Павел Флоренский
Павел Флоренский | |
---|---|
Рожденный | Павел Александрович Флоренский 21 января 1882 г. |
Умер | 8 декабря 1937 г. | (55 лет)
Альма-матер | Императорский Московский Университет |
Эра | Философия 20-го века |
Область | русская философия |
Школа | Христианская философия Софиология |
Научные консультанты | Николай Бугаев |
Основные интересы | Философия религии |
Павел Александрович Флоренский (также П.А. Флоренский , Флоренский , Флоренский ; русский : Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский ; армянский : Պավել Ֆլորենսկի , латинизированный : Павел Флоренский ; 21 января [ OS 9 января] 1882 — 8 декабря 1937) русский православный богослов , священник , философ , математик , физик , инженер-электрик , изобретатель , эрудит , новомученик и народный святой . [1] В конце двадцатого века появились заявления о признании Русской Православной Церковью его святым , хотя позже было твердо отмечено, что такого решения принято не было. [2]
Биография [ править ]
Ранняя жизнь [ править ]
Павел Александрович Флоренский родился 21 января [ OS 9 января] 1882 года в городе Евлахе Елисаветпольской губернии (ныне Азербайджан ) в семье инженера путей сообщения Александра Флоренского. Его отец происходил из семьи русских православных священников, а мать Ольга (Саломия) Сапарова (Сапарян, Сафарашвили) принадлежала к тбилисскому армянскому дворянству в Грузии . [3] [4] [5] Его бабушка по материнской линии София Паатова (Пааташвили) была из армянской семьи из Карабаха, жившей в Болниси , Грузия . [6] Флоренский «всегда искал корни своей армянской семьи» и отмечал, что они пришли из Карабаха . [7]
Флоренский окончил среднюю школу (1893-1899) в Тбилисском классическом лицее , где впоследствии отличились несколько соратников, среди них основоположник русского Давид кубофутуризма Бурлюк . В 1899 году Флоренский пережил религиозный кризис, связанный с посещением Льва Толстого, вызванный осознанием ограниченности и относительности научного позитивизма и рациональности, которые были неотъемлемой частью его первоначального формирования в семье и средней школе. Он решил найти собственное решение, разработав теории, которые бы примирили духовное и научное видение на основе математики. Он поступил на математический факультет Императорского Московского университета и учился у Николая Бугаева , а также подружился с его сыном, будущим поэтом и теоретиком русского символизма , Андреем Белым . Его особенно привлекала Георга Кантора теория множеств . [3]
Он также посещал курсы античной философии. В этот период молодой Флоренский, не имевший религиозного воспитания, начал интересоваться исследованиями, выходящими за «ограничения физических знаний». [8] В 1904 году он окончил Императорский Московский университет и отказался от преподавательской должности в университете: вместо этого он приступил к изучению богословия в Духовной академии в Сергиевом Посаде . Во время богословских занятий там он познакомился со старцем Исидором во время посещения Гефсиманской пустыни, и Исидор должен был стать его духовным наставником и отцом. Вместе с сокурсниками Эрном, Свеницким и Брихничевым он основал общество « Союз Христианской Борьбы» (Союз Христианской Борьбы) с революционной целью восстановления российского общества в соответствии с принципами Владимира Соловьева . Впоследствии он был арестован за членство в этом обществе в 1906 году: однако позже он потерял интерес к движению радикального христианства .
Интеллектуальные интересы [ править ]
Во время учебы в Духовной академии в круг интересов Флоренского входили философия , религия , искусство и фольклор . Вместе со своим другом Андреем Белым он стал видным членом движения «Русский символизм» и публиковал работы в журналах « Новый Путь» и « Весы ». Он также начал свою главную философскую работу « Столп и утверждение истины: очерк православной теодицеи в двенадцати буквах» . Полная книга была опубликована только в 1914 году, но большая часть ее была закончена к моменту окончания академии в 1908 году.
