Jump to content

Мать Забалама

Мать Забалама
Богиня-покровительница Забалама
Фигурка-основа, посвященная Инанне Забаламской времен правления Варада-Сина из Ларсы.
Другие имена для супальности, [ 1 ] Сугаллит, [ 2 ] Нин-Забалам [ 3 ]
Главный культовый центр Забалам , Ларса
Генеалогия
Дети Shara

Инанна Забаламская (также Супалитум , [ 1 ] Сугаллит , [ 2 ] Нин-Забалам [ 3 ] ) была ипостасью месопотамской богини Инанны, связанной с городом Заваламом . Было высказано предположение, что изначально она была отдельным божеством, возможно, известным под именем Нин-Ум было поглощено богиней Урука , которое в какой-то момент предыстории Месопотамии и при этом потеряло свой неизвестный первоначальный характер, хотя Тем не менее в определенных контекстах ее все еще можно рассматривать как отдельную. Ее считали матерью Шары , богини Уммы , города, расположенного недалеко от Забалама.

Поклонение Инанне Забаламской уже засвидетельствовано в ранних текстах периода Урука , что делает ее одной из старейших богинь-покровительниц конкретных городов, известных из месопотамских источников. Ее храм был известен под церемониальным названием Гигунна. Это засвидетельствовано в источниках раннединастического периода , саргонского периода и периода Ура III , а также в различных литературных текстах. Позже она стала ассоциироваться с городом Ларса . В надписи короля Варада-Сина упоминается строительство посвященного ей храма Экаламтанигурру, возможно, идентичного более древнему святилищу. Она также засвидетельствована в различных религиозных текстах и ​​в теофорных именах из Ларсы. Другие города, где ей поклонялись в период Старого Вавилона, включают Ниппур , Урук , Исин , ​​Кисурру и Вавилон . Предполагается, что ее главный культовый центр, Забалам, со временем был заброшен, хотя она все еще упоминается в документах времен правления Первой Силендской династии , а упоминания о различных храмах, посвященных ей, встречаются в Канонический список храмов последующего касситского периода .

Происхождение и имена

[ редактировать ]

Инанна из Забалама — один из старейших засвидетельствованных примеров различных проявлений божеств, привязанных к конкретным географическим местам. [ 4 ] Она была богиней-покровительницей города Забалама , [ 5 ] также известный как Сугал на аккадском языке (современный Телль Ибзейх в Ираке). [ 6 ] Принято считать, что, хотя местные проявления Инанны в некоторой степени имели «общую сущность», они также могли иметь различные, уникальные черты, и интерпретации, представляющие их как грани одной богини или как отдельные фигуры, могли сосуществовать. [ 7 ] Например, в списке богов Вейднера Инанна Забаламская встречается отдельно от самой Инанны и Думузи , наряду с другими местными проявлениями, что может указывать на то, что в этом контексте она рассматривалась не строго как ипостась, а скорее как отдельная местная богиня. [ 8 ]

По словам Джоан Гудник Вестенхольц , первоначальный характер богини-покровительницы Забалама был утерян до начала письменной истории в процессе, в котором «ее личность была поглощена личностью Инаны из Урука » . [ 5 ] Хотя предполагается, что многие города переняли культ Инанны из Урука уже в период Урука, в Забаламе появление урукской богини могло привести к такой ситуации из-за географической близости обоих городов. [ 9 ] Вестенхольц предполагает, что ее настоящее имя могло быть Нин-УМ, что засвидетельствовано в заме гимнах раннединастического периода . [ 10 ] Антуан Кавиньо и Манфред Креберник в соответствующей статье в Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie проявляют большую осторожность и относятся к Нин-УМ нейтрально как к божеству, а не конкретно к богине, хотя они допускают, что это имя может относиться к ипостаси Инанны в во всех контекстах, в которых оно засвидетельствовано. [ 11 ] Значение имени Нин-УМ неизвестно, а связь с названием месяца не -УМ из местного календаря Ура исключена. [ 10 ]

