Jump to content

Павел Флоренский

Павел Флоренский
Отец Павел Флоренский
Рожденный
Павел Александрович Флоренский

21 января 1882 г.
Умер 8 декабря 1937 г. ( 1937-12-08 ) (55 лет)
Альма-матер Императорский Московский Университет
Эра Философия 20-го века
Область русская философия
Школа Христианская философия
Софиология
Научные консультанты Николай Бугаев
Основные интересы
Философия религии

Павел Александрович Флоренский (также П.А. Флоренский , Флоренский , Флоренский ; русский : Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский ; армянский : Պավել Ֆլորենսկի , латинизированный : Павел Флоренский ; 21 января [ OS 9 января] 1882 — 8 декабря 1937) русский православный богослов , священник , философ , математик , физик , инженер-электрик , изобретатель , эрудит , новомученик и народный святой . [1] В конце двадцатого века появились заявления о признании Русской Православной Церковью его святым , хотя позже было твердо отмечено, что такого решения принято не было. [2]

Биография [ править ]

Ранняя жизнь [ править ]

Павел Александрович Флоренский родился 21 января [ OS 9 января] 1882 года в городе Евлахе Елисаветпольской губернии (ныне Азербайджан ) в семье инженера путей сообщения Александра Флоренского. Его отец происходил из семьи русских православных священников, а мать Ольга (Саломия) Сапарова (Сапарян, Сафарашвили) принадлежала к тбилисскому армянскому дворянству в Грузии . [3] [4] [5] Его бабушка по материнской линии София Паатова (Пааташвили) была из армянской семьи из Карабаха, жившей в Болниси , Грузия . [6] Флоренский «всегда искал корни своей армянской семьи» и отмечал, что они пришли из Карабаха . [7]

Флоренский окончил среднюю школу (1893-1899) в Тбилисском классическом лицее , где впоследствии отличились несколько соратников, среди них основоположник русского Давид кубофутуризма Бурлюк . В 1899 году Флоренский пережил религиозный кризис, связанный с посещением Льва Толстого, вызванный осознанием ограниченности и относительности научного позитивизма и рациональности, которые были неотъемлемой частью его первоначального формирования в семье и средней школе. Он решил найти собственное решение, разработав теории, которые бы примирили духовное и научное видение на основе математики. Он поступил на математический факультет Императорского Московского университета и учился у Николая Бугаева , а также подружился с его сыном, будущим поэтом и теоретиком русского символизма , Андреем Белым . Его особенно привлекала Георга Кантора теория множеств . [3]

Он также посещал курсы античной философии. В этот период молодой Флоренский, не имевший религиозного воспитания, начал интересоваться исследованиями, выходящими за «ограничения физических знаний». [8] В 1904 году он окончил Императорский Московский университет и отказался от преподавательской должности в университете: вместо этого он приступил к изучению богословия в Духовной академии в Сергиевом Посаде . Во время богословских занятий там он познакомился со старцем Исидором во время посещения Гефсиманской пустыни, и Исидор должен был стать его духовным наставником и отцом. Вместе с сокурсниками Эрном, Свеницким и Брихничевым он основал общество « Союз Христианской Борьбы» (Союз Христианской Борьбы) с революционной целью восстановления российского общества в соответствии с принципами Владимира Соловьева . Впоследствии он был арестован за членство в этом обществе в 1906 году: однако позже он потерял интерес к движению радикального христианства .

Интеллектуальные интересы [ править ]

Во время учебы в Духовной академии в круг интересов Флоренского входили философия , религия , искусство и фольклор . Вместе со своим другом Андреем Белым он стал видным членом движения «Русский символизм» и публиковал работы в журналах « Новый Путь» и « Весы ». Он также начал свою главную философскую работу « Столп и утверждение истины: очерк православной теодицеи в двенадцати буквах» . Полная книга была опубликована только в 1914 году, но большая часть ее была закончена к моменту окончания академии в 1908 году.

Михаила Нестерова Философы (1917), Павел Флоренский ( слева) и Сергей Булгаков

В книге своих писем, опубликованной издательством Принстонского университета , автор статьи пишет : «Эта книга представляет собой серию из двенадцати писем к «брату» или «другу», которого символически можно понимать как Христа . Центральное место в творчестве Флоренского занимает исследование различных значений христианской любви, которая рассматривается как сочетание филии (дружбы) и агапе (всеобщей любви). Он описывает древние христианские обряды адельфопоэзиса ( братства), которые объединяют друзей-мужчин в целомудренные узы. Кроме того, Флоренский был одним из первых мыслителей ХХ века, развивших идею Божественной Софии , которая стала одной из центральных проблем богословов-феминисток». [9]

Недавнее исследование Михаэля Хагемейстера , известного главным образом своей работой над «Протоколами сионских мудрецов» , подтвердило, что антисемитские материалы, написанные под псевдонимом, находятся в руках Флоренского. Биограф Флоренского Аврил Пиман оценивает позицию Флоренского в отношении евреев как, в контексте того периода, средний путь между либеральными критиками, которые резко критиковали во время инцидента отсталость России, и поведением зачинщиков погромов, таких как черносотенцы .

