Мать Забалама
Мать Забалама | |
---|---|
Богиня-покровительница Забалама | |
![]() Фигурка-основа, посвященная Инанне Забаламской времен правления Варада-Сина из Ларсы. | |
Другие имена | для супальности, [ 1 ] Сугаллит, [ 2 ] Нин-Забалам [ 3 ] |
Главный культовый центр | Забалам , Ларса |
Генеалогия | |
Дети | Shara |
Инанна Забаламская (также Супалитум , [ 1 ] Сугаллит , [ 2 ] Нин-Забалам [ 3 ] ) была ипостасью месопотамской богини Инанны, связанной с городом Заваламом . Было высказано предположение, что изначально она была отдельным божеством, возможно, известным под именем Нин-Ум было поглощено богиней Урука , которое в какой-то момент предыстории Месопотамии и при этом потеряло свой неизвестный первоначальный характер, хотя Тем не менее в определенных контекстах ее все еще можно рассматривать как отдельную. Ее считали матерью Шары , богини Уммы , города, расположенного недалеко от Забалама.
Поклонение Инанне Забаламской уже засвидетельствовано в ранних текстах периода Урука , что делает ее одной из старейших богинь-покровительниц конкретных городов, известных из месопотамских источников. Ее храм был известен под церемониальным названием Гигунна. Это засвидетельствовано в источниках раннединастического периода , саргонского периода и периода Ура III , а также в различных литературных текстах. Позже она стала ассоциироваться с городом Ларса . В надписи короля Варада-Сина упоминается строительство посвященного ей храма Экаламтанигурру, возможно, идентичного более древнему святилищу. Она также засвидетельствована в различных религиозных текстах и в теофорных именах из Ларсы. Другие города, где ей поклонялись в период Старого Вавилона, включают Ниппур , Урук , Исин , Кисурру и Вавилон . Предполагается, что ее главный культовый центр, Забалам, со временем был заброшен, хотя она все еще упоминается в документах времен правления Первой Силендской династии , а упоминания о различных храмах, посвященных ей, встречаются в Канонический список храмов последующего касситского периода .
Происхождение и имена
[ редактировать ]Инанна из Забалама — один из старейших засвидетельствованных примеров различных проявлений божеств, привязанных к конкретным географическим местам. [ 4 ] Она была богиней-покровительницей города Забалама , [ 5 ] также известный как Сугал на аккадском языке (современный Телль Ибзейх в Ираке). [ 6 ] Принято считать, что, хотя местные проявления Инанны в некоторой степени имели «общую сущность», они также могли иметь различные, уникальные черты, и интерпретации, представляющие их как грани одной богини или как отдельные фигуры, могли сосуществовать. [ 7 ] Например, в списке богов Вейднера Инанна Забаламская встречается отдельно от самой Инанны и Думузи , наряду с другими местными проявлениями, что может указывать на то, что в этом контексте она рассматривалась не строго как ипостась, а скорее как отдельная местная богиня. [ 8 ]
По словам Джоан Гудник Вестенхольц , первоначальный характер богини-покровительницы Забалама был утерян до начала письменной истории в процессе, в котором «ее личность была поглощена личностью Инаны из Урука » . [ 5 ] Хотя предполагается, что многие города переняли культ Инанны из Урука уже в период Урука, в Забаламе появление урукской богини могло привести к такой ситуации из-за географической близости обоих городов. [ 9 ] Вестенхольц предполагает, что ее настоящее имя могло быть Нин-УМ, что засвидетельствовано в заме гимнах раннединастического периода . [ 10 ] Антуан Кавиньо и Манфред Креберник в соответствующей статье в Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie проявляют большую осторожность и относятся к Нин-УМ нейтрально как к божеству, а не конкретно к богине, хотя они допускают, что это имя может относиться к ипостаси Инанны в во всех контекстах, в которых оно засвидетельствовано. [ 11 ] Значение имени Нин-УМ неизвестно, а связь с названием месяца не -УМ из местного календаря Ура исключена. [ 10 ]
