Ипостась (философия и религия)
Ипостась (множественное число: ипостаси ), от греческого ὑπόστασις ( ипостазис ), является основным, фундаментальным состоянием или субстанцией, которая поддерживает всю реальность . Это не то же самое, что понятие субстанции . В неоплатонизме к ипостасям души , разума ( нус ) и « единого » обращался Плотин . [1] В христианском богословии Святая Троица трёх ипостасей: Отца , Сына состоит из и Святого Духа . [2]
Древнегреческая философия
[ редактировать ]Псевдо-Аристотель употреблял слово «ипостась» в смысле материальной субстанции . [3]
Неоплатоники утверждают, что под поверхностными явлениями, предстающими перед нашими чувствами, скрываются три высших духовных начала (или ипостаси ), каждое из которых более возвышенное, чем предыдущее. Для Плотина это Душа , Разум и Единое . [1] [4]
Христианское богословие
[ редактировать ]Термин «ипостась» имеет особое значение в христианском богословии ; особенно в христианской триадологии — изучении христианского учения о Троице , — а также в христологии (учение о Христе ). [5] [6]
Триадология
[ редактировать ]В христианской триадологии на протяжении всей истории возникли три конкретные богословские концепции, касающиеся количества и взаимосвязи ипостасей : [7]
Одноипостасный (Одна ипостась)
[ редактировать ]Одноипостасная ) (или миаипостасная концепция утверждает, что Отец, Сын и Дух — одна единая ипостась. [8] [9] в единой усии — то есть Отец, Сын и Дух — одна Личность . Исторически существовали варианты этой точки зрения:
- второго века Монархиане считали, что «Отец» и «Сын» — это два имени одного и того же Бога.
- В третьем веке Савеллий учил, что Отец, Сын и Дух — три части одной ипостаси .
- В четвертом веке Александр и Афанасий считали, что Сын является частью Отца. Точно так же западный манифест Отца в Сердике описывал Сына как «истинную» Мудрость , Силу и Слово Мудрость и Слово Отца » (Эйрес, стр. 125), имея в виду, что Он — единственная .
Среди отцов доникейской церкви «Дионисий Римский... говорил, что неправильно делить божественную монархию «на три... отдельные ипостаси ... люди, которые придерживаются этого, фактически производят трех богов». [10] : 185
В четвертом веке савеллиане [11] (например, Евстафий [12] и Марцелл, [13] [14] ), Александр, [15] Афанасий, [16] [17] и Западная церковь [18] учили единой ипостаси в Боге. «Ясный вывод из употребления [Афанасия]» заключается в том, что «в Боге есть только одна ипостась». [19] Некоторые ведущие ученые утверждают, что даже Никейский Символ веры исповедует богословие «одной ипостаси». [14]
дигипостатический
[ редактировать ]Диеипостасная ; концепция утверждает, что у Бога есть две ипостаси (Отец и Сын) [20] Когда в четвертом веке началась полемика, внимание было сосредоточено только на Сыне, а не на Святом Духе. [21] Позже в том же столетии некоторые группы, такие как македонцы , признали Сына полностью божественным, но не Святого Духа. [22] Вот почему в 381 году нашей эры, во время Первого Константинопольского Собора , Никейский Символ веры был пересмотрен и стал ясно указывать на божественность Святого Духа. [23]
Триипостасный (Три Ипостаси)
[ редактировать ]Трехипостасная ) концепция утверждает, что Бог имеет три ипостаси ( Отец , Сын и Святой Дух , [24] каждый со своей усей. После осуждения савеллианства в третьем веке возобладала точка зрения Оригена на три ипостаси. [25] Евсевии ( традиционно, но ошибочно называемые «арианцами» ) [26] верил в три ипостаси. [27] [28] Лидерами евсевиан были Евсевий Кесарийский и Евсевий Никомедийский. С этой точки зрения Отец, Сын и Дух — это три разных разума. Например, в Восточном Символе Посвящения говорится: «Их трое в ипостаси, но один в согласии». (Хэнсон, стр. 286) «Согласие» подразумевает разные умы.