Инанну Забаламскую можно было назвать именем Супалитум (Супаллиту), происходящим от аккадского написания топонима и через народную этимологию, связанную со словом супалу ( сапалу ), « можжевельник ». [ 1 ] Оно широко использовалось в вавилонских лексических текстах . [ 12 ] Встречается в списке богов An = Anum как объяснение д Инанна-су-бала к (таблица IV, строка 134). [ 1 ] Вторым подобным именем было Сугаллиту (Шугаллиту; «она из Забалама»), на написание которого, возможно, повлиял термин Эсугал, относящийся к зиккурату, посвященному Иштар, расположенному в городе Аккад . [ 13 ] или, альтернативно, словом суккаллу . [ 14 ] Последнее название можно записать логографически как д ЗУ.ГАЛ или д SU.GAL. [ 15 ] Еще возможное имя, д ЗА-БА-АД, которую, возможно, следует читать как ДИХИР Забалам, «богиня Забалама», была идентифицирована на табличке для упражнений из Суз . [ 16 ] В текстах Уммы периода Ура III также используется эпитет Нин-Забалам, «госпожа Забалама», особенно когда речь идет о поклонении этой богине в поселении А-ка-Сал 4. к . [ 3 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Бог Шара обычно называют просто сыном Инанны , , которого в современной литературе, ориентированной на широкую аудиторию, [ 17 ] [ 18 ] считался сыном богини Забалама. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Перевод единственного отрывка, в котором упоминается его отец, неясен. [ 19 ] Джулия М. Ашер-Грив предполагает, что эта традиция была вторичным развитием, и Шара была назначена Инанне как сын только для того, чтобы можно было обращаться к ней эпитетом ama , мать, хотя она также отмечает, что это, по-видимому, не было связано с материнством. , а скорее к старшему положению в пантеоне и власти над конкретными городами. [ 22 ] Вместо этого Мануэль Молина предполагает, что это отражало тесную связь между соответствующими культовыми центрами. [ 23 ]

В надписи Варад-Сина Инанна из Забалама упоминается как дочь Суэна . [ 24 ] В круг божеств, связанных с ней, также входили Апиримах, а также две богини, игравшие аналогичную роль в Уруке , Ниншубур и Наная . [ 25 ]

В « Гимнах Заме» Нин-УМ, божество, возможно, идентичное Инанне Забаламской, появляется в связи с богом Иштараном . [ 10 ] Ее также приравнивают к Инанне-кур, [ 26 ] ранняя ипостась Инанны уже засвидетельствована в источниках периода Урука . [ 27 ] Однако последний также сохранял независимую идентичность и вместо этого мог быть связан с д Мужчины , божество, предположительно являющееся обожествленной короной. [ 26 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Ранняя история

[ редактировать ]

Самые древние свидетельства существования Забалама и поклонения его богине-покровительнице относятся к периоду Урука III (ок. 3100–2900 гг. до н.э.). [ 28 ] Название города было записано клинописью логографически как MUŠ 3 .UNUG, следуя типичному раннему образцу, в котором сочетание имени местного божества, в данном случае Инанны (MUŠ 3 ), и знака «святилище» (UNUG) ) использовался для передачи названия города. [ 5 ] Аналогично, Ларса отображалась как UTU . УНУГ и Ур НАННА х .УНУГ. [ 29 ] Позже в качестве фонетического указателя был добавлен знак ЗА, хотя написание продолжало быть изменчивым вплоть до древневавилонского периода . [ 28 ] Единственные другие женские божества-покровители конкретных городов, известные из сравнительно ранних источников как Инанна Забалама, — это Инанна Урука, Нанше , Эзины и Нисабы . [ 27 ]

Третье тысячелетие до нашей эры

[ редактировать ]

Инанна Забаламская принадлежала к местному пантеону государства (позже провинции) Умма , [ 30 ] хотя, как отметил Мануэль Молина, ее культ , вероятно, имел «надрегиональное» значение уже в конце периода Урука. [ 23 ] В раннединастический период она появляется в Гимнах Заме , и одна из строф прямо отождествляет ее с Нин-УМ, ее возможным более ранним именем. [ 10 ]