Инанну Забаламскую можно было назвать именем Супалитум (Супаллиту), происходящим от аккадского написания топонима и через народную этимологию, связанную со словом супалу ( сапалу ), « можжевельник ». [ 1 ] Оно широко использовалось в вавилонских лексических текстах . [ 12 ] Встречается в списке богов An = Anum как объяснение д Инанна-су-бала к (таблица IV, строка 134). [ 1 ] Вторым подобным именем было Сугаллиту (Шугаллиту; «она из Забалама»), на написание которого, возможно, повлиял термин Эсугал, относящийся к зиккурату, посвященному Иштар, расположенному в городе Аккад . [ 13 ] или, альтернативно, словом суккаллу . [ 14 ] Последнее название можно записать логографически как д ЗУ.ГАЛ или д SU.GAL. [ 15 ] Еще возможное имя, д ЗА-БА-АД, которую, возможно, следует читать как ДИХИР Забалам, «богиня Забалама», была идентифицирована на табличке для упражнений из Суз . [ 16 ] В текстах Уммы периода Ура III также используется эпитет Нин-Забалам, «госпожа Забалама», особенно когда речь идет о поклонении этой богине в поселении А-ка-Сал 4. к . [ 3 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Бог Шара обычно называют просто сыном Инанны , , которого в современной литературе, ориентированной на широкую аудиторию, [ 17 ] [ 18 ] считался сыном богини Забалама. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Перевод единственного отрывка, в котором упоминается его отец, неясен. [ 19 ] Джулия М. Ашер-Грив предполагает, что эта традиция была вторичным развитием, и Шара была назначена Инанне как сын только для того, чтобы можно было обращаться к ней эпитетом ama , мать, хотя она также отмечает, что это, по-видимому, не было связано с материнством. , а скорее к старшему положению в пантеоне и власти над конкретными городами. [ 22 ] Вместо этого Мануэль Молина предполагает, что это отражало тесную связь между соответствующими культовыми центрами. [ 23 ]
В надписи Варад-Сина Инанна из Забалама упоминается как дочь Суэна . [ 24 ] В круг божеств, связанных с ней, также входили Апиримах, а также две богини, игравшие аналогичную роль в Уруке , Ниншубур и Наная . [ 25 ]
В « Гимнах Заме» Нин-УМ, божество, возможно, идентичное Инанне Забаламской, появляется в связи с богом Иштараном . [ 10 ] Ее также приравнивают к Инанне-кур, [ 26 ] ранняя ипостась Инанны уже засвидетельствована в источниках периода Урука . [ 27 ] Однако последний также сохранял независимую идентичность и вместо этого мог быть связан с д Мужчины , божество, предположительно являющееся обожествленной короной. [ 26 ]
Поклонение
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Самые древние свидетельства существования Забалама и поклонения его богине-покровительнице относятся к периоду Урука III (ок. 3100–2900 гг. до н.э.). [ 28 ] Название города было записано клинописью логографически как MUŠ 3 .UNUG, следуя типичному раннему образцу, в котором сочетание имени местного божества, в данном случае Инанны (MUŠ 3 ), и знака «святилище» (UNUG) ) использовался для передачи названия города. [ 5 ] Аналогично, Ларса отображалась как UTU . УНУГ и Ур — НАННА х .УНУГ. [ 29 ] Позже в качестве фонетического указателя был добавлен знак ЗА, хотя написание продолжало быть изменчивым вплоть до древневавилонского периода . [ 28 ] Единственные другие женские божества-покровители конкретных городов, известные из сравнительно ранних источников как Инанна Забалама, — это Инанна Урука, Нанше , Эзины и Нисабы . [ 27 ]
