Сравнительное богословие
Сравнительное богословие — сравнительно новая дисциплина внутри богословия , которая объединяет «сравнительное» и «теологию» в творческом напряжении. [1] Он представляет собой особый тип богословской практики, направленной на глубокое межрелигиозное изучение («сравнительное»), оставаясь при этом укорененным в определенной религиозной традиции («теология»). Более того, хотя многие из его сторонников происходят из христианской религиозной традиции, в качестве отправной точки они могут взять теологию любой религиозной традиции. [1]
Отношения с другими дисциплинами
[ редактировать ]
Фрэнсис Клуни , ведущая фигура в области сравнительного богословия, рассматривает сравнительное богословие, по существу, как «веру, ищущую понимания». [2] Своеобразие сравнительного богословия он объясняет, выясняя отношения между сравнительным богословием и родственными дисциплинами сравнительного религиоведения , теологии религий и межрелигиозного диалога . [3]
Сравнительная теология против сравнительного религиоведения
[ редактировать ]Сравнительная теология, как и сравнительное религиоведение, разделяет интерес к сравнительному изучению религии. Однако в отличие от сравнительного религиоведения, которое стремится изучить сходства и различия между различными религиозными традициями с нейтральной точки зрения, сравнительное богословие фокусируется на богословском осмыслении собственной религии в свете идей другой религиозной традиции. Вместо того, чтобы подчеркивать религиозно отстраненную позицию, [2] Сравнительная теология глубоко укоренена в конкретной религиозной традиции. Фрэнсис X. Клуни объясняет: [4]
Сравнительное богословие – сравнительное и богословское от начала до конца – отмечает акты веры, стремящиеся к пониманию, которые уходят корнями в конкретную религиозную традицию, но которые, исходя из этого основания, отваживаются учиться на одной или нескольких других религиозных традициях. Целью такого обучения является получение свежих богословских идей, которые обусловлены вновь возникшими традициями, а также отечественной традицией.
Сравнительная теология против теологии религии
[ редактировать ]Сравнительная теология, как и теология религий, разделяет богословский интерес к встрече христианской веры с другими религиями; но под другим углом, с другим акцентом и целью. Теология религии пытается прояснить отношения между христианской верой и другими религиозными традициями с точки зрения того, как можно понимать другие религии в свете нормативных требований христианской веры, в частности, связанных со спасением и Христом. [5] Таким образом, теология религии отражает христианские богословские утверждения, основанные на общих описаниях других религиозных традиций. [6] В отличие от этого, сравнительное богословие — это теология религиозного обучения. Он делает упор на углубленное изучение особенностей других религиозных традиций, а не на общие описания. [5] «Сравнительное богословие занимается не тем, какая религия является истинной, а изучением религиозных границ таким образом, чтобы раскрыть истину моей веры в свете их веры». [7]
Сравнительная теология против межрелигиозного диалога
[ редактировать ]Сравнительное богословие разделяет с межрелигиозным диалогом обязательство участвовать в диалоге и внимательно слушать других религиозных людей. Однако необходимо пойти дальше, чем просто слушать: «Сравнительный богослов должен делать больше, чем просто слушать, как другие объясняют свою веру; он должен быть готов глубоко изучать их традиции наряду со своими собственными, принимая обе близко к сердцу». [8]
Источники и методология
[ редактировать ]Уникальный характер сравнительного богословия проистекает из его источников и методологии. [9]
Сравнительная теология работает с двумя типами религиозных источников. Несмотря на то, что сравнительное богословие укоренено в одной традиции, оно также опирается как минимум на еще одну религиозную традицию. Клуни описывает сравнительное богословие
. . . как истинно конструктивное богословие , отличающееся своими источниками и способами развития, своей основой более чем в одной традиции (хотя компаративист всегда остается укорененным в одной традиции) и размышлениями, которые строятся на этом фундаменте, а не просто на темах или методы, уже сформулированные до сравнительной практики. [10]