Существовали также варианты взгляда на «три ипостаси». «То, что традиционно считается ключевым словом в «Символе веры», полностью выпадает из полемики вскоре после Никейского Собора и о нем не слышно более двадцати лет». (Лекция Хансона) Афанасий вновь ввел этот термин в дебаты в 350-х годах, примерно через 30 лет после Никеи. [29] [30] Это заставило евсевианцев разделиться на различные взгляды. Некоторые говорили, что субстанции Отца и Сына различны (гетероусиос). Другие говорили, что их вещества схожи (homoiousios). Третьи отказывались говорить о сути ( гомоианцы ).
Каппадокийские отцы были первыми сторонниками Никейства, верившими в три ипостаси. Например, Василий Кесарийский говорил, что заявления Сына о том, что Он исполняет волю Отца, «происходят не потому, что у Него нет сознательной цели или силы посвящения », а потому, что « собственная воля Его связана нерасторжимым союзом с Отцом». [31]
Этот спор о числе ипостасей в Боге лежал в основе «арианского» спора . И традиционное учение о Троице, и ариане учили трем различным ипостасям Божества. Разница в том, что в доктрине Троицы они также идентифицируются как единое Существо.
Ипостась и Усия
[ редактировать ]Этот раздел содержит подробный перефраз несвободного источника, защищенного авторским правом, «Оксфордского словаря христианской церкви» . ( январь 2022 г. ) |
Ипостась — это индивидуальный аспект усии, это означает, что усия — это родительская характеристика, которая является общей для ипостаси, находящейся под ней. Усия может быть разделена на множество ипостасей, поскольку ипостась — это индивидуальное выражение этой усии, точно так же, как эго является выражением лежащей в ее основе души. В этом случае ясно видно, что эго и душа кажутся разными, и что эго не без души, однако они могут сосуществовать. Усия — это природа этого существования, и все существующие вещи имеют усия, поскольку это природа этого существования в том виде, в котором оно существует. Усия — это то, что делает камень камнем, а ипостась — это различные виды камней; Усия — это форма, а также природа частиц, составляющих сущность в случае физических явлений. С другой стороны, для духовных явлений уровень присутствия и творческой силы отличает одну усия от другой. Как было сказано ранее, эта природа существования (усия) может быть общей для различных ипостасей или случаев усии.
Ипостась — это не то же самое, что тип или часть, Ипостась содержит в себе всю природу, описываемую ее узией. Это значит, что усия одинаково принадлежит каждой ипостаси, и в этом смысле они все одинаковы. Каждая ипостась – одна, а также множество одновременно. Это потому, что все они придерживаются одной и той же усии, разница в том, как они ее выражают.
Греческая философия
[ редактировать ]Эти термины взяты из греческой философии. [32] где они, по сути, имели одно и то же значение, а именно фундаментальную реальность, поддерживающую все остальное. В христианском контексте это понятие может относиться к Богу или Высшей Реальности .
Библия
[ редактировать ]Библия никогда не упоминает об Усии Бога Бога и только один раз о Ипостаси (Евреям 1:3). [33] [34] В Послании к Евреям 1:3 неясно, относится ли ипостась к природе Бога или ко всей Его «Личности» (ипостаси) и переводится по-разному.
