Nikolai Berdyaev
Nikolai Berdyaev | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Nikolai Alexandrovich Berdyaev 18 марта 1874 г. |
Умер | 24 марта 1948 г. | (74 года)
Эра | Философия 20-го века |
Область | русская философия |
Школа | Христианский экзистенциализм , персонализм |
Основные интересы | Творчество , эсхатология , свобода |
Известные идеи | Подчеркивая экзистенциальное духовное значение человеческой свободы и человеческой личности. |
Nikolai Alexandrovich Berdyaev ( / b ər ˈ d j ɑː j ɛ f , - j ɛ v / ; [1] Русский : Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев ; 18 марта [ OS 6 марта] 1874 — 24 марта 1948) — русский философ , богослов и христианский экзистенциалист , подчеркивавший экзистенциальное духовное значение человеческой свободы и человеческой личности. Альтернативные исторические варианты написания его фамилии на английском языке включают «Бердяев» и «Бердяев», а также его имени «Николас» и «Николас».
Биография [ править ]
Николай Бердяев родился под Киевом в 1874 году в аристократической семье военного . [2] Его отец, Александр Михайлович Бердяев, происходил из древнего русского дворянского рода . Почти все предки Александра Михайловича служили высокопоставленными военными, но он довольно рано ушел из армии и стал активным участником общественной жизни аристократии. Мать Николая, Алина Сергеевна Бердяева, была наполовину француженкой и происходила из высших слоев как французского, так и русского дворянства. Он также имел польское и татарское происхождение. [3] [4]


Бердяев решился на интеллектуальную карьеру и поступил в Киевский университет в 1894 году. Это было время революционного подъема среди студентов и интеллигенции . На какое-то время он стал марксистом , был арестован на студенческой демонстрации и исключен из университета. Его участие в незаконной деятельности привело в 1897 году к трем годам ссылки в Вологду на севере России. [5] : 28
Яркая статья 1913 года под названием «Угашение духа», критикующая грубую чистку имениславских русских монахов на Афоне , проведенную Священным Синодом Русской Православной Церкви с использованием царских войск, стала причиной предъявления ему обвинения в богохульстве , наказания за что была ссылка в Сибирь пожизненная . Мировая война и большевистская революция помешали довести дело до суда. [6]
Недовольство Бердяева достигло кульминации в 1919 году с основанием его собственной частной академии «Свободной академии духовной культуры» . В первую очередь для него это был форум, где он мог читать лекции на актуальные темы дня и представлять их с христианской точки зрения. Он также излагал свое мнение на публичных лекциях, и каждый вторник академия проводила собрание у него дома, поскольку официальная советская антирелигиозная деятельность в то время была интенсивной, а официальная политика большевистского правительства с его советским антирелигиозным законодательством , решительно пропагандировал государственный атеизм . [5]
В 1920 году Бердяев стал профессором философии Московского университета . В том же году его обвинили в участии в заговоре против правительства; он был арестован и заключен в тюрьму. Внушающий страх глава ЧК Феликс лично Дзержинский пришел его допросить. [7] : 130 и он дал своему следователю твердую выговор по поводу проблем с большевизмом. [5] : 32 Писатель Александр Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ» так описывает этот инцидент:
[Бердяев] дважды арестовывался; его взяли в 1922 году на полуночный допрос к Дзержинскому ; Там же был и Каменев ... Но Бердяев не унижался, не умолял, он твердо исповедовал моральные и религиозные принципы, в силу которых он не примыкал к партии власти; и не только сочли, что судить его нет смысла, но и освободили. Теперь есть человек, у которого была «точка зрения»! [8]
После изгнания из России Бердяев и другие эмигранты отправились в Берлин , где он основал академию философии и религии, но экономические и политические условия в Веймарской республике заставили его и его жену переехать в Париж в 1923 году. Он перевел туда свою академию. и преподавал, читал лекции и писал, работая над обменом идеями с французским и европейским интеллектуальным сообществом, а также участвовал в ряде международных конференций. [9]