Окончив академию, в августе 1910 года он женился на Анне Гиацинтовой, сестре своего друга, что шокировало его друзей, знавших его отвращение к браку. [10] Он продолжал преподавать философию и жил в Троице-Сергиевой Лавре до 1919 года. В 1911 году был рукоположен в сан священника. В 1914 году он написал диссертацию « О духовной истине» . Он опубликовал работы по философии, теологии, теории искусства, математике и электродинамике . В 1911–1917 годах он был главным редактором самого авторитетного православного богословского издания того времени «Богословского вестника» . Он также был духовным учителем скандального русского писателя Василия Розанова , призывая его примириться с Православной Церковью.

Период коммунистического правления в России [ править ]

После Октябрьской революции он сформулировал свою позицию так: «У меня сложилось собственное философское и научное мировоззрение, которое хотя и противоречит вульгарному толкованию коммунизма ... не мешает мне честно работать на службе государства». После закрытия большевиками Троице-Сергиевой Лавры (1918 г.) и Сергиево-Посадской церкви (1921 г.), где он был священником, он переехал в Москву для работы над Государственным планом электрификации России по рекомендации Леона (ГОЭЛРО). Троцкий , который твердо верил в способность Флоренского помочь правительству в электрификации сельской России. По свидетельству современников, Флоренский в священной рясе, работавший рядом с другими руководителями государственного ведомства, представлял собой замечательное зрелище.

В 1924 году он опубликовал большую монографию о диэлектриках . Одновременно он работал ученым секретарем Исторической комиссии Троице-Сергиевой лавры и публиковал свои труды по древнерусскому искусству. Ходили слухи, что он был главным организатором тайной операции по спасению мощей преподобного Сергия Радонежского, уничтожение которых было поручено правительством.

Во второй половине 1920-х годов он в основном занимался физикой и электродинамикой, в конце концов опубликовал свою статью « Мнимости в геометрии . Расширение области двухмерных образов теории» , посвященную геометрической интерпретации Альберта Эйнштейна . теории относительности . Среди прочего он провозгласил, что геометрия мнимых чисел, предсказанная теорией относительности для тела, движущегося быстрее света, есть геометрия Царства Божия. За упоминание Царства Божия в этом произведении он был обвинен советскими властями в антисоветской агитации и пропаганде.

, : ссылка, заключение 1928–1937 смерть

Павел Флоренский после ареста в 1934 году.

В 1928 году Флоренский был сослан в Нижний Новгород . После заступничества Екатерины Пешковой (жены Максима Горького ) Флоренскому разрешили вернуться в Москву. 26 февраля 1933 года он был снова арестован по подозрению в участии в заговоре с совершенно незнакомым Флоренскому профессором канонического права Павлом Гидюлиановым с целью свержения государства и установления при помощи нацистов фашистской монархии. [11] Он энергично защищался от обвинений, пока не понял, что, проявив готовность признать их, хотя и ложными, он позволит нескольким своим знакомым восстановить свою свободу. Он был приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей по печально известной статье 58 Уголовного кодекса Иосифа Сталина (статьи десятая и одиннадцатая: «агитация против советской системы» и «публикация агитационных материалов против советской системы»). Опубликованными агитационными материалами были монографии по теории относительности. [ нужна ссылка ] [ сомнительно обсудить ] Его манера продолжать носить священническое облачение раздражала его работодателей. Государство предлагало ему множество возможностей уехать в изгнание в Париж, но он от них отказался.

Служил в лагере Байкало-Амурской магистрали до 1934 года, когда его перевели на Соловки , где он проводил исследования по получению йода и агара из местных морских водорослей . В 1937 году его перевели в Санкт-Петербург (тогда известный как Ленинград приговорила его ), где 25 ноября внесудебная тройка НКВД к смертной казни. По легенде, он был осужден за отказ раскрыть местонахождение главы Сергия Радонежского , которую хотели уничтожить коммунисты. Главу святителя действительно удалось спасти, и в 1946 году Троице-Сергиева лавра была вновь открыта. Мощи преподобного Сергия снова вошли в моду. Мощи святителя были возвращены в Лавру Павлом Голубцовым, впоследствии известным как архиепископ Сергий. [ нужна ссылка ]

После вынесения приговора Флоренского вместе с еще 500 заключенными перевезли в спецпоезде в район под Санкт-Петербургом, где он был застрелен в ночь на 8 декабря 1937 года в лесу недалеко от города. Место его захоронения неизвестно. Антонио Маччиони утверждает, что он был расстрелян на Ржевском артиллерийском полигоне недалеко от Токсово , который расположен примерно в двадцати километрах к северо-востоку от Санкт-Петербурга, и был похоронен в секретной могиле в Койрангакангасе недалеко от Токсово вместе с 30 000 других людей, казненных НКВД в то же время. время. [12] был раскопан массовый могильник В 1997 году в лесу Сандармох , в котором вполне могут находиться его останки. Его имя было зарегистрировано в 1982 году в списке Новомучеников и Исповедников . [13]

Посмертно реабилитирован в 1958 г. (по обвинению 1933 г.) и 1959 г. (по обвинению 1937 г.).

