Тонзура
Тонсура ( / ˈ t ɒ n ʃ ər / ) — это практика стрижки или бритья некоторых или всех волос на голове в знак религиозной преданности или смирения. Термин происходит от латинского слова «tonsura» (означающего «вырезание» или «стрижение»). [1] ) и ссылался на специфическую практику в средневековом католицизме , от которой отказались по папскому приказу в 1972 году. [ нужна ссылка ] Тонзура также может относиться к светской практике бритья всей или части кожи головы, чтобы выразить поддержку или сочувствие или обозначить траур. В более общем плане нынешнее употребление относится к стрижке или бритью монахов, преданных или мистиков любой религии как символа их отказа от мирской моды и уважения.
Тонзура до сих пор является традиционной практикой в католицизме со стороны определенных религиозных орденов (с разрешения папы). Он также широко используется в Восточной Православной Церкви для недавно крещеных членов и часто используется для буддийских послушников, монахов и монахинь . Полное бритье головы налысо или просто укорачивание волос существует как традиционная практика в исламе после завершения хаджа , а также практикуется рядом индуистских религиозных орденов.
Индуизм [ править ]
Тонзура обычно является частью трех обрядов перехода в жизни человека в индуизме. Первый называется чудакарана ( IAST : Cūḍākarana, санскрит: चूडाकरण; буквально «обряд пострижения»), также известный как чаула , чудакарма или мундана , знаменует собой первую стрижку ребенка, обычно бритье головы. [3] Мать наряжается, иногда в свадебное сари , а в присутствии отца ребенку бреют голову и подстригают ногти, моют и одевают в новую одежду. [4] Иногда оставляют пучок волос ( шиха ), чтобы прикрыть слабое место на макушке головы ребенка. [3] [4] Эту церемонию обычно проходят как мальчики, так и девочки, иногда возле храма или реки, но в индуизме это не является обязательным. [2]
Значение обряда посвящения чудакарана заключается в циклическом шаге ребенка к гигиене и чистоте. [5] Ритуал обычно проводится в первый день рождения, но в некоторых текстах рекомендуется завершить его до третьего или седьмого года жизни. [4] Иногда этот ритуал сочетается с обрядом посвящения Упанаяны , посвящением в формальное школьное образование. [3] [4]
. [6]
Другой обряд посвящения, в котором индусы практикуют постриг, проводится после смерти и завершения последних обрядов ближайшего члена семьи, то есть отца, матери, брата, сестры, супруга или ребенка. Этот ритуал распространен в Индии среди скорбящих мужчин, которые бреют головы в знак скорби. [7] Еще несколько десятилетий назад многие индуистские общины, особенно высшие касты, заставляли вдов проходить ритуал пострижения и избегать хорошей одежды и украшений, чтобы сделать их непривлекательными для мужчин. [8]
По мнению Джаманадаса, постриг изначально был буддийским обычаем и был принят индуизмом. [9] Однако Панди и другие связывают эту практику с санскритскими текстами, написанными до рождения Будды, в которых постриг упоминается как обряд посвящения. [2] [4]
Христианство [ править ]
и развитие История
Тонзура не была широко известна в древности. В VII и VIII веках были известны три формы пострига:
- Восточный вариант заключался в бритье всей головы. Это наблюдалось в восточных церквях , включая Восточную Православную Церковь и Восточно-Католическую Церковь . Следовательно, Феодор Тарсийский , получивший свое образование в Византии в Малой Азии и носивший этот постриг, должен был позволить своим волосам отрасти в течение четырех месяцев, прежде чем он мог быть пострижен по римскому образцу, а затем рукоположен в архиепископа Кентерберийского Папой Виталианом в 668 году. .
