Никитас Стефатос
Никитас Стефатос | |
---|---|
Рожденный | в. 1005 |
Умер | в. 1090 |
Почитается в | Восточная Православная Церковь |
Никитас Стефатос ( греч . Νικήτας Στηθᾶτος , латынь : Nicetas Pectoratus ; ок. 1005 – ок. 1090) был византийским считает святым мистиком и богословом, которого Восточная Православная церковь . Он был последователем Симеона Нового Богослова и написал наиболее полную биографию Симеона, «Житие Симеона» .
Жизнь
[ редактировать ]Никитас Стефатос родился ок. 1005 г. и поступил в монастырь Студий в Константинополе в четырнадцатилетнем возрасте . Он стал близким учеником Симеона Нового Богослова , написав со временем наиболее полную биографию своего учителя — « Житие Симеона» . [ 1 ] Позже Никита стал настоятелем монастыря Студиос. [ 2 ] Прозвище «Стефатос», что означает «мужественный», было дано Никите из-за его выступлений против того, что у Константина IX Мономаха была незаконная любовница. [ 3 ]
Никитасу Стефату приписывают защиту учения Симеона Нового Богослова об исихастской молитве, которое даже некоторые восточные церковные авторитеты считали подрывным. Никита заручился поддержкой константинопольского патриарха Михаила Керулария , который в конечном итоге добился канонизации Симеона. [ 4 ] Позже Никита поддержал Михаила Керулария в 1054 году, приняв участие в конфликте, который стал расколом между Востоком и Западом , написав антилатинские трактаты, критикующие употребление опресноков , субботний пост и безбрачие священников. [ 1 ]
Сочинения
[ редактировать ]» Никиты « Житие , или Житие Симеона , представляет собой наиболее полную биографию Симеона Нового Богослова . Никита был также редактором сочинений и бесед Симеона. Издание сочинений Симеона было распространено Никитой после его видения о Симеоне. [ 3 ] Личные произведения Никиты включают полемические сочинения и трактаты о душе, о рае, о значении иерархии и о пределах человеческой жизни. Он написал неопубликованную гипотезу о частной духовной жизни, ожидаемой от монахов Студиоса. [ 5 ]
Другой широко читаемый труд — его трактат об аскетических практиках, который содержится в четвертом томе английского издания «Добротолюбия » — «Три столетия практических, физических и гностических глав» . В названиях описаны три основных этапа духовного пути: практики (практика заповедей); физики (медитация о сущности творения); гнозис (непосредственное познание Бога). Никита писал на многие из тех же тем, что и его учитель Симеон, в том числе: переживание Бога как божественного света ; важность наличия духовного отца; любовь к другим важнее молитвы; ответственность тех, кто имеет непосредственный опыт Божьей благодати, поделиться ею с другими. Он также писал, что духовная жизнь возможна независимо от внешних обстоятельств, что не нужно физически удаляться от мира и что истинное отречение — это внутренняя практика. Отношение Никиты к духовной жизни в основе своей положительное, и что истинная святость есть лишь возвращение через благодать к естественному состоянию человека. [ 3 ]
Его наиболее известные сочинения посвящены мистическому богословию — помимо сочинений в « Добротолюбии» к ним относятся «О душе», «О рае» и «Об иерархии» . [ 1 ] В своих письмах он поддерживает взгляды своего учителя Симеона, написав, что любой монах или священник, имевший дар духа, был равен епископу. [ 4 ] Он также написал трактат «Против тех, кто обвиняет святых» , выступая против течения веры того времени, утверждавшего, что стать святым больше невозможно. [ 6 ]
Кавычки
[ редактировать ]«Лучи Первозданного Света, озаряющие очищенные души духовным знанием, не только наполняют их благословением и светоносностью, но и посредством созерцания внутренних сущностей тварных вещей ведут их к умным небесам. божественные энергии, однако, на этом не останавливаются; они продолжаются до тех пор, пока через мудрость и через познание неописуемых вещей не соединят очищенные души с Единым, выведя их из состояния множественности в состояние единства в Нем».
— Из «Добротолюбия» . О духовном знании, любви и совершенстве жизни , №21. [ 7 ]
«Дух есть свет, жизнь и мир. Если, следовательно, вы просвещены Духом, ваша собственная жизнь наполнится миром и безмятежностью. Благодаря этому вы наполняетесь духовным знанием сотворенных существ и мудростью Логоса; вы есть дарован разум Христов (ср. 1 Кор. 2:16), и ты познаешь тайны Царствия Божия (ср. Лк. 8:10), так проникаешь в глубины Божества и ежедневно из невозмутимого и невозмутимого. просвещенным сердцем ты произносишь слова жизни на пользу другим; ибо ты сам исполнен благословения, ибо имеешь в себе самую Доброту, изрекающую новое и старое (ср. Мф. 13:52)».
— Из «Добротолюбия» . О духовном знании, любви и совершенстве жизни , №46.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Василий (абп. Брюссельский и Бельгийский) (1986). Во свете Христовом: Святитель Симеон Новый Богослов (949-1022), Жизнь, Духовность, Учение . Издательство Свято-Владимирской семинарии. п. 43. ИСБН 978-0-913836-91-0 . Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ Майкл Анголд (21 сентября 2000 г.). Церковь и общество в Византии при Комнинах, 1081-1261 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 269. ИСБН 978-0-521-26986-5 . Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с ГЭХ Палмер; Филип Шеррард; Каллистос Уэр (31 января 1999 г.). Добротолюбие, Том 4: Полный текст; Составили святители Никодим Святой Горы и святитель Маркарий Коринфский . Макмиллан. стр. 76–77. ISBN 978-0-571-19382-0 . Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Майкл Анголд (21 сентября 2000 г.). Церковь и общество в Византии при Комнинах, 1081-1261 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 28–29. ISBN 978-0-521-26986-5 . Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ Эндрю Лаут (2007). Греческий Восток и Латинский Запад: Церковь, 681–1071 гг . н.э. Издательство Свято-Владимирской семинарии. стр. 333–334. ISBN 978-0-88141-320-5 . Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ Стефанос Эфтимиадис (1 октября 2011 г.). Исследовательский компаньон Эшгейта по византийской агиографии: Том I: Периоды и места . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 149. ИСБН 978-0-7546-5033-1 . Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ ГЭХ Палмер; Филип Шеррард; Каллистос Уэр (31 января 1999 г.). Добротолюбие, Том 4: Полный текст; Составили святители Никодим Святой Горы и святитель Маркарий Коринфский . Макмиллан. п. 145. ИСБН 978-0-571-19382-0 . Проверено 4 августа 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Г. Диамантопулос, Герменевтика Никитаса Стефатоса, Мюнхенские работы по византийским исследованиям, 3, Neuried 2019.
- С. Пасхалидес, Против тех, кто обвиняет святых - Исследование с греческим текстом.
- Христианские святые XI века
- Византийские монахи XI века.
- Христианские мистики XI века
- Византийские богословы
- Восточно-православные мистики
- Византийские святые Восточной Православной Церкви
- Исихасты
- Смерти в 11 веке
- Настоятели монастыря Студиос
- Византийские писатели XI века.
- Христианские богословы XI века
- Добротолюбие