Литературные тексты, такие как «Нисхождение Инанны» и гимн «Инанна F», Инанны указывают на то, что храм в Забаламе был известен как Гигунна ( Ги-гун 4 к -что ). [ 30 ] В саргонический период он был перестроен Нарам-Сином или Шар-Кали-Шарри . [ 31 ] Однако во время раскопок, последние из которых проводились в 2001–2002 годах по поручению Государственного совета по древностям и наследию Ирака, были обнаружены только остатки более позднего древневавилонского сооружения, но дальнейшие исследования этого места невозможны из-за обширных разграблений. после войны в Ираке , в результате чего он «почти полностью разрушен и практически не подлежит восстановлению для археологии». [ 6 ] Храм был, казалось бы, центром экономической деятельности города. [ 23 ] Большинство документов, предположительно происходящих из Забалама, происходят из архива храма, хотя их происхождение зачастую трудно установить, поскольку вся территория вокруг древней Уммы и Забалама подвергалась грабежам. [ 6 ]

Согласно текстовым источникам, в период Ура III храм номинально содержался губернатором Уммы, хотя город Забалам фактически находился под прямым контролем королевской семьи из-за его религиозного и экономического значения для государства. [ 31 ] Царица Аби-Симти была известна своей преданностью Инанне Забаламской, несмотря на то, что она не была родом из этого города. [ 32 ] Однако там у нее действительно был дом, и не исключено, что неподалеку располагалось поместье царской семьи. [ 31 ] Тексты Уммы того же периода указывают на то, что Инанне Забаламской («Нин-Забалам») также поклонялись в поселении А-ка-Сал 4. к и упомяните священника Гуду 4 и пастуха, служащих ей. [ 3 ]

Второе тысячелетие до нашей эры

[ редактировать ]

Инанна Забаламская сохранила свое религиозное значение после падения Третьей династии Ура, в течение последовательных периодов правления династий Исина , Ларсы и Вавилона . [ 31 ] Она стала прочно ассоциироваться со вторым из этих трех городов. [ 33 ] В формуле года Варад-Син из Ларсы упоминается строительство посвященного ей храма. [ 34 ] Экаламтанигурру, «дом, внушающий страх на землю», по словам Эндрю Р. Джорджа , возможно, можно отождествить с более ранним строением в Забаламе, перестроенным Шар-Кали-Шари. [ 35 ] В городе Ларса ей и местному воплощению Инанны, «Царице Ларсы», поклонялись отдельно друг от друга. [ 36 ] В ее культ входили maḫḫûm ( «пророческие «экстатики»), которые редко встречаются в южной Месопотамии и чаще встречаются в текстах запада. [ 37 ] Очевидно, эту функцию могли выполнять как мужчины, так и женщины. [ 38 ] Под именем Шугаллиту Инанна из Забалама также появляется в формуле приветствия в письме из этого города (наряду с Шамашем ), в тексте мудрости, в котором упоминаются сделанные ей подношения, а также в теофорных именах, таких как Убар-Шугаллиту, Варад-Шугаллиту, Шугаллиту. -гамил (во всех случаях используется логографическое написание) и Кук-Шугаллитум (теоним пишется по слогу; первый элемент — эламитский ). [ 15 ]

Инанне Забаламской также поклонялись в Ниппуре . [ 3 ] Исин и Урук . [ 39 ] Есть также упоминания о поклонении «Инанне-Забалам Урука» в Ларсе. [ 40 ] Кроме того, по-видимому, ее стали считать одним из божеств-покровителей города Уммы . [ 41 ] Раньше эта роль принадлежала только Шаре и Нинуре . [ 42 ] В кредитном документе упоминается месяц, названный в ее честь, ITI na-ab-ri-ì (от nabrium , тип праздника) ša su-ga-li-ti-im . [ 43 ] Он происходит из раннего древневавилонского периода, хотя точку его происхождения установить трудно, а различные особенности текста могут указывать на влияние традиций Мари или региона Дияла . [ 44 ] По мнению Витольда Тыборовского, это могло быть вариантом названия месяца в местном календаре Кисурра . [ 45 ] Теофорный элемент Сугаллит можно найти в одном названии этого города — Амат-Сугаллит. [ 46 ]