- Кельтская тонзура , точная форма которой из источников неясна, но каким-то образом предполагала бритье головы от уха до уха. [10] Форма могла быть полукруглой, выгнутой вперед от линии между ушами, но другое популярное предположение, менее подтвержденное источниками, предполагает, что весь лоб был выбрит до ушей. [11] Совсем недавно была предложена треугольная форма с одной точкой в передней части головы, возвращающейся к линии между ушами. [10] Кельтский постриг носили в Ирландии и Великобритании и был связан с особым набором практик, известных как кельтское христианство . [12] Ему противостояла римская традиция, но многие приверженцы кельтской традиции продолжали придерживаться старого пути даже в VIII и IX веках. [13] Некоторые источники также предполагают связь между этой тонзурой и тонзурой, которую носили друиды в доримский железный век . [14] [15]
- Римляне форме : брили только верхнюю часть головы, чтобы позволить волосам расти в короны . Утверждается, что это произошло от Святого Петра и является практикой Латинской церкви Католической церкви .
и использование средневековое Древнее
Восточное христианство [ править ]
Духовный постриг [ править ]
Св. Герман I , Константинопольский Патриарх с 715 по 730 год, пишет: «Двойная корона, начертанная на голове священника посредством пострига, представляет собой драгоценную главу первоапостола Петра. Когда он был послан для учения и проповеди Господи, не поверившие слову Его остригли голову, как бы в насмешку. Учитель Христос благословил эту главу, бесчестие превратил в честь, насмешку в похвалу возложил на нее венец, сделанный не из драгоценных камней, но. тот, который сияет более золота, топаза или драгоценного камня – камнем и скалой веры». Сегодня в Восточной Православной Церкви священники, дьяконы, чтецы и другие постригенные чины не бреют головы. Вместо этого с макушки подстригают четыре пряди волос в форме креста, чтобы отметить их послушание. Церковь.
Монашеский постриг [ править ]
Св. Герман I пишет: «Пострижение главы полное по подражанию святому апостолу Иакову, брату Господню, и апостолу Павлу, и прочим». [16]
Западное христианство [ править ]
Духовный постриг [ править ]
В Латинской церкви Католической церкви «первым постригом» в средние века, как правило, вплоть до 1972 года, было: [17] обряд принятия кого-либо в сан духовенства и предоставления ему гражданских льгот, которыми когда-то пользовались священнослужители . Пострижение было обязательным условием для получения малых и больших орденов . Несоблюдение постриг было равносильно попытке отказаться от своего духовного статуса, и в Кодексе канонического права 1917 года любой священнослужитель в младших санах (или просто постриженный), который не возобновил постриг в течение месяца после предупреждения своего Ординария , терял клерикальное государство. [18] Со временем внешний вид постриг менялся, и в конечном итоге для немонашеского духовенства он обычно состоял из символического сострижения нескольких пучков волос при первом постриге в Крестное знамение и ношения голого места на затылке. которые варьировались в зависимости от степени заказов. причастника Он не должен был быть меньше размера хозяина , даже для тонсурата кто-то просто постригся, а примерный размер для священнического пострига был размером с хозяина священника. В странах, которые не были католическими, были исключения из этого правила, особенно в англоязычном мире. В Англии и Америке, например, без голого места обходились, вероятно, из-за преследований, которые могли возникнуть из-за принадлежности к католическому духовенству, но церемониальная стрижка волос при первом священническом постриге всегда требовалась. В соответствии с Папы Павла VI от motu proprio Ministryia quaedam 15 августа 1972 года «первый постриг больше не присваивается». [17]
Монашеский постриг [ править ]
Помимо этого общего духовного пострига, некоторые монашеские ордена Западного обряда , например, картезианцы и трапписты , использовали очень полную версию пострига, полностью брив голову наголо и оставляя только узкую колечко коротких волос, иногда называемую «монашеской короной» (монашеская корона). см. «Римский постриг» выше), с момента вступления в монашеское послушничество для всех монахов, предназначенных для служения в качестве священников или братьев.
Современная практика [ править ]
Восточное христианство [ править ]
Сегодня в восточном православии и в восточно-католических церквях византийского обряда существует три типа пострига: крещальный , монашеский и духовный . Оно всегда заключается в сострижении четырех прядей волос крестообразно: на передней части головы при произнесении священнослужителем «Во Имя Отца», на затылке при словах «и Сына» и на по обе стороны головы при словах «и Духа Святого». Во всех случаях волосам дают отрасти; тонзура как таковая не принимается в качестве прически.