В книге своих писем, опубликованной издательством Принстонского университета , автор статьи пишет : «Эта книга представляет собой серию из двенадцати писем к «брату» или «другу», которого символически можно понимать как Христа . Центральное место в творчестве Флоренского занимает исследование различных значений христианской любви, которая рассматривается как сочетание филии (дружбы) и агапе (всеобщей любви). Он описывает древние христианские обряды адельфопоэзиса ( братства), которые объединяют друзей-мужчин в целомудренные узы. Кроме того, Флоренский был одним из первых мыслителей ХХ века, развивших идею Божественной Софии , которая стала одной из центральных проблем богословов-феминисток». [9]
Недавнее исследование Михаэля Хагемейстера , известного главным образом своей работой над «Протоколами сионских мудрецов» , подтвердило, что антисемитские материалы, написанные под псевдонимом, находятся в руках Флоренского. Биограф Флоренского Аврил Пиман оценивает позицию Флоренского в отношении евреев как, в контексте того периода, средний путь между либеральными критиками, которые резко критиковали во время инцидента отсталость России, и поведением зачинщиков погромов, таких как черносотенцы .
Окончив академию, в августе 1910 года он женился на Анне Гиацинтовой, сестре своего друга, что шокировало его друзей, знавших его отвращение к браку. [10] Он продолжал преподавать философию и жил в Троице-Сергиевой Лавре до 1919 года. В 1911 году был рукоположен в сан священника. В 1914 году он написал диссертацию « О духовной истине» . Он опубликовал работы по философии, теологии, теории искусства, математике и электродинамике . В 1911–1917 годах он был главным редактором самого авторитетного православного богословского издания того времени «Богословского вестника» . Он также был духовным учителем скандального русского писателя Василия Розанова , призывая его примириться с Православной Церковью.
Период коммунистического правления в России [ править ]
После Октябрьской революции он сформулировал свою позицию так: «У меня сложилось собственное философское и научное мировоззрение, которое хотя и противоречит вульгарному толкованию коммунизма ... не мешает мне честно работать на службе государства». После закрытия большевиками Троице-Сергиевой Лавры (1918 г.) и Сергиево-Посадской церкви (1921 г.), где он был священником, он переехал в Москву для работы над Государственным планом электрификации России по рекомендации Леона (ГОЭЛРО). Троцкий , который твердо верил в способность Флоренского помочь правительству в электрификации сельской России. По свидетельству современников, Флоренский в священной рясе, работавший рядом с другими руководителями государственного ведомства, представлял собой замечательное зрелище.
В 1924 году он опубликовал большую монографию о диэлектриках . Одновременно он работал ученым секретарем Исторической комиссии Троице-Сергиевой лавры и публиковал свои труды по древнерусскому искусству. Ходили слухи, что он был главным организатором тайной операции по спасению мощей преподобного Сергия Радонежского, уничтожение которых было поручено правительством.
Во второй половине 1920-х годов он в основном занимался физикой и электродинамикой, в конце концов опубликовал свою статью « Мнимости в геометрии . Расширение области двухмерных образов теории» , посвященную геометрической интерпретации Альберта Эйнштейна . теории относительности . Среди прочего он провозгласил, что геометрия мнимых чисел, предсказанная теорией относительности для тела, движущегося быстрее света, есть геометрия Царства Божия. За упоминание Царства Божия в этом произведении он был обвинен советскими властями в антисоветской агитации и пропаганде.