Отцы ранней церкви
[ редактировать ]В ранних христианских писаниях ипостась использовалась для обозначения «существа» или «существенной реальности» и не всегда отличалась по значению от таких терминов, как ousia («сущность»), substantia («субстанция») или qnoma (специфический термин в сирийском христианстве ). . [35] Его таким образом использовали Татиан и Ориген . [7] Тертуллиан, писавший на латыни, не использовал греческие термины «ипостась» и «усия», но использовал родственный термин «субстанция». [36]
Никейский Символ веры
[ редактировать ]Никейский Символ веры 325 года в одной из своих анафем использовал термины ипостась и усия:
«А тех... которые утверждают, что Сын Божий имеет иную ипостась или субстанцию [ousia]... тех анафематствует Соборная и Апостольская Церковь». ( Ранние церковные тексты )
Эти термины не использовались ни одним предыдущим вероучением. [37] Во времена Никейского Символа веры разные люди употребляли эти термины по-разному. [38] Многие использовали их как синонимы. [39] Примечательно, что Афанасий, главный хранитель Никейского Символа веры, также использовал эти термины как синонимы. [40] Поэтому неудивительно, что в одной из анафем Символа веры эти термины используются как синонимы. [41] [42] Однако, поскольку они использовались как синонимы, тексты Ранней Церкви, в которых усия переводится как «субстанция», вводят в заблуждение. Как упоминается ниже, значения этих терминов изменились во время арианских споров, и ранние церковные тексты применяют более поздние значения этих терминов к Никейскому символу веры:
[Эти два термина] «не означали и не должны переводиться как «личность» и «субстанция», поскольку они использовались, когда, наконец, путаница была прояснена и эти два различных значения были навсегда закреплены за этими словами». [10] : 181
Каппадокийские отцы
[ редактировать ]Как уже говорилось, когда начались арианские споры и на протяжении большей части четвертого века, ипостась и усия были синонимами. [43] Однако позже в том же столетии между этими двумя терминами было проведено четкое различие. [44] [45] Три каппадокийских отца : Василий Кесарийский (330–379), Григорий Назианзин (329–389) и Григорий Нисский (335–395), один из младших братьев Василия, [10] : 676 традиционно считаются первыми, кто провел четкое различие между узией и ипостасью, особенно Василием Кесарийским, [46] [47] [48] [49] а именно в его письмах 214 г. (375 г. н.э.) [50] и 236 (376 г. н. э.) [51]
Однако Арий и Астерий были двумя евсевианами, которые провели это различие гораздо раньше. [52] [53] Однако Василий Кесарийский был первым сторонником Никея, который провел это различие. В то время как Василий был трехипостасным богословом , Афанасий и более ранние проникейские богословы были одноипостасными богословами и не нуждались в различении между ипостасью и усией.
Однако каппадокийцы еще не понимали Бога как одну неделимую усию (субстанцию), как в учении о Троице. Они сказали, что Отец, Сын и Дух имеют совершенно одинаковую субстанцию, но у каждого своя субстанция. Василий начал свою карьеру богослова как гомоусианин. Таким образом, он считал, что сущность Сына подобна сущности Отца. [54] означает две различные ипостаси. Позднее, после того как он принял homoousios (то же самое вещество), он сохранил идею двух различных ипостасей:
Он говорит, что, по его мнению, « как в отношении ousia » (лозунг партии Василия Анкирского) было приемлемой формулой, при условии, что к ней было добавлено слово « неизменно », ибо тогда это было бы эквивалентно homoousios «Сам Василий предпочитает homoousios». «Василий отошел от своего происхождения, но не отказался от него полностью. [10] : 694
Это означает, что Василий понимал homoousios в общем смысле двух существ с одним и тем же типом субстанции, а не двух существ, разделяющих одну и ту же субстанцию. Следовательно, он пояснил, что различие между усиями и ипостасями такое же, как различие между общим и частным; как, например, между животным и конкретным человеком. [55] [56]
«В DSS [Василий] обсуждает идею о том, что различие между Божеством и Личностями заключается в различии между абстрактной сущностью, такой как человечество, и ее конкретными проявлениями, такими как человек». [10] : 698
что [homoousios] предпочтительнее, потому что тождество ипостасей . Василий «доказывал , фактически исключает он человека к «живым существам» составляет сильнейший аргумент в пользу гипотезы Гарнака ». [10] : 697 «Гарнак... утверждал, что Василий и все каппадокийцы интерпретировали homoousios только в «родовом» смысле... что единство субстанции превратилось в равенство субстанции». [10] : 696
Доктрина Троицы
[ редактировать ]Термины усия и ипостась являются основополагающими в учении о Троице. Хэнсон описал традиционную доктрину Троицы следующим образом:
«Поборники никейской веры… разработали учение о Боге как о Троице, как об одной субстанции или усии, которая существовала как три ипостаси, три различные реальности или сущности (я воздерживаюсь от использования вводящего в заблуждение слова «Личность»), трёх способов бытия или способов существования как Бога». Лекция Хэнсона
Хэнсон объясняет ипостаси как «способы существования» или «способы существования», но говорит, что термин «человек» вводит в заблуждение. В английском языке каждый «человек» представляет собой отдельную сущность со своим разумом и волей. Это не эквивалентно понятию ипостаси в учении о Троице, поскольку в этом учении Отец, Сын и Святой Дух являются единым Существом с единым разумом. Например, Карл Ранер , ведущий католический учёный, сказал:
«Элемент сознания … не принадлежит ей [Человеку] в нашем контексте [официальной доктрине {Католической} Церкви]». «Но существует в Боге только одна сила, одна воля , только одно самоприсутствие . … Следовательно, самосознание не является моментом, отличающим божественные «лица» друг от друга».
