Ашна
Ашна | |
---|---|
Богиня зерна | |
Другие имена | Невозможно, Невозможно-Кусу |
Ашнан или Эзина ( д еще . [ 1 ] оба возможных показания используются взаимозаменяемо [ 2 ] [ 3 ] ) — месопотамская богиня, считавшаяся олицетворением зерна. Ее также можно было назвать Эзина-Кусу , что привело к предположению, что богиня Кусу изначально была ее эпитетом, который лишь позже превратился в отдельную фигуру. Ей поклонялись уже в период Урука , и она фигурирует в документах многих месопотамских городов третьего тысячелетия до нашей эры. Она также известна по различным произведениям месопотамской литературы, таким как стихотворение-дебат « Дебаты между овцами и зерном» .
Имена и характер
[ редактировать ]Логотипограмма д ШЕ.ТИР можно читать как Эзину, так и Ашнана. [ 1 ] [ 4 ] По словам Джереми Блэка , оба используются как синонимы для обозначения одного и того же божества в современных публикациях. [ 3 ] Фрэнк Саймонс утверждает, что последнее можно понимать как «аккадскую версию» Эзины. [ 5 ] Шумерское слово «эзина» также было нарицательным существительным, обозначающим зерно. [ 4 ] Аккадский ашнан можно интерпретировать таким же образом. [ 6 ] Однако точная этимология обоих неясна. [ 1 ] Богиня, обозначаемая этими именами, была связана с зерном и сельским хозяйством. [ 4 ] В начале своей истории она была главным божеством. [ 7 ] но в более поздние периоды она воспринималась просто как божественная ипостась зерна. [ 4 ] Помимо своей основной роли, ее можно было вызвать вместе с Нинтур, чтобы остановить послеродовое кровотечение. [ 8 ]
Не исключено, что в искусстве Ашнан изображалась богиней, окруженной зерноподобными растениями. [ 9 ] [ 7 ] В некоторых случаях эта фигура изображается сидящей на троне. [ 10 ]
Четвероногий
[ редактировать ]составной теоним Эзина-Кусу, объединяющий имена Эзины и Кусу , богини очищения. Хорошо засвидетельствован [ 11 ] Аккадская форма Ашнан-Кусу также используется в науке. [ 6 ] Оно появляется уже в источниках раннединастического периода. [ 12 ] В большинстве текстов оно, по-видимому, обозначает божество, аналогичное Эзине, например, надпись на одном из цилиндров Гудеа гласит, что «Эзина-Кусу, чистый стебель, поднимет свою голову высоко в бороздах Гу-эдины», тогда как В дебатах между Овцами и Зерном это двойное имя используется как синоним имени богини зерна. [ 13 ] Фрэнк Саймонс предположил, что Кусу сначала была не отдельной богиней, а скорее эпитетом, и лишь позднее превратилась в отдельную фигуру. [ 12 ] Однако также утверждалось, что Кусу, рассматриваемый как эпитет, не имел отношения к богине очищения и его следует понимать как общее название «богиня, наполненная чистотой». [ 14 ] Эзина-Кусу также упоминается как эпитет, относящийся к Нисабе и Аруру в их соответствующих ролях, связанных с растительностью. [ 14 ]
Поклонение
[ редактировать ]Месопотамской богине зерна поклонялись уже в период Урука . [ 15 ] Согласно « Списку архаических городов» существовало поселение, названное в ее честь , где-то в Месопотамии , однако прочтение его полного названия остается неизвестным. [ 4 ] Она - одна из старейших засвидетельствованных городских богинь: Нисаба , Нанше , Инанна Урука . и Инанна Забаламская - единственные, кто присутствует в текстах сопоставимого возраста [ 16 ] В одном из раннединастических гимнов Заме вместо ее города указан AB׊UŠ (U 2 ), но прочтение этого имени также остается неизвестным. [ 15 ] Она также присутствует в списках богов Фара и Абу Салабиха . [ 12 ] Ей поклонялись в Лагаше , Адабе , Умме , Уре , Ниппуре. [ 4 ] и Шуруппак . [ 17 ] Джоан Гудник Вестенхольц предположила, что в Ниппуре ей поклонялись в храме Кусу, [ 18 ] который, по словам Эндрю Р. Джорджа, вероятно, носил название Esaĝĝamaḫ, «дом возвышенного очистителя». [ 19 ] Альфонсо Арчи отмечает, что она также встречается в двуязычном лексическом списке из Эблы , что дает уравнение д Ашнан = А-за-на-ан , но в административных текстах этого города она отсутствует. [ 20 ] Теофорные имена, упоминающие ее, известны из различных источников, начиная с третьего тысячелетия до нашей эры. [ 4 ] Например, несколько особей по имени Амар-Ашнан («молодой бык Ашнана»). [ 21 ] ) появляются в текстах Адаба раннединастического и саргонического периодов. [ 22 ] Это же имя, а также другие, например Ашнан-амаму («Ашнан — моя мать»), встречаются и в текстах из Лагаша. [ 21 ]
