Софиология

Софиология ( русский язык : Софиология , недоброжелатели также называют Софианство Софианство или Софизм Софизм ) — спорная школа мысли в русском православии, которая считает, что Божественную Мудрость (или Софию ) следует отождествлять с сущностью Бога, и что Божественная Мудрость находится в некотором путь, выраженный в мире как «тварная» мудрость. [1] Это понятие часто характеризуют как введение женской «четвертой ипостаси » в Троицу . [2]
История
[ редактировать ]Предшественники
[ редактировать ]Персонифицированные изображения Святой Премудрости (Ἁγία Σοφία) или «Премудрости Божией» относятся в православном богословии к личности Иисуса Христа , как это показано в Деяниях Седьмого Вселенского Собора (Никей II, 787 г.): «Господь наш Иисус Христос, Бог наш истинный, самосущая Премудрость Бога Отца, Который явил Себя во плоти и Своим великим и Божественным промыслом (букв. домостроительством) освободил нас от сетей идолопоклонства, облек Себя в нашу природу, восстановил ее через сотрудничество Духа, разделяющего Его мысли...» [3] Совсем недавно было заявлено, что «с древнейших времен и далее многие православные страны посвящали храмы Господу Иисусу Христу как Премудрости Божией». [4]
Источник
[ редактировать ]Софиология берет свое начало в период раннего Нового времени , но как явная богословская доктрина была впервые сформулирована в 1890-1910-х годах Владимиром Соловьевым (1853–1900), Павлом Флоренским (1882–1937) и Сергеем Булгаковым (1871–1944). [5] Для Булгакова Богородица Пресвятая Мария была мировой душой и «Пневматофорной ипостасью», булгаковским неологизмом. [6] [ нужны дальнейшие объяснения ]
Споры внутри Русской Православной Церкви
[ редактировать ]В 1935 году некоторые части учения Сергея Булгакова о Софии были осуждены Московским Патриархатом. [7] и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей . [8] Хотя Булгаков подвергся порицанию в этих юрисдикциях, комитет, созданный митрополитом Евлогием (Георгиевским) Парижским для критики «Софиологии» Булгакова, счел его систему сомнительной, но не еретической, и не вынес официального порицания (за исключением доклада меньшинства, написанного двумя членами комитета). , Жорж Флоровский и Сергей Иванович Четвериков ). [9]
Алексис Климофф резюмировал основные возражения Жоржа Флоровского против софиологии следующим образом: «Софиология расходится с традиционным (патристическим) православным учением по фундаментальным вопросам, таким как творение; [она] ложно претендует на то, чтобы быть освященной историческим прецедентом; [она] представляет собой отступление от реальности историческую религию в абстракции спекулятивной философии; [ее] источники не только непатристические, но и в значительной степени неправославные (протестантский мистицизм) и нехристианские (оккультизм)». [10]
Римско-католические и феминистские ответы
[ редактировать ]Томас Мертон изучал русских софиологов и восхвалял Софию в своем стихотворении «Святая София» (1963). [11] Католик Валентин Томберг в своем выдающемся сочинении « Размышления о Таро» включил многие софиологические идеи в свой христианский герметизм, соединив Святую Троицу (Отец-Сын-Святой Дух) с Трино-Софией (Мать-Дочь-Святая Душа), которые вместе он назвал «Светоносная Святая Троица». Издание книги Angelico Press 2020 года включает в себя предисловие, написанное Робертом Спэманом , любимым богословом Папы Бенедикта XVI. [ нужна ссылка ] , а в других выпусках есть послесловие Ганса Урса фон Бальтазара . Папа Иоанн Павел II возвел фон Бальтазара в сан кардинала после того, как фон Бальтазар одобрил эту книгу, а сам папа сфотографировался с книгой Томберга на своем столе и, по словам Ричарда Пейна, первого английского издателя, держал копию на своей тумбочке. [12] [ нужна ссылка ]
Джонсон (1993) и Михан (1996) отметили параллели между российскими «софиологическими» спорами и дебатами о гендере Бога в западной феминистской теологии . [13] [14]
См. также
[ редактировать ]- Святая Премудрость (иконография)
- Святая Премудрость § Русская мистика
- Sergei Bulgakov § Controversy
- Владимир Соловьев (философ) § Софиология
- Различие сущности-энергии
- Русский символизм
- София (мудрость)
- София (гностицизм)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Булгаков, Сергий. «София, Премудрость Божия» . Булгаковиана .
