Московская духовная академия
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |
Московская православная духовная академия | |
![]() | |
Активный | 1685 | –1919 , 1944 – настоящее время
---|---|
ректор | Кирилл (Зиньковский) |
Расположение | , 56 ° 18'41 ″ с.ш. 38 ° 07'43 ″ в.д. / 56,311511 ° с.ш. 38,128496 ° в.д. |
Веб-сайт | мпда |
Московская духовная академия ( рус . Московская духовная академия ) — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви , готовящее духовенство, учителей, учёных и чиновников.
Академия ведет свое начало от Славяно-греко-латинской академии , основанной в 1685 году греческими братьями Лихудами . В 1814 реорганизован и перенесен из Москвы в Троице-Сергиеву лавру в городе Посаде Сергиевом Московской области . Академия была закрыта в 1919 году и вновь открыта в 1944 году.
История
[ редактировать ]Академия в 1814-1917 гг.
[ редактировать ]В 1814 году Московская славяно-греко-латинская академия переехала из Москвы в Троице-Сергиеву лавру . Торжественное открытие Академии в Лавре состоялось 1 октября 1814 года. Теперь она стала называться Московской Духовной Академией. Обучение в Академии состояло из двух двухгодичных курсов. При открытии занятий в 1814 году читались следующие предметы: толкование Священного Писания , философия , мировая литература , общая гражданская история, математика, языки: еврейский , греческий , немецкий , французский и английский . В 1816 г. лекций по догматическому богословию началось чтение моральное богословие и сравнительное богословие , с 1817 г. добавилось . В программу входили и другие предметы: пастырское богословие, церковное красноречие , история церкви , каноническое право (с 1840 года), патристика (с 1841 года), метафизика (с 1842 года), история философии (с 1843 года), библейская история , гражданская история России , церковная археология (с 1844). В таком виде программа просуществовала до 1869 года. Особое значение придавалось изучению древних языков: греческого и латинского, в изучении которых студенты достигали значительных успехов.
С 1835 по 1841 год должность ректора занимал архимандрит Филарет (Гумилевский) , положивший начало изданию сочинений святых отцов в Московской духовной академии. В январе 1842 г. были представлены первые переводы сочинений св. Григория Богослова . Тогда же было создано «Дополнения к сочинениям святых отцов». Начав систематическую издательскую деятельность с ряда святоотеческих сочинений, Академия встала на путь возрождения православного богословия. В «Дополнениях» публиковались статьи церковно-исторического и богословского содержания. Это первый научный журнал Академии. Московская духовная академия также приняла участие в переводе Библии на русский язык.

Годы ректорства протоиерея Александра Горского, 1862-1875, стали одним из наиболее ярких в научном отношении периодов в истории Московской духовной академии. За это время подготовка и проведение реформ 1860-х годов не могли не отразиться на жизни духовных учебных заведений. Георгий Флоровский писал: «Согласно новому Уставу, перед Духовными академиями стояла двоякая задача. Это должна была быть не только духовная высшая школа, но и своего рода педагогический институт духовного отделения. много готовят к пастырской работе, как и к педагогической деятельности. Отсюда неизбежная множественность предметов и разбросанность, а другие предметы преподаются только для того, чтобы подготовить по ним учителей для низших школ». [1] Академический Устав вступил в силу в 1869 году. Устав 1869 года в целом отвечал требованиям своего времени и помогал протоиерею Александру Горскому целесообразно руководить жизнью Академии. Под руководством Горского при поддержке митрополита Иннокентия (Вениаминова) Московского был построен храм в академическом актовом зале в здании Царских дворцов, освященном 12 февраля 1870 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Вслед за храмом протоиерей Александр Горский добился создания на территории Академического сада академического кладбища.
В 1884 г. был принят новый Устав духовных академий. Устав ликвидировал автономию духовных академий и семинарий, усиливая надзор за студентами. [2] Новые тенденции в жизнь Академии внес ректор архимандрит Антоний (Храповицкий) (1890-1895), бывший ректор Петербургской духовной семинарии. При архимандрите Антонии в 1892 году издание «Дополнений к сочинениям святых отцов» продолжилось под новым названием «Богословский вестник». Святоотеческие творения теперь публикуются в качестве приложений к новому журналу.

13 марта 1898 года архимандрит Арсений (Стадницкий) настоятелем был назначен . 28 февраля 1899 года хиротонисан в титулярного епископа Волоколамского , викария Московской епархии с сохранением должности ректора Академии. С этого времени Академию регулярно возглавлял ректор в епископском сане. В 1909 году настоятелем стал епископ Феодор (Поздеевский) . В конце 19 — начале 20 веков в церковных кругах обсуждался вопрос о новой реформе духовных школ. Реформа церковного образования обсуждалась и в 1906 году на Предсоборном присутствии. После активного обсуждения Святейший Синод выработал новый устав, принятый в 1910 году и дополненный в 1912 году.