Сравнительная теология – это диалектическая практика. Сравнение начинается с критического изучения другой религии. [11] Этот первый шаг предполагает настойчивое и дисциплинированное углубленное изучение другой религиозной традиции, в ходе которого богослов знакомится со священными текстами другой традиции. Теолог-сравнитель практикует «герменевтическую открытость» таким образом, что понимание должно предшествовать суждению. [9] Это подразумевает « вынесение в скобки » субъективных обязательств/теологических суждений, позволяя другой религиозной традиции говорить как можно больше на своих собственных условиях. [12] Это практика, делающая себя «уязвимым для интеллектуальной, творческой и аффективной трансформации». [13]
Сравнение, в свою очередь, становится разговором с вашей собственной традицией. [11] Понимание, возникающее в результате встречи с другой религиозной традицией, может повлиять на концептуальную основу интерпретации вашей собственной традиции, вызывая переосмысление вашей христианской идентичности. Между двумя традициями устанавливаются корреляции, которые могут подразумевать признание сходства или признание различий. [11] На этом этапе «временно приостановленные «нормативные богословские суждения» возвращаются в герменевтический круг». [14] Создаются основания для постановки более глубоких богословских вопросов, беседы с другими богословами и потенциально ведущих к новым богословским конструкциям. Эта богословская процедура перекликается с утверждением Клуни о том, что
Сравнительное богословие — это богословие, глубоко измененное вниманием к деталям множества религиозных и теологических традиций, богословие, возникающее только после сравнения. [10]
Современное богословие до сих пор в основном представляло собой дисциплину, основанную на текстах, и теологи-сравнители в первую очередь работают с текстами одной религиозной традиции, отличной от их собственной, из-за необходимости их глубокого изучения. [9] Несмотря на то, что подход, применяемый в сравнительном богословии, связан с христианским богословием, он не является чисто христианским и может практиковаться, опираясь и на другие религиозные традиции. [1]
История и ключевые цифры
[ редактировать ]
У сравнительного богословия есть исторические предшественники в лице таких фигур, как иезуиты миссионеры- Франциск Ксавьер и Роберто де Нобили . [15]
С 1980-х годов сравнительное богословие развивалось как особый богословский ответ на растущее религиозное разнообразие в современном мире. Он был предложен Фрэнсисом Клуни и Джеймсом Л. Фредериксом и представляет собой методологию, используемую такими людьми, как Дэвид Трейси , Кейт Уорд и Роберт К. Невилл . [16] Дисциплина возникла благодаря растущему влиянию тройственного понимания теологии религий Аланом Рэйсом , что привело к различным спорам о преимуществах моделей теологии религий. [17]
Новое поколение сравнительных богословов сегодня расширяет этот дискурс, направляя его в новые направления. [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Клуни 2010а , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Клуни 2010а , с. 9.
- ^ Клуни 2010a , стр. 9–16.
- ^ Клуни 2010a , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Клуни 2010а , с. 15.
- ^ Клуни 2010a , с. 14.
- ^ Клуни 2010a , стр. 15–16.
- ^ Клуни 2010a , с. 13.
- ^ Jump up to: а б с Мойерт 2012 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Клуни 1995 , с. 522.
- ^ Jump up to: а б с Фредерикс 2010 , с. xi.
- ^ Мойерт 2012 , с. 44.
- ^ Клуни 2008 , с. 208.
- ^ Мойерт 2012 , с. 45.
- ^ Клуни 2010a , стр. 27–29.
- ^ Клуни 2010a , стр. 41–53.
- ^ Вязальщица 2005 .
- ^ Клуни 2010b .
Библиография
[ редактировать ]- Клуни, Фрэнсис X. (1995). «Сравнительное богословие: обзор последних книг (1989–1995)». Богословские исследования . 56 (3): 521–550. дои : 10.1177/004056399505600306 . ISSN 2169-1304 .
- ——— (2008). За пределами сравнения: Св. Франциск Сальский и Шри Веданта Десика о любовном подчинении Богу . Вашингтон: Издательство Джорджтаунского университета.
- ——— (2010а). Сравнительная теология: глубокое обучение через религиозные границы . Чичестер, Англия: Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-7973-7 .
- ——— , ред. (2010б). Новая сравнительная теология: межрелигиозные взгляды следующего поколения . Лондон: T&T Clark International. ISBN 978-0-567-31048-4 .
- Фредерикс, Джеймс Л. (2010). "Введение". В Клуни, Фрэнсис X. (ред.). Новая сравнительная теология: межрелигиозные взгляды следующего поколения . Лондон: T&T Clark International. ISBN 978-0-567-31048-4 .
- Вязальщик, Пол Ф. (2005). Знакомство с теологией религий . Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books.
- Мойерт, Марианна (2012). «Последние достижения в теологии межрелигиозного диалога: от сотериологической открытости к герменевтической открытости». Современная теология . 28 (1): 25–52. дои : 10.1111/j.1468-0025.2011.01724.x . ISSN 0266-7177 .