Владимир Лосский
Владимир Лосский | |
---|---|
Владимир Лосский | |
Рожденный | Vladimir Nikolayevich Lossky (Владимир Николаевич Лосский) 8 июня 1903 г. |
Умер | 7 февраля 1958 г. Париж , Франция | ( 54 года
Национальность | |
Супруг | Мадлен Шапиро |
Родитель | Николай Лосский |
Родственники | Ольга Лосская (правнучка) |
Академическое образование | |
Альма-матер | Парижский университет |
Докторантура | Этьен Жилсон [1] |
Влияния | |
Академическая работа | |
Дисциплина | Теология |
Субдисциплина | |
Школа или традиция | Восточно-православное богословие |
Учреждения | Институт Святого Дионисия в Париже |
Известные работы | Мистическое богословие Восточной церкви (1944) |
Под влиянием |
Владимир Николаевич Лосский [б] ( Русский : Влади́мир Никола́евич Ло́сский ; 1903–1958) был русским православным богословом, сосланным в Париж. Он подчеркнул теозис как главный принцип восточного православного христианства.
Биография
[ редактировать ]Владимир Николаевич Лосский родился 8 июня ( 26 мая по OS ) 1903 года в Гёттингене , Германия. [12] Его отец, Николай Лосский , был профессором философии в Санкт-Петербурге . [13] Владимир Николаевич Лосский поступил на факультет искусств Петроградского университета в 1919 году и весной 1922 года был глубоко потрясен, когда стал свидетелем суда, приведшего к казни митрополита Санкт-Петербургского Вениамина советскими властями. Позднее митрополит Вениамин был канонизирован Русской Православной Церковью . [4]
В ноябре 1922 года Лосский был выслан из Советской России вместе со всей семьей . С 1922 по 1926 год он продолжил обучение в Праге, а затем в Сорбонне в Париже, где в 1927 году окончил факультет средневековой философии . [ нужна ссылка ] Он женился на Мадлен Шапиро 4 июня 1928 года. [14]
Лосский поселился в Париже в 1924 году. [15] С 1942 по 1958 год он был членом Национального центра научных исследований . [ нужна ссылка ] Он занимал пост первого декана Института Св. Дионисия в Париже . [16] Он преподавал догматическое богословие и церковную историю в этом институте до 1953 года, а с 1953 по 1958 год - в епархии Московского патриархата на улице Петель в Париже. Он был членом Братства святого Фотия и вселенского братства святых Албана и святого Сергия . [ нужна ссылка ] Его самая известная работа — «Очерк мистического богословия Восточной церкви». [17] (1944) (английский перевод, Мистическое богословие Восточной церкви (1957). [ нужна ссылка ]
Лосский умер от сердечного приступа 7 февраля 1958 года в Париже. [18]
Теология
[ редактировать ]Главной богословской заботой Лосского была экзегеза мистического богословия в христианских традициях. » (1944) он утверждал В «Мистической теологии Восточной церкви , что богословы православной традиции поддерживали мистическое измерение богословия более интегрированным образом, чем теологи католической и реформатской традиций после раскола между Востоком и Западом , потому что последние неправильно понимали такое греческое такие термины, как усия , ипостась , теозис и теория . В качестве иллюстрации своего аргумента он приводит сборник, известный как « Добротолюбие» , и «Лестницу божественного восхождения» Иоанна Лествичника , а также сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита , Григория Нисского , Василия Кесарийского , Григория Назианзина и Григория Паламы . [ нужна ссылка ] Жорж Флоровский » Лосского назвал «Мистическое богословие Восточной церкви «неопатристским синтезом». [19]
Гений восточной мистической теологии, утверждал он, заключается в ее апофатическом характере, который он определил как понимание того, что Бог радикально непознаваем в человеческих, а значит, философских терминах. Следовательно, особое откровение Божие в Писании должно быть сохранено во всей своей целостности посредством различения неизреченной Божественной сущности и недоступной природы Святой Троицы, с одной стороны, и положительного откровения Троичных энергий, с другой. другой. «Когда мы говорим о Троице самой по себе, — говорил Лосский, — мы исповедуем на нашем скудном и всегда ущербном человеческом языке образ существования Отца, Сына и Святого Духа, единого Бога, который не может не быть Троицей. , потому что Он есть живой Бог Откровения, Который, хотя и непознаваемый, но явил Себя через воплощение Сына всем, принявшим Духа Святого, Исшедшего от Отца и посланного в мир во имя воплощенного Сына». [20] Таким образом, тринитарные процессии в откровении производят энергии, которые люди воспринимают как благодать и которыми они освящаются или «обожествляются».В своей «Мистической теологии» он утверждал, что богословы неразделенной Церкви понимали, что обожение стоит выше знания ( гнозис ). [21] [ диапазон страниц слишком широк ]
Это было дополнительно разъяснено в его работе «Видение Бога» (или «теория» ). В обеих работах Лосский также подчеркивает различия между христианскими мыслителями, такими как Псевдо-Дионисий, и такими мыслителями, как Плотин и неоплатоники , утверждая, что христианство и неоплатонизм, хотя и имеют общую культуру и концепции, имеют очень разные понимания Бога и онтологии . [ нужна ссылка ]
Владимир Лосский, как и его близкий друг Жорж Флоровский , был противником софиологических теорий Сергея Булгакова и Владимира Соловьева . По словам Николая Лосского, «одной особенностью его богословия, которую следует подчеркнуть, является то, что он не был и всегда отказывался быть прямым потомком знаменитой русской «религиозной философии»». [10] Термин «русская религиозная философия» возник в работах славянофильского движения и его основной концепции соборности , которая позже была использована и развита Владимиром Соловьевым .