Крещенский постриг [ править ]
Крещенский постриг совершается во время обряда Святого Крещения как первое жертвоприношение новокрещеным. Этот постриг совершается всегда, независимо от того, крестится младенец или взрослый человек.
Монашеский постриг [ править ]
Монашеский постриг (которого существует три степени: Рассофор , Ставрофор и Великая Схима ), — чин посвящения в монашеское состояние, символизирующий отсечение своеволия. Православные монахи традиционно никогда не стригут волосы или бороды после принятия монашеского пострига в знак посвящения своей жизни Богу (напоминает обет назорея ) .
Духовный постриг [ править ]
Духовный постриг является эквивалентом «первого пострига» в латинской церкви. Это совершается непосредственно перед рукоположением в малый сан чтеца , но при последующих рукоположениях не повторяется. [19] Это привело к некогда распространенному использованию, например, «постриг чтеца», хотя технически постриг происходит перед молитвой рукоположения в рамках обряда рукоположения.
Западное христианство [ править ]
Духовный постриг [ править ]
С момента издания «Ministeria quaedam» в 1972 г. [17] некоторым институтам было разрешено использовать первый духовный постриг, например, Священническому Братству Святого Петра (1988 г.), Институту Христа Царя-Суверенного Священника (1990 г.) и Личной Апостольской Администрации Святого Иоанна Марии Вианнея (2001 г.).
Хотя сама тонзура устарела, ношение тюбетейки, называемой цуккетто , в церкви, чтобы согреть голову, к которой привела более полная форма церковного тонзуры, все еще сохранилось. Цуккетто носят Папа Римский (белый), кардиналы (красный) и епископы (фиолетовый) как во время, так и вне официальных религиозных церемоний. Священники могут носить простое черное цуккетто только вне религиозных служб, хотя этого почти никогда не наблюдается, за исключением аббатов, которые продолжают носить черное цуккетто, или аббатов Ордена регулярных каноников Премонтра, которые носят белое. Другая община Регулярных каноников, Регулярные каноники Латеранских островов, носит белое цуккетто как часть своей обычной одежды. Некоторые священники, носившие особые титулы (например, некоторые звания монсеньори и некоторые каноники), раньше носили черные цуккетто с красной или фиолетовой окантовкой, но они тоже вышли из употребления, за исключением нескольких, крайне редких случаев.
Монашеский постриг [ править ]
Некоторые монашеские ордена и отдельные монастыри [ который? ] до сих пор сохраняют традицию монашеского пострига. Хотя это и не требуется, это все же обычная практика монахов Латинской церкви, таких как францисканские миссионеры Вечного Слова . [ нужна ссылка ] В некоторых источниках постриг сравнивается с терновым венцом, который носил Христос при распятии. [20] [21]
Буддизм [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2018 г. ) |
В буддизме постриг является частью обряда паббаджа , а также частью становления бхиккху (монахом) или бхикхуни (монахиней). Это предполагает бритье головы и лица. Эту тонзуру обновляют так часто, как это необходимо, чтобы голова была чисто выбрита.
Иудаизм [ править ]
Процесс очищения мецоры ( человека, пораженного цараатом ) включал ритуальное бритье всего тела мецоры, за исключением пораженных мест. [22]
Стремясь отличиться от древних практик тонзуры, связанных с идолопоклонством, ортодоксальные еврейские мужчины, поступая наоборот, не бреют углы бороды или скальпы прямыми лезвиями, как описано в Левите 19:27 .
См. также обычай Упшерина , отмечающий первую стрижку мальчика в трехлетнем возрасте.
Ислам [ править ]
сунниты [ править ]
Частичный постриг запрещен в исламе. Мухаммед запретил брить волосы на одних частях головы, оставляя их расти на других, например, при постриге. Однако допускается бритье головы целиком. Запрет подробно описан в хадисе .
По сообщению Ибн Умара, Посланник Аллаха, да благословит его Бог и дарует ему мир, запретил каз’.