В самом Забаламе Хаммурапи Вавилонский . построил храм под названием Эзикаламма («дом – жизнь земли»), о чем свидетельствуют кирпичи с надписями, найденные при раскопках [ 47 ] Упоминания о богине Забаламе встречаются и в источниках из столицы его королевства. [ 48 ] Священник Сугаллита упоминается в тексте из этого города позднего древневавилонского периода, в котором он выступает в качестве свидетеля. [ 49 ] Было высказано предположение, что его присутствие в Вавилоне было результатом прибытия беженцев из Ларсы. [ 33 ]

После периода Старого Вавилона Завалам, вероятно, был заброшен. [ 31 ] Однако в архивах Первой династии Силендов до сих пор сохранились упоминания о подношениях, сделанных Из НАНА НИН-СУ.ГАЛ, «Инанна-леди Забалама». [ 39 ] По мнению Манфреда Креберника, ссылка на д Шу-гал-ли-тум также встречается в заклинаниях, датируемых периодом Старого Вавилона, при перечислении различных имен Иштар. [ 15 ] В Каноническом храмовом списке , составленном, скорее всего, в касситский период , [ 50 ] Культовые центры Инанны Забаламской (именуемой Супалитум) перечислены в отдельном коротком разделе. [ 51 ] К ним относятся Этеменнигурру (местоположение неизвестно; запись 319), [ 52 ] Эсусучарра («дом, где подают еду»), вероятно, в Уруке (запись 320), [ 53 ] Э.АН-кум в неизвестном месте (запись 321), [ 54 ] и Эгигунна в Муру (запись 322). [ 55 ] В плаче с ней связан Есигуз, «дом из козьей шерсти», расположенный в Гуаббе. [ 56 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д Креберник 2013а , с. 316.
  2. ^ Jump up to: а б Креберник 2013 , с. 256.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Кавинье и Креберник 1998а , с. 531.
  4. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 59.
  5. ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 42.
  6. ^ Jump up to: а б с Молина 2016 , с. 171.
  7. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 109.
  8. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 79–80.
  9. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 43.
  10. ^ Jump up to: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 50.
  11. ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 510.
  12. ^ Пауэлл 1976 , с. 101.
  13. ^ Креберник 2013 , стр. 256–257.
  14. ^ Михаловски 1986 , стр. 169–170.
  15. ^ Jump up to: а б с Креберник 2013 , с. 257.
  16. ^ Креберник 2016 , с. 164.
  17. ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 173.
  18. ^ Прайк 2017 , с. 104.
  19. ^ Jump up to: а б Хубер Вуллит 2011 , с. 32.
  20. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 202.
  21. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 31.
  22. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 140.
  23. ^ Jump up to: а б с Молина 2016 , с. 172.
  24. ^ Фрейн 1990 , с. 218.
  25. ^ Вецольдт 2014 , с. 322.
  26. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 58.
  27. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 44.
  28. ^ Jump up to: а б Молина 2016 , с. 170.
  29. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 40.
  30. ^ Jump up to: а б Вецольдт 2014 , с. 321.
  31. ^ Jump up to: а б с д и Молина 2016 , с. 173.
  32. ^ Апрель 2021 г. , с. 436.
  33. ^ Jump up to: а б Барберон 2014 , с. 271.
  34. ^ Фрейн 1990 , с. 217.
  35. ^ Джордж 1993 , с. 107.
  36. ^ Вестенхольц и Вестенхольц 2006 , с. 13.
  37. ^ Вестенхольц и Вестенхольц 2006 , с. 33.
  38. ^ Вестенхольц и Вестенхольц 2006 , с. 73.
  39. ^ Jump up to: а б Бойвин 2018 , с. 208.
  40. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 77.
  41. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 30–31.
  42. ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 30.
  43. ^ Михаловский 1986 , с. 169.
  44. ^ Михаловский 1986 , с. 171.
  45. ^ Тыборовский 2013 , с. 247.
  46. ^ Тыборовский 2013 , с. 246.
  47. ^ Фрейн 1990 , с. 352.
  48. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 255.
  49. ^ Барберон 2014 , стр. 271–272.
  50. ^ Джордж 1993 , с. 6.
  51. ^ Креберник 2013а , стр. 316–317.
  52. ^ Джордж 1993 , с. 149.
  53. ^ Джордж 1993 , с. 142.
  54. ^ Джордж 1993 , с. 67.
  55. ^ Джордж 1993 , с. 92.
  56. ^ Джордж 1993 , с. 141.