Философская работа [ править ]
По словам Марко Марковича, Бердяев «был человеком пылким, бунтующим против всякой власти, независимым и «негативным» духом. Он мог утверждать себя только в отрицании и не мог слышать ни одного утверждения, не отрицая его немедленно, до такой степени, что он даже быть в состоянии противоречить самому себе и нападать на людей, которые разделяли его собственные предыдущие мнения». [5] По мнению Марины Макиенко, Анны Панамаревой и Андрея Гурбана, произведения Бердяева «эмоциональны, противоречивы, напыщенны, аффективны и догматичны». [10] : 20 Они резюмируют, что, по мнению Бердяева, «человек объединяет два мира – мир божественный и мир природный. ...Через свободу и творчество должны соединиться две природы... Преодолеть дуализм существования возможно только через креативность. [10] : 20
Дэвид Боннер Ричардсон охарактеризовал философию Бердяева как христианский экзистенциализм и персонализм . [11] Другие авторы, такие как политический теолог Цончо Цончев, интерпретируют Бердяева как « коммунитарного персоналиста» и славянофила . По мнению Цончева, философская мысль Бердяева держится на четырех «столпах»: свободе, творчестве, личности и общении. [12]
Одной из центральных тем творчества Бердяева была философия любви . [13] : 11 Сначала он систематически развил свою теорию любви в специальной статье, опубликованной в журнале « году 1907 » в Перевал . [13] Затем он уделил гендерным вопросам заметное место в своей книге «Смысл творческого акта» (1916). [13] По его мнению, 1) эротическая энергия — это вечный источник творчества, 2) эротизм связан с красотой, а эрос означает поиск прекрасного. [13] : 11
Он также публиковал работы об истории России и русском национальном характере. В частности, он писал о русском национализме : [14]
Русский народ не осуществил свою древнюю мечту о Москве, Третьем Риме . Церковный раскол XVII века показал, что Московское царство не является третьим Римом. Мессианская идея русского народа приняла либо апокалиптическую форму, либо революционную; и тогда произошло удивительное событие в судьбе русского народа. Вместо Третьего Рима в России был создан Третий Интернационал , и многие черты Третьего Рима переходят к Третьему Интернационалу. Третий Интернационал — это тоже Священная Империя , и он тоже основан на православной вере. Третий Интернационал — это не интернациональная, а русская национальная идея.
Хотя Бердяева иногда называют христианским анархистом за его акцент на теологии и критике этатистского и марксистского социализма, Бердяев не идентифицировал себя как таковой и отличался от Толстого. [15]
Богословие и отношения с Русской Православной Церковью [ править ]
Бердяев был членом Русской Православной Церкви . [16] [17] и считал православие религиозной традицией, наиболее близкой к раннему христианству . [18] : в унке.
Николай Бердяев был православным христианином, однако, надо сказать, что это был человек независимый и в некоторой степени «либеральный». Бердяев также раскритиковал Русскую православную церковь и назвал свои взгляды антиклерикальными . [6] И все же он считал себя ближе к православию, чем католицизм или протестантизм. По его словам, «я не могу назвать себя каким-либо типичным православным; но православие было мне ближе (и я надеюсь, что я ближе к православию), чем католицизм или протестантизм. Я никогда не разрывал своей связи с Православной Церковью, хотя мне чужды конфессиональное самодовольство и исключительность». [16]
Бердяева часто называют одним из выдающихся русских православных мыслителей ХХ века. [19] [20] [21] Однако ученые -неопатристы, такие как Флоровский, ставят под сомнение, является ли его философия по существу православной по своему характеру, и подчеркивают его западное влияние. [22] Но Флоровский подвергся резкой критике в статье Бердяева в журнале «Путь» 1937 года. [23] Поль Вальер указал на социологические факторы и глобальные тенденции, которые сформировали неопатристическое движение, и поставил под сомнение их утверждение о том, что Бердяев и Владимир Соловьев в каком-то смысле менее подлинно православные. [20]
