Упшерин
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|



Упшерин , Упшерен , [1] Опшерин или Упшериниш ( идиш : אָפּשערן , латинизированный : опшерн , букв. «срезать», иудео-арабский : חלאקה , латинизированный: halāqa) [2] ) — первая церемония стрижки , которую наблюдает широкий круг евреев и которая особенно популярна в харедимском иудаизме . Обычно его проводят, когда мальчику исполняется три года.
Фон
[ редактировать ]Традиция апшерин — относительно современный обычай в иудаизме, ставший популярной практикой только с 17 века. [ нужна ссылка ]
Йорам Билу, профессор антропологии и психологии Еврейского университета в Иерусалиме , предполагает, что у этого обычая мало или совсем нет религиозной основы, и его популярность, вероятно, в основном социальная. Ниже приведены некоторые цитаты из его статьи:
В ритуале стрижки, по-видимому, сошлись две разрозненные практики, связанные с волосами: отращивание ушных прядей – сд] и стрижка волос на голове. ... Ритуальная стрижка, вероятно, созданная по образцу мусульманского обычая брить волосы детям мужского пола в святилищах святых, практиковалась коренными израильскими евреями ( Мустаарбим ) еще в средние века. Раввин Исаак Лурия Ашкенази, основатель знаменитой лурианской школы каббалы XVI века , который придавал особую мистическую ценность ушным петлям, сыграл важную роль в создании ритуала в его нынешней форме. После Лурии этот ритуал оставался преимущественно сефардским обычаем, но за последние 200 лет он получил широкое распространение среди восточноевропейских хасидов. Из Палестины он распространился на общины диаспоры, где его обычно отмечали в более скромной семейной обстановке. [3]
Хайим бен Йозеф Виталь писал в « Вратах перевоплощений» , что « Исаак Лурия подстриг своего сына в Лаг Ба-Омер , по известному обычаю». Однако возраст сына не упоминается. Очевидная проблема, поднятая Авраамом Яари в статье в Тарбих 22 (1951), заключается в том, что многие источники ссылаются на то, что Лурия считал, что нельзя стричь волосы в течение всей сфиры , включая Лаг БаОмер (см. Шаарей Тешува, OC 493, 8). ).
От путешественников мы знаем, что к XVIII и XIX векам Йом Хиллула в Мероне на Лаг Ба-Омере с кострами и стрижкой детей стал к тому времени делом масс. Известный талмудист из Болгарии Авраам бен Исраэль Розанес писал, что во время своего визита в Палестину в 1867 году он увидел, как еврей-ашкенази стриг своего сына в хилулу . Розанес говорит, что он не мог сдержаться, пошел к еврею и пытался его отговорить, но безуспешно; он также жаловался, что большинство евреев -ашкенази и сефардов Израиля участвовали в этом «безумии» с «выпивкой, танцами и пожарами».
Хасидский ребе Иегуда Лейбуш Горенштейн, эмигрировавший в Израиль в середине XIX века, пишет, что «эту стрижку, называемую халаке , делают сефарды в Иерусалиме. [ нужны разъяснения ] у могилы Шимона бар Йохая летом , но зимой мальчика отводят в синагогу или Бейт-Мидраш и совершают стрижку с большим праздником и вечеринками, чего евреи в Европе не знают».
Таможня
[ редактировать ]В хасидском сообществе апшерин знаменует поступление мальчика в формальную систему образования и начало изучения Торы. и Теперь ему будут носить ермолку цици , а ребенка будут учить молиться и читать еврейский алфавит . Чтобы Тора была «сладкой на языке», еврейские буквы покрывают медом, и дети облизывают их во время чтения. [4]
Иногда волосы, отстриженные во время церемонии апшерина , взвешивают, и в этом размере раздают милостыню. Если волосы достаточно длинные, их можно пожертвовать благотворительной организации, которая производит парики для больных раком. [5]
Другие обычаи включают в себя то, что каждый из присутствующих на церемонии отрезает прядь волос и побуждает ребенка класть по пенни в коробку для цдаки за каждую отстриженную прядь. Иногда он поет еврейскую песню, основанную на библейском стихе: «Тора цива лану Моше, мораша кехилат Яаков» [« Моисей заповедал нам Тору, вечное наследие для собрания Иакова » ( Второзаконие 33:4).