Более поздние события
[ редактировать ]Консенсус не был достигнут без некоторой путаницы в умах западных богословов, поскольку на Западе лексика была иной. [57] Многие латиноязычные богословы понимали ипостась как «substantia» ( субстанция ); таким образом, говоря о трех ипостасях в Божестве , они могли заподозрить три субстанции или троебожие . середины пятого века Однако после Халкидонского собора это слово стало противопоставляться усии и стало использоваться для обозначения «индивидуальной реальности», особенно в тринитарном и христологическом контекстах. Христианская концепция Троицы часто описывается как единый Бог, существующий в трёх различных ипостасях/личностях/лицах . [58]
Природа Христа
[ редактировать ]В христологии на протяжении всей истории возникли две конкретные богословские концепции, относящиеся к Ипостаси Христа :
- Одноипостасная концепция утверждает, что Христос имеет только одну ипостась; [59]
- Дёипостасная концепция утверждает, что Христос имеет две ипостаси (божественную и человеческую). [60]
Взгляды Жана Кальвина
[ редактировать ]Жан Кальвин писал: «Слово ὑπόστασις , которое я, следуя другим, передал субстанции, обозначает, как я думаю, не бытие или сущность Отца, но Его личность; ибо было бы странно сказать, что сущность Бога запечатлено во Христе, поскольку сущность обоих одна и та же. Но можно справедливо и справедливо сказать, что все, что особенно принадлежит Отцу, проявляется во Христе, так что знающий Его знает, что есть в Отце. В этом смысле православные отцы принимают этот термин, ипостась, считая его троичным в Боге, тогда как сущность ( οὐσία ) просто одна. Иларий повсюду принимает латинское слово «субстанция» за личность. Но хотя это и не является целью апостола. место, чтобы говорить не о том, чем является Христос сам по себе, а о том, чем Он действительно является для нас, однако он достаточно опровергает азиатов и савеллиан, ибо он утверждает за Христа то, что принадлежит одному Богу, а также относится к двум различным личностям, как к Отец и Сын. Ибо отсюда мы узнаем, что Сын есть один Бог с Отцом, но в некотором смысле он отличен от Него, так что ипостась или личность принадлежат обоим». [61]
См. также
[ редактировать ]- Аспект (религия)
- Haecceity - термин, используемый последователями Дунса Скота для обозначения того, что формально отличает одну вещь от другой, имеющую общую природу.
- Гипокеименон
- Ипостасный союз
- Ипостасная абстракция
- Принцип создания экземпляров
- Калиптос в гностицизме
- Ноэма - аналогичный термин, использованный Эдмундом Гуссерлем.
- Пракрити - аналогичный термин, встречающийся в индуизме.
- Принцип индивидуации
- Просопон или персона
- Реификация (заблуждение)
- Теория вещества
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Антон 1977 , с. 258–271.
- ^ Энциклопедия христианства Том. 5. Фальбуш, Эрвин, Лохман, Ян Милич, Мбити, Джон С., Пеликан, Ярослав, 1923–2006, Вишер, Лукас, Бромили, Г.В. (Джеффри Уильям). Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдман. 2008. с. 543 . ISBN 978-0802824134 . ОСЛК 39914033 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Псевдо-Аристотель , De mundo , 4.19.
- ^ Неоплатонизм (Древние философии) Паулины Ремес (2008), University of California Press ISBN 0520258347 , стр. 48–52.
- ^ Мейендорф 1989 , стр. 190–192, 198, 257, 362.
- ^ Дейли 2009 , стр. 342–345.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рамелли 2012 , стр. 302–350.
- ^ Линхард 1993 , стр. 97–99.
- ^ Bulgakov 2009 , pp. 82, 143–144.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Хэнсон, Ричард ПК (1987). Поиск христианской доктрины Бога – Арианская полемика 318–381 .
- ^ «Савеллиане четвертого века» . Март 2024.
