Jump to content

Московская духовная академия

Координаты : 56 ° 18'41 ″ с.ш. 38 ° 07'43 ″ в.д.  /  56,311511 ° с.ш. 38,128496 ° в.д.  / 56,311511; 38.128496
Московская Православная Духовная Академия
Московская православная духовная академия
Активный 1685 ( 1685 ) –1919 ( 1919 ) , 1944 ( 1944 ) – настоящее время
ректор Кирилл (Зиньковский)
Расположение ,
56 ° 18'41 ″ с.ш. 38 ° 07'43 ″ в.д.  /  56,311511 ° с.ш. 38,128496 ° в.д.  / 56,311511; 38.128496
Веб-сайт мпда .ru

Московская духовная академия ( рус . Московская духовная академия ) — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви , готовящее духовенство, учителей, учёных и чиновников.

Академия ведет свое начало от Славяно-греко-латинской академии , основанной в 1685 году греческими братьями Лихудами . В 1814 реорганизован и перенесен из Москвы в Троице-Сергиеву лавру в городе Посаде Сергиевом Московской области . Академия была закрыта в 1919 году и вновь открыта в 1944 году.

Академия в 1814-1917 гг.

[ редактировать ]

В 1814 году Московская славяно-греко-латинская академия переехала из Москвы в Троице-Сергиеву лавру . Торжественное открытие Академии в Лавре состоялось 1 октября 1814 года. Теперь она стала называться Московской Духовной Академией. Обучение в Академии состояло из двух двухгодичных курсов. При открытии занятий в 1814 году читались следующие предметы: толкование Священного Писания , философия , мировая литература , общая гражданская история, математика, языки: еврейский , греческий , немецкий , французский и английский . В 1816 г. лекций по догматическому богословию началось чтение моральное богословие и сравнительное богословие , с 1817 г. добавилось . В программу входили и другие предметы: пастырское богословие, церковное красноречие , история церкви , каноническое право (с 1840 года), патристика (с 1841 года), метафизика (с 1842 года), история философии (с 1843 года), библейская история , гражданская история России , церковная археология (с 1844). В таком виде программа просуществовала до 1869 года. Особое значение придавалось изучению древних языков: греческого и латинского, в изучении которых студенты достигали значительных успехов.

С 1835 по 1841 год должность ректора занимал архимандрит Филарет (Гумилевский) , положивший начало изданию сочинений святых отцов в Московской духовной академии. В январе 1842 г. были представлены первые переводы сочинений св. Григория Богослова . Тогда же было создано «Дополнения к сочинениям святых отцов». Начав систематическую издательскую деятельность с ряда святоотеческих сочинений, Академия встала на путь возрождения православного богословия. В «Дополнениях» публиковались статьи церковно-исторического и богословского содержания. Это первый научный журнал Академии. Московская духовная академия также приняла участие в переводе Библии на русский язык.

Александр Горский

Годы ректорства протоиерея Александра Горского, 1862-1875, стали одним из наиболее ярких в научном отношении периодов в истории Московской духовной академии. За это время подготовка и проведение реформ 1860-х годов не могли не отразиться на жизни духовных учебных заведений. Георгий Флоровский писал: «Согласно новому Уставу, перед Духовными академиями стояла двоякая задача. Это должна была быть не только духовная высшая школа, но и своего рода педагогический институт духовного отделения. много готовят к пастырской работе, как и к педагогической деятельности. Отсюда неизбежная множественность предметов и разбросанность, а другие предметы преподаются только для того, чтобы подготовить по ним учителей для низших школ». [1] Академический Устав вступил в силу в 1869 году. Устав 1869 года в целом отвечал требованиям своего времени и помогал протоиерею Александру Горскому целесообразно руководить жизнью Академии. Под руководством Горского при поддержке митрополита Иннокентия (Вениаминова) Московского был построен храм в академическом актовом зале в здании Царских дворцов, освященном 12 февраля 1870 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Вслед за храмом протоиерей Александр Горский добился создания на территории Академического сада академического кладбища.

В 1884 г. был принят новый Устав духовных академий. Устав ликвидировал автономию духовных академий и семинарий, усиливая надзор за студентами. [2] Новые тенденции в жизнь Академии внес ректор архимандрит Антоний (Храповицкий) (1890-1895), бывший ректор Петербургской духовной семинарии. При архимандрите Антонии в 1892 году издание «Дополнений к сочинениям святых отцов» продолжилось под новым названием «Богословский вестник». Святоотеческие творения теперь публикуются в качестве приложений к новому журналу.

Сидят: архимандрит Варлаам (Ряшенцев), епископ Феодор (Поздеевский), архимандрит Симеон (Холмогоров); стоят слева направо: иеромонах Гурий (Степанов), иеромонах Филипп (Гумилевский), иеромонах Герман (Ряшенцев). 1909-1910.

13 марта 1898 года архимандрит Арсений (Стадницкий) настоятелем был назначен . 28 февраля 1899 года хиротонисан в титулярного епископа Волоколамского , викария Московской епархии с сохранением должности ректора Академии. С этого времени Академию регулярно возглавлял ректор в епископском сане. В 1909 году настоятелем стал епископ Феодор (Поздеевский) . В конце 19 — начале 20 веков в церковных кругах обсуждался вопрос о новой реформе духовных школ. Реформа церковного образования обсуждалась и в 1906 году на Предсоборном присутствии. После активного обсуждения Святейший Синод выработал новый устав, принятый в 1910 году и дополненный в 1912 году.

С 7 по 14 июля 1917 года в Академии собирался Всероссийский съезд ученых монашества. В сентябре 1917 года впервые в истории Академии состоялись выборы ректора. Ректором был избран профессор кафедры истории и обличения западных исповеданий Анатолий Орлов. [3] Через месяц новоизбранный настоятель был рукоположен в сан священника. Последним заметным событием академической жизни стало празднование 50-летия со дня смерти митрополита Филарета (Дроздова), состоявшееся 18 и 19 ноября 1917 года.

советская эпоха

[ редактировать ]

Декрет от 23 января 1918 г. Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви запрещал «преподавание религиозных учений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях», а декрет Наркомата юстиции от 24 августа того же года разрешил преподавание религиозных учений в «специально богословских» заведениях. В 1918 году состоялся последний набор абитуриентов в Московскую духовную академию. 22 августа начались лекции. совершил литургию в Академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября состоялось ежегодное действо, на котором присутствовал Патриарх Тихон, который в тот же день . Учебный год был трудным, в распоряжении Академии было всего четыре аудитории, количество студентов значительно сократилось. Начались серьезные проблемы с финансированием Академии. 2 марта 1919 г. Правление Академии приняло постановление о прекращении выпуска «Богословского вестника». Весной 1919 года учебный год был завершен досрочно из-за отсутствия финансирования и захвата учебных корпусов государством. После окончательного закрытия классов в Сергиевом Посаде Академия продолжала свою деятельность при храмах Москвы до конца 1920-х годов. Все книги, архивы и рукописи из книгохранилищ Академии были изъяты в хранилища или фонды Академии. Ленинская библиотека в 1930-е годы.

4 сентября 1943 года в Кремле состоялась встреча Иосифа Сталина с иерархами Русской Православной Церкви — Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским) , митрополитом Алексием (Симанским) Ленинградским Николаем (Ярушевичем) и митрополитом Киевским и Галиция. Одним из важнейших результатов этой встречи стало соглашение о возрождении богословского образования. состоялось торжественное открытие Православного богословского института и Богословско-пастырских курсов 14 июня 1944 года в Новодевичьем монастыре . 28 августа 1944 года Священный Синод назначил ректором протоиерея Тихона Попова, выпускника Киевской духовной академии (1896-1900). По предложению Совета по делам Русской Православной Церкви преподаватели духовных учебных заведений были отнесены к квалифицированным работникам народного образования и получали продовольственные карточки наравне с преподавателями вузов. Студенты получили рабочие карточки, им была предоставлена ​​отсрочка от призыва по мобилизации. [4] На волне народного энтузиазма, связанного с победоносным окончанием Второй мировой войны, казалось, что вновь открытые духовные школы открывают огромные перспективы в области возрождения духовного образования. Преподаватели надеялись, что государство не будет препятствовать изданию научных и богословских периодических изданий и монографий. Учебная комиссия при Синоде на заседании 26 августа 1946 г. приняла решение о преобразовании Православного богословского института в Московскую духовную академию с четырехлетним сроком обучения. Третий и четвертый курсы института стали первым и вторым курсами Академии, а подготовительные курсы и первые два курса института — семинарией с четырехлетней программой. В административном отношении Академия и семинария были объединены. Двусторонняя духовная школа стала официально называться «Московская духовная академия и семинария». В октябре 1948 года Московская духовная академия и семинария вернулись в Троице-Сергиеву лавру. К 1957 году все исторические здания были возвращены Академии.

После секретного постановления ЦК КПСС «О недостатках научной и атеистической пропаганды» от 4 октября 1958 года государственные органы стали активно вмешиваться в процесс приема абитуриентов. Комсомольские и партийные руководители, сотрудники органов госбезопасности встречались с молодыми людьми, подавшими заявление о поступлении в Московскую духовную семинарию, и всячески пытались удержать их от этого шага. Во время вступительных экзаменов абитуриентов неожиданно вызывали на военные сборы, а поступившим отказывали в регистрации. Число студентов духовных школ стало сокращаться. Вскоре было принято решение не допускать приема в религиозные учебные заведения лиц, имевших среднее специальное и высшее образование. Было запрещено издавать учебники, преподавать общеобразовательные предметы. [3] Преподавание классических языков было сведено к минимуму. В 1969 году при Академии был образован регентский класс, который в 1985 году был преобразован в Регентскую школу. На тот момент это была единственно возможная форма женского религиозного образования. В конце 1970-х - начале 1980-х годов в московские духовные школы принимались преподаватели с университетским гуманитарным образованием, которые получали знания в области церковных наук самостоятельно. [3]

Большим бедствием для Московской духовной академии и семинарии стал пожар в ночь с 27 на 28 сентября 1986 года. Погибли 5 богословов, сгорело общежитие с актовым залом, пострадала Покровская церковь. Реставрационные работы завершились к 1988 году. [3]

С 1991 года

[ редактировать ]

В 1990-е годы все ограничения, с помощью которых советская власть пыталась затормозить развитие духовных школ и богословской науки, были полностью сняты, но появились новые трудности, связанные главным образом со сложной экономической ситуацией в России и с ограниченностью финансирования богословского образования.

Возобновление «Богословского вестника» произошло в 1993 году, когда стали выходить первые эпизодические номера. [5]

Евгений Решетников

18 июля 1995 года епископ Евгений (Решетников) был назначен ректором Московской духовной академии и семинарии. В целях активизации процесса реформирования системы духовного образования в Русской Православной Церкви должность настоятеля была совмещена с должностью председателя Учебной комиссии при Священном Синоде. Епископ Евгений предоставил творческую свободу инициативам ряда инициативных учителей как в области преподавания, так и в реализации ряда издательских и духовно-просветительских проектов. Академия имела собственное небольшое издательство, которое несколько лет возглавлял иеромонах Евфимий (Моисеев) . Был создан ряд кабинетов: Греческий, Педагогический, Библейский, которые первоначально взяли на себя часть работы по улучшению информационного обеспечения и качества преподавания в соответствующих областях. Благодаря усилиям группы преподавателей была проведена языковая реформа на базе Греческого кабинета, после чего преподавание классических языков было восстановлено в Семинарии, а затем и в Академии.

Еще в 1994 году Архиерейский Собор принял решение подготовить к 2000 году программу перехода к системе богословского образования, в рамках которой семинарии должны стать высшими школами, готовящими священнослужителей, а академии - преобразованы в научные центры, дающие богословскую специализацию. На основании определения Собора была создана рабочая группа для детальной разработки концепции новой системы богословского образования. Были разработаны предложения по реформированию системы духовного образования, которые с разъяснениями были одобрены Священным Синодом 27 декабря 1996 года.

С 2000 года языковые курсы и обучение за границей стали настоящей возможностью для талантливых студентов.

С 2016 года «Богословский вестник» издается на постоянной основе, по четыре номера в год. [5] In 2019 journals "Theological Questions" (Вопросы богословия) [6] и «Метафраст» (Metafrast), [7] "The Church Historian" (Церковный историк), [8] «Практика», [9] "Word and Image. Questions of the Study of Christian Literary Heritage" («Слово и образ. Вопросы изучения христианского литературного наследия») [10] and "Bulletin of Church Art and Archaeology" (Вестник церковного искусства и археологии) [11] был запущен. В 2020 году начал работу журнал «Библейские схолии». [12]

5 февраля 2021 года Аспирантура Московской Духовной Академии получила государственную аккредитацию. [13]

  • Палладий (Роговский) (1700-1703)
  • Рафаэль (Краснопольский) (1703-1704)
  • Сильвестр (Крайский) (1704-1705)
  • Антоний (Кармский) (1705-1706)
  • Феофилакт (Лопатинский) (1706-1722)
  • Гедеон (Вишневский) (1722-1728)
  • Герман (Копцевич) (1728-1731)
  • Стефан (Калиновский) (1734-1735)
  • Митрофан (Слотвенский) (1737-1739)
  • Платон Левицкий (1739-1741)
  • Порфир (Красный) (1743-1748)
  • Геннадий (Драницын) (1757-1758)
  • Гедеон (Сломинский) (1758-1761)
  • Gabriel (Petrov-Shaposhnikov) (1761 - 1763)
  • Геннадий (Границкий) (1764-1768)
  • Anthony (Gerasimov-Zybelin) (1768)
  • Феофилакт (Горский) (1769-1774)
  • Амвросий (Подобедов) (1774-1778)
  • Damascene (Rudnev) (1778-1782)
  • Павел (Пономарев) (1782-1783)
  • Аполлос (Байбаков) (1783-1786)
  • Мефодий (Смирнов) (1791-1794)
  • Ambrose (Yakovlev-Orlin) (1794-1795)
  • Евлампий (Введенский) (1795-1799)
  • Серафим (Глаголевский) (1798-1799)
  • Vladimir (Tretyakov) (1799-1801)
  • Августин (Виноградский) (1801-1804)
  • Moses (Bliznetsov-Platonov) (1804-1807)
  • Sergius (Krylov-Platonov) (1808-1810)
  • Simeon (Krylov-Platonov) (1810-1816)
  • Philaret (Amfiteatrov) (March 16, 1816 — June 1, 1819)
  • Kirill (Bogoslovsky-Platonov) (May 1819 - 1824)
  • Поликарп (Гайтанников) (4 ноября 1824 г. - 14 декабря 1835 г.)
  • Филарет (Гумилевский) (14 декабря 1835-1841)
  • Евсевий (Орлинский) (1841-1847)
  • Alexius (Rzhanitsyn) (1847-1853)
  • Евгений (Сахаров) (31 августа 1853 – 1857)
  • Сергий (Ляпидевский) (4 октября 1857-21 января 1861)
  • Sabbas (Tikhomirov) (January 21, 1861 — November 4, 1862)
  • Александр Горский (1862-1875)
  • Михаил (Лузин) (11 февраля 1876 — декабрь 1876)
  • Сергей Смирнов (1878-1886)
  • Христофор (Смирнов) (30 июля 1886 - 13 декабря 1890)
  • Антоний (Храповицкий) (1890 – 1895)
  • Lawrence (Nekrasov) (July 17, 1895 - March 13, 1898)
  • Арсений (Стадницкий) (13 марта 1898 - 5 декабря 1903)
  • Evdokim (Meshchersky) (December 9, 1903 - 1906)
  • Феодор (Поздеевский) (август 1906 - 13 марта 1917)
  • Иларион (Троицкий) (март — сентябрь 1917 г.) и.о.
  • Anatoly Orlov (September 10, 1917 - April 1922)
  • Vladimir Strakhov (1922 - end 1920s)
  • Тихон Попов (28 августа 1944 г. - 23 октября 1946 г.)
  • Николай Чепурин (23 октября 1946 - 7 февраля 1947)
  • Сергей Савинский (7 февраля — 28 октября 1947 г.) и.о.
  • Гермоген (Кожин) (28 октября 1947 - 11 августа 1949)
  • Александр Смирнов (15 августа 1949 - 19 сентября 1950)
  • Владимир Вертоградов (1950-1951) Действующий
  • Константин Ружицкий (август 1951 — 18 ноября 1964)
  • Филарет (Денисенко) (22 декабря 1964 — 14 мая 1966)
  • Филарет (Вахромеев) (14 мая 1966 - 18 апреля 1973)
  • Владимир (Сабодан) (18 апреля 1973 г. - 16 июля 1982 г.)
  • Alexander (Timofeyev) (July 16, 1982 — August 12, 1992)
  • Филарет (Карагодин) (12 августа 1992 г. - 17 июля 1995 г.)
  • Евгений (Решетников) (17 июля 1995 г. — 14 июля 2018 г.)
  • Амвросий (Ермаков) (14 июля 2018 г. — 30 августа 2019 г.)
  • Pitirim (Tvorogov) (August 30, 2019 — August 25, 2020)
  • Феодорит (Тихонов) (25 августа 2020 г. — 25 августа 2022 г.)
  • Кирилл (Зиньковский) (с 25 августа 2022 г.)
  1. ^ Эзова 2005 , с. 222.
  2. ^ Эзова 2005 , с. 223.
  3. ^ Jump up to: а б с д Православная энциклопедия 2017 .
  4. ^ Катаев А. М. (2006). «Духовные школы Русской Православной Церкви в 1943-1949 годах» (PDF) . Бюллетень истории церкви (1): 178–179.
  5. ^ Jump up to: а б "О журнале | Богословский вестник" . publishing.mpda.ru .
  6. ^ "О журнале | Вопросы богословия" . publishing.mpda.ru .
  7. ^ "О журнале | Метафраст" . publishing.mpda.ru .
  8. ^ "Церковный историк" . publishing.mpda.ru .
  9. ^ "Архивы" . publishing.mpda.ru .
  10. ^ «Слово и образ. Вопросы славяно-русского языкознания и литературоведения » Publishing.mpda.ru .
  11. ^ "Архивы | Вестник церковного искусства и археологии" . publishing.mpda.ru .
  12. ^ "О журнале | Библейские схолии" . publishing.mpda.ru .
  13. ^ «Аспирантура Московской духовной академии получила государственную аккредитацию» . mpda.ru. ​08.02.2021.

Литература

[ редактировать ]
  • Кедров Н. Я. Московская духовная семинария, 1814-1889 : Краткий исторический очерк с приложением списков начальников, наставников и учеников. — М. : типолитогр. т-и я. Н. Кушнерев и Ко, 1889. - IV, 162, 158 с.
  • Салтыков А., свящ. Краткий очерк истории Московской Духовной Академии // Богословские труды. — 1986. - Сб.: 300-летие МДА. — С. 73—112.
  • Голубцов С. А. Московская Духовная Академия в революционную эпоху. Академия в социальном движении и служении в начале XX века : по материалам архивов, мемуаров и публикаций. — М. : Мартис, 1999. — 254 с. — ISBN 5-7248-0065-9
  • Езова, Людмила (2005). "Московская Духовная Академия в конце XIX начале ХХ в" . Россия и современный мир (in Russian) (1): 221–237.
  • "Московская духовная академия" . Orthodox Encyclopedia (in Russian). Vol. XLVII. Moscow. 2017. pp. 153–187. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec542754c1457f9f41f28b22a6c7f201__1715958480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/01/ec542754c1457f9f41f28b22a6c7f201.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moscow Theological Academy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)