Григорий Палама
Григорий Палама | |
---|---|
![]() Картина Святого Григория в монастыре Ватопеди, Афон, Греция, автор Мануэль Панселинос . В подписях он, среди прочих титулов, называется Νέος Χρυσόστομος: Новый Златоуст . | |
Архиепископ Фессалоникийский | |
Рожденный | 1296 Константинополь , (современный Стамбул , Турция ) |
Умер | 14 ноября 1357 г. (60–61 год) Фессалоники , Фессалоники (современная Греция ) |
Почитается в | Восточная Православная Церковь Англиканское сообщество Восточно-католические церкви |
канонизирован | 1368 г., Константинополь, Патриарх Константинопольский Филофей. |
Главный храм | Салоники Богословская карьера |
Заметная работа | Добротолюбие |
Богословская работа | |
Традиция или движение | Паламизм |
Основные интересы | Аскетизм , мистика |
Известные идеи | Различие сущности и энергий , обожение , Фаворский свет |
Праздник | 14 ноября, Неделя вторая Великого поста. |
Атрибуты | Длинная, сужающаяся темная борода, епископское облачение , Евангелие или свиток , правая рука, поднятая в благословении. |
Под влиянием | Нил Кавасила , Геннадий Схоларий , Никодим Агиорит , Софроний Эссексский , Иоанн Мейендорф , Серафим Роуз |
Часть серии о |
Паламизм |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
![]() |
Обзор |
Григорий Палама ( греч . Grigorios Palamas ; ок. 1296–1359 ). [1] ) — византийский греческий богослов и восточно-православный священнослужитель поздневизантийского периода . Монах ) , ( Афонской горы современная Греция а затем архиепископ Фессалоникийский (т . , он известен своей защитой исихастской духовности, нетварного характера света Преображения и различия между сущностью Бога и энергиями е. божественной волей, божественная благодать и др.). Его учение разворачивалось в ходе трех крупных споров: (1) с итало-греческим Варлаамом между 1336 и 1341 годами, (2) с монахом Григорием Акиндином между 1341 и 1347 годами и (3) с философом Григорой с 1348 по 1347 год. 1355. Его богословские вклады иногда называют паламизмом , а его последователей - паламитами.
Григорий почитается как святой в Восточной Православной Церкви с 1368 года. В Католической Церкви его также называют святым; Папа Иоанн Павел II неоднократно называл Григория великим писателем-богословом. [2] С 1971 года Мелькитская греко-католическая церковь почитает Григория как святого. [3] [4] Некоторые из его сочинений собраны в Добротолюбии , а со времен Османской империи второе воскресенье Великого поста посвящается памяти Григория Паламы в Православной Церкви и Украинской Греко-Католической Церкви . [5] Византийский синодик православия также прославляет его память и богословие, осуждая его противников, в том числе некоторых антипаламитов, которые процветали после смерти Григория.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Григорий родился в Константинополе около 1296 года. Его отец Константин был придворным византийского императора Андроника II Палеолога (1282–1328), но умер, когда Григорий был еще молод. Сам император принимал участие в воспитании и образовании сироты и надеялся, что одаренный Григорий посвятит себя государственной службе, но Палама избрал монашескую жизнь на Афоне. Мать Григория (Каллони), братья и сестры (Феодосий, Макарий, Эпихарис и Феодотий) также приняли монашество, и вся семья была канонизирована Вселенским Константинопольским Патриархатом в 2009 году.
Перед отъездом на Афон Григорий получил широкое образование в Константинопольском университете , включая изучение Аристотеля, которое он продемонстрировал перед Феодором Метохитом и императором. [6]
Монашеская жизнь
[ редактировать ]Несмотря на амбиции императора к нему, Григорий, которому тогда едва исполнился 21 год, удалился на Афон в 1316 году и стал там послушником в Ватопедском монастыре под руководством монашеского старца Никодима Ватопедского. В конце концов он был пострижен в и монахи продолжил подвизающуюся жизнь . После кончины старца Никодима Григорий восемь лет провел в духовной борьбе под руководством нового старца Никифора. После кончины этого последнего старца Григорий перешел в Великую Лавру святителя Афанасия Афонского на Афоне, где служил братии в трапезе (трапезной) и в храме кантором . Желая полнее посвятить себя молитве и аскетизму, он поступил в скит под названием Глоссия , где обучал древней практике умной молитвы, известной как «молитва сердца» или исихазм .