- ^ «Скорее всего, Евстафий был низложен прежде всего за ересь савеллианства». (Хэнсон, стр. 211)
- ^ «Марцелл Анкирский создал богословие… которое вполне можно было бы назвать савеллианским». (Хэнсон, стр. ix)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Если принять Никейский символ веры за чистую монету, то богословие Евстафия и Марцелла было богословием, восторжествовавшим в Никее. Это вероучение допускает возможность только одной усии и одной ипостаси . Это было отличительной чертой богословия этих двух мужчин». Хэнсон, RPC, В поисках христианской доктрины Бога - Арианская полемика 318–381, 1987, с. 235
- ^ «Сохранившиеся фрагменты Евстафия представляют учение, близкое Марцеллу, Александру и Афанасию. Евстафий настаивает на том, что существует только одна ипостась ». (Эйрес, стр. 69)
- ↑ «Ясный вывод из его (Афанасия) употребления» состоит в том, что «в Боге есть только одна ипостась ». (Эйрес, Никея и ее наследие, 2004, стр. 48)
- ^ «Афанасий не был тринитарием. Он был унитарием» . 6 мая 2024 г.
- ^ «Он [Афанасий] присутствовал на Сердикском соборе среди западных епископов в 343 году, и в официальном письме этого Собора было решительно выбрано вера в одну и только одну ипостась в качестве ортодоксальности. Афанасий, конечно, принимал это учение по крайней мере до 359 г., хотя впоследствии и пытался скрыть этот факт». (Хэнсон, стр. 444)
- ^ Льюис Эйрес, с. 48
- ^ Линхард 1993 , стр. 94–97.
- ^ «Никейский собор обратился к Святому Духу, что могло показаться просто запоздалой мыслью: «И мы верим в Святого Духа»» (Анатолий, Возвращение Никеи, 2011, стр. 28).
- ^ Например, «македоняне также верили в полную божественность Сына под лозунгом «подобия сущности», но воздерживались от поклонения и исповедания божественности Духа». (Анатолий, стр. 28-9)
- ^ Льюис Эйрес (3 мая 2006 г.). Никея и ее наследие: подход к тринитарному богословию четвертого века . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-875505-0 . Проверено 1 июля 2024 г.
- ^ Bulgakov 2009 , pp. 15, 143, 147.
- ^ «Ориген» свободно использовал ипостась и усия как взаимозаменяемые термины для описания отдельной реальности Сына внутри Божества. есть три ипостаси » (Хэнсон, стр. 184). ... Он учил, что внутри Божества
- ^ «Моя вторая богословская траектория... я назову ее «Евсевианом». Когда я использую этот термин, я имею в виду любого, кто нашел бы общий язык с одним из самых видных сторонников Ария, Евсевием Никомидийским или Евсевием Кесарийским». (Эйрес, стр. 52)
- ↑ Арий имел «твёрдую приверженность вере в три различные божественные ипостаси». (Уильямс, Роуэн, Ариус: Ересь и традиция, 2002/1987, стр. 97)
- ^ «Астерий (ведущий евсевиан) также настаивает на том, что Отец, Сын и Дух — это три ипостаси. (Эйрес, стр. 54)
- ^ «Только после того, как он (Афанасий) напишет De Decretis (356 или 357), Афанасий снова упоминает это слово и начинает его защищать». (Хэнсон, стр. 436)
- ^ «Решение Афанасия сделать Никею и homoousios центральными в своем богословии берет свое начало в меняющемся климате 350-х годов». (Эйрес, стр. 144)
- ↑ Василий в этих трактатах «О Святом Духе».
- ^ Ссылаясь на Никейский символ веры, Р.П.К. Хэнсон описывает его как «новые термины, заимствованные из языческой философии того времени». (Хэнсон, стр. 846)
- ^ «Единственное строго богословское использование (слова ипостась) — это в Послании к Евреям 1:3, где Сын описывается как «отпечаток природы» [ипостаси] Бога». (Хэнсон, стр. 182)
- ^ «Это слово также встречается двадцать раз в LXX (древнегреческом переводе Ветхого Завета), но только один из них можно считать теологически значимым. ... В Премудрости 16:21 автор говорит об ипостаси Бога , имея в виду его природа; и, несомненно, именно поэтому Послание к евреям использует термин «отпечаток его природы». (Хэнсон, стр. 182)
- ^ Мейендорф 1989 , с. 173.