Третье тысячелетие до нашей эры
[ редактировать ]Инанна Забаламская принадлежала к местному пантеону государства (позже провинции) Умма , [ 30 ] хотя, как отметил Мануэль Молина, ее культ , вероятно, имел «надрегиональное» значение уже в конце периода Урука. [ 23 ] В раннединастический период она появляется в Гимнах Заме , и одна из строф прямо отождествляет ее с Нин-УМ, ее возможным более ранним именем. [ 10 ]
Литературные тексты, такие как «Нисхождение Инанны» и гимн «Инанна F», Инанны указывают на то, что храм в Забаламе был известен как Гигунна ( Ги-гун 4 к -что ). [ 30 ] В саргонический период он был перестроен Нарам-Сином или Шар-Кали-Шарри . [ 31 ] Однако во время раскопок, последние из которых проводились в 2001–2002 годах по поручению Государственного совета по древностям и наследию Ирака, были обнаружены только остатки более позднего древневавилонского сооружения, но дальнейшие исследования этого места невозможны из-за обширных разграблений. после войны в Ираке , в результате чего он «почти полностью разрушен и практически не подлежит восстановлению для археологии». [ 6 ] Храм был, казалось бы, центром экономической деятельности города. [ 23 ] Большинство документов, предположительно происходящих из Забалама, происходят из архива храма, хотя их происхождение зачастую трудно установить, поскольку вся территория вокруг древней Уммы и Забалама подвергалась грабежам. [ 6 ]
Согласно текстовым источникам, в период Ура III храм номинально содержался губернатором Уммы, хотя город Забалам фактически находился под прямым контролем королевской семьи из-за его религиозного и экономического значения для государства. [ 31 ] Царица Аби-Симти была известна своей преданностью Инанне Забаламской, несмотря на то, что она не была родом из этого города. [ 32 ] Однако там у нее действительно был дом, и не исключено, что неподалеку располагалось поместье царской семьи. [ 31 ] Тексты Уммы того же периода указывают на то, что Инанне Забаламской («Нин-Забалам») также поклонялись в поселении А-ка-Сал 4. к и упомяните священника Гуду 4 и пастуха, служащих ей. [ 3 ]
Второе тысячелетие до нашей эры
[ редактировать ]Инанна Забаламская сохранила свое религиозное значение после падения Третьей династии Ура, в течение последовательных периодов правления династий Исина , Ларсы и Вавилона . [ 31 ] Она стала прочно ассоциироваться со вторым из этих трех городов. [ 33 ] В формуле года Варад-Син из Ларсы упоминается строительство посвященного ей храма. [ 34 ] Экаламтанигурру, «дом, внушающий страх на землю», по словам Эндрю Р. Джорджа , возможно, можно отождествить с более ранним строением в Забаламе, перестроенным Шар-Кали-Шари. [ 35 ] В городе Ларса ей и местному воплощению Инанны, «Царице Ларсы», поклонялись отдельно друг от друга. [ 36 ] В ее культ входили maḫḫûm ( «пророческие «экстатики»), которые редко встречаются в южной Месопотамии и чаще встречаются в текстах запада. [ 37 ] Очевидно, эту функцию могли выполнять как мужчины, так и женщины. [ 38 ] Под именем Шугаллиту Инанна из Забалама также появляется в формуле приветствия в письме из этого города (наряду с Шамашем ), в тексте мудрости, в котором упоминаются сделанные ей подношения, а также в теофорных именах, таких как Убар-Шугаллиту, Варад-Шугаллиту, Шугаллиту. -гамил (во всех случаях используется логографическое написание) и Кук-Шугаллитум (теоним пишется по слогу; первый элемент — эламитский ). [ 15 ]
