Русский Религиозный Ренессанс
Русский религиозный ренессанс — это период примерно с 1880 по 1950 годы, который стал свидетелем великого творческого расцвета русской философии , теологии и духовности. Этот термин происходит от названия книги Николая Зернова , вышедшей в 1963 году , под названием « Русский религиозный ренессанс ХХ века» . Возрождение началось в конце девятнадцатого века, но неожиданно было изгнано из России из-за жестоких потрясений большевистской революции и ранних атеистических коммунистических режимов. Эта дислокация привела к переселению многих русских интеллигентов в Европу и на Запад, где Возрождение достигло своего полного выражения. Духовные идеалы Русского Религиозного Возрождения , хотя их часто рассматривают как развитие внутри Русского Православного мира, распространились по всей Восточной Православной Церкви и даже в Римско-католической и протестантской общинах.
Философское происхождение
[ редактировать ]Богослов Павел Львович Гаврилюк объясняет, что русский религиозный ренессанс был попыткой интерпретировать все аспекты человеческого существования: культуру, политику и даже экономику в христианских терминах. [1] Философские истоки русского религиозного Возрождения можно найти в основных течениях западноевропейской и русской религиозной мысли XIX века: немецком идеализме, особенно Шеллинга , экзистенциализме Кьеркегора, религиозных вопросах, поднятых Толстым и Достоевским , и софиологии Владимира Соловьева . [1] Метафизика всеединства Соловьева стимулировала онтологический поворот в русской религиозной мысли, и такие мыслители, как Сергий Булгаков, широко занимались и развивали эту теорию. [2]
Парижская школа
[ редактировать ]С созданием в 1925 году в Париже Свято-Сергиевского православного богословского института русские богословы, философы и историки-эмигранты начали создавать самые разнообразные идеи и сочинения. Ярлык «Парижская школа» иногда применялся коллективно к богословию и религиозной философии основателей церкви Св. Сергия и других русских интеллектуалов-эмигрантов в Париже, включая Жоржа Флоровского , Владимира Лосского , Сергия Булгакова , Александра Шмемана , Николая Лосского и Николая Бердяева . Однако этот ярлык следует уточнить, указав, что среди так называемой Парижской школы существовало как минимум пять богословских направлений. [3] Именно в первые десятилетия правления преподобного Сергия русский религиозный ренессанс достиг своего апогея для восточно-православного богословия. К 1950 году старшее поколение эмигрантов умерло (Булгаков, Бердяев и Шестов), так что, грубо говоря, это означало бы конец Возрождения. Несколько богословов из преподобного Сергия впоследствии стали влиятельными учителями в Америке. Иоанн Мейендорф и Георгий Флоровский начинали в Свято-Сергиевской, а затем стали профессорами Свято-Владимирской православной духовной семинарии .
Духовность русского религиозного Возрождения.
[ редактировать ]Помимо философских и теологических аспектов, русский религиозный ренессанс включал в себя возрождение русской духовности и ее внедрение на Запад. Духовный аспект Возрождения связан с такими людьми, как Силуан Афонский , архимандрит Софроний, архиепископ Антоний Блум и мать Мария Скобцова . [4] Другой заметной русской духовной фигурой была Кэтрин Доэрти (Екатерина Федоровна Колышкина де Хьюк Доэрти), русская эмигрантка времен большевистской революции. [5]
Русская духовность в католицизме
[ редактировать ]Русский религиозный ренессанс вышел за пределы Восточной Православной Церкви. Вероятно, наиболее ярким примером является Кэтрин де Хьюк Доэрти, русская эмигрантка, бежавшая во время большевистской революции. Позже она обратилась в католицизм и основала Дом Мадонны, мирское апостольство, базирующееся в Комбермире, Канада. Дом Мадонны — римско-католическое учреждение, которое включает в себя литургии восточного обряда и многие аспекты русской духовности, такие как поустинья, соборность и молчание. Кэтрин Доэрти стремилась воплотить Евангелие во всех аспектах христианской жизни, и ее видение включало многие идеалы Соловьева, особенно воссоединение Востока и Запада. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гаврилюк Павел Л., Православное Возрождение, статья на сайте firstthings.com
- ^ Гаврилюк, Пол Л., Жорж Флоровский и русский религиозный ренессанс , стр. 17, Oxford University Press , 1-е издание
- ^ Алфеев, епископ Иларион, Православное богословие на пороге XXI века . Доклад на международной научной конференции "Русская Православная Церковь с 1943 года по настоящее время" в Спасо-Преображенском монастыре в Бозе (Италия), 15-17 сентября 1999 г.
- ^ Николай Зернов, Русский религиозный ренессанс ХХ века.
- ^ Дикий, о. Роберт, Кэтрин Доэрти и русский религиозный ренессанс, Информационный бюллетень № 19 — осень 2011 г.
- ^ Дикий, о. Роберт, Кэтрин Доэрти: Мост между Востоком и Западом, видеолекция, видеолекция, прочитанная в Университете Святого Павла, Оттава, Онтарио, 26 сентября 2013 г.