- ^ «Тертуллиан на рубеже второго-третьего веков уже использовал латинское слово substantia (субстанция) Бога... Следовательно, Бог имел тело и действительно находился на внешних границах пространства. ... Это было возможно Тертуллиан должен думать об Отце, Сыне и Святом Духе, разделяющих эту субстанцию, так что отношения Трех в весьма утонченном смысле телесны ... Он может использовать выражение Unius substantiae («одной субстанции»). Это побудило некоторых ученых рассматривать Тертуллиана как представителя никейской ортодоксальности до Никеи ... Но это далеко не правдоподобная теория. Материализм Тертуллиана ... совершенно отличается от любых идей ousia или homoousios, высказанных в четвертом. век». (Хэнсон, стр. 184)
- ^ «Одним из наиболее поразительных аспектов Никеи по сравнению с сохранившимися символами веры того периода и даже по сравнению с символом веры, сохранившимся со времен Антиохийского собора в начале 325 года, является использование технической терминологии усии и ипостаси . » (Эйрес, стр. 92)
- ^ «В период, когда разразился арианский спор, существовала значительная путаница в использовании терминов ипостась и усия». (Хэнсон, стр. 181)
- ^ «Для многих людей в начале четвертого века слово ипостась и слово усия имели примерно одно и то же значение». (Хэнсон, стр. 181)
- ^ «Очевидно, что для него ипостась и усия все еще были синонимами». (Хэнсон, 440)
- ^ Эйрес ссылается на «кажущееся уравнение усии и ипостаси» . (Эйрес, стр. 88)
- ↑ RPC Hanson говорит, что Никейский символ веры «очевидно (но не совсем наверняка) идентифицирует ипостась и усию ». (Хэнсон, стр. 188)
- ^ «По крайней мере, в первой половине периода 318–381 гг., А в некоторых случаях и значительно позже, усия и ипостась используются как виртуальные синонимы». (Хэнсон, стр. 183)
- ^ «Только намного позже в этом столетии некоторые стали более четко различать эти два понятия». (Эйрес, стр. 98)
- ^ «Когда, наконец, путаница была прояснена и эти два различных значения навсегда были закреплены за этими словами», ипостась и усия означали соответственно «личность» и «субстанция». (Хэнсон, стр. 181)
- ^ Василия «часто отождествляют» с «различием между единой общей природой на одном уровне и личными различиями Отца, Сына и Духа на другом». (Эйрс, стр. 190-191)
- ^ «Первым, кто предложил разницу в значениях ипостаси и ousia... был Василий Кесарийский». (Иоганнес, Усия и ипостась от философов к соборам)
- ^ «Василий использует ипостась для обозначения «Лицо Троицы» в отличие от «субстанции», которая обычно выражается либо как ousia, либо как «природа» (физис), либо как «субстрат». (Хэнсон, стр. 690-691)
- ^ «Самый выдающийся вклад Василия в разрешение спора о христианском учении о Боге заключался в разъяснении словарного запаса». (Хэнсон, стр. 690)
- ^ «Святитель Василий Великий, Письма – Третья часть – Полный текст, на английском языке – 1» . www.elpenor.org . Проверено 23 сентября 2021 г.
- ^ «Святитель Василий Великий, Письма – Третья часть – Полный текст, на английском языке – 39» . www.elpenor.org . Проверено 23 сентября 2021 г.
- ^ Арий использовал ипостась для слова «Человек». Например, он «с готовностью говорил об ипостасях Отца, Сына и Святого Духа. И говорил, что ипостаси Отца, Сына и Святого Духа «были различны по роду и по рангу». (Хэнсон, стр. 187) Но он использовал усия для «субстанции». Он писал, например, « Логос чужд и непохож во всех отношениях на усия Отца » . (Хэнсон, стр. 186) «Представляется вероятным, что он был одним из немногих в тот период, кто не путал эти два понятия». (Хэнсон, стр. 187)
- ↑ Астерий, еще один ведущий «арианец», «явно не путал усию и ипостась». Он использовал ипостась для «Человека». Например, он «говорил, что есть три ипостаси» и «конечно учил, что Отец и Сын различны и различны в своих ипостасях». Но он использовал усия для обозначения «содержания». Например, «он также описал Сына как «точный образ усии , совета, славы и силы» Отца». (Хэнсон, стр. 187)
- ^ «[Бэзил] происходил из того, что можно было бы назвать« гомоюзианским »происхождением». (Хэнсон, стр. 699). Таким образом, «доктрина «подобного в отношении усии» была доктриной, которую они могли принять или, по крайней мере, взять в качестве отправной точки, и которая не вызывала у них беспокойства». (Хэнсон, стр. 678)
- ^ Он писал: «То отношение, которое общее имеет к частному, такое отношение имеет усия к ипостаси». (Хэнсон, стр. 692)
- ^ «Он может сравнить отношение усии к ипостаси с отношением «живого существа» к конкретному человеку и применить это различие непосредственно к трем Лицам Троицы». Это предполагает, что «каждый из этих троих является конкретным примером «родового» Божества». (Хэнсон, стр. 692)
- ^ Видман 2007 , стр. 95–97.
