Jump to content

Владимир Лосский

Владимир Лосский
Владимир Лосский
Рожденный
Vladimir Nikolayevich Lossky (Владимир Николаевич Лосский)

( 1903-06-08 ) 8 июня 1903 г.
Умер 7 февраля 1958 г. ) ( 1958-02-07 ) ( 54 года
Париж , Франция
Национальность
Супруг
Мадлен Шапиро
( м. 1928)
Родитель Николай Лосский
Родственники Ольга Лосская (правнучка)
Академическое образование
Альма-матер Парижский университет
Докторантура Этьен Жилсон [1]
Влияния
Академическая работа
Дисциплина Теология
Субдисциплина
Школа или традиция Восточно-православное богословие
Учреждения Институт Святого Дионисия в Париже
Известные работы Мистическое богословие Восточной церкви (1944)
Под влиянием

Владимир Николаевич Лосский [б] ( Русский : Влади́мир Никола́евич Ло́сский ; 1903–1958) был русским православным богословом, сосланным в Париж. Он подчеркнул теозис как главный принцип восточного православного христианства.

Биография

[ редактировать ]

Владимир Николаевич Лосский родился 8 июня ( 26 мая по OS ) 1903 года в Гёттингене , Германия. [12] Его отец, Николай Лосский , был профессором философии в Санкт-Петербурге . [13] Владимир Николаевич Лосский поступил на факультет искусств Петроградского университета в 1919 году и весной 1922 года был глубоко потрясен, когда стал свидетелем суда, приведшего к казни митрополита Санкт-Петербургского Вениамина советскими властями. Позднее митрополит Вениамин был канонизирован Русской Православной Церковью . [4]

В ноябре 1922 года Лосский был выслан из Советской России вместе со всей семьей . С 1922 по 1926 год он продолжил обучение в Праге, а затем в Сорбонне в Париже, где в 1927 году окончил факультет средневековой философии . [ нужна ссылка ] Он женился на Мадлен Шапиро 4 июня 1928 года. [14]

Лосский поселился в Париже в 1924 году. [15] С 1942 по 1958 год он был членом Национального центра научных исследований . [ нужна ссылка ] Он занимал пост первого декана Института Св. Дионисия в Париже . [16] Он преподавал догматическое богословие и церковную историю в этом институте до 1953 года, а с 1953 по 1958 год - в епархии Московского патриархата на улице Петель в Париже. Он был членом Братства святого Фотия и вселенского братства святых Албана и святого Сергия . [ нужна ссылка ] Его самая известная работа — «Очерк мистического богословия Восточной церкви». [17] (1944) (английский перевод, Мистическое богословие Восточной церкви (1957). [ нужна ссылка ]

Лосский умер от сердечного приступа 7 февраля 1958 года в Париже. [18]

Теология

[ редактировать ]

Главной богословской заботой Лосского была экзегеза мистического богословия в христианских традициях. » (1944) он утверждал В «Мистической теологии Восточной церкви , что богословы православной традиции поддерживали мистическое измерение богословия более интегрированным образом, чем теологи католической и реформатской традиций после раскола между Востоком и Западом , потому что последние неправильно понимали такое греческое такие термины, как усия , ипостась , теозис и теория . В качестве иллюстрации своего аргумента он приводит сборник, известный как « Добротолюбие» , и «Лестницу божественного восхождения» Иоанна Лествичника , а также сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита , Григория Нисского , Василия Кесарийского , Григория Назианзина и Григория Паламы . [ нужна ссылка ] Жорж Флоровский » Лосского назвал «Мистическое богословие Восточной церкви «неопатристским синтезом». [19]

