Табор Лайт
Часть серии о |
Паламизм |
---|
Христианский портал |
В восточно-православном христианском богословии Фаворский свет ( древнегреческий : Φῶς τοῦ Θαβώρ «Свет Фаворский», или Ἄκτιστον Φῶς «Несотворенный свет», Θεῖον Φῶς « Божественный свет »; русский : Фаворский свет «Фаворский свет»; грузинский : თაბ ორის ნათება ) — свет, явленный на горе Фавор при Преображении Иисуса , отождествляемый со светом, увиденным Павлом при его обращении .
Как богословское учение о нетварной природе Фаворского света было сформулировано в XIV веке Григорием Паламой , афонским монахом, защищавшим мистические практики исихазма от обвинений в ереси Варлаама Калабрийского . Если рассматривать эту точку зрения как богословскую доктрину, она известна как паламизм в честь Паламы. [ 1 ] [ 2 ]
Эта точка зрения была очень спорной, когда она была впервые предложена, что вызвало исихастскую полемику , и фракция паламитов одержала верх только после военной победы Иоанна VI Кантакузина в византийской гражданской войне 1341–1347 годов . С 1347 года это официальная доктрина восточного православия , хотя она остается без явного подтверждения или отрицания со стороны католической церкви . Католические богословы отвергли это в прошлом. [ нужен год ] но католическая точка зрения стала более благоприятной с конца 20 века. [ 3 ] Некоторые западные ученые представили паламизм как совместимый с католической доктриной. [ 4 ] В частности, Папа Иоанн Павел II в 1996 году благосклонно отзывался об исихастской духовности: [ 5 ] [ 6 ] а в 2002 году он назвал Преображение четвертой Светлой Тайной Святого Розария . [ 7 ]
В восточном православии
[ редактировать ]Согласно исихастской мистической традиции восточно-православной духовности, полностью очищенный святой, достигший божественного союза , испытывает видение божественного сияния, которое является тем же «светом», который был явлен ученикам Иисуса на горе Фавор во время Преображения. Этот опыт называется теорией . Варлаам (и интерпретация западным христианством апофатизма как отсутствия Бога, а не непознаваемости Бога) считал этот взгляд на исихастов политеистическим, поскольку он, казалось, постулировал две вечные субстанции: видимую ( божественные энергии ) и невидимую (божественные энергии). божественная усия или сущность). Секо и Масперо утверждают, что паламитское учение о нетварном свете коренится в прочтении Паламой Григория Нисского . [ 8 ]
Примеры Нетварного Света вчитываются в Ветхий Завет православными христианами, например, Неопалимая Купина . [ 9 ]
Отождествление с адским огнем
[ редактировать ]Многие православные богословы отождествляли Фаворский свет с адским огнем . По мнению этих богословов, ад – это состояние тех, кто не примирился с нетварным светом и любовью к Богу и сгорает от этого. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] По словам Иоанна Полемеса, Феофан Никейский считал, что для грешников «божественный свет будет восприниматься как карающий адский огонь». [ 13 ]
По словам Иоанна Полемоса, сам Палама не отождествлял адский огонь с Фаворским светом: «В отличие от Феофана, Палама не верил, что грешники могут испытать божественный свет [...] Палама, кажется, нигде в своих произведениях не принимает Мнение Феофана о том, что свет Фавора тождествен адскому огню». [ 14 ]
Римский католицизм
[ редактировать ]Паламизм божественных «действий» Григория Паламы, никогда не была принята схоластическими богословами Латинской , теология католической церкви , которые придерживались твердого взгляда на простоту Бога, понимаемую как Actus purus . Это доктринальное разделение усилило раскол между Востоком и Западом Великого раскола на протяжении 15-19 веков, и только Папа Иоанн Павел II открыл возможность примирения, выразив свое личное уважение к этой доктрине.
Католицизм традиционно рассматривает славу , явленную на Фаворе, как символ эсхатологической славы небес; в латинском гимне XV века Coelestis formam gloriae :
О дивный тип, о прекрасное видение
славы, которую Церковь разделит
Что показывает Христос на горе
где ярче солнца он светится
С сияющим лицом и светлым множеством
Христос соизволил проявиться сегодня
Какая слава будет принадлежать им наверху?