От Ибну Умара (он говорит), Пророк, мир ему, запрещает коду (т.е. брить волосы на одних частях головы, оставляя их расти на других частях). Хадис Бухори V/2214 № 5577 об Аль-Козе и Хадис Муслим III/1675 № 2120 о запрещении Аль-Козы ) [ нужен неосновной источник ]
По сообщению Ибн Умара, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел мальчика, который сбрил часть волос на голове, а часть оставил, поэтому он сказал: Сбрей все или оставь все.
От Ибну Умара (по его словам) Пророк, мир ему, увидел мальчика, у которого одни части головы были выбриты, а на других остались волосы. Затем Пророк приказывает: «Побрейте голову полностью или дайте волосам полностью вырасти». Хадис Ахмад II/88, Хадис Абу Дауд нет. 4195 и хадис Ан-Наса-и № 5048). [ нужен неосновной источник ]
Светский европейский [ править ]
Меровинги [ править ]
Среди Меровингов , правителями которых были «длинноволосые короли», [23] сохранялся древний обычай, постригавший неудачливого самозванца или свергнутого короля. Затем ему пришлось удалиться в монастырь, но иногда это продолжалось лишь до тех пор, пока у него не отрастали волосы. [24] Таким образом, Гримоальд Старший , сын Пиппина Ланденского и опекун Дагоберта II , захватил трон для своего собственного сына и постриг Дагоберта, тем самым отметив его непригодным для королевской власти. [25] и сослан. [26]
Византийская империя [ править ]
Практика пострижения в сочетании с кастрацией была обычным явлением для свергнутых императоров и их сыновей в Византии примерно с 8-го века, до этого обезображивание, обычно путем ослепления, было обычной практикой. [27]
См. также [ править ]
- Харитон Исповедник (3-4 вв.), составил «Службу монашеского пострижения».
- Chudakarana , Mundan ceremony
- Правило Святого Бенедикта
- Шикха (прическа)
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Чарльтон Т. Льюис. «тонсура» . Элементарный латинский словарь . Проверено 8 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Раджбали Пандей (2013), Индуистские самскары: социально-религиозное исследование индуистских таинств , 2-е издание, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120803961 , стр. 94–100.
- ^ Jump up to: а б с Мэри МакГи (2007), «Самскара», в «Индуистском мире» (редакторы: Миттал и Терсби), Routledge , ISBN 978-0415772273 , стр. 342–343.
- ^ Jump up to: а б с д и П.В. Кейн, Самскара, Глава VI , История Дхармашастр, Том. II, Часть I, Институт восточных исследований Бхандаркара, стр. 260–265.
- ^ Раджбали Пандей (2013), Индуистские самскары: социально-религиозное исследование индуистских таинств, 2-е издание, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120803961 , стр. 94–95
- ^ Йорг Геннагель и Уте Хюскен (2005), Слова и дела: индуистские и буддийские ритуалы в Южной Азии, Отто Харрассовиц Верлаг, ISBN 978-3447051521 , стр. 204–205.
- ^ Дебора Веймонт и Тина Рэй (2006), Поддержка молодых людей, справляющихся с горем, потерей и смертью, SAGE Publications, ISBN 978-1412913126 , с. 75
- ^ Редди, П. Адинараяна, изд. (2004). Проблемы вдов в Индии (1-е изд.). Нью-Дели: Саруп и сыновья. стр. 42, 119, 124–130. ISBN 978-8176254793 .
- ^ К. Джаманадас (1991). Тирупати Баладжи был буддийской святыней . Публикации Сандживана.
Традиционный обычай пострижения, совершаемый в Тирумалее в качестве религиозной церемонии, не может рассматриваться как обычай брахманской [индуистской] религии.
- ^ Jump up to: а б Маккарти, Дэниел (2003). «О форме островного тонзура» (PDF) . Кельтика . 24 : 140–167 . Проверено 18 июня 2009 г.
- ^ Маккарти, стр. 147–150.
- ^ Маккарти, с. 140.
- ^ Маккарти
- ^ Черчилль, Уинстон С., «История англоязычных народов. Рождение Британии», Книга 1, «Островная гонка», 1956, Додд, Мид и компания, Нью-Йорк, стр. 55
- ^ Карвер, 2009 г.
- ^ Св. Немецкий: 69
- ^ Jump up to: а б с [1] "motu proprio" , дата обращения 14 августа 2011 г.
- ^ Канон 136, пар. 3 , Кодекс канонического права 1917 г.
- ^ На Западе второстепенными орденами были ордена привратника , чтеца , экзорциста и помощника , а основными орденами были субдиаконат , диаконат и священство , причем ранг епископа обычно считался более полной формой священства. На Востоке младшими орденами являются чтецы и иподьяконы (а в некоторых местах и прислужники); приказы привратника (привратника) и экзорциста (катехизатора) сейчас вышли из употребления.
- ^ О'Рейли, Дженнифер (19 июня 2019 г.). Раннесредневековый текст и изображения, том 2: Кодекс Амиатинус, Келлская книга и англосаксонское искусство . Рутледж. п. 83. ИСБН 978-1-000-00872-2 .
- ^ Шерроу, Виктория (2006). Энциклопедия волос: история культуры . Издательская группа Гринвуд. п. 272. ИСБН 978-0-313-33145-9 .
- ^ Мишна Негаим 2:4
- ^ Турского Григория Reges criniti
- ^ Григорий Турский, История франков , II.41.
- ^ Ж. Ойо, «Reges criniti: волосы, тонзуры и скальпы среди Меровингов», Revue bleue de philologie et d'histoire , 26 (1948)]; Дж. М. Уоллес-Хэдрил , «Длинноволосые короли и другие эссе» (Лондон, 1962: 154 и далее).
- ^ См. также Конрад Лейзер, «Длинноволосые короли и коротковолосые монахини: надпись на теле у Цезаря Арльского», Studia patristica 24 1993.
- ^ Византия , Джон Джулиус Норвич, Viking Press, 1988.
Библиография [ править ]
- Преподобный Беда (1896 г.). К чести рукописных кодексов, почтенный Баэда рассмотрел «Церковную историю английской нации», «Историю аббатов», «Послание к Экгберту», а также «Историю аббатов», написанную анонимным автором . Чарльз Пламмер (ред.). Оксфорд: от принтера Clarendonian.
- Архиепископ Аверкий. «Литургика» . Литургика (архиепископ Аверкий, ум. 1976) . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 г. Проверено 20 августа 2011 г.
- Святой Герман Константинопольский (715–730). Мейендорф, о. Джон (ред.). Святитель Герман Константинопольский на Божественной литургии . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии (опубликовано в 1984 г.). ISBN 0-88141-038-1 .
- Маккарти, Дэниел (2003). «О форме островного тонзура» (PDF) . Кельтика . 24 : 140–167 . Проверено 18 июня 2009 г.
- Робинсон, Налбро Фрейзер (1916). Монашество в православных церквях . Милуоки, Висконсин : Компания молодых церковников. ISBN 0-404-05375-0 .
- Соколоф, протоиерей Димитрий (1899). Руководство по богослужению Православной Церкви . Джорданвилл, Нью-Йорк : Свято-Троицкий монастырь (опубликовано в 2001 г.). ISBN 0-88465-067-7 .
- Великая книга нужд: Расширенная и дополненная (Том 1): Святые Тайны (т. 1) . Южный Ханаан, Пенсильвания : Издательство Свято-Тихоновской семинарии . 2000. ISBN 1-878997-56-4 .
Внешние ссылки [ править ]
- Словарное определение тонзуры в Викисловаре
- СМИ, связанные с тонзурой, на Викискладе?
- Пострижение Петра, Павла и Иоанна доктора Тейлора Маршалла
- Форма кельтского пострига II. Исследование подлинных документов по вопросу о форме кельтского пострига
- О форме островного тонзура
- Духовный постриг (Русское Православие)
- Крещенский постриг
- Духовный постриг
- Монашеский постриг