Феофан Затворник
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Феофан Затворник | |
---|---|
Рожденный | Chernavsk , Oryol Governorate , Russian Empire | 10 января 1815 г.
Умер | 6 января 1894 г. Вышенский монастырь , Российская империя. | (78 лет)
Почитается в | Восточная Православная Церковь |
канонизирован | 6 июня 1988 г., Троице-Сергиева лавра ( Поместным Собором Русской Православной Церкви 1988 г. Патриарх Московский Пимен I ). |
Праздник | 29 июня 19 января 23 января [1] |
Theophan the Recluse ( Russian : Феофан Затворник , romanized : Feofan Zatvornik ), also known as Theophanes the Recluse or the Enlightener Theophan the Recluse of Vysha ( Russian : святитель Феофан Затворник Вышенский ; [2] 10 января 1815 — 6 января 1894) — епископ Русской Православной Церкви и богослов , причислен к лику святых в 1988 году.
Сегодня он наиболее известен благодаря написанным им книгам и письмам о духовной жизни, особенно на темы христианской жизни и воспитания молодежи в вере. Он также сыграл важную роль в переводе Добротолюбия с церковнославянского языка на русский язык. « Добротолюбие» — это классика православной духовности , состоящая из собрания сочинений ряда отцов церкви , которые были отредактированы и помещены в четыре тома в 17 и 18 веках. Постоянной темой является развитие внутренней жизни непрерывной молитвы. [3] научиться «молиться непрестанно», как учит св. Павел в своем первом послании к Фессалоникийцам .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился 10 января 1815 года, как Георгий Васильевич , Говоров в Чернавске Орловской селе губернии Российской империи . Его отец был русским православным священником.
В 1823 году его направили на учёбу в Духовное училище в Ливнах . Моральный и духовный климат в училище был самым благоприятным. Способный, хорошо обученный мальчик легко прошел курс духовного училища и через шесть лет (в 1829 году) в числе лучших учеников был переведен в Орловскую духовную семинарию . в это время был назначен архимандрит Исидор (Никольский) Настоятелем семинарии ; философские науки преподавал Евфимий Остромысленский, учителем литературы — иеромонах Платон (Городецкий), впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. Георгий Говоров успешно учился в семинарии. Именно здесь юноша впервые начал осознанно работать над собой. Уже в это время его характерной чертой была любовь к уединению. В вестнике семинарии отмечалось, что он отличается «склонностью к уединению; назидателен в обращении с товарищами; подает пример трудолюбия и добрых нравов; кроток и молчалив». По окончании семинарии, в 1837 году, как лучший из учеников своего курса, он был направлен в Киевская духовная академия .
Карьера
[ редактировать ]Во время учебы в Киеве произошли события, повлиявшие на выбор жизненного пути Георгия Говорова: в 1838 году умерла его мать, а через год – отец. 1 октября 1840 года он подал академическим властям прошение о монашеском постриге ; 15 февраля 1841 года 26-летний Георгий Говоров принял монашеский постриг от ректора Киевской духовной академии архимандрита Иеремии Соловьева с именем Феофан в честь Феофана Исповедника . 6 апреля того же года, в день епископской хиротонии, Иеремия рукоположил его во иеродиакона , а 1 июля того же года — во иеромонаха .
В 1841 году иеромонах Феофан одним из первых окончил Академию со степенью магистра богословия за курсовое сочинение «Обозрение подзаконной религии», которое в числе лучших работ было отправлено в Святейший Синод. , постоянный член которого митрополит Московский Филарет Дроздов указал в своей рецензии: «Это произведение содержит столько сведений и соображений о законе Моисеевом, что они служат достаточным доказательством знаний писателя, давая ему право на магистрскую степень." Сразу после окончания Академии Феофан был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища, где начал преподавать латынь .
7 декабря 1842 года он был назначен инспектором и преподавателем психологии и логики в Новгородской духовной семинарии . 18 декабря того же года ему была подтверждена степень магистра богословия .
16 октября 1844 года он был назначен преподавателем Санкт-Петербургской Духовной Академии по отделению нравственного и пастырского богословия . С 22 марта 1845 года иеромонах Феофан — помощник инспектора Академии. 3 июля 1845 года он был назначен членом комиссии по рассмотрению конспектов учебных предметов, преподаваемых в семинарии.
Однако в это время его уже привлекала уединенная монашеская жизнь; в письме к своему духовному отцу Иеремии, постригшему и рукоположившему его, он писал: «Я начинаю тяготиться своим академическим положением до невыносимости. Мне хотелось бы пойти в церковь и посидеть там». 21 августа 1847 года по его просьбе был назначен членом Русской Православной Духовной Миссии в Иерусалиме , возглавляемой архимандритом Порфирием (Успенским) . В Иерусалиме Феофан изучил иконопись , изучил греческий , французский , иврит и арабский язык . В Палестине он познакомился с древним подвижничеством восточных монастырей, с памятниками аскетической письменности прошлых веков; переводом сочинений святых отцов Добротолюбия занимался . Кроме того, он близко познакомился с неправославными христианскими верованиями, зная как силу, так и слабость их пропаганды. Труды Феофана не остались незамеченными: 5 мая 1851 года он был награжден золотым наперсным крестом.