В некоторых хасидских сектах, таких как Гур , апшерин проводится с двухлетнего возраста. [6] В основе этого обычая лежит традиция, согласно которой Авраам праздновал второй день рождения своего сына Исаака, на которую намекает библейский стих: «Младенец вырос и был отнят от груди, и устроил Авраам большой пир». (Бытие 21:8) В некоторых сефардских общинах, особенно в Иерусалиме, эта практика (известная им как «чалака») выполняется в возрасте пяти лет. [7]
Лаг БаОмер апшерины
[ редактировать ]
Стричь волосы запрещено во время счета Омера, но разрешено в Лаг Ба-Омер . Именно поэтому мальчики, которым между Песахом и Лаг Ба-Омером исполнилось три года, в этот день празднуют апшерин. Традиционно во время празднования Лаг Ба-Омера у могилы рабби Шимона бар Йохая в Мероне, Израиль , мальчикам делают первую стрижку, а их родители раздают вино и сладости. Аналогичные торжества апшерина одновременно проводятся в Иерусалиме на могиле Шимона Хацадика для иерусалимцев, которые не могут поехать в Мерон. [8]
В 1983 году раввин Леви-Ицхак Горовиц , второй бостонский Ребе, восстановил вековую традицию среди бостонских хасидов разжигать костер и проводить апшерины возле могилы раввина Акивы в Тверии в ночь Лаг ба-Омер. Традиция была заброшена из-за убийственных нападений на жителей этого относительно изолированного места. [9]
Хасидская интерпретация библейского намека
[ редактировать ]В Библии человеческую жизнь иногда сравнивают с ростом деревьев. [10] Согласно Левит 19:23, в течение первых трех лет нельзя есть плоды, растущие на дереве. Некоторые евреи применяют этот принцип при стрижке детей. Таким образом, маленьких мальчиков впервые стригут только в трехлетнем возрасте. Продолжая аналогию, можно надеяться, что ребенок, подобно дереву, которое вырастает высоким и в конечном итоге приносит плоды, вырастет в знаниях и добрых делах и когда-нибудь обзаведется собственной семьей. Хасидские раввины провели такое сравнение, и в некоторых общинах мальчика до его первой стрижки называют орлой , как мы называем дерево в его ранние годы.
Хабадские хасиды имеют другое объяснение. [11]
В течение первых трех лет жизни ребенок впитывает окружающие виды и звуки, а также любящую заботу родителей. Ребенок — получатель, еще не готовый отдавать. В возрасте трёх лет образование детей совершает настоящий скачок: теперь они готовы создавать и делиться своими уникальными дарами».
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бина Тирца Бинделл; Яффа Леба Готлиб (1991). Моя книга Упшерена Издательство Хачай. ISBN 0922613370 .
- ^ Шем Тоб Гагин , Кетер Шем Тоб, об. 2, с. 591.
- ^ «От Милы (обрезания) к Миле (Слову): мужская идентичность и ритуалы детства в еврейской ультраортодоксальной общине» ( Ethos 31 (2): 172–203, опубликовано Американской антропологической ассоциацией в 2003 году)
- ^ Хакотон, Реб Хаим (13 мая 2006 г.). «Сладкое преображение» . Реб Хаим ха-Котон — Р. Хаим маленький . Проверено 4 июля 2019 г.
- ^ «Лев Малка призывает Цибур пожертвовать волосы для детей» . TheYeshivaWorld.com . 25 апреля 2013 г.
- ^ «Нетай Гавриил - Обровение детей идет в комнату и праздник Пятикнижия - Цинер, Гавриил (стр. 35 из 200)» . hebrewbooks.org . Проверено 4 июля 2019 г.
- ^ «В три года – основная цель стрижки – оставить и по существу обнажить пейо/бейсы» . сайт Chabad.org . Проверено 4 июля 2019 г.
- ^ Россофф, Довид. «Мерон о Лаг ба-Омер» . Еврейский журнал . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ Горовиц, Ю.Ф. и Моргенштерн, Ашира (24 ноября 2010 г.). «Времена года: Бостонский ребецин вспоминает и размышляет по случаю первого йорцаита Великого раввина Леви Ицхака ха-Леви Горовица, ztz"l, 18 кислева 5771». Мишпаха , Приложение «Семья прежде всего», стр. 52.
- ^ см. Второзаконие 20:19, Исаия 65:22, Иеремия 17:8.
- ^ «Основы апшерина – первая стрижка мальчика» . сайт Chabad.org . Проверено 4 июля 2019 г.