позу в иконографии Пазузу. [12] Больше связей появляется на более поздних печатях, поскольку эта же наклоненная фигура имеет когти и хвост скорпиона. [12] Основное различие в их изображениях - это голова, поэтому Виггерман заключает, что именно тело Пазузу, а не его голова, обозначает его как демона ветра. [12] Другой ученый, Скотт Ногель, утверждает, что наличие у Пазузу четырех крыльев связано с термином киппату , что означает «круг, петля, окружность и целостность». [20] предполагая его контроль над всеми основными направлениями ветра, унаследованный от его предшественников. [20]

Прокляни меня

[ редактировать ]

Похититель детей Ламасту был засвидетельствован как объект [3] и антагонист Пазузу. Предполагается, что Пазузу мог быть создан специально как противовес ей. Первоначально она существовала как независимая демоница, не имеющая явной связи с другими демонами. [12] Затем, в позднем бронзовом веке, она приняла класс демонов лилу, таким образом, Пазузу был представлен как способ преследовать ее из дома и обратно в подземный мир. [12] Также кажется, что первые появления Пазузу и назначение Ламасту на должность лилу происходят из одного и того же времени и места, Среднеассирийской империи, но это может быть совпадением. [12]

На одном из амулетов Ламасту изображена сцена, где Пазузу отгоняет демоницу от своей жертвы. [12] а другой показывает, как он его уничтожает. [21]

На неоассирийской бронзовой мемориальной доске голова Пазузу возвышается над верхней частью мемориальной доски, а его уменьшенная версия в этой сцене преследует Ламасту по реке. [22] На мемориальной доске также появляются другие духи-защитники, в том числе апкаллу и другие демоны с головами животных, которые защищают человека, лежащего на кровати. [22]

Некоторые ученые полагают, что египетский демон Бес является аналогом Пазузу. [3] [23] Оба известны как демоны-защитники. [24] в доме. [24] Они имеют иконографические связи: оба имеют части льва, [25] крылья, отчетливо длинный фаллос и схожие черты лица. [26] Также отмечено сходство между их расположением на защитных амулетах. [26] Другая тесная связь – это их связь с защитой беременных женщин и матерей. [26] [27]

Есть свидетельства того, что эти двое были в культурных сферах друг друга. Возможная фигурка Пазузу была найдена в Египте. [26] а также амулеты Беса, обнаруженные на стоянках в Иране. [26] В форте эпохи седьмого века в Нимруде рядом с амулетом Беса были найдены пять голов Пазузу. [26]

Одна из теорий предполагает связь между их именами: Бес, как и Пазузу, мог произойти от имени короля Бази. [28] - хотя еще не доказано, что имя Пазузу произошло от Бази, [23] Предполагается, что имя Беса также не имеет иностранного происхождения. [28]

Другие защитные демоны

[ редактировать ]

На некоторых амулетах Пазузу появляется рядом с Угаллу и Лулалом , божествами-защитниками, которые, как считалось, приносят исключительно пользу человечеству. [29] таким образом, их присутствие здесь может быть апотропным или использоваться для минимизации вредоносного аспекта Пазузу. [29] Их обычное расположение на обратной стороне амулета вне поля зрения зрителя могло указывать на последнее. [29] Они также присутствовали на оборотной стороне полурельефных голов Пазузу. [29] снова с глаз долой. [29]

Мифология

[ редактировать ]

Пазузу — бог юго-западного ветра, связанный с чумой. [1] Пазузу вызывался в апотропных амулетах , которые сражались с силами его соперника. [30] злобная богиня Ламашту , которая, как считалось, причиняла вред матери и ребенку во время родов. Он защитил бы людей от любых несчастий и чумы. [31]

По словам Виггермана, фигура Пазузу внезапно появилась в раннем железном веке. [3] [12] Его первые визуальные изображения не засвидетельствованы до 8 века до нашей эры. [17] первые находки были в гробницах Нимруда , [18] и его первые появления в текстах относятся к VII веку до нашей эры. [17] Большинство его изображений было найдено в VII и VI веках до нашей эры, а самые последние находки относятся ко времени Империи Селевкидов. [9]

Существует несколько теорий его точного происхождения, но ни одна из них не была окончательно доказана.