Гений восточной мистической теологии, утверждал он, заключается в ее апофатическом характере, который он определил как понимание того, что Бог радикально непознаваем в человеческих, а значит, философских терминах. Следовательно, особое откровение Божие в Писании должно быть сохранено во всей своей целостности посредством различения неизреченной Божественной сущности и недоступной природы Святой Троицы, с одной стороны, и положительного откровения Троичных энергий, с другой. другой. «Когда мы говорим о Троице самой по себе, — говорил Лосский, — мы исповедуем на нашем скудном и всегда ущербном человеческом языке образ существования Отца, Сына и Святого Духа, единого Бога, который не может не быть Троицей. , потому что Он есть живой Бог Откровения, Который, хотя и непознаваемый, но явил Себя через воплощение Сына всем, принявшим Духа Святого, Исшедшего от Отца и посланного в мир во имя воплощенного Сына». [20] Таким образом, тринитарные процессии в откровении производят энергии, которые люди воспринимают как благодать и которыми они освящаются или «обожествляются».В своей «Мистической теологии» он утверждал, что богословы неразделенной Церкви понимали, что обожение стоит выше знания ( гнозис ). [21] [ диапазон страниц слишком широк ]

Это было дополнительно разъяснено в его работе «Видение Бога» (или «теория» ). В обеих работах Лосский также подчеркивает различия между христианскими мыслителями, такими как Псевдо-Дионисий, и такими мыслителями, как Плотин и неоплатоники , утверждая, что христианство и неоплатонизм, хотя и имеют общую культуру и концепции, имеют очень разные понимания Бога и онтологии . [ нужна ссылка ]

Владимир Лосский, как и его близкий друг Жорж Флоровский , был противником софиологических теорий Сергея Булгакова и Владимира Соловьева . По словам Николая Лосского, «одной особенностью его богословия, которую следует подчеркнуть, является то, что он не был и всегда отказывался быть прямым потомком знаменитой русской «религиозной философии»». [10] Термин «русская религиозная философия» возник в работах славянофильского движения и его основной концепции соборности , которая позже была использована и развита Владимиром Соловьевым .

Домостроительство Святого Духа

[ редактировать ]

Лосский артикулирует особую роль Святого Духа после Пятидесятницы, Домостроительство Святого Духа (ср. гл. 8 « Мистическое богословие Восточной Церкви»). Он интерпретирует Ефесянам 1:22 и далее (церковь — это тело [Иисуса]; полнота Наполняющего всё во всех отношениях), утверждая, что «если Христос есть „глава Церкви, которая есть Тело Его“, то Он — Святой Дух». который наполняет все во всем» означает, что, хотя отдельные верующие в Иисуса являются членами совокупного Христа, который относится только к частям всего Христа, а не касается и относится только к определенным «частям тела», они, тем не менее, получают Святого Духа в полноте, а не в части. [22] Одновременно люди оказываются «воссоединенными в ипостаси Христа, если это «воипостасная» природа — существующая в ипостаси [в данном случае Иисуса] — человеческие личности, образующие ипостась этой единой природы, не подавляются. " [23]

Восточные богословские определения

[ редактировать ]

Лосский утверждал в «Мистической теологии Восточной церкви» , что технические термины доктрины Троицы уходят корнями в еврейскую герменевтику , греческую платоническую философию и неоплатоническую философию. В его богословии Бог триедин , но имеет только одну сущность , которая отражает человечество ипостасно, изнутри. [ нужны разъяснения ] Во многих восточно-православных богословиях усия как сущность или существо представляет собой аспект Бога, который совершенно непостижим для человечества и человеческого восприятия, поскольку понимается как находящийся за пределами тварного мира, то есть несотворенный. Сущность Бога, находящаяся в Отце (первоначальное начало), а затем отданная Сыну (рожденному от Отца, не сотворенному) и Святому Духу (исходящему от Отца), как рукам Божиим. Усия как сущность или существо, определяемое как «все, что существует само по себе и не имеет своего существования в другом». [24] Бог и опыт входят в человека из внешнего мира и в душу под воздействием Святого Духа. Свободная воля человека действует как средство выбора Бога или отвергания Бога, что, по мнению многих христиан, было бы равносильно хуле на Святого Духа .

Триединый Бог по сути является единственным нетварным существом.

[ редактировать ]

Концепция Триединого Бога, являющегося единым Богом по сути или Усия (как несотворенный ). Единый Бог, который как Отец или бесконечное начало является существованием, как Сын или плоть является существованием и как Дух является существованием. Один Бог в одном Отце.