Влияние [ править ]

Флоренский, которого часто читали за его вклад в религиозное возрождение своего времени и научное мышление, стал изучаться в более широкой перспективе в 1960-х годах, и это изменение было связано с возрождением интереса к забытым аспектам его творчества, продемонстрированным тартуской школой художников. семиотика , которая оценивала его работы с точки зрения предвосхищения тем, составлявших часть интересов теоретического авангарда в общей теории культурных знаков того времени. Прочтите в этом свете свидетельства того, что мышление Флоренского активно откликалось на искусство русских модернистов . Особое значение в этом отношении имела публикация в 1919 году его очерка, прочитанного в следующем году в виде лекции, о пространственной организации в русской иконописной традиции, озаглавленного « Обратная перспектива ». [14] концепция, которую Флоренский, как и позже Эрвин Панофски , позаимствовал из эссе Оскара Вульфа 1907 года «Обратная перспектива и низкий взгляд». [15] Здесь Флоренский противопоставил доминирующую в искусстве Возрождения концепцию пространственности, анализируя визуальные условности, используемые в иконологической традиции. Эта работа с момента ее публикации остается основополагающим текстом в этой области и по сей день. В этом эссе [16] его интерпретация была недавно развита и критически переформулирована Клеменой Антоновой, которая утверждает, что то, что анализировал Флоренский, лучше описывать в терминах «одновременных планов». [17] [18]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Бегство из Эдема
  2. «Православный вестник» , Русская Православная Церковь Заграницей, № 30/31, стр. 5/6.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Наталино Валентини, (ред.) Павел Флоренский, Колонка и основание истины , редактор Сан-Паоло, 2010, с. лхкси.
  4. ^ Олег Колесников. « Павел Флоренский » (на русском языке).
  5. ^ Павел Владимирович Флоренский; Татьяна Шутова. « Павел Флоренский » . Наше Наследие (на русском языке)
  6. ^ Novoe vremya, 01/02/2018
  7. ^ Леонид Фридович Кацис, Кровавый навет и русская мысль: историко-теологическое исследование дела Бейлиса, Мосты культуры, 2006, 494 c., c. 389.
  8. ^ Соль Земли Павла Флоренского.
  9. ^ Столп и утверждение истины: очерк православной теодицеи в двенадцати письмах . Издательство Принстонского университета. 21 марта 2004 г. ISBN.  9780691117676 .
  10. ^ Аврил Пиман, Павел Флоренский: Тихий гений: Трагическая и необыкновенная жизнь российского неизвестного да Винчи , Continuum International Publishing Group, 2010, стр.86.
  11. ^ Аврил Пайман, стр. 154 и далее.
  12. ^ Антонио Маччиони, «Павел Александрович Флоренский. Заметки на полях последнего итальянского приема», eSamizdat , 2007, V (1-2), с. 471–478 Антонио Макчиони. «Павел Александрович Флоренский» (PDF) (на итальянском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2016 г. Проверено 24 сентября 2007 г.
  13. ^ Наталино Валентини. Павел А. Флоренский , редактор Сан-Паоло, Милан, 2010, стр. lxxxii.
  14. ^ Павел Флоренский (редактор Николетты Мислер), Beyond Vision: Очерки восприятия искусства , Reaktion Books 2006, стр. 197-272
  15. ^ Маркус Плестед, Православные чтения Фомы Аквинского , Oxford University Press, 2012, стр.9 и №1.
  16. ^ Клемена Антонова, «Изменение представлений о Павле Флоренском в российской и советской науке», в Костика Брадатан, Сергей Ушакин (ред.) В тени Маркса: знание, власть и интеллектуалы в Восточной Европе и России , Lexington Books, 2010, стр. 73 -94 стр.80, 82-83
  17. ^ Клемена Антонова, Пространство, время и присутствие в иконе: видеть мир глазами Бога , Routledge, 2016, стр.169.
  18. ^ Мэтью Дж. Миллинер, «Иконы как теология: Дева Мария предопределения», в книге Джеймса Ромейна, Линды Стратфорд (ред.) ReVisioning: критические методы видения христианства в истории искусства , The Lutterworth Press, 2014, стр. 73- 94 стр.86.

Внешние ссылки [ править ]

Биографии [ править ]

Работает [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d6adbcc59361a80977f9a0358d5313c__1720216260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/3c/0d6adbcc59361a80977f9a0358d5313c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pavel Florensky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)