которые радуются о Боге совершенной любовью. [ 15 ]
Папа Григорий Великий писал о людях, благодаря которым, «еще живя в этой тленной плоти, но возрастая в неисчислимой силе благодаря некоторой проницательности созерцания, можно увидеть Вечное Сияние». [ 16 ] В своей поэме «Книга двенадцати бегинок » Иоанн Рейсбрук XIV века, , фламандский мистик беатифицированный папой Пием X в 1908 году, писал о «нетварном Свете, который не является Богом, но является посредником между Ним и «видящим». мысль» как освещающая созерцателя не в высшем модусе созерцания, а во втором из четырех восходящих модусов. [ 17 ]
Римско-католический проэкуменизм при Иоанне Павле II с 1980-х годов. искали точки соприкосновения в вопросах доктринального разделения между Восточной и Западной Церковью. Иоанн Павел II неоднократно подчеркивал свое уважение к восточному богословию как к обогащению всей церкви и положительно отзывался об исихазме. [ 5 ] [ 6 ] В 2002 году он также назвал Преображение четвертой Светлой Тайной Святого Розария . [ 7 ] Восточное учение о «нетварном свете» не было официально принято в Католической Церкви, которая также официально не осудила его. Все больше представителей Западной Церкви считают Григория Паламу святым, даже если он не канонизирован. [ 18 ] «Некоторые западные ученые утверждают, что учение самого св. Григория Паламы совместимо с римско-католической мыслью по этому вопросу». [ 19 ] В то же время антиэкуменические течения внутри восточного православия представили доктрину Фаворского света как главное догматическое разделение между Восточной и Западной церковью, а исихастское движение даже описывалось как «прямое осуждение папизма». [ 20 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]«Свет Табора» также использовался в популярной прессе 1938 года в отношении таинственного света, замеченного вокруг кладбища под названием «Табор» недалеко от Эстерхази, Саскачеван , Канада. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Мейендорф, «Гора Афон в четырнадцатом веке: духовное и интеллектуальное наследие» в документах Думбартон-Оукса, 1988 г.
- ^ РМ Френч, Предисловие к Николаю Кавасиле, Джоан Мервин Хасси, П.А. Макналти (редакторы), Комментарий к Божественной литургии (издательство Св. Владимирской семинарии, 1974 г.) ISBN 978-0-913836-37-8 ), с. х
- ^ «Западный мир начал заново открывать то, что можно назвать утраченной традицией. Исихазм, который никогда не был чем-то близким к занятиям ученых, теперь изучается западными богословами, которые поражены глубокой мыслью и духовностью поздней Византии». Преображение в византийском богословии и иконографии (Издательство Свято-Владимирской семинарии, 2005 , ISBN 0-88141-295-3 ), стр. 215-216.
- ^ Майкл Дж. Кристенсен, Джеффри А. Виттунг (редакторы), Участники божественной природы (Associated University Presss, 2007 г.) ISBN 0-8386-4111-3 ), с. 243
- ^ Jump up to: а б «Папа Иоанн Павел II, Ангелус, 11 августа 1996 г.» . www.ewtn.com . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Оригинальный текст (на итальянском языке) Говоря об исихастском споре , Папа Иоанн Павел II сказал, что термин «исихазм» относится к практике молитвы, отмеченной глубоким спокойствием духа, стремящегося непрерывно созерцать Бога, призывая имя Иисуса. По словам Папы, хотя с католической точки зрения существуют противоречия в отношении некоторых разработок этой практики, нельзя отрицать доброту намерения, вдохновившего ее на защиту, которое заключалось в том, чтобы подчеркнуть, что человеку предлагается конкретная возможность объединиться в своей внутреннее сердце с Богом в том глубоком союзе благодати, известном как теозис , обожение.
- ^ Jump up to: а б «Светлые тайны», опубликованные в Розарии Девы Марии , октябрь 2002 г.
- ^ Сухой, Люк Ф. Мэтью; Масперо, Джулио (2009). Словарь Брилла Григория Нисского Брилл. п. 382. ИСБН 978-9004169654 .
- ^ «Диалог евреев и христиан-православных» .