С 7 по 14 июля 1917 года в Академии собирался Всероссийский съезд ученых монашества. В сентябре 1917 года впервые в истории Академии состоялись выборы ректора. Ректором был избран профессор кафедры истории и обличения западных исповеданий Анатолий Орлов. [3] Через месяц новоизбранный настоятель был рукоположен в сан священника. Последним заметным событием академической жизни стало празднование 50-летия со дня смерти митрополита Филарета (Дроздова), состоявшееся 18 и 19 ноября 1917 года.
советская эпоха
[ редактировать ]Декрет от 23 января 1918 г. Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви запрещал «преподавание религиозных учений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях», а декрет Наркомата юстиции от 24 августа того же года разрешил преподавание религиозных учений в «специально богословских» заведениях. В 1918 году состоялся последний набор абитуриентов в Московскую духовную академию. 22 августа начались лекции. совершил литургию в Академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября состоялось ежегодное действо, на котором присутствовал Патриарх Тихон, который в тот же день . Учебный год был трудным, в распоряжении Академии было всего четыре аудитории, количество студентов значительно сократилось. Начались серьезные проблемы с финансированием Академии. 2 марта 1919 г. Правление Академии приняло постановление о прекращении выпуска «Богословского вестника». Весной 1919 года учебный год был завершен досрочно из-за отсутствия финансирования и захвата учебных корпусов государством. После окончательного закрытия классов в Сергиевом Посаде Академия продолжала свою деятельность при храмах Москвы до конца 1920-х годов. Все книги, архивы и рукописи из книгохранилищ Академии были изъяты в хранилища или фонды Академии. Ленинская библиотека в 1930-е годы.
4 сентября 1943 года в Кремле состоялась встреча Иосифа Сталина с иерархами Русской Православной Церкви — Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским) , митрополитом Алексием (Симанским) Ленинградским Николаем (Ярушевичем) и митрополитом Киевским и Галиция. Одним из важнейших результатов этой встречи стало соглашение о возрождении богословского образования. состоялось торжественное открытие Православного богословского института и Богословско-пастырских курсов 14 июня 1944 года в Новодевичьем монастыре . 28 августа 1944 года Священный Синод назначил ректором протоиерея Тихона Попова, выпускника Киевской духовной академии (1896-1900). По предложению Совета по делам Русской Православной Церкви преподаватели духовных учебных заведений были отнесены к квалифицированным работникам народного образования и получали продовольственные карточки наравне с преподавателями вузов. Студенты получили рабочие карточки, им была предоставлена отсрочка от призыва по мобилизации. [4] На волне народного энтузиазма, связанного с победоносным окончанием Второй мировой войны, казалось, что вновь открытые духовные школы открывают огромные перспективы в области возрождения духовного образования. Преподаватели надеялись, что государство не будет препятствовать изданию научных и богословских периодических изданий и монографий. Учебная комиссия при Синоде на заседании 26 августа 1946 г. приняла решение о преобразовании Православного богословского института в Московскую духовную академию с четырехлетним сроком обучения. Третий и четвертый курсы института стали первым и вторым курсами Академии, а подготовительные курсы и первые два курса института — семинарией с четырехлетней программой. В административном отношении Академия и семинария были объединены. Двусторонняя духовная школа стала официально называться «Московская духовная академия и семинария». В октябре 1948 года Московская духовная академия и семинария вернулись в Троице-Сергиеву лавру. К 1957 году все исторические здания были возвращены Академии.
После секретного постановления ЦК КПСС «О недостатках научной и атеистической пропаганды» от 4 октября 1958 года государственные органы стали активно вмешиваться в процесс приема абитуриентов. Комсомольские и партийные руководители, сотрудники органов госбезопасности встречались с молодыми людьми, подавшими заявление о поступлении в Московскую духовную семинарию, и всячески пытались удержать их от этого шага. Во время вступительных экзаменов абитуриентов неожиданно вызывали на военные сборы, а поступившим отказывали в регистрации. Число студентов духовных школ стало сокращаться. Вскоре было принято решение не допускать приема в религиозные учебные заведения лиц, имевших среднее специальное и высшее образование. Было запрещено издавать учебники, преподавать общеобразовательные предметы. [3] Преподавание классических языков было сведено к минимуму. В 1969 году при Академии был образован регентский класс, который в 1985 году был преобразован в Регентскую школу. На тот момент это была единственно возможная форма женского религиозного образования. В конце 1970-х - начале 1980-х годов в московские духовные школы принимались преподаватели с университетским гуманитарным образованием, которые получали знания в области церковных наук самостоятельно. [3]
Большим бедствием для Московской духовной академии и семинарии стал пожар в ночь с 27 на 28 сентября 1986 года. Погибли 5 богословов, сгорело общежитие с актовым залом, пострадала Покровская церковь. Реставрационные работы завершились к 1988 году. [3]
С 1991 года
[ редактировать ]В 1990-е годы все ограничения, с помощью которых советская власть пыталась затормозить развитие духовных школ и богословской науки, были полностью сняты, но появились новые трудности, связанные главным образом со сложной экономической ситуацией в России и с ограниченностью финансирования богословского образования.