, : ссылка, заключение 1928–1937 смерть
В 1928 году Флоренский был сослан в Нижний Новгород . После заступничества Екатерины Пешковой (жены Максима Горького ) Флоренскому разрешили вернуться в Москву. 26 февраля 1933 года он был снова арестован по подозрению в участии в заговоре с совершенно незнакомым Флоренскому профессором канонического права Павлом Гидюлиановым с целью свержения государства и установления при помощи нацистов фашистской монархии. [11] Он энергично защищался от обвинений, пока не понял, что, проявив готовность признать их, хотя и ложными, он позволит нескольким своим знакомым восстановить свою свободу. Он был приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей по печально известной статье 58 Уголовного кодекса Иосифа Сталина (статьи десятая и одиннадцатая: «агитация против советской системы» и «публикация агитационных материалов против советской системы»). Опубликованными агитационными материалами были монографии по теории относительности. [ нужна ссылка ] [ сомнительно – обсудить ] Его манера продолжать носить священническое облачение раздражала его работодателей. Государство предлагало ему множество возможностей уехать в изгнание в Париж, но он от них отказался.
Служил в лагере Байкало-Амурской магистрали до 1934 года, когда его перевели на Соловки , где он проводил исследования по получению йода и агара из местных морских водорослей . В 1937 году его перевели в Санкт-Петербург (тогда известный как Ленинград приговорила его ), где 25 ноября внесудебная тройка НКВД к смертной казни. По легенде, он был осужден за отказ раскрыть местонахождение главы Сергия Радонежского , которую хотели уничтожить коммунисты. Главу святителя действительно удалось спасти, и в 1946 году Троице-Сергиева лавра была вновь открыта. Мощи преподобного Сергия снова вошли в моду. Мощи святителя были возвращены в Лавру Павлом Голубцовым, впоследствии известным как архиепископ Сергий. [ нужна ссылка ]
После вынесения приговора Флоренского вместе с еще 500 заключенными перевезли в спецпоезде в район под Санкт-Петербургом, где он был застрелен в ночь на 8 декабря 1937 года в лесу недалеко от города. Место его захоронения неизвестно. Антонио Маччиони утверждает, что он был расстрелян на Ржевском артиллерийском полигоне недалеко от Токсово , который расположен примерно в двадцати километрах к северо-востоку от Санкт-Петербурга, и был похоронен в секретной могиле в Койрангакангасе недалеко от Токсово вместе с 30 000 других людей, казненных НКВД в то же время. время. [12] был раскопан массовый могильник В 1997 году в лесу Сандармох , в котором вполне могут находиться его останки. Его имя было зарегистрировано в 1982 году в списке Новомучеников и Исповедников . [13]
Посмертно реабилитирован в 1958 г. (по обвинению 1933 г.) и 1959 г. (по обвинению 1937 г.).
Влияние [ править ]
Флоренский, которого часто читали за его вклад в религиозное возрождение своего времени и научное мышление, стал изучаться в более широкой перспективе в 1960-х годах, и это изменение было связано с возрождением интереса к забытым аспектам его творчества, продемонстрированным тартуской школой художников. семиотика , которая оценивала его работы с точки зрения предвосхищения тем, составлявших часть интересов теоретического авангарда в общей теории культурных знаков того времени. Прочтите в этом свете свидетельства того, что мышление Флоренского активно откликалось на искусство русских модернистов . Особое значение в этом отношении имела публикация в 1919 году его очерка, прочитанного в следующем году в виде лекции, о пространственной организации в русской иконописной традиции, озаглавленного « Обратная перспектива ». [14] концепция, которую Флоренский, как и позже Эрвин Панофски , позаимствовал из эссе Оскара Вульфа 1907 года «Обратная перспектива и низкий взгляд». [15] Здесь Флоренский противопоставил доминирующую в искусстве Возрождения концепцию пространственности, анализируя визуальные условности, используемые в иконологической традиции. Эта работа с момента ее публикации остается основополагающим текстом в этой области и по сей день. В этом эссе [16] его интерпретация была недавно развита и критически переформулирована Клеменой Антоновой, которая утверждает, что то, что анализировал Флоренский, лучше описывать в терминах «одновременных планов». [17] [18]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Бегство из Эдема
- ↑ «Православный вестник» , Русская Православная Церковь Заграницей, № 30/31, стр. 5/6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Наталино Валентини, (ред.) Павел Флоренский, Колонка и основание истины , редактор Сан-Паоло, 2010, с. лхкси.