Бог Отец

[ редактировать ]

Отец Троицы есть нетварное гипербытие (вне бытия) по существу или усия как таковая есть истинно бесконечное , изначальное или изначальное , нетварное начало, реальность, из которой происходят все вещи и существа, как Отца Ипостаси . Ипостась Отца в употреблении термина Бог употребляется прежде всего как имя Бога. Поскольку термин «Бог» взаимозаменяем с термином «Отец» . Поскольку Иисус Христос — Сын Божий, Сын Отца, а Святой Дух — это Дух Божий, Дух Отца. [25]

Сын Божий или Иисус Христос, выражающий логос или совершенство как высший идеал в материальном мире и Бог во плоти. Также и Христос, олицетворяющий человечество, унаследованное им от Богородицы . Христос проявляется как порожденный и или рожденный (не сотворенный), по существу несотворенный, Богом Отцом и от него. [с] как другая реальность , Ипостась Божия.

Бог Святой Дух

[ редактировать ]

Сам Святой Дух есть свет, жизнь, одушевление и источник нетварного света фотомос или божественное просвещение , исходящий или являющийся исхождением от Бога Отца как иная Ипостась Божия. Святой Дух и Христос — руки Бога Отца, проникающие из бесконечного в конечное. [д] (см. Ириней ).

Созданное существо

[ редактировать ]

Все вещи, которые не являются Богом, являются сотворенными существами или созданы по своей сути. Человечество обладает свободой воли в своей конечной природе, человечество существует в неопределенном мире. [28] Вещи как таковые в своем существовании зависят от чего-то иного, чем они сами. Поскольку такие божественные существа (такие как Ангелы ) являются сотворенными существами, их происхождение происходит ex nihilo . Все вещи, которые не являются Богом, созданы по сути или бытию. Бог как сверхсущество, или по существу несотворенный, может быть в своем существовании бесконечным, порождая себя как человека, а также быть духом, который путем исхождения (от него Бога, Отца) оживляет жизнь.

Энергии Бога

[ редактировать ]

Все три ипостаси имеют общую сущность, или усию , или существо, называемое Богом. Усия Божия совершенно непознаваема или непостижима для человечества, поскольку она несотворена там, где как ничто, создано так и человечество (см . Н. Бердяев ). Энергии Бога-Отца имеют одно и то же гипербытие в том смысле, что они беспричинны и/или несотворены (см. Григория Паламу ). Энергии Бога как нетварные и неуничтожимые. Бог-Отец (Отец как монарх) в своем существе не является самопорожденным и не порождается кем-либо другим, отсюда и непостижимость Бога. Троица, имеющая существование ( ипостась ) постижимое, но существо несотворенное и находящееся за пределами всех вещей (в том числе небытия), поэтому сверхбытие Бога ( усия непостижимо ). Лосский указывает, что можно говорить о существовании Бога, но не о его бытии. Если тогда говорить о сущности или существе Бога как о чем-то за пределами непостижимого, то это прямо противоречит теории христианства и как таковые не являются истинными теологами и вместо этого говорят о Боге посредством спекуляций, а не опыта.

Мистика и теология

[ редактировать ]

Для Лосского христианская мистика и догматическое богословие были одним и тем же. По мнению Лосского, мистицизм является православным догматом по преимуществу . Христианская жизнь молитвы и богослужения является основой догматического богословия, а догматы церкви помогают христианам в их борьбе за освящение и обожение. Без догмы будущие поколения теряют специфическую ортодоксальность ( здравый ум ) и ортопраксию (правильную практику) восточно-православного пути к спасению (см. сотериологию ).