Одно из предположений о происхождении имени Пазузу связано с Бази , названным в версии Телль Лейлана Шумерского списка царей , который был королем Мари. [32] За этим именем следует имя последующего короля Зизи . Имени Бази предшествует Анбу , его отец, который предположительно вдохновил бога Анбу, который позже объединился с Ханбу. [33] Отец Пазузу. Теория гласит, что, учитывая связь между Анбу и Ханбу, возможно, имя Пазузу представляет собой конструкцию следующих имен королей: Ба-зи-Зи-зи. [34]

Как и Пазузу, Хумбаба использовался как божество-защитник, а изображения его устрашающей головы использовались для отражения зла. [23] Таким образом, можно предположить, что головы Пазузу заменили головы Хумбаба. [23] Хумбаба потерял популярность в эпоху поздней бронзы. [12] незадолго до появления Пазузу, хотя между ними нет какой-либо большой иконографической связи. [17] что делает маловероятным, что Пазузу мог развиться из более раннего божества.

Другое предположение состоит в том, что вместо того, чтобы Бес и Пазузу имели общую точку происхождения, Пазузу был ответвлением Беса. [23]

[ редактировать ]

Пазузу наиболее известен в западной популярной культуре благодаря роману 1971 года «Экзорцист» и его экранизации 1973 года «Экзорцист» . В обоих случаях Пазузу — злой дух, овладевший молодой девушкой Риган МакНил . [35]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Саймон, Эд (22 февраля 2022 г.). «Глава 1». Пандемониум: визуальная история демонологии . Абрамс. ISBN  978-1-64700-389-0 .
  2. ^ Ламберт, Уилфред Джордж (1970). «Написанные головы Пазузу из Вавилона». Исследования и отчеты . 12 :41–Т4. дои : 10.2307/3880639 . JSTOR   3880639 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Вигерманн , с. 372.
  4. ^ Перейти обратно: а б Вигерманн , с. 373.
  5. ^ Девица 2018 , стр. 109.
  6. ^ Девица 2018 , стр. 99.
  7. ^ Девица 2018 , стр. 100.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Хессель 2011 , с. 358.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Хессель 2011 , с. 359.
  10. ^ Перейти обратно: а б Вигерманн , с. 374.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Хессель 2011 , с. 361.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Вигерманн 2007 .
  13. ^ «Кулон с головой Пазузу» . www.metmuseum.org . Проверено 6 мая 2022 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Хессель 2011 , с. 362.
  15. ^ Месопотамская медицина и магия 2019 , с. 273.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Девица 2018 , стр. 106.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Месопотамская медицина и магия 2019 , с. 272.
  18. ^ Перейти обратно: а б Девица 2018 , стр. 88.
  19. ^ Перейти обратно: а б Нидеррейтер 2018 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Ногель 2018 .
  21. ^ Горовиц, Уэйн (2010). Доблестная женщина: древние исследования Ближнего Востока в Иерусалиме в честь Джоан Гудник Вестенхольц . ЦСИК Пресс. п. 66. ИСБН  978-8400091330 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Девица 2018 , стр. 87.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и Месопотамская медицина и магия 2019 , с. 274.
  24. ^ Перейти обратно: а б Эль-Килани 2017 , с. 1.
  25. ^ Эль-Килани 2017 , с. 2.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Месопотамская медицина и магия 2019 , с. 284.
  27. ^ Эль-Килани 2017 , с. 3.
  28. ^ Перейти обратно: а б Месопотамская медицина и магия 2019 , с. 285.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и Хессель 2011 , с. 366.
  30. ^ «Статуэтка демона Пазузу с надписью» . Сайт Лувра . Архивировано из оригинала 28 июня 2009 г. Проверено 18 мая 2010 г.
  31. ^ «Пазузу» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 24 ноября 2021 г.
  32. ^ Месопотамская медицина и магия 2019 , с. 275.
  33. ^ Месопотамская медицина и магия 2019 , с. 276.
  34. ^ Месопотамская медицина и магия 2019 , с. 277.
  35. ^ Гайли, Розмари (2009). Энциклопедия демонов и демонологии . Издательство информационной базы. п. 197. ИСБН  978-1-4381-3191-7 . Вердераме, Лоренцо (2020). «Зло из древнего прошлого и археология загробного мира: анализ фильмов «Экзорцист» (1973) и «Зловещие мертвецы» (1981)», в Л. Вердераме и А. Гарсиа-Вентура (ред.) Восприятие древнего ближнего Восток в массовой культуре и за ее пределами . Локвуд Пресс. стр. 159–179. ISBN  978-1-948488-24-2 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 628dfc1e0411e1278e4a7070ed96d6e3__1722833940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/e3/628dfc1e0411e1278e4a7070ed96d6e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pazuzu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)