Возобновление «Богословского вестника» произошло в 1993 году, когда стали выходить первые эпизодические номера. [5]

18 июля 1995 года епископ Евгений (Решетников) был назначен ректором Московской духовной академии и семинарии. В целях активизации процесса реформирования системы духовного образования в Русской Православной Церкви должность настоятеля была совмещена с должностью председателя Учебной комиссии при Священном Синоде. Епископ Евгений предоставил творческую свободу инициативам ряда инициативных учителей как в области преподавания, так и в реализации ряда издательских и духовно-просветительских проектов. Академия имела собственное небольшое издательство, которое несколько лет возглавлял иеромонах Евфимий (Моисеев) . Был создан ряд кабинетов: Греческий, Педагогический, Библейский, которые первоначально взяли на себя часть работы по улучшению информационного обеспечения и качества преподавания в соответствующих областях. Благодаря усилиям группы преподавателей была проведена языковая реформа на базе Греческого кабинета, после чего преподавание классических языков было восстановлено в Семинарии, а затем и в Академии.
Еще в 1994 году Архиерейский Собор принял решение подготовить к 2000 году программу перехода к системе богословского образования, в рамках которой семинарии должны стать высшими школами, готовящими священнослужителей, а академии - преобразованы в научные центры, дающие богословскую специализацию. На основании определения Собора была создана рабочая группа для детальной разработки концепции новой системы богословского образования. Были разработаны предложения по реформированию системы духовного образования, которые с разъяснениями были одобрены Священным Синодом 27 декабря 1996 года.
С 2000 года языковые курсы и обучение за границей стали настоящей возможностью для талантливых студентов.
С 2016 года «Богословский вестник» издается на постоянной основе, по четыре номера в год. [5] In 2019 journals "Theological Questions" (Вопросы богословия) [6] и «Метафраст» (Metafrast), [7] "The Church Historian" (Церковный историк), [8] «Практика», [9] "Word and Image. Questions of the Study of Christian Literary Heritage" («Слово и образ. Вопросы изучения христианского литературного наследия») [10] and "Bulletin of Church Art and Archaeology" (Вестник церковного искусства и археологии) [11] был запущен. В 2020 году начал работу журнал «Библейские схолии». [12]
5 февраля 2021 года Аспирантура Московской Духовной Академии получила государственную аккредитацию. [13]
ректоры
[ редактировать ]- Палладий (Роговский) (1700-1703)
- Рафаэль (Краснопольский) (1703-1704)
- Сильвестр (Крайский) (1704-1705)
- Антоний (Кармский) (1705-1706)
- Феофилакт (Лопатинский) (1706-1722)
- Гедеон (Вишневский) (1722-1728)
- Герман (Копцевич) (1728-1731)
- Стефан (Калиновский) (1734-1735)
- Митрофан (Слотвенский) (1737-1739)
- Платон Левицкий (1739-1741)
- Порфир (Красный) (1743-1748)
- Геннадий (Драницын) (1757-1758)
- Гедеон (Сломинский) (1758-1761)
- Gabriel (Petrov-Shaposhnikov) (1761 - 1763)
- Геннадий (Границкий) (1764-1768)
- Anthony (Gerasimov-Zybelin) (1768)
- Феофилакт (Горский) (1769-1774)
- Амвросий (Подобедов) (1774-1778)
- Damascene (Rudnev) (1778-1782)
- Павел (Пономарев) (1782-1783)
- Аполлос (Байбаков) (1783-1786)
- Мефодий (Смирнов) (1791-1794)
- Ambrose (Yakovlev-Orlin) (1794-1795)
- Евлампий (Введенский) (1795-1799)
- Серафим (Глаголевский) (1798-1799)
- Vladimir (Tretyakov) (1799-1801)
- Августин (Виноградский) (1801-1804)
- Moses (Bliznetsov-Platonov) (1804-1807)
- Sergius (Krylov-Platonov) (1808-1810)
- Simeon (Krylov-Platonov) (1810-1816)
- Philaret (Amfiteatrov) (March 16, 1816 — June 1, 1819)
- Kirill (Bogoslovsky-Platonov) (May 1819 - 1824)
- Поликарп (Гайтанников) (4 ноября 1824 г. - 14 декабря 1835 г.)