Библиография

[ редактировать ]
  • Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN  978-3-7278-1738-0 . Проверено 24 октября 2022 г.
  • Барберон, Люсиль (2014). «Посвятить женщину-надиту Мардука или жениться на ней в древневавилонском обществе». Семья на древнем Ближнем Востоке: реалии, символика и образы . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 267–274. дои : 10.1515/9781575068886-019 . ISBN  9781575068886 .
  • Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992). Боги, демоны и символы Древней Месопотамии: Иллюстрированный словарь . Издательство Британского музея. ISBN  0-7141-1705-6 . Проверено 24 октября 2022 г.
  • Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грюйтер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN  978-1-5015-0782-3 .
  • Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), " д Nin-UM" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 октября 2022 г.
  • Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998a), «Нин-Забалам» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 октября 2022 г.
  • Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Царские надписи Месопотамии. Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442678033 . ISBN  978-1-4426-7803-3 .
  • Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN  0-931464-80-3 . ОСЛК   27813103 .
  • Хубер Вулье, Фабьен (2011), «Шара» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 21 октября 2022 г.
  • Креберник, Манфред (2013), "S/Šugallītu(m)" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 октября 2022 г.
  • Креберник, Манфред (2013a), «Supālītum, Supallītu» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 октября 2022 г.
  • Креберник, Манфред (2016), " д ZA-BA-AD" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 октября 2022 г.
  • Михаловский, Петр (1986). «Ранний вавилонский документ о займе» . Журнал клинописных исследований . 38 (2). Американские школы восточных исследований: 167–171. дои : 10.2307/1359798 . ISSN   0022-0256 . JSTOR   1359798 . S2CID   163380578 . Проверено 21 октября 2022 г.
  • Молина, Мануэль (2016), "Zabala/u(m)" , Reallexikon der Assyriologie , получено 21 октября 2022 г.
  • Пауэлл, Марвин А. (1976). «Свидетельства существования местных культов в пресаргонической Забале» . Ориенталия . 45 . GBPress - Григорианская библейская пресса: 100–104. ISSN   0030-5367 . JSTOR   43074689 . Проверено 21 октября 2022 г.
  • Прайк, Луиза М. (2017). Иштар . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. ISBN  978-1-138--86073-5 . Проверено 24 октября 2022 г.
  • Шарлах, Тоня (2021). «Местная и импортированная религия в Уре в конце правления Шульги» . Ур в двадцать первом веке нашей эры . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 429–440. дои : 10.1515/9781646021512-031 . ISBN  9781646021512 . S2CID   236767398 .
  • Сиббин-Плантолт, Ирен (2022). Образы месопотамских божественных целителей. Богини-исцелители и легитимизация профессиональных асу на медицинском рынке Месопотамии . Бостон: Брилл. ISBN  978-90-04-51241-2 . OCLC   1312171937 .
  • Тыборовский, Витольд (2013). «Новые таблички из Кисурры и хронология Центральной Вавилонии в ранне-старовавилонский период». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 102 (2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 245–269. дои : 10.1515/za-2012-0014 . ISSN   1613-1150 . S2CID   163905316 .
  • Вацольдт, Хартмут (2014), «Umma A. Philologisch» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 октября 2022 г.
  • Вестенхольц, Джоан Гудник; Вестенхольц, Оге (2006). Клинописные надписи в коллекции Музея библейских земель в Иерусалиме: старые вавилонские надписи . Лейден: Брилл. ISBN  978-90-474-0838-3 . OCLC   320326253 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f61003ab630c47bb0465b07ee0342259__1718790840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/59/f61003ab630c47bb0465b07ee0342259.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Inanna of Zabalam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)