- ^ Чопелас, Питер (2016), «Несотворенные энергии» , Рай и ад в загробной жизни согласно Библии
- ^ Мметаллинос, Джордж (март 2009 г.). «Рай и ад в православной традиции» . Православное наследие . 7 (3).
- ^ Влахос, Иерофей , Жизнь после смерти , стр. 254–261, заархивировано из оригинала 2 сентября 2017 г. , получено 1 сентября 2017 г.
- ^ Полемес, Иоанннес (1996). Феофан Никейский: его жизнь и труды . Том 20. Издательство Австрийской академии наук. п. 99.
- ^ Полемес, Иоанннес (1996). Феофан Никейский: его жизнь и труды . Том 20. Издательство Австрийской академии наук. п. 100.
- ^ Сарум Бревиарий , Венеция, 1495 г.; пер. Преподобный Джон М. Нил , 1851 г.
- ↑ Григорий Великий, Моралия , книга 18, 89.
- ^ ван Рейсбрук, Ян (1913). Книга двенадцати беген . Перевод Фрэнсиса, Джона. Лондон: Джон М. Уоткинс. п. 40.
- ^ Пеликан, Ярослав (1983). «Предисловие» . В Мейендорфе, Джон (ред.). Триады . Классика западной духовности. Паулист Пресс. п. xi. ISBN 978-0-8091-2447-3 .
- ^ Майкл Дж. Кристенсен, Джеффри А. Виттунг (редакторы), Участники божественной природы (Associated University Presss, 2007 г.) ISBN 0-8386-4111-3 ), с. 243
- ^ «Святой Григорий Палама и Папа Римский» , Православная традиция, том XIII, номер 2, Центр традиционалистских православных исследований (1996). «Те, кто просвещены Богом, знают Его истинно, как это знали некоторые православные Папы Рима до падения этой Церкви, но это знание является исключительно продуктом соединения со Христом, как в случае нищего, так и в случае Папы, как говорит св. Так красноречиво рассуждает Григорий в своем эссе. Περὶ Θείας καὶ Θεοποιοῦ Μεθέξεως [О Божественном и обожествляющем участии] (Хресту, указ. соч. , Т. 3, стр. 212-261). Сама структура паламитского богословия не допускает какого-либо приписывания кому-либо в Церкви универсальной юрисдикции или власти, кроме как в традиционном смысле «чести» и «высочества». Св. Григорий решительно и однозначно отождествляет истинное учение и всякую власть с духовным просвещением, которое, в свою очередь, является продуктом истинной и подлинной встречи с Богом, разделяемой всеми просвещенными личностями сообща и равно. Исихазм есть прямое осуждение папизма ». (стр. 26 и далее, курсив в оригинале)
- ^ Кристенсен, Джо-Энн (1995). Истории о привидениях Саскачевана Дандурн. п. 104. ИСБН 9780888821775 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клукас, Лоуэлл (1985). «Триумф мистицизма в Византии в четырнадцатом веке». Врионис-младший, Сперос (ред.). Византийские исследования в честь Милтона В. Анастоса, Byzantina kai Metabyzantina . Малибу.
- Лосский, Владимир (1976) [1957]. Мистическое богословие Восточной Церкви . Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 0-913836-31-1 . Перевод Очерк мистического богословия Восточной церкви (на французском языке). 1944 год.
- Мэлони, Джордж Энтони (1978). Теология нетварных энергий . Издательство Университета Маркетт. ISBN 978-0-87462-516-5 .
- Пападеметриу, Джордж К. (2004). Знакомство со святителем Григорием Паламой . Православная пресса Святого Креста. ISBN 978-1-885652-83-6 .
- Мейендорф, Джон (1959). Исследование Григория Паламы . Православная богословская библиотека. Вера Пресс.
- Андреопулос, Андреас (2005). Метаморфоза: Преображение в византийском богословии и иконографии . Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 0-88141-295-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Свет в иконке. Архивировано 28 сентября 2007 г. на Wayback Machine (russia-hc.ru).
- Неделя святителя Григория Паламы (Вторая неделя Великого и Святого поста) [ постоянная мертвая ссылка ] Бенедикт Серафим
- Теория, Фаворский свет (фотисмос) как видение