Инанне Забаламской также поклонялись в Ниппуре . [ 3 ] Исин и Урук . [ 39 ] Есть также упоминания о поклонении «Инанне-Забалам Урука» в Ларсе. [ 40 ] Кроме того, по-видимому, ее стали считать одним из божеств-покровителей города Уммы . [ 41 ] Раньше эта роль принадлежала только Шаре и Нинуре . [ 42 ] В кредитном документе упоминается месяц, названный в ее честь, ITI na-ab-ri-ì (от nabrium , тип праздника) ša su-ga-li-ti-im . [ 43 ] Он происходит из раннего древневавилонского периода, хотя точку его происхождения установить трудно, а различные особенности текста могут указывать на влияние традиций Мари или региона Дияла . [ 44 ] По мнению Витольда Тыборовского, это могло быть вариантом названия месяца в местном календаре Кисурра . [ 45 ] Теофорный элемент Сугаллит можно найти в одном названии этого города — Амат-Сугаллит. [ 46 ]
В самом Забаламе Хаммурапи Вавилонский . построил храм под названием Эзикаламма («дом – жизнь земли»), о чем свидетельствуют кирпичи с надписями, найденные при раскопках [ 47 ] Упоминания о богине Забаламе встречаются и в источниках из столицы его королевства. [ 48 ] Священник Сугаллита упоминается в тексте из этого города позднего древневавилонского периода, в котором он выступает в качестве свидетеля. [ 49 ] Было высказано предположение, что его присутствие в Вавилоне было результатом прибытия беженцев из Ларсы. [ 33 ]
После периода Старого Вавилона Завалам, вероятно, был заброшен. [ 31 ] Однако в архивах Первой династии Силендов до сих пор сохранились упоминания о подношениях, сделанных Из НАНА НИН-СУ.ГАЛ, «Инанна-леди Забалама». [ 39 ] По мнению Манфреда Креберника, ссылка на д Шу-гал-ли-тум также встречается в заклинаниях, датируемых периодом Старого Вавилона, при перечислении различных имен Иштар. [ 15 ] В Каноническом храмовом списке , составленном, скорее всего, в касситский период , [ 50 ] Культовые центры Инанны Забаламской (именуемой Супалитум) перечислены в отдельном коротком разделе. [ 51 ] К ним относятся Этеменнигурру (местоположение неизвестно; запись 319), [ 52 ] Эсусучарра («дом, где подают еду»), вероятно, в Уруке (запись 320), [ 53 ] Э.АН-кум в неизвестном месте (запись 321), [ 54 ] и Эгигунна в Муру (запись 322). [ 55 ] В плаче с ней связан Есигуз, «дом из козьей шерсти», расположенный в Гуаббе. [ 56 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Креберник 2013а , с. 316.
- ^ Jump up to: а б Креберник 2013 , с. 256.
- ^ Jump up to: а б с д и Кавинье и Креберник 1998а , с. 531.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с Молина 2016 , с. 171.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 109.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 79–80.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 50.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 510.
- ^ Пауэлл 1976 , с. 101.
- ^ Креберник 2013 , стр. 256–257.
- ^ Михаловски 1986 , стр. 169–170.
- ^ Jump up to: а б с Креберник 2013 , с. 257.
- ^ Креберник 2016 , с. 164.
- ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 173.
- ^ Прайк 2017 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б Хубер Вуллит 2011 , с. 32.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 202.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 31.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 140.
- ^ Jump up to: а б с Молина 2016 , с. 172.
- ^ Фрейн 1990 , с. 218.
- ^ Вецольдт 2014 , с. 322.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Молина 2016 , с. 170.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Вецольдт 2014 , с. 321.
- ^ Jump up to: а б с д и Молина 2016 , с. 173.
- ^ Апрель 2021 г. , с. 436.
- ^ Jump up to: а б Барберон 2014 , с. 271.
- ^ Фрейн 1990 , с. 217.
- ^ Джордж 1993 , с. 107.
- ^ Вестенхольц и Вестенхольц 2006 , с. 13.
- ^ Вестенхольц и Вестенхольц 2006 , с. 33.