Библиография

[ редактировать ]
  • "The Dispute about Sophia" [Споръ о Софіи : "Докладная записка" прот. С. Булгакова и смыслъ Указа Московской патриархіи] (1936)
  • Семь дней по дорогам Франции: Серф, июнь 1940 г. (1998 г.) ISBN   2-204-06041-0
  • Essai sur la theologie mystique de l'Église d'Orient (1944) (английский перевод, The Mystical Theology of the Eastern Church ; 1957, много раз переиздавалось) ISBN   0-913836-31-1 ; ISBN   0-227-67919-9
  • Негативная теология и богопознание у Мастера Экхарта (1960; Врин, 2002) ISBN   2-7116-0507-8
  • La Vision de Dieu (1961) (английский перевод, The Vision of God ; 1964, переиздание несколько раз) ISBN   0-913836-19-2
  • Лосский, Владимир (1974). По образу и подобию Божию . Крествуд: Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN  9780913836132 .
  • Лосский, Владимир (1978). Православное богословие: Введение . Крествуд: Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN  9780913836439 .
  • (совместно с Леонидом Успенским ) Значение икон (1947; 2-е изд. 1999 SVS Press) ISBN   0-913836-99-0
  • «Быть ​​с Богом» , Аристотель Папаниколау (University of Notre Dame Press, 24 февраля 2006 г.) ISBN   0-268-03830-9
  • Семь дней по дорогам Франции, июнь 1940 г. (Издательство Свято-Владимирской семинарии, 2012) ISBN   9780881414189

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Лосский стал гражданином Франции ок. 1939 год . [11]
  2. ^ Произносится / ˌ n ɪ k ə ˈ l . ə v ɪ ˈ l ɒ s k i / .
  3. ^ Иоанн Дамаскин писал:

    Все, что Сын имеет от Отца, имеет и Дух, включая само Его существо. А если нет Отца, то нет и Сына и Духа; а если у Отца чего-то нет, то нет ни у Сына, ни у Духа. Далее, благодаря Отцу, то есть потому, что есть Отец, существуют Сын и Дух; и благодаря Отцу Сын и Дух имеют все, что имеют. [26]

  4. Ириней писал: «Человек есть смешанная организация души и плоти, которая была образована по подобию Божию и сформирована руками Его, то есть Сыном и Святым Духом, которому Он также сказал: «Да будем сделай человека». [27]
  1. ^ Коакли 2013 , с. 126.
  2. ^ Gavrilyuk 2008 , p. 713.
  3. ^ Сохранено в 2010 г. , стр. 139–140.
  4. ^ Jump up to: а б Н. Лосский 1999 , с. 288.
  5. ^ Сохранено в 2010 г. , стр. 44–45.
  6. ^ Чаплин 2012 , с. 5.
  7. ^ Папаниколау 2008 , с. 233.
  8. ^ Лаут 2015 , с. xiv; Папаниколау 2008 , с. 233.
  9. ^ Франки, римляне, феодализм и доктрина / Эмпирическое богословие против спекулятивного богословия , отец Иоанн С. Романидес [1]
  10. ^ Jump up to: а б Н. Лосский 1999 , с. 289.
  11. ^ Jump up to: а б Лаут 2015 , с. 98; Сове 2010 , с. 55; Зейлинг 2005 , с. 79.
  12. ^ Н. Лосский 1999 , с. 288; Уильямс 1975 , с. 1.
  13. ^ Н. О. Лосский 1952 , с. 4, 395.
  14. ^ Сохранено в 2010 г. , с. 49.
  15. ^ Прокурат, Голицын и Петерсон 2010 , с. 207.
  16. ^ Уильямс 1975 , с. 28.
  17. ^ Уильямс 1975 , с. я.
  18. ^ Louth 2015 , p. 98; Morrel 1959 , p. 35.
  19. ^ Н. О. Лосский 1952 , с. 395.
  20. ^ В. Лосский 1974 , с. 89.
  21. ^ Н. О. Лосский 1952 , с. 395–401.
  22. ^ Лосский, Мистическое богословие, 128.
  23. ^ Лосский, Мистическое богословие, 135.
  24. ^ В. Лосский 1991 , с. 50–51.
  25. ^ Хопко 1984 , гл. «Святая Троица», св. Один Бог, Один Отец .
  26. ^ Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры . Цитируется по Мейендорфу 1983 , с. 183.
  27. ^ Ириней 1994 , с. 463.
  28. ^ Витте и Александр 2006 .

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f7d66b4ab144b8874ef96e6d67260ee3__1710092340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/e3/f7d66b4ab144b8874ef96e6d67260ee3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vladimir Lossky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)