В 1853 году началась Крымская война , а 3 мая 1854 года миссия была выведена в Россию. Возвращение происходило через Западную Европу : Феофан посетил многие города, посетил церкви, музеи, библиотеки, учебные заведения; Архимандрит Порфирий и иеромонах Феофан имели аудиенцию у Папы Пия IX .
По возвращении в Россию он был назначен преподавателем канонического права в Санкт-Петербургской духовной академии; 14 апреля 1855 года возведен в сан архимандрита . В сентябре того же года назначен ректором Олонецкой духовной семинарии , располагавшейся в здании Петрозаводского духовного училища; Архимандриту Феофану пришлось организовать строительство собственного здания семинарии. В это время он писал: "У нас нет семинарии. По праву сильного мы живем в здании, купленном для школы, и оно находится в квартире. В квартире находится и семинарская бурса, которая очень, очень неудобно». В октябре 1855 года он был назначен членом Олонецкой духовной консистории. По предложению архиепископа Аркадия (Федорова) он был назначен цензором проповедей Олонецкой епархии. При семинарии он организовал антираскольническую библиотеку.
Менее чем через год, 21 мая 1856 года, он был назначен настоятелем русской посольской церкви в Константинополе (Османская империя), так как хорошо знал православный Восток. Феофану было предъявлено обвинение в сборе информации о греко-болгарском расколе назревавшем в то время . За свои труды 17 апреля 1857 года он был награжден орденом Святой Анны 2-й степени.
В мае 1857 года он был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Кроме ректората, ему было поручено наблюдение за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях Петербургского уезда; он был председателем комиссии при Академии наук по изданию сочинений византийских историков, а с 1858 года — председателем комиссии по переводу Священного Писания на русский язык .
29 мая 1859 года архимандрит Феофан был избран епископом Тамбовским и Шацким , а 1 июня в Троицком соборе Александро -Невской лавры был хиротонисан во епископа. 5 июля он принял епархию. Тамбовская епархия была одной из самых обширных и многолюдных: в ней было всего 1172 священника, 681 диакон, несколько сотен монашествующих; было много сектантов и старообрядцев среди населения . Особое внимание епископ Феофан уделял проповеди; почти каждую службу он сопровождал проповедью. Епископ Феофан и духовенство были убеждены, «что проповедь есть его первая, прямая и священная обязанность и в то же время должна быть внутренней потребностью, лишь бы правильно и сознательно относиться к своему высокому служению». Центром проповеди стал Тамбовский мужской Казанский монастырь Божией Матери при архиерейском доме. В «Тамбовских епархиальных ведомостях» епископ Феофан опубликовал свой гомилетический трактат «Как составить проповедь», в котором указал на особенности проповеди, дал практические советы по ее составлению, привел собственный пример: «особенность мои проповеди в том, что они не составлены […] Они написаны экспромтом».
22 июля 1863 года епископ Феофан был переведён в древнюю Владимирскую епархию. Во Владимирской епархии, нуждавшейся в православном миссионерстве, поскольку здесь было много раскольников и сектантов, окончательно укрепилась слава Феофана как проповедника. Большое значение имело его «Наставление к проповеди слова Божия», опубликованное 27 ноября 1864 года во Владимирских епархиальных ведомостях; в том же году он послал иеромонаха Моисея в Москву для проверки старопечатных книг; в Вязниковском уезде он открыл «Богоявленское православное братство». В 1865 году под его опекой было открыто женское епархиальное училище. За свою архипастырскую деятельность 19 апреля 1864 года он был награжден орденом Св. Анны 1-й степени.
На пенсии
[ редактировать ]Прошение об отставке было удовлетворено 17 июня 1866 года с назначением его настоятелем Вышинской пустыни Тамбовской губернии. Но уже 19 сентября по его просьбе он был уволен от управления монастырем. Живя в Выше , он много читал и писал.
В более поздние годы он страдал от ревматизма , невралгии , сердечной аритмии и головокружения , а также прогрессирующей катаракты, в результате которой в 1888 году он ослеп на правый глаз.
