Jump to content

История евреев в Зимбабве

Расположение Зимбабве в Африке
Зимбабвийские евреи
Общая численность населения
200
Языки
английский , иврит , идиш
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
Южноафриканские евреи

История евреев Зимбабве в насчитывает более ста лет. Современная Зимбабве раньше была известна как Южная Родезия , а затем как Родезия .

История [ править ]

В XIX веке евреи-ашкенази из Российской империи, Украинской Польской России и Белорусской Литвы поселились в Родезии после того, как эта территория была колонизирована британцами, и стали активно заниматься торговой деятельностью. была основана первая синагога В 1894 году в палатке в Булавайо . Вторая община возникла в Солсбери (позже переименованном в Хараре ) в 1895 году. Третья община была основана в Гвело в 1901 году. К 1900 году в Родезии проживало около 300 евреев.

В 1930-е годы ряд евреев-сефардов прибыли в Родезию с греческого острова Родос и в основном поселились в Солсбери. За этим последовала еще одна волна в 1960-х годах, когда евреи бежали из Бельгийского Конго . Синагога сефардской еврейской общины была основана в Солсбери в 1950-х годах. [1]

В конце 1930-х годов немецкие евреи, в колонии поселились спасавшиеся от нацистских преследований. В 1943 году были созданы Родезийский сионистский совет и Родезийский еврейский совет депутатов, которые в 1946 году были переименованы в Центральноафриканский сионистский совет и Центральноафриканский совет еврейских депутатов. [2] После Второй мировой войны еврейские иммигранты прибыли из Южной Африки и Великобритании . К 1961 году еврейское население достигло максимума в 7060 человек. [ нужна ссылка ]

В первой половине 20-го века наблюдался высокий уровень ассимиляции родезийских евреев в родезийское общество, и уровень смешанных браков был высоким. Рой Веленски , второй и последний премьер-министр Федерации Родезии и Ньясаленда , был сыном литовского еврея и матери -африканера . [3] К 1957 году каждый седьмой еврей, вступивший в брак в Родезии, женился на нееврее. [4]

В дополнение к Родезийскому сионистскому совету и Родезийскому еврейскому совету депутатов еврейская община создала учреждения для обслуживания и укрепления общины, включая две еврейские дневные школы (одну в Хараре, называемую школой Шарон, и одну в Булавайо, называемую школой Кармель), общественные центры, еврейские Кладбища, сионистские молодежные движения, спортивные клубы, принадлежащие евреям, дом престарелых Савьон в Булавайо и несколько женских организаций. Ряд евреев из сионистских молодежных движений эмигрировали в Израиль . [5]

В 1965 году правительство белого меньшинства Южной Родезии под руководством премьер-министра Яна Смита в одностороннем порядке провозгласило независимость Родезии в ответ на требования Великобритании передать колонию под власть черного большинства. Тогда Родезия подверглась международным санкциям, и черные националистические организации начали восстание, известное как Родезийская война Буша , которое продолжалось до 1979 года, когда правительство Родезии согласилось договориться с черными националистами. К моменту окончания Родезийской войны Буша в 1979 году большая часть еврейского населения страны эмигрировала. [ нужна ссылка ] наряду со многими другими белыми.

Некоторые евреи предпочли остаться, когда в 1980 году страна перешла под власть черного большинства и была переименована в Зимбабве. Однако эмиграция продолжалась, и к 1987 году из первоначального населения в 7000 человек осталось только 1200 евреев. Большинство родезийских евреев эмигрировали в Израиль или Южную Африку в поисках лучших экономических условий и перспектив еврейских браков. До конца 1990-х годов раввины проживали в Хараре и Булавайо , но покинули их, поскольку экономика и община начали приходить в упадок. Сегодня здесь нет постоянного раввина. [ нужна ссылка ]

В 1992 году президент Роберт Мугабе расстроил еврейскую общину Зимбабве, заметив, что «[белые] коммерческие фермеры - жестокосердные люди, можно подумать, что они евреи». [6]

В 2002 году, после того как выживанию еврейской общины угрожала нехватка продовольствия и бедность в стране, мэр Ашкелона , города на юге Израиля, предложил зимбабвийским евреям иммигрировать в Израиль и предложил помощь в обустройстве в Ашкелоне. Несколько зимбабвийских евреев приняли его предложение. [ нужна ссылка ]

В 2003 году синагога Булавайо сгорела, и небольшая община не восстановила здание. Молитвы обычно проводятся в Синайском зале или Савион Лодже в Булавайо. В Хараре у сефардской общины есть собственная синагога, а у ашкеназской общины — отдельная синагога. Сегодня из-за небольшого количества прихожан молитвы в двух синагогах чередуются. [5]