Бердяев утверждал всеобщее спасение , как и некоторые другие важные православные богословы ХХ века. [24] Вместе с Сергеем Булгаковым он сыграл важную роль в привлечении нового внимания к православному учению об апокатастасисе , которым в значительной степени пренебрегали с тех пор, как оно было изложено Максимом Исповедником в седьмом веке. [25] хотя он и отверг Оригеном . формулировку этой доктрины [26] [27]
Последствия русской революции и гражданской войны, а также советские усилия по отделению церкви от государства привели к расколу русской православной эмигрантской диаспоры на три юрисдикции Русской Церкви: Русскую Православную Церковь Заграницей (отдельную от Московского Патриархата до 2007 года). , приходы митрополита Евлогия (Георгиевского) , перешедшие под Вселенский Константинопольский Патриархат , и приходы, оставшиеся под Московским Патриархатом . Бердяев был среди тех, кто предпочел остаться под омофором Московского Патриархата . Он упоминается по имени в истории Корсуньско-Херсонесской епархии как один из известных деятелей, поддержавших Западно-Европейскую епархию Московского Патриархата (ныне Корсунская епархия во Франции). [28]
В настоящее время дом в Кламаре, в котором жил Бердяев, представляет собой небольшой «Бердяев-музей» и пристроенную часовню во имя Святого Духа. [29] под омофором Московского Патриархата. 24 марта 2018 года, в 70-летие со дня смерти Бердяева, священник часовни отслужил в епархиальном соборе панихиду-поминальный молебен во вечную память Бердяева. [30] а позднее в тот же день епархиальный епископ Нестор (Сиротенко) возглавил молебен у могилы Бердяева. [31]
Работает [ править ]

В 1901 году Бердяев открыл свою литературную карьеру, так сказать, работой « Субъективизм и индивидуализм в социальной философии» . В ней он проанализировал движение, зародившееся тогда в императорской России , которое «в начале двадцатого века русский марксизм раскололся; более культурные русские марксисты прошли через духовный кризис и стали основателями идеалистического и религиозного движения, в то время как большинство начал готовить приход коммунизма». Он написал «более двадцати книг и десятки статей». [32]
Первая дата соответствует русскому изданию, вторая дата соответствует первому английскому изданию.
- Субъективизм и индивидуализм в социальной философии (1901)
- The New Religious Consciousness and Society (1907) ( Russian : Новое религиозное сознание и общественность , romanized : Novoe religioznoe coznanie i obschestvennost , includes chapter VI " The Metaphysics of Sex and Love ") [33]
- Под появлением вечности: философские, социальные и литературные статьи (1900–1906) (1907; 2019) ISBN 9780999197929 ISBN 9780999197936
- Vekhi – Landmarks (1909; 1994) ISBN 9781563243912
- Духовный кризис интеллигенции (1910; 2014) ISBN 978-0-9963992-1-0
- Философия свободы (1911; 2020) ISBN 9780999197943 ISBN 9780999197950
- Aleksei Stepanovich Khomyakov (1912; 2017) ISBN 9780996399258 ISBN 9780999197912
- «Угасители духа» (1913; 1999)
- Значение творческого акта (1916; 1955) ISBN 978-15973126-2-2
- Кризис искусства (1918; 2018) ISBN 9780996399296 ISBN 9780999197905
- Судьба России (1918; 2016) ISBN 9780996399241
- Достоевский: Интерпретация (1921; 1934). ISBN 978-15973126-1-5
- Освальд Шпенглер и упадок Европы (1922)
- Смысл истории (1923; 1936) ISBN 978-14128049-7-4
- Философия неравенства (1923; 2015) ISBN 978-0-9963992-0-3
- Конец нашего времени [также известное как Новое средневековье ] (1924; 1933) ISBN 978-15973126-5-3
- Леонтьев (1926; 1940)
- Свобода и дух (1927–8; 1935) ISBN 978-15973126-0-8
- Русская революция (1931; антология)
- Судьба человека (1931; перевод Натали Даддингтон , 1937) ISBN 978-15973125-6-1
- Лев Шестов и Кьеркегор Н.А. Беряев 1936 г.