- ^ В. Гердт в Энциклопедии христианства (2008), с. 122 .
- ^ «Проект справочников по истории Интернета» . Справочники.fordham.edu . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Соболев, архиепископ Серафим (1935) Новое учение о Софии Премудрости Божией . п. 121.
- ^ Philosophy of Economy («Философия хозяйства» 1912) and Unfading Light («Свет Невечерний» 1917). Богацкий, Николай (2017). «Амбициозный» подход к Софийской экономике» (PDF) . Экономические альтернативы (1). София: Издательский комплекс UNWE: 160–86. ISSN 2367-9409 . .
- ^ Богоматерь в богословии Сергия Булгакова: Душа мира, Уолтер Нунцио Систо; Рутледж; 1-е издание (12 декабря 2019 г.)
- ^ "Учение профессора и протоиерея С. Н. Булгакова – которое своим своеобразным и произвольным (софианским) толкованием часто искажает догматы православной веры, которая в некоторых своих пунктах прямо повторяет лжеучения, уже осужденные соборными решениями Церкви. ...» Московского Патриархата (1935 г.) Решение № 93
- ^ Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей (1935 г.) Решение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 октября 1935 г. о новом учении протоиерея Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией.
- ^ «Жорж Флоровский и софиологический спор» , Исследования РПЦЗ , 26.04.2017 .
- ^ «О софиологической полемике 1930-х годов» , Исследования РПЦЗ , 25.03.2017 .
- ^ «София» . Литургическая пресса . Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ Кокке, Фредди. «Папа Иоанн Павел II медитирует на Таро» . Академия.edu . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Элизабет Джонсон, Та, Кто Есть: Тайна Бога в феминистском богословском дискурсе (1993) [ нужна страница ]
- ^ Михан, Бренда, «Мудрость/София, русская идентичность и западная феминистская теология», Cross Currents , 46 (2), 1996, стр. 149–68.
Источники
[ редактировать ]- Сергей Булгаков , София, Премудрость Божия: Очерк софиологии (Библиотека русской философии) , Lindisfarne Books, 1993. ( ISBN 0940262606 , ISBN 978-0-940262-60-7 )
- Олег А. Донских, «Культурные корни русской софиологии», София , 34 (2), 1995, стр. 38–57.
- Хант, Присцилла, «Новгородская Софийская икона и «проблема древнерусской культуры» между православием и софиологией» , Симпозиум: Журнал русской мысли , том. 4–5, (2000), 1–41.
- Майкл Мартин, Погруженная реальность: Софиология и поворот к поэтической метафизике. (Кеттеринг, Огайо: Angelico Press, 2015) ISBN 978-1-6213-8113-6
- Бренда Михан, «Мудрость/София, русская идентичность и западная феминистская теология», Cross Currents , 46 (2), 1996, стр. 149–168.
- Томас Шипфлингер, София-Мария (на немецком языке: 1988; английский перевод: Йорк-Бич, Мэн: Сэмюэл Уайзер, 1998) ISBN 1-57863-022-3
- Михаил Сергеев, Софиология в русском православии: Соловьев, Булгаков, Лосский, Бердяев ( Льюистон, Нью-Йорк : Edwin Mellen Press , 2007). ISBN 0-7734-5609-0 и ISBN 978-0-7734-5609-9 , 248 страниц [1]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лилианна Кейзик о возникновении учения о Софии (софиологии) в русской философии – на польском языке
- Джонатан Зейлинг, Третья антиномия Канта и субстанция Спинозы в софиологии Флоренского и Булгакова - представлено на конференции Флоренского в Москве, сентябрь 2005 г.
- Алексей Климов, О софиологической полемике 1930-х годов – Исследования РПЦЗ, 25 марта 2017 г.
- Библиография – Из Михаила Сергеева, Софиология в русском православии: Соловьев, Булгаков, Лосский и Бердяев . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс , 2006 г.
- Статьи «Божественной мудрости», составленные Присциллой Хант