- ^ Олег Колесников. « Павел Флоренский » (на русском языке).
- ^ Павел Владимирович Флоренский; Татьяна Шутова. « Павел Флоренский » . Наше Наследие (на русском языке)
- ^ Novoe vremya, 01/02/2018
- ^ Леонид Фридович Кацис, Кровавый навет и русская мысль: историко-теологическое исследование дела Бейлиса, Мосты культуры, 2006, 494 c., c. 389.
- ^ Соль Земли Павла Флоренского.
- ^ Столп и утверждение истины: очерк православной теодицеи в двенадцати письмах . Издательство Принстонского университета. 21 марта 2004 г. ISBN. 9780691117676 .
- ^ Аврил Пиман, Павел Флоренский: Тихий гений: Трагическая и необыкновенная жизнь российского неизвестного да Винчи , Continuum International Publishing Group, 2010, стр.86.
- ^ Аврил Пайман, стр. 154 и далее.
- ^ Антонио Маччиони, «Павел Александрович Флоренский. Заметки на полях последнего итальянского приема», eSamizdat , 2007, V (1-2), с. 471–478 Антонио Макчиони. «Павел Александрович Флоренский» (PDF) (на итальянском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2016 г. Проверено 24 сентября 2007 г.
- ^ Наталино Валентини. Павел А. Флоренский , редактор Сан-Паоло, Милан, 2010, стр. lxxxii.
- ^ Павел Флоренский (редактор Николетты Мислер), Beyond Vision: Очерки восприятия искусства , Reaktion Books 2006, стр. 197-272
- ^ Маркус Плестед, Православные чтения Фомы Аквинского , Oxford University Press, 2012, стр.9 и №1.
- ^ Клемена Антонова, «Изменение представлений о Павле Флоренском в российской и советской науке», в Костика Брадатан, Сергей Ушакин (ред.) В тени Маркса: знание, власть и интеллектуалы в Восточной Европе и России , Lexington Books, 2010, стр. 73 -94 стр.80, 82-83
- ^ Клемена Антонова, Пространство, время и присутствие в иконе: видеть мир глазами Бога , Routledge, 2016, стр.169.
- ^ Мэтью Дж. Миллинер, «Иконы как теология: Дева Мария предопределения», в книге Джеймса Ромейна, Линды Стратфорд (ред.) ReVisioning: критические методы видения христианства в истории искусства , The Lutterworth Press, 2014, стр. 73- 94 стр.86.
Внешние ссылки [ править ]
Биографии [ править ]
- (на русском языке) Сайт, посвященный Флоренскому.
- (на русском языке) Биография
- (на русском языке) Агиография
- (на итальянском языке) Биография Абата Хермана и падре Дамаскина.
Работает [ править ]
- Школа богословия и служения Павла Флоренского
- (на итальянском языке) DISF: П. А. Флоренский - Голос Н. Валентини
- (на итальянском языке) Статья о какой-то книге Флоренского .
- (на итальянском языке) Флоренция в Италии - статья А. Маччиони
- (на греческом языке) Страница, посвященная Флоренскому .
- Флоренский, Павел (2004). Столп и утверждение истины: Очерк православной теодицеи в двенадцати письмах . Принстон, Нью-Джерси : Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-11767-6 .
- Флоренский, Павел (13 февраля 1999 г.). Соль Земли (Серия Обретение Святого Духа на Руси . Том 2. Свято-Герман Пресс. ISBN 0-938635-72-7 .
- Florensky, Pavel (1922). Mnimosti in Geometry . Pomor'ye.
- Флоренский, Павел (1996). Иконостас . Крествуд, Нью-Йорк : Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 0-88141-117-5 .
- Флоренский, Павел (15 августа 2006 г.). За пределами видения: Очерки восприятия искусства . Лондон : Книги реакции. ISBN 978-1-86189-307-9 .