- Христианство и классовая война (1931; 1933)
- Судьба человека в современном мире (1934; 1935)
- Одиночество и общество (1934; 1938) ISBN 978-15973125-5-4
- Буржуазный разум (1934; антология)
- Происхождение русского коммунизма (1937; 1955)
- Христианство и антисемитизм (1938; 1952)
- Рабство и свобода (1939) ISBN 978-15973126-6-0
- Русская идея (1946; 1947)
- Дух и реальность (1946; 1957) ISBN 978-15973125-4-7
- Начало и конец (1947; 1952) ISBN 978-15973126-4-6
- Навстречу новой эпохе» (1949; антология)
- Мечта и реальность: эссе в автобиографии (1949; 1950), альтернативное название: Самопознание: эссе в автобиографии ISBN 978-15973125-8-5
- Царство духа и царство кесаря (1949; 1952)
- Божественное и человеческое (1949; 1952) ISBN 978-15973125-9-2
- «Правда Православия» , Вестник Российского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата , перевод AS III, Париж, 1952 г. , дата обращения 27 сентября 2017 г.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Правда и Откровение (np; 1953)
- Поверх бездны войн и революций: статьи 1914–1922 гг. (np; 2017) ISBN 9780996399272 ISBN 9780996399289
- Источники
- «Библиография произведений Николая Бердяева», составленная Тамарой Клепининой, изданная Институтом славистики, Париж, 1978 г.
- Berdyaev Bibliography on www.cherbucto.net
- By-Berdyaev Online Articles Index
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ «Бердяев» . Архивировано 20 декабря 2014 года в Wayback Machine . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Николаус, Георг (2011). «Глава 2 «Жизнь Бердяева» » (PDF) . К.Г. Юнг и Николай Бердяев: Индивидуация и личность: критическое сравнение . Рутледж . ISBN 9780415493154 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2016 года . Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Янг, Джордж М. (2012) Русские космисты: эзотерический футуризм Николая Федорова и его последователей , Oxford University Press, стр. 134. ISBN 978-0199892945
- ^ Бергер, Стефан и Миллер, Алексей (2015) Национализация империй , Central European University Press, стр. 312. ISBN 978-9633860168
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Марко Маркович, Философия неравенства и политические идеи Николя Бердяева (Париж: Nouvelles Editions Latines, 1978).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Самопознание: очерк в автобиографии Николя Бердяева (автор), Кэтрин Ламперт (переводчик), Бориса Якима (предисловие) ISBN 1597312584 .
- ^ Солженицын, Александр (1973). «Глава 3. Допрос» . Архипелаг ГУЛАГ, 1918–1956: Опыт литературного исследования, I–II . Харпер и Роу . ISBN 978-0060803322 .
- ^ Цитируется Марковичем, указ. соч., стр. 33, сноска 36.
- ^ «Конференция в Австрии» . www.berdyaev.com . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макиенко Марина; Панамарева, Анна; Гурбан, Андрей (7 января 2015 г.). «Особое понимание гендерных проблем в русской философии» . Procedia – Социальные и поведенческие науки . 166 . Эльзевир : 18–23. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.12.476 .
- ↑ Экзистенциализм: персоналистическая философия истории. Архивировано 13 сентября 2018 года в Wayback Machine , Философия истории Бердяева. Экзистенциалистская теория социального творчества и эсхатологии , Дэвид Боннер Ричардсон, стр. 90–137.
- ^ Цончев, Цончо (2021). Личность и общение: политическая теология Николая Бердяева . Институциональный цифровой репозиторий Университета Макгилла: Университет Макгилла . Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Shestakov, Vyacheslav (1991). "Вступительная статья". In Шестаков, В.П. (ed.). Русский Эрос, или Философия любви в России [ Russian Eros, Or Philosophy of Love in Russia ] (in Russian). Progress Publishers . pp. 5–18. Archived from the original on 24 September 2021 . Retrieved 14 March 2021 .