- Филарет (Гумилевский) (14 декабря 1835-1841)
- Евсевий (Орлинский) (1841-1847)
- Alexius (Rzhanitsyn) (1847-1853)
- Евгений (Сахаров) (31 августа 1853 – 1857)
- Сергий (Ляпидевский) (4 октября 1857-21 января 1861)
- Sabbas (Tikhomirov) (January 21, 1861 — November 4, 1862)
- Александр Горский (1862-1875)
- Михаил (Лузин) (11 февраля 1876 — декабрь 1876)
- Сергей Смирнов (1878-1886)
- Христофор (Смирнов) (30 июля 1886 - 13 декабря 1890)
- Антоний (Храповицкий) (1890 – 1895)
- Lawrence (Nekrasov) (July 17, 1895 - March 13, 1898)
- Арсений (Стадницкий) (13 марта 1898 - 5 декабря 1903)
- Evdokim (Meshchersky) (December 9, 1903 - 1906)
- Феодор (Поздеевский) (август 1906 - 13 марта 1917)
- Иларион (Троицкий) (март — сентябрь 1917 г.) и.о.
- Anatoly Orlov (September 10, 1917 - April 1922)
- Vladimir Strakhov (1922 - end 1920s)
- Тихон Попов (28 августа 1944 г. - 23 октября 1946 г.)
- Николай Чепурин (23 октября 1946 - 7 февраля 1947)
- Сергей Савинский (7 февраля — 28 октября 1947 г.) и.о.
- Гермоген (Кожин) (28 октября 1947 - 11 августа 1949)
- Александр Смирнов (15 августа 1949 - 19 сентября 1950)
- Владимир Вертоградов (1950-1951) Действующий
- Константин Ружицкий (август 1951 — 18 ноября 1964)
- Филарет (Денисенко) (22 декабря 1964 — 14 мая 1966)
- Филарет (Вахромеев) (14 мая 1966 - 18 апреля 1973)
- Владимир (Сабодан) (18 апреля 1973 г. - 16 июля 1982 г.)
- Alexander (Timofeyev) (July 16, 1982 — August 12, 1992)
- Филарет (Карагодин) (12 августа 1992 г. - 17 июля 1995 г.)
- Евгений (Решетников) (17 июля 1995 г. — 14 июля 2018 г.)
- Амвросий (Ермаков) (14 июля 2018 г. — 30 августа 2019 г.)
- Pitirim (Tvorogov) (August 30, 2019 — August 25, 2020)
- Феодорит (Тихонов) (25 августа 2020 г. — 25 августа 2022 г.)
- Кирилл (Зиньковский) (с 25 августа 2022 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эзова 2005 , с. 222.
- ^ Эзова 2005 , с. 223.
- ^ Jump up to: а б с д Православная энциклопедия 2017 .
- ^ Катаев А. М. (2006). «Духовные школы Русской Православной Церкви в 1943-1949 годах» (PDF) . Бюллетень истории церкви (1): 178–179.
- ^ Jump up to: а б "О журнале | Богословский вестник" . publishing.mpda.ru .
- ^ "О журнале | Вопросы богословия" . publishing.mpda.ru .
- ^ "О журнале | Метафраст" . publishing.mpda.ru .
- ^ "Церковный историк" . publishing.mpda.ru .
- ^ "Архивы" . publishing.mpda.ru .
- ^ «Слово и образ. Вопросы славяно-русского языкознания и литературоведения » Publishing.mpda.ru .
- ^ "Архивы | Вестник церковного искусства и археологии" . publishing.mpda.ru .
- ^ "О журнале | Библейские схолии" . publishing.mpda.ru .
- ^ «Аспирантура Московской духовной академии получила государственную аккредитацию» . mpda.ru. 08.02.2021.
Литература
[ редактировать ]- Кедров Н. Я. Московская духовная семинария, 1814-1889 : Краткий исторический очерк с приложением списков начальников, наставников и учеников. — М. : типолитогр. т-и я. Н. Кушнерев и Ко, 1889. - IV, 162, 158 с.
- Салтыков А., свящ. Краткий очерк истории Московской Духовной Академии // Богословские труды. — 1986. - Сб.: 300-летие МДА. — С. 73—112.
- Голубцов С. А. Московская Духовная Академия в революционную эпоху. Академия в социальном движении и служении в начале XX века : по материалам архивов, мемуаров и публикаций. — М. : Мартис, 1999. — 254 с. — ISBN 5-7248-0065-9
- Езова, Людмила (2005). "Московская Духовная Академия в конце XIX начале ХХ в" . Россия и современный мир (in Russian) (1): 221–237.
- "Московская духовная академия" . Orthodox Encyclopedia (in Russian). Vol. XLVII. Moscow. 2017. pp. 153–187.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )