Санкт-Петербургская Духовная Академия
Санкт-Петербургская духовная академия | |
Учредил | 1797 |
---|---|
Расположение | , 59 ° 55'03 "N 30 ° 22'59" E / 59,91750 ° N 30,38306 ° E |
Веб-сайт | спбда |
Санкт -Петербургская духовная академия ( русский : Санкт-Петербургская духовная академия ) — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви , расположенное в Санкт-Петербурге , Россия . Академия готовит богословов, священнослужителей, певцов и иконописцев для Восточной Православной Церкви и присуждает степени бакалавра , магистра , кандидата и доктора . Основан в 1797 году митрополитом Санкт-Петербургским Гавриилом (Петровым) как часть Александро-Невской лавры . [1]
На рубеже XX века Санкт-Петербургская духовная академия была одной из четырёх духовных академий (наряду с московской, киевской и казанской) Русской православной церкви . [2] В классе 1898 года регулярно посещали занятия 235 учеников. [2]
История
[ редактировать ]11 июля 1721 года архиепископ Новгородский Феодосий (Яновский) во исполнение императорских указов повелел «учредить для всеобщего блага при Александро-Невской лавре, для обучения маленьких детей чтению и письму, славянскую школу». Осенью того же года начались занятия. Первоначально в школе изучали алфавит , письмо , арифметику , грамматику , слушали толкование Декалога , Молитвы Господней и Заповедей блаженства .
В 1726 году при императрице Екатерине I Славянское училище было переименовано в Славяно-греко-латинскую семинарию. Если славянская школа давала лишь элементарную грамотность, то семинария ставила целью дать будущим служителям Церкви как общее, так и богословское образование. Настоятелем его был архимандрит Петр (Смелич) , советник Святейшего Синода, серб по происхождению, бывший архимандрит Симонова монастыря в Москве . Благодаря усилиям преподавателей Григория Кременецкого и Андрея Зертиса-Каменского , Петербургская семинария была грамотно организована. Окончившим курс семинарии полагались лучшие места в епархиях. По программе Духовного устава в 1721 году в Петербурге, помимо Александро-Невского славянского училища, архиепископ Псковский Феофан (Прокопович) открыл второе училище, сразу получившее название семинарии. Он располагался при дворе архиерея на набережной реки Карповки .
После смерти архиепископа Феофана в 1736 году семинария перешла в ведение Правительственного кабинета, но постепенно стала приходить в упадок. Наконец, указом императрицы Анны Иоанновны от 22 марта 1738 года старшие воспитанники этого училища были приписаны к делу, а остальные (в количестве 21 человека) были переведены для дальнейшего обучения в Александро-Невский славяно-греко- Латинская семинария. Получив пополнение из бывшей школы архиепископа Феофана, число студентов Александро-Невской семинарии в 1740 году достигло 85. Помимо учреждения средних духовных школ в Петербурге предполагалось открыть собственную духовную академию под названием " Петергартен». На должности преподавателей планировалось пригласить самых известных профессоров западных университетов. Строительство здания началось в 1722 году, но было остановлено из-за отсутствия средств. В этом же году академии было предоставлено уже построенное здание – дом покойной царевны. Екатерина Алексеевна . В августе 1724 г. Святейший Синод обратился к императору с просьбой выделить деньги на содержание учеников, учителей и слуг. Однако дело затянулось до смерти Петра Великого , а при его преемниках было полностью прекращено. По распоряжению властей или по собственному желанию многие выпускники Славяно-греко-латинской семинарии могли поступать в другие высшие и средние учебные заведения, в частности, в гимназию и университет при Академии наук, учрежденной в 1724 г. по указу Петр Великий. В их первом наборе предполагалось собрать 30 студентов из числа воспитанников Московской духовной академии , Александро-Невской и Новгородской семинарий.
В 1761 году Святейший Синод разрешил выпускникам семинарии учиться за границей с выплатой двойного жалованья. Они побывали в университетах Кембриджа и Оксфорда (Англия), Геттингена (Германия).
В 1786 году в Российской империи началась реформа образования. В соответствии с этим митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) подал прошение о преобразовании Александро-Невской семинарии в Главную семинарию. Согласно указу Святейшего Синода 1788 года, лучшие ученики епархиальных семинарий должны были быть направлены на обучение в Главную столичную семинарию. В то же время высшие классы Новгородской семинарии были переведены в Александро-Невскую лавру и прикреплены к Главной семинарии. Число студентов Главной семинарии достигло 200 человек. После окончания Главной семинарии выпускники направлялись преподавателями в свои епархиальные семинарии. Появились новые дисциплины: церковная история , механика , естествознание , а также был открыт класс математики и экспериментальной физики .
В 1797 году Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую лавру, а Александро-Невская главная семинария по указу Павла I от 18 декабря 1797 года была преобразована в Александро-Невскую академию. В Духовных академиях помимо общих семинарских курсов , они решили преподавать полную систему философии и теологии, высшее красноречие, физику и языки: латынь , иврит , греческий , немецкий и французский . По поручению митрополита Амвросия (Подобедова) епископ Евгений (Болховитинов) составил план учреждения Духовных школ в 1805 году. Он лег в основу реформы всей системы духовного образования в России. Духовные академии стали не только высшими духовными учебными заведениями, но и церковно-научными центрами, на которые также возлагались задачи просветительской и издательской деятельности. Наставники академии, помимо преподавательской деятельности, часто выполняли разного рода специальные поручения Синода, рецензируя книги, составляя письменные опровержения сектантских и инославных учений. Выпускники Духовной академии были назначены наставниками в духовные семинарии и училища, на приходское служение, священниками в русские заграничные миссии и посольства.
26 июня 1808 года император Александр I утвердил проект реформы духовных школ, и в начале следующего года Александро-Невская академия разделилась на три совершенно самостоятельные ступени: Петербургскую духовную академию — первую в России, организованные по новому уставу (высшая ступень) Санкт-Петербургская духовная семинария (средняя ступень) и Александро-Невское духовное училище (низшая ступень). Новая Академия стала сложным по структуре учреждением, это была не только высшая духовная школа и учебный центр, но и административный центр целого учебного округа. В ее задачи входило духовное просвещение и подготовка к высшим церковным должностям, распространение знаний среди духовенства, управление духовными семинариями и школами округа, цезура духовных писаний. Академия находилась в ведении Священного Синода и епархиального архиерея. После разработки и принятия Устава 17 февраля 1809 года состоялось торжественное открытие Петербургской Духовной Академии. Она по-прежнему располагалась в Александро-Невская Лавра . В 1841 году семинария также была переведена за стены Лавры в специально построенное здание.
В 1821 году был учрежден академический журнал « Христианское чтение », в котором публиковались переводы Священного Писания с еврейского и древнегреческого на русский язык, богословские, церковные и исторические труды профессоров и преподавателей Академии. С 1840-х годов Академия стала принимать на обучение представителей других Поместных Православных Церквей: из Болгарии , Греции , Румынии , Сербии и других стран.
В годы Первой мировой войны , с сентября 1915 по начало 1918 года, помещения Александро-Невского Антоньевского духовного училища, госпиталя и южную часть здания Духовной академии и 4-й этаж здания семинарии были заняты Красным Крестом. лазарет № 279 на 150 раненых и больных воинов, но учебные заведения продолжали свою работу. В июне 1918 года члены корпорации и студенты Академии торжественно приветствовали Патриарха Московского и всея Руси Тихона, приехавшего в Петроград. Вскоре после Октябрьской революции – осенью 1918 года – бывшие духовные школы Северной столицы были закрыты.