- ^ Цитируется из книги Бенедикта Сарнова « Наш советский новояз: Краткая энциклопедия реального социализма». , стр. 446–447. Москва: 2002, ISBN 5-85646-059-6 (Наш советский новояз. Маленькая энциклопедия реального социализма).
- ^ Христояннопулос, Александр (17 февраля 2022 г.). Христианский анархизм: политический комментарий к Евангелию (сокращенное издание). Эндрюс ЮК Лимитед. ISBN 978-1-84540-663-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Витте, Джон; Александр, Фрэнк С. (2007). Учение современного православного христианства о праве, политике и человеческой природе . Издательство Колумбийского университета. стр. 111–112. ISBN 978-0-231-14265-6 .
- ^ «В Париже скончался Бердяев, православный религиозный философ» . Живая Церковь . Том. 116. Компания Морхаус-Горэм. 1948. с. 8.
набожный член Русской Православной Церкви.
- ^ Berdyaev 1952 .
- ^ Благородный, Ивана (2015). «Три православных видения экуменизма: Бердяев, Булгаков, Лосский» . Коммунио Виаторум . 57 (2): 113–140. ISSN 0010-3713 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вальер, Поль (2006). «Введение в современную православную традицию» . В Витте, Джон младший; Александр, Фрэнк С. (ред.). Учение современного христианства о праве, политике и человеческой природе . Том. 1. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 2–4.
- ^ Clarke, Oliver Fielding (1950). Introduction to Berdyaev . Bles.
- ^ Флоровский, Георгий (1950). «Рецензия на книгу: Знакомство с Бердяевым Кларка. Николя Бердяев: Пленник свободы Спинки». История Церкви . 19 (4): 305–306. дои : 10.2307/3161171 . JSTOR 3161171 . S2CID 162966900 .
- ^ «Ортодоксия и человечность» . www.berdyaev.com . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Каннингем, МБ; Теокритов, Э. (2008). Кембриджский справочник православного христианского богословия . Кембриджские спутники религии. Издательство Кембриджского университета. п. 118. ИСБН 978-0521864848 .
- ^ Блоуэрс, Пол М. (2008). «Апокатастасис» . В Бенедетто, Р.; Дюк, Дж.О. (ред.). Новый Вестминстерский словарь церковной истории: ранняя, средневековая и эпоха Реформации . Новая серия Вестминстерских словарей. Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 37. ИСБН 978-0-664-22416-5 .
- ^ Дик, Эстебан (1977). Апокатастасис: проблема всеобщего спасения в теологии двадцатого века (тезис). Торонто, Канада: Колледж Университета Св. Михаила. стр. 20–60. ISBN 9780315454330 .
- ^ Кирван, Майкл; Скрытый, Шила Трефле (2016). Мимесис и искупление: Рене Жирар и доктрина спасения . Насилие, желание и священное. Издательство Блумсбери. стр. 41–42. ISBN 978-1-5013-2544-1 .
- ^ "ИСТОРИЯ ЕПАРХИИ" . Cerkov-ru.eu . Архивировано из оригинала 28 апреля 2018 года . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ "Часовня в честь Святого Духа в Кламаре" . Cerkov-ru.eu . Archived from the original on 28 April 2018 . Retrieved 17 May 2018 .
- ^ Шешко, священник Георгий. «70 лет назад к Богу был призван Николай Бердяев (1874–1948), известный русский философ» . Egliserusse.eu . Архивировано из оригинала 4 августа 2020 года . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ "Исполнилось 70 лет со дня кончины известного русского философа Николая Бердяева" . Cerkov-ru.eu . Archived from the original on 28 April 2018 . Retrieved 17 May 2018 .
- ^ Стивс, П.Д. (2001) «Бердяев, Николай Александрович (1874–1948)» в Уолтере А. Элвелле , Евангельском богословском словаре , Baker Academic, стр. 149. ISBN 978-0801020759
- ^ Книга недоступна на английском языке. Дополнительную литературу на английском языке см.:
- Кроун, Анна Лиза (2010). Эрос и творчество в русском религиозном обновлении: Философы и фрейдисты . Российская история и культура. Том. 3. Нидерланды : Издательство «Брилл» . ISBN 978-9004180055 . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 16 октября 2016 г.