В 1326 году из-за угрозы турецкого вторжения он с братией отступил в обороняемый город Салоники , где затем был рукоположен в священники . Разделяя свое время между служением народу и стремлением к духовному совершенству, он основал небольшую общину отшельников недалеко от Салоник в месте под названием Верия .
Некоторое время он служил настоятелем монастыря Эсфигмен, но был вынужден уйти в отставку в 1335 году из-за недовольства строгостью своего монашеского управления. [7]
Исихастский спор
[ редактировать ]Исихазм привлек внимание Варлаама , человека, который либо принял православие, либо был крещен православным. [8] [9] которые столкнулись с исихастами и услышали описания их практик во время посещения Афона ; он также читал сочинения Паламы, самого афонского монаха. Обученный западному схоластическому богословию, Варлаам был возмущен исихазмом и начал бороться с ним как устно, так и в своих сочинениях. Будучи частным преподавателем богословия в западно-схоластическом стиле, Варлаам предлагал более интеллектуальный и пропозициональный подход к познанию Бога, чем учили исихасты.
Со стороны исихаста полемику поддержал Палама, которого его собратья-монахи на Афоне попросили защитить исихазм от нападок Варлаама. Палама был хорошо образован в области греческой философии. Григорий написал ряд работ в его защиту и защищал исихазм на шести различных синодах в Константинополе, в конечном итоге одержав победу над его нападавшими на синоде 1351 года.
Ранний конфликт между Варлаамом и Паламой
[ редактировать ]Хотя Варлаам был родом из южной Италии, его предки были греками, и он считал восточное православие своей христианской верой. Прибыв в Константинополь около 1330 года, Варлаам работал над комментариями на Псевдо-Дионисия Ареопагита под патронажем Иоанна VI Кантакузина . Около 1336 года Григорий получил копии трактатов, написанных Варлаамом против латинян, осуждающих включение ими Филиокве в Никейский Символ веры . Хотя это осуждение было твердым православным богословием, Палама не согласился с аргументом Варлаама в его поддержку, а именно с тем, что попытки продемонстрировать природу Бога (в частности, природу Святого Духа) должны быть оставлены, потому что Бог в конечном итоге непознаваем и недоказуем. люди. Так, Варлаам утверждал, что невозможно определить, от кого исходит Святой Дух. По словам Сары Дж. Деннинг-Болле, Палама считал аргумент Варлаама «опасным агностиком». В своем ответе, озаглавленном «Аподиктические трактаты», Палама настаивал на том, что действительно доказуемо, что Святой Дух исходил от Отца, а не от Сына. [10] Между ними последовала серия писем, но они не смогли разрешить свои разногласия мирным путем.
Триады
[ редактировать ]В ответ на нападки Варлаама Палама написал девять трактатов под названием «Триады в защиту тех, кто практикует священное спокойствие». Трактаты называются «триадами», потому что они были организованы как три набора по три трактата.
Триады писались в три этапа. Первая триада была написана во второй половине 1330-х годов и основана на личных беседах между Паламой и Варлаамом, хотя имя Варлаама ни разу не упоминается. [10]
Учение Григория было подтверждено настоятелями и главными монахами Афона, собравшимися на синоде в 1340–1341 гг. В начале 1341 года монашеские общины Афона под руководством и вдохновением Паламы написали Агиоритический том. Хотя в фолианте имя Варлаама не упоминается, работа явно нацелена на взгляды Варлаама. Фолиант представляет собой систематическое изложение учения Паламы и стал фундаментальным учебником византийского мистицизма. [11]
В ответ Варлаам составил проект «Против мессалиан», в котором впервые напал на Григория по имени. [12] Варлаам насмешливо называл исихастов омфалопсихами (людьми с душой в пупке) и обвинял их в ереси мессалианства , также известного как богомильство . на Востоке [10] [13] По словам Мейендорфа, Варлаам рассматривал «любое утверждение о реальном и сознательном переживании Бога как мессалианство». [14] [15] [16]
Варлаам также возражал против учения исихастов о нетварной природе света, переживание которого считалось целью исихастской практики, считая его еретическим и кощунственным . Исихасты утверждали, что он имеет божественное происхождение и тождественен свету , явленному ученикам Иисуса на горе Фавор при Преображении . [17] Варлаам считал это учение о «нетварном свете» политеистическим, поскольку оно постулировало две вечные субстанции: видимого и невидимого Бога. Варлаам обвиняет использование Иисусовой молитвы как практику богомильства . [18]
Вторая триада напрямую цитирует некоторые сочинения Варлаама. В ответ на эту вторую триаду Варлаам составил трактат «Против мессалиан», связывающий исихастов с мессалианами и тем самым обвиняющий их в ереси.
В третьей Триаде Палама опроверг обвинение Варлаама в мессалианстве, продемонстрировав, что исихасты не разделяли антисакраментализм мессалиан и не заявляли, что физически видят сущность Бога своими глазами. [14] По словам о. Джон Мейендорф: «Всю свою полемику Григорий Палама против Варлаама Калабрийца направляет на вопрос об эллинской мудрости, которую он считает главным источником ошибок Варлаама». [19]
Роль в византийской гражданской войне
[ редактировать ]Хотя гражданская война между сторонниками Иоанна VI Кантакузина и регентами Иоанна V Палеолога не была прежде всего религиозным конфликтом, богословский спор между сторонниками и противниками Паламы действительно сыграл свою роль в конфликте. Стивен Рансиман отмечает, что «хотя теологический спор обострил конфликт, религиозные и политические партии не совпадали». [20] Аристократы поддерживали Паламу во многом из-за своих консервативных и антизападных тенденций, а также из-за своих связей с стойко православными монастырями. [21] Хотя несколько существенных исключений оставляют вопрос открытым, в массовом сознании (и традиционной историографии) сторонники «паламизма» и «кантакузенизма» обычно приравниваются. [22] [23] Таким образом, окончательный триумф Кантакузеноса в 1347 году также принес с собой окончательную победу паламистов над антипаламистами.
Пятый Константинопольский собор
[ редактировать ]Стало ясно, что спор между Варлаамом и Паламой непримирим и потребует решения епископского собора. Для рассмотрения этих вопросов в Константинополе была проведена серия из шести патриарших соборов 10 июня 1341 г., августа 1341 г., 4 ноября 1344 г., 1 февраля 1347 г., 8 февраля 1347 г. и 28 мая 1351 г. [24] В совокупности эти соборы признаются православными христианами имеющими вселенский статус . [25] некоторые из них называют их Пятым Константинопольским собором и Девятым Вселенским собором.
Спор об исихазме разгорелся на синоде, состоявшемся в Константинополе в мае 1341 года под председательством императора Андроника III . сочинения Псевдо-Дионисия Собрание, под влиянием почитания, с которым в Восточной Церкви держались , осудило отрекшегося Варлаама . Вселенский патриарх настоял на уничтожении всех сочинений Варлаама, и поэтому полных копий трактата Варлаама «Против мессалианства» не сохранилось. [10]
Главный сторонник Варлаама император Андроник III умер всего через пять дней после окончания синода. Хотя Варлаам первоначально надеялся на второй шанс представить свое дело против Паламы, вскоре он осознал тщетность преследования своего дела и уехал в Калабрию, где обратился в Римскую церковь и был назначен епископом Гераче . [12]
После ухода Варлаама Григорий Акиндин главным критиком Паламы стал . Второй собор, состоявшийся в Константинополе в августе 1341 года, осудил Акиндина и подтвердил выводы предыдущего собора. Акиндин и его сторонники одержали краткую победу на соборе 1344 года, на котором Палама был отлучен от церкви. Однако последний из этих соборов, состоявшийся в мае 1351 г., окончательно реабилитировал Паламу и осудил его противников. [12] Этот синод постановил лишить сана и заключить в тюрьму митрополитов Ефесского и Ганосского. Всех, кто не желал подчиняться ортодоксальным взглядам, следовало отлучить от церкви и держать под наблюдением в своих резиденциях. Против Варлаама, Акиндина и их последователей был произнесен ряд анафем; в то же время был объявлен и ряд одобрений в пользу Григория Паламы и приверженцев его учения. [26] Одним из заметных противников паламизма был Никифор Григора, который отказался подчиниться диктату синода и был фактически заключен в монастырь на два года.
Постепенное принятие паламистской доктрины
[ редактировать ]
Каллист I и сменившие его вселенские патриархи развернули энергичную кампанию за признание паламистских доктрин другими восточными патриархатами, а также всеми митрополичьими кафедрами, находящимися под их юрисдикцией. Однако потребовалось некоторое время, чтобы преодолеть первоначальное сопротивление его учению. Например, Киевский митрополит, получив от Каллиста фолианты, излагавшие паламистское учение, резко отверг его и составил ответ в опровержение. Точно так же Антиохийский Патриархат оставался категорически против того, что они считали нововведением; однако к концу четырнадцатого века там был принят паламизм. Подобные акты сопротивления наблюдались на митрополичьих кафедрах, которыми управляли латиняне, а также в некоторых автономных церковных регионах, таких как Кипрская Церковь . [27]
Одним из ярких примеров кампании по обеспечению ортодоксальности паламитской доктрины были действия патриарха Филофея I по расправе с Прохоросом Кидонесом , монахом и священником на Афоне, который был против паламитов. Кидонес написал ряд антипаламистских трактатов и продолжал решительно выступать против паламизма, даже когда предстал перед патриархом и ему было предписано придерживаться ортодоксальной доктрины. Наконец, в раздражении Филофей созвал синод против Кидона в апреле 1368 года. Однако даже эта крайняя мера не привела к подчинению Кидона, и в конце концов он был отлучен от церкви и навечно отстранен от духовенства. Длинный фолиант, подготовленный для синода, завершается указом о канонизации Паламы, умершего в 1357/59 году. [28]
Несмотря на первоначальное сопротивление некоторых патриархатов и кафедр, со временем сопротивление ослабло, и в конечном итоге паламистская доктрина стала принята во всей Восточной Православной Церкви. В этот период для вселенских патриархов стало нормой исповедовать паламитское учение после вступления во владение кафедрой. [27]
Мартин Жюги утверждает, что противостояние латинян и латинофронов, которые были неизбежно враждебны этому учению, фактически способствовало его принятию, и вскоре латинизм и антипаламизм стали равноценными в сознании многих православных христиан. [27]
По словам Аристейдеса Пападакиса, «все православные ученые, писавшие о Паламе, — Лосский, Кривошеине, Папамихаил, Мейендорф, Христу — считают его голос законным выражением православной традиции». [29]
Спустя годы
[ редактировать ]

Противники Паламы в исихастской полемике распространили против него клеветнические обвинения, и в 1344 году патриарх Иоанн XIV заключил его в тюрьму на четыре года. Однако в 1347 году, когда на Вселенский престол вступил патриарх Исидор, Григорий был освобожден из тюрьмы и рукоположен в сан митрополита Солунского . Однако, поскольку конфликт с Варлаамом на тот момент не был урегулирован, жители Фессалоники не приняли его, и он был вынужден жить в ряде мест. Лишь в 1350 году он смог занять епископскую кафедру. [20] В 1354 году во время плавания в Константинополь корабль, на котором он находился, попал в руки турецких пиратов; его заключили в тюрьму и избили. Его заставили провести год под стражей в османском суде, где с ним хорошо обращались. [20] В конце концов за него был уплачен выкуп, и он вернулся в Салоники, где служил архиепископом последние три года своей жизни.
Смерть и канонизация
[ редактировать ]Палама умер в 1357 или 1359 году. Его предсмертными словами были: «В высоту! В высоту!» Он был канонизирован как святой Восточной Православной Церкви в 1368 году Патриархом Константинопольским Филофеем , который также написал свое Житие и сочинил службу, которая читается в его честь. Его праздник празднуется два раза в год, 14 ноября, в годовщину его смерти, и во второе воскресенье Великого поста , поскольку победа Григория над Варлаамом рассматривается как продолжение Торжества Православия , т. е. победы Церковь над ересью , отмечавшаяся в предыдущее воскресенье.
Мощи Григория покоятся в храме святителя Григория Паламы в Салониках.
Гимны
[ редактировать ]Тропарь (глас 8)
- О свет Православия, учитель Церкви, ее утверждение,
- О идеал монахов и непобедимый защитник богословов,
- О, чудотворный Григорий, слава Солунский и благодатный проповедник,
- всегда ходатайствуйте пред Господом о спасении душ наших.
Кондак (глас 8)
- Святой и божественный инструмент мудрости,
- радостная труба богословия,
- вместе поем хвалу Тебе, Богодухновенный Григорий.
- Поскольку сейчас ты стоишь перед Изначальным Разумом, направь наши умы к Нему, о Отец,
- чтобы мы могли петь вам: «Радуйся, благодатная проповедница».
Работает
[ редактировать ]- Patrologia Graeca , тт. 150, 151
- Добротолюбие
- Основные работы переведены на английский язык
- Чамберас, о. Питер А. (2021). Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский - Триады: в защиту практикующих священное спокойствие . Перевод о. Питер А. Чамберас. Издательство Ньюфаунд. ISBN 978-1-7361-1671-5 .
- Триады (серия «Классика западной духовности») ( ISBN 0-8091-2447-5 )
- Добротолюбие , Том 4 ( ISBN 0-571-19382-X )
- Святой Григорий Палама: Проповеди , (Полное собрание проповедей в переводе на английский язык - Издано в 2009 г.) ( ISBN 0977498344 )
- Проповеди святителя Григория Паламы , Том. 1 ( ISBN 1-878997-67-X )
- Проповеди святителя Григория Паламы , Том. 2 ( ISBN 978-1-878997-68-5 )
- Трактат о духовной жизни ( ISBN 1-880971-05-4 )
- Сто пятьдесят глав ( ISBN 0-88844-083-9 )
- Диалог между православным и варлаамином ( ISBN 978-1-883058-21-0 )
См. также
[ редактировать ]- Табор Лайт
- Гора Афон
- Григорий Ациндин
- Христианский мистицизм
- Аскетические проповеди Исаака Сирина , исихастский текст VII века.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Риго, А. (1989), «Жизнь и творчество Грегорио Синаиты». Христианство в истории 10 : 579–608.
- ^ Папа Иоанн Павел II, Проповедь в Эфесе, 30 ноября 1979 г. , Общая аудиенция, 14 ноября 1990 г. , Общая аудиенция, 12 ноября 1997 г. , Общая аудиенция, 19 ноября 1997 г. , Юбилей ученых
- ^ «В поисках священного покоя» . Ньютон , Массачусетс : Епархия Ньютона . 17 марта 2019 года . Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ «Святой Григорий Палама» . Информационный центр Мелькитской греко-католической церкви . Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ «Святой Григорий Палама» . Мельбурн : Епархия Святых Петра и Павла Мельбурнской . 10 февраля 2010 г. Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Джон Мейендорф , Исследование Григория Паламы, пер. Джордж Лоуренс (Лондон: The Faith Press, 1964), стр. 28–41.
- ↑ Архиепископ Хризостом, Отношения православных и римско-католических стран во время Четвертого крестового похода.к исихастской полемике (Этна, Калифорния: Центр традиционалистских православных исследований, 2001), стр. 199–232.
- ↑ Девятый Вселенский Собор 1341 года осудил платонический мистицизм Варлаама Калабрийца, пришедшего с Запада как принявшего православие. Конечно, отказ от платонического типа мистики был традиционной практикой отцов. Но что отцов этого Собора было совершенно шокировано, так это заявление Варлаама о том, что Бог открывает Свою волю, создавая существа, которые можно увидеть и услышать, и которые Он передает обратно в небытие после того, как Его откровение было получено. Одним из этих предполагаемых существ был Ангел Самого Господа, явившийся Моисею в горящем кусте. Для Отцов Вселенских Соборов этим Ангелом является Сам нетварный Логос. (См. Джон С. Романидес, «Основные положения этого веб-сайта» .)
- ^ Джуги, Мартин (1940) «Варлаам, разве он не католик?». Эхо Востока , 39 (197): 100–125. Доступно на сайте: Persee.fr.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Святой Григорий Палама (1999). Диалог между православным и варлаамитом . Глобальное академическое издание. п. 3. ISBN 9781883058210 .
- ^ Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Merriam-Webster, Inc. 1999. с. 836 .
Агиорический том Паламы.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Григорий Палама: Исторический обзор» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ 1. Его учение о свете на горе Фавор, который, как он утверждал, был создан. 2. Его критика Иисусовой молитвы, которую он обвинял в том, что она является практикой богомилов; также обвинил его в непровозглашении Христа Богом. Григорий Палама: Историческая хронология, Приложение I: Хронология: Варлаам и соборы 1341 года от барона Мейендорфа «Monachos.net - Григорий Палама: историческая хронология» . Архивировано из оригинала 7 июня 2012 г. Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Палама, святитель Григорий; Мейендорф, Джон (1983). Григорий Палама . Паулист Пресс. п. 4. ISBN 9780809124473 .
- ^ «обвинение Григория Паламы в мессалианстве» ( Антонио Кариле, Салоники как центр православного богословия - перспективы в сегодняшней Европе (Салоники, 2000, стр. 131-140), английский перевод предоставлен Апостоликами Диаконией Греческой Церкви ).
- ^ ЗАМЕЧАНИЯ О ПАЛАМИТСКОМ ПОЛОМИКЕ и СВЯЗАННЫХ ТЕМАХ Джона С. Романидиса Греческий православный богословский обзор, том VI, номер 2, зима, 1960-61. Издано издательством Греческой православной богословской школы Святого Креста, Бруклин, Массачусетс. [1]
- ^ Парри (1999), с. 231
- ^ 1. Его учение о свете на горе Фавор, который, как он утверждал, был создан.2. Его критика Иисусовой молитвы, которую он обвинял в том, что она является практикой богомилов; также обвинил его в непровозглашении Христа Богом.Григорий Палама: историческая хронологияПриложение I: Хронология: Варлаам и соборы 1341 года от барона Мейендорфа «Monachos.net - Григорий Палама: историческая хронология» . Архивировано из оригинала 7 июня 2012 г. Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ Джон Мейендорф . Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы ( издательство Fordham University Press ; 2-е издание, 1983 г., ISBN 978-0-8232-0967-5 ).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рансиман, Стивен (1986). Великая Церковь в плену: исследование Константинопольского Патриархата от кануна турецкого завоевания до греческой войны за независимость . Издательство Кембриджского университета. п. 146. ИСБН 9780521313100 .
- ^ Тредголд 1997 , с. 815
- ^ Kazhdan 1991 , p. 923
- ^ Лайу, Анжелики (2008). «Глава II.3.2D: Политико-исторический обзор, 1204–1453 гг.». В Джеффрисе, Элизабет ; Хэлдон, Джон; Кормак, Робин (ред.). Оксфордский справочник по византийским исследованиям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 289–290. ISBN 978-0-19-925246-6 .
- ^ «Григорий Палама: историческая хронология» . Архивировано из оригинала 7 июня 2012 года.
- ^ «Традиция в Православной Церкви» . Проверено 28 декабря 2010 г.
- ^ Джуги, Мартин (13 июня 2009 г.). «Спор о паламитах» . Проверено 28 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джуги, Мартин (13 июня 2009 г.). «Спор о паламитах» . Проверено 28 декабря 2010 г.
- ^ Джуги, Мартин (13 июня 2009 г.). «Спор о паламитах» . Проверено 28 декабря 2010 г.
- ^ Кризис в Византии: спор о Филиокве в Патриархате Григория II Кипрского (1283-1289) . Издательство Свято-Владимирской семинарии. 1997. с. 205. ИСБН 9780881411768 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Этюд Григория Паламы ( ISBN 0-913836-14-1 ) Джона Мейендорфа, перевод Джорджа Лоуренса (1964).