В ноябре 1945 года в Ленинграде, в части здания духовной семинарии, открылись Богословско-пастырские курсы. Ленинградская духовная академия была создана 1 сентября 1946 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, а Ленинградская духовная семинария учреждена указом Святейшего Патриарха на базе Богословских и пастырских курсов, действовавших в Ленинград в 1945/1946 учебном году. 14 октября 1946 года, в День Покрова Богородицы, в присутствии Патриарха Алексия I состоялось торжественное открытие Ленинградской духовной академии и семинарии.
После начала новых антирелигиозных гонений в 1958 году Совет по делам Русской Православной Церкви пресек любые попытки увеличить число студентов в семинариях и академиях и расширить их помещения. 17 июля 1959 года было решено постепенно закрыть единственное в стране заочное отделение Ленинградских духовных училищ, хотя фактическое его функционирование в сокращенном виде продолжалось до 1967 года. В 1961 году, в разгар хрущевской антирелигиозной кампании, встал вопрос о закрытии Ленинградских духовных школ. Из-за противодействия советских властей в 1961 году в семинарию смогли поступить только 8 человек, хотя было подано 33 заявления о приеме. Митрополит Никодим (Ротов) , назначенный на Ленинградское отделение в октябре 1963 года, принял активные меры по недопущению закрытия духовных школ Ленинграда. Будучи председателем ОВЦС, митрополит Никодим начал энергично включать Академию в международную деятельность: сюда стали приезжать иностранные делегации, а профессора академии стали выезжать на различные международные конференции. По инициативе митрополита Никодима 7 африканцев из Уганда и Кения были приглашены на обучение в рамках христианского обмена. В 1965 году по решению Священного Синода в Ленинградской академии и семинарии был создан факультет африканской христианской молодежи, преобразованный затем в факультет иностранных студентов.
В 1960-е годы начал действовать регентский кружок для студентов семинарии и академии. С 1967 года Совет Академии во главе с ректором епископом Михаилом (Мудюгиным) принял решение впредь называть регентский кружок Регентским классом и производить первый набор учеников из числа учащихся духовных училищ. Во главе Регентского класса стоял заслуженный профессор Николай Успенский. По инициативе настоятеля, епископа Выборгского Кирилла (Гундяева) в 1979 году состоялся первый набор на Регентское отделение (формально образованное в 1983 году), куда впервые в истории возрожденных духовных школ были приняты девушки. В 1988 году был открыт факультативный иконописный класс. Сначала он действовал как образовательный центр для мирян, затем как кружок с мастерской и хранилищем икон, которые реставрировались и использовались для нужд академии, а позже и как класс с учителями, работавшими на общественных началах.
ректоры
[ редактировать ]- Архимандрит Евграф (Музалевский-Платонов) (4 февраля — 11 ноября 1809 г.)
- Archimandrite Sergius (Krylov-Platonov) (January 7, 1810 — March 3, 1812)
- Bishop Philaret (Drozdov) (March 11, 1812 — March 13, 1819)
- Bishop Gregory (Postnikov) (May 2, 1819 — January 4, 1826)
- Archimandrite John (Dobrozrakov) (January 30, 1826 — August 5, 1830)
- Архимандрит Смарагд (Крыжановский) (27 августа 1830 — 20 сентября 1831)
- Архимандрит Венедикт (Григорович) (4 ноября 1831 г. — 8 июня 1833 г.)
- Archimandrite Vitaly (Шхепетев) (Jun 8, 1833 — June 1837)
- Архимандрит Николай (Доброхотов) (5 июля 1837 — апрель 1841).
- Bishop Athanasius (Drozdov) (April 21, 1841 — January 13, 1847)
- Епископ Евсевий (Орлинский) (17 января 1847 — 19 декабря 1850)
- Епископ Макарий (Булгаков) (20 декабря 1850 г. — 1 мая 1857 г.)