- Флоренский, Павел. «Ономатодоксия как философская предпосылка (отрывки)» . Страница А. Ф. Лосева . Архивировано из оригинала 8 августа 2007 г. Проверено 4 сентября 2007 г.
- «Павел Флоренский о братском обряде» . Гей.ру. Российский национальный ГЛБТ-центр. Архивировано из оригинала (перевод с русского о. Германа Чубы) 18 мая 2007 г. Проверено 4 сентября 2007 г.
- Титова, Ирина (01.10.2002). « Среди останков может оказаться «Русский да Винчи»» . «Санкт-Петербург Таймс» . п. 73. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 4 сентября 2007 г.
- «Дом Павла Флоренского — Сергиев Посад» . Золотое кольцо России . 14 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2007 г. Проверено 4 сентября 2007 г.
- Лич, Джозеф Х.Дж. (осень 2006 г.). «Параллельные видения — рассмотрение творчества Павла Флоренского и Пьера Тейяра де Шардена» . Теандрос . 4 (1). Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 4 сентября 2007 г.
- Роудс, Майкл К. (весна 2005 г.). «Логическое доказательство антиномии: тринитарная интерпретация закона тождества» . Теандрос . 2 (3). Архивировано из оригинала 21 июня 2005 г. Проверено 4 сентября 2007 г.
- Бердяев, Николай (февраль 1917 г.). «Хомяков и отец Флоренский» (перепечатка, перевод с русского) . Журнал «Русская мысль» (257) . Проверено 4 сентября 2007 г.
- Штайнегер IV, Джозеф Э. (весна – лето 2006 г.). «Культ, обряд и трагедия: присвоение «Дионисианства» Ницше «Титанику» Флоренского . Теандрос . 3 (3). Архивировано из оригинала 13 августа 2006 г. Проверено 4 сентября 2007 г.
- Берд, Роберт. «Геология памяти: герменевтическая теология Павла Флоренского» . equestrial.ru . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 4 сентября 2007 г.
- Сейлинг, Джонатан (сентябрь 2005 г.). «Третья антиномия Канта и субстанция Спинозы в софиологии Флоренского и Булгакова» . Флоренская конференция. Архивировано из оригинала (документ RTF) 27 октября 2009 г. Проверено 4 сентября 2007 г.
- Рирдон, Патрик Генри (1 сентября 1998 г.). «Истина не познается, пока ее не полюбят: Как Павел Флоренский восстановил то, что украл Оккам» . Книги и культура . Христианство сегодня . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г. Проверено 4 сентября 2007 г.
- Дворецкая Екатерина. «Личный подход к Символической реальности» . crvp.org . Совет по исследованиям и ценностям в философии. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 4 сентября 2007 г.
- (на итальянском языке) Флоренский, Павел А. в Керли
- 1882 рождения
- 1937 смертей
- Христианские мистики ХХ века
- Православные мученики ХХ века
- Восточно-православные богословы ХХ века
- Русские философы ХХ века.
- Российские учёные ХХ века
- Восточно-православные мистики
- Критики атеизма
- Восточно-православные философы
- Восточно-православные богословы
- Казненные священники
- Заключенные Бамлага
- Жертвы Великой чистки из Азербайджана
- Армянский народ из Российской Империи
- Инженеры Российской Империи
- Изобретатели из Российской Империи
- Математики Российской империи.
- Философы Российской Империи
- Религиозные лидеры Российской империи
- Богословы Российской Империи
- Выпускники Императорского Московского университета
- Люди, казненные Советским Союзом
- People from Elizavetpol Governorate
- Люди из Евлаха
- Преследование православных христиан
- Русские христианские мистики
- Русские люди армянского происхождения
- Софиология
- Советские изобретатели
- Советские реабилитации
- Советские богословы
- Заключенные Соловецкого лагеря