Домостроительство Святого Духа
[ редактировать ]Лосский артикулирует особую роль Святого Духа после Пятидесятницы, Домостроительство Святого Духа (ср. гл. 8 « Мистическое богословие Восточной Церкви»). Он интерпретирует Ефесянам 1:22 и далее (церковь — это тело [Иисуса]; полнота Наполняющего всё во всех отношениях), утверждая, что «если Христос есть „глава Церкви, которая есть Тело Его“, то Он — Святой Дух». который наполняет все во всем» означает, что, хотя отдельные верующие в Иисуса являются членами совокупного Христа, который относится только к частям всего Христа, а не касается и относится только к определенным «частям тела», они, тем не менее, получают Святого Духа в полноте, а не в части. [22] Одновременно люди оказываются «воссоединенными в ипостаси Христа, если это «воипостасная» природа — существующая в ипостаси [в данном случае Иисуса] — человеческие личности, образующие ипостась этой единой природы, не подавляются. " [23]
Восточные богословские определения
[ редактировать ] этого раздела Тон или стиль могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Октябрь 2018 г. ) |
Лосский утверждал в «Мистической теологии Восточной церкви» , что технические термины доктрины Троицы уходят корнями в еврейскую герменевтику , греческую платоническую философию и неоплатоническую философию. В его богословии Бог триедин , но имеет только одну сущность , которая отражает человечество ипостасно, изнутри. [ нужны разъяснения ] Во многих восточно-православных богословиях усия как сущность или существо представляет собой аспект Бога, который совершенно непостижим для человечества и человеческого восприятия, поскольку понимается как находящийся за пределами тварного мира, то есть несотворенный. Сущность Бога, находящаяся в Отце (первоначальное начало), а затем отданная Сыну (рожденному от Отца, не сотворенному) и Святому Духу (исходящему от Отца), как рукам Божиим. Усия как сущность или существо, определяемое как «все, что существует само по себе и не имеет своего существования в другом». [24] Бог и опыт входят в человека из внешнего мира и в душу под воздействием Святого Духа. Свободная воля человека действует как средство выбора Бога или отвергания Бога, что, по мнению многих христиан, было бы равносильно хуле на Святого Духа .
Триединый Бог по сути является единственным нетварным существом.
[ редактировать ]Концепция Триединого Бога, являющегося единым Богом по сути или Усия (как несотворенный ). Единый Бог, который как Отец или бесконечное начало является существованием, как Сын или плоть является существованием и как Дух является существованием. Один Бог в одном Отце.
Бог Отец
[ редактировать ]Отец Троицы есть нетварное гипербытие (вне бытия) по существу или усия как таковая есть истинно бесконечное , изначальное или изначальное , нетварное начало, реальность, из которой происходят все вещи и существа, как Отца Ипостаси . Ипостась Отца в употреблении термина Бог употребляется прежде всего как имя Бога. Поскольку термин «Бог» взаимозаменяем с термином «Отец» . Поскольку Иисус Христос — Сын Божий, Сын Отца, а Святой Дух — это Дух Божий, Дух Отца. [25]
Бог Сын
[ редактировать ]Сын Божий или Иисус Христос, выражающий логос или совершенство как высший идеал в материальном мире и Бог во плоти. Также и Христос, олицетворяющий человечество, унаследованное им от Богородицы . Христос проявляется как порожденный и или рожденный (не сотворенный), по существу несотворенный, Богом Отцом и от него. [с] как другая реальность , Ипостась Божия.
Бог Святой Дух
[ редактировать ]Сам Святой Дух есть свет, жизнь, одушевление и источник нетварного света фотомос или божественное просвещение , исходящий или являющийся исхождением от Бога Отца как иная Ипостась Божия. Святой Дух и Христос — руки Бога Отца, проникающие из бесконечного в конечное. [д] (см. Ириней ).
Созданное существо
[ редактировать ]Все вещи, которые не являются Богом, являются сотворенными существами или созданы по своей сути. Человечество обладает свободой воли в своей конечной природе, человечество существует в неопределенном мире. [28] Вещи как таковые в своем существовании зависят от чего-то иного, чем они сами. Поскольку такие божественные существа (такие как Ангелы ) являются сотворенными существами, их происхождение происходит ex nihilo . Все вещи, которые не являются Богом, созданы по сути или бытию. Бог как сверхсущество, или по существу несотворенный, может быть в своем существовании бесконечным, порождая себя как человека, а также быть духом, который путем исхождения (от него Бога, Отца) оживляет жизнь.
Энергии Бога
[ редактировать ]Все три ипостаси имеют общую сущность, или усию , или существо, называемое Богом. Усия Божия совершенно непознаваема или непостижима для человечества, поскольку она несотворена там, где как ничто, создано так и человечество (см . Н. Бердяев ). Энергии Бога-Отца имеют одно и то же гипербытие в том смысле, что они беспричинны и/или несотворены (см. Григория Паламу ). Энергии Бога как нетварные и неуничтожимые. Бог-Отец (Отец как монарх) в своем существе не является самопорожденным и не порождается кем-либо другим, отсюда и непостижимость Бога. Троица, имеющая существование ( ипостась ) постижимое, но существо несотворенное и находящееся за пределами всех вещей (в том числе небытия), поэтому сверхбытие Бога ( усия непостижимо ). Лосский указывает, что можно говорить о существовании Бога, но не о его бытии. Если тогда говорить о сущности или существе Бога как о чем-то за пределами непостижимого, то это прямо противоречит теории христианства и как таковые не являются истинными теологами и вместо этого говорят о Боге посредством спекуляций, а не опыта.
Мистика и теология
[ редактировать ]Для Лосского христианская мистика и догматическое богословие были одним и тем же. По мнению Лосского, мистицизм является православным догматом по преимуществу . Христианская жизнь молитвы и богослужения является основой догматического богословия, а догматы церкви помогают христианам в их борьбе за освящение и обожение. Без догмы будущие поколения теряют специфическую ортодоксальность ( здравый ум ) и ортопраксию (правильную практику) восточно-православного пути к спасению (см. сотериологию ).
Библиография
[ редактировать ]- "The Dispute about Sophia" [Споръ о Софіи : "Докладная записка" прот. С. Булгакова и смыслъ Указа Московской патриархіи] (1936)
- Семь дней по дорогам Франции: Серф, июнь 1940 г. (1998 г.) ISBN 2-204-06041-0
- Essai sur la theologie mystique de l'Église d'Orient (1944) (английский перевод, The Mystical Theology of the Eastern Church ; 1957, много раз переиздавалось) ISBN 0-913836-31-1 ; ISBN 0-227-67919-9
- Лосский, Владимир (1957). Мистическое богословие Восточной церкви (1-е изд.). Лондон: Дж. Кларк. ISBN 9780227675366 .
- Лосский, Владимир (1976) [1957]. Мистическое богословие Восточной Церкви . Крествуд: Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 9780913836316 .
- Лосский, Владимир (2005) [1957]. Мистическое богословие Восточной Церкви . Джеймса Кларка и компании Кембридж: ISBN 9780227905098 .
- Негативная теология и богопознание у Мастера Экхарта (1960; Врин, 2002) ISBN 2-7116-0507-8
- La Vision de Dieu (1961) (английский перевод, The Vision of God ; 1964, переиздание несколько раз) ISBN 0-913836-19-2
- Лосский, Владимир (1964). Видение Бога . Лондон: Фейт Пресс.