- Archimandrite Theophan (Govorov) (June 13, 1857 — May 9, 1859)
- Bishop Nectarius (Nadezhdin) (July 17, 1859 — September 29, 1860)
- Archimandrite Joannicius (Rudnev) (October 5, 1860 — January 13, 1864)
- Епископ Иоанн (Соколов) (17 (29) января 1864 г. — 9 (21) ноября 1866 г.)
- Протопресвитер Иоанн Янышев (29 ноября 1866 — 19 октября 1883)
- Епископ Арсений (Брянцев) (22 октября 1883 г. — 28 марта 1887 г.)
- Епископ Антоний (Вадковский) (15 апреля 1887 г. - 24 октября 1892 г.)
- Bishop Boris (Plotnikov) (October 30, 1892 — December 2, 1893)
- Епископ Никандер (Молчанов) (13 декабря 1893 г. — 23 августа 1895 г.)
- Епископ Иоанн (Кратиров) (31 августа 1895 г. - 16 января 1899 г.)
- Bishop Boris (Plotnikov) (February 17, 1899 — January 20, 1901)
- Епископ Сергий (Страгородский) (24 января 1901 г. — 15 октября 1905 г.)
- Bishop Sergius (Tikhomirov) (October 15, 1905 — March 21, 1908)
- Bishop Theophan (Bystrov) (February 4, 1909 — October 19, 1910)
- Епископ Георгий (Ярошевский) (22 ноября 1910 г. — 13 мая 1913 г.)
- Епископ Анастасий (Александров) (30 мая 1913 г. — 23 июня 1918 г.)
- Протоиерей Иоанн Богоявленский (1 сентября 1946 г. — 22 июня 1947 г.)
- Протоиерей Александр Осипов (1947-1948) и.о.
- Bishop Simeon (Bychkov) (April 20, 1948 — June 30, 1952)
- Протоиерей Михаил Сперанский (21 июля 1952 г. — 16 августа 1966 г.)
- Епископ Михаил (Мудюгин) (16 августа 1966 г. — 30 июля 1968 г.)
- Епископ Герман (Тимофеев) (28 ноября 1968 г. — 25 июня 1970 г.)
- Епископ Мелитон (Соловьев) (25 июня 1970 г. — 26 декабря 1974 г.)
- Архиепископ Кирилл (Гундяев) (26 декабря 1974 г. — 26 декабря 1984 г.)
- Архимандрит Мануил (Павлов) (29 декабря 1984 г. — 2 марта 1986 г.) и.о.
- Протоиерей Николай Гундяев (2 марта 1986 г. — 22 июня 1987 г.)
- Протоиерей Владимир Сорокин (21 августа 1987 г. — 12 августа 1992 г.)
- Archpriest Vasily Stoikov (August 12, 1992 — July 17, 1996)
- Архиепископ Константин (Горьянов) (17 июля 1996 г. — 6 октября 2008 г.)
- Archbishop Ambrose (Ermakov) (October 6, 2008 — July 14, 2018)
- Епископ Серафим (Амельченков) (14 июля 2018 г. — 9 июля 2019 г.)
- Епископ Силуан (Никитин) (с 9 июля 2019 г.)
Известные выпускники
[ редактировать ]- Святитель Патриарх Тихон Московский и всея Руси
- Святой Мардарий Ускокович из Америки и Канады
- Патриарх Сергий Московский и всея Руси
- Патриарх Алексий II. Московский и всея Руси
- Патриарх Кирилл Московский и всея Руси
- Metropolitan Nikodim (Rotov) of Leningrad and Novgorod
- Митрополит Владимир (Сабодан) , Киевский и всея Украины
- Морон Мар Базелиус Мартома Мэтьюз III, католикос Востока и предстоятель Индийской православной церкви.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Духовная академия . Энциклопедия Санкт-Петербурга.
- ^ Перейти обратно: а б Уолтер Саблинский, Дорога в кровавое воскресенье: отец Гапон и резня в Санкт-Петербурге 1905 года. Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1976; стр. 42.