Лахар (бог)
Лава | |
---|---|
Божество домашних животных и одежды | |
Пол | оспариваемый [ 1 ] |
Лахар был месопотамским божеством , связанным со стадами животных, особенно овец . Пол Лахара является предметом дискуссий в науке, хотя общепринято, что это имя относится к женскому божеству в списке богов средневавилонского периода и мужскому божеству в мифе «Теогония Дунну» .
Имя и характер
[ редактировать ]Имя Лахара писалось по слогу как д Ла-ха-ар или д Ла-Хар , или логографически как д U 8 , «овца». [ 2 ] Название происходит от аккадского слова laḫru , что также означает «овца». [ 1 ] Та же логограмма, д U 8 также может использоваться для написания имени другого божества, связанного с пастушеством, Шунидуг («его рука хороша»). [ 3 ] а также его отца Гау (Гаю), пастыря Сина , [ 2 ] матери Думузи , Дуттур и [ 4 ] Возможная ссылка на Лахара встречается в имени раннединастического периода , в котором логограмма д У 8 служит теофорным элементом, д У 8 .ТЫ. [ 2 ]
Хотя в ранних переводах Сэмюэля Ноя Крамера Лахар рассматривалась как богиня, по мнению Уилфреда Г. Ламберта, божество следует считать мужским. [ 1 ] Он утверждает, что единственным свидетельством существования женщины Лахар является список богов, составленный в период Среднего Вавилона или позже, что дает уравнение д У 8 = д Aa šá ku-né-e , «Лахар — это Айя (как богиня) заботы о вещах», и астрономический сборник MUL.APIN , в котором у меня есть Ю 8 – звезда той же богини. [ 1 ] Однако Франс Виггерманн предполагает, что Лахар была женским божеством. [ 5 ] Теогония Дунну . исключением является [ 6 ]
По мнению Ламберта, божество Нинсиг, известное из списка богов Ан = Анум , которое, по его мнению, было мужчиной и чье имя он переводит как «господин шерсти», тождественно Лахару. [ 2 ] Однако, по словам Дины Кац, это божество было женским. [ 7 ]
Лахар ассоциировался со стадами домашних животных, [ 2 ] особенно овцы. [ 8 ] Реже он был связан и с одеждой. [ 2 ]
Мифология
[ редактировать ]Основным источником информации о Лахаре является текст Лахар и Ашнан , [ 2 ] также известный как Овца и Пшеница [ 9 ] или Дебаты между овцами и зерном . [ 10 ] В тексте прямо не указано, кто считался создателем Лахара и Ашнана, хотя из-за того, что местом их происхождения является Апсу, Уилфред Г. Ламберт считал Энки (Эа) вероятным кандидатом. [ 2 ] [ 11 ] Создание Лахара и Ашнана также приписывается Эа в строительном заклинании. [ 12 ] В обсуждаемом стихотворении после употребления алкоголя Лахар начинает препираться с Ашнаном по поводу того, кто из них обеспечивает людей более полезными благами, и в конечном итоге конфликт между ними приходится урегулировать Энлилю , который по предложению Энки провозглашает победительницей богиню зерна. [ 13 ] По мнению Маркхама Дж. Геллера, отрывок о происхождении Ашнана и Лахара из этого сочинения прямо цитируется в серии заклинаний Удуг Хул . [ 14 ]
Отдельная версия Лахара известна из « Теогонии Дунну» . [ 2 ] также известный как миф о Хараве . [ 15 ] Это повествование известно только по одной табличке нововавилонского или ахеменидского периода , которая, согласно колофону, была скопирована с более древних примеров. [ 16 ] Время его составления трудно оценить, и Уилфед Г. Ламберт предположил, что любое предложение между 2000 г. до н.э. и 614 г. до н.э. является правдоподобным. [ 15 ] Франс Виггерманн из-за присутствия хурритских заимствований предполагает, что он был составлен между 1500 г. до н.э. и 1350 г. до н.э., когда части Месопотамии находились под контролем хурритского государства Митанни . [ 6 ] Предполагается, что оно представляет собой местную традицию о первых днях существования мира, которая возникла в поселении под названием Дунну, «укрепленное место», хотя, поскольку известно множество городов, носящих это название, точная идентификация неясна. [ 11 ] В этом тексте Лахар — сын Шумугана и олицетворенного моря. [ 4 ] д A.AB.BA. [ 17 ] Впоследствии он убивает своего отца, женится на море и имеет сына, имя которого испорчено. [ 4 ] Вигерманн предполагает, что его можно идентифицировать как божественного пастыря Гаю. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ламберт 2013 , с. 523.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ламберт 1983 , с. 431.
- ^ Креберник 2013 , стр. 314–315.
- ^ Jump up to: а б с Ламберт 2013 , с. 388.
- ^ Виггерманн 2011 , с. 683.
- ^ Jump up to: а б с Виггерманн 2011 , с. 672.
- ^ Кац 2008 , с. 336.
- ^ Ламберт 2013 , с. 525.
- ^ Виггерманн 2011 , с. 669.
- ^ Блэк 2006 , с. 225.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 390.
- ^ Ламберт 2013 , с. 381.
- ^ Блэк 2006 , с. 226.
- ^ Геллер 2015 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 391.
- ^ Ламберт 2013 , с. 387.
- ^ Ламберт 2013 , с. 392.
Библиография
[ редактировать ]- Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 . Проверено 10 октября 2022 г.
- Геллер, Маркхэм Дж. (2015). Исцеляющая магия и злые демоны . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614513094 . ISBN 978-1-61451-309-4 .
- Кац, Дина (2008). «Энки и Нинхурсага, часть вторая» . Восточная библиотека . 65 (3). Издательство Питерс: 320–342. дои : 10.2143/bior.65.3.2033365 . ISSN 0006-1913 .
- Креберник, Манфред (2013), «Šunidug» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 11 октября 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1983), «Laḫar» , Reallexikon der Assyriologie , получено 11 октября 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Виггерманн, Франс AM (2011). «Сельское хозяйство как цивилизация: мудрецы, фермеры и варвары» . Оксфордские справочники в Интернете . Издательство Оксфордского университета. стр. 662–689. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199557301.013.0031 . ISBN 978-0199557301 .