- Лосский, Владимир (1974). По образу и подобию Божию . Крествуд: Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 9780913836132 .
- Лосский, Владимир (1978). Православное богословие: Введение . Крествуд: Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 9780913836439 .
- (совместно с Леонидом Успенским ) Значение икон (1947; 2-е изд. 1999 SVS Press) ISBN 0-913836-99-0
- «Быть с Богом» , Аристотель Папаниколау (University of Notre Dame Press, 24 февраля 2006 г.) ISBN 0-268-03830-9
- Семь дней по дорогам Франции, июнь 1940 г. (Издательство Свято-Владимирской семинарии, 2012) ISBN 9780881414189
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Лосский стал гражданином Франции ок. 1939 год . [11]
- ^ Произносится / ˌ n ɪ k ə ˈ l aɪ . ə v ɪ tʃ ˈ l ɒ s k i / .
- ^ Иоанн Дамаскин писал:
Все, что Сын имеет от Отца, имеет и Дух, включая само Его существо. А если нет Отца, то нет и Сына и Духа; а если у Отца чего-то нет, то нет ни у Сына, ни у Духа. Далее, благодаря Отцу, то есть потому, что есть Отец, существуют Сын и Дух; и благодаря Отцу Сын и Дух имеют все, что имеют. [26]
- ↑ Ириней писал: «Человек есть смешанная организация души и плоти, которая была образована по подобию Божию и сформирована руками Его, то есть Сыном и Святым Духом, которому Он также сказал: «Да будем сделай человека». [27]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Коакли 2013 , с. 126.
- ^ Gavrilyuk 2008 , p. 713.
- ^ Сохранено в 2010 г. , стр. 139–140.
- ^ Jump up to: а б Н. Лосский 1999 , с. 288.
- ^ Сохранено в 2010 г. , стр. 44–45.
- ^ Чаплин 2012 , с. 5.
- ^ Папаниколау 2008 , с. 233.
- ^ Лаут 2015 , с. xiv; Папаниколау 2008 , с. 233.
- ^ Франки, римляне, феодализм и доктрина / Эмпирическое богословие против спекулятивного богословия , отец Иоанн С. Романидес [1]
- ^ Jump up to: а б Н. Лосский 1999 , с. 289.
- ^ Jump up to: а б Лаут 2015 , с. 98; Сове 2010 , с. 55; Зейлинг 2005 , с. 79.
- ^ Н. Лосский 1999 , с. 288; Уильямс 1975 , с. 1.
- ^ Н. О. Лосский 1952 , с. 4, 395.
- ^ Сохранено в 2010 г. , с. 49.
- ^ Прокурат, Голицын и Петерсон 2010 , с. 207.
- ^ Уильямс 1975 , с. 28.
- ^ Уильямс 1975 , с. я.
- ^ Louth 2015 , p. 98; Morrel 1959 , p. 35.
- ^ Н. О. Лосский 1952 , с. 395.
- ^ В. Лосский 1974 , с. 89.
- ^ Н. О. Лосский 1952 , с. 395–401.
- ^ Лосский, Мистическое богословие, 128.
- ^ Лосский, Мистическое богословие, 135.
- ^ В. Лосский 1991 , с. 50–51.
- ^ Хопко 1984 , гл. «Святая Троица», св. Один Бог, Один Отец .
- ^ Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры . Цитируется по Мейендорфу 1983 , с. 183.
- ^ Ириней 1994 , с. 463.
- ^ Витте и Александр 2006 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Чаплин, Джонатан (2012). «Человек, общество и государство в мысли Роуэна Уильямса» (PDF) . Кембридж, Англия: Институт фон Хюгеля . Проверено 8 октября 2018 г.
- Коакли, Сара (2013). «Восточная «мистическая теология» или западная «Новая теология»? О сравнительной рецепции Дионисия Ареопагита у Лосского и де Любака». В Демакопулосе, Джордж Э.; Папаниколау, Аристотель (ред.). Православные конструкции Запада . Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. стр. 125–141. дои : 10.5422/fordham/9780823251926.003.0008 . ISBN 978-0-8232-5192-6 . S2CID 171343252 .
- Гаврилюк, Павел Львович (2008). «Рецепция Дионисия в восточном православии двадцатого века ». Современная теология . 24 (4): 707–723. дои : 10.1111/j.1468-0025.2008.00495.x . ISSN 1468-0025 .