- Святитель Григорий Палама и православная духовность ( ISBN 0-913836-11-7 ) о. Джон Мейендорф
- Святитель Григорий Палама в образе святителя ( ISBN 960-7070-37-2 ) митрополита Иерофея (Влахоса) Нафпактского .
- Знакомство со святителем Григорием Паламой ( ISBN 1-885652-83-6 ) Джорджа К. Пападеметриу
- Триединый Бог: непостижимо, но познаваемо — философское и богословское значение святого Григория Паламы для современной философии и богословия под редакцией Константиноса Афанасопулоса, Cambridge Scholars Publishing, 2015 ( ISBN 978-1-4438-8055-8 )
- Православный мистицизм и аскетизм: философия и богословие в творчестве святителя Григория Паламы под ред. К. Атанасопулос, Cambridge Scholars Publishing, 2020.
- «Влияние Пс. Дионисия Ареопагита на Иоганна Скота Эриугену и св. Григория Паламу: Добро как трансцендентность метафизики», К. Афанасопулос, в изд. Агнески Киевской, Бытие или добро? Метаморфозы неоплатонизма , Люблин: Люблинский католический университет (KUL), 2004, стр. 319–341.
- «Схоластический и византийский реализм: абсолютизм в метафизике и этике Фомы Аквинского, Дунса Скота, Оккама и критика св. Григория Паламы», К. Афанасопулос, в Verbum (официальный журнал Института средневековой философии, факультет философии). , Санкт-Петербургский университет, Россия), Vol. 6, Тема тома: Аристотель в средневековой метафизике, январь 2002 г., стр. 154–165.
- 'Св. Григорий Палама, (нео-)платонист и аристотелевская метафизика: ответ православной мистической теологии на западный тупик интеллектуализма и эссенциализма» К. Афанасопулоса в книге « Божественная сущность и божественные энергии: экуменические размышления о присутствии Бога в восточном православии» , под редакцией К. Атанасопулос и К. Шнайдер, James Clarke & Co, апрель 2013 г. ( ISBN 9780227173862 ), стр. 50–67.
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2630-2 .
- Каждан, Александр , изд. (1991). «Григорий Палама» . Оксфордский словарь Византии . Том. 3. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 1560. ИСБН 0195046528 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Святого Григория Паламы Православная икона и синаксарь
- Международная конференция о святителе Григории Паламе, Салоники, 2012 г., со ссылками на тезисы и отчеты конференции.
- Материалы Международной конференции о святителе Григории Паламе (Салоники, Верия и Афон, 2012 г.)
- Семинары Паламы
- Материалы Международной конференции по мистицизму и аскетизму у святителя Григория Паламы (Веройя, 2015 г.)
- Opera Omnia Миньи Патрологии Греки с аналитическими указателями
- Свет миру: житие св. Григория Паламы (1296–1359) о. Басам А. Нассиф
- Обзор исихастской полемики
- Мелькитский греко-католический информационный центр имени Св. Григория Паламы
- Отрывок из книги Джона Мейендорфа «Византийское богословие, исторические тенденции и доктринальные темы».
- Григорий Палама в проекте «Математическая генеалогия»
- 1296 рождений
- 1359 смертей
- Христианские святые XIV века
- Византийские монахи XIV века.
- Византийские епископы XIV века
- Византийские писатели XIV века.
- Христианские мистики XIV века
- Восточно-православные богословы XIV века
- Афонские отцы
- Византийские епископы Салоник
- Византийские христианские мистики
- Византийские святые Восточной Православной Церкви
- Византийские богословы
- Восточно-католические святые
- Восточно-православные архиепископы
- Восточно-православные мистики
- Восточно-православные святые
- Восточно-православные богословы
- Греческие христианские монахи
- Греческие христианские мистики
- Греческие богословы
- Средневековый Афон
- Средневековые Салоники
- Люди из Константинополя
- Святые средневековой Греции
- Святые средневековой Македонии
- Греческие музыканты XIV века
- Греческие писатели XIV века.
- Греческие педагоги XIV века
- Греческие философы XIV века.
- Паламизм
- Исихасты
- Люди, связанные с Ватопедом
- Люди, связанные с Великой Лаврой
- Добротолюбие