- Найман, Эрик (1997). Секс на публике: воплощение ранней советской идеологии . Издательство Принстонского университета . ISBN 9780691026268 . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 16 октября 2016 г.
Источники [ править ]
- Дональд А. Лоури. Мятежный пророк: Жизнь Николая Бердяева . Харпер и братья, Нью-Йорк, 1960.
- М. А. Валлон. Апостол свободы: Жизнь и учение Николая Бердяева . Философская библиотека, Нью-Йорк, 1960.
- Лесли Чемберлен. Частная война Ленина: путешествие философского парохода и изгнание интеллигенции . Пресса Святого Мартина, Нью-Йорк, 2007.
- Марко Маркович, Философия неравенства и политические идеи Николя Бердяева (Париж: Nouvelles Editions Latines, 1978).
Дальнейшее чтение [ править ]
- Lossky, N.O. (1951). "Н.А. Бердяев" [N. Berdyaev]. История российской Философии [ History of Russian Philosophy ]. New York: International Universities Press Inc. ISBN 978-0-8236-8074-0 .
- Нучо, Фуад (1967). Философия Бердяева: Экзистенциальный парадокс свободы и необходимости (1-е изд.). Лондон: Victor Gollancz Ltd.
- Аттербери, Лин (октябрь 1978 г.). «Николай Бердяев, православный нонконформист» . Третий путь . К библейскому мировоззрению: 13–15 . Проверено 30 января 2013 г.
- Гриффит, Джереми (2013). Книга Свободы 1 . Том. Часть 4:7: Признание Николаем Бердяевым участия наших моральных инстинктов и развращающего интеллекта в создании расстроенного состояния человеческого существования и попытка объяснить, как эти элементы вызвали этот расстроенный психоз. WTM Издательство и коммуникации. ISBN 978-1-74129-011-0 . Проверено 28 марта 2013 г.
- Men', Fr. Aleksandr (2015). Russian Religious Philosophy: 1989–1990 Lectures [ Русская религиозная философия: Лекции ]. frsj Publications. ISBN 9780996399227 .
- Сергеев, Михаил (1994). «Постмодернистские темы в философии Николая Бердяева» . Периодические статьи о религии в Восточной Европе . 14 (5) . Проверено 27 сентября 2017 г.
Внешние ссылки [ править ]

- Работы Николая Бердяева или о нем в Internet Archive
- Работы Николая Бердяева в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Интернет-библиотека и указатель Бердяева
- Сборник очерков и цитат Бердяева Дирка Х. Келдера.
- Философ свободы. Архивировано 20 февраля 2020 года в Wayback Machine.
- Галерея русских мыслителей ISFP: Николай Бердяев
- Николай Бердяев и духовная свобода
- Fr. Aleksandr Men' Lecture on N. A. Berdyaev
- Odinblago.ru: Бердяев Николай Александрович (Russian)
- Корсунь/Херсонесская епархия (русский и французский языки)
- 1874 рождений
- 1948 смертей
- Христианские мистики XIX века
- Христианские универсалисты XIX века
- Христианские мистики ХХ века
- Христианские универсалисты ХХ века
- Русские философы ХХ века.
- Христианские экзистенциалисты
- Христианские богословы-универсалисты
- Восточно-православные мистики
- Восточно-православные философы
- Эмигранты из Российской империи во Францию
- Теологи-экзистенциалисты
- Либералы из Российской Империи
- Академический состав МГУ
- People from Kievsky Uyezd
- Люди из Обухова
- Русские христианские мистики
- русские мемуаристы
- Дворянство Российской Империи
- Русские православные христиане из России
- русские люди французского происхождения
- русские люди польского происхождения
- Русский народ татарского происхождения
- Русские люди украинского происхождения
- русские политические писатели
- Советские диссиденты
- Советские изгнанники
- Vekhovtsy
- Философы религии