- ^ Вестенхольц и Вестенхольц 2006 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Бойвин 2018 , с. 208.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 77.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 30–31.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 30.
- ^ Михаловский 1986 , с. 169.
- ^ Михаловский 1986 , с. 171.
- ^ Тыборовский 2013 , с. 247.
- ^ Тыборовский 2013 , с. 246.
- ^ Фрейн 1990 , с. 352.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 255.
- ^ Барберон 2014 , стр. 271–272.
- ^ Джордж 1993 , с. 6.
- ^ Креберник 2013а , стр. 316–317.
- ^ Джордж 1993 , с. 149.
- ^ Джордж 1993 , с. 142.
- ^ Джордж 1993 , с. 67.
- ^ Джордж 1993 , с. 92.
- ^ Джордж 1993 , с. 141.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 . Проверено 24 октября 2022 г.
- Барберон, Люсиль (2014). «Посвятить женщину-надиту Мардука или жениться на ней в древневавилонском обществе». Семья на древнем Ближнем Востоке: реалии, символика и образы . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 267–274. дои : 10.1515/9781575068886-019 . ISBN 9781575068886 .
- Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992). Боги, демоны и символы Древней Месопотамии: Иллюстрированный словарь . Издательство Британского музея. ISBN 0-7141-1705-6 . Проверено 24 октября 2022 г.
- Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грюйтер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN 978-1-5015-0782-3 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), " д Nin-UM" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 октября 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998a), «Нин-Забалам» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 октября 2022 г.
- Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.) . Царские надписи Месопотамии. Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442678033 . ISBN 978-1-4426-7803-3 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Хубер Вулье, Фабьен (2011), «Шара» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 21 октября 2022 г.
- Креберник, Манфред (2013), "S/Šugallītu(m)" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 октября 2022 г.
- Креберник, Манфред (2013a), «Supālītum, Supallītu» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 октября 2022 г.
- Креберник, Манфред (2016), " д ZA-BA-AD" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 октября 2022 г.
- Михаловский, Петр (1986). «Ранний вавилонский документ о займе» . Журнал клинописных исследований . 38 (2). Американские школы восточных исследований: 167–171. дои : 10.2307/1359798 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359798 . S2CID 163380578 . Проверено 21 октября 2022 г.
- Молина, Мануэль (2016), "Zabala/u(m)" , Reallexikon der Assyriologie , получено 21 октября 2022 г.
- Пауэлл, Марвин А. (1976). «Свидетельства существования местных культов в пресаргонической Забале» . Ориенталия . 45 . GBPress - Григорианская библейская пресса: 100–104. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43074689 . Проверено 21 октября 2022 г.
- Прайк, Луиза М. (2017). Иштар . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-138--86073-5 . Проверено 24 октября 2022 г.
- Шарлах, Тоня (2021). «Местная и импортированная религия в Уре в конце правления Шульги» . Ур в двадцать первом веке нашей эры . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 429–440. дои : 10.1515/9781646021512-031 . ISBN 9781646021512 . S2CID 236767398 .
- Сиббин-Плантолт, Ирен (2022). Образы месопотамских божественных целителей. Богини-исцелители и легитимизация профессиональных асу на медицинском рынке Месопотамии . Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-51241-2 . OCLC 1312171937 .
- Тыборовский, Витольд (2013). «Новые таблички из Кисурры и хронология Центральной Вавилонии в ранне-старовавилонский период». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 102 (2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 245–269. дои : 10.1515/za-2012-0014 . ISSN 1613-1150 . S2CID 163905316 .
- Вацольдт, Хартмут (2014), «Umma A. Philologisch» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 октября 2022 г.
- Вестенхольц, Джоан Гудник; Вестенхольц, Оге (2006). Клинописные надписи в коллекции Музея библейских земель в Иерусалиме: старые вавилонские надписи . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-474-0838-3 . OCLC 320326253 .