Сегодня в Зимбабве проживает около 200 евреев, главным образом в Хараре и Булавайо . евреев не осталось В Квекве , Гверу и Кадоме . Две трети зимбабвийских евреев старше 65 лет. Последняя бар-мицва состоялась в 2006 году. [7]

Год Еврейское население Зимбабве
1894 20 [8]
1900 300
1921 1,289 [8]
1936 2,219 [9]
1947 2,021 [10]
1951 4,760 [9]
1961 7,061 [8]
1970-е годы 7,500 [11]
1980 1,550 [12]
1987 1,200
1989 1,168 [13]
2001 800
2004 400
2006 99 [14]
2011 119 [14]
2014 120 [7]
2016 120 [14]
2019 200 [15]

Пишите людям [ править ]

Народ лемба говорит на языках банту, на которых говорят их географические соседи, и внешне напоминает их, но у них есть некоторые религиозные обычаи и верования, сходные с таковыми в иудаизме и исламе . [ нужна ссылка ] которые, как они утверждают, были переданы устно.{cn}} У них есть традиция древнего еврейского или южноаравийского происхождения по мужской линии.{cn}} [16] Генетический анализ Y-ДНК , проведенный в 2000-х годах, установил частично ближневосточное происхождение части мужской популяции лемба. [17] [18] Более поздние исследования утверждают, что исследования ДНК не подтверждают утверждения об специфическом еврейском генетическом наследии. [19] [20]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Сефардская еврейская конгрегация Зимбабве
  2. ^ Еврейские общины мира , Энтони Лерман,Спрингер, 1989, стр. 195.
  3. ^ Сэр Рой Веленски, 84 года, премьер-министр Африканской федерации, мертв , New York Times , 7 декабря 1991 г.
  4. Смешанные браки среди евреев в Родезии рассматриваются как «тревожные» , Еврейское телеграфное агентство , 16 октября 1957 г.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Еврейская община Зимбабве
  6. Евреи расстроены комментарием Мугабе , The Independent , 20 июля 1992 г.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берг, Элейн (март 2014 г.). «Наш месяц с лемба, еврейским племенем Зимбабве» . Еврейская ежедневная газета Форвард . Ассоциация Форвард . Проверено 19 февраля 2016 г.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Виртуальный тур по еврейской истории Зимбабве» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 24 июня 2023 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Зимбабве» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 18 февраля 2024 г.
  10. ^ Истман Ирвин, Э., изд. (1947). Всемирный альманах и книга фактов за 1947 год . п. 219.
  11. ^ «Путешествующий раввин сражается с пчелами-убийцами в Зимбабве» . www.thejc.com . Проверено 2 сентября 2022 г.
  12. ^ ДЕЛЛА ПЕРГОЛА, СЕРДЖИО (1982). Еврейское население мира . п. 278.
  13. ^ Лерман, Энтони (18 июня 1989 г.). Еврейские общины мира . Спрингер. п. 197. ИСБН  978-1-349-10532-8 .
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Еврейское население Виктории» (PDF) .
  15. ^ «Еврейское население мира, 2019 год» (PDF) .
  16. ^ ван Вармело, Нью-Джерси (1966). «О языке и происхождении лембы». Вклад Гамбурга в африканистику . 5 . Немецкий институт африканских исследований: 273, 278, 281–282.
  17. ^ Спердл, AB; Дженкинс, Т. (ноябрь 1996 г.), «Происхождение лемба, «черных евреев» южной Африки: данные p12F2 и других маркеров Y-хромосомы», Am. Дж. Хум. Жене. , 59 (5): 1126–33, PMC   1914832 , PMID   8900243
  18. ^ Клейман, Яаков (2004). ДНК и традиции – Hc: Генетическая связь с древними евреями . Издательство Девора. п. 81. ИСБН  1-930143-89-3 .
  19. ^ Тофанелли Серджио, Тальоли Лука, Бертончини Стефания, Франкалаччи Паоло, Клёсов Анатоль , Пагани Лука, «Мотивы гаплотипов митохондрий и Y-хромосомы как диагностические маркеры еврейского происхождения: пересмотр», Frontiers in Genetics Volume 5, 2014, [1] DOI = 10.3389/fgene.2014.00384
  20. ^ Химла Судьял; Дженнифер Дж. Р. Кромберг (29 октября 2015 г.). «Генетика и геномика человека, а также социокультурные верования и практики в Южной Африке» . В Кумаре — Дхавендра; Чедвик, Рут (ред.). Геномика и общество: этические, юридические, культурные и социально-экономические последствия . Академическая Пресса/Эльзевир. п. 316. ИСБН  978-0-12-420195-8 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 157d63371f0061bdb32f706d0394ab72__1716094200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/72/157d63371f0061bdb32f706d0394ab72.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Zimbabwe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)