- ——— (2011). «Лосский, Владимир (1903–1958)». В МакГакине, Джон Энтони (ред.). Энциклопедия восточного православного христианства . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. дои : 10.1002/9781444392555.ch12 . ISBN 978-1-4051-8539-4 .
- Хопко, Томас (1984). Православная вера. Том 1: Учение и Священное Писание (2-е изд.). Йонкерс, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии (опубликовано в 2016 г.). ISBN 978-0-86642-079-2 . Проверено 7 октября 2018 г.
- Ириней (1994) [1885]. «Против ересей: Книга I» . В Робертсе, Александр ; Дональдсон, Джеймс ; Кокс, А. Кливленд (ред.). Доникейские отцы . Том. 1. Перевод Робертса, Александра ; Рамбо, Уильям. Пибоди, Массачусетс: Hendrickson Publishers (опубликовано в 1995 г.). стр. 462–525 . Проверено 7 октября 2018 г.
- Лосский, Н.О. (1952). История русской философии (PDF) . Лондон: Джордж Аллен и Анвин . Проверено 7 октября 2018 г.
- Лосский, Николай (1999). «Богословие и духовность в творчестве Владимира Лосского» . Экуменический обзор . 51 (3): 288–293. дои : 10.1111/j.1758-6623.1999.tb00393.x . ISSN 1758-6623 . Архивировано из оригинала 15 октября 2009 года . Проверено 7 октября 2018 г.
- Лосский, Владимир (1974). «Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице». В Эриксоне, Джон Х .; Берд, Томас Э. (ред.). По образу и подобию Божию . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии.
- ——— (1991) [1957]. Мистическое богословие Восточной Церкви . Кембридж, Англия: Джеймс Кларк и компания (опубликовано в 2005 г.). ISBN 978-0-227-67919-7 .
- Лаут, Эндрю (2015). Современные православные мыслители: от добротолюбия до современности . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press. ISBN 978-0-8308-5121-8 .
- Мейендорф, Джон (1983). Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы (ред. 2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. ISBN 978-0-8232-0967-5 .
- Моррел, Джордж (1959). «Богословие Владимира Лосского». Англиканское богословское обозрение . 41 (1): 35–40. ISSN 0003-3286 .
- Папаниколау, Аристотель (2008). «Личность и ее представители в православном богословии ХХ века». В Каннингеме, Мэри Б.; Теокритов, Элизабет (ред.). Кембриджский справочник православного христианского богословия . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета (опубликовано в 2010 г.). стр. 232–245. дои : 10.1017/CCOL9780521864848.016 . ISBN 978-0-521-86484-8 .
- Прокурат, Михаил; Голицын, Александр; Петерсон, Майкл Д. (2010) [1996]. Православная церковь от А до Я. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-7602-6 .
- Сове, Росс Дж. (2010). Жорж Флоровский и Владимир Н. Лосский: исследование, сравнение и демонстрация их уникальных подходов к неопатристическому синтезу (кандидатская диссертация). Дарем, Англия: Даремский университет . Проверено 7 октября 2018 г.
- Сейлинг, Джонатан (2005). «Ссыльные русские православные лидеры в Париже и борьба за создание дома вдали от дома (1925–1944)» . Исторические документы . Канадское общество церковной истории: 69–82. дои : 10.25071/0848-1563.39204 . ISSN 0848-1563 . S2CID 57534009 . Проверено 7 октября 2018 г.
- Уильямс, Роуэн (1975). Богословие Владимира Николаевича Лосского: изложение и критика (докторская диссертация). Оксфорд: Оксфордский университет . Проверено 8 октября 2018 г.
- Витте, Джон младший ; Александр, Фрэнк С. , ред. (2006). Учение современного христианства о праве, политике и человеческой природе . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-13358-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шмеманн, Александр (1958). «Памяти Владимира Лосского» . Ежеквартальный журнал Свято-Владимирской семинарии . 2. 2 (2): 47–58. ISSN 0360-6481 . Проверено 7 октября 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1903 рождения
- 1958 смертей
- Русские философы ХХ века.
- Христианские мистики ХХ века
- Восточно-православные богословы ХХ века
- Православные христиане из Германии
- Восточно-православные мистики
- Восточно-православные богословы
- Исихасты
- Эмигранты из Российской империи во Францию
- Члены Русской Православной Церкви
- Писатели из Геттингена
- Люди в христианском экуменизме
- русские богословы
- Выпускники Санкт-Петербургского государственного университета
- Выпускники Парижского университета