Смерть
[ редактировать ]Феофан Затворник скончался 6 января 1894 года и три дня пролежал в своей церкви. Даже по прошествии этого времени в его небальзамированном теле не было никаких признаков разложения. Похоронен в Казанской церкви Вышенского монастыря. [4]
Духовная жизнь и как настроиться на нее
[ редактировать ]Книга «Духовная жизнь и как к ней настроиться» изначально была написана в ответ на встречу Феофана с молодой женщиной. На балу у этой аристократки из Москвы появились иррациональные мысли о смысле жизни и бессмертии человека. После общения с Феофаном они начали переписываться: женщина писала о своих духовных трудностях, а Феофан отвечал духовными советами. Эта переписка оказала на женщину значительное влияние; позже она стала монахиней. [5] Газета «Сент-Герман Пресс», издатель иллюстрированного издания « Духовная жизнь и как к ней настроиться» , отмечает, что для Феофана было очень важно, чтобы молодая женщина «умела остро слышать правильный «тон» духовной жизни». жизнь". [6]
Почитание как святого
[ редактировать ]Феофан был канонизирован Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1988 году . В акте канонизации говорилось, что его «глубокое богословское понимание христианского учения, а также его исполнение на практике и, как следствие этого, высота и святость жизни святителя » позволяют считать его сочинения как развитие учения Святых Отцов, сохраняющее ту же православную чистоту и Божественное просвещение». Его праздник отмечается 6 или 10 января.
Кавычки
[ редактировать ]- «Тот, кто верит в Бога, но не исповедует Его Отцом Сына, верит не в бога, который есть истинный Бог, но в какое-то личное изобретение». [7]
- «Вы спрашиваете, спасутся ли иноверцы... Зачем вы о них беспокоитесь? У них есть Спаситель, желающий спасения каждого человека. Он позаботится о них. Мы с вами не должны быть обременены такой заботой. Изучите себя и свои грехи... Но я скажу вам одно: если вы, будучи православными и обладая Истиной во всей ее полноте, предадите Православие и перейдете в иную веру, вы потеряете свою душу навсегда». [8]
- «Где нет молитвы и поста, там бесы». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Книги в английском переводе
[ редактировать ]- Феофан Затворник (1995). Духовная жизнь и как настроиться на нее . Братство Святого Германа Аляскинского. ISBN 9780938635369 . }.
- Феофан Затворник. Путь к спасению: Руководство по духовной трансформации . Свято-Троицкая православная школа . Проверено 1 февраля 2017 г.
- Обращение сердца к Богу (Частичный перевод «Пути к спасению »)
- Феофан Затворник (1994). Зажигание божественной искры: учение о том, как сохранить духовное рвение . Издательство Свято-Ксенийского скита. ISBN 9780938635444 . }.
- Феофан Затворник. Четыре проповеди о молитве . Проверено 1 февраля 2017 г.
- Феофан Затворник (2014). Псалом 118: Толкование святителя Феофана Затворника . Святитель Иоанн Кронштадтский Пресс. ISBN 978-1-928920-87-8 . }
- Феофан Затворник (1992). Эмис, Робин ; Уильямс, Эстер (ред.). Сердце спасения: Житие и учение российского святителя Феофиана Затворника . Институт Праксис. ISBN 978-1872292021 .
- Феофан Затворник (1989). Воспитываем их правильно: советы святого по воспитанию детей . Соборная пресса. ISBN 0-9622713-0-6 . }. Эта книга состоит из отрывков из его «Пути спасения».
См. также
[ редактировать ]- Отшельник
- Исихазм
- Пустиния
- Феофан Исповедник , византийский святой.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Святитель Феофа́н Затворник Вышенский, епископ Тамбовский" . azbyka.ru (in Russian) . Retrieved 2021-05-04 .
- ^ "Святитель Феофа́н Затворник Вышенский, епископ Тамбовский" . azbyka.ru (in Russian) . Retrieved 2021-05-04 .
- ↑ Молитвенное правило святителя Феофана Затворника.
- ^ «Святитель Феофан Затворник: Биография епископа Тамбовского (сайт Православной Церкви в Америке)» .
- ^ «Духовная жизнь – и как к ней настроиться» . Сочинения святителя Феофана Затворника . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Духовная жизнь: и как к ней настроиться . Братство Святого Германа Аляскинского. 1995. ISBN 0938635360 .
- ↑ Помыслы на каждый день года по ежедневным церковным чтениям из Слова Божия святителя Феофана Затворника.
- ^ «Спасутся ли иноверцы» . Проверено 5 января 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Святитель Феофан Затворник: Биография епископа Тамбовского (сайт Православной Церкви в Америке)
- Что такое молитва? Феофана Затворника (плейлист из 5 видеороликов на YouTube, содержащий полный английский перевод этого произведения.)
- Писания святителя Феофана Затворника на theophan.net
- Английский перевод письма Феофана Затворника мужу сестры от 12 февраля 1874 г.
- (на русском языке) Акт о канонизации Поместного Собора Русской Православной Церкви Троице-Сергиевой Лавры, 6–9 июня 1988 г.