- ^ Гонсалес, Хусто Л. (2005), «Ипостась», Основные богословские термины , Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс, стр. 80–81, ISBN 978-0664228101
- ^ МакГакин 2011 , с. 57.
- ^ Кун 2019 .
- ^ Джон Кальвин, Комментарий к Посланию к Евреям , 35 (изд. CCEL PDF); https://ccel.org/ccel/c/calvin/calcom44/cache/calcom44.pdf ; текстовая версия: https://www.studylight.org/commentaries/eng/cal/hebrews-1.html.
Источники
[ редактировать ]- Антон, Джон П. (1977). «Некоторые логические аспекты понятия ипостаси у Плотина» . Обзор метафизики . 31 (2): 258–271. JSTOR 20127050 .
- Булгаков, Сергий (2009). Неопалимая купина: О православном почитании Божией Матери . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдманс. ISBN 978-0802845740 .
- Дейли, Брайан Э. (2009). «Личность Бога и Личность Христа в святоотеческом богословии: аргумент в пользу параллельного развития». Бог в раннехристианской мысли . Лейден и Бостон: Брилл. стр. 323–350. ISBN 978-9004174122 .
- Кун, Майкл Ф. (2019). Бог един: христианская защита божественного единства в золотой век мусульман . Карлайл: Издательство Langham Publishing. ISBN 978-1783685776 .
- Линхард, Джозеф Т. (1993). «Арианский спор: пересмотр некоторых категорий» . Учения о Боге и Христе в ранней церкви . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Garland Publishing. стр. 87–109. ISBN 978-0815310693 .
- Лун, Ханс ван (2009). Диофизитская христология Кирилла Александрийского . Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-9004173224 .
- МакГакин, Джон Энтони , изд. (2011). Энциклопедия восточного православного христианства . Том. 1. Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. ISBN 9781405185394 .
- Маклеод, Фредерик Г. (2010). «Понимание Феодором Мопсуестийским двух ипостасей и двух просоп, совпадающих в одном общем прозопоне» . Журнал ранних христианских исследований . 18 (3): 393–424. дои : 10.1353/earl.2010.0011 . S2CID 170594639 .
- Мейендорф, Джон (1983) [1974]. Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы (2-е исправленное изд.). Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. ISBN 978-0823209675 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. Н.э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинарии Св. Владимира. ISBN 978-0881410563 .
- Оуэнс, Джозеф (1951). Доктрина бытия в аристотелевской метафизике: исследование греческих предпосылок средневековой мысли . Торонто: Папский институт средневековых исследований.
- Пастори-Купан, Иштван (2006). Феодорит Кирский . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1134391769 .
- Рамелли, Илария (2012). «Ориген, греческая философия и рождение тринитарного значения ипостаси» . Гарвардское теологическое обозрение . 105 (3): 302–350. дои : 10.1017/S0017816012000120 . JSTOR 23327679 . S2CID 170203381 .
- Тёпель, Александр (2014). «О значении терминов ипостась и просопон у Бабая Великого» . Грузинская христианская мысль и ее культурный контекст . Лейден и Бостон: Брилл. стр. 151–171. ISBN 978-9004264274 .
- Турческу, Лучиан (1997). «Просопон и Ипостась в «Против Евномия» и посланиях Василия Кесарийского» . бдения Христианские 51 (4): 374–395. дои : 10.2307/1583868 . JSTOR 1583868 .
- Видман, Марк (2007). Тринитарное богословие Илария Пуатье . Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-9004162242 .