Формула времен правления Ишме-Дагана называет Эзину, Энки , Ишкура и Шумугана «повелителями изобилия» ( en ḫegallakene ). [ 23 ] Имя Ашнан появляется в формуле проклятия Яхдун-Лима из Мари , в которой она вызывается вместе с Шумуганом, чтобы наказать любого, кто уничтожит отложения фонда этого короля, обедняя его землю. [ 24 ] Некоторые свидетельства об Ашнане также доступны в корпусе личных писем Древнего Вавилона, где она появляется с частотой, сравнимой с Бау или Нисабой, хотя и реже, чем самые популярные богини, такие как Иштар , Аннунитум или Айя . [ 25 ] Известны также печати с надписью «слуга Ашнана» или «слуга Эзины». [ 26 ]
Мифология
[ редактировать ]В стихотворении-дебате « Дебаты между овцами и зерном» Ашнан спорит с Лахаром (U8 ) , овечьим божеством, о том, кто из них важнее. [ 27 ] Текст начинается с рассказа о сотворении мира. [ 28 ] что означает, что они оба были созданы потому, что у человечества не было еды и одежды. [ 29 ] И Ашнан, и Лахар выдвигают множество аргументов в пользу своих претензий на превосходство, но в конце концов Энки убеждает Энлиля объявить богиню зерна победителем, что, по мнению Джереми Блэка, может отражать веру в то, что зерно имеет более важное значение для выживания человечества, чем домашние животные. были. [ 30 ]
Раннединастический миф « Сказание об Эзине и ее семи детях » известен во многих копиях и, очевидно, передает, как одноименная богиня после секса с партнером, личность которого остается неясной, рожает семерых детей, которые, по-видимому, были ответственны за обеспечение мир с какой-то ранее неизвестной пищей, предположительно хлебом. [ 31 ] Джулия М. Ашер-Грев предполагает, что богиня с растениями на своем одеянии, которая в одном случае сопровождает возможное изображение Эзины на троне, представляет одного из ее семи детей из этого мифа. [ 10 ]
Эзина упоминается в мифе «Энки и мировой порядок» , в котором она названа «хорошим хлебом всего мира». [ 32 ]
Заклинание, произнесенное во время ремонта храма, включает Ашнана в число божеств, созданных Эа из глины. [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Зельц 1995 , с. 25.
- ^ Швемер 2001 , с. 439.
- ^ Jump up to: а б Черный 2006 , с. 363.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 41.
- ^ Саймонс 2018 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б Саймонс 2018 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 174.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 65.
- ^ Виггерманн 2011 , с. 678.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 177.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б с Саймонс 2018 , с. 145.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 52.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 44.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 58.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 101.
- ^ Джордж 1993 , с. 140.
- ^ Архи 2019 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Зельц 1995 , с. 26.
- ^ Такой-Гутьеррес 2005 , с. 9.
- ^ Швемер 2001 , с. 65.
- ^ Фрейн 1990 , стр. 603–604.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 251.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 254.
- ^ Саймонс 2018 , с. 134.
- ^ Блэк 2006 , с. 225.
- ^ Виггерманн 2011 , с. 669.
- ^ Блэк 2006 , стр. 225–226.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 47.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 41–42.
- ^ Саймонс 2018 , стр. 133–134.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2019). «Самаган и апрельские мулы. Сирийские боги в шумерском обличье» Между Сирией и горной местностью: исследования в честь Джорджио Буччеллати и Мэрилин Келли-Буччеллати . Рим: Издательство Arbor Sapientiae. ISBN 88-31341-01-4 . OCLC 1137837171 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 .
- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442678033 . ISBN 978-1-4426-7803-3 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Зельц, Гебхард (1995). Исследования пантеона древнего шумерского города-государства Лагаш (на немецком языке). Филадельфия: Музей Пенсильванского университета. ISBN 978-0-924171-00-0 . OCLC 33334960 .
- Саймонс, Фрэнк (2018). «Богиня Кусу» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 112 (1). КЭРН: 123–148. дои : 10.3917/сборка.112.0123 . ISSN 0373-6032 .
- Такой-Гутьеррес, Маркос (2005). «Исследования Пантеона Адаба в 3-м тысячелетии» . Архив востоковедения (на немецком языке). 51 . Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 1–44. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41670228 . Проверено 19 сентября 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (2011). «Сельское хозяйство как цивилизация: мудрецы, фермеры и варвары» . Оксфордские справочники в Интернете . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199557301.013.0031 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]